Error: не определено #11234. О чем предупреждает замятин своей повестью. ««Мы» роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного я. Другие сочинения по этому произведению

О чем предупреждает замятин своей повестью. ««Мы» роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного я. Другие сочинения по этому произведению

Сочинение. «Самое страшное в утопиях то, что ои сбываются...» Н. Бердяев Роман «Мы» был написан Замятиным в 1920-ом году, в то сложное для России время, когда она отказывалась от старой модели жизни и строила «новую жизнь», в которой, по мнению многих людей, их ждёт светлое будущее... Об идеях построения «идеального общества», или утопии, размышляли многие философы, писатели, которые считали возможным такое общество, где все живут счастливо, где никто ни в чём не нуждается и все равны, грезя таким образом будущим, торопя ход времени. Но было немало и таких, кто сомневался в праве человека вмешиваться в естественное течение жизни, подчинять её какой-либо теории строительства общества всеобщего блага». Писатели-антиутописты, в том числе и Замятин, показывали трагическую сторону построения такого общества, доводя возможные его результаты до абсурда, фантастики. В романе «Мы» Замятин решает, по какому пути развития пойдёт дальнейшее формирование народа, что может ждать новые поколения. Так в фантастическом стиле автор показывает возможный вариант будущего мира. Перед нами разворачивается «математически совершенная жизнь» Единого государства. В начале романа даётся символический образ «огнедышащего интеграла», чуда технической мысли и в то же время жестокого орудия порабощения людей. Человек при помощи техники превращается в бездушный придаток машины, которым можно легко манипулировать, у него отобрали свободу, сделав из него добровольного раба. Человеку – «нумеру», у которого нет даже собственного имени, внушается, что несвобода, «жизнь ради всех» – это и есть «счастье». В Едином Государстве нет ни любви, ни сострадания, ни мыслей, ни мечтаний – всё это здесь считается чем-то диким и ужасным, вносящим дискомфорт в повседневную жизнь, а красивым считается только «разумное и полезное»: машины, одежда... Даже интимная жизнь «нумеров» - это государственная обязанность, которую необходимо выполнять в соответствии с «табелем сексуальных дней». Над жизнью общества властвует «однотипность», обеспечиваемая техникой и «хранителямит». Один из самых ярких символов романа – образ Зелёной стены, которая отделяет Единое Государство от «ужасного» и «чужого» окружающего мира Природы. «Стена» - это символ упрощения жизни, отстранения человека от реального мира с его многообразием и сложностью. Своим романом Замятин предупреждает человечество о грозящей опасности – диктатуре государства и власти. Как показали последующие события истории, опасения писателя не были беспочвенными. Русский народ пережил множество горьких уроков, среди них и коллективизация, и всеобщая «уравниловка», и слепая вера во «всезнающего» вождя. Многие сцены в книге невольно заставляют проводить параллели с недавним прошлым: единогласные выборы, манифестация в честь Благодетеля, жизнь во имя движения к общей цели... Из истории можно вспомнить ещё многое, к примеру, как людям «промывали» мозги, постоянный контроль за личной жизнью, наказуемость инициативы, не говоря уже о том, что многие свободы существовали только формально. Даже «стена» - символ «идеального мира», существовала на самом деле, если вспомнить ту же Берлинскую стену или «железный занавес», отделявшие социалистическое общество от «разлагающего влияния Запада». Как всё это нам знакомо из недалёкого прошлого, и как ужасно сознавать, что всё это было предсказано писателем, но ничего существенного не было сделано, чтобы этого не произошло. Как известно, СССР не выдержал проверки временем, но, к сожалению, люди не учатся на прежних ошибках, и ещё существуют «государства всеобщего благоденствия»... Так, к примеру, можно вспомнить те же США. Здесь люди становятся заложниками своих же свобод и считают это «счастьем». Они хотят принести это «счастье» всему миру в виде «глобализма», «американской мечты». Те же государства, которые сопротивляются натиску США, причисляются ими к «Оси зла», в отношении которой можно даже пренебречь нормами международного права... Как показывает история, всякие системы в крайности своей опасны, будь то тоталитаризм, или демократия, и как мы видим, утопии не так уж невозможны на самом деле, и это, действительно, очень страшно, что они сбываются...

“Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде.
И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас своим иначе:
как избежать их окончательного осуществления?”
Н.А. Бердяев

  1. Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя.
  2. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.
  3. Учить их логически мыслить, выделять главное.
  4. Развивать речь учеников.
  5. Воспитывать патриотизм.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

  1. Наличие хронологической таблицы по творчеству Е. Замятина.
  2. Выписать оксюмороны из текста романа.

II. Сообщение темы и цели урока.

Цель: “Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивать речь учеников. Воспитывать патриотизм.”

Слово учителя {на доске: утопия, антиутопия}

Запишем эпиграф.

Теперь вспомним, что же такое утопия ?

{На доске} Утопия (др. греч.ου – нет и τοπος – место, т.е дословно: место, которого нет) – жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Утопия – мечта.

На вопрос, почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии, мы ответим в конце урока, когда познакомимся с романом Е. Замятина “Мы”.

Роман “Мы” был написан в 1921–1922 году. В 1924-м году был опубликован в Нью-Йорке на английском языке. Впервые на русском языке был напечатан там же в 1952 году. В нашей стране был впервые напечатан в 1988 году в журнале “Знамя”. История романа драматична, как и история жизни его автора.

– Что вы знаете о Евгении Ивановиче Замятине? (1884–1937 гг.)

Это один из писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшимся свободным в своем творчестве, в художественной оценке событий. Судьба Е.И.Замятина и Бориса Пильняка предвосхитила трагедию Пастернака, позорный суд над Иосифом Бродским, высылку А. Солженицына.

Замятин родился в Тамбовской губернии в семье священника, впоследствии стал кораблестроителем.

Дух противоречия привел Замятина в партию большевиков, и с 1905 года он участвовал в нелегальной работе, за что и подвергся аресту. В годы первой мировой войны уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, но в сентябре 1917 года возвращается в Россию.

В 1922 году публикует рассказы, в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.

Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевиками, оставаясь всегда честным. Он писал: “У меня есть очень неудобная привычка – говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой”. Его перестали печатать, и в 1931 году он покинул родину, написав личное письмо Сталину с просьбой об экстрадиции.

С 1931 по 1937 г. живет в Париже, где и умирает.

– Что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”?

Далекое будущее, XXVI век, казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим, “математически безошибочным счастьем”. В едином государстве цивилизации, технического прогресса, высокоразвитой науки живут нумера. О своей жизни ведет повествование в виде дневниковых записей нумер Д-503. Он влюблен в И-330, но она одна из тех, которые хотят запустить Интеграл в другие миры, чтобы этот уклад жизни не распространялся. Бунт подавлен, нумерам прижгли кусочек мозга, который отвечает за фантазию.

– Для чего изображается это далекое будущее?

Е. Замятина интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Он прогнозирует пути развития человеческого общества. “Мы” – не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия .

Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному идеалу.

Жанр антиутопии приобретает статус прогноза, “романа – предупреждения”.

III. Работа по содержанию и анализ романа.

– Почему же роман Е.Замятина мы можем назвать антиутопией, романом – предупреждением?

Исторический путь человечества не прямолинеен, трудно уловить его истинное направление. Замятин попытался проследить путь линии истории после 1917 года, который ведет к Единому Государству. И вместо гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения, обнаруживает бездушный, казарменный строй, в котором обезличенное “нумера” “интегрированы” в послушное и пассивное “мы”, в слаженный неодушевленный механизм.

– Как вы понимаете название романа?

“Мы” – единое государство, две чаши весов: на одной – государство, на другой – личность. “Мы” – это Единое Государство, новый государственный строй, новый порядок жизни, созданный на иных основаниях.

– В чем суть этого миропорядка?

  1. В этом государстве “мы” и “я” на разных чашах весов, они противопоставлены друг другу.
  2. Государству принадлежат права, а “я” – обязанности. Государство, “мы” – цель, “я”, человек – средство для укрепления цели.
  3. Такие взаимоотношения веду к полному уничтожению личности: грамм не может уравновесить тонну, поэтому нужно чувствовать себя миллионной долей тонны, раствориться в государстве. Поэтому в книге нет людей, есть “нумера”.

– Как это произошло, чтобы государство и личность стали антагонистами в своих взаимоотношениях?

Новый миропорядок начинался с целых двухсот лет войны государства со своим народом, городом и деревней. И выжило 0,2 населения.

– На какой идее зарождался новый миропорядок?

На идее насилия, уничтожения, истребления. У его истоков гражданская война.

– Какое развитее эта идея насилия, положенная в основу Единого государства, получило в романе?

Эта идея насилия получила развитие в системе художественных образов. Именно на насилии строиться политика Благодетеля, стоящего во главе государства. Бюро Хранителей – полицейская система. Часовая Скрижаль – “сердце и пульс единого государства”. Зеленая Стена – нерушимая граница.

Тяжелая рука, огромная рука Благодетеля.

– Что еще подчеркивает противоестественность отношений между людьми и государством?

Ненатуральность, искусственность отношений подчеркивают оксюмороны, используемые в романе:

– дикое состояние свободы,
– благодетельное иго разума,
– математически безошибочное счастье,
– наш долг – заставить их быть счастливыми,
– неомраченные безумием мысли лица,
– самая трудная и высокая любовь – это жестокость,
– вдохновение – неизвестная форма эпилепсии,
– душа – тяжелое заболевание.

– Какой эпизод показывает могущество Благодетеля?

Д-503 рассказывает о Дне Единогласия – выборы Благодетеля. Ритуал – результат которого всем известен, но все приходят продемонстрировать единогласие.

– Каким предстает образ Благодетеля? Что является олицетворением миропорядка?

Бюро Хранителей Д-503 сравнивает с инквизицией у древних. У них есть операционная со знаменитым газовым колоколом (орудие пыток) . Совершенством является операция по прижиганию участка мозга, отвечающего за фантазии. Бюро Хранителей – мощный и репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля.

– Государственная Газета, как любое средство пропаганды формирует:

1) Новую идеологию.

  1. идеология идеальной несвободы, наша несвобода – наше счастье

2) Новую мораль.

  1. Все живут в стеклянных домах (можно закрыть шторы на 2 часа), отсутствие права принадлежать самому себе.
  2. Основа взаимоотношений между “нумерами” – соглядатальство, доносительство, предательство, система надзора и слежки.
  3. Любовь лишь физиологическая функция, семьи нет, чтобы родить ребенка нужно разрешение Государства, затем дитя отдают государству на воспитание.
  4. “Нумер” Д-503 испытывает два чувства: благодарности Единому Государству и превосходства надо всем что ни есть Единое Государство.

3) Новое понимание красоты, новое восприятие искусства.

  1. В музыке идеальную не свободу выражает марш.
  2. В живописи, архитектуре, графике – прямая линия.
  3. В поэзии – это не соловьиные трели, а служба (приказано сочинения о красоте и величие Единого Государства писать всем)

– На чем строится сюжет? На каком конфликте строится развитее действия?

Столкновение Единого Государства, его интересов с человеком, с миром и его интересом. Единое Государство и нумера.

Главный герой Д-503. В начале мы видим плоть от плоти Единого Государства, он поет нового миропорядка, иная жизнь для него немыслима, он не устает восхищаться мудростью создавших его. Но он влюбляется и с ним происходят перемены. Сначала он не понимает, что произошло и вынужден обращаться к врачу, который говорит, что у Д-503 образовалась душа. Да и сам герой чувствует, что из нумера он превращается в личность, становится человеком.

– Что стало источником этих перемен?

Любовь. По мнению Е. Замятина, любовь способна каждого из нас сделать человека, поэтому становится понятным, что сексуальная свобода – кризис жизни, государства, личности, духовных связей, семьи, вырождение человека. Любовь возродила память, которая, по мнению Замятина, способна возродить человека.

– Сопоставьте две сцены в романе:

  1. Посещение Древнего дома: раздражен, влюблен, теперь мир преобразился, герой увидел солнце и траву.
  2. И-330 ведет героя за зеленую стену, где живут дикие люди. Вглядываясь в них, герой обращает внимание на свои руки и понимает, что он часть живой природы. Через любовь и память возникает образ матери, который был бы дорог как кусок ее собственной человеческой функции.

– Как Е. Замятин показывает процесс пробуждение человека?

Процесс мучительный, но герой не уклоняется он него. “Я не хочу спасения”, – скажет Д-503. Для него это единственный шанс стать человеком и испытать все муки и радости человеческого бытия.

– Как вы понимаете финал романа?

Единое Государство вновь одержало победу над людьми:
Бунтовщиков пытают, делают операции, в том числе и Д-503. Он вновь превратился в нумер и равнодушно наблюдает, как пытают какую-то красивую женщину, не испытывая никаких эмоций и чувств.

– Что вам открыл роман?

– Как этот роман связан с современностью?

– На сколько актуально предупреждение Е.Замятина сегодня?

Не случайно и сегодня роман “Мы” актуален. Всегда может появиться опасность возврата к тоталитарному режиму. Мы должны помнить, к чему это может привести.

IV. Итог урока.

Записать в тетрадь выводы:

  1. Тот миропорядок, принцип, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы, оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, уничтожении, полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень тяжело.
  2. Писатель утверждал, что всегда есть силы, способные противостоять. Они не сломлены, хотя потерпели поражение, и это вселяет надежду.
  3. Люди живут за Зеленой стеной, уходят туда и О-90, унося в себе ребенка, который родится от человека, ведь в то время Д-503 им и был.

Неизбежность противопоставления вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается, неистребимо человеческое в человеке и утверждает читателя в главном: тоталитаризм и жизнь, тоталитаризм и человек несовместимы.

V. Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

  1. Почему Н.Бердяев предостерегает от осуществления утопии?
  2. Сравнить город из четвертого сна Веры Павловны (роман “Что делать?” А.Г.Чернышевского) и город из романа Е.Замятина “Мы”. Сделать рисунки.
  3. Что “угадано” Е.Замятиным в романе?
  4. Почему Е.Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?
  5. Почему в XX веке стал популярным жанр антиутопии?
  6. Как другие поэты и писатели в годы создания романа “Мы” ставили вопрос о личности и коллективе? (А.Блок, В.Маяковский и др.)
  7. Можно ли согласиться с Д.Фурмановым, что “замятинство – опасное явление”?

1 вариант

Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнитель-ные и благонадежные, а безумные еретики...

Е. Замятин

Имя Евгения Ивановича Замятина стало известным в литера-турной России еще в 1912 году, когда вышла первая его вещь — повесть «Уездное». Тогда о молодом писателе заговорили все и сразу как о новом, большом таланте. Почему же мы получили возмож-ность познакомиться с творчеством Е. Замятина лишь в середине 80-х годов?

Любой настоящий талант не приемлет ограничений, стремится к свободе, открытости. Эта честность в высказывании своих мыс-лей и явилась причиной литературной изоляции писателя после выхода в свет его антиутопии «Мы», написанной в 1919 году. Замятин не зря считал свой роман «предупреждением о двой-ной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной вла-сти машин и гипертрофированной власти государства». И в первом и во втором случае подвергается угрозе самое ценное, то, что делает человека человеком, — его личность.

В городе-государстве, созданном живым воображением писате-ля, люди превращены в составляющие и быстро заменяемые части гигантской и страшной государственной машины, они лишь «ко-лесики и винтики в едином государственном механизме». Между индивидуумами максимально нивелированы все различия: жест-кий, до секунды расписанный режим (нарушение которого очень жестоко карается), коллективный труд и отдых, подавление любых самостоятельных мыслей, чувств, желаний не дают развиваться че-ловеческой личности. Даже имен нет у граждан этого странного государства, а есть номера, по которым их можно было бы иденти-фицировать в случае надобности.

Всеобщее равенство, дома с прозрачными стенами (во-первых, людям нечего скрывать друг от друга, во-вторых, за ними легче на-блюдать, выискивая нарушителей), жизнь по звонку, прогулки стройными рядами в свободное время, даже регламентированное количество жевательных движений на каждый кусок нефтяной пищи — все это служит непреложным основанием человеческого счастья. Власти единого государства в лице Благодетеля пекутся о легкой, безмятежной жизни горожан — и вместе с тем об удобстве и незыблемости своего положения. И люди, на удивление, счастли-вы: им некогда думать, не с чем сравнивать, они лишены возможно-сти оценивать действительность, потому что любые проявления ин-дивидуальности, личности в Едином Государстве приравнены, в лучшем случае, к болезни, которую нужно немедленно излечить, в худшем — к преступлению, караемому смертью: «свобода и пре-ступление так же неразрывно связаны между собой, как движение и скорость...».

Кажется, все учтено в этом утопическом мире, чтобы стереть различия между людьми, даже любовь возведена в ранг государ-ственной обязанности, потому что «всякий нумер имеет право на другой нумер как на сексуальный объект». Стоит лишь получить заветный розовый талончик — и ты имеешь право на часовой «се-анс», даже шторы можешь опустить...

Но все дело в том, что какой бы серой и однородной ни была человеческая масса, она состоит из отдельных людей: со своим ха-рактером, способностями, ритмом жизни. Человеческое в челове-ке можно заглушить, придавить, но полностью уничтожить — не-возможно. Ростки неизвестной ранее любви в сердце строителя Ин-теграла Д-503 обусловили и «кощунственные» мысли, и «преступ-ные» чувства, и запретные желания. Невозможность жить прежней жизнью, личностное возрождение Д-503, с детства воспитанный в условиях Единого Государства, воспринимает как катастрофу, ко-торую ужесточает врач, констатируя болезнь и ставя жуткий диаг-ноз: «Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа».

Конечно, до истинного освобождения в этом случае далеко, но и вода по капле долбит камень. Государство, неспособное к разви-тию, «вещь в себе» — обречено на гибель, поскольку в жизни отсут-ствие движения означает смерть. А для движения и развития госу-дарственного механизма нужны люди — не «винтики» и «колеси-ки», а живые, думающие личности с ярко выраженной индивиду-альностью, имеющие право выбора, не боящиеся спорить и спо-собные создавать не всеобщее счастье, а счастье для каждого в от-дельности. Писатель хотел предостеречь весь мир (а особенно свою страну) от страшных ошибок, но машина нового тоталитарного го-сударства уже начала свой ход, и Замятину пришлось отвечать за «преступную клевету» против победы революции и социализма...

2 вариант

Самое страшное в утопиях то, что они сбываются...

Н. Бердяев

Многие тысячелетия в сердцах людей живет наивная вера в то, что можно построить или найти такой мир, в котором все будут одинаково счастливы. Реальность же всегда была не настолько со-вершенной, чтобы не находилось недовольных жизнью, и стремле-ние к гармонии и совершенству породило в литературе жанр уто-пии.

Наблюдая за непростым становлением молодой Страны Сове-тов, предвидя жестокие последствия ее многочисленных ошибок, возможно, неизбежных при создании всего нового, Е. Замятин со-здал свой роман-антиутопию «Мы», в котором еще в 1919 году хо-тел предупредить людей об опасностях, грозящих человечеству при допущении гипертрофированной власти машин и государства в ущерб свободной личности. Почему антиутопия? Потому чтомир, созданный в романе, гармоничен лишь по форме, на самом же деле перед нами предстает совершенная картина узаконенного рабства, когда рабам еще и вменяется в обязанность гордиться своим поло-жением.

Роман Е. Замятина «Мы» — грозное предупреждение всем, меч-тающим о механической переделке мира, дальновидное предска-зание грядущих катаклизмов в обществе, стремящемся к едино-мыслию, подавляющем личность и индивидуальные различия меж-дулюдьми.

В облике Единого Государства, предстающего перед нами на страницах романа, легко узнать две будущие великие империи, сде-лавшие попытку создания идеального государства, — СССР и Тре-тий рейх. Стремление к насильственной переделке граждан, их со-знания, моральных и нравственных ценностей, попытке изменить людей в соответствии с представлениями власть имущих о том, ка-кими они должны быть и что им нужно для счастья, обернулось для многих настоящей трагедией.

В Едином Государстве все выверено: прозрачные дома, решив-шая проблему голода нефтяная пища, униформа, жестко регламен-тированный распорядок дня. Кажется, неточностям, случайнос-тям, упущениям здесь нет места. Все мелочи учтены, все люди рав-ны, потому что одинаково несвободны. Да-да, в этом Государстве свобода приравнивается к преступлению, а наличие души (то есть собственных мыслей, чувств, желаний) — к болезни. И с тем и с другим усиленно борются, объясняя это стремлением обеспечить всеобщее счастье. Не зря Благодетель Единого Государства спра-шивает: «О чем люди — с самых пеленок — молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз и навсегда сказал им, что такое счастье, — и потом приковал их к этому счастью на цепь». Насилие над личностью маскируется под видом заботы о людях.

Однако объективный жизненный опыт и примеры истории, которыми особенно насыщен был бурный XX век, показали, что государства, построенные по подобным принципам, обречены на разрушение, потому что для всякого развития необходима свобода: мысли, выбора, действия. Там, где вместо свободы — одни ограни-чения, где в стремлении обеспечения всеобщего счастья угнетается независимость отдельных людей, — там не может возникнуть ни-чего нового, а остановка движения здесь означает смерть.

Есть еще одна тема, затронутая Замятиным в начале XX века, которая особенно созвучна нашим сегодняшним экологическим проблемам. Государство в романе «Мы» несет гибель гармонии жиз-ни, изолируя человека от природы. Образ Зеленой Стены, наглухо отделившей «машинный, совершенный мир — от неразумного мира деревьев, птиц, животных», — один из самых угнетающих и зловещих в произведении.

Таким образом, писатель пророчески сумел предупредить нас о проблемах и опасностях, которые грозят человечеству с его ошиб-ками и заблуждениями. Сегодня мир людей уже достаточно опы-тен, чтобы суметь самостоятельно оценить последствия своих дей-ствий, но мы видим, что в реальности человек зачастую не хочет задумываться о будущем, извлекая максимальную выгоду из насто-ящего. И мне иногда становится страшно от нашей беспечности и недальновидности, ведущей к катастрофе.

Евгений Замятин и его роман-предупреждение

(Урок литературы по роману Е. Замятина «Мы»)

Цели урока:

Образовательные:

Продолжить знакомство обучающихся с писателями начала XX века и их творчеством;

Способствовать развитию познавательной активности, мышления;

Учить обучающихся отстаивать свою точку зрения.

Развивающие:

Способствовать развитию УУД (анализ, сравнение, творческое мышление);

Формировать умение пользоваться литературоведческими терминами (утопия, антиутопия, портрет, художественная деталь);

Развивать у учащихся навыки критического мышления.

Воспитательная:

На примере героев произведения способствовать воспитанию у обучающихся нравственных ценностей, развитию личностных качеств.

Самое страшное в утопиях то,

что они сбываются…

Н.А. Бердяев

I . Работа с эпиграфом (слайд 2)

Прочитайте отрывок из стихотворения В. Кириллова «Мы».

Как вы думаете, о каком времени идет речь? По каким признакам вы определили это?

Учитель: Задача сегодняшнего урока – проанализировать отрывки (записи) из романа Е. Замятина «Мы», сделать вывод: о чем хотел предупредить людей автор своим произведением

II . Работа с презентацией (слайды 3 - 17)

1. Слайды 3-7 . Биографические сведения, относящиеся к моменту написания романа «Мы»

Без «такого писателя страна строящегося социализма могла обойтись». Какой смысл заключен в слове «такого». Каким человеком был Е. Замятин?

В чем заключается смысл писательского кредо автора романа «Мы»?

Обобщение ответов

2 . Слайды 8-11 . Работа с понятиями утопия и антиутопия

3. Слайды 12-17 . Обзорное знакомство с романом Е. Замятина «Мы»

Цель: Так как учащиеся не знакомы с содержанием романа, дать общее преставление о произведении, чтобы затем продолжить работу по анализу романа в группах.

III . Групповая работа (6 групп по три – четыре человека)

1. Слайд 18

Задача группам:

1. Проанализируйте отрывки романа Приложение1.

2. Ответьте на вопросы Приложение 2.

3. Попробуйте в ходе работы сформулировать и записать основные идеи романа

2. Обобщающая беседа

1. – Каким словом можно назвать такое государственное устройство, что изобразил Е. Замятин в романе? (тоталитарное) (слайд 19 )

Кто или что скрывается за

Обожаемым Благодетелем – Сталин, Гитлер

Хранителями – политическая полиция (органы НКВД)

Зеленой Стеной – железный занавес

Газовым Колоколом – газовая камера (воздействие на людей пытками) (слайд 20 )

2. Учитель: Е. Замятин изображает государство, где все счастливы. Но счастливы на первый взгляд. (слайд 21 ) Сцена бунта нумеров и расправы над некоторыми не оставляет равнодушным читателя. Но бунт подавлен. И-330 попадает в Газовый Колокол, главный герой подвергся Великой Операции и хладнокровно наблюдает за гибелью бывшей возлюбленной. Финал романа трагичен (последний абзац 40 записи). Означает ли это, что писатель не оставляет читателям надежды?

Обобщение ответов: Несмотря ни на что, И-330 не сдается, Д-503, как и других, насильно подвергли Операции, О-90 уходит за Зеленую Стену, чтобы родить ребенка, а не нумер для Единого Государства.

3. – Какие свои мысли хотел донести до читателей Е. Замятин (основные идеи романа) Слайды 22-24

Учитель: Задумайтесь над второй идеей романа - идея несвободы. В романе «Преступление и наказание» Достоевский говорит о гибельных последствиях СВОБОДЫ, то есть вседозволенности, и показывает это во сне Раскольникова об общей мировой язве и конце мира. Замятин же говорит о гибельных последствиях НЕСВОБОДЫ, когда уничтожается человеческая личность.

IV . Подведение итогов

Почему роман «Мы» Е. Замятина называют романом-предупреждением?

Обобщение: Своим романом Замятин предупреждает: боритесь за свою индивидуальность, личную свободу, убеждения, не дайте превратить себя в Нумеров, иначе это будет великая трагедия для всего человечества.

V. Домашнее задание

Сочинение в формате ЕГЭ по одной из проблем романа Замятина

Приложение 1

Запись 1-я

Конспект: Объявление. Мудрейшая из линий. Поэма

Я просто списываю -- слово в слово -- то, что сегодня напечатано в Государственной Газете:

"Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство.. Если соседи не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытаем слово.

От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства:

Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства.

Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ.

Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!"…

Я, Д-503, строитель "Интеграла", -- я только один из математиков Единого Государства. Мое привычное к цифрам перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю -- точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это "МЫ" будет заглавием моих записей).
Запись 2-я
Конспект: Балет. Квадратная гармония. Икс

Весна. Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы -- ежеминутно возникают какие-то мысли. Это несколько мешает логически мыслить.

Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупотолкущиеся кучи пара). Я люблю -- уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим только такое вот, стерильное, безукоризненное небо. В такие дни весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки. …

Ну, вот хоть бы это. Нынче утром был я на эллинге, где строится "Интеграл", и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка. Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем.

И дальше сам с собою: почему красиво? Почему танец красив? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе. И если верно, что наши предки отдавались танцу в самые вдохновенные моменты своей жизни (религиозные мистерии, военные парады), то это значит только одно: инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку, и мы в теперешней нашей жизни -- только сознательно...

Кончить придется после: щелкнул нумератор. Я подымаю глаза: О-90, конечно. И через полминуты она сама будет здесь: за мной на прогулку.

Милая О! -- мне всегда это казалось -- что она похожа на свое имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы -- и оттого вся кругло обточенная, и розовое О -- рот -- раскрыт навстречу каждому моему слову. И еще: круглая, пухлая складочка на запястье руки -- такие бывают у детей.

Внизу. Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час мы обычно тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера -- сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах [*], с золотыми бляхами на груди -- государственный нумер каждого и каждой. И я -- мы, четверо, -- одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке. Слева от меня О-90, справа -- два каких-то незнакомых нумера, женский и мужской.

Запись 4-я
Конспект: Эпилепсия. Если бы

Вот -- звонок. Мы встали, спели Гимн Единого Государства -- и на эстраде сверкающий золотым громкоговорителем и остроумием фонолектор.

И я с трудом включил внимание только тогда, когда фонолектор перешел уже к основной теме: к нашей музыке, к математической композиции (математик -- причина, музыка -- следствие), к описанию недавно изобретенного музыкометра.

-- "...Просто вращая вот эту ручку, любой из вас производит до трех сонат в час. А с каким трудом давалось это вашим предкам. Они могли творить, только доведя себя до припадков "вдохновения" -- неизвестная форма эпилепсии. И вот вам забавнейшая иллюстрация того, что у них получалось, -- музыка Скрябина -- двадцатый век. Этот черный ящик (на эстраде раздвинули занавес и там -- их древнейший инструмент) -- этот ящик они называли "рояльным" или "королевским", что лишний раз доказывает, насколько вся их музыка..."…

Как обычно, стройными рядами, по четыре, через широкие двери все выходили из аудиториума. Мимо мелькнула знакомая двоякоизогнутая фигура; я почтительно поклонился.

Через час должна прийти милая О. Я чувствовал себя приятно и полезно взволнованным. Дома сунул дежурному свой розовый билет и получил удостоверение на право штор. Это право у нас только для определенных дней. А так среди своих прозрачных, как бы сотканных из сверкающего воздуха, стен -- мы живем всегда на виду, вечно омываемые светом. Нам нечего скрывать друг от друга. К тому же это облегчает тяжкий и высокий труд Хранителей. Иначе мало ли что могло быть. Возможно, что именно странные, непрозрачные обиталища древних породили эту их жалкую клеточную психологию. "Мой дом -- моя крепость" -- ведь нужно же было додуматься!

В 21 я опустил шторы -- и в ту же минуту вошла немного запыхавшаяся О. Протянула мне свой розовый билетик….

Потом показал ей свои "записи" и говорил -- кажется, очень хорошо -- о красоте квадрата, куба, прямой. Она так очаровательно-розово слушала -- и вдруг из синих глаз слеза, другая, третья -- прямо на раскрытую страницу (стр. 7-я). Чернила расплылись. Ну вот, придется переписывать.

Милый Д, если бы только вы, если бы...

Ну что "если бы"? Что "если бы"? Опять ее старая песня: ребенок.

22.05. Пора расставаться. Сон для всех. Появляться на улице нельзя. Иначе Хранители обвинят в--- Нельзя даже думать об---

Ночь была мучительна. Кровать подо мною подымалась, опускалась и вновь подымалась -- плыла по синусоиде. Я внушал себе: "Ночью -- нумера обязаны спать; это обязанность -- такая же, как работа днем. Это необходимо, чтобы работать днем. Не спать ночью -- преступно..." И все же не мог, не мог.

Запись 9-я

Конспект: Литургия. Ямбы и хорей. Чугунная рука

Площадь Куба. Шестьдесят шесть мощных концентрических кругов: трибуны. Торжественная литургия Единому Государству, воспоминание о крестных днях-годах Двухсотлетней Войны, величественный праздник победы всех над одним, суммы над единицей...

А наверху, на Кубе, возле Машины -- неподвижная, как из металла, фигура того, кого мы именуем Благодетелем. Лица отсюда, снизу, не разобрать: видно только, что оно ограничено строгими, величественными квадратными очертаниями. Но зато руки... Так иногда бывает на фотографических снимках: слишком близко, на первом плане поставленные руки -- выходят огромными, приковывают взор -- заслоняют собою все. Эти тяжкие, пока еще спокойно лежащие на коленях руки -- ясно: они -- каменные, и колени -- еле выдерживают их вес...

И вдруг одна из этих громадных рук медленно поднялась -- медленный, чугунный жест -- и с трибун, повинуясь поднятой руке, подошел к Кубу нумер. Это был один из Государственных Поэтов, на долю которого выпал счастливый жребий -- увенчать праздник своими стихами. И загремели над трибунами божественные медные ямбы -- о том, безумном, со стеклянными глазами, что стоял там, на ступенях, и ждал логического следствия своих безумств.

Снова медленный, тяжкий жест -- и на ступеньках Куба второй поэт. …Губы у него трясутся, серые. Я понимаю: пред лицом Благодетеля, пред лицом всего сонма Хранителей -- но все же: так волноваться...

Резкие, быстрые -- острым топором -- хореи. О неслыханном преступлении: о кощунственных стихах, где Благодетель именовался... нет, у меня не поднимается рука повторить.

Тяжкий, каменный, как судьба, Благодетель обошел Машину кругом, положил на рычаг огромную руку... Ни шороха, ни дыхания: все глаза -- на этой руке. Какой это, должно быть, огненный, захватывающий вихрь -- быть орудием, быть равнодействующей сотен тысяч вольт. Какой великий удел!

Неизмеримая секунда. Рука, включая ток, опустилась. Сверкнуло нестерпимо-острое лезвие луча -- как дрожь, еле слышный треск в трубках Машины. Распростертое тело -- все в легкой, светящейся дымке -- и вот на глазах тает, тает, растворяется с ужасающей быстротой. И -- ничего: только лужа химически чистой воды, еще минуту назад буйно и красно бившая в сердце...

Все это было просто, все это знал каждый из нас: да, диссоциация материи, да, расщепление атомов человеческого тела. И тем не менее это всякий раз было -- как чудо, это было -- как знамение нечеловеческой мощи Благодетеля.

Величественным шагом первосвященника Он медленно спускается вниз, медленно проходит между трибун -- и вслед Ему поднятые вверх нежные белые ветви женских рук и единомиллионная буря кликов. И затем такие же клики в честь сонма Хранителей, незримо присутствующих где-то здесь же, в наших рядах. Кто знает: может быть, именно их, Хранителей, провидела фантазия древнего человека, создавая своих нежно-грозных "архангелов", приставленных от рождения к каждому человеку.

Запись 16-я

Конспект: Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа

Не записывал несколько дней. Не знаю сколько: все дни -- один. Все дни -- одного цвета -- желтого, как иссушенный, накаленный песок, и ни клочка тени, ни капли воды, и по желтому песку без конца.

-- Мне... мне надо в Медицинское Бюро.

За чем же дело? Чего же вы стоите здесь?

Нелепо опрокинутый, подвешенный за ноги, я молчал, весь полыхая от стыда.

Идите за мной, -- сурово сказал S.

Двое: один -- коротенький, тумбоногий -- глазами, как на рога, подкидывал пациентов, и другой -- тончайший, сверкающие ножницы-губы, лезвие-нос...

Я кинулся к нему, как к родному, прямо на лезвия -- что-то о бессоннице, снах, тени, желтом мире. Ножницы-губы сверкали, улыбались.

Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.

Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда "душа в душу", "равнодушно", "душегуб", но душа --

Это... очень опасно, -- пролепетал я.

Неизлечимо, -- отрезали ножницы.

Но... собственно, в чем же суть? Я как-то не... не представляю.

Видите... как бы это вам... Ведь вы математик?

Да.

Так вот -- плоскость, поверхность, ну вот это зеркало. И на поверхности мы с вами, вот -- видите, и щурим глаза от солнца, и эта синяя электрическая искра в трубке, и вон -- мелькнула тень аэро. Только на поверхности, только секундно. Но представьте -- от какого-то огня эта непроницаемая поверхность вдруг размягчилась, и уж ничто не скользит по ней -- все проникает внутрь, туда, в этот зеркальный мир. …И понимаете: холодное зеркало отражает, отбрасывает, а это -- впитывает, и от всего след -- навеки. Однажды еле заметная морщинка у кого-то на лице -- и она уже навсегда в вас; однажды вы услышали: в тишине упала капля -- и вы слышите сейчас...

Да, да, именно... -- я схватил его за руку. - Но все-таки почему же вдруг душа? Не было, не было -- и вдруг... Почему ни у кого нет, а у меня...

Он посмотрел на меня, рассмеялся остро, ланцетно.

Почему? А почему у нас нет перьев, нет крыльев -- одни только лопаточные кости -- фундамент для крыльев? Да потому что крылья уже не нужны -- есть аэро, крылья только мешали бы. Крылья -- чтобы летать, а нам уже некуда: мы -- прилетели, мы -- нашли. Не так ли?

Тот, другой, услышал, тумбоного протопал из своего кабинета, глазами подкинул на рога моего тончайшего доктора, подкинул меня.

В чем дело? Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем. Я вам говорил (тончайшего на рога) -- я вам говорил: надо у всех -- у всех фантазию... Экстирпировать фантазию. Тут только хирургия, только одна хирургия...

Он напялил огромные рентгеновские очки, долго ходил кругом и вглядывался сквозь кости черепа -- в мой мозг, записывал что-то в книжку.

Чрезвычайно, чрезвычайно любопытно! Послушайте: а не согласились бы вы... заспиртоваться? Это было бы для Единого Государства чрезвычайно... это помогло бы нам предупредить эпидемию... Если у вас, разумеется, нет особых оснований..

Запись 31-я

Конспект: Великая операция. Я простил все. Столкновение поездов

Спасены! В самый последний момент, когда уже казалось -- не за что ухватиться, казалось -- уже все кончено...

Государственная газета: «Сенсационное открытие Государственной Науки. Это не ваша вина -- вы больны. Имя этой болезни: фантазия.

Это -- червь, который выгрызает черные морщины на лбу. Это -- лихорадка, которая гонит вас бежать все дальше -- хотя бы это "дальше" начиналось там, где кончается счастье. Это -- последняя баррикада на пути к счастью.

И радуйтесь: она уже взорвана. Путь свободен. Путь к исцелению: центр фантазии -- жалкий мозговой узелок в области Варолиева моста. Трехкратное прижигание этого узелка Х-лучами -- и вы излечены от фантазии -- навсегда.

Вы -- совершенны, вы -- машиноравны, путь к стопроцентному счастью -- свободен. Спешите же все -- стар и млад -- спешите подвергнуться Великой Операции. Спешите в аудиториумы, где производится Великая Операция. Да здравствует Великая Операция. Да здравствует Единое Государство, да здравствует Благодетель!"

Я сказал I - 330:

Счастье... Что же? Ведь желания -- мучительны, не так ли? И ясно: счастье -- когда нет уже никаких желаний, нет ни одного... Какая ошибка, какой нелепый предрассудок, что мы до сих пор перед счастьем -- ставили знак плюс, перед абсолютным счастьем -- конечно, минус -- божественный минус.

I встала. Положила мне руки на плечи. Долго, медленно смотрела. Потом притянула к себе.

Прощай!

Как так "прощай"?

Ты же болен, ты из-за меня совершал преступления, -- разве тебе не было мучительно? А теперь Операция -- и ты излечишься от меня. И это -- прощай.

Нет, -- закричал я.

Беспощадно-острый, черный треугольник на белом:

Как? Не хочешь счастья?

Голова у меня раскалывалась, два логических поезда столкнулись, лезли друг на друга, крушили, трещали...

Ну что же, я жду -- выбирай: Операция и стопроцентное счастье -- или...

"Не могу без тебя, не надо без тебя", -- сказал я или только подумал -- не знаю, но I слышала.

Да, я знаю, -- ответила мне. И потом -- все еще держа у меня на плечах свои руки и глазами не отпуская моих глаз: -- Тогда -- до завтра. Завтра -- в двенадцать: ты помнишь?

Я шел один -- по сумеречной улице. Ветер крутил меня, нес, гнал -- как бумажку, обломки чугунного неба летели, летели -- сквозь бесконечность им лететь еще день, два... Меня задевали юнифы встречных -- но я шел один. Мне было ясно: все спасены, но мне спасения уже нет, я не хочу спасения.

Запись 40-я

Конспект: Факты. Колокол. Я уверен

День. Ясно. Барометр 760.

Неужели я, Д-503, написал эти двести двадцать страниц? Неужели я когда-нибудь чувствовал -- или воображал, что чувствую это?

Почерк -- мой. И дальше -- тот же самый почерк, но -- к счастью, только почерк. Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно, абсолютно здоров. Я улыбаюсь -- я не могу не улыбаться: из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто. Точнее: не пусто, но нет ничего постороннего, мешающего улыбаться (улыбка -- есть нормальное состояние нормального человека).

Факты -- таковы. В тот вечер моего соседа, открывшего конечность Вселенной, и меня, и всех, кто был с нами, -- взяли в ближайший аудиториум (нумер аудиториума -- почему-то знакомый: 112). Здесь мы были привязаны к столам и подвергнуты Великой Операции.

На другой день я, Д-503, явился к Благодетелю и рассказал ему все, что мне было известно о врагах счастья. Почему раньше это могло мне казаться трудным? Непонятно. Единственное объяснение: прежняя моя болезнь (душа).

Вечером в тот же день -- за одним столом с Ним, с Благодетелем -- я сидел (впервые) в знаменитой Газовой Комнате. Привели ту женщину. В моем присутствии она должна была дать свои показания. Эта женщина упорно молчала и улыбалась. Я заметил, что у ней острые и очень белые зубы и что это красиво.

Затем ее ввели под Колокол. У нее стало очень белое лицо, а так как глаза у нее темные и большие -- то это было очень красиво. Когда из-под Колокола стали выкачивать воздух -- она откинула голову, полузакрыла глаза, губы стиснуты -- это напомнило мне что-то. Она смотрела на меня, крепко вцепившись в ручки кресла, -- смотрела, пока глаза совсем не закрылись. Тогда ее вытащили, с помощью электродов быстро привели в себя и снова посадили под Колокол. Так повторялось три раза -- и она все-таки не сказала ни слова. Другие, приведенные вместе с этой женщиной, оказались честнее: многие из них стали говорить с первого же раза. Завтра они все взойдут по ступеням Машины Благодетеля.

Откладывать нельзя -- потому что в западных кварталах -- все еще хаос, рев, трупы, звери и -- к сожалению -- значительное количество нумеров, изменивших разуму.

Но на поперечном, 40-м проспекте удалось сконструировать временную Стену из высоковольтных волн. И я надеюсь -- мы победим. Больше: я уверен -- мы победим. Потому что разум должен победить

Приложение 2

Вопросы к Записи 1 (1 группа)

1. Как характеризует жителей Единого Государство то, что называют их не людьми, а нумерами?

2. Назовите прилагательные, называющие все события, происходящие в Едином Государстве

3. Прочитайте лозунги. Что они напоминают?

4. Как вы думаете, почему слова «я только один из математиков Единого Государства» заменены на «МЫ» в конце? Что дает это для понимания сущности нумеров?

Вопросы к Записи 2

1. Что говорит о том, что человеческое в Д-503 не умерло?

2. Почему балет машин красив, по мнению Д-503?

3. В чем вы видите абсурдность «послеобеденного личного счастья»?

Вопросы к Записи 4 (2 группа)

1. Какие сведения о жизни нумеров читатель узнает из этой записи?

2. Как создавалась музыка в Едином Государстве?(фонолектор)

______________________________________________________________________________

Вопросы к Записи 9 (3 группа)

1. Что напоминает праздник в честь Двухсотлетней Войны? Каким сочетанием назван он в записи?

2.Говоря о Благодетеле, Д-503 использует слова «Он», «Ему». Кого напоминает вам портрет Благодетеля?

3. За что и как наказан второй поэт? В чем разница между первым и вторым поэтами?

______________________________________________________________________________

Вопросы к Записи 16 (4 группа0

1. Прочитайте описание врачей Медицинского Бюро. Какие ассоциации возникают?

2. Что за болезнь «поразила» Д-503? Чем опасна эта болезнь? (сравнение души с зеркалом)

3. Нужна ли душа строителям ИНТЕГРАЛА?

4. Как отнеслись к возможному появлению души в нумерах доктора Медицинского Бюро?

______________________________________________________________________________

Вопросы к Записи 31 (5 группа)

1. Как объясняет появление души Государственная Газета?

2. Прокомментируйте разговор между Д-503 и I - 330

3. Что означают слова Д-5036 «все спасены, но мне спасения уже нет, я не хочу спасения»

______________________________________________________________________________

Вопросы к Записи 40 (6 группа)

1. Как изменился Д-503 после Великой операции?

2. О какой женщине рассказывает Д-503?

Антиуто́пия- направление в литературе, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле - любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. К первой четверти двадцатого века основные черты тоталитарного государства уже во многом сформировались (к сожалению, не обошлось без горького примера России). Однако, государство и общество – вещи разные. И создатели антиутопий в той или иной степени описывают тоталитарное общество, в которой идеология несвободы, не ограничиваясь реализацией внутри государственного аппарата, проникла на все уровни общественной и частной жизни. Антиутопические произведения, как правило, выходят из-под пера авторов, для которых объектом художественного исследования стала человеческая душа, непредсказуемая, неповторимая. Такие произведения зачастую полемически направлены против утопий. Антиутопия изображает «дивный, новый мир» изнутри, с позиции отдельного человека, живущего в нем. Вот в этом-то Человеке, превращенном в винтик огромного государственного механизма, и пробуждаются в определенный момент естественные человеческие чувства, не совместимые с породившей его социальной системой, построенной на запретах, ограничениях, на подчинении частного бытия интересам государства. Так возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиутопию бесконфликтной, писательной утопии. Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство - насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс - превращением человека в механизм.

Роман «Мы» - это и предостережение, и пророчество. Его действие происходит через тысячу лет. Главный герой – инженер, строитель космического корабля «Интеграл». Он живет в Едином Государстве, во главе которого - Благодетель. Перед нами предельно рационализированный мир, где господствуют железный порядок, единообразие, униформа, культ Благодетеля. Люди избавлены от мучений выбора, все богатство человеческих мыслей и чувств заменено математическими формулами.

Повествование ведется от лица главного героя: мы читаем его записи в дневнике. Вот одна из первых: «Я, Д-503, строитель «Интеграла» - я только один из математиков Великого Государства. Мое, привычное к цифрам, перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь пытаюсь записать то, что вижу, что думаю - точнее, что мы думаем (именно так - мы, пусть это «Мы» будет заглавием моих записей). Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет - верю и знаю».

По замыслу Благодетеля граждане Единого Государства должны быть лишены эмоций, кроме восторгов по поводу его мудрости. С высоты взгляда современного человека некоторые моменты организации жизни Нумеров доходят до маразма, например: вместо любви - «розовые билетики» на партнера в сексуальные дни, когда стеклянные стены жилищ разрешалось ненадолго занавешивать. Да, живут они в стеклянных домах (это написано еще до изобретения телевидения), что позволяет политической полиции, именуемой «Хранители», без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу и обычно друг к другу обращаются либо как «нумер такой-то», либо «юнифа» (униформа). Питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого Государства, льющиеся из репродукторов. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и был изгнан в пустыню. Ныне вновь даровало ему счастье, лишив свободы. Итак, мы видим полное подавление личности во имя благоденствия Государства!

Е. Замятин в своей антиутопии «Мы» предостерегал от посягательств на права отдельного человека, от попыток противопоставления коллектива индивидууму. Писатель хотел предупредить молодое общество о том, что считал для него опасным, - о намечавшейся бездуховности, о попрании принципов гуманизма, о невозможности строить человеческое счастье средствами одного только технического прогресса, о недопустимости подавления личности, о лживости политиков и т. п. После того, как отгремела революция, Замятин пытался предупредить о том, что может случиться, если будет в одних руках. Некоторые современные исследователи, отождествляя авторский замысел с художественным результатом, соответственно прочитывают содержание романа как попытку экстраполировать в будущее такие черты буржуазного общества, как мещанство, косность, механическую размеренность жизни, тотальный шпионаж. Увы, история подтвердила его худшие опасения: время показало, что Замятин был прав и многие его пророчества, к великому сожалению, сбылись. Многих современных читателей, в том числе и автора этой работы, поражает прежде всего то, как Замятин сумел угадать, предсказать будущее, даже в мелочах. Но в художественной литературе это далеко не первый и не единственный случай. Собственно, слово «угадать» здесь и не совсем уместно. Писатель сумел увидеть, что может случиться, если некоторые из обозначившихся в начале двадцатого века тенденций общественного развития возобладают в дальнейшем.

Актуальным на сегодняшний день остается даже название романа - он действительно о нас.

Роман «Мы» - одно из самых значительных произведений русской литературы 1920-х годов. Уже только то, что роман был напечатан в России лишь спустя более восьмидесяти лет, свидетельствует о том, что автор "попал в точку". Будучи свидетелем весьма значимых событий на политической арене, Замятин в своем произведении подвергнул критике бурно развивающуюся в XX веке тенденцию к конформизму, осудил «убивание» свободы личности, подчеркнул принципиальную антигуманность механической жизни, беспощадные законы которой направлены на уничтожение живого, человеческого начала. Однако критика, озабоченная тем, чтобы через литературу не прошли запрещенные мысли и нежелательные люди, не поняла гуманистического пафоса романа. Ко всему можно добавить, что именно в антиутопии «Мы» лучше, чем в других произведениях писателя, реализовались достоинства замятинского стиля: свободный полет фантазии художника и точное, строгое, даже суховатое словоупотребление интеллектуала-технаря.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Роман «Мы» - это и предостережение, и пророчество . И в закладках появилось готовое сочинение.
Вверх