Логомаг. Специальное (дефектологическое) образование (магистр) Наличие необходимых личностных качеств

Основным условием поступления в магистратуру является наличие уже оконченного высшего образования по программе бакалавриата или специалитета (например, по специальности ).

Нужно сдать письменный междисциплинарный экзамен по дефектологии, пройти устное собеседование.
Очное обучение уложится в 2-годичный срок, очно-заочная и заочная форма потребуют подготовки на протяжении 2,5 лет.

Специалист-дефетолог несет большую социальную нагрузку и является весьма полезным для общества, сочетая деятельность педагога, психолога и отчасти медика. Обратить внимание на специальность стоит лицам, способным к самоотдаче.

Краткое описание специальности

Дефектология делится на несколько направлений: работа с детьми и лицами с ослабленным зрением, слухом, речью, интеллектом или физическим здоровьем. Специалист может консультировать детей с легкими нарушениями, ставить речь и фонетику, а может выбрать сложные случаи и людей, сопровождать которых потребуется всю жизнь.

Преимущества обучения в магистратуре

Специальность является эвристической и научно-практической, исследовательская работа для нее очень важна. В магистратуре научат методологии и теории исследований. Представления о коррекции и причинах возникновения отклонений здоровья постоянно меняются, поэтому постоянное обучение должно сопровождать педагога-дефектолога.

Крупные вузы в Москве

Хороших специалистов выпускают:

  • Московский городской педуниверситет;
  • Столичный педагогический госуниверситет;
  • Российский государственный соцуниверситет;
  • и еще несколько столичных учебных заведений.

Предметы, изучаемые студентами

Независимо от специализации студенты изучают блоки психологических, медицинских и специальных дисциплин, дефектологию и ее медико-биологические основы, логопедию, детскую психокоррекцию, психодиагностику лиц с ограниченными возможностями.

Получаемые знания и навыки

Вузы научат студентов следующему:

  • проводить диагностику нарушений (слуховых, речевых, психологических, интеллектуальных, опорно-двигательных), разрабатывать схему коррекции;
  • анализировать медицинские данные для постановки диагноза;
  • знать разные методы коррекции, на их основе проводить реабилитацию, обучение и социализацию;
  • уметь оценивать результат работы;
  • разрабатывать социальные реабилитационные программы;
  • консультировать и оказывать психологическую помощь семьям с детьми, обладающими ограниченными возможностями.

Кем работать

Специальности, связанные с коррекцией:

  • дефектолог;
  • сурдопедагог;
  • логопед;
  • педагог по коррекции или психокоррекции;
  • олигофренопедагог;
  • тифлопедагог.

Зарплата зависит от выбранного профиля: логопеды востребованы на рынке и могут рассчитывать на средний доход в 40 тыс. рублей, психологи и педагоги зарабатывают меньше. Общество нацелено на развитие толерантности, есть надежда на большую востребованность и заработок для таких специалистов.

Продолжение обучения по специальности

Направление подразумевает постоянное саморазвитие, готовность к совершенствованию и научной работе. Если специалиста заинтересует конкретное направление исследований, ему есть смысл поступать в аспирантуру на кафедру психологии и разрабатывать диссертационную работу по выбранному вопросу.

Направление подготовки: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
Срок обучения: 2 года
Форма обучения: очная
Квалификация: магистр
Трудоемкость программы: 120 зачётных единиц за весь период обучения, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ОПОП, согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.
При реализации программы магистратуры по данному направлению подготовки применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Аудиторные занятия проводятся в соответствии с расписанием в удобное для студентов время.

Цель данной программы – обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов специального образования, владеющих фундаментальными теоретико-методологическими основами специальной педагогики и психологии, проектированием, апробацией и внедрением психолого-педагогических технологий выявления и коррекции нарушений в речевом развитии, а также готовность выпускника к коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, профилактической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, культурно-просветительской видам профессиональной деятельности в следующих системах: коррекционно-образовательная, реабилитационная, социально-адаптационная, общеобразовательная.

Виды профессиональной деятельности выпускника магистра по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование:
- психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в социальном взаимодействии, общем и инклюзивном образовании;
- педагогическая деятельность;
- научно-исследовательская деятельность;
- научно-методическая деятельность;
- организационно-управленческая деятельность;
-культурно-просветительская.

Область профессиональной деятельности выпускника включает: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, реализуемое в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения в различных институциональных условиях.

Объекты профессиональной деятельности выпускника: коррекционно-развивающий учебно-воспитательный и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы.

Учебные дисциплины: В соответствии с учебным планом.

Практики: В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», квалификация (степень) «магистр» магистерская программа «Логопедия» программа практики является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры.

При реализации ОПОП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, педагогическая, научно-производственная, преддипломная.

Практики проводятся в образовательных структурах, структурах здравоохранения и социальной защиты, а также в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Прием документов с 18 июня 2018 г. Открыта предварительная запись, заполните форму ниже.

Московский институт психоанализа предоставляет уникальную возможность получить специальное (дефектологическое) образование в дистанционном формате.

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

Во всем мире ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в особых условиях обучения, воспитания и развития, которые могут обеспечить только специально подготовленные профессионалы. Востребованность специалистов в данной области очень велика, и на данный момент и медицинские учреждения, и учреждения социальной помощи населению, и дошкольные, и школьные учреждения нуждаются в профессионалах.

В настоящее время получить специальные знания и квалификацию «Дефектолог» могут специалисты дошкольного и школьного образования: воспитатели, учителя начальной школы, психологи, медицинские работники, родители, то есть все участники инклюзивного (совместного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с нормальным развитием. Кроме того, обучаться на факультете могут выпускники школ и СУЗов. Причем выпускники профильных СУЗов могут рассчитывать на сокращенную форму обучения.

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии готовит специалистов для работы с разными категориями детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии: с нарушениями речи, интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с отклонениями в поведении.

    Для умения проводить дифференциальную диагностику детей с отклонениями в развитии студентов обучают методикам обследования детей с целью определения конкретного нарушения. В связи с этим углубленно изучается физическое, психическое, умственное и речевое развитие в норме.

    Студенты овладевают специальными методиками определения отклонений от нормы развития. Причем, параллельно с овладением теоретических знаний студентам предоставляется возможность посещать специальные дошкольные учреждения для детей с различными отклонениями в развитии с целью получения представлений об использовании диагностических методик на практике. К ним относятся методики профессиональной работы с детьми, имеющими недостатки речи, интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, трудности в поведении.

    Студенты проходят обязательную активную коррекционно-педагогическую практику в качестве учителя-логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога и педагога-психолога в специальных учреждениях для детей с разными отклонениями в развитии, каждый вид практики длится от 2 до 4 недель в зависимости от формы обучения.

    Начиная со второго курса студенты выполняют по выбранной теме курсовые работы и на последнем курсе завершают обучение подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы.

Занятия со студентами проводят высококвалифицированные преподаватели – профессора и доценты факультета. Для чтения лекций по отдельным дисциплинам приглашаются ведущие специалисты из разных вузов г. Москвы: МПГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГОПУ им. М.А. Шолохова, института коррекционной педагогики РАН, МГПИ и др.

На факультете студенты активно вовлекаются в научно-исследовательскую работу. По всем разделам коррекционной педагогики и специальной психологии организованы студенческие научно-исследовательские группы, что помогает студентам в написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Многие студенты активно принимают участие в научных межвузовских конференциях и студенческих конкурсах, имеют научные публикации. После получения степени бакалавр студенты могут продолжить обучение в магистратуре факультета по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Выпускники факультета получают право работать:

    В специальных учреждениях для детей с различными отклонениями в развитии

    В детских общеобразовательных учреждениях, в психолого-медико-педагогических комиссиях

    В детских домах

    В детских поликлиниках и больницах

    В психоневрологических диспансерах

    Санаториях

    В системе социального обеспечения

В рамках дистанционного обучения на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии осуществляется подготовка бакалавров по следующим профилям специального (дефектологического) образования:

    Логопедия

    Дошкольная дефектология

Если вы хотите стать профессионалом в области дефектологии и специальной педагогики, но не имеете возможности посещать регулярные занятия в Институте, то дистанционная форма обучения – наиболее подходящий для Вас вариант получения высшего специального (дефектологического) образования.

Особенности реализации дистанционного обучения в Московском институте психоанализа

    Обучение с использованием дистанционных технологий осуществляется с помощью специально разработанного учебного портала

    Данный портал (см. презентацию) позволяет реализовать не только собственно образовательные функции, но и функции общения между всеми участниками обучения (студентами, преподавателями, администрацией института).

    На учебном портале представлен не только основной учебный материал по каждой дисциплине (учебно-методическое пособие, краткий курс лекций, задания), но и дополнительные учебные материалы (ссылки на информационные ресурсы по курсу, проблемные статьи и т.д.), что позволяет обучающимся более дифференцированно познакомиться с изучаемой дисциплиной.

    По каждой из дисциплин профессионального цикла на учебном портале представлены записи видео-лекций преподавателей Института, в которых представлены наиболее важные/трудные части изучаемой дисциплины.

    Важной составляющей учебного процесса являются он-лайн лекции и семинары преподавателей , которые проходят с использованием технологии вебинаров . В режиме реального времени преподаватели совместно со студентами обсуждают учебный материал, разбирают проблемные кейс-ситуации и т.д. После окончания занятий все его участники имеют возможность неоднократно просмотреть запись вебинара. А те, кто не смог присутствовать на он-лайн мероприятии познакомится с содержанием занятия.

    Особенностью реализации образовательных программ в Московском институте психоанализа является предоставление студентам широких возможностей по самообразованию, развитию специальных умений и навыков профессиональной деятельности. Институт каждый месяц проводит разнообразные открытые лекции, мастер-классы и учебные факультативы, которые транслируются в Интернете через систему вебинаров.

Поступающим предлагается широкий перечень направлений подготовки. Одна из специальностей, которую можно увидеть в некоторых университетах, академиях и институтах, - это «Специальное (дефектологическое) образование». Люди, отучившиеся на этом направлении, считаются уникальными и востребованными специалистами в современном мире. В каких вузах предлагается это Кем работают выпускники, освоившие образовательную программу и получившие дипломы?

Дефектологическое образование: сущность направления

Дети и взрослые с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Ее оказывают подготовленные педагоги-дефектологи. Такую профессию получают люди после завершения обучения в вузах по направлению «Дефектологическое образование».

Во время учебы каждый студент изучает немало дисциплин. В их число входит и «Педагогика», и «Психология», и «Медико-биологические основы дефектологии», и «Клиника интеллектуальных нарушений», и т. д. В результате освоения программы человек может заниматься коррекционно-педагогической и консультативно-диагностической деятельностью:

  • корректировать нарушения развития;
  • разрабатывать индивидуальные образовательно-коррекционные программы;
  • изучать особенности психофизического развития и потребности лиц с ограниченными возможностями;
  • давать рекомендации лицам с ограниченными возможностями, членам их семей.

Профили специального (дефектологического) образования

Поступая на направление «Дефектологическое образование», абитуриенты, как правило, делают выбор между профилями. Их количество зависит от вуза. К примеру, поступающим на бакалавриат могут предлагаться следующие профили:

  • «Специальная психология»;
  • «Логопедия»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Олигофренопедагогика».

Для получения более глубоких знаний во многих вузах по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» создана магистратура. Программы подготовки встречаются следующие:

  • «Инклюзивное образование»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Логопедия (образование лиц, имеющих нарушение речи)»;
  • «Инновационные технологии в дефектологическом образовании».

Актуальность специальности в современном мире

Университеты, академии и институты, имеющие специальность «Дефектологическое образование», приглашают студентов на обучение. Члены приемных комиссий, преподаватели говорят об ее актуальности, ведь в настоящее время является довольно острой проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 9-11 % лиц из числа детской популяции нуждаются в помощи педагогов-дефектологов. Помощь также необходима некоторым взрослым.

Люди, отучившиеся на направлении «Дефектологическое специальное образование», занимаются развитием, воспитанием и обучением детей с различными проблемами развития, относящимися как к психологической сфере, так и к физической. Направления работы специалистов нацелены на лиц с приобретенными и врожденными нарушениями зрения, слуха, патологиями снижением интеллекта, психоневротическими реакциями.

Наличие необходимых личностных качеств

Направление подготовки «Дефектологическое образование» интересное, но оно подходит далеко не всем людям. При выборе этой специальности следует учитывать, что дефектолог должен обладать определенными личностными качествами. Этот специалист должен быть:

  • инициативным;
  • энергичным;
  • доброжелательным;
  • тактичным;
  • уверенным в успешных результатах своей деятельности, применяемой коррекционной программы.

Будущий специалист должен быть оптимистично настроен. Оптимизм у уже работающих людей проявляется в социально активном отношении к субъекту, имеющему ограниченные возможности, к обществу, в которое будут включаться воспитанники, к самому себе.

Получение образования в РНУ

Практически в каждом городе есть вуз, в котором имеется направление «Дефектологическое образование». В Москве их функционирует несколько. Одно из учебных заведений - Российский новый университет (РНУ). Это автономная некоммерческая образовательная организация, существующая с 1991 года.

«Дефектологическое образование» в университете предлагает и педагогики. При поступлении каждому абитуриенту предоставляется возможность выбрать наиболее удобную для себя форму обучения. На дневном отделении занятия проводятся 5 дней в неделю. Пары начинаются в вузе в 9 часов. На заочной форме в студенты самостоятельно осваивают образовательную программу. Занятия в вузе проводятся 2 раза в год во время сессий, продолжительность которых составляет около 20 дней.

Обучение в МПСУ

Из числа вузов, осуществляющих подготовку педагогов-дефектологов, можно еще привести в пример Московский психолого-социальный университет (МПСУ). Эта образовательная организация тоже является автономным некоммерческим учреждением. Свою деятельность вуз ведет с 1995 года.

Московский психолого-социальный университет, называвшийся ранее институтом, реализует огромное количество современных образовательных программ. Среди них имеется «Дефектологическое образование» на бакалавриате. Предлагается очная, очно-заочная и заочная форма обучения. Магистерские программы для этого направления в вузе не предусмотрены.

Будущее выпускников

Людям, отучившимся по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» в вузах и получившим дипломы, можно работать в различных организациях:

  • в образовательных учреждениях всех видов и уровней;
  • в специальных (коррекционных) дошкольных, школьных и медицинских учреждениях;
  • в центрах по оказанию психолого-медико-педагогической и социальной помощи населению;
  • в учреждениях социальной защиты;
  • в благотворительных и общественных организациях по работе с людьми, которые имеют ограниченные возможности.

Выпускников в будущем ждет нелегкая работа. Им при работе с конкретным человеком нужно будет оказать помощь не только ему, но и его близким. Приведем пример. Итак, педагог-дефектолог занимается с ребенком в соответствии с разработанной коррекционной программой. В квалифицированной помощи нуждается и он, и его родители, близкие родственники, ведь семья играет важную роль в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Сущность оказания помощи родителям заключается в консультировании по вопросам развития, обучения, социализации и интеграции ребенка в общество. Таким образом, работа будет трудной, но при этом интересной, поэтому специальность «Дефектологическое (специальное) образование» заслуживает внимания.

Вверх