Музей Матенадаран, Ереван, Армения: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Музей Матенадаран, Ереван, Армения: описание, фото, где находится на карте, как добраться Матенадаран режим работы

Говоря про Армению и армянский народ, трудно удержаться от слова «самый». Иногда это просто эмоции от увиденного и услышанного, но чаще, все же, это объективная оценка тому богатству, которым обладает эта многострадальная и древняя земля.

Музей Матенадаран — место удивительное. Это целый музейный комплекс, посвященный только одному — армянской письменности. Название так и переводится с армянского — «держатель рукописей».

Для национальной культуры Матенадаран, можно сказать, — это все. Достаточно только упомянуть, что создателя армянской письменности, Месропа Маштоца, Армянская апостольская церковь причислила к лику святых.

История Музея Матенадаран

История книгохранилища начинается в 5 веке, когда в Эчмиадзинском монастыре Месроп Маштоц, закончив работу над армянским алфавитом, вместе с учениками приступил к переводу Библии, Евангелий, многочисленных античных рукописей и написанию истории армянского народа. Для просветительской деятельности и обучения новому алфавиту требовалось много учебных заведений и книг.

Месроп Маштоц вместе с выпускниками первой семинарии, им же и открытой в Эчмиадзинском монастыре, открывали школы по всей Армении. Хранилище для всех переведенных и написанных книг организовали здесь же, в Эчмиадзине. К слову, сейчас этот город называется Вагаршапат и это единственный ныне населенный древний город Армении.

Итак, книгохранилище начало быстро пополняться книгами. Несмотря на сложную, драматическую историю, войны, разорения по всем христианским монастырям, коллекция книг и рукописей в 18 веке насчитывала уже больше 3000 томов.


В Армении всегда было особое отношение к языку и печатному слову. Спасаясь от гонений, семьи уезжали почти без имущества и в первую очередь брали с собой книги. Такому отношению к книгам всегда учила Армянская просветительская церковь.

В 1920 году всю коллекцию национализировали, а в 1939 году полностью перевезли в Ереван. Современное здание музея Матенадаран было выстроено лишь в 1959 году по проекту архитектора Марка Григоряна. Строительство музея началось в 1945 году.

Удивительный факт, если учесть, что это были тяжелейшие для страны послевоенные годы. Тем не менее, у правительства СССР нашлись тогда средства, а главное-желание, чтобы построить национальный центр культуры и письменности.

В том же 1959 году на базе открытого музея был создан Институт древних рукописей, который благополучно существует и сейчас.


Фонды музея

Сегодня комплекс Матенадаран это 15 выставочных залов, библиотека НИИ, читальные залы и конферец-зал, сам Научно-исследовательский институт. Фонды музея всегда активно пополнялись за счет безвозмездных пожертвований армян, проживающих практически по всему миру.

Так, например, житель Нью-Йорка Арутюн Хазарян передал музею 395 древних рукописей на разных языках. Армянская диаспора Лондона подарила музею коллекцию древних карт и атласов из личных коллекций армян-переселенцев. Фонды музея давно перестали умещаться в старом здании и сейчас музейный комплекс расширяется.

Коллекция музея сегодня приближается к 120 тысячам единиц хранения. Это рукописи на армянском, латыни, иврите, русском, греческом, персидском, японском и других языках. Некоторые экземпляры — это переводы с других языков, оригиналы которых не сохранились. Особенную гордость музея составляют несколько поистине бесценных экземпляров:

  • первая в Армении рукопись на бумаге, датируемой 971 годом. Это труды астронома и физика Анания Ширакаци.
  • «Лазаревское Евангелие» 887 года — самая древняя из сохранившихся полноценная армянская рукопись с библейскими миниатюрами. На этой книге приносят торжественную клятву все президенты Армении во время инаугурации. Второе название книги — Евангелие Вехамор.
  • «Книга скорбных песнопений» — лирико-мистическая поэма Григория Нарекаци, датируемая 1173 годом. На основе русского перевод этой поэмы Альфред Шнитке в 1969 году написал «Концерт для смешанного хора в четырех частях».


Музейный комплекс состоит сегодня из 15 выставочных зданий, которые предназначены для постоянной экспозиции и временных выставок. Осмотр экспонатов музея Матенадаран начинается с Центрального выставочного зала, который дает общее представление о средневековой науке, культуре, художественном развитии. Здесь представлены древнеармянские переводы философских трудов, книг по медицине, историографии, точным наукам, медицине.

В зале рукописей Арцаха можно посмотреть около двух сотен рукописей, написанных в Исфахане и Новой Джульфе, армянском пригороде столицы Ирана. Прекрасно сохранившиеся экземпляры с роскошными иллюстрациями, которые сами по себе являются произведениями искусства, богатые серебряные оклады с инкрустацией — все это производит впечатление на посетителей музея.

В зале восточных рукописей находится около трех тысяч экспонатов, относящихся к афганской, османской, персидской, узбекской культуре. В том числе уникальные миниатюры и образцы восточной каллиграфии.

Зал средневековой медицины поражает воображение, потому что многие методы лечения, описанные в представленных книгах, применяются до сих пор практически без изменений. А в сувенирном магазине можно приобрести средства, приготовленные в точности по средневековым рецептам. Например, омолаживающие масла, которые помогали современницам Авиценны выглядеть моложе.


В зале карт находятся копии арабских и греческих рукописей, карт, которые дают преставление о картине древнего мира и географических знаниях того времени. Всегда интересно, каким представляли мир древние ученые.

В зале архивных документов посетители знакомятся с армянскими и зарубежными документами правителей разных стран и разных времен. Здесь есть документы, подписанные армянскими католикосами, русскими царями, османскими шахами и даже Наполеоном Бонапартом. Отдельная экспозиция посвящена документам, отражающим самый мрачный период в армянской истории — геноцид армян в начале 20-го века.

Самые ценные и редкие книги и рукописи собраны в двух залах. Интересно, что многие книги 16-го века на армянском языке были изданы в Венеции.

Здесь можно посмотреть на самую большую и самую маленькую книгу. Для визуального контраста обе книги находятся рядом. Примечательно, что листы большой книги изготовлены из тонкой телячьей кожи. Датируется книга 1202 годом и называется «Сборник избранных речей и проповедей». Маленькая была изготовлена в 15 веке, весит всего 19 грамм и называется «Объяснительный календарь».

Отдельный зал полностью посвящен подаренным в разное время ценностям и самим дарителям. Среди благотворителей были Шарль Азнавур, католикос Вазген первый, президент Армении Серж Саргсян и многие другие.


  • Многие средневековые книги, поступающие в фонды НИИ древних рукописей, приходилось восстанавливать буквально из «руин». Но иллюстрации в них всегда были практически не тронуты временем. Дело все в том, что краски, которые использовали древние художники, являются естественными консервантами. Только благодаря составу красок эти страницы дошли до нас в таком прекрасном состоянии.
  • В залах музея всегда полумрак. Солнечный свет губительно действует на старые книги.
  • Первый том общего каталога коллекции Матенадаран был выпущен лишь в 1984 году.
  • В 1990 году в СССР была выпущена юбилейная монета номиналом 5 рублей с изображением здания музея.
  • Все здание музея и построенные позже корпуса НИИ выполнены в едином стиле и из одного камня — сисианского серого базальта, традиционного строительного материала для Армении. Именно из него на протяжении нескольких веков армяне строят дома, церкви, монастыри и даже городские мостовые.


Как добраться до музея

Музей расположен в самом центре Еревана на улице М. Маштоца 53. Он выстроен на небольшом холме, поэтому прекрасно виден всем, кто прогуливается по центру города.

Рядом с музеем находятся две станции метро: станция «Еритасардакан» (Молодежная) и «Маршала Баграмяна». В обоих случаях пешком от станции до музея необходимо пройти минут десять.

Рядом с музеем останавливаются несколько автобусов, идущих с разных концов города. Стоимость проезда в общественном транспорте около 100 драм.

Расположение на карте

Адрес

  • Ереван, ул. Месропа Маштоца 53

Телефоны

  • +37(410)56−25−78
  • +37(410)58−32−92
  • +37(410)56−06−42

Часы работы музея

Матенадаран открыт для посетителей ежедневно с 10 утра до 6 вечера, кроме воскресенья, понедельника и праздничных дней. Кассы музея перестают работать в 16.30.

Цены

Входной билет стоит 1000 драм, это примерно 2 доллара. Можно заказать экскурсию с гидом на одном из девяти иностранных языков. Ее нужно заранее бронировать, позвонив в музей по телефону +37 410 56 25 78.

За гида необходимо доплатить либо 2500 драм, либо 5000 драм, в зависимости от численности группы. Если вы захотите иметь собственные фотографии из музея, нужно оплатить разрешение на фотосъемку — 2500 драм. Необходимо помнить, что вспышку использовать категорически запрещается!


Музей Матенадаран — место для обязательного посещения в Ереване. Об этом говорят не только любители древних рукописей, но и люди особенно не интересующиеся подобными вещами и попавшие в этот музей случайно.

Чтобы проникнуться многовековой историей Армении, лучше понять людей, живущих здесь, понять, как им удалось пронести сквозь тяжелейшие испытания такую любовь к родной земле, понять, почему, родившись в другой стране, они все же остаются армянами, нужно просто пройти по залам Матенадарана. И может быть, выйдя из музея, вы поймете, почему, рассказывая об Армении, так трудно удержаться от слова «самый».

2 года ago Enottt Комментарии к записи Матенадаран (Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца) отключены

Просмотры: 1 323

Матенадаран, или Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца - расположенный в Ереване научно-исследовательский центр при правительстве Республики Армения, являющийся одним из крупнейших хранилищ рукописей в мире и крупнейшим хранилищем древнеармянских рукописей. При институте действует открытый для посетителей музей.

Матенадаран - хранилище средневековых армянских рукописей, содержащее в себе ценнейший и обширнейший материал по самым различным областям знаний. Но это также и художественный музей, где сосредоточена уникальная по полноте коллекция средневековой книжной живописи и тех видов декоративно‐прикладного творчества, которые связаны с искусством рукописной книги: образцов тканей, тиснения по коже, металлопластики и ювелирных изделий.

История

Начало свое Матенадаран ведет из монастыря Сагмосаванк. В нем семьсот с лишним лет назад основал библиотеку князь Курд Вачутян, через несколько столетий рукописи перекочевали в Эчмиадзин. Его древние рукописи и стали ядром будущего Матенадарана.

На протяжении многих столетий из разных монастырей сюда были отобраны сотни уникальных армянских рукописей, и теперь Матенадаран превратился в богатейшее книгохранилище.

Институт Матенадаран был создан на базе национализированной в 1920 году коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Начало создания этой коллекции датируется V веком и связано с Месропом Маштоцем (ок. 361-440), создателем армянской письменности. Уже в V веке Лазарь Парпеци сообщает, что при Эчмиадзинском монастыре существует книгохранилище. В 1892 г. коллекция насчитывала 3158 рукописей, в 1897 г. - 3338, в 1906 г. - 3788, в 1913 г. - 4060.

Эчмиадзинский матенадаран был объявлен государственной собственностью 17 декабря 1929 г. В 1939 г. коллекция была перевезена из Эчмиадзина в Ереван. Современное здание Матенадарана было построено в 1959 г. по проекту архитектора Марка Григоряна.

Эчмиадзинский Матенадаран – предшественник ереванского, стал государственным в декабре 1920 года, но лишь спустя два года – в апреле 1922-го из Москвы в Армению вернулись 4060 рукописей. Это были рукописи, которые в 1915 году по инициативе Католикоса всех армян Геворка V Вштакира были отправлены в Москву – подальше от превратностей войны. Вскоре в Матенадаран прибывают коллекции рукописей московского Лазаревского училища, тифлисской Нерсисяновской школы, литературного музея Еревана и других учреждений. Довольно много рукописей было привезено из Эрзрума, Нового Нахичевана, Астрахани и других мест.

В Ереван эчмиадзинский Матенадаран перебрался в 1939 году; он разместился в Публичной библиотеке. В 1945 году по проекту архитектора Марка Григоряна началось строительство здания, которое было завершено в 1957 году. По решению правительства Советской Армении от 3 марта 1959 года Матенадаран становится научно-исследовательским институтом, с отделами хранения, изучения текстов, издания и переводов. В 1962 году Матенадаран был назван именем Месропа Маштоца.

В настоящее время главное здание Матенадарана превращено в музейный комплекс: это дало возможность расширить экспозицию. Вместо одного выставочного зала сейчас дейсттвуют пятнадцать. Для научных отделов построен новый корпус, сданный в эксплуатацию 21 сентября 2011 года. Автор нового здания – архитектор Артур Месчян.

Еще подробнее

История Матенадарана, являвшегося до 20‐х годов нашего века собственностью Эчмиадзинского патриархата, восходит своими истоками к V веку.

Сразу же после создания алфавита в Армении начинается бурная деятельность учеников Маштоца, которые переводят на родной язык сочинения греческих и сирийских авторов. В том же V веке появляется и целый ряд оригинальных произведений армянских писателей - произведений настолько совершенных, что век этот вошёл в историю Армении как «золотой век литературы». Все эти труды размножаются не в одном и не в двух экземплярах. Так создаётся основа для библиотек - матенадаранов, - которые не замедлили появиться.

Среди этих первых матенадаранов было и Эчмиадзинское книгохранилище, упоминаемое уже в конце V века историком Лазарем Парбеци. Однако рукописей этого раннего периода в Матенадаране не сохранилось. И это не удивительно. История народа предопределила и судьбу его культурного наследия: на протяжении веков армянские манускрипты постоянно находились под угрозой уничтожения или захвата. Полчища иноземных захватчиков - персов, арабов, турок‐сельджуков, татаро‐монголов, туркменов, и снова персов, и вновь турок, на этот раз османов - непрерывно топтали землю Армении.

В этих нашествиях гибло население, разрушались города и деревни, разорялись церкви, расхищалось монастырское имущество, а вместе с ним и рукописи. Очень часто они уничтожались фанатиками-мусульманами как проявление ненавистной им христианской культуры. Известны случаи, когда сжигались целые библиотеки. Так, например, сохранилось сведение, что турки‐сельджуки в одной лишь крепости Балаберд в Сюнике, которую им удалось захватить в 1170 году, уничтожили десять тысяч манускриптов (то есть собрание, почти равное по количеству современному Матенадарану). Отдельные завоеватели понимали ценность армянских рукописей и увозили их вместе с остальной военной добычей. Есть предположение, что даже в библиотеке Улугбека имелись книги, вывезенные из Армении, вероятно, ещё его дедом Тимуром. Впрочем, в более позднее время их чаще всего похищали в надежде на продажу.

Бесчисленные войны, которые велись на территории Армении, вынуждали выискивать различные тайники для книг, часто в труднодоступных пещерах, и это таило в себе ещё одну опасность для рукописей. Ибо не всегда людям, схоронившим их, удавалось самим избежать меча врага. И манускрипты оставались в этих тайниках, часто не пригодных для сохранности красок и пергамена. Так, в пещерах между Ахпатом и Санаином уже в конце XIX века и в наши дни обнаружены окаменелые рукописи и полуистлевшие лоскуты, бывшие некогда рукописями.

При таких огромных потерях, которые понесла армянская письменная культура, может показаться удивительным, что до наших дней дошло свыше двадцати пяти тысяч манускриптов

Уже в V веке Эчмиадзин потерял своё привилегированное положение: в 484 году престол католикоса (главы армянской церкви) был перенесён в Двин, что, естественно, сказалось и на состоянии книгохранилища. В условиях непрекращающихся нашествий оно приходит в запустение, в котором находится до 1441 года, когда резиденция католикоса была вновь водворена в Эчмиадзин. После этого появляется потребность пополнить собрание Матенадарана, и сюда привозят рукописи из Салмосаванка, где имелась богатая библиотека, и из ряда других монастырей.

В течение последующих XVI, XVII и XVIII веков библиотека Эчмиадзина пополнялась с интенсивностью, во многом зависевшей от личного интереса к ней того или иного католикоса.

В эти века Армения находилась в тяжёлом положении. Весь XVI век и первую половину XVIII века она служит ареной военных действий между Турцией и Ираном.

Разбою и грабежам подвергалась и армянская святыня - Эчмиадзин. Были разграблены не только его материальные ценности - прекрасные золотые и серебряные ювелирные изделия, но и ценности чисто духовные - армянские рукописи. То же положение продолжалось и в XVIII веке и в начале XIX века, когда персидские войска опустошили Эчмиадзин, и на площадях Тавриза были вынесены на продажу «тюками и тысячами» армянские манускрипты со штампом Эчмиадзинского книгохранилища. Приходилось прятать рукописи и от ереванского сардара (наместника персидского шаха в Армении), дабы не разжечь его корыстолюбие.

В эти века собрание Матенадарана больше походило на склад, чем на библиотеку: книги были сложены в подвалах в сундуках. И только в первой половине XIX века, после присоединения части Восточной Армении к России, появилась возможность поместить их в специальные шкафы, систематизировать и составить каталоги. В начале XX века в коллекции Эчмиадзинского патриархата насчитывалось четыре тысячи шестьсот шестьдесят рукописей.

Однако мирная обстановка вскоре прерывается новой трагедией, беспримерной даже в истории армянского народа. Разражаются первая мировая война и события 1915 года. Это были страшные месяцы, когда превратилась в пустыню вся Западная Армения. Вместе с народом погибли и созданные им художественные ценности. Чудом спасённые и рассеянные по свету осколки богатейших монастырских рукописных собраний попали и в Эчмиадзин. Их приносили с собой беженцы из Западной Армении, часть же была доставлена специальной комиссией Российской Академии наук, посланной в Турецкую Армению, но заставшей здесь уже безлюдные города и сёла.

17 декабря 1920 года правительство Советской Армении издаёт декрет о национализации Эчмиадзинского книгохранилища. В 1939 году Матенадаран переводят в Ереван, а ещё через двадцать лет его перемещают в специально построенное здание.

С этого времени начинается новая страница в истории Матенадарана. С 1959 года это не только хранилище и музей, но и научно‐исследовательский институт. Собрание Матенадарана непрерывно растёт. В первые советские годы оно пополнялось особенно интенсивно за счёт различных монастырских и церковных хранилищ и книг, приобретённых у частных лиц; поступили сюда и рукописи из школ и других культурных учреждений, в том числе и из московского Лазаревского института.

Коллекция Матенадарана продолжает обогащаться и в наши дни приобретениями и пожертвованиями армян, в основном зарубежных, которые присылают и привозят в Ереван манускрипты, хранимые веками как драгоценные реликвии, ибо в Матенадаране видят они ту конечную пристань, где после многовековых бурь и странствий должна найти окончательное пристанище армянская рукопись.

Фонды

По состоянию на 2015 год, фонды Матенадарана насчитывают более 17 тыс. древних рукописей и более 100 тыс. старинных архивных документов. Наряду с армянскими рукописями (11230 полноценных и 2200 фрагментарных), здесь хранится более 3000 рукописей на русском, иврите, латыни, арабском, сирийском, греческом, грузинском, индийском, японском, персидском, азербайджанском и других языках. В фондах музея хранятся 2281 старопечатных (до 1800 года) книг. В настоящее время коллекция продолжает пополняться - значительный вклад в её расширение вносят представители армянской диаспоры в Европе, США и т. д.

Собранные в Матенадране 23 000 рукописей представляют почти все области знаний в древней и средневековой Армении: история, география, грамматика, философия, право, медицина, математика, космология, календароведение, эзотерика, переводная и национальная литература, миниатюра, музыка, театр. Некоторые тексты, не сохранившиеся в оригиналах, известны только в средневековых армянских переводах. Кроме армянских, в Матенадаране хранятся рукописи на других языках: арабские, персидские, греческие, сирийские, латинские, эфиопские, грузинские, еврейские и другие.

Музейный комплекс

Экспозиция Матенадарана находится в старом здании. Она открылась в 1957 году, сразу же после сдачи в эксплуатацию основного здания, и размещалась в единственном зале на третьем этаже. Впоследствие к нему добавился еще один зал. После постройки нового корпуса в 2011 году вместо некогда действовавшего в старом корпусе одного-двух залов сегодня работает пятнадцать, в которых выставлены тысячи экспонатов. Помимо постоянной экспозиции, в этих залах размещаются сменные и эксклюзивные выставки. Из фондов Матенадарана здесь демонстрируются рукописи и рукописные фрагменты, документы, старопечатные книги, образцы переплетов, в том числе изготовленные из драгоценных металлов, отдельные миниатюры и т.д. С 17 апреля 2015 года в залах музейного комплекса действует выставка «Выжившие рукописи», посвященная 100-летию Геноцида армян: она включает рукописи, спасенные в годы резни, архивные документы и другие экспонаты.

Экспозиция центрального зала дает общее представление о развитии армянской средневековой науки, литературы и искусства, и в целом – армянской культуры, начиная с изобретения письмен Месропом Маштоцем (405 г.) и до XVIII века. Здесь выставлены древние армянские переводы, сочинения, относящиеся ко всем областям средневековой науки и искусства (история, философия, точные науки, космология, медицина, грамматика, риторика и пр.), а также лучшие образцы армянской миниатюры и книжных переплетов. Экспозиция также пополнена рукописями, спасенными в годы геноцида.

В зале рукописей Арцаха представлена уникальная по своим стилистическим особенностям арцахская школа миниатюры. Со временем будут показаны миниатюры и других армянских школ: Высокой Армении, Киликии, Крыма, Константинополя и др.

В зале, демонстрирующем рукописи из Муша и Карина, находятся рукописи, спасенные из этих и других мест. Самые известные из них – Мушский гомилиарий (выставлена только первая половина рукописи), Зейтунское Евангелие, киликийские рукописи с миниатюрами (школа Тороса Рослина). Экспозиция дополнена многочисленными цифровыми копиями манускриптов, которые демонстрируются на электронной стене и мониторах.

В зале рукописей Васпуракана посетители знакомятся с рукописями, созданными в основном в школах Вана и Васпуракана и впоследствие пережившими геноцид. Здесь выставлены «Пораженное кинжалом» Евангелие, «Чудотворное» Евангелие, «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци, рукописи, которые подарил Матенадарану президент РА. Фотографии, находящиеся в соседнем зале, освещают деятельность Католикоса всех армян Геворка V и специальной комиссии, посланной в Западную Армению.

Зал средневековой медицины удивит посетителей рукописными лечебниками, имеющими не только историческое и теоретическое, но и актуально-практическое значение. В лаборатории средневековой армянской медицины Матенадарана по рецептам этих лечебников из кошенили и редких душистых трав, собираемых исключительно на Армянском нагорье, изготавливают оздоровляющие и укрепляющие «царские» бальзамы и травяные чаи, освежающие и омолаживающие кожу масла, предназначенные для «благородных дам». Эти уникальные сувениры продаются только в Матенадаране, и посетители таким образом могут увезти с собой не только нечто столь же полезное, сколь и памятное. В экспозиции представлены также вещества, из которых изготовляли красители, а также дан рецепт, по которому варится Освященное Миро.

В зале географических карт можно увидеть карту распространения армянских центров книгописания, а также первую печатную карту мира на армянском языке (Амстердам, 1695 г.).

Выставка ценных архивных документов посвящена 100-летию геноцида армян. Эти документы демонстрируются впервые. Посетители могут увидеть указы о конфискации брошенного армянами имущества, фотографии, касающиеся Эчмиадзинского сиротского приюта и деятельности Ов. Туманяна, метрические книги армянской патриархии в Адане, фотографии героического Айнтапского сражения и др. Основу коллекции архивных документов Матенадарана составляет архив Эчмиадзинского католикосата; впоследствие это собрание расширилось за счет многочисленных дарений. Сегодня здесь хранится около 500 000 документов.

В двух залах первопечатной книги представлены армянские и иноязычные ценные и редкие издания XVI-XVIII веков, отпечатанные в самых различных городах и странах: Венеция, Амстердам, Константинополь, Новая Джульфа, Париж, Марсель, Львов, Мадрас, Рим, Москва, Астрахань, Санкт-Петербург и т.д. Первые армянские книги напечатал в Венеции Акоп Мегапарт в 1512-13 гг.

В виртуальном зале Матенадарана можно посмотреть созданный на основании архивных документов Матенадарана документальный фильм «Кемалистская резня», снятый в связи со 100-летием геноцида армян в Турции.

В четырех залах, посвященных творчеству Мартироса Сарьяна, посетители увидят наиболее известные работы Мастера, начиная с раннего периода и до последней, писанной маслом «Сказки». Из египетского периода выставлены «Идущая женщина», «Ночной пейзаж»; показаны также некоторые книжные иллюстрации (к составленной В.Брюсовым в 1916 году «Антологии армянской поэзии» и пр.), и личные вещи художника – подставка для кистей, египетская маска и т.д.

Работа

В Матенадаране ведется научно-исследовательская работа по изучению и публикации памятников армянской письменности, исследованию проблем текстологии, источниковедения, палеографии, средневековой книжной живописи, историографии, научные переводы памятников на русский и другие языки. С 1940 г. издаётся сборник «Банбер Матенадарани» («Вестник Матенадарана») на армянском языке с резюме на русском и французском языках).

Параллельно с научными работами, Матенадаран по-прежнему занимается собиранием рукописей; его фонды пополняются путем покупок и дарений. Дарителем считается как тот, кто оказал материальное содействие приобретению той или иной рукописи, так и тот, кто передает Матенадарану сами рукописи. Имена дарителей вносятся в особую “Книгу Дарителей”, они периодически оповещаются о новостях Матенадарана, приглашаются на разного рода торжества. Матенадаран вручает дарителям особый диплом и, в качестве символического дара, драгоценное факсимиле “Книги скорбных песнопений” Григора Нарекаци; они награждаются также памятной медалью “Св. Месроп Маштоц”

  1. Дрампян И. Р., Корхмазян Э. М. Художественные сокровища Матенадарана / И. Р. Драмлян, Э. М. Корхмазян. - М.: Искусство, 1976. - 176 с. - (Города и музеи мира). - 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
  2. http://www.matenadaran.am/ — Матенадаран

Вконтакте


Матенадаран – крупнейшее в мире хранилище древне-армянских рукописей, научно-исследовательский Институт древних рукописей имени Месропа Маштоца , центр духовно-культурного наследия в Ереване . Матенадаран создан в 1920 году на основе национализированной коллекции рукописей Эчмиадзина – кафедрального собора и центра Армянской Апостольской церкви.

Необходимость создания книгохранилища возникла в V веке во времена Месропа Маштоца, когда он восстановил алфавит и начал переводить Библию и другие духовные книги. Хранилище книг было создано в Вагаршапате – столице Восточной Армении , где находился собор Эчмиадзин. Не только в Эчмиадзине, но и в других местах Армении и там, где проживало много армян , писались и переписывались рукописи, которые хранились в церквях и в библиотеках обителей.

Во многих монастырях (Татев , Гладзор, Санаин, Ахпат и другие) были школы и даже университеты. Эти монастыри имели свои книгохранилища и скриптории, где переписывались книги. Богатой коллекцией рукописей обладал монастырь Сагмосаванк (20 км от Еревана), который основал Ваче Вачутян в 1215 году. Его сын к монастырю пристроил книгохранилище. Постепенно ценные рукописи Сагмосаванка переехали в Эчмиадзин, а в 1953 году последние рукописи покинули монастырь.

Матенадаран был бы богаче, если б многочисленные завоеватели не уничтожали рукописи. Так, по свидетельству Степаноса Орбеляна, в 1170 году турки-сельджуки захватили крепость Багаберд, которая имела крупное книгохранилище, и уничтожили собранные там рукописи из Татева и окружных монастырей. Киракос Гандзакеци повествует о похищении в 1242 году многочисленных рукописей из книгохранилища города Карин. В 1298 году египетские мамлюки разорили сокровищницу столицы Киликии города Сис. В 1804 году пострадало книгохранилище Эчмиадзина.

В период 1915-23 гг. было уничтожено не только население Западной Армении, но и культурное наследие: утеряно множество рукописей. Рукописи, которые смогли спасти от гибели, постепенно находят свое пристанище в Матенадаране.

В 1915 году Католикос всех армян Геворк V для сохранности в случае войны отправил 4060 рукописей в Москву в церковь Святого Креста. В 1922 году рукописи были возвращены в Матенадаран. Возвращаемые рукописи по счастливой случайности не стали добычей грабителей: их везли поездом, все вагоны которого были ограблены в пути, за исключением вагона, в котором везли коллекцию Эчмиадзина.

Позже в Матенадаран поступили рукописи Московского Лазаревского института, Тбилисской школы Нерсесяна, литературного музея Еревана, из городов Эрзрум (Карин), Новый Нахичеван, Астрахань и из других мест.

Из Эчмиадзина Матенадаран в 1939 году переезжает в здание республиканской библиотеки Еревана. В 1959 году Матенадаран становится институтом с отделами хранения, исследования, перепечатки и перевода рукописей и переезжает в новое здание, созданное по проекту Марка Григоряна.

Здание Матенадарана спроектировано с соблюдением стиля древне-армянской архитектуры. Перед зданием установлены базальтовые скульптуры видных деятелей армянской культуры: Мовсеса Хоренаци, Анания Ширакаци, Мхитара Гоша, Тороса Рослина, Фрика, Григора Татеваци. На маленькой площадке перед ступенями к зданию стоит скульптурная группа: Месроп Маштоц и Корюн. С 1962 года Матенадаран называется именем Месропа Маштоца.

Ныне музей Матенадарана имеет 15 залов. Для научной деятельности в 2011 году по проекту архитектора Артура Месчяна построен новый корпус. Он имеет конференц-зал, снабжен отдельными кабинетами для научных работ, которые оснащены современным оборудованием для работы с оцифрованными рукописями.

Более 20 000 рукописей охватывают полет армянской древней и средневековой научной мысли почти во всех областях: история, география, грамматика, философия, право, медицина, математика, астрономия, летоисчисление, литература по гаданию, переведенная и национальная литература, миниатюра, музыка и театр.

Здесь хранятся рукописи на арабском, персидском, греческом, ассирийском, русском, иврите, латыни, сирийском, эфиопском, индийском, японском и других языках. Множество рукописей утеряны в оригинале и сохранились лишь в переводе на армянском языке. Среди них переведенная в V веке «Хроника» Евсевия Кесарийского; «Антиохийские ассизы» – решения высшего суда Антиохийского княжества, основанного крестоносцами; трактат «О природе вещей» Зенона Стоика; «Книга труда» Анатолиуса Брютского, которая считается первой в мире книгой о земледелии.

Матенадаран продолжает пополняться новыми рукописями: покупает и получает в дар от благотворителей. Благотворители заносятся в списки дарителей. Их информируют о новостях Матенадарана, приглашают на торжества, вручают свидетельства и как символичный подарок копию «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци, награждают медалью Месропа Маштоца.

Вот имена некоторых благотворителей: Арутюн Газарян из Нью-Йорка подарил 397 рукописей на армянском и других языках, Рафаэль Маркосян из Парижа – 37 рукописей, Варужан Малатян из Дамаска – 150 рукописей, Рубен Галчян из Лондона подарил древние карты. 95-летний Тачат Маркосян из Ирана подарил копию рукописи Библии, созданной рукой Месропа Маштоца, эту копию сделали в 1069 г. в церкви Нарек.

На многих пергаментных листах рукописей есть следы крови, огня и меча. Испытания, выпавшие на их долю, и время наложили свой отпечаток, и потому назрела необходимость, используя современные технологии, продлить им жизнь. С 2007 года началась оцифровка рукописей. Электронная версия рукописи делает ее доступной не только узкому кругу специалистов, теперь каждый желающий может насладиться красотой миниатюр, мастерством художников. Виртуальная книга будет содержать перевод текста, пояснения и карты.

Матенадаран – это институт, музей и библиотека с удобными рабочими кабинетами, выставочными и читальными залами.

Зал музея Матенадаран

Одна из первых рукописей Матенадарана имеющих электронный вариант Евангелие восьми миниатюристов: писарь Аветис, размер рукописи 22,5см на 17см – это уникальная рукопись по числу работавших над ней миниатюристов и количеству миниатюр, расположенных на всех страницах, коих почти 280. Вначале (вероятно 60-70гг 13 в.) оформление было поручено шести миниатюристам. Такое необычное число миниатюристов объясняется большим количеством предусмотренных сюжетов. По неизвестным причинам заказ не был закончен. Рукопись временно находилась в библиотеке царя Ошина, который в 1320 году подарил ее Степаносу епископу Себастии. По поручению епископа художник Саргис Пицак со своим учеником завершил работу. Пицак выполнил большую часть сюжетов. Имена других художников не сохранились, но по стилю работы один из них тогда еще молодой, но уже со своим почерком Торос Рослин известный миниатюрист Киликии.

Электронные книги снабжаются переводом и пояснениями. Перевод текста необходим и для знающих армянский язык ведь большая часть рукописей написана на грабаре – древне-армянском литературном языке.

Самая большая книга в Матенадаране весит двадцать семь с половиной килограммов, ее размер 75 на 55 сантиметров. Это «Проповеди Муша» написанные около 1200 года в Тароне. Заказчик: Аствацатур (богдан –пер. с арм.) священнику по имени Вартан заказал книгу, в которую вошли речи, хроникальные документы, жития святых и панегирики, избранные страницы из трудов исторических, толкования и церковные каноны. Вартан закончил ее за три года. В ней было 675 листов, 28 кг веса. Каждый лист это одна телячья шкура. Когда книга была готова, заказчика убил эмир Аладин, который присвоил себе все добро и драгоценную книгу. Два года спустя эмир решил продать рукопись. Армяне собрали 4000 драхм и выкупили рукопись. В книге сохранился большой список людей, участвовавших в выкупе этого исполина, украшенной редкими миниатюрами. После освобождения из плена рукопись более семи веков пролежала в монастыре святых Апостолов в Муше, вплоть до трагических событий 1915 года. Книгу спасли две женщины. Они не могли уснести огромную книгу и разделили ее пополам. Рукопись переходила из рук в руки. Одна половина попала в Эчмиадзин. Во дворе армянской церкви близ Эрзрума случайно нашли закопанную вторую половину рукописи. После долгих скитаний обе половины книги соединились в Матенадаране. Здесь хранится 601 лист этой рукописи, 17 листов находятся в армянской католической конгрегации мхитаристов на острове святого Лазаря в Венеции.

Самая маленькая рукопись Матенадарана – церковный календарь 16-го века, меньше спичечного коробка, содержит 104 пергаментных листка и вместе с переплетом весит всего 19 граммов. Написанный каллиграфическим почерком писца Огсента, календарь можно читать лишь с помощью увеличительного стекла.


«Проповеди Муша» и церковный календарь 16-го века

- (институт древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца) крупнейшее в мире хранилище древнеармянских рукописей и научно исследовательский институт в Ереване. Создан в 1920 на базе национализированной коллекции рукописей Эчмиадзинского… … Большой Энциклопедический словарь

Институт древних рукописей «Матенадаран» имени Месропа Маштоца при Совете Министров Армянской ССР, крупнейшее в мире хранилище древнеармянских рукописей и научно исследовательский институт в Ереване. Создан на базе национализированной в… …

- (Институт древних рукописей «Матенадаран» имени Месропа Маштоца), крупнейшее в мире хранилище древнеармянских рукописей и научно исследовательский институт в Ереване. Создан в 1920 на базе национализированной коллекции рукописей Эчмиадзинского… … Энциклопедический словарь

Институт древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца при Совете Министров Арм. ССР (арм. матенадаран книгохранилище), гос. хранилище рукописей и научно исследоват. ин т (с 1959). Создан на базе национализированной в 1920 коллекции… … Советская историческая энциклопедия

- (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн) Армения (Айастан Страна армян). I. Общие сведения Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См.… … Большая советская энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ереван (значения). Запрос «Эривань» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Ереван арм. Երևան … Википедия

- … Википедия

- (до 1936 в русской транскрипции Эривань) город, столица Армянской ССР. Расположен в левобережной части Араратской равнины и частично на вулканическое плато, на высоте от 850 м до 1300 м. Средняя температура января 4,2°С, июля 24,8°С.… … Большая советская энциклопедия

Миниатюры, одна из школ армянской миниатюры (2 я половина 12 14 вв.), сложившаяся в Киликийском армянском государстве. Оригинальный стиль К. ш. сформировался на основе традиций миниатюры коренной Армении, а также влияний византийской и… … Большая советская энциклопедия

Набивка, 1) вид декоративно прикладного искусства; ручной способ получения цветного узора на ткани при помощи рельефных форм. 2) Ткань с узором, полученным способом Н. Формами для Н. служат резные деревянные доски либо наборные медные… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Советский Союз. Армения , А. Багдасарян, А. Асланян, Л. Валесян, С. Дульян. Советская Армения - одна из пятнадцати суверенных союзных республик, входящих в СССР. Ее называют страной гор, солнца и потухших вулканов. В Армении можно увидеть чуть ли не все ландшафты…

Адрес: улица Маштоца, 53, Ереван. Телефон: (+374-10) 56-25-78. Время работы: с 10:00 до 17:00, понедельник - выходной. Входная плата: для взрослых - 150, для студентов - 30, для школьников - 15 рублей. Как добраться: любым городским транспортом, идущим до остановки "Улица Абовяна".

Армянский народ очень трепетно относятся к своему языку и письменности. Символом этого отношения стал музей Матенадаран в Ереване, привлекающий ежегодно многочисленные потоки гостей страны.

История создания музея Матенадаран

Величественное здание музея было выстроено на небольшом холме по проспекту Маштоца. Разработка проекта строения заняла шесть лет - с 1944 по 1952 гг., работы вел известный армянский архитектор Марка Григорян. Лишь в 1959 г. новый ереванский музейный комплекс распахнул свои двери перед посетителями.
Но сами бесценные фонды начали собирать еще в V веке - когда армяне приняли христианство, а Месроп Маштоц создал уникальную армянскую письменность и перевел Библию. С тех пор мудрые люди и священники создавали, переписывали, собирали и трепетно хранили рукописи и книги не только на армянском, но и других языках. Основным оплотом стал Эчмиадзинский монастырь, позднее передавший свои сокровища Музею письменности в Ереване.
Бесценные книги и рукописи на протяжении длинной истории становления государства не единожды подвергались уничтожению и разграблению. Так, в Татевском монастыре в начале XII века турки сожгли более 10 тысяч старинных свитков. Чтобы сберечь наследие, хранителям приходилось тщательно прятать их, иногда даже разделяя, чтобы сохранить хотя бы часть сокровища. Рассказывают истории, как армянские семьи убегали от гонений и вместо важнейших вещей брали с собой именно книги - любовь к печатному изданию у них в крови.
Невзирая на все сложности, удалось собрать довольно-таки обширную коллекцию книг - самую большую в стране и одну из крупнейших в мире. На 1892 г. тут было собрано 3158 экземпляров, в 1913 г. - более 4 тысяч, сейчас же фонд составляет 17 тыс. Старейшие образцы датируются V столетием, а наиболее древняя книга, прекрасно сохранившаяся - Евангелие Веамора.

Описание музея Матенадаран

К большому зданию музея Матенадаран ведут широкие ступени, оканчивающиеся у статуи Месропу Маштоцу, создателю армянского алфавита. Он показывает ладонью на стену здания, где высечены все 36 букв письменности. Фасад украшен статуями местных древних ученых, сделанных из натурального базальта. Как уже отмечалось, учреждение открылось в 1959 г., но только в 1962 г. ему официально присвоили имя Маштоца. 1984 г. вошел в историю его развития как период создания первого тома обширного каталога экспонатов.
Основой коллекции являются бесценные рукописи Эчмиадзинского монастыря и книги, спасенные самими жителями страны. Фонды до сих пор пополняются новыми экспонатами, в основном за счет диаспор, разбросанных по всему миру. Были и необычные случаи, к примеру, недавно "Газпром" подарил президенту страны уникальную "Географию" известного ученого Птолемея. Армянский лидер поблагодарил за презент и без колебания под удивленные взгляды собеседников передал книгу в музей.
Коллекция учреждения поистине уникальна! Здесь встречаются настолько древние книги, что их листки окаменели или же держаться только за счет натуральных красок, используемых для создания рисунков - они сыграли роль своеобразных консервантов, сохранив целостность листов, тогда как поля практически полностью истлели. Воистину это уникальнейшие экспонаты, доступные к осмотру каждому гостю столицы Армении.
Здесь хранятся книги не только на армянском, но и на греческом, сирийском, арабском языках, на латыни. Есть даже несколько переводов старинных работ, оригиналы которых давно утрачены. Вниманию посетителей предлагаются и мусульманские книги, которые разительно отличаются от местных отсутствием изображений людей и обилию витиеватой вязи по полям. Удивительно, но даже с учетом многовековых споров, войн и трений с представителями мусульманства армяне все же смогли найти компромисс и пойти на мир со своими врагами, сохранив их письменность в этом музее.
В музее Матенадаран также хранятся наименьшая и наибольшая, самая толстая и наиболее тонкая книги в мире. Здесь есть на что посмотреть! Сейчас тутошние сотрудники не только заботятся о сохранности экспонатов, но и постоянно реставрируют их. Работа эта заключается не в простом раскрашивании обесцвеченных временем картинок, а в искусстве "вылечить" книгу, вернуть ей первоначальную красоту. Рассказывают, что один из молодых работников даже каждое утро перед работой ездил в пустыню, чтобы найти и собрать червецов для воссоздания уникального природного красителя.

Музей Матенадаран в Ереване - это уникальное собрание печатных изданий страны и настоящий символ любви и заботы армян к книгам. Его обязательно стоит посетить, находясь в живописной столице Армении!



Вверх