Кустодиев купчиха за чаем описание. Купчиха, которую мы потеряли. Ну? что вы решили? русская меря или аглицкая


Борис Михайлович Кустодиев
Купчиха за чаем
Холст, масло. 120x120 см
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

Кустодиев любил жизнь жадно, неутолимо. Любил и восторгался ею. Его картины о быте России, о праздниках, женщинах, детях, цветах – произведения художника, все существо которого переполнено радостным чувством восхищения красотой мира, образами, звуками, запахами, красками вечно юной, непрестанно меняющейся природы. Из впечатлений детства и юности – именно они становятся в зрелые годы темой и арсеналом его творчества – он создавал многоцветную панораму жизни города, похожего не то на его родную Астрахань, не то на Кострому, Кинешму или Ярославль. Захолустный городок, творимый воображением художника, населяют сотни, даже тысячи людей – купцы, мещане, крестьяне, чиновники, гимназисты. Целый мир образов, мир со своими обычаями, вкусами, устойчивым укладом. Но главные герои картин – купцы и их жены.

В этом кустодиевском городе жизнь течет тихо, размеренно, неторопливо. Купцы подсчитывают выручку, торгуются с покупателями или, поджидая их, режутся в шашки под аркадами торговых рядов, а потом не спеша – людей посмотреть и себя показать – прогуливаются с семьями по бульвару.. . Купчихи, вальяжные и равнодушные, с пышным станом и округлыми, румяными лицами, бездумно отдыхают в тени берез на волжском высоком берегу, флиртуют с приказчиками, ходят на базар и возвращаются в сопровождении мальчиков-рассыльных, тяжело нагруженных покупками; в жаркий летний день они купаются в Волге, затем садятся за карты или старательно наряжаются для «выезда», чинно восседают на свадебных пирах, христосуются в праздники и тяжело засыпают, устав за день, на больших расписных сундуках. А по ночам, раскинувшись в истоме в жарко натопленной комнате, видят во сне доброго домового, любующегося их телом... Порой из этого потока жанровых эпизодов и сцен словно выделяются самые главные, характерные герои, в которых с наибольшей выпуклостью кристаллизуется мысль художника, и тогда возникают знаменитые кустодиевские картины-типы – «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица», «Купчиха с зеркалом», «Русская Венера». В них свойственное художнику обостренное чувство национально русского находит воплощение в образах собирательных. Не поднимаясь до значения подлинно всестороннего национального типа, они отражают отдельные стороны бытовавшего в народе понимания женской красоты, которое было связано с представлением о богатстве и довольстве купеческой жизни. Среди картин этого круга, пожалуй, самая известная – «Купчиха за чаем».

Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака. А на столе пышет жаром ведерный самовар и аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице. Здесь же расписной деревянный ларец для рукоделия – это после чая...

Женщина красива. Ее крепкое тело дышит здоровьем. Удобно устроившись, подперев локоть одной руки другой и кокетливо отставив пухлый мизинец, она пьет с блюдечка. Кот, мурлыча и изогнув хвост от удовольствия, ластится к сдобному плечу. . . Безраздельно господствуя в картине, заполняя собою большую ее часть, эта дебелая женщина словно царит над полусонным провинциальным городком, который она олицетворяет. А за балконом медленно течет уличная жизнь. Видны пустынная булыжная мостовая и торговые дома с вывесками, подальше – гостиный двор и церкви. По другую сторону – тяжелые ворота синего соседского дома, на балконе которого старик купец и его жена, сидя за самоваром, также с блюдечка, не спеша потягивают чай: так уж принято – пить чай, встав от послеобеденного сна.

Картина построена так, что фигура женщины и натюрморт на переднем плане сливаются в устойчивую пирамидальную форму, прочно и нерушимо цементирующую композицию. Плавные, неторопливо-спокойные пластические ритмы, формы, линии направляют зрительское внимание от периферии холста к его центру, словно стягиваются к нему, совпадающему со смысловым ядром композиции: обнаженные плечи – рука с блюдцем – лицо – небесно-голубые глаза и (в самом центре, как «ключ композиции») – алые губки бантиком! В живописной структуре картины проявляется своеобразие кустодиевского метода: здесь все абсолютно убедительно и «правдиво», все построено на тщательнейшем изучении натуры, хотя художник и не повторяет природу, а пишет «от себя», как требует замысел, не останавливаясь перед самыми рискованными красочными сочетаниями и отношениями тонов (так, тело женщины оказывается светлее неба!). Колористическая инструментовка картины основывается на вариациях всего лишь нескольких цветов, объединенных, будто на маленькой палитре, в овальной броши купчихи, – фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, красный. Интенсивность звучания цвета достигается виртуозным использованием техники лессировок. Фактура письма ровная, гладкая, напоминающая эмаль.

Солнечная, сверкающая красками картина кажется вдохновенной поэмой о красоте России, о русской женщине. Именно таково первое впечатление от нее. Но стоит приглядеться, деталь за деталью читая увлекательный рассказ художника, как на губах зрителя начинает блуждать улыбка. Правда, здесь нет прямой насмешки, столь откровенно проглядывающей в эскизе к картине, где многопудовая, расплывшаяся от бездумья и лени купчиха полусонными глазами смотрит на ласкового кота. У нее большая грудь, испещренные ямочками пухлые руки и пальцы, унизанные перстнями. Но какие-то черточки первоначального замысла сохранились и в картине. «Купчиха за чаем» – совсем не гимн уюту купеческого быта или миру уездного захолустья. Ее насквозь пропитывает ирония. Та самая, которой полна русская классическая литература от Гоголя до Лескова. В сытой и красивой героине Кустодиева немало от характера и круга интересов лесковских купчих. Помните, как тоскливо и однообразно текла их жизнь в богатых домах свекров?

Особенно днем, когда все разойдутся по своим торговым делам и купеческая жена, побродив по пустым комнатам, «начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, – опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется – опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться». Как близко все это к образу, созданному художником! Когда думать не о чем – разве лишь об укрощающем битюга ухаре-работнике, столь напоминающем Сергея в очерке Лескова.

Но есть в «Леди Макбет Мценского уезда» место, которое еще более ярко характеризует сонный быт русской купчихи: «На дворе после обеда стоял пеклый жар, и проворная муха несносно докучала... Чувствует Катерина Львовна, что пора ей и проснуться; пора идти в сад чай пить, а встать никак не может. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, – говорит, – под яблонью глохнет». Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. А кот... такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый... и усы, как у оброчного бургомистра».

Нет, картина Кустодиева, как и очерк Лескова, не славословие старой России. Художник хорошо знает цену этому полуживотному житью-бытью. Как и во многих других его полотнах, здесь нетрудно уловить тончайшую смесь романтики и иронии. Пусть он любит воспроизводить на своих полотнах пышных купчих, юрких половых в трактирах, разрумянившихся на морозе ямщиков, тучных купцов и изворотливых приказчиков-франтов. Не менее ясно он видит бессмысленность и заскорузлость патриархального уклада русских «медвежьих углов», уничтожаемого вихрем революции...

Весна 1919 года. В Зимнем дворце, переименованном в Дворец искусств, открывается «Первая государственная Свободная выставка произведений искусства». Более трехсот художников, представителей всех направлений, участвует в ней. Это первая большая выставка в революционном Петрограде. Залы дворца заполняет новый зритель. Русское искусство обращается теперь к ним – заводским рабочим, матросам, перепоясанным пулеметными лентами, бойцам только что родившейся Красной Армии. В центре стены, предоставленной академику живописи Кустодиеву, – «Купчиха за чаем». Это его прощание с прошлым. А рядом – первые опыты отражения в живописи новой эпохи – эскизы оформления Ружейной площади в Петрограде в дни празднования первой годовщины Октября и «Степан Разин» – попытка осмыслить события революции в жанре исторической картины.

Кустодиева нет на вернисаже. Вот уже три года, как болезнь приковала его, полупарализованного, к креслу. Но странное дело: чем мучительнее болезнь, сильнее страдания, тем больше жизненных соков в его полотнах, тем сильнее звенит в его искусстве радость жизни, света, красок... На мольберте – новый холст. Человек с развевающимся над всем городом красным флагом уверенно и неудержимо шагает через улицы, дома, церкви русского города, увлекая за собой поток народной толпы. Художник назовет свою картину – «Большевик». Он пишет ее потому, что знает: старой России не устоять перед этой новой силой. И, словно уничтожая ее, «святую, избяную, кондовую, толстозадую», своим «Большевиком», он еще через несколько лет отпразднует окончательную победу над ней новыми, полными жизненной радости и триумфальной торжественности полотнами «Демонстрация на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве».

«Купчиха за чаем » — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича (1878 — 1927). Картина была написана в 1918 году, холст, масло, 120 x 120 см. В настоящее время находится в Государственном в Санкт-Петербурге.

Русский художник Кустодиев являлся не только искусным живописцем, который мастерски мог подмечать тонкости и детали, изображать окружающий мир и передавать атмосферу, но и страстным ценителем красоты русских традиций. Его картины, которые передают жизнь и быт людей, стали понятны обычному зрителю, а от того признание Кустодиева среди обычных людей и ценителей искусства было практически всеобщим. Одна из его картин «Купчиха за чаем» лучше всяких слов рассказывает о необычайном таланте Кустодиева.

На картине представлена купчиха — красивая и румяная женщина. Она сидит на открытом балконе тёплым летним днём. На заднем плане открывается русский пейзаж с зеленью, домами и белокаменными церквушками. На женщине красивое и дорогое платье. На столе стоит традиционный русский самовар, нарезанный арбуз, фрукты и сладости. Купчиха пьёт чай из блюдечка. Спокойную и беззаботную обстановку чаепития подчёркивает ленивый кот, который трётся о плечо хозяйки. На соседнем балконе пьёт чай другая купеческая семья.

Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно. Кустодиев предлагает посмотреть на обычный день из купеческой жизни глазами обычного наблюдателя, а не завистника или противника. Картина была написана в проблемный для России год. 1918 — это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее. Однако, несмотря на это, Кустодиев создал картину далёкую от идеалов новой власти и новой идеологии — коммунизма. Полную, дородную женщину, которая сидит за богатым столом и демонстрирует свою обеспеченность, вовсе не хочется осудить. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.

Многим в те годы казалось, что Россия под гнётом советской власти погибла и уже никогда не возродится. Чем же была для Кустодиева данная работа? Возможно, это дань уходящей навсегда эпохе, которая в течении последующих нескольких лет будет полностью уничтожена и перекроена по новым лекалам, а может быть таким образом Борис Михайлович Кустодиев выразил надежду, что, пережив революцию, Россия в скором времени вновь вернётся к своим традициям и прежнему порядку вещей. В 1918 году, когда на Россию обрушилась революция, голод и разруха, многие мечтали о той жизни, которая осталась в прошлом, и эта картина является красочным воспоминанием, последним лучиком света бывшего уклада жизни.

Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака. А на столе пышет жаром ведерный самовар и аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице. Здесь же расписной деревянный ларец для рукоделия – это после чая…

Женщина красива. Ее крепкое тело дышит здоровьем. Удобно устроившись, подперев локоть одной руки другой и кокетливо отставив пухлый мизинец, она пьет с блюдечка. Кот, мурлыча и изогнув хвост от удовольствия, ластится к сдобному плечу. . . Безраздельно господствуя в картине, заполняя собою большую ее часть, эта дебелая женщина словно царит над полусонным провинциальным городком, который она олицетворяет. А за балконом медленно течет уличная жизнь. Видны пустынная булыжная мостовая и торговые дома с вывесками, подальше – гостиный двор и церкви. По другую сторону – тяжелые ворота синего соседского дома, на балконе которого старик купец и его жена, сидя за самоваром, также с блюдечка, не спеша потягивают чай: так уж принято – пить чай, встав от послеобеденного сна.

Картина построена так, что фигура женщины и натюрморт на переднем плане сливаются в устойчивую пирамидальную форму, прочно и нерушимо цементирующую композицию. Плавные, неторопливо-спокойные пластические ритмы, формы, линии направляют зрительское внимание от периферии холста к его центру, словно стягиваются к нему, совпадающему со смысловым ядром композиции: обнаженные плечи – рука с блюдцем – лицо – небесно-голубые глаза и (в самом центре, как «ключ композиции») – алые губки бантиком! В живописной структуре картины проявляется своеобразие : здесь все абсолютно убедительно и «правдиво», все построено на тщательнейшем изучении натуры, хотя художник и не повторяет природу, а пишет «от себя», как требует замысел, не останавливаясь перед самыми рискованными красочными сочетаниями и отношениями тонов (так, тело женщины оказывается светлее неба!). Колористическая инструментовка картины основывается на вариациях всего лишь нескольких цветов, объединенных, будто на маленькой палитре, в овальной броши купчихи, – фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, красный. Интенсивность звучания цвета достигается виртуозным использованием техники лессировок. Фактура письма ровная, гладкая, напоминающая эмаль.

Солнечная, сверкающая красками картина кажется вдохновенной поэмой о красоте России, о русской женщине. Именно таково первое впечатление от нее. Но стоит приглядеться, деталь за деталью читая увлекательный рассказ художника, как на губах зрителя начинает блуждать улыбка. Правда, здесь нет прямой насмешки, столь откровенно проглядывающей в эскизе к картине, где многопудовая, расплывшаяся от бездумья и лени купчиха полусонными глазами смотрит на ласкового кота. У нее большая грудь, испещренные ямочками пухлые руки и пальцы, унизанные перстнями. Но какие-то черточки первоначального замысла сохранились и в картине. – совсем не гимн уюту купеческого быта или миру уездного захолустья. Ее насквозь пропитывает ирония. Та самая, которой полна русская классическая литература от Гоголя до Лескова. В сытой и красивой героине Кустодиева немало от характера и круга интересов лесковских купчих. Помните, как тоскливо и однообразно текла их жизнь в богатых домах свекров?

Особенно днем, когда все разойдутся по своим торговым делам и купеческая жена, побродив по пустым комнатам, «начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, – опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется – опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться». Как близко все это к образу, созданному художником! Когда думать не о чем – разве лишь об укрощающем битюга ухаре-работнике…

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, ведь 26 мая – день его памяти. В 1927 году художник скончался в Петрограде после долгой болезни. Ему не было и 50 лет.

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»

Холст, масло. 120x120 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Факт первый. Ученический

Борис Кустодиев – ученик Ильи Репина . Известно, что во время учебы в петербургской академии художеств он принимал участие в работе над картиной мастера «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» - сейчас она тоже выставлена в Русском музее. Академию Кустодиев окончил с золотой медалью. Много ездил по России , работая над серией картин «Ярмарки». А одну из самых известных своих работ – «Купчиха за чаем», - создал за несколько лет до смерти, в тяжелом 1918 году.

Факт второй. Медицинский

«Купчиху за чаем» Кустодиев рисовал уже тяжело больным человеком. Еще в 1909 году у него нашли опухоль позвоночника. Последние 15 лет своей жизни он был прикован к инвалидному креслу. Это не помешало Борису Михайловичу создать сотни работ, украшающие сейчас музеи всего мира (например, галерею Уффици в Венеции )

Факт третий. Рубенсовский

Кустодиева при жизни называли «Русским Рубенсом » - благодаря его склонности рисовать пышнотелых, дородных женщин, настоящих «Волжских Данай». Известно и его высказывание: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».

Факт четвертый. Революционный

Когда Кустодиев создавал картину, времена были непростые. Самому Борису Михайловичу пришлось оформлять улицы Петрограда к годовщине революции. Другой работы не было. Его жена вынуждена была заниматься хозяйством и самой колоть дрова. В письме театральному режиссеру Василию Лужскому в те дни Кустодиев писал: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».

Факт пятый. Производственный

Для «Купчихи за чаем» Кустодиеву позировала соседка по дому Галина Адеркас . Она училась на медицинском факультете и была знакома с женой художника. Именно Юлия Кустодиева привела модель в дом мужа. Между прочим, в жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами. Увеличила их фантазия художника. Работал Кустодиев как правило быстро, и эту картину закончил за несколько дней.

Фатк шестой. Биографический

Позже Галина Адеркас (кстати, натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю от одного ливонского рыцаря) окончила университет и проработала недолго хирургом. В двадцатые годы она бросила профессию и занялась искусством: сначала пела в русском хоре, участвовала в озвучивании фильмов, а потом еще и стала выступать в цирке.

Факт седьмой. Ностальгический

Несмотря на то, что «Купчиха за чаем», очевидно, изображает быт какого-то уездного города (вроде тех, о которых писал свои пьесы Островский ), создавалась картина в Петрограде. Кустодиев практически не выходил из дома и никуда не ездил. Задний план с маковками церквей воссоздан по памяти. Собственно, на памяти картина и держится. Ведь она рассказывала о том быте, которого уже нет. На дворе был 1918 год. В стране в этом время гремит революция, диктатура пролетариата, гражданская война. А Александр Блок в этом же году пишет поэму «12».

Факт восьмой. Выставочный

Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). В залах, где еще два года назад жила царская семья, развесили картины трех сотен художников всех возможных направлений. Конечно, основной темой выставки стала революционная. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов , бойцов Красной Армии было большинство. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. И пользовалась спросом публики.

Факт девятый. Иронический

Многие зрители разглядывали в картине определенную иронию, которую уже не всегда может считать современный человек. В 1919 году в краснощекой купчихе даже видели карикатурное изображение старого быта. Впрочем, сейчас большинство специалистов сходится на том, что это одна из самых теплых картин Кустодиева, в которой он прощается со старым миром. Да и под своим творчеством он подводит определенную черту.

Факт десятый. Чайный

Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Поэтому не стоит удивляться тому, что на эту тему создавали полотна такие мастера живописи, как Коровин , Куликов и Маковский. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине . И это показательно.

Недолюбливал я в подростковом возрасте работы Кустодиева. Не понимал, почему такой злобный "большевик".

Никак этот большевик не вязался с моими представлениями о героях-романтиках, пламенных революционерах, перевернувших нам мир. Почему большевик выше людей и так далее.
Не принимал я и красот кустодиевских красавиц. Считал этих красоток насмешкой.

И, естественно, купчиха, хлебающая чай для меня была верхом уродства. Старая, толстая и омерзительная - таки настоящая купчиха. Вот оно, прогнившее самодержавие, запечатленное безжалостной рукой мастера в стиле "лубка".

И вот, 2010 год тридцатилетняя пропасть от прошлых оценок. Получаю журнал, на обложке которого репродукция картины Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем". Год написания работы... 1918. Всматриваюсь в лицо...

молодая, симпатичная, голубоглазая женщина. Спокойная, уверенная, задумчивая. О чем задумчивая? И поток фантазии может увлечь в далекий путь. Чорноброва (усилив красоту бровей, женщина подвела их черным цветом), румяна (не пожалела себе румян).
А на заднем фоне - умиротворяющее спокойствие, незыблемость. Ластящаяся и блаженствующая кошечка. Поймал себя на мысли, что молодая купчиха действительно красива. И картина - добрая и спокойная и никакой сатиры. Просто любовь.
Год написания картины - 1918... Странно, где нашел художник свою натуру? Был в это время на Волге, среди остатков старой Руси, которая вела тогда бой не на жизнь, а на смерть с большевистской диктатурой? Если это лето, то только расстреляна царская семья. Солдаты жестоко добивали дочерей низложенного и убитого Николая. Только что подавлен левоэсеровский мятеж, убит Мирбах. Убит за массовые расстрелы председатель Петроградского ЧК Урицкий. Фанни Каплан стреляла в Ленина. Ранила. Была зверски растерзана. Ее труп сожжен во дворе ЦК. В Советской России объявили красный террор. На Украине этот террор пришел еще зимой с революцинными матросами Муравьева. На Волге, Урале и в Сибире разворачивалась гражданская война. Причем красные из социалистического Комуча воевали против красных из Совнаркома. Им помогали солдаты из Чехословацкого корпуса. Именно летом началась жестокая братоубийственная война.
А тут - купчиха в каком-то среднерусском городке спокойно пьет чай. Об ее плечо трется кошечка. На заднем фоне - летний вечер, церквушки. Так где же натура?
Прочитал биографию художника и был сражен еще больше . С 1916 года и до самой своей смерти в 1927 году Борис Кустодиев прикован к коляске (туберкулез позвоночника).
Последние годы провел в Петрограде. Свою купчиху рисовал там же - в голодном революционном Петрограде, воссоздавая ушедшую навсегда натуру из своей памяти. Удивительно.
Вот что писал биограф о нем: "Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало".
И напоследок та работа, которая нравилась всегда и я даже не знал, что и это Кустодиев.



Вверх