Корней иванович чуковский годы жизни. Еврейские корни корнея ивановича чуковского. Другие варианты биографии

Корней Иванович не отказал и вскоре прибыл ко мне в гости в старомодном башлыке времен первой мировой войны, в овчинной, чуть ли не ямщицкой шубе и валенках. В руках у него была картонная коробка, внутри которой оказалась английская игрушка внуков – небольшой локомотив на батарейках, добросовестно выпускающий черный дым из трубы. Чуковский удалился с Петей в отдельную комнату, а примерно через час появился и ласково спросил:

– Петя, расскажи папе, почему ты так долго не разговаривал?

Петя потупился и выдавил, к моему ошеломлению:

– А потому что я стеснялся…

После смерти Корнея Ивановича, перелистывая двухтомник его дневников, я неожиданно нашел вот это:

«Я лежал больной в Переделкине и очень тосковал, не видя ни одного ребенка. И вдруг пришел милый Евтушенко и привез ко мне в колясочке своего Петю. И когда он ушел, я состряпал такие стихи:

Бывают на свете

Хорошие дети,

Лучшие дня

Но вряд ли найдутся на нашей планете

Такие, кто был бы прелестнее Пети,

Смешного, глазастого, милого Пети.

Я, жалкий обломок минувших столетий,

Изведавший смерти жестокие сети,

Уже в леденящей барахтался Лете,

Когда сумасшедший и радостный ветер

Ворвался в мой дом и поведал о Пете,

Который, прибыв в золоченой карете,

Мне вдруг возвестил, что на свете есть дети,

Бессмертно веселые, светлые дети.

И вот я напряг стариковские силы

И вырвался прочь из постылой могилы… ».

Что же осталось там, за этими таинственными скобками, а?

Чуковский ценил детскую, вроде бы наивную непосредственность выше кажущейся опытности и делил мир, как это делают дети, на плохих и хороших дядь и теть, а ведь так оно и есть. У каждого из нас существует нравственная или безнравственная доминанта. Полного равновесия зла и добра даже в самом запутанном человеке не бывает – что-то неумолимо перевешивает. Опираясь на детскую инстинктивную мудрость, Чуковский исподволь объяснял смысл существования как борьбу не на жизнь, а на смерть айболитов с бармалеями и вань васильчиковых с крокодилами, даже если последние каются и прикидываются, что погуманели, похристианели. Дерзкая мысль изящно упакована в будто бы невинных стихах «Ежики смеются»: бармалеистость и крокодилистость, конечно, страшны, но козявочность страшнее, ибо многочисленней. Не случайно его «Крокодил», напечатанный в 1917 году в журнальчике «Для детей», при новой власти вызвал козявочные нападки Крупской, обвинившей Чуковского в «антисоветских тенденциях».

Корней Иванович еле отбился, и еще тогда, в 1928 году, за отца вступилась его дочь Лидия Чуковская – это было крещением будущей знаменитой диссидентки. Впрочем, и сам он не побоялся первым поздравить Бориса Пастернака с Нобелевской премией и дать кров преследуемому Александру Солженицыну.

Недавно Александр Кушнер продемонстрировал в стихотворении «Современники» совпадения интонационно-ритмических ходов в «Крокодиле» Корнея Чуковского и «Двенадцати» Александра Блока. Я был ошеломлен их очевидностью. Посудите сами.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Чуковский:

Через болота и пески

Идут звериные полки…

А Катька где? – Мертва, мертва!

Простреленная голова!

Чуковский:

Но где же Ляля? Ляли нет!

От девочки пропал и след.

Что касается хронологического приоритета, то он, несомненно, у Чуковского. Плагиат? Конечно нет! Система сообщающихся сосудов. Она существует и в поэзии, подтверждая в данном случае недюжинность поэтического дарования Чуковского, ибо он подарил даже Блоку грацию свободного переливания одного ритма в другой. Однажды я ахнул, сообразив, что нечаянно смойдодырил у Чуковского его фирменный ритм: «Бамм-Бамм!» – // по хозяевам, / рабам, // и всем новым годуновым, // всем убийцам – / по зубам!» («Под кожей статуи Свободы»). Кто следующий?

Корней Чуковский – уникальная фигура в нашей литературе, ибо нелегко вообразить другого писателя, кроме Пушкина, которого в России читали бы буквально все. Написанные в лучших традициях многозвучного, игриво-рифменного фольклора, его стихи запоминаются так легко, как будто родились не сейчас, а вместе с русским языком. Я сказал бы, что никто так не рассвободил русский стих, то растягивая его, то укорачивая, то превращая в чечеточную считалку, то наслаждаясь самой гимнастикой языка, как два всероссийских дедушки – Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Без всякой дидактической псевдопедагогики, которую так презирал Чуковский, во всем, что он писал и переводил, есть педагогика тайная, одетая в веселые цветистые одежды сказок и притч. Это занимательное преподавание антизла, антиравнодушия, антилени, антинеумывания.

На его стихах выросли все мы – и плохие, и хорошие: три последних президента, чекисты и диссиденты, космонавты и таксисты, олигархи и братки, всемирно признанные ученые и спивающиеся от непризнания рабочие-самородки, замечательные поэты и попсовые дивы, генералы и бомжи, великие музыканты и диджеи, врачи-спасатели и киллеры, самоотверженные учителя и их ученики, торгующие наркотиками в школьных уборных. А уж что из нас получилось, не от одного Корнея Ивановича зависело. Он был сеятель совести. Но некоторые души подобны каменистой почве, отторгающей семена добра.

Любопытно, что старые стихи Чуковского вдруг начинали остро современно звучать в страшноватые моменты нашей истории, как, например, сказка «Тараканище», написанная в 1922 году, когда имя Сталина еще не было на устах у всех. Евгения Гинзбург в книге «Крутой маршрут» вспоминает, как она читала вслух эту сказку своей приемной дочке в бараке для ссыльных в начале 1953 года, когда многие с надеждой ждали смерти Сталина: «Всех нас поразил второй смысл стиха: «Покорилися звери усатому. (Чтоб ему провалиться, проклятому!)». А Лев Копелев свидетельствовал: «В Марфинской спецтюрьме мой приятель Гумер Измайлов доказывал, что Чуковского травили и едва не посадили за сказку «Тараканище», потому что это сатира на Сталина – он тоже рыж и усат».

В последние годы Чуковского ждало мировое признание. Редкий случай, когда Оксфордскую мантию получил самоучка без какого-либо внятного образования, удостоивший своими посещениями лишь одесскую гимназию, откуда к тому же был исключен.

Он предусмотрительно сменил простонародную фамилию Корнейчуков на псевдоним Корней Чуковский, в котором был ненавязчивый призвук польского аристократизма. У него уже тогда была охотничья стойка доберман-пинчера, стоило ему заслышать какую-нибудь вкусно пахнущую строчку. Всем бросался в глаза длинный трепетный нос, с наслаждением шевелящий ноздрями, когда ему что-то нравилось. Правда, тот же самый нос умел и настолько брезгливо сморщиться, когда что-то ему было не по нюху, что скрыть это было невозможно, да он и не старался. Его язвительности побаивались и считали, что лучше с ним не связываться. Это неоценимое качество у него сохранилось до конца жизни, хотя он для самозащиты прикидывался этаким добреньким дедушкой Айболитом.

Юношей он заполучил командировку от «Одесских новостей» в Лондон, дневал и ночевал в библиотеках, изучая английскую литературу, и писал о ней для русской печати. Вернувшись в Россию, попытался издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал», угодил в тюрьму за «оскорбление царствующего дома», но и там обложился книжками, стал переводить Уолта Уитмена. От издания к изданию он улучшал эти переводы, и они остаются до сих пор лучшими.

В годы сталинского террора маленькие читатели, всегда окружавшие Чуковского, заслонили его от чекистских глаз, глядевших из хищно мечущихся по Москве «воронков». Энергии ему хватало и на подготовку изданий Некрасова, и на высококлассные переводы, и на пересказы для детей мировой классики, и на литературную критику, и на воспоминания о современниках, и на борьбу за живую речь, и на устройство библиотеки для детей в Переделкине, и на моего сына Петю... И самого меня он поддержал за стихи «Танки идут по Праге…» и за идею этой антологии.

Он был великий книжный коробейник, который таскал на хребте похожий на Ноев ковчег короб со своими и переведенными им книжками, а из короба торчала мохнатая грудь самого Ноя, в чьей мокрой шерсти запутались трепыхающиеся рыбешки, – Корней Чуковский пересказал для советский детей Библию, но так и не дожался выхода этой своей книги. А еще из перенаселенного короба высовывались, как золотой перескип, и любопытная изумрудноглазая голова Мухи-Цокотухи, и всегда готовая к бою шпага Бибигона, и седая Ниагара бороды Уолта Уитмена, и лукавая рожица Гекльберри Финна. Чуковский не только был создан литературой, но и сам создавал ее. Он был вочеловеченным фейерверком жизнелюбия и книголюбия.

Молодость его прошла в Серебряном веке, казавшемся многим началом Ренессанса века Золотого. Но Ренессанс так и не наступил. «Канцелярит», столь нелюбимый Корнеем Ивановичем, внедрился не только в язык, но и в человеческие отношения.

Последние годы Чуковского знамениты отнюдь не великими книгами, а диссидентскими процессами и постоянными скандалами с «отказниками».

Он был человек Ренессанса во времена Деграданса.

Корней Иванович Чуковский – советский поэт, прозаик, публицист, переводчик, журналист и литературный критик. Является самым издаваемым автором детской литературы в России (тираж за 2017 год превышает 2 млн. миллиона экземпляров).

За свою творческую биографию он написал множество известных произведений, среди которых «Мойдодыр», «Айболит» и «Федорино горе».

Биография Чуковского

Корней Иванович Чуковский (наст. имя Николай Корнейчуков) родился 19 марта 1882 года в . Его мать Екатерина Осиповна работала прислугой в доме известного доктора Соломона Левинсона.

В скором времени она вступила в интимную связь с его сыном Эммануилом, в результате чего родила девочку Марию, а спустя 3 года – мальчика Николая.

Вместе эта пара прожила 7 лет. В глазах общественности отношения между крестьянской девушкой и мужчиной из высшего сословия считались неприемлемыми.

В скором времени отец Эммануила выставил невестку с двумя детьми на руках на улицу, не желая иметь с ней ничего общего. В результате Екатерина была вынуждена уехать к родственникам в Одессу, поскольку не имела возможности снимать квартиру и обеспечивать малышей.

Детство и юность

Ранний период биографии Корнея Чуковского проходил в атмосфере крайней бедности. Матери приходилось браться за любую работу, чтобы прокормить детей, однако денег все равно не хватало.

Молодой Корней Чуковский

В 5-летнем возрасте мальчик начал ходить в детский сад, после чего стал учеником местной гимназии. По словам самого писателя его отчислили из 5 класса по причине низкого происхождения.

В подростковом возрасте Чуковский занимался разного рода подработкой, чтобы хоть как-то улучшить материальное положение семьи. Он разносил газеты, чистил крыши и расклеивал афиши.

В этот период биографии юноша всерьез увлекся чтением. В частности, ему очень нравились произведения и Эдгара Аллана По.

Интересен факт, что Корней Чуковский обладал феноменальной памятью. Благодаря этому он смог выучить настолько хорошо, что ему удавалось на ходу переводить тексты без малейших запинок.

Журналистика

Первым произведением в биографии Чуковского стал философский опус, написанный в 1901 г. Впоследствии он был опубликован в газете «Одесские новости». За свою работу юноша получил 7 рублей, которых ему хватило на покупку приличной одежды.

После 2-х лет сотрудничества с «Одесскими новостями», перспективного журналиста отправили в командировку в . В течение года он изучал зарубежную литературу и работал с разными документами.


Уникальное фото В. В. Маяковского с Борисом и Корнеем Чуковскими

В 1905 г. Корней Чуковский обосновался в Петербурге, где устроился работать журналистом в газете «Театральная Россия». В каждом номере публиковались его рецензии на просмотренные им спектакли и прочитанные книги.

В скором времени Чуковский начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Однако уже после 4 номера он был арестован за «оскорбление величества» – неуважительного высказывания по отношению к императору и его поступкам. Лишь усилиями адвоката Грузенберга писателя удалось освободить из тюрьмы.

В 1906 г. Корней Чуковский начал жить у себя на даче в Куоккале. В этот период биографии ему удалось пообщаться с , и . Позже он опишет в своих мемуарах впечатления, полученные от общения с этими людьми.

Тогда же Чуковский начал вести юмористический альманах «Чукоккала», который будет опубликован лишь в 1979 г. Интересен факт, что в нем содержались автографы известных поэтов, писателей, музыкантов и художников. В их число входили , и многие другие.

Литература

В 1917 г. Корней Чуковский стал руководителем детского отдела издательства «Парус». В его биографии появился новый творческий проект – альманах «Жар-птица».

Ему удавалось с легкостью писать интересные рассказы для детей, которыми зачитывались даже взрослые. На тот момент он написал знаменитых «Цыпленка» и «Доктора».


Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт, 1914 г.

В это время его больной сын Николай мучился от частых приступов болезни. Чтобы облегчить ему страдания, Чуковский на ходу придумывал для него разные сказки. Ребенок с таким интересом слушал истории отца, что забывал о своей болезни и не издавал ни единого стона.

Именно таким образом родилось знаменитое произведение «Крокодил», изданное накануне Октябрьской революции 1917 г.

После прихода к власти большевиков, Корней Чуковский сотрудничал с разными издательствами и посетил немало городов, выступая с лекциями.

В 20-х и 30-х годах литератор написал множество сказок, которые приобрели огромную популярность в обществе. К их числу относятся «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит» и многие другие.

Интересен факт, что перед тем, как отправлять в печать свои произведения, Корней тщательно проверял качество оформления той или иной книги. Особое внимание он уделял иллюстрациям к сказкам или детским стихам.

Казалось, что биография писателя Чуковского складывается вполне успешно. Это продолжалось до того момента, пока его труды не подверглись жесткой критике со стороны .

Серьезное давление со стороны власти лишало Чуковского каких-либо сил. Порою он сам начинал верить в то, что его творчество никому не интересно. В 1929 г. он публично отрекся от своих старых работ, пообещав работать в другом жанре.


Александр Блок и Корней Чуковский

В разгар (1941-1945) из-под пера Корнея Чуковского вышли сказки «Приключения Бибигона» и «Одолеем Бармалея». Первую из них раскритиковал лично Сталин, а вторую цензоры назвали «идеологически вредным произведением».

В связи с этим писатель переживал не самые лучшие годы в своей биографии и был вынужден вернуться к публицистике.

В 1962 г. Чуковский издал книгу «Живой как жизнь», состоящую из 7 глав и небольшого «словарика». В ней он описывал «болезни», которым подвергся . Затем он издал полное собрание сочинений , творчеством которого серьезно интересовался.

Корней Чуковский

В этот период биографии Корней Чуковский прочел книгу Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», став позже ее первым цензором.

В 1964 г. Чуковский вместе с Маршаком (см. ) не побоялся выступить в защиту поэта , который испытывал гонения, как со стороны властей, так и от коллег по цеху.

Еще при жизни Корнея Чуковского по его произведениям были сняты десятки мультфильмов, которые не теряют своей популярности и сегодня.

Личная жизнь

В биографии Чуковского была всего одна женщина. С Марией Борисовной он познакомился еще в юности. Стоит отметить, что родители девушки не хотели видеть своим зятем Корнея, поскольку тот относился к низшему сословию.

Тем не менее, Мария настолько любила 18-летнего парня, что была готова убежать вместе с ним на Кавказ. Несмотря на все преграды, молодые люди смогли узаконить свои отношения в 1903 г.


Корней Чуковский с женой и сыном

На церемонии бракосочетания Корнея и Марии присутствовало множество журналистов, которые дарили молодоженам цветы. Однако вместо цветов пара нуждалась в деньгах. Во время свадебного веселья находчивый жених снял головной убор начал «просить милостыню» у гостей.

После венчания Чуковский вместе с супругой отправился в Англию. Когда выяснилось, что молодая жена забеременела, писатель отправил ее домой. В 1904 г. в их семье родился первенец Николай.


Семья Корнея Чуковского

По приезду в Корней Чуковский оказался одним из главных критиков Петербурга. Благодаря полученным в Англии знаниям, никому неизвестный журналист в один миг стал желанным гостем в любом литературном обществе.

Позже в семье Чуковских родилось еще две девочки – Лидия и Мария, и мальчик Борис. Интересен факт, что именно Мария стала прообразом многих героев писателя. Она умерла от туберкулеза на одиннадцатом году жизни.

Смерть

Чуковский был всегда гостеприимным и добрым человеком. Он устраивал встречи с разными известными людьми, а также часто приглашал к себе в дом местных детей.

Корней Чуковский читает

За 3 года до своей кончины он подписал письмо 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина.

Корней Иванович Чуковский умер 28 октября 1969 года в возрасте 87 лет. Причиной его смерти стал гепатит. На даче в Переделкине, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.

Фото Корнея Чуковского


Чуковский (сидит слева) в студии Ильи Репина, Куоккала, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден неоконченный портрет Чуковского


Корней Чуковский за работой
Фото Чуковского с рисунком к Айболиту

Теперь вы знаете, чем примечательна биография Чуковского. Если вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Биография Чуковского Корнея Ивановича изобилует интересными событиями. Николай Корнейчуков 19 (31 по новому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Его мать – крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова познакомилась с будущим отцом своих детей (у Николая была еще сестра Маруся), когда устроилась в дом будущего сожителя работать прислугой. Эммануил Соломонович Левенсон – отец Николая и Маруси – носил титул потомственного почетного гражданина и крестьянка не могла составить ему достойную партию.

Вместе они прожили не менее трех лет, родили двоих детей, у которых как у незаконнорожденных не было отчества, поэтому в документах до революции 1917 года, отчества у детей писались разные. У Николая – Васильевич, у его сестры Марии – Эммануиловна. Впоследствии, их отец женился на женщине своего круга и переехал жить в Баку, а Екатерина Осиповна – в Одессу.

Все детство Николай провел в Украине – в Одесской и Николаевской областях.

Когда Николаю исполнилось пять лет, его отдали в садик мадам Бехтеевой, о котором он впоследствии писал, что дети там маршировали под музыку и рисовали картинки. В садике же он познакомился с Владимиром Жаботинским – будущим героем Израиля. В начальной школе Николай сдружился с Борисом Житковым – будущим детским писателем и путешественником. В школе, правда, Чуковский проучился лишь до 5 класса. Затем его отчислили из учебного заведения из-за “низкого происхождения”.

Начало творческой деятельности

Вначале Чуковский работал журналистом, с 1901 года писал статьи для “Одесских новостей”. Выучив самостоятельно английский язык, Николай получил работу корреспондента в Лондоне – писал для “Одесских новостей”.

Два года он прожил в Лондоне вместе со своей женой – Марией Борисовной Гольдфельд, затем вернулся в Одессу.

И все же, биография Чуковского как писателя началась много позже, когда он переехал из Одессы в финское местечко Куоккала, где познакомился с художником Ильей Репиным , который и убедил Чуковского всерьез заняться литературой.

Еще в Лондоне Чуковский всерьез увлекся английской литературой – прочел в оригинале Теккерея, Диккенса, Бронте. Впоследствии литературные переводы У. Уитмена помогли Чуковскому завоевать себе имя и добиться признания в литературной среде.

После революции псевдоним Корней Иванович Чуковский становится настоящим именем писателя. Корней Иванович пишет книгу воспоминаний “Далекое Близкое” начинает издавать собственный альманах “Чукоккала” – эдакая смесь названия места Куоккала и фамилии Чуковский. Этот альманах Чуковский издавал до конца жизни.

Детская литература

Но самым главным в творческой судьбе писателя становятся не переводы и не литературная критика, а детская литература. Чуковский начал писать для детей довольно поздно, уже когда был знаменитым литературоведом и критиком. В 1916 – он издал первый сборник для маленьких читателей под названием “Елка”.

Позже – в 1923 – из-под его пера появляются на свет “Мойдодыр” и “Тараканище”, с кратким содержанием которых, наверное, знакомы все дети на постсоветском пространстве. Творчество Чуковского изучается и в современной школе – во2 классе, и сейчас даже трудно представить, что в свое время Айболит, Муха-Цокотуха и Мойдодыр подвергались суровой критике и нещадно высмеивались. Критики считали произведения безвкусными и лишенными правильной советской идеологии. Но об этом сейчас не напишут ни в предисловии к книгам писателя, ни вкраткой биографии Чуковского для детей, настолько абсурдными кажутся сейчас эти обвинения, выдвинутые критиками против детского автора.

Чуковский перевел на русский для детей произведения Р. Киплинга и М. Твена , пересказал “Библию для детей”.

Другие варианты биографии

  • Интересно то, что Чуковский основал целую литературную династию. Его сын Николай Корнеевич Чуковский и дочь Лидия Корнеевна Чуковская также стали знаменитыми писателями. Николай писал кратко литературные воспоминания о поэтах и писателях Серебряного века, которые были вхожи в дом его отца, а Лидия стала писательницей – диссидентом.
  • Второй сын писателя – Борис Корнеевич – погиб в начале Великой Отечественной войны на фронте.
  • Известно, что Чуковский был дружен с

31 марта исполняется 130 лет со дня рождения русского писателя и переводчика Корнея Чуковского.

Русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 (19 по старому стилю) марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Отец Чуковского, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого была прислугой мать Чуковского - крестьянка Екатерина Корнейчукова, через три года после рождения сына оставил ее. Вместе с сыном и старшей дочерью она вынуждена была уехать в Одессу.

Николай учился в одесской гимназии, но в 1898 году он был исключен из пятого класса, когда по специальному указу (указ о кухаркиных детях) учебные заведения освобождались от детей низкого происхождения.

С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки.

В 1901 году Чуковский начал печататься в газете "Одесские новости" , куда его привел старший друг по гимназии, впоследствии политический деятель, идеолог сионистского движения Владимир Жаботинский.

В 1903-1904 годы в качестве корреспондента "Одесских новостей" Чуковский был направлен в Лондон. Почти ежедневно он посещал бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал английских писателей, историков, философов, публицистов. Это помогло писателю впоследствии выработать собственный стиль, который потом называли парадоксальным и остроумным.

С августа 1905 года Чуковский жил в Петербурге, сотрудничал со многими петербургскими журналами, организовал (на субсидию певца Леонида Собинова) еженедельный журнал политической сатиры "Сигнал". В журнале печатались Федор Сологуб, Тэффи, Александр Куприн. За смелые карикатуры и антиправительственные стихи в четырех вышедших номерах Чуковский был арестован и был приговорен к шестимесячному заключению.

В 1906 году он стал постоянным сотрудником журнала Валерия Брюсова "Весы" . С этого года Чуковский также сотрудничал с журналом "Нива", газетой "Речь", где печатал критические очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах "От Чехова до наших дней" (1908), "Критические рассказы" (1911), "Лица и маски" (1914), "Футуристы" (1922).

С осени 1906 года Чуковский поселился в Куоккале (ныне поселок Репино), где сблизился с художником Ильей Репиным и юристом Анатолием Кони, познакомился с Владимиром Короленко, Александром Куприным, Федором Шаляпиным, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым, Алексеем Толстым. Позднее Чуковский рассказал о многих деятелях культуры в своих мемуарах - "Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания" (1940), "Из воспоминаний" (1959), "Современники" (1962).

В Куоккале поэт переводил "Листья травы" американского поэта Уолта Уитмена (опубликовал в 1922 году), писал статьи о детской литературе ("Спасите детей" и "Бог и дитя", 1909) и первые сказки (альманах "Жар-птица", 1911). Здесь же был собран альманах автографов и рисунков, отразивший творческую жизнь нескольких поколений деятелей искусства - "Чукоккала", название которого придумал Репин.

Этот юмористический рукописный альманах, где оставили творческие автографы Александр Блок, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Илья Репин, а также писатели Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс, впервые был опубликован в 1979 году в урезанном варианте.

В феврале-марте 1916 года Чуковский предпринял вторую поездку в Англию в составе делегации русских журналистов по приглашению британского правительства. В том же году Максим Горький пригласил его руководить детским отделом издательства "Парус". Результатом совместной работы стал альманах "Елка", изданный в 1918 году.

Осенью 1917 года Корней Чуковский возвратился в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где жил до 1938 года.

В 1918-1924 годах он входил в руководство издательством "Всемирная литература".

В 1919 году участвовал в создании "Дома искусств" и руководил его литературным отделом.

В 1921 году Чуковский организовал в Холомках (Псковская губерния), где он "спасал свою семью и себя от голода", для петроградских писателей и художников дачу-колонию, принимал участие в создании детского отдела издательства "Эпоха" (1924).

В 1924-1925 годах работал в журнале "Русский современник", где вышли его книги "Александр Блок как человек и поэт", "Две души Максима Горького".

В Ленинграде Чуковский издал книги для детей "Крокодил" (опубликована в 1917 году под названием "Ваня и крокодил"), "Мойдодыр" (1923), "Тараканище" (1923), "Муха-цокотуха" (1924, под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929, под названием "Приключения Айболита") и книгу "От двух до пяти", которая впервые была опубликована в 1928 году под названием "Маленькие дети".

Детские сказки стали причиной начатой в 1930-е годы травли Чуковского, так называемой борьбы с "чуковщиной", инициированной Надеждой Крупской, женой Владимира Ленина. 1 февраля 1928 года была опубликована ее статья "О "Крокодиле" К.Чуковского" в газете "Правда". 14 марта в защиту Чуковского на страницах "Правды" выступил Максим Горький своим "Письмом в редакцию". В декабре 1929 года в "Литературной газете" Корней Чуковский публично отрекся от своих сказок и обещал создать сборник "Веселая колхозия". Он был подавлен пережитым событием и после этого долго не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора. Кампания травли Чуковского из-за сказок возобновлялась в 1944 и 1946 годах - были напечатаны критические статьи в адрес "Одолеем Бармалея" (1943) и "Бибигона" (1945).

С 1938 года до конца жизни Корней Чуковский жил в Москве и на даче в подмосковном Переделкине. Он покинул столицу лишь во время Великой Отечественной войны, с октября 1941 года по 1943 год эвакуировавшись в Ташкент.

В Москве Чуковский опубликовал детские сказки "Краденое солнце" (1945), "Бибигон" (1945), "Спасибо Айболиту" (1955), "Муха в бане" (1969). Для детей младшего школьного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки ("Барабек", "Дженни", "Котауси и Мауси" и другие). В пересказе Чуковского дети познакомились с "Приключениями барона Мюнхгаузена" Эриха Распе, "Робинзона Крузо" Даниэля Дефо, "Маленьким оборвышем" Джеймса Гринвуда. Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена ("Том Сойер" и "Геккельбери Финн"), Гилберта Честертона, О. Генри ("Короли и капуста", рассказы).

Уделяя много времени литературному переводу, Чуковский написал исследовательский труд "Искусство перевода" (1936), позднее переработанный в "Высокое искусство" (1941), расширенные издания которого вышли в 1964 и 1968 годах.

Увлеченный англоязычной литературой, Чуковский исследовал жанр детектива, набиравший обороты в первой половине XX века. Он прочел много детективов, выписывал особенно удачные места из них, "коллекционировал" способы убийств. Он первый в России заговорил о зарождающемся феномене массовой культуры, приводя в пример детективный жанр в литературе и кинематограф в статье "Нат Пинкертон и современная литература" (1908).

Корней Чуковский являлся историком и исследователем творчества поэта Николая Некрасова. Ему принадлежат книги "Рассказы о Некрасове" (1930) и "Мастерство Некрасова" (1952), опубликованы десятки статей о русском поэте, разысканы сотни некрасовских строк, запрещенных цензурой. Эпохе Некрасова посвящены статьи о Василии Слепцове, Николае Успенском, Авдотье Панаевой, Александре Дружинине.

Относившийся к языку как к живому существу, Чуковский в 1962 году написал книгу "Живой как жизнь" о русском языке, в которой описал несколько проблем современной речи, главной болезнью которой он назвал "канцелярит" - придуманное Чуковским слово, обозначающее загрязнение языка бюрократическими штампами.

Известный и признанный писатель Корней Чуковский как человек мыслящий многое не принимал в советском обществе. В 1958 году Чуковский оказался единственным советским писателем, поздравившим Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии. Он был одним из первых, кто открыл Солженицына, первым в мире написал восхищенный отзыв об "Одном дне Ивана Денисовича", дал писателю кров, когда тот оказался в опале. В 1964 году Чуковский хлопотал в защиту поэта Иосифа Бродского, отданного под суд за "тунеядство".

В 1957 году Корнею Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 году - почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

Чуковский был награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. В 1962 году ему была присуждена Ленинская премия за книгу "Мастерство Некрасова".

Умер Корней Чуковский в Москве 28 октября 1969 года. Писатель похоронен на Переделкинском кладбище.

25 мая 1903 года Чуковский венчался с Марией Борисовной Гольдфельд (1880-1955). У четы Чуковских родились четверо детей - Николай, Лидия, Борис и Мария. Одиннадцатилетняя Мария умерла в 1931 году от туберкулеза, Борис погиб в 1942 году под Москвой во время Великой Отечественной войны.

Старший сын Чуковского Николай (1904-1965) также был писателем. Он автор биографических повестей о Джеймсе Куке, Жане Лаперузе, Иване Крузенштерне, романа "Балтийское небо" о защитниках осажденного Ленинграда, психологических повестей и рассказов, переводов.

Дочь Лидия (1907-1996) - писательница и правозащитница, автор повести "Софья Петровна" (1939-1940, опубликована в 1988 году), представляющей собой свидетельство современницы о трагических событиях 1937 года, работ о русских писателях, воспоминаний об Анне Ахматовой, а также трудов по теории и практике редакторского искусства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

2019-03-17

Чуковский – русский писатель и переводчик, который прославился во многих уголках мира.

Это человек с удивительной судьбой и невероятным талантом.

Его детские произведения стали самыми издаваемыми в России.

Краткая биография Корнея Чуковского для детей начальной школы

Корней Чуковский появился на свет в 1882 году в Санкт-Петербурге.

Детство будущего писателя прошло на территории Украины.

В 5 лет Корнея Ивановича отдали в садик Бехтеевой.

Затем было 5 лет школы, но из-за "низкого происхождения" его отчислили.

С 1901 года Чуковский занимается журналистикой, пишет статьи для "Одесских новостей".

Потом, выучив самостоятельно английский язык, Корней Иванович работает корреспондентом в столице Великобритании.

Переводы, литературная критика – то, что сделало писателя знаменитым.

Очень большое место в жизни Чуковского заняла детская литература, хотя для маленьких читателей он начал творить сравнительно поздно.

Корней Иванович переводил произведения известных зарубежных писателей, пересказал "Библию для детей".

Умер К.И. Чуковский в 1969 году от гепатита.

Интересные факты из жизни Корнея Чуковского

Факт 1. К. Чуковский появился на свет вне брака, и в юношеские годы он этого очень стеснялся.

А настоящее имя писателя – Николай Корнейчуков.

Факт 2. В честь Мухи-Цокотухи – героини одного из произведений Чуковского – в 1992 г. было названо уникальный вид мух.

Факт 3. Чуковский – самый издаваемый писатель в Российской Федерации.

Факт 4. Корней Иванович работал каждый день, не делая себе выходных.

И продлилась его карьера литератора 62 года.

Факт 5. У писателя было четверо детей, троих из них он пережил.

Читательские дневники по произведениям Корнея Чуковского

Сочинение «Мой любимый писатель Чуковский Корней Иванович»

Чуковский - мой любимый писатель!

Первое знакомство с творчеством Корнея Ивановича произошло еще в раннем детстве.

Тогда я был в восторге от его "Айболита".

Постепенно начал открывать для себя и другие шедевры писателя-сказочника.

"Муха-Цокотуха", "Мойдодыр", "Телефон" – все эти произведения можно перечитывать до бесконечности, они одновременно смешные и поучительные.

Кроме того, мне очень нравится изучать жизненный путь Чуковского.

Он был разносторонней личностью, старательным и целеустремленным человеком.

Это вызывает искреннее уважение.

Викторина по произведениям Корнея Чуковского

1. Назовите сказки Корнея Чуковского, которые вы читали.

"Мойдодыр", "Айболит", "Телефон", "Муха-Цокотуха", "Федорино горе"

2. Где Мойдодыр советовал купаться?

В ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане.

3. О каком праздничном дне говорится в произведении «Муха-Цокотуха»?

4. На чем передвигались комарики в произведении «Тараканище»?

На воздушном шарике

5. В каком произведении посуда занялась воспитанием своей хозяйки?

"Федорино горе"

6. Кого испугались портные из произведения "Храбрецы"?

7. На ком путешествовали Айболит и его друзья?

Но волке, ките и орле

8. Назовите имя мальчика, который победил Крокодила.

Ваня Васильчиков

Краткая биография Корнея Ивановича Чуковского для детей начальной школы. Интересные факты из жизни писателя. Готовая викторина по произведениям Корнея Чуковского. Пример сочинения "Моя любимый писатель Корней Иванович Чуковский".



Вверх