Error: не определено #11234. Л н толстой годы жизни и смерти. Толстой лев николаевич. Духовный кризис. Создание учения

Л н толстой годы жизни и смерти. Толстой лев николаевич. Духовный кризис. Создание учения

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой известен авторством многих произведений, а именно: Война и мир , Анна Каренина и других. Изучение его биографии и творчества продолжается до сих пор.

Философ и литератор Лев Николаевич Толстой появился на свет в дворянской семье. В наследство от своего отца он унаследовал графский титул. Его жизнь началась в большом родовом поместье в Ясной поляне Тульской губернии, что наложило значительный отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Вконтакте

Жизнь Л. Н. Толстого

Родился он 9 сентября 1828 году. Ещё будучи ребёнком, Лев испытал немало тяжёлых моментов в жизни. После того как умерли родители, он и его сестры воспитывались тётей. После её смерти, когда ему исполнилось 13 лет, пришлось переехать в Казань к дальней родственнице под опеку. Начальное образование Лев проходил в домашних условиях. В 16 лет поступил на филологический факультет Казанского университета. Однако, сказать, что он был успешен в учёбе, было нельзя. Это вынудило перейти Толстого на более лёгкий, юридический факультет. Спустя 2 года, вернулся в Ясную поляну, так и не осилив до конца гранит науки.

В силу переменчивого характера Толстого, он пробовал себя в разных отраслях , интересы и приоритеты часто сменялись. Работа перемежалась с затяжными загулами и кутежами. В этот период им было наделано много долгов, с которыми пришлось в дальнейшем долго расплачиваться. Единственное пристрастие Льва Николаевича Толстого, стабильно сохранившееся на всю жизнь, это ведение личного дневника. Оттуда он и черпал потом самые интересные идеи для своих произведений.

Толстой был неравнодушен к музыке. Его любимые композиторы: Бах, Шуман, Шопен и Моцарт. В то время, когда у Толстого ещё не сформировалось главной позиции в отношении своего будущего, он поддался уговорам брата. По его наущению, он отправился служить в армию юнкером. При прохождении службы вынужден был участвовать в по 1855 год.

Раннее творчество Л. Н. Толстого

Будучи юнкером , он имел достаточно свободного времени, чтобы начать свою творческую деятельность. В этот период Лев начал заниматься историей автобиографического характера под названием Детство . Большей частью, в ней были изложены факты, случившиеся с ним, когда он был ещё ребёнком. Рассказ был отправлен на рассмотрение в журнал Современник. Его одобрили и выпустили в тираж в 1852 году.

После первой публикации , Толстого заметили и стали приравнивать к значимым личностям того времени, а именно: И. Тургенев , И. Гончаров, А. Островский и другие.

В те же армейские годы им была начата работа над повестью Казаки, которую закончил в 1862 году. Вторым произведением после Детства стало Отрочество, затем - Севастопольские рассказы. Ими он занимался во время участия в Крымских сражениях.

Путешествие по Европе

В 1856 году Л. Н. Толстой покинул воинскую службу в звании поручика. Решил некоторое времени попутешествовать. Сперва отправился в Петербург, где ему оказали радушный приём. Там у него установились дружеские контакты с популярными на тот период писателями: Н. А. Некрасов, И. С. Гончаров, И. И. Панаев и другие. Они проявили к нему неподдельный интерес и приняли участие в его судьбе. В это время были написаны Метель и Два гусара.

Прожив 1 год весёлой и беззаботной жизнью, испортив отношения со многими членами литературного кружка, Толстой решает покинуть этот город. В 1857 году началось его путешествие по Европе.

Париж Льву совсем не понравился и оставил тяжёлый след в душе. Оттуда он отправился на Женевское озеро. Посетив множество стран, он вернулся в Россию с грузом отрицательных эмоций . Кто и что его так поразило? Скорее всего - это слишком резкая полярность между богатством и бедностью, который покрывался напускным великолепием европейской культуры. И это прослеживалось везде.

Л.Н. Толстой пишет повесть Альберт, продолжает трудиться над Казаками, написал рассказ Три смерти и Семейное счастие. В 1859 году прекратил сотрудничество с Современником. В это же время у Толстого обозначились изменения в личной жизни, когда в планах - женитьба на крестьянке Аксинье Базыкиной.

После смерти старшего брата Толстой отправился в путешествие на юг Франции.

Возвращение домой

С 1853 по 1863 год его литературная деятельность приостановилась из-за отъезда на родину. Там он решил заняться фермерским хозяйством. Одновременно Лев сам проводил активную просветительскую деятельность среди деревенского населения. Создал школу для крестьянских детей и начал преподавать по своей методике.

В 1862 году он сам создал педагогический журнал под названием Ясная поляна. Под его началом вышло 12 изданий, которые не были оценены по достоинству в то время. Характер их был таков - он чередовал теоретические статьи с баснями и рассказами для детей начального уровня образования.

Шесть лет из его жизни, с 1863 по 1869 год , ушли на написание главного шедевра - Война и мир. Следующим в списке был роман Анна Каренина. На него потребовалось ещё 4 года. На протяжении этого периода полностью сформировалось его мировоззрение и вылилось в направление под названием толстовство. Основы этого религиозно-философского течения изложены в следующих работах Толстого:

  • Исповедь.
  • Крейцерова соната.
  • Исследование догматического богословия.
  • О жизни.
  • Христианское учение и прочие.

Главный акцент в них ставится на нравственных догмах человеческой натуры и их усовершенствовании. Призывал прощать тех, кто приносит нам зло, и отказываться от насилия при достижении своей цели.

В Ясную поляну не прекращался поток почитателей творчества Л. Н. Толстого, ища в нём поддержку и наставника. В 1899 году был опубликован роман Воскресение.

Общественная деятельность

Вернувшись из Европы, он получил приглашение стать приставником Крапивинского уезда Тульской губернии. Он активно влился в деятельный процесс по защите прав крестьянства, часто идя вопреки царским указам. Эта работа расширила кругозор Льва. Ближе столкнувшись с крестьянской жизнью, он стал лучше понимать все тонкости . Полученные сведения в дальнейшем помогли ему в литературном творчестве.

Расцвет творчества

Перед началом написания романа Война и мир, Толстой занялся ещё одним романом - Декабристы. Толстой неоднократно к нему возвращался, но так и не смог довести до конца. В 1865 году в Русском вестнике появился небольшой отрывок из Войны и мир. Спустя 3 года вышли ещё три части, а потом и все остальные. Это произвело настоящий фурор в русской и зарубежной литературе. В романе самым подробным образом описаны разные слои населения.

К последним произведениям писателя относятся:

  • рассказы Отец Сергий;
  • После бала.
  • Посмертные записки старца Федора Кузьмича.
  • драма Живой труп.

В характере его последней публицистики прослеживается консервативный настрой . Он жёстко осуждает праздную жизнь высших слоёв, которые не задумываются над смыслом жизни. Л. Н. Толстой подвергал жёсткой критике государственные догмы, отметая все: науку, искусство, суд и так далее. На подобный выпад отреагировал сам Синод и в 1901 году Толстого отлучили от церкви.

В 1910 году Лев Николаевич уехал из семьи и в дороге заболел. Ему пришлось сойти с поезда на станции Астапово Уральской железной дороги. Последнюю неделю своей жизни он провёл в доме местного начальника станции, где и умер.

1828

28 августа. В усадьбе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии у графов Н.И. и М.Н. Толстых родился сын Лев, четвертый ребенок в семье. На следующий день младенец был окрещен в церкви св. Николая Чудотворца в Кочаках священником Василием Можайским. Восприемниками были: белевский помещик С.И. Языков и графиня П.Н. Толстая. Граф Н.И. Толстой — участник заграничных походов 1813-1814 гг., подполковник в отставке, тульский помещик. Его пращур - П.А. Толстой, сподвижник Петра I, первый граф в роду Толстых (1724). Графиня М.Н. Толстая принадлежала к роду князей Волконских. Получила прекрасное домашнее образование, писала стихи, повести и романы, переводила с французского, немецкого, итальянского языков. Своего деда Н.С. Волконского, генерала от инфантерии, бывшего военного губернатора Архангельска, Толстой называл в воспоминаниях «умным, гордым и даровитым человеком». Н.С. Волконский - владелец и устроитель Ясной Поляны. «Вероятно, у него было очень тонкое эстетическое чувство. Все его постройки не только прочны и удобны, но чрезвычайно изящны», - писал Толстой.

4 августа. Через несколько месяцев после рождения младшей дочери Марии от «нервной горячки» умерла М.Н. Толстая. Толстой не помнил своей матери, но она на всю жизнь осталась для него «святым идеалом». «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне… в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно». М.Н. Толстая послужила прототипом княжны Марьи в романе «Война и мир». Дети Толстые, лишившиеся матери, остаются на попечении отца и П.Н. Толстой. Толстой в старости записал в воспоминаниях: «Когда я стал помнить себя, уже смерть матери наложила свою печать на жизнь нашей семьи».

Свое раннее детство проводит в Ясной Поляне. С 1833 г. переходит под надзор воспитателя старших братьев Фридриха (Федора Ивановича) Рёсселя, впоследствии описанного в «Детстве» под именем Карла Ивановича. Под его руководством обучается грамоте и языкам. В воспоминаниях Толстого об этом времени сохранились отдельные эпизоды - он читает наизусть отцу стихи Пушкина: «К морю» и «Наполеон», и одобрение отца делает его счастливым; в Ясную Поляну приезжает двоюродный брат отца Ф.И. Толстой-Американец, и мальчик навсегда запомнил «его прекрасное лицо: бронзовое, бритое, с густыми бакенбардами до углов рта, и такие же белые курчавые волосы». Вместе с братьями ведет рукописный журнал «Детские забавы», в который вошло семь детских сочинений Толстого в разделе «Натуральная история»: «Орел», «Сокол», «Сова», «Попугай», «Павлин», «Колибри», «Петух».

По воспоминаниям Толстого, в возрасте «до 14 лет или около того» на него сильное впечатление произвели книги: История Иосифа из Библии («огромное»), Сказки 1001 ночи («большое»), «Черная курица» А. Погорельского («очень большое»), русские былины о Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче («огромное»), народные сказки («огромное»), стихотворение А.С. Пушкина «Наполеон» («большое»).

10 января. Семья Толстых переезжает в Москву (ул. Плющиха, дом Щербачева. 21 июня. В Туле внезапно умирает от удара Н.И. Толстой. «Я очень любил отца, - писал Толстой в «Воспоминаниях», - но не знал еще, как сильна была эта моя любовь к нему, до тех пор, пока он не умер». Опекунами осиротевших детей Толстых стали А.И. Остен-Сакен и С.И. Языков. «Тетушка эта была истинно религиозная женщина, - писал Толстой об А.И. Остен-Сакен в «Воспоминаниях». - Любимые ее занятия были чтения житий святых, беседы с странниками, юродивыми, монахами и монашенками, из которых некоторые жили всегда в нашем доме, а некоторые только посещали тетушку. Тетушка Александра Ильинична не только была внешне религиозна, соблюдала посты, много молилась, общалась с людьми святой жизни, каков был в ее время старец Леонид в Оптиной пустыни, но сама жила истинно христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой роскоши и услуги, но стараясь, сколько возможно, служить другим. Денег у нее никогда не было, потому что она раздавала просящим все, что у нее было». Воспитанием детей Толстых также занимается троюродная тетка Т.А. Ёргольская, которую Толстой считал «самым важным» лицом в смысле влияния на жизнь: «Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви...» Вместе с братьями начинает вести рукописный журнал «Детская библиотека», для которого написал сочинение «Рассказы дедушки». Вместо отправленного на покой Ф.И. Ресселя у братьев Толстых появляется новый гувернер, француз Проспер Сен-Тома. Толстого привлекает его «культурность и аккуратность». 9, 20 ноября, 20 декабря. Посещает вместе с братьями и Т.А. Ергольской Большой театр.


В 1906 году Лев Николаевич Толстой отказался от рассмотрения его кандидатуры на Нобелевскую премию. Писатель объяснил это своим отношением к деньгам, но общественность восприняла отказ как очередное своенравие графа. Ниже – еще несколько “причуд” Льва Толстого…

Одна из самых красочных сцен Анны Карениной - описание сенокоса, во время которого Константин Левин (которого Лев Николаевич, как известно, во многом писал с себя) работает в поле наравне с мужиками. Но физический труд Толстой прославлял не только посредством своих героев, но и через собственный пример. Работа в поле бок о бок с крестьянами не была для него экстравагантным барским увлечением, он искренне любил и уважал тяжелый физический труд.

Кроме того, Толстой с удовольствием и, что важно, с умением шил сапоги, которые потом дарил родственникам, косил траву и пахал землю, удивляя наблюдавших за ним поместных крестьян и огорчая свою жену.

Да не с кем-нибудь, а с Иваном Тургеневым. Стоит сказать, что Толстой в юности и даже в зрелом возрасте был очень далек от привычного нам сегодня образа мудрого и спокойного старца, призывающего к смирению и бесконфликтности. В молодости граф был категоричен в суждениях, прямолинеен, а подчас даже груб. Пример тому - его конфликт с Тургеневым.

Поговаривают, что одной из причин разлада была «любовная интрига», завязавшаяся между Тургеневым и графиней Марией Николаевной, любимой сестрой Толстого. Но окончательная размолвка между ними случилась, когда оба писателя гостили в доме Афанасия Фета. Если судить по мемуарам последнего, причиной перебранки стал рассказ Тургенева о гувернантке его дочери, которая в воспитательных целях заставляла ее чинить рваную одежду нищих.

Толстому такая манера показалось чересчур показной, о чем он с прямолинейностью и жаром сообщил собеседнику. Словесная перебранка едва не привела к драке - Тургенев пообещал Толстому «дать в рожу», а тот в, свою очередь, вызвал его на дуэль. К счастью, стреляться они не стали - Тургенев принес извинения, Толстой их принял, но в их отношениях наступил продолжительный разлад. Лишь семнадцать лет спустя Тургенев приехал в Ясную Поляну к просветлевшему и уже не такому вспыльчивому Толстому.

В 1882 году в Москве прошла перепись населения. Интересно, что в ней на добровольных началах принял участие Лев Николаевич Толстой. Граф хотел узнать нищету в Москве, посмотреть, как живут здесь люди, чтобы хоть как-то помочь бедным горожанам деньгами и делом. Выбрал он для своих целей один из самых сложных и неблагополучных столичных участков - у Смоленского рынка по Проточному переулку, в котором располагались ночлежки и прибежища нищеты.

И.Е. Репин. Лев Толстой в комнате под сводами. 1891

Кроме социального анализа Толстой преследовал и благотворительные цели, он хотел собрать денег, помочь с работой беднякам, устроить их детей в школы, а стариков в приюты. Толстой лично обходил ночлежки и заполнял переписные карточки, и кроме того поднимал проблемы неустройства бедняков в прессе и городской думе. Итогом стали его статьи «Так что же нам делать?» и «О переписи в Москве» с призывами о помощи и поддержки малоимущим.

С годами Толстым все сильнее завладевали духовные искания, и он все меньше уделяет внимание быту, практически во всем стремясь к аскетизму и «опрощению». Граф занимается тяжелым крестьянским трудом, спит на голом полу и ходит босиком до самых холодов, подчеркивая тем самым свою близость к народу. Именно таким - на босу ногу, в подпоясанной крестьянской рубахе, простых штанах, - его запечатлел на своей картине Илья Репин.

И.Е. Репин. Л.Н.Толстой босой. 1901 год

Таким же он его описывал и в письме к своей дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

Лев Николаевич Толстой играет в русскую народную игру городки, Ясная Поляна, 1909 год.

Лев Николаевич сохранял физическую бодрость и крепость духа до самых последних дней. Причина тому - страстная любовь графа к спорту и всевозможным физическим упражнениям, которые по его мнению, были обязательны, в особенности для тех, кто занимается умственным трудом.

Любимой дисциплиной Толстого была ходьба, известно что уже в достаточно солидном возрасте шестидесяти лет он совершил три пеших перехода из Москвы в Ясную поляну. Кроме того, граф увлекался конькобежным спором, осваивал велосипед, верховую езду, плавание, каждое утро начинал с гимнастики.

Писатель Лев Толстой учится кататься на вело в бывшем здании Манежа (журнал «Циклист» за 1895 год).

Толстой яро увлекался педагогикой и даже обустроил в своем имении в Ясной поляне школу для крестьянских детей. Интересно, что там практиковался во многом экспериментальный подход к обучению - Толстой ставил во главу угла не дисциплину, а наоборот поддерживал теорию свободного воспитания, - дети на его уроках сидели как хотели, определенной программы не было, но занятия при этом были очень плодотворными. Толстой не только лично занимался с учениками, но также выпускал детские книги, в том числе собственную «Азбуку».

Конфликт Толстого и православной церкви стал одной из самых странных и печальных страниц в биографии писателя. Последние два десятилетия жизни Толстого ознаменовались его окончательным разочарованием в церковной вере и неприятием православных догматов. Писатель ставил под сомнение авторитет официальной церкви и критически высказывался по отношению к духовенству, настаивая на более широком понимании религии. Таким образом, его разрыв с церковью был предрешен - в ответ на публичную критику Толстого и серию публикаций посвященных теме религии, Синод в 1901 году отлучил его от церкви.

Уже в преклонном возрасте 82-x лет писатель решил уйти странствовать, покинув свое имение, оставив жену и детей. В прощальном письме к своей графине Софье, Толстой пишет: «Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».

В сопровождении своего личного врача Душана Маковицкого граф покидает Ясную Поляну и отправляется в скитания без определенной цели. Заехав в Оптину Пустынь и Козельск, он решает отправится на юг к своей племяннице, откуда планирует двинуться дальше на Кавказ. Но последние путешествие оборвалось, едва начавшись: в дороге Толстой простудился и подхватил воспаление легких - 7 ноября Лев Николаевич скончался в доме начальника железнодорожной станции «Астапово».

Дмитрий Назаров

: https://www.softmixer.com/2013/11/blog-post_9919.html#more

Лев Николаевич Толстой - великий мировой писатель всех времен. Из-под пера писателя вышли произведения, ставшими шедеврами мировой литературы.

Что же руководило Львом Николаевичем в процессе написания своих произведений? Возможно, описание жизни и многое прояснит в этом вопросе. Какие жизненные обстоятельства направляли творческие порывы писателя? Давайте углубимся в рассказ о жизни и смерти Льва Николаевича Толстого.

Толстой: ранние годы

В сентябре 9 числа 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии родился в семье Толстых четвертый ребенок. Это был будущий великий писатель Лев Толстой. Даты рождения и смерти - 1828-1910. Семья писателя по меркам XIX века была небольшой:

  • Отец - граф Толстой Николай принадлежал к старинному роду Толстых.
  • Мать - принцесса Волконская, из рода Рюриковичей. Ранняя смерть матери Льва Николаевича повергла в отчаяние.
  • Брат Николай, годы жизни 1823-1860.
  • Брат Сергей, годы жизни 1826-1904.
  • Брат Дмитрий, годы жизни 1827-1856.
  • Сестра Мария, годы жизни 1830-1912.

Из-за ранней смерти родителей и опекунов маленькому Льву пришлось пережить тяжелые времена, а после ему довелось переживать всю череду смертей в его семье. Всех братьев и сестер отдали под опеку родного отца. Спустя семь лет умер и отец, когда Льву было девять лет. Следующим опекуном детей Толстых была назначена Ергольская Т. А., которая была родной тетей для детей Толстых. После смерти опекуна Льву и его братьям с сестрой пришлось переехать в Казань, где они попали под опеку следующей тетушки - Юшковой П. Н. В будущем, в своем автобиографическом произведении «Детство», он вспоминает время, проведенное с тетей, самым веселым и беспечным. Он описывает свою тетю как ласковую и милую родственницу. Именно влияние тетушки на будущего писателя было огромное, что впоследствии помогло Льву начать свое творчество, которое не отпускало Льва Толстого до смерти.

Образование

Лев Толстой получил прекрасное домашнее образование от французских и немецких преподавателей. Далее, будучи уже в Казани, в свои в 16 лет поступил в Казанский университет на факультет философии, но особого интереса у Льва учеба не вызвала. Будучи уже студентом, будущий писатель перевелся на юридический факультет. Но спустя два года учебы Лев, кроме низких оценок и умения покутить, не получил ничего от обучения юриспруденции. После неудачных попыток образумиться Лев Николаевич окончил свое обучение в 1847 году.

Юношество

После отчисления из университета Толстой принял решение - вернуться в Ясную Поляну и заняться своим имением. Будни в деревне проходили однообразно - общение с крестьянами и сельское хозяйство. Все это сильно наскучило Льву, и он все чаще стал стремиться в Москву и Тулу. Осенью 1847 года Толстой окончательно переехал в Москву и поселился в доме на Арбате. Вначале готовился к кандидатским экзаменам для продолжения своего обучения, затем его увлекла музыка с кутежами и играми в карты.

Из-за своей слабости к азартным играм Толстой наделал много долгов, расплачиваться с которыми пришлось его родственникам еще долгое время. Затем, переменив решение, уехал в Санкт-Петербург. В свои двадцать лет молодой Лев искал себе занятие повсюду. Было желание поступить на военную службу юнкером или на государственную службу и стать чиновником.

В юношеские годы Толстого кидало из стороны в сторону, желания сменялись действиями и стремлениями. Но одно оставалось неизменным: Лев любил вести дневник своей жизни, где он мастерски пересказывал моменты бытия и мысли по поводу всего, что его интересует. Историки считают, что именно привычка вести дневник в скором времени подтолкнула писателя начать творческую карьеру. И с 1850 года Лев Толстой начал писать автобиографию, все мы знаем ее как произведение «Детство». Через год, окончив повесть, отправил ее в журнал «Современник», где ее в 1852 году опубликовали.

Кавказ

Из-за своих огромных долговых обязательств Лев принял решение - вернуться в Ясную Поляну, где в дальнейшем решил в 1851 году с братом Николаем отправляться служить на Кавказ. Привилегия службы Толстому давала отсрочку в выплате к тому моменту уже не маленьких долгов. За два года своей службы в звании юнкера на Кавказе Лев находился на грани жизни и смерти, практически ежедневно были стычки с горцами.

Крым

В 1853 году, во время Крымской войны, Лев отправился служить в Дунайский полк. Участвовал во многих сражениях в статусе командующего батареей, в свои мирные минуты начинал писать свой сборник севастопольских рассказов. Первый рассказ «Рубка леса» после опубликования в журнале «Современник» имел успех не меньший, чем произведение «Детство», даже Александр II высказал свои положительные отзывы по поводу произведений Толстого.

В 1855 году Толстой ушел в отставку в звании поручика. Предпосылок для построения блестящей военной карьеры было более чем достаточно. Но неосторожный юмор в рассказах в сторону именитых генералов заставил оставить службу. В этом же году вышла книга «Севастопольские рассказы», написание которых проходило в разгар военных действий практически в режиме нон-стоп.

А также во время службы были написаны следующие произведения: «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Разжалованный», «Рубка леса», «Набег». Все творчество во время службы было тесно связано с военными действиями.

Санкт-Петербург

После службы Толстой вернулся в Санкт-Петербург, где хотел продолжить свое литературное творчество, которое приносило немалые плоды и признание писателя. Льва Толстого считали представителем нового литературного движения, способного произвести фурор в литературных кругах того времени. Многие светские салоны и литературные кружки с распростертыми объятиями встретили поручика Толстого. Именно на почве творчества Толстой сошелся с Тургеневым, с которым впоследствии снимали одну квартиру. Именно Тургенев ввел Толстого в кружок "Современника".

После войны вкус к жизни у Толстого возвратился вдвойне и требовал все больших впечатлений. Он не причислял себя ни к какому течению в философии, он считал себя анархистом. Так Лев и увлекся светской жизнью, с ее праздностью и кутежами. Вдоволь пресытившись весельем и поругавшись со своим другом Тургеневым, Толстой направился за границу в поисках вдохновения и лучшей жизни.

В годы, проведенные в Санкт-Петербурге, были написаны такие произведения, как «Метель», «Два гусара» и «Юность».

Европа

В 1857 году молодой Лев Толстой отправился за границу. В своем путешествии он провел полгода своего времени. Цель была проста - научиться опыту Запада, сравнить знания и расспросить о том, что больше всего волнует. Лев посетил следующие страны:

  • Италию, где пытался понять смысл искусства.
  • Францию, хотел понять ее культуру.
  • Швейцарию.
  • Германию, которая дала возможность перенять систему обучения детей.

Вдоволь попутешествовав, Лев понял, что Европа не отличается демократией, именно в ней подчеркивается четкое различие аристократов и бедных людей.

После возвращения из Европы Толстой, уже признанный в литературных кругах, поддержал отмену крепостного права и написал следующие рассказы: «Поликушка», «Утро помещика» и другие.

Ясная Поляна

В 1857 году, возвратившись из Европы вначале в Москву, а затем в Ясную Поляну, Лев отошел от творчества и занялся своим хозяйством. Толстой создал свою школу, которая по его собственной методике обучала детей крестьян. Выпустил по своей методике следующие учебники: «Арифметика», «Азбука», «Книга для чтения». А также вплотную занимался вопросом издания журнала «Ясная Поляна».

Лев так увлекся своим сельским хозяйством, что стал его впоследствии увеличивать. Большая любовь была к лошадям, в имении была большая конюшня с разномастными лошадьми.

Жена и дети

В 1863 году Лев Толстой женился на Берс Софье Андреевне. На момент свадьбы Софье было 18 лет, а Льву 34 года. Они прожили вместе 48 лет, Софья была до самого последнего дня со своим мужем, несмотря на недопонимание и скандалы во время семейной жизни. У Толстых родилось 13 детей, пятеро детей погибли в раннем возрасте:


Рождение сына Сергея в 1863 году совпало с началом написания «Войны и мира». Даже во время беременности Софья Андреевна занималась домашними делами сама и помогала своему супругу в его творческой работе, переписывая черновики в чистовики. В первые десять лет семейной жизни в Ясной поляне было написано великое произведение «Анна Каренина».

Москва

В восьмидесятых годах Лев Толстой принимает решение ради детей переехать в Москву всей семьей. Толстой считал, что именно переезд даст лучшее образование его детям. Приехав в Москву, увидел голодную жизнь людей, именно это зрелище и способствовало открытию бесплатных столов для нуждающихся людей. Толстой открыл более двухсот бесплатных мест, где кормили бедных людей. В эти же годы Толстой публикует ряд статей, осуждающих политику, способствующую увеличению бедного населения в стране.

В этот период были написаны следующие произведения: «Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Воскресенье». Многие историки сравнивают произведение «Смерть Ивана Ильича» Толстого Льва Николаевича частично с жизнью писателя, философия произведения схожа с жизнью писателя, если провести параллели.

Переломный момент в жизни и творчестве

За критику церкви и политики того времени Толстого отлучают от церкви. Уже к этому моменты Лев Толстой был довольно популярным и богатым человеком. И тут началось переломное время в жизни и творчестве писателя. После отлучения от церкви писателя как подкосило, ведь именно вера в Бога, по его мнению, и давала возможность творить. Так Лев Толстой, несмотря на глобальные изменения, увлекся религией.

Аскетизм

По мнению историков, изменения у Льва Толстого началось с принятием вегетарианства. Именно состояние духовного опустошения и привело к заполнению пустоты новыми идеями. К вегетарианству он пришел после того, как увидел смерть свиньи.

Но вегетарианство не было основополагающим в изменениях жизни Льва Толстого. Писатель стал стремиться к простой жизни, без мирских радостей. Он старался упростить свой быт максимально, вплоть до того, что избавился от всего лишнего, и оставил все самое необходимое для жизни. Впоследствии Толстой не только отказался от комфортной жизни, но и прав на свои произведения, считая, что его мысли - для всех, и они бесплатны.

Смерть

Ни для кого не секрет, что Лев Николаевич Толстой был лидером своего времени, он проповедовал идею У Толстого было много учеников, в том числе его младшая дочь Александра. Жена Льва Николаевича Софья Андреевна часто выражала свое недовольство его учением и учениками, они часто ссорились на этой почве.

Год смерти Льва Толстого совпадет с началом его паломничества. В 1910 году, стремясь сгладить ситуацию в семье, Лев Николаевич со своей дочерью Александрой, а также со своим лечащим врачом Маковицким Д. П. втайне от всех отправились в паломничество. Кто бы мог подумать, что дата паломничества совпадет с датой смерти Льва Толстого

Дорогу писатель не осилил и почувствовал себя нехорошо, это заставило сойти его с поезда на станции Астапово. После того как паломничество было прервано, Лев Николаевич принял приглашение остановиться в гостях у начальника железнодорожной станции. Смерть Льва Толстого застала на станции Астапово спустя семь дней. Он умер вдалеке от дома и его семьи. Причина смерти Льва Толстого - воспаление легких. Писатель был похоронен в Ясной Поляне. Хоть и скончался он вне дома, но выходит, что Лев Толстой и рождение, и смерть принял в одном месте - в Ясной Поляне, где он упокоился. Это была большая утрата для всего мира.

Весь мир скорбел из-за смерти Льва Толстого. Ведь это был не просто человек, а целая эпоха в классике литературы. На похоронах было много друзей и популярных людей того времени. Дата смерти Льва Николаевича Толстого - 20 ноября 1910 года.

Лев Николаевич Толстой ( - ), русский писатель, критик, общественный деятель.

Позже он напишет в "Исповеди":

"Сообщенное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с той только разницей, что так как я с 15-ти лет стал читать философские сочинения, то мое отречение от вероучения очень рано стало сознательным. Я с 16 лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть..."

В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо . О последнем известно его признание: "В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста ". .

"...Знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь... ", - писал о. Иоанн Кронштадтский

Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Военная служба. Начало писательской деятельности

В уезжает из Ясной Поляны на Кавказ , место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвует в военных действиях против чеченцев . В дневнике отмечены его первые литературные замыслы («История вчерашнего дня» и др.). Осенью , сдав в Тифлисе экзамен, поступает юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром .

В эти же годы у Толстого появляются мысли об "основании новой религии". Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта года он пишет:

"Разговор о божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить всю жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле."

Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.

"Война и мир","Анна Каренина".

В сентябре года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.

С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.

Духовный кризис. Создание учения

В начале 1880-х семья Толстых переезжает в Москву , чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве. Здесь в участвует в переписи московского населения, близко знакомится с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 - 86), и делает вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя! "

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.

Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения .

"Вся его философия сводилась отныне к морали. - пишет И.А. Ильин - И в этой морали было два истока: сострадание, которое он называет "любовью", и абстрактный, резонерствующий рассудок, который он называет "разумом" ".

Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.

"Эту точку зрения, - отмечает И.А. Ильин, - можно назвать аутизмом (аутос по-гречески значит сам), т. е. замыканием в рамках самого себя, суждением о других людях и вещах с точки зрения собственного разумения, т. е. субъективистская беспредметность в созерцании и оценке. Толстой - аутист: в мировоззрении, культуре, философии, созерцании, оценках. В этом аутизме суть его доктрины ".

Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм . Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры , Катехизис святителя Филарета , Послание восточных патриархов , Догматическое Богословие митрополита Макария . И всё то, что стоит за этими трудами.

Отлучение от Церкви

В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения с В.Г.Короленко, А.П.Чеховым , М.Горьким . В это время созданы: «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», неоконченная повесть «Нет в мире виноватых», «Отец Сергий», драма «Живой труп», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузмича...».

Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения "несоответствием жизни с верованиями".

В ночь на 28 октября года Толстой в сопровождении доктора Д.П. Маковицкого навсегда уходит из Ясной Поляны. В письме жене он пишет: "Кроме всего другого, я не могу больше жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста - уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни ".

Толстой посетил Оптину Пустынь и свою сестру, монахиню М.Н. Толстую, в Шамординском монастыре . В Оптиной Пустыни ходил вдоль церковных стен, но так и не зашел на территорию монастыря. "К старцам сам не пойду. Если бы сами позвали, пошел бы " - передает слова Толстого Д.П. Маковицкий в своем дневнике.

В дороге Толстой простудился и заболел воспалением легких. 7 ноября года писатель скончался без покаяния в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Из высказывания старца Варсонофия после смерти Толстого: "Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана ".

Ольденбург С.С., историк:

"Для власти вставала трудная задача: как отнестись к чествованиям памяти Толстого?..Государь нашел выход: на докладе о кончине Л.Н. Толстого он поставил отметку: "Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего, во времена расцвета своего дарования, в творениях своих родные образы одной из славнейших годин русской жизни. Господь Бог да будет ему Милостивым Судией". <...> Государственная власть не приняла участие в гражданских похоронах Толстого... Великого писателя похоронили на холме около Ясной Поляны; в похоронах участвовало несколько тысяч человек, в большинстве - молодежи ".

Основные произведения

Романы:

  • «Семейное счастье» (1859)
  • «Декабристы» (1860-61, не­законч., опубл. 1884)
  • «Война и мир» (1863- 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867-69, 3 изд. исправл. 1873)
  • «Анна Каренина» (1873- 1877, опубл. 1875-77)
  • «Воскресение» (1889- 1899, опубл. 1899)

Повести:

  • Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.-1864)
  • «Два гусара», «Утро помещика» (обе - 1856)
  • «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
  • «Смерть Ивана Ильича» (1884-86)
  • «Крейцерова соната» (1887-89, опубл. 1891)
  • «Дьявол» (1889-90, опубл. 1911)
  • «Отец Сергий» (1890-98, опубл. 1912)
  • «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубл. 1912)
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича...» (незаконч., 1905, опубл. 1912)

Рассказы, в т. ч.:

  • «Набег» (1853)
  • «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба - 1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба - 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
  • «Метель», «Разжалованный» (оба - 1856)
  • «Люцерн» (1857)
  • «Три смерти» (1859)
  • «Холстомер» (1863-85)
  • «Франсуаза» (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • «Кто прав?» (1891-93, опубл. 1911)
  • «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • «После бала» (1903, опубл. 1911)
  • «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. - 1904, опубл. 1911)
  • «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
  • «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все - 1906)
  • «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
  • «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
  • «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

  • в «Азбуке» (кн. 1-4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):
    • «Три медведя», «Фили­пок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.
  • Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
    • «Чем люди живы» (1881)
    • «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь - не потушишь», «Два старика» (все - 1885)
    • «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все-1886)

Драматургия:

  • комедии
    • «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
    • «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
    • «Плоды просвещения» (1891)
    • «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
  • драмы
    • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
    • «Живой труп» (1900, не­законч., опубл. 1911)
    • «И свет во тьме светит» (1880-е-1900-е гг., опубл. 1911)

Публицистика, в т. ч.:

  • «Исповедь» (1879-82; опубл. 1884, Женева, в России - 1906)
  • статьи
    • «О переписи в Москве» (1882)
    • «Так что же нам делать?» (1882-86; опубл. полн. 1906)
    • «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
    • «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
    • «Стыдно» (1895)
    • «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1-1906, полн.-1917)
    • «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России - 1917)
    • «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
    • «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распрост­ранялась нелегально)

Педагогические сочинения, в т.ч.:

  • ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.

Религиозно-философские сочинения:

  • «Исследование догматического богословия» (1879-80)
  • «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880-81)
  • «В чем моя вера» (1884)
  • «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.

Критика, в т.ч.:

  • «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
  • «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
  • «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897-98)
  • «О Шекспире и о драме» (1906)
  • «О Гоголе» (1909)

Дневники (1847-1910)

Литература

  • Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1978
  • Л.Н. Толстой: pro et contra, 2000
  • Абрамович Н.Я. Религия Толстого, 1914
  • Басинский П.В. Лев Толстой: Бегство из рая, 2010
  • Бирюков П.И. Биография Толстого, 1911-1913
  • Булгаков В.Ф. Толстой в последний год его жизни, 1957
  • Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого, 1959
  • Зверев М.А., Туниманов В.А. Лев Толстой, 2006
  • Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский,2000
  • Новые материалы о Толстом: Из архива Н. Н. Гусева., 2002
  • Георгий Ореханов , свящ. Жестокий суд России: В.Г. Чертков в жизни Л.Н. Толстого, 2009.
  • Георгий Ореханов, свящ. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой, М.: Издательство ПСТГУ, 2010
  • Там же, с.463

    Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369

    См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)

Вверх