«Народный коллектив» хор русской песни «Родники души». Н. Калугина - Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров Я представляла Северный русский народный хор

  • Краснознаменный им. А.В.Александрова ансамбль песни и пляски Советской Ар¬мии под управлением Б.А.Александрова исполняют революционные песни «Орелик», «Слушай», «Черный ворон», песни «По мосточку узкому» К.Акимова, «Святое ленинское знамя» А.В.Александрова, «Песня летчиков» Б.А.Александрова, «На походном привале» Л.О.Бакалова, «До свиданья, города и хаты», «Песня о Щорсе», «Под нашим знаменем», «Служба солдатская», «Солнце скрылось за горою», «Танки быстроходные» М.И.Блантера, «Горит Черноморское солнце» А.П.Долуханяна, «Морская гвардия» Ю.С.Милютина, «Жди солдата», «Разбегутся волны» Б.А.Мокроусова, «Россия», «Смуг¬лянка» А.Г.Новикова, «Возле сада» Г.Н.Носова, «Песня о тревожной молодости» А.Н.Пахмутовой, «Шумит волна, звенит струна» Ю.М.Слонова, «В путь», «На солнечной поляночке» В.П.Соловьева-Седого, «У родного рубежа» В.К.Сорокина, «Гвардейская полька» Б.М.Терентьева, «Ленин всегда с тобой», «Мы за мир», «Родина любимая моя», «Уезжал я в армию» С.С.Туликова, «Есть на севере хороший городок» Т.Н.Хренникова.
  • Ансамбль песни ВР под управлением А.С.Андрусенко исполняет песни «Как на зорьке» Н.П.Будашкина, «Конная Буденного» А.А.Давиденко, «Комсомольская юность моя» А.П.Долуханяна, «Песня былых походов» З.Л.Компанейца, «Ходили мы походами» К.Я.Листова, «Песня о Ворошилове» Ф.Сабо, «Песня о Лазо» Ф.Садового, «Просторы раздольные» А.Г.Флярковского, «Вальс дружбы» А.И.Хачатуряна, «Песня донских казаков» Н.К.Чемберджи.
  • Государственный русский народный хор имени М.Е.Пятницкого под управлением П.М.Казьмина исполняет песни «Песня нашей юности» П.С.Акуленко, «Наша сила в деле правом», «Слава Советской державе», «Шел со службы пограничник» В.Г.Захарова, «От друзей не отставай» З.Л.Компанейца, «Давайте дружить», «Знамя труда поднимай», «Народу партия верна» А.Г.Новикова, «Советская Россия» С.С.Туликова.
  • Государственный русский народный хор Северной песни под управлением А.Я.Колотиловой исполняет песни «Беломорцы» В.А.Лаптева, «Ясный месяц» А.Г.Новикова.
  • Хор русской песни ВР под управлением Н.В.Кутузова исполняет песни «За что мы любим Родину свою» П.С.Акуленко, «Подмосковная фестивальная» Г.Н.Гранкина, «У Тимошки кудри вьются» Ю.М.Слонова.
  • Государственный Сибирский русский народный хор под управлением В.С.Левашова исполняет песни В.С.Левашова «Под окошком сидела», «Разлилось море без края», «Широкие степи».
  • Воронежский русский народный хор под управлением К.И.Массалитинова испол¬няет песни К.И.Массалитинова «Говорят, что мой хороший», «Улетел соловушка».
  • Государственный Волжский народный хор под управлением П.М.Милославова исполняет песни Г.Ф.Пономаренко «Саратовские припевки» и «У нас под Куйбышевым».
  • Ансамбль «Березка» под управлением Н.С.Надеждиной исполняет песню И.О.Дунаевского «Ой, цветет калина».
  • Чувашский государственный ансамбль песни и танца под управлением Ф.М.Лукина исполняют песни «Любимая партия» Ф.М.Лукина, «Родной партии слава» Г.Я.Хирбю.
  • Большой хор ВР под управлением К.Б.Птицы исполняет песни «Заря вековая» А.А.Бабаева, «Курортная песня», «Летите голуби» И.О.Дунаевского, «Мы поем» С.А.Заславского, «Советская наша держава» Д.Б.Кабалевского, «Страна Октября» Ф.И.Маслова, «Славься наша родная держава» К.В.Молчанова, «Марш коммунистов» А.Г.Новикова, «Мы — коммунисты», «Это идет молодежь» С.С.Туликова, «Славься вели¬кий Советский Союз» А.Н.Холминова, «Солнце светит нам» Р.К.Щедрина.
  • Государственный академический русский хор СССР под управлением А.В.Свешникова исполняет революционные песни «Вы жертвою пали», «Мы — кузнецы», песню А.Г.Шнитке «Куда б ни шел, ни ехал ты».
  • Уральский русский народный хор под управлением Л.Л.Христиансена исполняет песню Г.И.Векшина «Жених».
  • Ансамбль песни ВР под управлением В.В.Целиковского исполняет песни «Едем мы друзья» В.И.Мурадели, «Советской страны комсомол» С.С.Прокофьева.
  • Детский хор Московского городского дома пионеров и оркестр под управлением В.С.Локтева исполняет песни «Лети ветерок» В.С.Локтева, «Пионер» А.И.Островского.
  • Рязанский хор русской народной песни под управлением Е.Г.Попова исполняет песни Е.Г.Попова «Береза», «На лугу, на берегу», «Русская метелица».
  • Государственный Белорусский народный хор под управлением Г.И.Цитовича ис¬полняет песни А.Г.Флярковского «Осенние строки», «После дождя».
  • Государственная академическая хоровая капелла БССР под управлением Г.Р.Ширмы исполняет песню Г.К.Пукста «Край мой любимый».
  • Государственный Украинский народный хор под управлением Г.Г.Веревки испол¬няет песню Г.Г.Веревки «Шахтерочка».
  • Ансамбль советской песни Латвийского радио под управлением Т.Калныньша ис¬полняет песни «Жигули» Б.А.Мокроусова, «Да здравствует Московский фестиваль» А.И.Островского, «Любовь и дружба» С.С.Туликова.
  • Государственный хор Литовской ССР под управлением К.Кавяцкаса исполняет песни К.Кавяцкаса «Заплакала земля вечерними сумерками», «Песня рыбака».
  • Вокально-инструментальный ансамбль «Вернер» (ГДР) исполняет песни «Только одиннадцать лет» Х.Бата, «Поцелуй меня» Б.Дэви, «Песня любви» И.Риадона, «Скажи» С.Фейна, «О первой встрече» В.Эйхенберга.
  • Вокальный квартет «Чеянда» (Польша) исполняет песни «Твои влюбленные глаза» А.Белостоцкого, «Я влюблен в мою Варшаву» Э.Вилера, «Песенка о Висле» В.Гана, «Под небом Парижа» З.Жиро, «Твое сердце со мной» Н.Земенского, «Маяк» Т.Кучера, «Игра в жмурки» А.Мушинского, «Капитан», «Не учи меня танцевать» В.Шпильмана.

29.11.2016 г. в ГДК "Авиатор", в рамках детской музыкальной филармонии Аэропортовской детской музыкальной школы состоится концерт- презентация проекта преподавателя Бисеровой Анастасии Викторовны "НАРОДНЫЕ ХОРЫ РОССИИ" .

В проекте приняли участие хоровые коллективы хорового и инструментальных отделений (преподаватели - Бисерова А.В., Мальцева Л.Ю., Абаньшина С.М., концертмейстеры - Бисеров С.И., Ртищев П.А., Шаркова И.Н., Авдеева Ю.А.)

Я представляла Северный русский народный хор.

Идея данного мероприятия состояла в следующем.

Учащиеся Аэропортовской детской музыкальной школы делали доклад о том или ином государственном народном хоре. Затем хор, ансамбль или солисты музыкальной школы знакомили зрителей с репертуаром этого хора или исполняли песню того региона, к которому относится народный хор. Поощрялось представление докладчиком типичного (можно стилизованного) народного костюма заданного района России.

Всего учащимися музыкальной школы было подготовлено 12 презентаций по государственным народным хорам:

  1. Ансамюль Донских казаков. им. Квасова,
  2. Волжский народный хор имени П.М. Милославова
  3. Воронежский народный хор имени К.И. Массалитинова
  4. Кубанский казачий хор
  5. Омский народный хор
  6. Оренбургский народный хор
  7. Рязанский народный хор имени Е.Г. Попова
  8. Северный народный хор
  9. Сибирский народный хор Уральский народный хор
  10. Хор имени М.Е. Пятницкого
  11. Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь» имени Михаила Фирсова
  12. Государственный Пензенский народный хор

********

Вот текст моего доклада-презентации о Северном русском народном хоре.

Датой создания Государственного академического Северного русского народного хора принято считать 8 марта 1926 года.

Ансамбль изначально сложился из кружка художественной самодеятельности, который организовала в 1919 году Антонина Яковлевна Колотилова - сельская учительница из Великого Устюга. Сначала это был любительский ансамбль, затем любительский хор.

В 1931 году Антонина Яковлевна переезжает в Архангельск, который и становится новым домом Северного хора.

В 1936 году Северный хор принимает участие во Всесоюзном радиофестивале и становится его лауреатом.

Стоит отметить, что на протяжении всего этого времени, с 1919 года, участниками ансамбля были обычные люди, зачастую не знающие нот, отработавшие на своей основной работе смену и собиравшиеся вечером вместе, чтобы петь народную песню. А.Я. Колотилова, имея образование, опыт педагогической работы, лишь придала сырому фольклорному материалу академическую форму, возвышая народную песню, облекая ее в сценический образ.

Ведь исполнение в ансамбле еще сложно тем, что в коллективе, помимо своих личных вокальных данных, необходимо уметь слушать и слышать других, поддерживать другие голоса, уступать, наступать своим голосом где нужно. В противном случае получится как в басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Каждый вокалист тянет одеяло на себя, и результата в виде красивой песенной композиции нет. Коллективное исполнение - всегда сложнее, чем сольное, но оно и более интересно.

То, что А.Я. Колотиловой удалось найти таких людей, сколотить коллектив, свидетельствует о том, насколько все-таки песня была переплетена с жизнью обычного человека еще каких-то 100 лет назад.

2 февраля 1940 года - коллективу присваивается статус профессионального, что позволяет сразу создать танцевальную и оркестровую группы.

Северный хор стал ярким представителем одной из основных стилевых географических зон в русском песенном фольклоре - северно-русской. Географически она распространена на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей.

На Севере до сих пор бытуют все жанровые разновидности обрядовой и бытовой песенной лирики: свадебные корильные, величальные песни, плясовые, песни-скоморошины, колядки, "виноградья" и масленичные песни. Самым знаковым, характерным для севера является жанр хороводных песен.

Своеобразие народным песням придает северный диалект. Принято считать, что "северная говоря" - окающая.

Отличительная особенность северного хорового исполнительства - мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют - избяное .

Народные песни в исполнении Северного хора не спутаешь ни с чем другим. Их костюмы может узнать каждый. Хор воплощает в своих образах фольклорные традиции типичного костюмного комплекса севера. С его сарафанами, душегреями, богатыми головными уборами. На всем протяжении своей истории Северный хор очень бережно собирал и передавал зрителю особенности северных песен.

Великая Отечественная война застала хор в Великом Устюге. Начались поездки по воинским частям и госпиталям Волховского, Ленинградского и Карельского фронтов. За это время артисты дали в военно-полевых условиях 1100 концертов.

Весь послевоенный период, до 1961 года - это период оглушительного успеха Северного хора. А.Я. Колотилова и коллектив Северного хора получил за это время множество государственных наград и званий.

С 1961 года по 2008 год художественным руководителем Северного хора становится Нина Константиновна Мешко (народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, профессор кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных).

В декабре 2008 года художественным руководителем Северного хора становится Светлана Конопьяновна Игнатьева, которая занимает эту должность и по сей день.

Весь творческий путь Северного хора и его руководителей, особенно А.Я. Колотиловой - это яркий пример того, как простой человек, благодаря своему труду способен оставить после себя нетлеющий след для будущих поколений. В этом году Северному хору исполнилось 90 лет. Человека уже нет, нет в живых первых участников ансамбля, а коллектив работает, несет народную песню людям. Наверное, это и есть настоящее бессмертие! Когда результат твоего труда даже после того, как тебя не стало, продолжает приносить пользу людям.

Костюм северный.

Костюм, представляющий русский север мы с мамой шили с августа. Основами для придуманного, составленного и сшитого нами с мамой костюма послужили образцы костюмных комплексов из собраний Государственного исторического музея, Российского этнографического музея, Государственного русского музея, Сергея Глебушкина.

С 19 по 22 апреля 2013г. хор участвовал во Всероссийском фестивале-конкурсе музыкально-художественного творчества «Открытые страницы» в г. Тула.

С 7 по 11 мая 2014 года хор русской песни «Родники души» стал дипломантом фестиваля вокально-хорового, инструментального и театрального творчества «Страна магнолий» в г.Сочи.

2 октября 2016 года - ЛАУРЕАТ I степени Всероссийского конкурса дарований и талантов «Жизнь в сказке».

Регулярно проводятся встречи участников коллектива, где отмечаются важные даты жизни страны, праздники общественные и православные, дни рождения участников коллектива.

В основе творческой деятельности коллектива лежит, конечно же, пропаганда русской народной песни, которая, как бальзам, ложится на сердца наших зрителей, где бы коллектив не выступал.

Этот коллектив уникален в своей неповторимости тем, что его репертуар включает в себя народные песни России, Украины, песни композиторов - современников и даже романсы. Много песен в репертуаре коллектива о родном крае и о Родине в целом.

Хор русской песни был создан в 1971 году при Белгородском Витаминном комбинате под руководством Н.И. Чендевой. Состав хора в основном состоял из рабочих и инженерно-технических работников комбината. С годами он омолаживался, и к 1992 году в хоре осталось уже небольшое количество первого состава участников. Но хористы поддерживали связь друг с другом. В октябре 2002 г. хор возобновил свою деятельность под руководством заслуженного артиста России М.И. Белоусенко.

Концертную деятельность хор начал в мае 2003 г. и уже за короткий срок дал большое количество концертов перед зрителями г. Белгорода и области. Коллектив очень востребован, постоянно пополняется новыми участниками. Постоянно пополняется и репертуар хора. В 2004 и 2007 гг. коллектив стал лауреатом Международного фестиваля русского народного творчества на Украине «Талица» (г. Харьков). Хор русской песни является лауреатом и дипломантом многих Международных, Всероссийских, областных и региональных конкурсов и фестивалей, участником всех значимых мероприятий города и области. Имеет звание - «Народный коллектив».

26-27 марта 2011 г. в г. Белгороде (п. Дубовое) прошел II Международный фестиваль-конкурс хоров и вокалистов «Серебряный ветер». В данном фестивале были представлены все вокальные номинации: народный, эстрадный академический вокал, сольное, ансамблевое и хоровое пение. «Народный коллектив» хор русской песни «Родники души» в номинации «народный хор» был удостоен диплома Лауреата I степени и как лучший хоровой коллектив награжден Гран-при.

8-10 апреля 2011 г. в г. Ялта (Украина) состоялся телевизионный Международный фестиваль вокального искусства. Хор русской песни «Родники души» был награжден Кубком и дипломом Лауреата I степени в категории «народный вокал», в очередной раз подтвердив свой высокий уровень и любовь к русской народной песне.

28 апреля 2012 года в концертном зале Белгородского государственного центра народного творчества состоялся праздничный концерт хора русской песни «Родники души», посвящённый 10-летию творческой деятельности коллектива. В программе концерта приняли участие: ансамбль русского танца «Былина» под руководством заслуженного работника культуры РФ В.И. Белых, вокально-хореографический ансамбль «Белогорье» под управлением заслуженного работника культуры РФ Н.И. Чендевой, ансамбль бального танца «Грация» (руководитель - заслуженный работник культуры РФ В.А. Бабкин), ансамбль казачьей песни «Сестрицы и казаки» под управлением В.М. Долгошеевой. В исполнении хора "Родники души" прозвучали русские, украинские и казачьи народные песни, песни современных композиторов, песни белгородского композитора Александра Григорьевича Сёмки. Не смолкая звучали восторженные аплодисменты зрителей. В завершении торжества коллективу были вручены благодарственные письма от управления культуры Белгородской области, Белгородского государственного центра народного творчества за многолетнее и активное участие в самодеятельном художественном творчестве и в связи с 10-летием создания коллектива.

Северный русский народный хор – душа Беломорья

Архангельские поморы – потомки древних новгородцев, заселивших этот край в глубокой древности. Их искусство до сих пор сохранилось в своей первозданности. Этот своеобразный художественный мир со своими законами и понятиями красоты. Вместе с тем в песнях и танцах Севера ярко проявляются свойственные поморам юмор, задор, внутренний темперамент. Северное песенное искусство особенное, его отличает строгость стиля, целомудренная чистота и сдержанность, всё это соединяется с мужественным эпическим и волевым началом.
Северный хор по праву называют жемчужиной русской культуры. За 85 лет своего существования он никогда не менял своё амплуа. Каждое выступление – это особый художественный мир и яркое динамичное представление: большие сюжетные постановки, вокально-хореографические композиции, картины народных праздников. Все звуковые оттенки северной природы слышны в песенном многоголосии хора: задумчивый говор тайги, плавная целомудренность рек, гулкая глубина океана и прозрачная трепетность белых ночей.

Антонина Яковлевна КОЛОТИЛОВА – основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора (1926 – 1960), народная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР

«Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ!» (А.Я. Колотилова)

Антонина Яковлевна Колотилова (Шерсткова) родилась в 1890 году в деревне Жилино, недалеко от старинного города Великий Устюг.
В 1909 году Колотилова с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию и уехала учительствовать в сельскую школу в деревню Пелягинец Никольского уезда Вологодской губернии. Именно в этой деревне Антонина Колотилова начала проявлять уже профессиональный интерес к фольклору. Она всегда с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама училась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах.
Колотилова, рожденная и выросшая на Севере России, глубоко любила свой родной край, особенно – раздолье заливных лугов в пору цветения трав.
В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж и переезжает в Никольск. Там она работает учительницей в народной школе и продолжает собирать и записывать местные песни, сказы, частушки. Врождённое артистическое дарование помогло молодой девушке легко осваивать культуру и манеру исполнения.
Через 5 лет Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Именно в этом старинном русском северном городе начинается история Северного хора. Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль, который выступает в клубах, а чуть позже и на открывшейся в городе широковещательной радиостанции. Надо сказать, что первые участники коллектива были в основном домохозяйки. Они запросто приходили к ней на квартиру, устраивали коллективные спевки, изучали заинтересовавшие их песни. Слушатели с одобрением встретили концерты молодых хористок, а выступления по радио сделали группу очень популярной. В самодеятельном хоре Колотиловой в то время насчитывалось около 15 человек.

«Антонина Яковлевна полностью заслужила любовь народа и славу о себе, ибо все силы и помыслы, неистощимую энергию и страсть души отдала народному пению и созданному ею хору... Если не было бы на свете этой замечательной женщины – не было бы нашего Северного русского народного хора!» (Нина Константиновна Мешко)

Рождение Северного хора

В 1922 году в Москве на студии звукозаписи Антонина Яковлевна знакомится с Митрофаном Пятницким. Именно эта встреча стала знаковой для Колотиловой. Знакомство с творчеством хора Пятницкого послужило толчком к созданию собственного народного хора северных песен. 8 марта 1926 года небольшой самодеятельный коллектив впервые выступил в Доме работников просвещения. Этот день стал днём рождения Северного русского народного хора.
Поначалу хор был этнографический, но затем условия сценической жизни потребовали организационной и творческой перестройки: появились танцевальная группа, баянисты. В 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа стараниями композитора В.А. Лаптева.
В коллективе тогда насчитывалось всего 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек – настоящие крестьянские сарафаны и блузы. Первыми гармонистами были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также – младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерстков. Партии на репетициях разучивали с голоса художественного руководителя. Антонина Яковлевна не только показывала, как нужно петь, но и как необходимо правильно двигаться, кланяться и держать себя на сцене.
Вновь созданный хор всегда тепло встречали на предприятиях города, в учебных заведениях, окрестных деревнях. Статус любительского коллектива не мешал Колотиловой работать серьёзно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру её исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем. В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы – бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера – знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой. Недаром Северный хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте.
В 1931 году Колотилова организует хор в Архангельске уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объёму репертуара. В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. Одновременно приобретались костюмы для участников хора.
В 1935 году, путешествуя по Поморью, Антонина Яковлевна встретилась с Марфой Семёновной Крюковой – известной сказительницей. Колотилова добилась, чтобы Крюкова участвовала в первом Всесоюзном радиофестивале (1936). В дальнейшем Марфа Крюкова ездила вместе с Северным хором в Москву, где вместе с Антониной Яковлевной работала над первыми сказами.
Кроме былин, в программы хора всегда входили весёлые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов-скоморохов, и протяжные лирические, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере.
Во время войны коллектив много концертировал. Передвигались в теплушках, жили впроголодь, недосыпали, то и дело спасались от бомбёжек. Выезжали на Северный флот, в Мурманск, Заполярье, на Карело-Финский фронт, на Урал. В 1944-м уезжали на полгода на Дальний Восток.


Антонина Колотилова: «Люблю свой родной Север и ему пою песни!»

До 1960 года Антонина Яковлевна оставалась художественным руководителем коллектива. Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелёгким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском всё новых сценических форм и исполнительских средств. Жизнь Колотиловой была подлинным творческим подвигом, а заложенные ею традиции живы в коллективе.

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/
Ред. совет «Вологодская энциклопеция».- Вологда:
ВГПУ, издательство «Русь», 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X

В 1960 году народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии Антонина Яковлевна Колотилова передала руководство коллективом выпускнице Московской государственной консерватории имени Чайковского, опытному педагогу и хормейстеру Нине Константиновне Мешко. Новый период в жизни коллектива отмечен ростом профессионализма и сценической культуры.

Нина Константиновна Мешко – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, художественный руководитель северного народного хора с 1960 по 2008 год, академик МАЮ, профессор кафедры РАМ им. Гнесиных

«На культуре своей традиционной, коренной и держится народ!» (Нина Мешко)

Нина Мешко родилась в 1917 году в деревне Малахово Ржевского района Тверской области в семье учителей, где очень любили песни. У мамы, Александры Васильевны, был замечательный голос, а отец, Константин Иванович, не только руководил школьным хором, но и любил петь в местной церкви.

Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Сколько мне было лет не помню, может, даже меньше года… Я была завернута в пуховой платок, и кто-то держал меня на руках. В кухне вокруг большого деревянного стола сидели люди, и все пели. А я при этом испытывала какое-то совершенно неизъяснимое блаженство…»
Маленькая Нина самостоятельно освоила игру на рояле, изучила элементарную теорию музыки, сольфеджио. И её настолько захватил мир музыки, что она решила: только музыка и больше ничего! И поэтому, нисколько не сомневаясь, Нина Мешко поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции, и по окончании в Московскую консерваторию на дирижерско-хоровой факультет. Именно там Нина Константиновна впервые услышала Северный хор. Он произвёл на неё очень сильное впечатление.
А дальше Нине Мешко предложили создать народный хор Московской области. Именно после этой работы Нина Константиновна решила окончательно: только народное пение и больше ничего.
Из воспоминаний Н.К. Мешко: «В меня буквально ворвалась какая-то одержимость возродить народную культуру пения. Потому что она была высочайшая! Это такое мастерство! Об этом говорят записи, особенно северные».
После Московского хора Нина Мешко работала с Хором русской народной песни Всесоюзного радио, ну а затем последовало приглашение возглавить Северный хор. Север её покорил и влюбил в себя.
Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Исполнять песню так, как на Севере, могут люди, замечательно владеющие культурой пения, имея прекрасные, гибкие, свободные голоса».
Почти 50 лет Нина Константиновна Мешко возглавляла Академический Северный русский народный хор, известный не только в России, но и далеко за её пределами. Она приняла эту эстафету от своего учителя Антонины Колотиловой. При Нине Мешко хор стал лауреатом всевозможных международных конкурсов. Мешко была основателем «Гнесинской школы народного пения». «Школа Мешко» воспитала целую плеяду преподавателей, хормейстеров и исполнителей народной песни. Среди них Татьяна Петрова, Надежда Бабкина, Людмила Рюмина, Наталья Борискова, Михаил Фирсов и многие другие. Своим учителем считала её Людмила Зыкина. Мешко разработала собственную хоровую методику, которую используют теперь её многочисленные ученики.
Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Песенное искусство – летопись жизни всего русского народа. Она уникальна, необыкновенно богата, как непревзойдённо богат русский язык. И потом она живая, непрерывно развивающаяся, обновляющаяся, возрождающаяся из пепла… На культуре своей традиционной, коренной держится народ».

Исповедь

Прости, прости меня, Господь,
За то, что сделать не сумела
И в суете дневных забот
Отдать долги я не успела.
Я не успела подарить
Кому-то взгляд, кому-то ласку,
Одним не облегчила боль,
Другим не досказала сказку.
Перед родными в скорбный час
Не совершила покаянья
И нищему в суму не раз
Не положила подаянья.
Любя друзей, нередко их
Сама невольно обижаю,
А видя горести других,
Я от страданья убегаю.
Я устремляюсь жадно к небу,
Но груз забот влечёт к земле.
Хочу отдать кусочек хлеба -
И забываю на столе.
Я знаю всё, что я должна,
Но не исполнила завета…
Простишь ли Ты меня, Господь,
За всё, за всё, за всё за это?

Н. Мешко

Ирина Лыскова,
пресс-секретарь Северного хора


Самобытность репертуара и внимание к песенному богатству края

Ведущая группа коллектива – женский хор очаровывает слушателя неповторимым тембром, красотой самобытных распевов, чистотой звучания женских голосов а-капелла. В хоре сохраняется преемственность певческой традиции. Северный хор, отличающийся высокой певческой культурой и неповторимой самобытностью, стабильно сохраняет традиции и приоритет высокой духовности в исполнении.
Отдельного внимания заслуживают костюмы Северного хора. Созданные профессиональными художниками-костюмерами, на основе лучших образцов из музейных коллекций Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, они являют собой собирательный образ русского национального костюма северян. Во время концерта артисты несколько раз меняют костюмы – представая перед зрителем в праздничном, будничном или стилизованном костюмах, созданных специально для концертных номеров.
В состав коллектива входят три группы - хоровая, танцевальная и оркестр русских народных инструментов. Ещё в 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа стараниями композитора В.А. Лаптева. В звучании русских народных инструментов оркестра – удивительная задушевность и теплота. Самобытность репертуара и внимание к песенному богатству края, современность и высокий уровень исполнения, приносят хору заслуженный успех!
Внимание зрителя постоянно приковано к сцене: весёлые скоморошины чередуются с лирическими протяжными песнями, задорные кадрили сменяют степенные хороводы, а-капелльное пение чередуется с музыкальными произведениями.
Особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории. Хор активно продолжает свою концертную деятельность в России и за рубежом.
В 1957 году коллектив становится лауреатом фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Это событие открыло хору дорогу за рубеж. Начался новый этап в деятельности коллектива, чтобы добиться признания за рубежом, хор должен быть особенным.
С 1959 года хор побывал в Польше, Болгарии, Франции, Германии, Италии, Китае, Индии, Афганистане, Японии, Тунисе, США. Коллектив несколько раз выезжал с концертами в Финляндию, побывал в Швеции и Норвегии. Подготовил программу «Арктическая рапсодия» совместно с фольклорным танцевальным ансамблем «Rimpparemmi» в Финляндии (Рованиеми). Работал в 2004 и в 2007 году в Дамаске (Сирия), где в русско-сирийском центре проходили Дни России. В 2005 году коллектив приглашается музейным объединением города Варде (Норвегия) на празднование юбилея города. Осенью 2005 года коллектив участвует в фестивале русской культуры и кинематографии в Ницце. «Самые сокровенные уголки французской души были задеты артистами – северянами из России, получив мощный эмоциональный отклик, зал долго не отпускал артистов, аплодируя со слезами на глазах. Это триумф русского национального народного искусства!» – так оценивали выступления хора французские СМИ. В 2007 году Северный хор официально приглашён Министерством культуры Сирии, Представительством Росзарубежцентра в Сирийской Арабской Республике и Российским культурным центром в Дамаске на фольклорный фестиваль в г. Босра.
Северный хор постоянный участник больших событий в России, так весной 2004 года, коллектив принимал участие в Пасхальном фестивале в Москве, в 2005 году вместе с заслуженной артисткой России, ученицей Н.К. Мешко Т. Петровой и Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н.П. Осипова принимал участие в праздновании 250-летия МГУ.
Северный хор успешно сочетает авторскую музыку современных композиторов с традиционным народным мелосом, добиваясь сценической правды и северного колорита в исполнении артистов. В репертуаре хора звучат песни на стихи: Сергея Есенина, Ольги Фокиной, Ларисы Васильевой, Александра Прокофьева, Виктора Бокова, архангельских поэтов Дмитрия Ушакова и Николая Журавлёва, Олега Думанского.

Награды и звания северного хора

За свою 85–летнюю творческую жизнь коллектив удостоен высоких званий и наград.

1940 год
Коллективу присвоен статус профессионального государственного коллектива.

1944 год
1 премия на Всероссийском смотре хоров (Москва)

1957 год

Лауреат и Большая Золотая медаль VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (г. Москва).
Лауреат и Диплом 1 степени (вторично) во втором Всесоюзном фестивале музыкальных театров, ансамблей, хоров (г. Москва).

1967 год

Диплом Всесоюзного смотра профессиональных художественных коллективов.

1971 год
Лауреат VI Международного фольклорного фестиваля в Тунисе.

1975 год
Лауреат и Диплом 1 степени во Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров.

1976 год
Приказом министра культуры присвоено звание – «Академический».

1977 год
Лауреат и Золотая медаль Магдебургского фестиваля советско-немецкой дружбы.
Лауреат конкурса художественных коллективов России.

1999 год
Лауреат IV фестиваля «Фольклорная весна» и 1 Всероссийского фестиваля национальной культуры.

2001 год
Лауреат Международного фольклорного фестиваля в г. Сен-Гислен (Бельгия).

2002 год
Лауреат Международного фольклорного фестиваля в г. Рованиеми (Финляндия).
Лауреат Всероссийского Московского фестиваля национальных культур.

2003 год
Лауреат Российского фестиваля национальных культур (г. Санкт-Петербург).
Лауреат конгресса и фестиваля национальных культур народов России (г. Нижний Новгород).

2007 год
Лауреат фестиваля народного искусства в г. Босра (Сирийская арабская Республика).

2010 год
Лауреат I Всероссийского фестиваля народно-певческого искусства «Вечные истоки» (г. Москва).

2011 год
8 марта концертной программой «Северный хор на все времена» отмечен 85-летний юбилей Северного хора.
Северному хору присвоен статус «Особо ценный объект культурного достояния Архангельской области».
Лауреат Международного Рождественского фестиваля в Италии. В рамках конкурса коллектив получил два золотых диплома в номинации «Сценический фольклор» и «Духовное пение».

2012 год
Лауреат фестиваля профессиональных хоров «Славянский хоровод» (г. Рязань).
Организатор II Всероссийского фестиваля памяти Народной артистки СССР, художественного руководителя коллектива Нины Константиновны Мешко.

Руководители Северного хора

Директор хора: Наталья Георгиевна Асадчик.

Художественный руководитель: заслуженная артистка России, профессор Академии музыки имени Гнесиных Светлана Конопьяновна Игнатьева.

Главный дирижёр: заслуженный артист России Александр Михайлович Качаев.


Главный балетмейстер: заслуженный артист России Селиванов Александр Петрович.

Фольклор земли Рязанской

Широки и необъятны рязанские дали. Ласково шепчут о чём-то при лёгком дуновении ветерка бескрайние Мещерские леса. Среди цветущих лугов струит свои чистые воды неторопливая синеглазая Ока. Сколькими талантами одарила и удивила эта земля, а какие песни живут в душе народной здесь, в сердце России!
Все самобытные черты песенной традиции рязанского края бережно хранит Рязанский хор, основу репертуара которого составляют старинные песни. В них звучит душа народа – то грустная и задумчивая, то нежная и любящая, рвущаяся к счастью. Хору и солистам удаётся передать колорит каждого напева с большой достоверностью и точностью. И сегодня, как и прежде, неизменным остаётся творческое кредо коллектива – возрождение, сохранение и развитие богатейших фольклорных традиций родного края и русской народно-певческой культуры.
Хор был создан в 1946 году на основе фольклорного ансамбля села Большая Журавинка Ряжского район Рязанской области. Его основатель и первый художественный руководитель Ирина Ивановна Косилкина сумела создать из самодеятельного коллектива профессиональный хор русской народной песни. С 1950 года руководителем хора становится уроженец Старожиловского района, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Евгений Григорьевич Попов, чьё имя в дальнейшем было присвоено коллективу. Е.Г. Попов тонко и бережно относился к истокам песенного творчества родного края. Им были записаны и обработаны сотни мелодий, вошедших в золотой фонд репертуара Рязанского народного хора. Звучание хора неповторимо и своеобразно. Для него характерны теплота, задушевность и проникновенная лирика, так свойственные русской душе. И столь же неповторимы его песни – часть музыкальной сокровищницы России, песни, что сложены в «стране берёзового ситца». Бережно сохраняются хоровые и танцевальные традиции родной стороны. Рязанский фольклор лежит в основе плясок и вокально-хореографических картин.

Косилкина Ирина Ивановна, уроженка села Большая Журавинка, музыкант-самоучка, женщина с большой творческой волей и организационными способностями, возглавила Журавинский хор, а затем и Рязанский народный хор

Неблизкие уже 30-е годы, рязанская глубинка. И вот здесь, в селе Большая Журавинка Ряжского района, местные крестьяне собираются на спевки. Да не на завалинке. Не за околицей в хороводе. Не на посиделках, а в хор. Время так предопределило – не смолкла тогда песня русская. Справедливости ради стоит сказать, пожалуй, что в ту пору в Ряжском районе существовало немало других сельских хоровых коллективов: Фофановский, к примеру, Еголдаевский... Но наибольший успех выпал на долю журавинцев – их ценили за особую манеру пения – со звонким, «полётным» звуком, с красочными подголосками и неповторимым репертуаром – от «своего села».
В те годы в хоре «играло» (во многих рязанских и русских сёлах до сих пор говорят не «петь», а «играть») небольшое число певцов-самородков, уроженцев села. А первое публичное выступление журавинцев состоялось в 1932 году и вызвало самый живой интерес.
И с 30-х годов этот самобытный коллектив возглавила Ирина Ивановна Косилкина, известная в селе певунья и сочинительница частушек. Она и определила дальнейшую его судьбу. Все довоенные годы хор был заметен (и отмечался неоднократно) на различных областных смотрах, часто приглашали его в Москву на творческие олимпиады (были такие раньше), где журавинцы, представляя рязанскую землю, показывали своё глубинно-русское народное исполнительское искусство.
А назывались журавинцы тогда безыскусно – «хором колхоза имени Карла Маркса».
В те годы основой репертуара хора были любимые песни села Большая Журавинка: «Ой, да закатилось красное солнышко», «Посеяли девки лён», «Рябина-рябинушка». Охотно пели и авторские песни тех лет, как бы сейчас сказали, периода колхозного строительства: таков был быт...
В годы Великой Отечественной войны певицы журавинского хора Горбунова и Королькова с баянистом Летаевым в составе концертной бригады немало проехали по фронтовым дорогам, несколько месяцев выступали перед бойцами Красной Армии в непростых зачастую условиях, с риском для жизни...
...И вот год 46-й, который можно назвать судьбоносным (не побоюсь этого слова) в жизни хора! 27 октября 1946 года по решению областного Совета Журавинский хор русской песни был «переведён» в число профессиональных, став Государственным Рязанским русским народным хором. И первым его профессиональным художественным руководителем стала Ирина Ивановна Косилкина. Для неё теперь встала трудная и ответственная задача: вести коллектив по незнакомой прежде стезе – профессионального исполнительства.
С первых дней она за основное взяла самое бережное отношение к местным певческим традициям. Однако этого в новой для неё роли, конечно же, говоря откровенно, было мало. Трудно было ей освоить музыкальную грамоту, но она, понимая необходимость этого в работе, была настойчива и неутомима. Едет в Тульскую область, в город Венёв, учится там на курсах музыкального образования...
Ирина Ивановна много в это время ездит по сёлам, собирает песни, подлинные народные костюмы рязанского края – всё для становления родного хора. Тогда же ею записаны народные русские песни, которые мы сейчас знаем и исполняем, такие, как «Ой, да по край леснику», «Ой, гуляйте, девки, время», «Сидит дрёма», «Под-за крышей воробей» и многие, многие другие: хороводные, свадебные, шуточные, плясовые! И вот уж 90 лет, оказывается, со дня её рождения. А у меня на рабочем столе в кабинете до сих пор лежат «настольными книгами» полевые записки Ирины Ивановны – тетрадки с нотными записями рязанских песен, которые делала она во время своих поездок.
Не могу не упомянуть, как своеобразно работала Ирина Ивановна Косилкина с хором, по принципам народной импровизации. На занятиях просила певцов «искать свои голоса». Это характерно для традиционного народного исполнения песен.
Продолжены, не забыты были (и это особенно важно) традиции собирания песенного фольклора, начатые Ириной Ивановной Косилкиной. В первые годы своей творческой работы в хоре Евгений Григорьевич Попов неизменно обращался к фольклорному материалу, собранному Ириной Ивановной. Она в то время, оставаясь в коллективе консультантом по фольклору, всячески поддерживала его интерес к истокам народного исполнительства. И те её тетради, которые теперь в культурном багаже нашего хора, постоянно им перелистывались.

Записал Николай Реунов, «Рязанские ведомости», 22.05.2001 г.
(Из интервью с А.А. Козыревым)

«Куплеты из главной песни Арины Косилкиной» – документальный фильм о жизни и творческом пути Ирины Ивановны Косилкиной. Фильм впервые представлен в рамках Седьмых Гаретовских чтений и посвящён предстоящему 100-летнему юбилею Ирины Косилкиной.

Евгений Григорьевич Попов – хоровой дирижёр, композитор, народный артист РСФСР, ученик К.Б. Птицы, художественный руководитель Рязанского народного хора

Его судьбе можно позавидовать. В селе Гулынки, на Рязанщине, где в семье сельского фельдшера Григория Аристарховича Попова он родился, песня была в чести. Пели в доме, пели в зимнюю пору на посиделках в соседней избе, пели у околицы в весенние и летние ночи. Если судить по семейным воспоминаниям, виновником всего был сосед – плотник, первый на селе плясун и музыкант. В знак глубокого почтения к местному фельдшеру он смастерил для его четырёхлетнего сына балалайку в три струны. Родители удивились не по детски серьёзному отношению маленького Жени к новой игрушке. Но, замечая, как повзрослев, мальчик всё больше тянется к музыкальным инструментам, часами может слушать пение деревенских женщин, родители поняли: их сын навсегда потерян для медицины, техники, науки и многих других сфер человеческой деятельности. Это была счастливая потеря: от неё выиграла песня.
Радостное открытие русского песенного богатства сопровождало Е. Попова и в родном селе, и в Рязанском музыкальном училище, и в Московской государственной консерватории. Но не всё было легко и радостно. В тот самый день, когда на вступительных экзаменах в консерваторию Е. Попов сдавал сольфеджио и гармонию, в аудиторию вбежала девушка и выдохнула: «Война…»
И Попов надел солдатскую шинель. Он служил на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией. А, демобилизовавшись из части, на следующий же день явился в консерваторию. Ему резонно заметили: «На улице февраль, занятия начались в сентябре, так что приезжайте на следующий год». Помогла счастливая случайность. В учебную часть зашёл заместитель декана дирижёрско-хорового факультета: «Попов? Прекрасно помню Вас по довоенным вступительным экзаменам. Разыщите-ка в архиве свой старый экзаменационный лист. Но курс занимается уже пять месяцев. Сумеете догнать?»
Попов сумел. Занимался по 14 часов в сутки. Практику проходил в Большом театре, который стал для него настоящей школой русской певческой культуры.
Получив диплом с отличием, талантливый дирижер, молодой композитор Е. Попов отказывается от лестного предложения заняться педагогической деятельностью в Саратовской консерватории и с радостью соглашается возглавить никому не известный в те годы Рязанский русский народный хор. Хор в то время переживал тяжёлый период: не было помещений для репетиций, жилья, не хватало основ музыкальной грамоты. Коллектив базировался в селе Журавинка Ряжского района, а в Рязань приезжал словно на гастроли. Хор таял. К приезду Е. Попова в нём осталось 14 человек. Благодаря организаторскому умению Е. Попова через неделю хор получил общежитие в Рязани, сцену одного из заводских клубов для занятий. В короткое время коллектив был укомплектован. Стали заниматься нотной грамотой, историей музыки.
Одна за другой следуют организованные Поповым фольклорные экспедиции.

Евгений Григорьевич собрал около 300 песен Рязанского края. Более 100 песен обработаны композитором и исполняются Рязанским хором, вызывая восхищение слушателей. И сегодня звучат «Ты рябина ли», «Ой, да закатилось красное солнышко», «Рябина-рябинушка»...
В 2001 году Государственный академический Рязанский русский народный хор удостаивается имени своего легендарного художественного руководителя – Евгения Попова. Евгений Попов навсегда вошёл в историю русской музыкальной культуры.

«Счастлив тот человек, который однажды завернёт с большака на просёлок, увидит заросший пруд у родной околицы, почерневший от непогоды дом, где знаком каждый сучок в добела отмытых половицах, и вдруг почувствует, поймёт сердцем, что нельзя послужить России, не послужив родным местам» – говорил Е.Г. Попов.

Жемчужиной репертуара Рязанского хора, визитной карточкой не только хора, но и всего Рязанского края стала песня Евгения Попова на стихи Сергея Есенина «Над окошком месяц»

В репертуаре хора особое место занимают песни на стихи Сергея Есенина, музыку к которым написал Е. Попов. Вот что он говорил: «Сергей Есенин для нас не только великий русский поэт, но и дорогой, близкий земляк. Неповторимо воспета им наша рязанская природа. В стихах его масса наших рязанских слов, оборотов, выражений, а самое главное – в поэзии Есенина живёт душа народа, любовью к родному краю пронизана каждая строчка его стихов».
И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле.
От проникновенных стихов о «стране березового ситца», шири её степных раздолий, сини озёр, шуме зелёных дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.
Есенин знал русскую поэзию, особенно ценил стихи, ставшие народными песнями, мечтал, чтобы и его поэзия «впитывалась в плоть народа». Множество композиторов обращались и обращаются к поэзии Есенина.
Значительную часть репертуара Рязанского хора составляют песни на стихи Сергея Есенина – это не только дань великому земляку, но и неисчерпаемый источник вдохновения для композиторов, исполнителей и слушателей.
Первая песня Е. Попова на стихи С. Есенина «Берёза» появилась в 1956 году. Композитор вспоминает: «Это одно из ранних произведений поэта, созданное им в 15-летнем возрасте. В нём рисуется русская природа, я бы сказал даже рязанская природа: зимний пейзаж в очень светлых, мягких тонах… И музыку я стремился написать тоже светлую, лирическую, так, чтобы и берёза-то была наша, рязанская не только по стихам, но и по музыке».
Песни на стихи Сергея Есенина – это и дань Рязанского хора великому земляку и неисчерпаемый источник вдохновения.
«Одно из поэтичнейших чудес С. Есенина, – говорит композитор, – это уже зрелая поэзия человека, много повидавшего, побывавшего далеко от Родины, но сохранившего в душе живую и трепетную любовь к родному краю. Создавая песню на эти стихи, я стремился бережно сохранить всё их очарование, богатый поэтический подтекст».
Воспетая великим русским поэтом красота «страны березового ситца», её прекрасные люди обрели вторую музыкальную, сценическую жизнь в искусстве Рязанского русского народного хора. Это традиционные народные песни Рязанского края в превосходных музыкальных обработках легендарных руководителей хора – Е.Г. Попова и А.А. Козырева. Великолепная песенная лирика на стихи Сергея Есенина композиторов рязанской земли - Евгения Попова, Александра Ермакова, Георгия Галахова, ярчайшее музыкальное наследие нашего земляка, композитора Александра Аверкина.
Хор исполняет все песни, написанные нашим русским поэтом из Рязанской области Сергеем Есениным. Хор из Рязани поёт песни своих великих земляков! А ещё рядом с Рязанью находится село Константиново, где родился и вырос Сергей Есенин.

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» – доносится из приёмника песня. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём». Излив нахлынувшие на него с песней чувства, автор заключил свою исповедь словами: «Шапки долой, Россия! Есенина поют!» (Виктор Астафьев)

Государственный академический Рязанский русский народный хор имени Е. Попова является жемчужиной русской культуры

Сегодня коллектив представляет собой синтез трёх направлений народно-сценического искусства: вокально-хоровое, танцевальное и инструментальное, где каждый исполнитель является профессиональным артистом и имеет специальную подготовку и образование.
Творческое кредо хора – сохранение, развитие и возрождение на сцене богатейшего наследия фольклорных традиций и современной авторской музыки в жанре народного исполнительства.
Большая творческая деятельность в статусе государственного народного хора направлена на сохранение местной оригинальной манеры пения, запись и обработку рязанского фольклора и поиск новых произведений, соответствующих критериям подлинного искусства.
Среди новых номеров – «Рязанская праздничная», песня Сараевского района «Боченька». Динамики и задора добавили вокально-хореографические картины на темы рязанских ремёсел, подготовленные к фестивалю «Славянский хоровод». В постановках предстали бондари, кузнецы, плотники, михайловские кружевницы… Больше всего поразил, пожалуй, номер «Гончары». Глина, гончарный круг, процесс рождения под руками мастера произведения искусства – удивительно, что всё это можно показать через танец. Композиция когда-то уже покоряла сердца зрителей и теперь вновь вернулась на сцену. Постоянный поиск новых выразительных средств, привёл к созданию композиций на основе элементов народных промыслов: «Михайловское кружево», «Скопинские гончары».

Певец другого края Владимир Солоухин писал: «Можно принять за трели соловья песнь иной пичужки, пока вдруг не услышишь истинного певца русского леса. Ошибиться тут невозможно. Настолько трели совершенны и неповторимы».

Вверх