Национальный египетский музей в каире. Каирский египетский национальный музей. Музей под открытым небом в Мемфисе

Да сих пор, когда я кому-то рассказываю, что была в Каире на площади Тахрир (Midan al-Tahrir) , всем становится немного не по себе. Думаю, вы знаете, что площадь известна своими восстаниями, но не будем об этом. Самое главное, что меня заинтересовало – это Каирский музей, который здесь расположен. Он насчитывает множество интересных экспонатов, найденных в гробницах древних фараонов и цариц. А самое интересное в нем – это коллекция сокровищ из гробницы Тутанхамона, найденной в Долине Царей.

Важно! В скором времени коллекция Тутанхамона вместе с многими другими экспонатами будет перевезена из Каирского музея в новый Большой Египетский музей в Гизе (The Grand Egyptian Museum). Мои предположения зачем – чтобы снова привлечь туристов, которые опасаются ездить на Тахрир из-за постоянных беспорядков; плюс, новый музей расположен рядом с — можно совместить осмотр. К 2018 г. он планирует открыть новые Галереи Тутанхамона, где будут выставлены практически все экспонаты, найденные в гробнице фараона. Но Каирский музей останется действующим.

Сюда мы пришли рано, к открытию. С утра еще не так много туристов, и есть возможность аккуратно сфотографировать экспонаты. Музей расположен прямо напротив пл. Тахрир. С арабского ее название переводится как «площадь освобождения», весьма иронично.

А вот что мы увидели по дороге. Танков было несколько, везде стояла охрана. С одной стороны, чувствуешь себя в безопасности, с другой – становится не по себе… Мы поспешили ко входу.

Основанный в начале 20 в., музей является самым большим в мире хранилищем экспонатов на тему Древнего Египта, которых здесь более 150 тыс. Он охватывает 5000-летнюю древнеегипетскую историю от додинастического до греко-римского времени; в нем более 100 залов. Помимо коллекции Тутанхамона здесь есть отдельный Зал Мумий, где хранится мумия женщины-фараона Хатшепсут.

Информация:
Каирский музей (Национальный Египетский музей)
Адрес: пл. Тахрир, Каир (Midan al-Tahrir); метро «Sadat», выход в сторону знака «to Egyptian Museum»
Часы работы: ежедневно 09:00 — 19:00
Стоимость: музей – 60 LE, студенты — 30 LE, комната с мумиями — 100 LE, студенты — 50 LE
С 2016 г. введен фотопасс — разрешение на фотографирование внутри музея, кроме комнаты с мумиями и зала с маской Тутанхамона. Цена — 50 LE. Раньше это было запрещено, фотоаппарат нужно было сдавать в камеру хранения (но я не отдала Айфон).
Подпись к экспонатам — на английском и арабском.

Территория ограждена забором. Перед главным входом в музей – симпатичный дворик, где можно фотографироваться. Здесь же продаются билеты.





Внутри стоит рамка как в аэропорту, вас проверит охрана. На 1 этаже экспонаты расположены по хронологическому принципу. На 2 этаже – по тематическому; там находится коллекция Тутанхамона и комната с мумиями.

У нас было не много времени, поэтому музей мы обошли быстро. Огромные статуи, саркофаги, изделия из золота, статуэтки и украшения, найденные в гробницах и храмах – мы пришли не зря, ведь я большой любитель египетского искусства. Особое внимание мы уделили заветному 2 этажу.

Коллекция сокровищ гробницы Тутанхамона. Знаменитые экспонаты, о которых говорил весь мир, ну наконец-то! В гробнице Тутанхамона в я уже была, настала очередь посмотреть на то, чем она была наполнена. Напомню, что гробницу со всем ее содержимым – более 3500 артефактов — обнаружила команда археолога Говарда Картера и лорда Корнарвона в 1922 году.

Коллекция впечатляет, она расположена в нескольких залах. Здесь множество предметов из золота, а также украшений, статуэток, предметов быта, прямо глаза разбегаются.
В начале выставки один за другим стоят ящики, облицованные золотом, в которых располагались саркофаги. Вот как они были «запакованы» — вставлены один в другой: мумия в саркофагах, саркофаги – в ящиках (фото с сайта libma.ru) .

А вот как выглядят на самом деле. Ящики огромные, не удивительно, что самые большой их них занимал почти всю площадь погребальной камеры фараона.



В музее также можно увидеть носилки (6) , на которых лежал большой саркофаг, сами саркофаги – 2 деревянных и один золотой, и знаменитую погребальную маску Тутанхамона. Она великолепна, выполнена идеально до мельчайших деталей, действительно впечатляет.

Следующие наиболее известные экспонаты – колесница фараона и его трон , золотые сандалии . И множество других предметов, которые я когда-то видела только на черно-белых фотографиях Картера и по телевизору, а теперь смогла посмотреть на них вживую.



Коллекция много путешествовала по странам Европы и США, а некоторые экспонаты находятся постоянно в музеях этих стран. К открытию Большого египетского музея США даже добровольно отдала Египту часть своих экспонатов, хранившихся в музее в Нью-Йорке.

Комната мумий: это небольшая экспозиция, состоящая из 11 мумий. Цена, конечно, завышена, но я советую зайти, чтобы увидеть настоящие мумии прямо перед вами за стеклом. Вот подпольное фото одной из них – знаменитой женщины-фараона Хатшепсут.

Могу признаться, я испытываю гордость. Давно хотела побывать и в гробнице Тутанхамона, и в Каирском музее, не зря же я писала на эту тему школьные рефераты. Спасибо, Египет, мой план выполнен!

Каирский египетский музей – уникальное место и одна из главных достопримечательностей Страны фараонов. Он расположен прямо на центральной площади египетской столицы. Этот музейный комплекс основан еще в 1885 году и на данный момент это место самой большой концентрации исторических экспонатов в мире.

В Каирском музее выставлено порядка 100 тысяч артефактов, рассказывающих о разных периодах истории Египта. Считается, что для того, чтобы осмотреть их все, не хватит и нескольких лет. А поскольку туристы приезжают в Египет на весьма короткое время, лучше всего остановиться на самых популярных и захватывающих дух экспонатах египетской истории.

Сокровищница истории Египта

Коллекция Каирского музея поистине уникальна. Каждый турист, проходя многочисленные залы, совершает увлекательное путешествие в загадочную древнеегипетскую цивилизацию, поражающую величием и великолепием своих творений. Все артефакты в музее расположены по хронологическому и тематическому принципу. Первый этаж занимают каменные скульптуры из известняка, базальта, гранита с древнейших времен и до периода завоевания Египта римлянами. Среди них – великолепная скульптурная композиция фараона Микерина, окруженного богинями.


Тех, на кого произвели неизгладимое впечатление пирамиды в Саккаре, Дашуре и Гизе, наверняка приведет в восторг оригинал статуи фараона Джосера. Здесь же хранится единственное сохранившееся изображение великого фараона Хеопса, создателя пирамиды в Гизе – статуэтка из слоновой кости. А статуя его сына Хефрена – это один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Также в музее выставлены несколько каменных фрагментов, найденных прямо над головой Великого Сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, которые некогда украшали статую Хефрена.

Нельзя обойти вниманием и зал, в котором хранятся изображения фараона-еретика Эхнатона и его супруги – царицы Нефертити, о красоте которой ходят легенды. Знаменитые фото ее профиля красноречиво говорят о красоте и утонченности ее черт. Также национальный Каирский музей известен множеством изображений фараона Рамзеса Великого, который, по преданию, преследовал Моисея в Синайской пустыне. Обязательно посмотрите на него в зале царских мумий – это зрелище никого не оставляет равнодушным.


Ну и конечно, кто не захочет посмотреть на сокровища гробницы Тутанхамона? Эти бесценные экспонаты занимают почти половину второго этажа здания музея – 1700 артефактов, находящихся более чем в 10 залах. Здесь можно найти величественную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры, трон из цельного дерева, украшенный золотом и драгоценными минералами, золотые амулеты, саркофаги.

Известно, что этот правитель умер очень молодым, в возрасте 18 лет, и смерть его была спровоцирована несчастным случаем. Он погиб от малярии, которая развилась после того, как он получил открытый перелом колена при падении с колесницы. В музее находятся маленькие шкатулки-саркофаги, в которые были помещены органы молодого царя. Ну и, конечно, самое знаменитое сокровище Тутанхамона – золотая маска, которая закрывала лицо найденной мумии. Это одна из самых ценных древностей, которые хранит в себе национальный египетский музей в Каире. Фото маски можно легко найти в сети Интернет – она настолько прекрасна и так хорошо сохранилась, что невозможно не испытывать восторг, глядя на нее.

Отдельный зал отведен под сокровища царицы Хетепхерес, матери Хеопса, создателя самой известной и большой пирамиды в Гизе. Это и большой трон, и ложе, и носилки, покрытые золотом, и шкатулки, украшенные драгоценностями, и браслеты. Здесь же огромные саркофаги разных эпох, выполненные из красного и черного гранита, гранитные сфинксы, ложки из ценнейших пород дерева.


В III тысячелетии до нашей эры кто-то написал на стенах Великих пирамид: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым!» Человек, написавший эти строки, и не догадывался о том, насколько он оказался прав. Вся история древнего Египта собрана в стенах Каирского египетского музея. Только здесь можно в полной мере ощутить силу и мощь величайшей древней цивилизации, и этот феномен не смогло повторить ни одно другое государство.

Режим работы Каирского египетского музея

Национальный музей древностей расположен в самом центре Каира, на главной площади. До него можно добраться при помощи метро (первая линия, станция Urabi). Каирский египетский музей принимает туристов каждый день с 9.00 до 17.00.

Билет стоит 60 египетских фунтов, но если вы хотите посетить зал мумий – придется доплатить еще 10 фунтов.

Египетский музей (Национальный Музей) расположен в самом центре Каира, на площади Тахрир. Его иногда называют Национальным музеем, но это неверно. Национальный музей, то есть музей египетской цивилизации, экспозиция которого отражала бы все периоды истории страны, существует пока лишь на бумаге. А почти все экспонаты Египетского музея относятся ко времени правления фараонов — династическому периоду и только некоторые из них — к греко-римскому.

Нам очень крупно повезло! Накануне вечером Майя встретилась в холле нашего отеля с подъехавшей за посылочкой из Шарма Олой, с которой мы созванивались время от времени все три дня по приезду, но все никак не могли найти удобное для нас всех время для встречи (то мы поздно из Алекса вернулись, то еще что-то). При этом, слыша безупречный русский в телефонной трубке, я как-то ласково назвала ее «Олечка». Вежливо и с улыбкой моя собеседница сказала - нет, я - Ола. Я - египтянка. Это уже потом мы узнали, что Ола (госпожа ….полное имя на визитке) - лучший гид Каирского музея, преподаватель каирского университета, настоящей знаток египетской культуры и истории, получившая образование в Ленинграде.
В общем, передавать посылочку на ресепшн отеля пошла обаятельная Майя. В результате их встречи милая Ола задвинула все свои планы следующего дня и решила побаловать себя (да-да - именно так она и сказала!) возможностью пообщаться с двумя столь милыми россиянками - и предложила (совершенно бесплатно, кстати) провести экскурсию по Каирскому музею только для нас двоих!

Итак, утром за нами

заехал Рэй и отвез до площади Тахрир, отку да мы не спеша пошли к музею вниз под горочку….С Рэем мы договорились созвониться позже, когда наша программа «духовного насыщения» музеем будет завершена

Во внутреннем дворе музея установлены несколько скульптур, самой знаменитой из которых является скульптура сфинкса,
расположенная практически перед фасадом здания,

около сфинкса - небольшой бассейн с голубоватыми цветами нильского лотоса, где бьют маленькие фонтанчики - это очень красиво.



В музее и возле него кроме туристов практически всех национальностей, много веселых каирских школьников, которых учителя привели знакомиться с историей своей страны.

Поскольку мы пришли немного раньше назначенного времени встречи с Олой - немного походили по внутреннему дворику музея, сделали несколько фото, а потом пошли сдавать фотоаппараты в камеру хранения - увы, уже несколько лет фотографировать в музее запрещено. Поэтому особо любознательным предлагаю парочку неплохих ссылок, в которых можно посмотреть экспонаты музея:

(Особенно хороши фото экспонатов музея на второй ссылочке! Сэнкс at Bluffton University!!!)
Мы договаривались встретиться с Олой возле большого сфинкса, охраняющего вход в музей. А вот и она! Лично я была очарована с первого взгляда - красивая, по мальчишески стройная с короткой стрижкой на ярких каштановых волосах, стильно по-молодежному одетая - никаких тебе платков покрывающих голову и бесформенных одежд - совершенно европейская девушка в модных брючках и обтягивающем стройную фигурку свитерочке. А чуть позже, уже в музее, выяснилось, что Ола в профиль просто поразительно похожа на молодого царя - Тутанхамона!
Привет! Зовет она нас и машет рукой. Привет! Ощущение такое, что мы встретили давнюю подругу - сразу «на ты», сразу полный комфорт в общении.
Более интересной, наполненной, эмоционально окрашенной экскурсии, чем та, которую провела для нас Ола, я не припомню за всю свою жизнь ни в одном посещенном ранее мною музее!

В Египетском музее более ста залов, на его двух этажах размещено более ста тысяч экспонатов. Экспозиция музея в целом выдержана в хронологическом порядке. Благодаря Оле наша экскурсия была по-хорошему динамичной, мы под ее опытным руководством уделили максимум внимания самым-самым ключевым моментам и ничуть не устали от обилия информации.

Из того, что особо запомнилось:

Монументальная статуя хозяина одной из трех великих пирамид Гизы - фараона Хефрена Khafre (Chephren). Поразительно с каким мастерством скульптор высек эту статую из одного из сложнейших материалов - сверхпрочного черного базальта! Эта скульптура одно из «кА» фараона облечена всеми признаками верховной власти - накладная борода, он сидит на троне, ножки которого выполнены в виде львиных лап, голову фараона сзади бережно обнимает сокол - воплощенное божество - Хор.



- оригинал «кА» фараона Джосера - той самой скульптуры, заточенной в сердабе возле пирамиды этого фараона в Саккаре (копию то мы уже видели и сфотографировали вчера во время нашей поездки в Саккару)


- сидящие царевич Рахотеп и Нефрет, его жена. Скульптуры изготовлены из песчаника и раскрашены. Особо поражают воображение глаза - они выполнены из кварца - с особой точностью - видны и радужка и зрачки. Фигуры искусно раскрашены - смуглого Рахотепа оттеняет более светлая и нежная Нефрет, округлость ее форм подчеркивает облегающая белая одежда

- деревянная статуэтка — вельможи Каапера, которую нашли в Саккаре, в середине XIX в. Увидев ее, рабочие, принимавшие участие в раскопках, воскликнули: «Да это же наш староста!» Так и вошла она в каталоги под названием «Деревенский староста» («Шейх аль-баляд»)

Внимательно вглядываемся в лицо одной из самых загадочных персон древнего Египта - это женщина-фараон - Хатшепсут. Ее скульптурное изображение имеет все традиционные символы высшей власти, включая бороду. Тут даже есть ее изображение в виде сфинкса -


Впечатляет зал с экспонатами так называемого амарнского периода— времени правления фараона-еретика Эхнатона. В искусстве древнего Египта это был период реализма: потрясающие фрески с птицами, жанровыми сценками напрочь лишены более поздних канонов - и прелестны своей искренностью.

Каменный Эхнатон, который выглядит весьма непривлекательно, даже уродливо, с маленькой головой и большим животом. Ни раньше, ни позже амарнского периода скульптор не рискнул бы изобразить так всемогущего фараона, даже если бы сходство с оригиналом было стопроцентным

Алебастровая головка — прекрасной Нефертити -
жены Эхнатона

Кстати, я была потрясена предположением некоторых ученых о том, что в действительности некоторое время после мнимой смерти Эхнатона (!) Египтом правила его жена - Нефертити - она же позировала скульпторам в роли своего мужа - именно поэтому фигура фараона имеет столь женственную фигуру с большими бедрами - да и сходство в лицах явно прослеживается. Еще более смелым является гипотеза о том, что знаменитый пророк Моисей - это никто иной, как бежавший на Синай от идеологического преследования за свои преобразования Эхнатон!

По мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж музея - ядром коллекции здесь являются сокровища гробницы Тутанхамона, которая была найдена в 1922 г. в Долине царей в Луксоре практически не разграбленной. Коллекция и в самом деле велика и потрясает воображение - конечно же - знаменитая Золотая посмертная маска Тутанхамона (которую мы все-таки по-шпионски запечатлели фотиками своих мобильных), два его гроба, статуя Тутанхамона (вот около нее мы и замечаем - насколько наша очаровательная Ола похожа ликом на этого фараона), позолоченный трон, скульптура бога Анубиса в виде лежащего шакала, золотые украшения и прочая утварь из гробницы. Еще в коллекции представлена полуистлевшая одежда, в которую был одет Тутанхамон - сандалии, рубашка и даже трусы….почему то становится, мягко говоря, не по себе, глядя именно на обычные, бытовые предметы из этой гробницы.

На втором этаже музея также находятся Фаюмские портреты, которые были найдены в конце XIX в. во время раскопок римского некрополя в оазисе Фаюм, представляют собой восковой рисунок на деревянной доске. Они рисовались с натуры, при жизни висели в доме, а после смерти клались поверх мумии. Изображения людей на них абсолютно реалистичны.

Я в свое время впервые «познакомилась» и была очарована фаюмскими портретами в Пушкинском музее в Москве, благодаря великолепной постоянной экспозиции музея, посвященной древнему Египту (коллекция составлена страстным египтологом князем В.С. Голенищевым). Кстати, до сих пор страстно обсуждается вопрос, был ли вывоз артефактов из Египта цивилизованной формой грабежа или единственным способом сохранить их. Ученые склоняются к последнему: в тот момент, когда стали открываться захоронения фараонов, они рисковали быть разграбленными и разрушенными невежественными кладоискателями. Хотя известно, что первые грабители проникли в гробницы тысячелетия назад, задолго до современных воров
В общем, программа культурного насыщения состоялась - время к обеду - возникло пока еще легкое чувство голода, желание попить пивка, а главное теперь уже просто поболтать. Ола предлагает нам зайти в хорошо известное ей кафе, которое находится поблизости.

Арт-кафе (café Estoril)

Это чудесное кафе находится совсем недалеко от музея и является одним из мест, где собирается богема Каира - художники, искусствоведы и вообще люди не чуждые тяги к прекрасному. Я специально взяла визитку этого кафе и сообщаю адрес для тех счастливцев, у кого в планах стоит посещение Каира: это находится в переулочке, уходящем от улицы Tallat Harb в районе дома номер 12 на улочку Kasr el Nil, дом 13. Для совсем непонятливых написано - в здании торгового центра, расположенного за офисом Air France и телефон кафе: 574 31 02. В общем - заходите - не пожалеете! Уютная обстановка, приятная прохлада в жаркий день, прекрасные картины на стенах - работы знакомого художника Олы по имени Осман, который, конечно же, тоже учился своему мастерству в России!

Находящийся в северной части , Египетский музей кажется почти таким же архаичным, как и цивилизация, о которой он рассказывает. Основанный в 1858 году Огюстом Мариеттом, который раскопал в и несколько крупнейших храмов Верхнего Египта (а позже был похоронен на территории музея), он уже давно перерос имеющееся здание, в котором сейчас едва хватает места для размещения артефактов фараоновской эпохи. Если уделять каждому экспонату по одной минуте, то понадобится девять месяцев, чтобы осмотреть все 136 тысяч памятников.

Ещё 40 тысяч скрыты в подвалах, многие из них уже поглотил мягкий грунт, так что требуются новые раскопки уже под самим зданием. Возле сейчас строится новое большое здание Египетского музея, в нём будет размещена часть экспонатов нынешнего собрания. Планируется, что он должен открыться в конце 2015 года. В то же время, несмотря на беспорядок, плохое освещение и недостаточное количество сопровождающих надписей в старом музее, богатство коллекции делает его одним из немногих по-настоящему великих музеев мира, который ни один посетитель Каира не может пропустить.

Одного трёх, четырёхчасового посещения достаточно, чтобы просмотреть выставку сокровищ Тутанхамона и некоторые другие шедевры. У каждого посетителя есть свои любимые объекты, но в список стоит включить на первом этаже залы амарнского искусства (залы 3 и 8), самые лучшие статуи Древнего, Среднего и Нового царств (залы 42, 32, 22 и 12) и предметы из нубийского тайника (зал 44). На втором этаже файюмские портреты (зал 14), модели из гробниц (залы 37, 32 и 27) и, конечно, зал мумий (зал 56), хотя за вход в него берут дополнительную плату.

Прежде чем войти в музей, обратите внимание на пруд перед главным входом. Водные лилии, растущие там, – это редкие сейчас голубые лотосы, растение с психотропными свойствами, которое применялось древними египтянами в качестве лекарства. Судя по некоторым и фрескам и рельефам, они погружали цветы лотоса в вино.

Когда вы войдёте в музей, вам, возможно, предложат экскурсию в сопровождении гида, которая обычно продолжается два часа (около 60 фунтов в час), хотя музей заслуживает, по меньшей мере, шестичасового осмотра. Экскурсоводы великолепно знают свой предмет и помогут вам разобраться в увиденном, а если вы посещаете музей небольшой группой, их услуги окажутся вовсе не такими уж дорогими. Другой вариант – вы можете взять напрокат аудио-гид с записанной на плёнку экскурсией (20 фунтов на английском, арабском или французском), на его панели есть кнопки с номерами экспонатов, о которых идёт речь.

Однако, поскольку экспонаты нумеровались в соответствии с по меньшей мере двумя различными системами, не говоря уже о новых номерах, используемых аудио-гидом, дело сильно усложняется. Некоторые объекты имеют сейчас уже по три различных номера, и часто на них нет никаких других этикеток. Самый лучший из опубликованных путеводителей по музею – Illustrated Guide to the Egyptian Museum (150 фунтов) с большим количеством фотографий самых лучших экспонатов музея.

Памятники в нём описаны не в том порядке, как они представлены в экспозиции, но в конце есть иллюстрированный указатель, который поможет вам сориентироваться в тексте книги. Кроме того, эта книга – прекрасный сувенир на память о посещении музея. Вход в кафе-ресторан, расположенное на первом этаже, – через магазин сувениров с внешней стороны музея.

Первый этаж египетского музея

Экспозиция организована в более или менее выдержанном хронологическом порядке, поэтому, направляясь по часовой стрелке от входа по внешним галереям, вы пройдёте через Древнее, Среднее и Новое царство, а завершите осмотр Поздним и Греко-римским периодами в восточном крыле. Это правильный с точки зрения истории и искусствоведения, но очень утомительный подход.

Более простой способ осмотра заключается в том, чтобы пройти через Атриум, который охватывает всю эпоху цивилизации фараонов, до прекрасного зала Амарнской эпохи в северном крыле, а затем вернуться и пройти через отделы, которые вам наиболее интересны, или подняться на второй этаж на выставку, посвящённую Тутанхамону.

Для того, чтобы охватить оба варианта, в статье разделён нижний этаж на шесть секций: Атриум, Древнее, Среднее и Новое царство, зал Амарнской эпохи и восточное крыло. Какой бы маршрут вы ни выбрали, стоит начать с фойе Атриума (зал № 43), где начинается повествование о династиях фараонов.

  • Ротонда и Атриум

В Ротонде, расположенной внутри музейного вестибюля, представлены монументальные скульптуры различных эпох, в частности, стоящие по углам три колосса Рамсеса II (XIX династия) и статуя Аменхотепа, сына царского архитектора Хапу, жившего в период правления XVIII династии. Здесь же, в северо-западном углу, находятся шестнадцать маленьких деревянных и каменных статуй чиновника XXIV века до нашей эры по имени Ибу, изображающие его в различные периоды жизни.

Слева от двери известняковая статуя сидящего фараона Джосера (№ 106), установленная в сердабе его ступенчатой пирамиды в Саккаре в XXVII веке до нашей эры и вывезенная археологами 4600 лет спустя. Те, кто считает правление Джосера началом эпохи Древнего царства, называют предшествующий период Раннединастическим или Архаическим.

Реальное начало династического правления увековечено на знаменитом экспонате, находящемся в зале № 43, при входе в Атриум. На палетке Нармера (декоративном варианте плоской плитки, которая использовалась для растирания красок) запечатлено объединение двух царств (около 3100 года до нашей эры) правителем по имени Нармер или Менес. На одной стороне памятника правитель в белой короне Верхнего Египта поражает врага булавой, в то время как сокол (Хор) держит другого пленника и попирает ногами геральдический символ Нижнего Египта – папирус.

Обратная сторона изображает, как правитель в красной короне осматривает тела убитых, а также разрушает крепость в облике быка. Два яруса изображений разделены фигурами мифических животных с переплетёнными шеями, которых удерживают от борьбы бородатые мужчины, – символ политических достижений властителя. Вдоль боковых стен зала стоят две похоронные ладьи из (Сенусерт III – XII династия).

Спускаясь в зал № 33, который представляет собой Атриум музея, вы увидите пирамидионы (замковые камни пирамид) из Дашура и саркофаги эпохи Нового царства. Затмевая саркофаги Тутмоса I и царицы Хатшепсут (относящийся к периоду, когда она ещё не стала фараоном), стоит саркофаг Мернептаха (№ 213), увенчанный фигурой самого фараона в виде Осириса и украшенный рельефным изображением богини неба Нут, своими объятиями защищающей правителя. Но стремление Мернептаха к бессмертию не осуществилось. Когда в 1939 году саркофаг был обнаружен в Танисе, в нём находился гроб Псусеннеса, правителя XXI династии, чья покрытая золотом мумия выставлена сейчас на верхнем этаже.

В центре Атриума находится фрагмент расписанного красками пола из царского дворца в Тель-эль-Амарне (XVIII династия). По поросшим тростником берегам реки, изобилующей рыбой и водными птицами, бродят коровы и другие животные. Это прекрасный пример лирического натурализма искусства Амарнского периода. Чтобы узнать больше об этой революционной эпохе в истории фараонов, поднимитесь наверх мимо невозмутимых колоссов Аменхотепа III, царицы Тии и их трёх дочерей, предшественников Ахетатона и Нефертити, изображения которых находятся в северном крыле.

Но сначала вы должны пройти через зал № 13, в котором (справа) находится победная стела Мернептаха, известная также как стела Израиля. Свое название она получила по фразе из рассказа о завоеваниях Мернептаха – «Израиль опустошён, его семени нет». Это единственное известное нам упоминание Израиля в текстах Древнего Египта.

Именно поэтому многие верят, что Исход имел место именно в годы правления Мернептаха, сына Рамсеса II (XIX династия), хотя в последнее время эта точка зрения подвергается всё большей критике. На другой стороне расположена более ранняя надпись, повествующая о деяниях Аменхотепа III (отца Эхнатона), совершённых во славу бога Амона, которого его сын впоследствии отверг. В другом конце зала находится модель типичного египетского дома из раскопок Телль-эль-Амарны, недолговечной столицы Эхнатона и Нефертити, которым оказана честь иметь собственную отдельную экспозицию в залах № 8 и 3, немного дальше.

  • Залы Древнего царства

Юго-западный угол первого этажа посвящён Древнему царству (около 2700-2181 годы до нашей эры), когда фараоны III и VI династий правили Египтом из Мемфиса и строили свои пирамиды. Вдоль центрального крыла залов № 46-47 стоят погребальные статуи важных вельмож и их слуг (обычай заживо хоронить слуг вместе с господином прервался с завершением второй династии). Рельеф из храма Усеркафа (зал № 47, с северной стороны от входа в зал № 48) является первым известным нам примером изображения картин природы в декоре царских погребальных сооружений. Хорошо различимы фигуры пёстрого зимородка, пурпурной камышницы и священного ибиса.

Вдоль северной стены зала № 47 выставлены шесть деревянных панелей из гробницы Хесира с изображениями этого старшего писца фараонов III династии, который одновременно является самым ранним из известных нам зубных врачей. В зале № 47 выставлены также ушебти – статуэтки рабочих, которые изображены приготавливающими пищу (№ 52 и 53). Здесь же находятся происходящие из храма в Гизе три сланцевых скульптурных триады Менкаура из его долинного храма в Гизе: фараон изображён рядом с Хатхор и богиней Афродитопольского нома. Пара алебастровых плит с изображением львов у четвёртого столба на северной стороне, возможно, использовалась для жертвоприношений или возлияний в конце эпохи II династии.

Среди наиболее впечатляющих экспонатов зала № 46 – статуэтки хранителя царского гардероба карлика Хнумхотепа, человека с деформированной головой и сгорбленной спиной, страдавшего, по-видимому, болезнью Потта (№ 54 и 65). Фрагменты бородки Сфинкса находятся в конце вестибюля (зал № 51), слева под лестницей (№ 6031). Ещё один осколок метровой длины находится в . Бородка, видимо, имела длину 5 метров до того, как она была разбита на куски войсками мамлюков и солдатами Наполеона во время тренировочных стрельб. Кроме того, в зале № 51 находится скульптурная голова фараона V династии Усеркафа (№ 6051), представляющая собой самую раннюю из известных на данный момент статуй размером больше натурального.

У входа в зал № 41 рельефы из гробницы эпохи V династии в Мейдуме (.№ 25) изображают охоту в пустыне и различные виды сельскохозяйственных работ. На другой плите (№ 59) из гробницы V династии в Саккаре мы видим взвешивание, обмолот и сортировку зерна, работу стеклодува и резчика статуй. Изображённые на этих рельефах женщины одеты в длинные платья, мужчины – в набедренных повязках, а иногда вообще без одежды (можно видеть, что обряд обрезания входил в число египетских обычаев). Зал № 42 может похвастаться великолепной статуей Хефрена, его голова увенчана изображением Хора (№ 37).

Статуя, привезённая из долинного храма Хефрена в Гизе, вырезана из чёрного диорита, а белые мраморные вкрапления удачно подчёркивают мускулы ног и сжатого кулака фараона. Не менее впечатляющей является стоящая слева деревянная статуя Каапера (№ 40) – фигура полного человека с задумчивым взглядом, которую арабы, работавшие на раскопках в Саккаре, назвали «шейх аль-балад», поскольку он походил на их деревенского старосту. Одна из двух недавно восстановленных деревянных статуй справа (№ 123 и № 124), возможно, изображает этого же человека. Отметим также примечательную статую писца (№ 43), разложившего свиток папируса на коленях.

На стенах зала № 31 находятся выполненные на песчанике рельефы, найденные в Вади-Марага на , возле древних мест добычи бирюзы. Парные известняковые статуи Ранофера символизируют его двойной статус верховного жреца бога Птаха и бога Сокара в Мемфисе. Статуи выглядят почти идентичными, отличаясь лишь париками и набёдренными повязками, обе они были созданы в царских мастерских, возможно, одним и тем же скульптором.

В зале № 32 доминируют выполненные в натуральную величину статуи царевича Рахотепа и его супруги Неферт из их мастабы в Мейдуме (IV династия). Кожа царевича окрашена в кирпично-красный цвет, его жены – кремово-жёлтая; такое различие распространено в египетском искусстве. Неферт одета в парик и диадему, её плечи окутаны прозрачным покрывалом. На царевиче простая набёдренная повязка, обёрнутая вокруг талии. Обратите внимание на находящееся слева живое изображение карлика Сенеба и его семьи (№ 39).

Лицо хранителя царского гардероба, которого обнимает супруга, выглядит умиротворённым; их обнажённые дети подносят пальцы к губам. Во второй нише по левую сторону висит яркий и живой образец настенной живописи, известный под названием «Мейдумские гуси» (III-IV династии). Расцвет Древнего царства представлен всего лишь статуей Ти слева (№ 49), период заката этой эпохи гораздо богаче памятниками: непосредственно рядом со входом стоят древнейшие из известных нам металлических скульптур (около 2300 год до нашей эры) – статуи Пепи I и его сына.

Выставленная в зале № 37 мебель царицы Хетепхерес была восстановлена из кучи золота и обломков сгнившего дерева. Хетепхерес – супруга Снофру и мать Хеопса – была похоронена возле пирамиды своего сына в Гизе; вместе с ней в гробницу поместили носилки, золотые сосуды и ложе с балдахином. Кроме того, в том же зале, в отдельной витрине находится крошечная статуэтка Хеопса, единственное известное нам портретное изображение фараона – строителя Великой пирамиды.

  • Залы Среднего царства

В зале № 26 вы попадаете в эпоху Среднего царства, когда при правлении XII династии была установлена централизованная власть и возобновилось строительство пирамид (около 1991-1786 годах до нашей эры). Мрачная реликвия предшествующей эпохи внутренних смут (завершивших Первый переходный период) находится справа. Это статуя Ментухотепа Небхепетра с огромными ступнями (символ власти), телом чёрного цвета, скрещёнными на груди руками и курчавой бородкой (черты, характерные для изображений Осириса).

В древности она была спрятана в подземной камере возле поминального храма Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри и впоследствии случайно обнаружена Говардом Картером, лошадь которого провалилась сквозь крышу. На противоположной стороне зала стоит саркофаг Даги (№ 34). Если бы мумия владельца всё ещё находилась в нём, то она могла бы с помощью пары «глаз», нарисованных на внутренней стороне стенки гроба, любоваться стоящими у входа в зал № 21 статуями царицы Нофрет в облегающем платье и парике богини Хатхор.

Статуэтки в глубине зала № 22 поражают нетипичной живостью своих лиц, контрастирующей с маниакальным застывшим взглядом деревянной статуи Нахти справа. В зале также выставлены портретные изображения Аменемхета III и Сенусерта I, но прежде всего ваше внимание привлечёт погребальная камера Хархотепа из Дейр эль-Бахри в середине зала, которая внутри покрыта живописными сценами, заклинаниями и текстами.

Вокруг камеры стоят десять известняковых статуй Сенусерта из его пирамидного комплекса в Лиште. По сравнению со статуей того же фараона, изготовленной из древесины кедра и стоящей в витрине справа от вас (№ 88), эти скульптуры очень формальны. На тронах этих статуй изображены разные варианты символа единства сематауи: Хапи, бог Нила, или Хор и Сет с переплетёнными стеблями растений – символами Обеих земель.

Основную идею египетской государственности выражает уникальная двойная статуя Аменемхета III (№ 508) в зале № 16. Парные фигуры – персонификации нильского божества, подносящего своему народу рыб на подносах, – могут символизировать Верхний и Нижний или самого фараона и его божественную сущность ка. Когда вы выходите из залов Среднего царства, вас провожают взглядом стоящие слева пять сфинксов с львиными головами и человеческими лицами. Эпоха анархии – Второй переходный период и вторжение гиксосов – в экспозиции не представлены.

  • Залы Нового царства

Перейдя в зал № 11, вы попадаете в Новое царство – эпоху возрождения власти фараонов и расширения империи при XVIII и XIX династиях (около 1567-1200 годах до нашей эры). Объединяющая Африку и Азию египетская империя была создана Тутмосом III, которому пришлось долго ждать своей очереди, пока в качестве фараона правила его совсем не воинственная мачеха Хатшепсут. В музее находится колонна из её великого храма в Дейр-эль-Бахри: сверху на посетителей властно смотрит скульптурная голова Хатшепсут, увенчанная короной (№ 94). С левой стороны зала находится необычная статуя ка фараона Хора (№ 75), установленная на наклонном основании, символизирующем его посмертные скитания.

В зале № 12 вы увидите статую Тутмоса III (№ 62) из аспидного сланца, а также другие шедевры искусства эпохи XVIII династии. В задней части зала, в священном ковчеге из разрушенного храма Тутмоса III в Дейр-эль-Бахри находится статуя богини Хатхор в образе коровы, выходящей из зарослей папируса. Сам Тутмос изображён спереди статуи, под головой богини, а также на фреске сбоку, где он сосёт молоко, как младенец. Справа от ковчега – каменная статуя визиря Хатшепсут Сененмута (№ 418) с дочерью царицы Нефрура, во второй нише справа – меньшая по размеру статуя этой же пары.

Отношения между царицей, её дочерью и визирем вызывают множество различных спекуляций. К тому же периоду относится фрагмент рельефа из Дейр-аль-Бахри (вторая ниша слева) с изображением экспедиции в Пунт. На нём изображена страдающая слоновой болезнью царица Пунта и её осёл, а также царица Хатшепсут, наблюдающая за ними во время путешествия в эту сказочную страну.

Справа от рельефа стоит статуя бога Хонеу из серого гранита с локоном волос, символизирующих юность, и лицом (как принято считать) мальчика-фараона Тутанхамона. Она была вывезена из храма лунного бога в Карнаке. По обе стороны от этой скульптуры и «Пунтского рельефа» стоят две статуи мужчины по имени Аменхотеп, изображающие его в виде юного писца незнатного происхождения и восьмидесятилетнего жреца, удостоенного почестей за управление крупномасштабным строительством, наподобие сооружения «Колоссов Мемнона».

Перед тем как повернуть за угол в северное крыло, вы увидите две статуи львиноголовой Сехмет, найденные в Карнаке. В зале № 6 господствуют царственные сфинксы с головами Хатшепсут и членов её семьи. Некоторые из рельефов на южной стене привезены из гробницы Майа в Саккаре. Гробница была открыта в девятнадцатом веке, затем потеряна и снова найдена в 1986 году. Зал № 8 в значительной степени является дополнением к залу Амарнской эпохи, в нём также находится монументальная двойная статуя Амона и Мут, разбитая на куски средневековыми каменотёсами и с любовью собранная из фрагментов, долгое время валявшихся в подвалах музея в Карнаке, где памятник первоначально и стоял. Те части, которые не удалось вставить в головоломку, выставлены в стенде позади скульптуры.

Слева от лестницы в зале № 10 обратите внимание на цветной рельеф на плите из храма Рамсеса II в Мемфисе (№ 769), который изображает царя, приводящего к покорности врагов Египта. В мотиве, повторяющемся на дюжинах храмовых пилонов, царь держит за волосы ливийца, нубийца и сирийца и замахивается топором. Фараоны династии Рамессидов, которые никогда сами не сражались, особенно любили такие рельефы.

Зал завершается художественным ребусом (№ 6245): статуя Рамсеса II изображает царя в виде ребёнка с приложенным к губам пальцем и растением в руке, его защищает бог Солнца Ра. Имя бога в комбинации со словами «ребёнок» (мес) и «растение» (су) образует имя фараона. Из зала № 10 вы можете продолжить знакомство с Новым царством в восточном крыле или подняться по лестнице в галерею Тутанхамона на следующем этаже.

  • Зал Амарнской эпохи

Зал № 3 и большая часть примыкающего к нему зала № 8 посвящены Амарнскому периоду: эпохе разрыва с вековыми традициями, которая продлилась ещё некоторое время после окончания правления фараона Эхнатона (около 1379-1362 годах до нашей эры) и царицы Нефертити. Отвергнув Амона и других фиванских богов, они провозгласили культ единого бога – Атона, построили новую столицу в в Среднем Египте, чтобы избавиться от старой бюрократии, и оставили после себя загадочные произведения искусства.

От стен зала № 3 на вас смотрят четыре колоссальные статуи Эхнатона. Их вытянутые головы и лица, пухлые губы и раздувшиеся ноздри, округлые бёдра и живот наводят на мысль о гермафродите или о первобытной богине земли. Поскольку эти же особенности свойственны также изображениям его супруги и детей на некоторых стелах (в левой нише и в витринах напротив) и гробничных рельефах, существует теория, что художественный стиль Амарнской эпохи отражает какую-то физическую аномалию Эхнатона (или членов царской семьи), а надписи намекают на какие-то извращения.

Противники этой гипотезы возражают: голова Нефертити, хранящаяся в , доказывает, что это был только стилистический приём. Ещё одна особенность амарнского искусства заключалась в выраженном интересе к частной жизни: стела с изображением царской семьи (№ 167 в зале № 8) изображает Эхнатона держащим на руках старшую дочь Меритатон, в то время как Нефертити качает в колыбели её сестёр. Впервые в египетском искусстве появляется, например, сцена завтрака. Мастера Амарнской эпохи концентрировали своё внимание на земном мире, а не на традиционных сюжетах, связанных с загробной жизнью.

Искусство наполняется новой жизненной силой – обратите внимание на свободные мазки кисти на фрагментах фрески со сценами на болоте, представленными на стенах зала № 3. В расположенной слева от входа в зал витрине «А» выставлены некоторые из документов Амарнского архива (остальные находятся в Лондоне и Берлине). В них содержатся просьбы прислать войска, чтобы помочь сторонникам фараона в Палестине, рассказано о последствиях его смерти и поисках союзников, которые вела Нефертити, чтобы бороться с теми, кто побуждал Тутанхамона повернуть амарнскую революцию вспять. Эти клинописные таблички в обожжённых глиняных «конвертах» хранились в архиве дипломатического ведомства Амарны.

Гроб Эхнатона с инкрустацией из сердолика, золота и стекла можно увидеть в зале № 8, его крышка выставлена рядом с золотой обкладкой нижней части. Эти сокровища исчезли из музея в период между 1915 и 1931 годом, но были обнаружены в в 1980 году. Сейчас золотой декор восстановлен и помещён на плексигласовую модель, имеющую предполагаемую форму первоначального гроба.

  • Восточное крыло

Побудительным мотивом пройти дальше из залов Нового царства в восточное крыло может стать находящаяся в зале № 15 статуя супруги Нахт Мина (№ 71), выглядящая очень сексуально. В зале № 14 выставлена огромная алебастровая статуя Сети I, чувственная моделировка лица которой вызывает в памяти бюст Нефертити.

Вероятно, что изначально фараон был изображён в немесе – головном уборе, который мы можем видеть на погребальной маске Тутанхамона. Ещё большее впечатление производит отреставрированная тройная статуя из розового гранита, изображающая Рамсеса III, которого коронуют Хор и Сет, воплощающие соответственно порядок и хаос.

Новое царство постепенно приходило в упадок во время правления XX династии и погибло при XXI династии. За ним последовал так называемый Поздний период, когда у власти находились преимущественно иноземные правители. К этому времени относится выставленная в центре зала № 30 статуя Аменирдис-старшей, которую фараон поставил во главе фиванских жриц Амона.

На голове Аменирдис, одетой как царица Нового царства, – соколиный головной убор, украшенный уреем, который некогда увенчивала корона Хатхор с солнечным диском и рогами. Наиболее запоминающейся из многочисленных статуй богов в зале № 24 является изображение беременной самки гиппопотама – богини деторождения Таурт (или Тоэрит).

Залы № 34 и 35 освещают Греко-римский период (с 332 года до нашей эры), когда принципы классического искусства начали активно проникать в символизм Древнего Египта. Характерный для эпохи сплав стилей демонстрируют причудливые статуи и саркофаги в зале № 49. Зал № 44 используется для проведения временных выставок.

Второй этаж египетского музея

Самой значительной частью экспозиции второго этажа являются залы с сокровищами Тутанхамона, которые занимают лучшие площади. После осмотра этих предметов всё, кроме мумий и нескольких шедевров, кажется тусклым, хотя и в других залах есть артефакты, не уступающие выставленным внизу. Для их осмотра приходите в музей в какой-нибудь другой день.

  • Залы Тутанхамона

Набор погребальной утвари фараона-мальчика Тутанхамона включает в себя 1700 предметов, которые заполняют дюжину залов. Учитывая краткость его правления (1361-1352 годы до нашей эры) и небольшие размеры его гробницы в Долине Царей, бесценные сокровища, которые, как кажется, должны были принадлежать, по меньшей мере, таким великим фараонам, как Рамсес и Сети, ещё больше поражают воображение.

Тутанхамон просто перешёл на сторону фиванской контрреволюции, которая уничтожила амарнскую культуру и восстановила прежнее могущество культа Амона и его жрецов. Однако влияние Амарны очевидно в некоторых экспонатах, которые расставлены примерно так же, как они находились в гробнице: сундуки и статуи (зал № 45) перед мебелью (залы № 40, 35, 30, 25,15, 10), ковчеги (залы № 9-7) и золотые изделия (зал № 3).

Рядом с ними украшения (зал № 4) и другие сокровища из различных гробниц (залы № 2 и 13). Большинство посетителей устремляются к последним четырём залам (залы № 2, 3 и 4 закрываются на пятнадцать минут раньше остальных), игнорируя указанную только что последовательность. Если вы принадлежите к числу таких посетителей, пропустите приведённое ниже детальное описание.

Когда члены экспедиции Говарда Картера в 1922 году проникли в запечатанный коридор гробницы, они обнаружили переднюю камеру, буквально набитую ларцами и обломками вещей, оставленных грабителями. Здесь находились также две статуи ка Тутанхамона в натуральную величину (стоят у входа в зал № 45), черная цвет кожи которых символизирует возрождение царя. Непосредственно за ними находятся золотые статуи Тутанхамона, изображающие его охотящимся с гарпуном.

В зале № 35 главным экспонатом является позолоченный трон с ручками в виде крылатых змеев и ножками в виде звериных лап (№ 179). На спинке изображена царственная пара, отдыхающая в лучах солнца-Атона. Имена супругов приведены в принятой для амарнской эпохи форме, что позволяет отнести трон к тому периоду, когда Тутанхамон всё ещё придерживался солнцепоклоннического культа.

В число других мирских предметов, которые фараон-мальчик взял с собой в иной мир, входит изготовленный из чёрного дерева и слоновой кости набор для игры в сенет, похожей на наши шашки (№ 49). Множество фигурок-ушебти должны были выполнять задания, которые боги могли дать фараону в ином мире (по сторонам от входа в зал № 34).

В зале № 30 находится ларец с «Посохами пленных» (№ 187), изображения на котором, инкрустированные чёрным деревом и слоновой костью, символизируют единство севера и юга. Бюст фараона-мальчика, рождающегося из лотоса (№ 118), свидетельствует о сохранении влияния амарнского стиля во время правления Тутанхамона. Церемониальный трон (№ 181) в зале № 25 является прототипом епископских кресел в Христианской церкви. Его спинка украшена роскошной инкрустацией из чёрного дерева и золота, но выглядит оно неудобным. Более типичны для времён фараонов деревянное кресло и скамеечки для ног, а также богато украшенный комод.

Одежда и притирания царя хранились в двух великолепных сундуках. На крышке и боковых стенках «Расписного ларя» (№ 186) в зале № 20 он изображён охотящимся на страусов и антилоп или уничтожающим сирийское войско со своей боевой колесницы, показанной больше натуральной величины. Торцевые панели показывают фараона в облике сфинкса, попирающего врагов.

В отличие от воинственных изображений Тутанхамона на других предметах сцена на крышке «Инкрустированного ларя» выполнена в амарнском стиле: Анхесенамон (дочь Нефертити и Эхнатона) подносит лотос, папирус и мандрагору своему супругу в окружении цветущих маков, гранатов и васильков. В золотом ковчеге, украшенном идиллическими сценами семейной жизни, когда-то находились статуи Тутанхамона и его жены Анхесенамон, которые были украдены в древности.

От подголовников из слоновой кости в зале № 15 совершенно логичным будет перейти к позолоченным ложам, посвящённым богам, изображения которых в виде животных вырезаны на стойках (№ 183, 221 и 732 в зале № 10). В следующем зале № 9 находится священный ковчег Анубиса (№ 54), который несли перед похоронной процессией фараона: защитник мёртвых изображён в виде бдительного шакала с позолоченными ушами и серебряными когтями.

В выставленных дальше четырёх алебастровых сосудах с крышками, помещённых в алебастровый же ларец (№ 176), хранились внутренности умершего фараона. Этот ларец, в свою очередь, стоял внутри следующего экспоната – золотого сундука с крышкой и статуями богинь-защитниц Исиды, Нефтиды, Селкет и Нейт (№ 177). В залах № 7 и 8 выставлены четыре позолоченных ковчега, которые помещались один в другой, наподобие русской матрёшки; в них находился саркофаг Тутанхамона.

Во всегда заполненном посетителями зале № 3 выставлено золото Тутанхамона, часть которого периодически выставляется за рубежом. Когда сокровища находятся в , то основное внимание привлекает знаменитая погребальная маска с головным убором немес, инкрустированная лазуритом, кварцем и обсидианом.

Внутренние антропоморфные гробы украшены этими же материалами, они изображают мальчика-царя с руками, сложенными, как у Осириса, под защитой выполненных в технике перегородчатой эмали крыльев богинь Уаджет, Нехбет, Исиды и Нефтиды. На мумии Тутанхамона (которая остаётся в его гробнице в Долине Царей) были найдены многочисленные амулеты, эмалевые парадные доспехи со вставками из стекла и сердолика, нагрудные украшения с драгоценными камнями и пара золотых сандалий – всё это выставлено здесь.

Следующий зал ювелирных изделий поражает воображение. Золотая голова сокола эпохи VI династии (когда-то прикреплённая к медному телу) из Иераконполиса считается звездой коллекции, но серьезную конкуренцию ей составляют корона и ожерелье царевны Хнумит, а также диадема и нагрудные украшения царевны Сатхатхор. Рядом с телом последней в её гробнице в Дашуре были найдены аметистовый пояс и ножной браслет Меререт, ещё одной царевны XII династии.

Церемониальный топор Яхмоса увековечивает память об изгнании из Египта гиксосов. Топор был найден в гробнице его матери, царицы Аххотеп. Из того же тайника, обнаруженного Мариеттом в 1859 году, происходит и составной браслет из лазурита и причудливые золотые мухи с выпуклыми глазами – Орден Доблести, награда за храбрость.

Ко времени XXI-XXII династий, когда северный Египет управлялся из Дельты, относится экспонат № 787, выставленный в зале № 2. Из трёх царских захоронений, раскопанных Монте в 1939 году, самой богатой была гробница Псамметиха I, изготовленный из электра, гроб которого был обнаружен в саркофаге Мернептаха (находится на нижнем этаже). Его золотое ожерелье в стиле эпохи Нового царства изготовлено из нескольких рядов дисковидных подвесок.

Между залом № 8 и Атриумом стоят две деревянные колесницы, обнаруженные в передней камере гробницы Тутанхамона. Они были предназначены для торжественных церемоний, их позолоченные рельефы изображают связанных азиатов и нубийцев. Настоящие боевые колесницы фараонов были легче и прочнее. Завершив осмотр сокровищ Тутанхамона, вы можете пройти либо в Зал мумий в западном крыле, либо в другие залы.

  • Мумии музея

В южной части второго этажа музея находятся два зала, где выставлены мумии. В зале № 53 находятся мумифицированные животные и птицы из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.

Современные египтяне смотрят на эти свидетельства суеверности своих предков спокойно, но выставка человеческих останков оскорбляла чувства многих из них, что и привело к закрытию Садатом знаменитого Зала мумий (раньше – зал № 52) в 1981 году. С тех пор Египетский музей и институт Гетти работали над восстановлением сильно повреждённых мумий царей. Результаты их работы в настоящее время выставлены в зале № 56, для входа в который требуется купить отдельный билет (70 фунтов, для студентов – 35 фунтов; закрывается в 18:30).

Здесь выставлены одиннадцать царских мумий (с подробными пояснениями; экспонаты расположены в хронологическом порядке, если обходить зал против часовой стрелки), в том чисел останки некоторых самых знаменитых фараонов, в частности, великих завоевателей XIX династии Сети I и его сына Рамсеса II. Последний имел гораздо менее атлетическое телосложение, чем то, которое можно увидеть у его колоссальных статуй в Мемфисе и других местах. Здесь находится и мумия сына Рамсеса, Мернептаха, которого многие считают фараоном библейского Исхода. Если у вас нет особого интереса к мумиям, не стоит платить так много, чтобы их увидеть.

Все мумии хранятся в запечатанных контейнерах с контролируемой влажностью, и большая часть из них выглядит очень мирно. Тутмос II и Тутмос IV кажутся спящими, у многих сохранились волосы. Вьющиеся локоны и красивое лицо царицы Хенуттауи, возможно, указывают на её нубийское происхождение. Из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются, приглушённый гул голосов посетителей прерывается только периодическими призывами: «Пожалуйста, соблюдайте тишину!».

Мумии были обнаружены в царском тайнике в Дейр-эль-Бахри и в одном из помещений гробницы Аменхотепа II, где тела были перезахоронены во время правления XXI династии, чтобы уберечь их от грабителей. Чтобы увидеть, что мумия внутри пустая, посмотрите в правую ноздрю Рамсеса V – с такого угла вы можете заглянуть внутрь непосредственно сквозь отверстие в черепе.

  • Другие залы музея

Чтобы осмотреть оставшуюся часть экспозиции в хронологическом порядке, вы должны начать с зала № 43 (над Атриумом) и двигаться по часовой стрелке, как и на первом этаже. Но, поскольку большинство посетителей попадают сюда из залов Тутанхамона, мы описываем западное и восточное крыло именно с этой точки.

Начав с западного крыла, обратите внимание на «Скарабеев сердца», которых помещали на горла мумий. На них наносили слова заклятия, призывающего сердце умершего не свидетельствовать против него или неё во время Суда Осириса (зал № 6). В числе множества предметов из царских гробниц XVIII династии в зале № 12 мумии ребёнка и газели (витрина I); парики жрецов и коробки для париков (витрина L); два леопарда из тайника гробницы Аменемхета II (№ 3842) и колесница Тутмоса IV (№ 4113). В зале № 17 представлена утварь из частных гробниц, в частности, усыпальницы Сеннеджема из посёлка работников возле Долины Царей.

С мастерством, отточенным на строительстве царских гробниц, Сеннеджем вырубил для себя стильный склеп на двери гробницы (№ 215), он изображён играющим в сенет. На саркофаге его сына Хонсу изображены львы Рути – божества текущего и прошедшего дня, – поддерживающие восходящее солнце, и Анубис, бальзамирующий его тело под покровительством Исиды и Нефтиды.

В коридоре выставлены ларцы с канопами и гробы, во внутренних залах модели времён Среднего царства. Из гробницы Мекетра в Фивах происходят великолепные фигурки и жанровые сценки (зал № 27): женщина, несущая на голове кувшин с вином (№ 74), крестьяне, которые ловят рыбу сетью с тростниковых лодок (№ 75), скот, который гонят мимо хозяина (№ 76). В зале № 32 сравните модели лодок с полной командой матросов (витрина F) с солнечными барками без моряков, предназначенных для путешествия в вечность (витрина Е). Любители солдатиков восхитятся фалангами нубийских лучников и египетских воинов из гробницы принца Месехти в (зал № 37).

Южное крыло музея лучше всего осматривать, передвигаясь быстрым шагом. В средней секции представлена модель погребального комплекса, показывающая, как пирамиды и их храмы были связаны с Нилом (зал № 48), и кожаный похоронный балдахин царицы XXI династии, украшенный красно-зелёными квадратами, расположенными в шахматном порядке (№ 3848, возле юго-восточной лестницы в зале № 50). Более впечатляющи две экспозиции в центральной части: недавние находки и забытые сокровища, выставленные возле зала № 54, а также зал № 43 – предметы из гробницы Юйи и Туйи.

Самыми красивыми из этих предметов являются позолоченная маска Туйи с драгоценными камнями, их антропоморфные гробы и статуи этой супружеской пары. Как родители царицы Тии (жены Аменхотепа III) они были похоронены в Долине Царей, их гробница была найдена нетронутой в конце девятнадцатого века. За входом в зал № 42 обратите внимание на стенную панель из синей фаянсовой плитки, происходящую из поминального храма Джосера в Саккаре (№ 17).

В зале № 48 около перил открытой галереи над Ротондой находится витрина (№ 144) с каменной головой матери Эхнатона царицы Тии, которая предвосхищает амарнский стиль, и статуэтки «танцующие карлики», изображающие экваториальных пигмеев. В той же витрине находится великолепная, очень живая статуэтка нубийской женщины (возможно, тоже царицы Тии) с причёской из косичек, выглядящей очень современно.

Если вы пришли из северного крыла, то восточное крыло для вас открывается залом № 14, в котором выставлены пара мумий и очень реалистичные, но плохо освещённые файюмские портреты, найденные археологом Флиндерсом Питри в Хаваре. Портреты, относящиеся к Римскому периоду (100-250 годы), выполнялись в технике энкаустики (красители смешивались с расплавленным воском) с живой натуры, а после смерти изображённого человека их клали на лицо его мумии.

Поразительное разнообразие египетского пантеона эпохи позднего язычества демонстрируется статуями божеств в зале № 19. Крошечные статуэтки заслуживают внимательного осмотра, особенно статуэтки беременной самки гиппопотама – богини Таурт (в витрине С), Гарпократа (Хора-ребёнка), Тота с головой Ибиса и бога-карлика Птах-Сокара (всё – в витрине Е), а также Бэса, выглядящего почти как мексиканский божок (в витрине Р). В витрине V в центре зала обратите внимание на изображение Хора из золота и серебра, по всей видимости, служившее саркофагом для мумии сокола.

Следующий зал посвящён остраконам и папирусам. Остраконы представляли собой кусочки известняка или глиняные черепки, на которых наносились рисунки или малозначительные надписи. Папирус использовался для законченных произведений искусства и записи ценных текстов.

Кроме Книги мёртвых (залы 1 и 24) и Книги Амдуат (где изображена церемония взвешивания сердца, № 6335 в южной части зала № 29), обратите внимание на Сатирический папирус (№ 232 в витрине 9 на северной стороне), на котором изображены кошки, прислуживающие мышам. На изображениях, созданных в Гиксосский период, кошки представляют собой египтян, а мыши – их правителей, которые пришли из стран, прежде входивших в состав Египетской державы.

Изображение намекает на то, что правление иностранцев в Египте воспринималось как противоестественное. В зале № 29 выставлен также письменный прибор писца и краски и кисти художника (возле двери на другом конце). В следующем зале № 34 находятся музыкальные инструменты и статуэтки играющих на них людей.

В коридоре (зал № 33) стоят два интересных кресла: сиденье из амарнского туалета выставлено в витрине «О» возле двери, а в витрине «S» – кресло для родов, очень похожее на то, что используется в наше время. В зале № 39 выставлены стеклянные изделия, мозаика и статуэтки Греко-римского периода, а в зале № 44 – фаянсовая облицовка стен в месопотамском стиле из дворцов Рамсеса II и III.

Вконтакте

Комплекс, основанный в 1885-м году, обладает высочайшей концентрацией археологических экспонатов в мире. В этом музее находится более 100 тысяч артефактов, относящихся ко всем периодам египетской истории. Куда бы Вы не посмотрели — Вы увидите что-то интересное. Для того, чтобы осмотреть все сокровища этого фантастического места понадобиться несколько лет! Поскольку большинство людей приезжают в Каир всего на несколько дней — лучше сосредоточить своё внимание на самые популярные и важные для египетской истории экспонаты.

Египетский музей в Каире — видео

Каирский музей — фото

Для тех, кого впечатлили пирамиды , или здесь находится оригинал статуи фараона Джосера . Так же здесь есть небольшая статуэтка из слоновой кости, изображающая фараона Хеопса (единственное изображение фараона, сохранившиеся до наших дней) — создателя Великой пирамиды в Гизе. А прекрасная статуя его сына Хефрена — один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Его защищает бог Гор в образе ястреба. В углу первого этажа скрываются несколько каменных фрагментов, которые были найдены прямо под головой Великого сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, некогда украшавших статую.

Те, кто побывал в древнем городе Ахетатоне наверняка хотят увидеть зал, в котором находятся изображения фараона Эхнатона и Нефертити . Египтологи полагают, что создавая новую религию, Эхнатон хотел быть изображенным в мужском и женском обличии одновременно, как верховный создатель.

Помните фараона, преследовавшего Моисея и его народ в Синайской пустыне? Это Рамзес Великий. В Каирском египетском музее не мало его статуй (он правил 66 лет). Возможно, Вам захочется посмотреть ему в глаза в зале царских мумий — это непередаваемые ощущения.

Почти каждый, кто приезжает в Египет посещает , и в Каирском музее для них есть особенный отдел. Все хотят посмотреть сокровища гробницы Тутанхамона . Почти половина второго этажа египетского музея отдана под выставку этих бесценных артефактов. Здесь находится более 1 700 экспонатов, занимающих 12 залов! Здесь можно увидеть прекрасную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры; великолепный трон из дерева, инкрустированный золотом и драгоценными камнями, на обратной стороне которого изображен фараон со своей молодой женой, которая приходилась ему сводной сестрой; так же можно увидеть золотые амулеты и саркофаги из чистого золота, а так же маленькие (38-сантимсетровые) золотые саркофаги, в которых хранились внутренности фараона. И, вероятно, главное сокровище Тутанхамона — золотая посмертная маска, которая покрывала лицо мумии. Сделанная из чистого золота маска, украшенная лазурью, привезенной с территории нынешнего Афганистана, — является одной из главных сокровищ египетского музея в Каире.

Каирский музей — режим работы, стоимость билетов

Посещать Каирский музей можно ежедневно с 9:00 до 17:00.

Стоимость билетов для посещения — 60 египетских фунтов. За посещение зала с мумиями дополнительно необходимо доплачивать примерно 10 долларов.

Каирский музей — как добраться, адрес

Адрес: Al Ismaileyah, Qasr an Nile, Cairo Governorate.

Египетский музей расположен в центре Каира. Добраться до него можно на метро — первая (красная) линия, станция Urabi.

Каирский египетский музей на карте

Вверх