Конспект урока литературного чтения и презентация. Какая же сказка самая известная
Ирина Мирошниченко
Конспект занятия «Федорино горе»
Ход занятия.
Воспитатель. Я приглашаю всех в гости в сказку. Посмотрите, какие красивые, красочные, чудесные сказки. Некоторые мы прочитали, остальные предлагаю посмотреть, прочитать.
Сказки придумали очень давно. Их любят все, особенно дети. Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, трудолюбивыми, мудрыми.
К нам пришли в гости сказочные герои. Каких героев вы знаете?
Из каких они сказок?
Вводная часть.
Уважаемые гости, дорогие дети, сегодня мы здесь собрались для того, чтобы выяснить, увидеть, услышать о том, как наши дети научились быть добрыми, воспитанными, аккуратными. Какими навыками они владеют, что они умеют, знают.
Тема нашего занятия по сказке «Федорино горе » Корнея Чуковского.
Много сказок вы уже знаете, сейчас проверим, знаете ли вы эти сказки?
На столе стоит волшебный сундучок. Я буду доставать и читать вам задание. Если вы будете отвечать правильно, то будет звучать музыка, если нет, то музыки не будет. Нужно назвать героев сказки.
1. Возле леса, на опушке, трое их живут в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)
2. Скачет лошадь не простая, чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок – удивительный конёк, по прозванью… (Горбунок)
3. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше! (Карлсон)
4. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои гляди добрый доктор… (Айболит)
5. Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочки чуть больше ноготка,
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мила! (Дюймовочка)
Инсценировка из сказки «Федорино горе » .
Стук в дверь.
Федора (плачет) . Ребята, у меня большая беда : все вещи, вся посуда убежала от меня и мне больше негде варить есть, негде сидеть, и вообще…
Ребята, кто это? Гостья из какой сказки? Как сказки называется? Вы читали эту сказку? Ребята, что же нам делать? Как нам помочь Федоре ? Кто хочет помочь? Давайте Федору сделаем хорошей .
1. Пришить пуговицу. (Техника безопасности с иголкой.)
2. Умыть Федору .
3. Расчесать.
4. Помыть обувь.
Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите – не беда!
И чернику, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу :
Мойтесь чаще, мойтесь чище,
Я грязнуль не выношу.
Федора , побудь у нас в гостях, мы что-нибудь придумаем.
Рассмотрите две картинки.
Что здесь изображено? Из какого они произведения? В чем здесь отличие?
1. Найдите 8 предметов, которые встречаются на 1 и 2 картинках.
2. Найдите предметы, которые есть на 1, но нет на 2, и наоборот.
Посмотрите на Федору , на её дом. Дайте характеристику внешнему виду, поступкам Федоры . Какая она?
Плохая хорошая
Ленивая добрая
Страшная чистая
Злая красивая
Неряшливая аккуратная
Грязная трудолюбивая
1. Правда всего дороже.
2. Сам себя губит, кто других не любит.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Труд кормит, а лень портит.
5. Не учись разрушать, а учись строить.
Ребята, мы не знаем, куда убежала посуда от Федоры . Но чтобы как-нибудь её утешить, давайте сделаем для неё подарки.
Основная часть.
Сейчас мы с вами сделаем аппликацию из бумаги. Вам нужно выполнить узор из цветных бумажных фигурок на муляжах-тарелках.
Самостоятельная работа.
Техника безопасности работы с клеем. Дети самостоятельно выполняют работу. Некоторым детям предлагается помощь.
Выставка работ.
Чья работа лучше? Почему?
Заключительная часть.
Ребята, посмотрите на Федору ! Какая она стала чистая, красивая, веселая. Давайте дадим ей напутственные слова, пожелания. Что ей надо делать? Какой она должна быть, что ей пригодится в жизни?
Дети дарят Федоре тарелки . Федора приглашает всех гостей к столу на угощение.
Федора . Дорогие ребята, гости! Приглашаю всех к столу отведать чаю.
Итог занятия .
Сказки нас учат быть добрыми, добро побеждает зло; быть трудолюбивыми, труд кормит и облагораживает человека; любить всё вокруг нас, во всём. Как ходите, чтобы люди поступали в вами, так поступайте и вы с ними.
Читайте побольше сказок. Всего вам хорошего.
Публикации по теме:
Интегрированная ОД «Увлекательное путешествие по сказке «Федорино горе» Елфимова О. А. воспитатель высшей категории. Вид НОД: занятие-путешествие, закрепляющее. Интеграция образовательных областей: познавательное,.
Игра-инсценировка сказки «Федорино горе» Игра – инсценировка сказки «Федорино Горе» для детей среднего дошкольного возраста. Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского.
Пластилин является одним из лучших материалов для развития ребенка. Из этого материала он может создать и объемные фигуры, и аппликации.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда».
Конспект логоритмического занятия по лексической теме «Федорино горе» для логопедов и музыкальных руководителей Конспект логоритмического занятия «Федорино горе» для детей старшей группы (по лексической теме «Посуда») Составители конспекта: Логопед.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»
Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:
«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»
Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»
«Да, промолвил медный таз,
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе - замарахе
Не воротимся!»
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди, поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»
Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»
И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:
«Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!
А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
1 часть
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
2 часть
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»
3 часть
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»
Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:
«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»
Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»
4 часть
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»
«Да, промолвил медный таз,
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе - замарахе
Не воротимся!»
5 часть
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди, поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!
6 часть
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»
Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»
И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:
«Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»
7 часть
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!
А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
1. Упражнения для расширения поля зрения.
Сейчас вы будете работать с текстом сказки.
(работа с таблицами Шульте)
Перед вами карточки с цифрами от 1 до 25. По моей команде вы, стараясь смотреть в центр карточки на зеленую точку, глазками ищете все цифры по порядку. Пальчиками показывать нельзя. Тот, кто первым найдет все цифры по порядку, встает.
2. Чтение – сканирование
Просмотрите глазками текст сказки и выпишите:
· названия посуды, которая была у Федоры –1 ряд;
· названия других вещей и животных – героев сказки – 2 ряд.
Подчеркните слова, которые вам непонятны, попробуйте их объяснить. Ведь автор упоминает некоторые вещи, которые редко встречаются в наших домах.
Итак, проверяем.
СЛАЙД 4
Что записали? Какие слова непонятны?
Что это такое?
Посуда | Другие вещи и животные |
кастрюля чайник кофейник блюдца стаканы сковорода вилки рюмки бутылки чашки ложки самовар тарелки | сито лопата корыто метла топоры кочерга утюг стол кадушка ушат скалка коза курица коты |
Физкультминутка
(выполняют упражнения для глаз)
3. Словарная работа.
СЛАЙД 5
О языке.
Давайте посмотрим, как объясняется значение слов в толковом словаре:
сито – приспособление для просеивания или прореживания чего – нибудь в виде мелкой сетки, натянутой на обруч;
корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья и других домашних надобностей;
кадушка – небольшая кадка – бочка с прямыми боками и одним днищем;
кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;
блюдо - большая тарелка, круглая или продолговатая, для подачи кшанья.
Молодцы! А теперь скажите, как назван Амовар в тексте?
Каким мы его представляем?
(Самоварище)
А я выписала слова, немного мне непонятные. Прочитайте их.
СЛАЙД 6
За ними из темного бора
Идет – ковыляет Федора
Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты.
Прусаков и пауков я повымету!
- «Ковыляет», объясните мне, это как. Покажите.
А теперь обратимся к словарю:
Ковылять – идти хромая, с трудом, медленно.
Расфуфырили – рассердились.
Прусаки – рыжие тараканы.
4. Выборочное чтение.
Молодцы! А теперь вспомним, как говорит об убегающей посуде. Найдите на стр. 13 строчки про ножи.
«И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
Какой звук повторяется?
Слышите, повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.
Посмотрите на иллюстрацию. Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.
А теперь послушаем, как убегают блюдца (стр. 14)
«А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются.
Что мы слышим, когда произносим в этих строчках «дзынь – дзынь» и повторяем звук [л] ?
Действительно, «дзынь» очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
Напомните мне, какие животные и птицы встречаются в сказке?
(Коза, коты, курица)
Прочитайте, что говорит курица (стр. 17).
«Куд – куда! Куд – куда!
Вы откуда и куда?!
«Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!
Жить вам будет нелегко!»
Мы слышим, как курица...(кудахчет).
Молодцы!
По сюжету
С чего начинается стихотворение?
Прочитайте.
(Посуда убегает от Федоры).
Почему «коза растопырила глаза»?
(Удивилась, испугалась)
Итак, стихотворение начинается с того, как посуда убегает от Федоры. Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари. В какой это части?
(стр.17 – 18, часть 3)
Писатель мог бы сначала сказать о причине бегства, потом описать его. Как вы думаете, почему построил свою сказку иначе, - так, как мы ее прочитали?
(Чтобы было интереснее потом)
Скажите, а какое еще стихотворение Чуковского начинается с необычных действий, объяснение которым автор дает потом?
(«Мойдодыр»:
« Убежало одеяло, улетела простыня,
И подушка, как лягушка ускакала от меня...»)
Чем закончилась сказка?
(Федора исправилась. Посуда вернулась.)
Что говорит самовар в конце сказки?
Почему самовар называет героиню по отчеству «Федора Егоровна!»?
(Простил, уважает, т. к. Федора
исправилась.)
СЛАЙД 7
Найдите и прочитайте отрывок, который может прочитать вот этот человек или еще кто-нибудь, у кого такое настроение:
Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезный смысл).
Чему учит писатель?
(Внимательному отношению друг к другу.
Доброте. Порядку).
Об иллюстрации
Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть?
(Художник)
Посмотрите на стр.13. Какими красками пользуется художник? Почему?
(Серый, коричневый.)
А теперь откройте последнюю иллюстрацию (стр.22). Какие краски и почему использует художник здесь?
(Все блестит, сверкает.
Все в порядке.
Федора моет посуду.
Все нарисовано светлыми красками.)
Сегодня мы тоже станем художниками – иллюстраторами и нарисуем иллюстрацию к сказке. Это и будет вашим домашним заданием.
Кузьмина Елена Анатольевна
Цель урока: создание условий для формирования читательских умений и навыков через погружение в проектную деятельность Задачи урока:- Овладение навыком смыслового чтения текста в соот-ветствии с целью и задачами.
- Освоение приёмов поиска нужной информа-ции.
- Ознакомление с этапами проектной деятельности.
- устанавливать причинно-следственные связи и опре-делять главную мысль произведения;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- при-знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение;
- аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Ход урока
I. Организационный момент Учитель: Сегодня урок литературного чтения мы организуем в виде информационного проекта. Работать будем в группах. Проект в переводе с латинского языка означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создаёт то, чего ещё нет (продукт труда - конечный результат). Проект показывает путь получения конечного результата. Проектная деятельность включает следующие этапы:- Замысел проекта. (Почему? Зачем? и Как?)
- Реализация замысла проекта. (Выполнение запланированных действий.)
- Оценка результатов проекта.
- Узнать в чём заключалось горе Федоры.
- Найти доказательства счастья Федоры.
«А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.»
«И чашки ушли и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре, горе!»
2. Федора сама не любит умываться и посуду не моет. Грязная посуда не желает возвращаться к Федоре.«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём…
А к неряхе-замарахе не воротимся!»
3. Фёдора испытывает чувство голода.«Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл,
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!».
Учитель: Приступаем к решению 2 задачи. (Учащиеся работают в группах, затем поочерёдно все группы высказывают свои предложения.) Счастье Федоры- От Федоры убежала посуда - не беда. Нет грязной посуды - и мыть нечего.
- Федора поняла, что обидела посуду и отправляется на её поиски.
«А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой - ой - ой! Ой - ой - ой!
Воротитеся домой!»
« И видят за ними из тёмного бора
Идёт - ковыляет Федора».
- Федора просит прощения у посуды и умоляет её вернуться домой.
«Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой…»
- Тяжело переживает расставание и посуда. Усталая от непроходимых лесов и болот, она плачет и желает вернуться к Федоре.
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
И зарыдало корыто
«Увы, я разбито, разбито!»
- Посуда прощает Федору и возвращается домой. Федора и посуда счастливы.
«Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
«А метла-то, а метла - весела-
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.»
- Федора нежная и ласковая, с теплом и любовью она заботится о посуде.
«Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она.»
Учитель: Ребята, найдите в тексте слова подходящие к этой пословице: Пошло дело на лад и сам ему рад. Дети:«Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»
IV . Оценка результатов проекта Учитель: Как словом, так и делом. Пошло дело на лад и сам ему рад. Посуда довольна, так как вернулась в тёплое жильё и стала чистой. Федора получила прощение за причинённую обиду и счастливая пьёт чай из самовара. Учитель: Ребята, задачи исследования решены. Давайте сделаем вывод нашего исследования. Как вы понимаете пословицы: Горе тому, кто непорядком живёт в дому. Не бывать бы счастью да несчастье помогло. Дети: Федора была «неряха-замараха» и не мыла посуду. Посуда обиделась и ушла. Горе тому, кто непорядком живёт в дому. Федора исправилась, и посуда вернулась к ней. Не бывать бы счастью да несчастье помогло. Учитель: Вернёмся к цели исследования. Почему не «Федорино счастье», а «Федорино горе»? Дети: Сказка Корнея Ивановича поучительна. Горе Федоры в том, что она не заботилась не только об окружающих её предметах, но и даже о себе. В результате она осталась одинока. Чуковский обращает наше внимание на конец сказки. Он счастливый, потому что Федора поняла, в чём причина её горя. Учитель: Подтвердилась ли гипотеза исследования? Дети: Да, гипотеза исследования подтвердилась: каждому по делам его. V . Домашнее задание: Придумать советы друг для друга, чтобы не повторить судьбу главной героини сказки. Используемая литература:- Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы.// Под редакцией проф. Е. Я. Когана. - Издательство «Учебная литература», 2006;
- Литературное чтение 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова