Кто такой вернер в романе герой. Сравнительная характеристика Печорина и Вернера из романа «Герой нашего времени» Лермонтова. Печорин – центральный образ романа

Вернер – второстепенный персонаж в романе «Герой нашего времени», который занимает особое положение, благодаря схожести с Печориным . Это приятель Печорина, с которым они познакомились на Кавказе во время его поездки в Пятигорск. Вернер был военным медиком средних лет. Он лечил богатых клиентов, приезжающих лечиться на воды. Среди них были и Лиговские, с которыми на время сблизился Печорин.

По натуре персонаж Вернера умен, добродушен и чрезвычайно проницателен. Внешне он был неказист, но женщинам нравился за силу духа и внутренние качества. Во время дуэли Печорина с Грушницким он выступал секундантом. Он же предупредил своего приятеля Григория о заговоре Грушницкого с неким драгунским капитаном о том, чтобы оставить пистолет Печорина незаряженным.

До последних строк повести «Княжна Мери» Печорин хорошо отзывается о докторе, но когда тот возлагает всю ответственность за убийство Грушницкого на одного Григория, становится ясно, что Вернеру присуща духовная трусость. Он же предлагает всю вину списать на черкесов. Поэтому персонаж доктора довольно противоречивый и однозначно положительным его назвать нельзя.

Жизненное кредо Вернера – холодная порядочность. Он предпочитает оставаться в стороне и созерцать. Дальше этого его нравственность не простирается. В плане словесном он представлен как достойный соперник Печорина.

Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные - совсем наоборот.

Книги Доктор Вернер - персонаж повести Лермонтова "Герой нашего времени"

Доктор Вернер - второстепенный персонаж повести Лермонтова "Герой нашего времени", приятель Печорина.

Источник: роман "Герой нашего времени"

Вид: >Персонажи романа Лермонтова "Герой нашего времени"

Вернер неказист, обладает непривлекательной внешностью: одна нога короче другой, фигура худощавая, оставляет ощущение слабого человека, голова непропорционально большая по сравнению с туловищем, череп неровный, глаза маленькие и беспокойные. Отмечается, что докктор Вернер всегда одевался в чёрное и выглядел как Мефистофель.

Вернер не случайно становится приятелем Печорина, у которого нет склонности к дружбе. Доктор Вернер - правдоискатель, скептик и материалист, язвительный и жёсткий персонаж, который своим поведением отвращает от себя людей, хотя является по природе обаятельным. Во всём этом Вернер похож на Печорина.

Цитаты

Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец.

Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом... Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу.

У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком; его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных, - больные взбеленились, почти все ему отказали.

Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой.

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.

Уильям Белл - персонаж сериала "Грань"

Давний партнер Уолтера Бишопа по лаборатории, ныне глава «Мэссив Дай...

Дубровский Андрей Гаврилович - второстепенный герой романа Пушкина "Дубровский"

Дубровский Андрей Гаврилович - отец главного героя романа, Владимира А...

Троекуров Кирила Петрович - герой романа Пушкина "Дубровский"

Троекуров Кирила Петрович - один из основных героев романа Пушкина Ду...

Евгений Базаров - герой романа «Отцы и дети»

Действие романа происходит летом 1859 года. Моло...

Евгений Онегин - характеристика героя

Герой романа в стихах А. С.Пушки...

Капитан Джек Воробей

Пират Джек Воробей - колоритный, манерный пиратс...

Наверно отрицательные герои нравятся потому, что они первое красивые, второе они все имеют грустную историю, в третьих они должны быть умными, в четвертых он должен быть несчастным и одиноким. Но я думаю что, отрицательные герои они загадочные, смелые, но жаль, что иногда эти герои часто погибают в конце фильма или в конце аниме... Но не которые герои осознают свою вину и начинают бороться за сторону добра.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Доктор Вернер — персонаж повести Лермонтова «Герой нашего времени» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Уже при первом знакомстве с романом Лермонтова «Герой нашего времени» характеристика героев, анализ их образов становятся необходимыми для понимания произведения.

Печорин – центральный образ романа

Главный герой романа – Григорий Печорин , личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.

Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.

Каждая часть романа – отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?

Максим Максимыч

Максим Максимыч , «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью. Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым». Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину.

Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается. Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара». У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.

Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Грушницкий и Вернер

Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».

Совсем юный юнкер Грушницкий – обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление. Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение».

Это двойник-антипод главного героя. Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени. Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.

Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.

Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.

Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.

Женские образы романа

На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.

Бэла

Черкешенка Бэла , «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях. Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу. Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».

Мери

Образ Мери Лиговской , княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном. И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок. Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.

Вера

О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.

Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.

Заключение

В разных повестях романа «Герой нашего времени» персонажи не только помогают понять нам самые разные черты Печорина и в результате позволяют проникнуть в замысел автора, проследить за «историей души человеческой», увидеть «портрет героя времени». Главные действующие лица произведения Лермонтова представляют разные типы человеческих характеров и потому рисуют облик времени, создавшего Григория Печорина.

Тест по произведению

Вернер – персонаж повести “Герой Нашего Времени” Лермонтова. Он встречается в главе “Княжна Мери”, и служит роль доктора и приятеля Печорина. Вернер, точно так же как и Печорин, глубокий скептик, материалист, эгоист, и человек, изучивший все необходимое “ключи к сердцу”. Он не особо симпатизирует своему времени и людям, которых оно порождает, хоть он и не холод к ним, а напротив, живо чувствует в людях душевную красоту, которая, без сомнений, присутствует и в нем.

Он невысок и худой, чем-то схожий физически с ребенком. Одна нога его длиннее другой – а голова огромна по сравнению с туловищем. Это одно из немногих отличий между ним и Печориным. В сравнении с ним, Вернер – уродлив. Обладая добротой, он с верностью носит кличку “Мефистофеля”, за что благодарит свой зоркий глаз и злой язык, с помощью которого он проникает в сущность человека, которую тот хранит за своей “маской”.

Печорин думает, что его друг наделен даром предвидения. Не имея представления о будущем, Вернер говорит, что в будущем Грушницкий падет от руки Печорина. В остальном, диалоги двух приятелей выглядят так, будто два достойных друг друга оппонента сражаются в словестной дуэли. Ещё одно отличие среди двух друзей в том, что Вернер не желает меняться. Его пристрастие – жить в привычном для жизни ритме, не изменяя его. Вернер предупреждает Печорина о заговоре Грушницкого и о возможном убийстве (и вправду, во время дуэли в пистолет Печорина специально не положат пуль), хоть и боится лишней ответственности за кого-либо. После убийства Грушницкого Печориным, тот отходит в сторону, желая не иметь ничего общего с данным поступком. Печорин, в свою очередь, распознает такие действия в Вернере как трусость и слабость, считая, что личное благополучие для доктора куда важнее их дружбы.

Вернер похож благодаря своему скептицизму на Печорина, однако его человечная душевность (Вернер плакал над умирающим солдатом) более схожая с Максимом Максимычем. В этом образе много разногласий, и любой поэт найдет в нем сочетания как крепких жизненно необходимых качеств, так и слабых. Однако, сравнивая Печорина и Вернер, второй более целостная личность, жизнеспособная, умеющая находить плюсы в людях.

Вариант 2

Вернер является военным медиком. Ведь, как известно, между друзьями должно быть много общего, и Печорин является хорошим другом героя.

«Он скептик и материалист, как все почти медики...», именно так автор описывают Вернера. И этим именно он и схож с главным героем. Можно сказать даже, что он не прочь посмеяться над людьми. Так же второстепенный герой произведения не имеет большие богатства и всегда мечтал о них. Как потом стало понятно, что для своей мечты он ничего и не хотел делать.

Так же Вернер думает о женщинах то, что их разум очень глуп и его невозможно понять. Для него они являются сложными и непонятными своими поступками. Но при этом друг Печорина внимателен к женщинам и добьются своего, хоть он внешне не сильно то и красив. Как стало вскоре известно, что он презирает то общество, в котором знатные люди. Считая их никчёмными и бесполезными людьми. Но при этом он добрый, ведь не стал бы он плакать над солдатом.

О его внешнем виде говорят, что он был не особо и приятен. Но имеет одежду достаточно по моде и всегда аккуратную. Так же обладает неглупыми мыслями, ведь именно Печорин решил, что он хороший собеседник. Поэт в нем также живет, именно его внутренний мир имеет такие черты. Не хочет жениться, ведь считает, что не готов и не сможет иметь семейную жизнь. Потом мы узнаем, что Вернер оказывается нечистый врач, то есть про него пустили слухи и тогда от него многие клиенты ушли. О будущем мы, в общем-то, его и ничего и не знаем, возможно, продолжит жить, как и раньше. Я думаю, что вполне Печорин и Вернер похожие герои, хоть и есть разница. Он все-таки пытается свои чувства оставить при себе, и остаться лучше под маской. Именно такие люди до конца себя и не раскрывают.

Военный доктор не желает добиваться чего-то и иметь цель, ему же легче просто посмотреть за происходящим. Также, когда пришло время к дуэли, он все же одобряет решение Печорина, но когда же приходит, имея грустное выражение лица. Из этого можно сделать вывод, что второстепенный герой все-таки нервничает. И когда же произошел такой случай, он не поддал руку главному герою. Я считаю, что этот герой все же с добрым сердцем, но больно как-то не решительный.

Сочинение Характеристика Вернера

Одно из моих самых любимых произведений – «Герой нашего времени». Писатель Михаил Юрьевич Лермонтов – величайший гений своего времени, внесший вклад в копилку не только русской, но и мировой литературы. Этот роман стал центральным в творчестве писателя. В этой замечательной книге, столь сильно затронувшей меня, есть множество интересных персонажей. Сейчас мы поговорим об одном из них, о докторе Вернере.

Чем примечателен этот персонаж? Сразу среди всех остальных его выделяет немецкая фамилия. Однако автор устами Печорина убеждает нас в том, что он русский. У Вернера очень непривлекательная наружность. Она контрастирует с его силой духа, проницательностью и умом. За счет чего он пользуется популярностью у женщин. Не чужда ему и доброта и сочувствие, которые проявляются в эпизоде с умирающим солдатом.

Среди молодёжи он получает прозвище Мефистофеля. Этому прозвищу он втайне радуется. Подобно Мефистофелю персонаж злоязычен и имеет способности предвидеть те или иные события. Благодаря кропотливому изучению людей, ему не составляет особого труда проникнуть в самую суть натуры собеседника. Помимо этого схожесть с Мефистофелем не заканчивается. К нему также можно применить выражение «мефистофельский смех» Так в разговоре с Грушницким, он насмехается над ним, когда тот сменяет свою солдатскую шинель на мундир. На водах же он рисует карикатуры на богатых клиентов, которых он лечит.

У доктора очень много общего с главным героем произведения – Печориным. Именно поэтому он предстает в романе его другом. Так Вернер не уступает в искусстве спора и колкости фраз Печорину, может бесконечно долго рассуждать на философские темы. Вернер является единственным интересным собеседником для главного героя в романе. Оба персонажа являются эгоистичными натурами. Но по ходу развития сюжета мы начнем замечать и отличия, которые в конечном итоге приведут даже к разрыву дружбы.

Ну и совсем Вернер открывается читателю после дуэли Печорина с Грушницким. Он даже не подаёт руки герою и холодно с ним прощается, сославшись на грозящую опасность. Он не захотел брать ответственности за всё происшедшее.

Вернер является собирательным образом русской интеллигенции тех времён. Они могли порассуждать на любую из предложенных тем, носили маску порядочности. Однако решительным действиям и активности предпочитали пассивное созерцание, и не приводящее ни к каким результатам философствование.

Несколько интересных сочинений

  • Три дня на воле Мцыри сочинение

    Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение. Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь

  • Сочинение Нужно ли быть верным своей мечте? 11 класс

    Мне кажется, каждый по-своему ответит на данный вопрос. Я же думаю, что быть верным своей мечте необходимо. Ведь лишь следуя ей, веря в то, что она непременно осуществится, можно добиться её.

  • Сочинение Любовь это счастье или страдание?

    С понятием «любовь» у человека обычно ассоциируется нечто чистое, возвышенное, окрыляющее. Но это чувство может не только вдохновлять личность, но и доставлять ей немало переживаний. Разбитое сердце, депрессия – это лишь часть трагедий

  • Анализ рассказа Житкова Как я ловил человечков

    Произведение Бориса Степановича Житкова «Как я ловил человечков» - увлекательное, легкое для восприятия человека любого возраста, так как является знакомым каждому читателю своим эпизодом, ситуацией, в которой мог оказаться в детстве любой человек.

  • Образ и характеристика Костылева в пьесе На дне Горького сочинение

    Костылев является персонажем произведения Горького «На дне». Он работает в ночлежке, где, по сути, и происходит непосредственно действие пьесы. Он является мужем хитрой и лицемерной девушки Василисы

Печорин и Вернер. Друзья или приятели?

Главный герой романа Лермонтова - человек, разочарованный в жизни, он не надеется на искреннюю любовь, мысль о верной и чистой дружбе также кажется ему несбыточной. "Из двух друзей всегда один раб другого". Рабом он быть не может, а повелевать — "труд утомительный". Печорин сближается только с одним человеком в романе - доктором Вернером. Но и эта короткая дружба терпит крах.

В чём же сходство и различие Печорина и Вернера?

Как и у самого Печорина в Вернере все было необыкновенно, начиная даже с его внешности. Наружность доктора с первого взгляда «поражала неприятно»: Вернер был маленького роста, худощав и слаб, кроме того, одна нога у него была короче другой, как у Байрона.

При первом же знакомстве оба героя отличили друг друга среди многочисленного и шумного общества молодежи. Печорину пришлись по душе остроумие и непростой характер Вернера, позже в своем журнале он сделает следующую запись: «Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов».

Оба героя ведут себя независимо. Они иронично относятся и к другим и к себе. Независимость вызывает в светском обществе раздражение. Поэтому у доктора, как и у Печорина, находилось много недоброжелателей и завистников. Но, несмотря на внешнюю независимость и гордость, и Печорин, и Вернер скрывают полную драматизма свою внутреннюю жизнь. Печорин знал и не раз наблюдал, какие чувства скрываются под маской строгого скептика, в своем журнале он записал: «Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом».

Печорин, отчаялся в жизни и выбрал, по его же словам, дорогу ненависти и зла. Вернер честно работал доктором, но тоже остро чувствовал несправедливость и несовершенство окружающего мира.

Чем же эти персонажи отличались друг от друга?

По словам Максима Максимыча, Печорин был тем человеком, который рожден для того, чтобы с ним что-нибудь случалось. Действительно, главный герой не один раз попадал в авантюрные истории. За это время у него собрался богатый опыт и знания, которые он охотно применял в жизни, в общении с людьми. А Вернер, в ком без труда можно было разглядеть «отпечаток души испытанной и высокой», оставался в стороне. Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, часто приносит людям боль и страдание. Вернер, мечтающий вырваться из нищеты, для денег не сделал бы и лишнего шага. Он тоже экспериментирует над людьми, но в отличие от Печорина — пассивно, стараясь избежать столкновений с ними. Печорин же даже в разговоре идет до конца, выводя собеседника из себя. Для него счастье — “насыщенная гордость”.

Вернер слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя это дело ему неприятно, да и за репутацию он свою боится. Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни. Но когда дело уже сделано — Грушницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину печоринского эгоизма, он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: "Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете". Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг.

Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке после расставания. Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: "Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности".

Печорина и Вернера нельзя назвать друзьями. Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания. Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество. Настоящая дружба — это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование. Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел — одиночество, безотрадное и бессмысленное проживание жизни.

Образ Вернера способствует более полному раскрытию внутреннего облика главного героя. Рядом с умным Вернером Печорин так же одинок, как и с другими персонажами романа.



Вверх