Кричащие мумии мексики. Музей мумий Гуанахуато: тела, сохранившееся естественным путем (Мексика). Кричащая мумия из музея Гуанахуато

Но в реальной жизни они не представляют никакой опасности, а являются ценнейшим археологическим объектом, способным рассказать о быте, традициях древних людей. Если вы не боитесь встречи с мумией, то обязательно должны посетить музей Гуанахуато в Мексике, собравший под одной крышей более пятидесяти мумий.

Один из самых шокирующих музеев находится в Мексике, в городе Гуанахуато. Вы никогда не увидите там живых существ, ведь главными и единственными экспонатами являются мумии. Прежде, чем приступить к рассказу, разберемся с тем, кто же такие мумии. Мумия – это тело живого существа, обработанное специальным химическим составом, замедляющим процесс разложения.

История создания музея мумий

Как возникла мысль создать такой странный музей. Обратимся к истории. Все началось в 19 веке, когда власти города ввели налог на захоронение. Отныне, чтобы быть похороненным на кладбище, население должно было вносить плату. Само собой, умершие за себя платить не могли, эта обязанность автоматически переносилась на родственников покойного. Но, как правило, плата либо просто не поступала, либо у покойника не было близких. Тогда тела подвергались эксгумации. Представьте себе удивление могильщиков, выкапывающих не кучку голых костей, а целые тела, практические в идеальном состоянии. Мистика? Совсем нет. Все дело в особой структуре и необычном составе почвы, который создавал естественные условия для мумификации.


Закон действовал практически сто лет. Но этого было вполне достаточно, чтобы собрать богатый фонд для будущего музея. Хранили мумии в здании рядом с кладбищем. Прошло время, и эта коллекция стала привлекать все больше туристов, готовых даже платить, чтобы «полюбоваться» на страшные экспонаты. Вот таким образом появился музей мумий Гуанахуато.

Структура музея

Всего в распоряжении музея 111 мумий, но на всеобщее обозрение выставлено всего 59. Но и этого количества достаточно, чтобы нагнать страху на некоторых туристов. Начинается музей с небольшого коридорчика, уставленного с обеих сторон самыми обыкновенными и ничем не примечательными мумиями. Самое интересное, что на каждой из них сохранилась кожа. Не такая нежная, как у человека, но существо давно умерло, ему простительно. Некоторые из покойничков выставлены в одежде, в которой были похоронены. А вот дальше экспонаты становятся куда интереснее. В прошлом, это люди разных сословий. Например есть мумия в косухе. Удивительно, учитывая, что жил человек в 19 веке, когда еще не было рока и мотоциклов. В другом зале можно встретить мумию при полном параде: платье, украшения. Есть даже мумия с косой до пояса. Вот такие экспонаты.


Но больше всего ужасает традиция фотографироваться на память с мертвыми детьми. В музее представлены даже такие фотографии, от которых волосы встают дыбом. В соседнем зале можно увидеть мумию беременной женщины и ее ребенка – самую маленькую мумию в мире. Никого не оставит равнодушным помещение с мумиями, умершими не естественной смертью. Там можно встретить и утопленников, и женщину, впавшую в летаргический сон, и мужчину, умершего от черепной травмы. Каждая поза четко дает понять, кто и как умер. На некоторых из них даже сохранилась обувь. Это целые произведения искусства древней обувной промышленности.

И в заключении

Многие посчитают мексиканцев диким народом, легко относящимся к смерти. То, что у нас вызывает ужас и отвращение, у них является обыденностью. Мексиканцы предпочитают «дружить» со смертью. Так завещали еще далекие предки. У них есть даже национальный праздник - «день мертвых». Для жителей Мексики смерть – самое обычное явление. Может, нам тоже стоит проще относиться к жизни?

Существует множество городов, которые славятся своими музеями. Крохотный городишко Гуанахуато в тоже всемирно известен. Но в нем нет ни артефактов древности, ни знаменитых картин. Экспонаты этого музея - покойники. И расположен он на местном кладбище Санта-Паула...

Городок Гуанахуато расположен в Центральной Мексике, в 350 километрах от столицы. В середине XVI века испанцы отбили эти земли у ацтеков и основали форт Санта-Фе. У испанцев были все основания крепко держаться за городок: земля славилась золотыми и серебряными шахтами.

Там, где добывают металл

До ацтеков здесь жили и добывали драгметаллы чичимеки и пурепеча, название их городка так и переводилось - «место, где добывают металл». Потом пришли ацтеки, наладили добычу золота чуть не в промышленных масштабах и переименовали городок в Куанас Хуато - «обиталище лягушек среди холмов». В колумбову эпоху ацтеков сменили испанцы. Они возвели мощную крепость и стали добывать золото для испанской короны. К XVIII столетию золото в шахтах истощилось, стали добывать серебро. Городок считался богатым. Испанские переселенцы строили его, дабы затмить красоту родного Толедо. И им это удалось -прекрасные соборы, дворцы, высоченные крепостные стены. Город, расположенный в зеленой долине, карабкался по «лягушачьим холмам», идущие ввысь улочки строились как лестницы - со ступенями. Дворцы, впрочем, соседствовали с крохотными домиками, прилепившимися к склонам холмов один над другим. Это был рай для богатых жителей Новой - и ад для бедных. Все эти бедняки трудились на рудниках. Большая часть бедняков мечтала сбросить колониальное иго. Это удалось к середине XIX века. Мексика получила независимость. Начались новое время и новые порядки. Однако выяснилось, что богатые никуда не делись. Нищие все так же трудились на рудниках. Налоги все так же росли. А с 1865 года местные могильщики ввели ежегодную оплату места на кладбище. Теперь в том случае, если за погребение не поступало платы в течение 5 лет, покойника извлекали из склепа и помещали в подвал. Безутешные родственники могли вернуть тело в могилу... если оплатят задолженность. Увы, не все могли это сделать! Первыми жертвами нового закона стали мертвецы, не имевшие родственников. Следующими - несостоятельные покойники. Их кости валялись в подвале, пока предприимчивые владельцы кладбища не стали показывать всем желающим своих мертвых соотечественников. Разумеется, тайно и за деньги. А потом - уже и не тайно. С 1969 года кладбищенский подвал был переоборудован и получил статус музея...

Страшные экспонаты

Мертвецов, подлежащих изгнанию из склепов, оказалось немало. Но не все «изгнанники» удостоились места в музее. Таковых оказалось чуть больше сотни. И причина помещения этих покойников в стеклянные витрины музея была нетривиальна: за время пребывания в склепе тела умерших не распались, как полагается мертвой плоти, а превратились в мумии. Это были мумии естественного происхождения - их после смерти не бальзамировали, не умащали специальными составами, а просто положили в гроб. И если с большинством покойников случилось то, что обычно случается с трупами, то эти тела натуральным образом мумифицировались.

Первым экспонатом считается вполне обеспеченный когда-то покойник, доктор Ремигио Лерой. Бедолага просто не имел родных. Его выкопали в 1865 году и дали инвентарный номер «единица хранения 214». На докторе сохранился даже костюм, сшитый из дорогой ткани. Костюмы и платья на прочих экспонатах либо почти не сохранились, либо были изъяты музейными работниками. По словам одного из них, от вещей шел такой запах, что не помогла бы никакая санобработка. Так что большинство истлевших одежд было содрано с трупов и уничтожено. Вот почему многие из умерших предстают перед любопытными туристами в голом виде. Правда, носки и обувь с некоторых из них не сняли - обувь от времени пострадала не так сильно.

Среди экспонатов есть умершие во время эпидемии холеры в 1833 году, есть погибшие от профессиональных болезней горняков, которые вдыхали ежедневно серебряную пыль, есть умершие от старости, есть скончавшиеся в результате несчастного случая, есть удушенные, есть утопленные. И женщин среди них гораздо больше, чем мужчин.

Немногие экспонаты ученым удалось идентифицировать. Среди них есть женщина с руками, прижатыми ко рту, в задранной вверх рубашке и с разведенными ногами. Это Игнасия Агиляр, вполне почтенная мать семейства. Странная поза многими объясняется просто: в момент погребения Игнасия находилась в глубоком обмороке или впала в летаргический сон. Ее, наверное, похоронили живой. Женщина очнулась уже в гробу, царапала его крышку, кричала, пыталась вырваться из плена. Когда у нее стал кончаться воздух, она пыталась разодрать от боли собственный рот. Во рту нашли сгустки крови. Ученые собираются исследовать вещество, извлеченное из-под ее ногтей: если это окажется древесина или обшивка гроба, то страшная догадка подтвердится.

Судьба другого экспоната музея, тоже женщины, не менее печальна. Ее удушили. На ее шее до сих пор сохранился обрывок веревки. По музейной легенде, имеющаяся в экспозиции голова казненного мужчины принадлежит мужу-душителю.

Еще один любопытный экспонат экспозиции - кричащая женщина. Рот у этой мумии открыт, хотя руки сложены на груди. Слабонервные люди, впервые увидев кричащую мумию, отшатываются в страхе. Несмотря на спокойное положение рук, выражение лица у этого экспоната таково, что даже некоторые специалисты подозревают, что женщину тоже похоронили живой...


Сын фараона и другие

Впрочем, искаженные черты лица и открытые в немом крике рты не всегда показатель, что человек был погребен заживо. Известна история, произошедшая в 1886 году с египтологом Гастоном Масперо. Он обнаружил мумию молодого человека со связанными руками и ногами, с лицом, перекошенным, вероятно, от боли, и широко открытым ртом. Ко всему прочему мумия была безымянной и завернутой в шкуру овцы, что нехарактерно для . Археолог решил, что несчастного погребли заживо. Страшное выражение лица навело на мысль, что заговорщика даже не мумифицировали. Однако в наши дни судебные медики сканировали тело и нашли все признаки мумификации. Следовательно, живым его не похоронили. А страшное выражение лица связано с тем, что это, скорее всего, достойный забвения старший сын фараона Рамзеса III, которому разрешили после неудачного покушения на отца покончить с собой при помощи яда.

Но открытый рот может вовсе не говорить о страшных муках. Даже спокойно скончавшийся человек может получить устрашающее выражение «немого крика», если челюсть покойного будет плохо подвязана. В экспозиции мексиканского музея - не меньше двух десятков мумий с «кричащими» ртами. Среди них есть и мужчины, и женщины, и даже дети.

Основная масса мумий Гуанахуато, которых насчитывается 111, не достигает не то что 200, но и 150 лет. Это самые молодые мумии, возникшие естественным способом. Только несколько детей, так называемых «ангелочков», имеют следы посмертного вмешательства - из них извлечены внутренние органы. В целом же тела мумифицировались сами собой. В XIX веке, когда первые такие тела были найдены, вопроса «почему» у людей не возникало. На мумифицированные останки смотрели с благоговением - это считалось чудом и свидетельством безгрешной жизни. Но в наши дни ученые все же решили разгадать загадку.

Известно, что мумифицированные тела не были погребены в земле. Все они находились в склепах, идущих на кладбище «этажами». Склепы сложены из известняка. Городок Гуанахуато расположен на высоте в 2 километра над уровнем моря, климат в нем жаркий и сухой. Вывод ученых таков: мумифицирование не связано ни с образом жизни умерших, ни с возрастом, ни с питанием, а зависит сугубо от времени года, когда тело было уложено в склеп, и от конструкции склепа. Если погребение состоялось в сухую и жаркую погоду, известковые плиты надежно перекрывают доступ воздуха и отлично впитывают влагу, исходящую от тела. Внутри такого склепа сухо и жарко, как в печке. Тело в таком «доме смерти» отлично высушивается и очень скоро превращается в мумию. Правда, этот процесс не всегда благотворно сказывается на выражении лица - мышцы тоже усыхают, стягиваются, черты лиц искажаются, а приоткрытые рты становятся перекошенными и разверстыми в отчаянном немом крике.

Пользуются большой популярностью у туристов. Солнечные пляжи, старинные города, еще помнящие конкистадоров, удивительная природа, колоритные обычаи местного населения и, конечно, археологические музеи под открытым небом с неповторимой архитектурой Мезоамерики - все это ждет тех, кто приедет в теплую страну.

Города

Путешествие в Мексику стоит совершить для того, чтобы воочию убедиться в невероятном могуществе и величии цивилизаций, память о которых до сих пор хранят древние камни храма Кетцалькоатля. Такие города Мексики, как Мехико и Канкун - яркий пример того, как удивительно переплетаются история и культура разных цивилизаций и народов.

Вечно молодой Акапулько закружит в вихре развлечений и поразит смельчаками, которые в бухте Ла-Кебрада с высоты 35 метров бросаются в волны Тихого океана. Старые города Мексики, такие как Гвадалахара и Текила, имеют отличительные черты Испанской колониальной эпохи не только в архитектуре. Там до сих пор существует арена для корриды, где проводятся захватывающие представления, но особый интерес у туристов вызывает Музей текилы.

Шикарные пляжи с белоснежным песком и океанские глубины обещают райское наслаждение. В связи с этим стоит упомянуть пляжные туры в Мексику. Курорт Ривьера-Майя не оставит равнодушной, даже самую взыскательную публику, великолепный сервис и комфортабельные отели, из дверей которых можно попасть прямо на пляж. Природа и архитектура удивительной красоты оставят незабываемые воспоминания.

Описание

Город Гуанахуато заслуживает отдельного внимания, его незаурядная красота и достопримечательности поражают даже бывалых туристов. Основан он в шестнадцатом веке испанскими колонизаторами, которые обнаружили там месторождения богатые серебром. Так началась история города, возникли первые поселки шахтеров, а позднее было построено поселение Санта-Фе. Процветание городу подарил восемнадцатый век, именно в это время были найдены новые, богатейшие серебряные жилы. Владельцы месторождений и шахт начали активную разработку, и деньги полились рекой в казну испанской короны. Новоиспеченная испанская знать не скупилась на строительство дворцов, церквей и храмов в городе Гуанахуато. Мексика стала для них второй родиной. Они даже называли ее Новая Испания.

Прекрасные храмы в стиле барокко Ла Компанья и Сан-Каэтано-де-Ла-Валенсиана, без сомнений, можно назвать архитектурными шедеврами колониальной Мексики. Серебренные месторождения по прошествии времен истощились, и добыча серебра перестала быть приоритетной отраслью экономики города. Зато туризм и образование стали базисными направлениями, также город является столицей штата с одноименным названием. Гуанахуато (штат) имеет развитую экономику, которая базируется на добыче золота, серебра, фтора и кварца. Хорошо развита нефтехимическая отрасль, предприятия пищевой промышленности и фармацевтики.

Название и национальная составляющая

Довольно интересна история названия города Гуанахуато. Мексика тогда была населена коренными народами: пурепеча - один из них, ему-то город и обязан своим названием. «Quanaxhuato» в переводе означает гористое обиталище лягушек. На сегодняшний день национальная составляющая складывается из хонас, метисов и белых.

Шахта

Историческая часть города расположена в извилистом ущелье. Застройка происходила по отрогам и склонам, а на окраинах в горах Санта-Роса находятся знаменитая шахта и поселок Ла Валенсиана. Шахта работает и по сей день, но, несмотря на это, принимает экскурсионные группы. За небольшую плату можно опустится на 60 метров вниз и получить представление о нелегком шахтерском труде.

Узкие улочки

Узкие улочки зачастую переходят в ступеньки и поднимаются высоко по склону, поэтому передвижение на автомобиле было бы достаточно трудным, если бы немногочисленные тоннели и подземные дороги. Вероятно, одной из самых популярных узких улочек является переулок Поцелуев. Городская легенда гласит, что некогда на этой улице жили довольно зажиточные люди, их дочь полюбила простого рабочего местной шахты. Влюбленным, конечно, запретили встречаться, но находчивый парень снял комнату с балконом в доме напротив. А благодаря узкому переулку влюбленные, стоя каждый на своем балконе, могли обмениваться поцелуями.

Базилика Колегиата-де-Нуэстра-Сеньора-де-Гуанахуато, безусловно - одна из самых главных городских достопримечательностей, находится в центре города на площади PlazadelaPaz, что в переводе означает Площадь Мира.

Не менее привлекательными туристическими объектами являются Театр Хуарес, выполненный в неоклассическом стиле, здания Альхондига де Гранадитас и Старая ратуша.

Город Гуанахуато (Мексика) - родина знаменитого художника Его родной дом теперь служит музеем. Панорамой города с высоты птичьего полета приводит в восторг, обзор открывается с холма Сан-Мигель, на вершине которого установлен монумент в честь повстанца Пипилы.

Музей мумий

Интересным и одновременно жутким местом является Музей мумий. История образования его уходит своими корнями в далекий 1870 год. Тогда был введен закон об уплате налога за вечное захоронение. Если родственники покойного не имели возможности оплатить налоговые суммы, погребенные останки выкапывались и отправлялись на всеобщее обозрение в здание возле кладбища. В основном останки принадлежат простым людям, рабочим и членам их семей. В хранилище мог зайти каждый и за отдельную плату поглазеть на мумии. В 1958 году закон был отменен, а в 1970 году был построен новый музей, и все мумии теперь хранятся под стеклом.

Просмотр проходил при свечах, посетители частенько отрывали от экспонатов кусочки, оставляя их как сувениры. Всего в коллекции музея насчитывается 111 мумий людей, умерших в период с 1850 по 1950 годы. Жутковатая экспозиция сопровождается надписями на табличках в виде презентации, рассказ идет от первого лица и повествует печальную историю мумий, изъятых из своих могил и выставленных в музее. Характерно, что все тела мумифицированы естественным образом. Есть несколько версий такого феномена. Но наиболее вероятной ученые считают влияние климата, благодаря жаркому и сухому воздуху тела высохли и мумифицировались довольно быстро.

Памятники Мигелю Сервантесу

У жителей города есть довольно интересная особенность: они обожают творчество Мигеля Сервантеса. Хоть сам знаменитый автор «Дон Кихота» никогда не посещал Гуанахуато, это не помешало жителям города установить множество памятников, посвященных его творчеству, и организовать фестиваль Сервантино в честь любимого писателя. Это мероприятие было проведено впервые в 1972 году.

С тех пор проводится он ежегодно. Фестиваль является одним из самых значимых культурных мероприятий Мексики. Гуанахуато на время проведения Сервантино превращается в большую театральную сцену, артисты удивляют и радуют своим творчеством жителей и гостей города, а музыка и пение, доносящиеся со всех сторон, создают ощущение всеобщего ликования.

Также Гуанахуато может гордиться своим университетом, не только в архитектурном плане, хотя новое монументальное здание добавляет авторитетности панораме города, но и своими студентами. Их тут множество, поэтому создается впечатление, что жители города вечно молоды. Звуки музыки и смех доносятся со всех сторон, бесчисленные бары и дискотеки города всегда рады своим неутомимым посетителям.

Заключение

Прекрасный и контрастный город Гуанахуато. Мексика не перестает удивлять своей противоречивостью. С одной стороны, практически все население страны является ревностными католиками, исправно посещает храмы и чтит христианских святых, с другой - пышно празднует День Мертвых, облачаясь в жуткие костюмы, символизирующие Смерть.

Гуанахуато, поражающий красотой архитектуры, красочностью домов и веселым нравом жителей, вызывает, с одной стороны, самые теплые чувства, но ввергает в ужас историей появления Музея мумий.

Заядлые путешественники говорят, что Гуанахуату нужно почувствовать, и тогда не влюбиться в него будет просто невозможно. Да и сама Мексика отзывы от туристов получает самые лестные, равнодушных нет. Каждый увозит с собой частичку ее большой, кипящей страстями души.

Некоторые мумии, которые сегодня пугают посетителей мировых столиц, были найдены еще тысячи лет тому назад. Что касается мумий мексиканского города Гуанахуато, то они попали в музей спустя всего несколько столетий. В период с 1865 по 1958 год жителей города, чьи родственники покоились в здешних могилах, обязали платить налог. Если кто-то уклонялся от уплаты три года подряд, то тела его близких сразу же выкапывали.

Из-за того, что почва в данном регионе Мексики была чрезвычайно сухой, трупы больше напоминали хорошо сохранившееся мумии. Первой вырытой мумией считается тело доктора Леруа Ремиджио, которое было найдено 9 июня 1865 года. Вырытые тела сохраняли в склепе на кладбище, и родственники могли все еще выкупить труп. Такая практика длилась вплоть до 1894 года, пока в склепе не накопилась достаточно тел для открытия музея мумий в Гуанахуато.



В 1958 году жители перестали платить налог за место на кладбище, однако мумии решили оставить в склепе, который вскоре стал местной достопримечательностью и начал пользоваться популярностью у туристов. Да, изначально путешественники приходили прямо в склеп, чтобы увидеть тела мумий, но вскоре коллекция мертвецы стали экспонатами отдельного музея.

Так как все мумии образовались естественным путем, они выглядят куда более ужасающе, чем забальзамированные тела. Примичательно, что мумии Гуанахуато с их костлявыми и искаженными лицами все еще одеты в то убранство, в котором были похоронены.



Пожалуй, самыми шокирующими экспонатами музея мумий для посетителей покажутся похороненное тело беременной женщины и изморщиненные тела детей. В музее также находится самая маленькая мумия на планете, которая не больше буханки хлеба.



На данный момент точно не известно, как труп, будучи похороненным больше столетия, мог так удачно сохраниться. Как уже говорилось, ученые предполагают, что причиной этого являются особенности местной почвы, но также есть мнение, что мумизации трупов поспособствовал местный климат.

В музее есть магазин, где продаются сахарные черепа, чучела мумий, а также открытки с черным юмором на испанском языке.

  • Адрес: Explanada del Panteón Municipal s/n, Centro, 36000 Guanajuato, Gto., Мексика
  • Телефон: +52 473 732 0639
  • Сайт: momiasdeguanajuato.gob.mx
  • Время работы: 9:00-18:00
  • Год основания: 1969

Кто-то может поспорить, но, по мнению большинства туристов, посетивших , город является самым красивым в стране. А наиболее удивительной и одновременно жуткой его считается музей мумий в Гуанахуато, расположенный в самом центре.

История появления музея мумий

В переводе название города означает «холмистое место лягушек». Ученые выяснили, что болотистые земли Гуанахуато буквально напитаны веществами, которые позволяют телу покойника не разлагаться, а естественным образом мумифицироваться. Именно этим обусловлено появление музея мумий в Гуанахуато в Мексике, фото экспонатов которого заставляют содрогнуться. Шокирующий музей был открыт приблизительно в середине прошлого столетия. К тому времени были накоплены экспонаты для жуткой экспозиции – 111 мумий, в числе которых и останки маленьких детей.

Начиная с середины XIX ст. и на протяжении почти 100 лет с родственников умерших взымали плату за использование земли, на которой находится захоронение. Многие не могли платить по счетам, или у покойников просто не осталось живых родных, и тогда трупы эксгумировали и складывали в специальном помещении при кладбище. Туристы, посещавщие страну, тайком, за несколько песо проникали туда, чтобы увидеть бренные останки мексиканцев. Впоследствии это решили узаконить, создав знаменитый на весь мир музей мумий.


Чем интересен жуткий паноптикум?

Тем, кто решил посетить музей мумий, следует взвесить все за и против – место это достаточно пугающее, что может сказаться на здоровье людей, имеющих слабую нервную систему. Сюда не рекомендуется приходить беременным, да и детей сюда лучше не приводить – для них в Гуанахуато есть более подходящие веселые . Так что же ожидает туристов в этом жутком склепе? Давайте узнаем:



Как добраться до музея мумий?

Попасть в музей достаточно просто, находится он возле центрального кладбища города Пантеон Святой Паулы. По городу везде расставлены указатели для туристов, помогающие удобнее добраться до музея мумий .


Вверх