Конспект день славянской письменности в детском саду. День славянской письменности и культуры в детском саду с презентацией. Старшая группа. Звучит песня «Родная песенка» Ю.Чичкова

Марина Катакова
Конспект занятия «Славянская письменность. Братья Кирилл и Мефодий» (подготовительная группа)

Цель. Познакомить детей с появлением письменности . Рассказать о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии и раскрыть значение их просветительного подвига. Показать главную книгу христиан Евангелие. Рассказать о красоте русского языка. Воспитание у детей уважение к подвижникам, людям науки. Воспитание чувства уважения к своему Отечеству, бережного отношения к родному языку.

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте, дорогие мои, ребята! Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности . Ежегодно 24 мая в России отмечается День . Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация , народ, государство.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им , борцам суровым!

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

А записать и донести до нас «дела давно минувших дней» помогла славянская азбука , которую около двух тысячелетий назад придумали братья Кирилл и Мефодий из далёкого греческого городка Солоники.

2. Слушаем. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. (Показ слайда) . Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Это первые шаги человека к созданию письменности . (Показ слайда) . Надписи делались на камнях, скале, на доске.

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать . И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием . Мефодий был старшим из семи братьев , а младшим был Кирилл (Константин ) . Происходили они из благочестивой славянской семьи , их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Дома два брата говорили на славянском языке , а в школе обучение шло только на греческом. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование.

Мефодий , как и отец, стал военным. Император отправил его в славянское княжество – в Словению. Мефодий не только управлял княжеством, но и встречался с местными жителями, интересовался их обычаями и через некоторое время так овладел языком, что никто бы его не отличил от славян . Вскоре Мефодий отказался от воинской службы, так как император жестоко расправлялся с христианами, а иконы сжигались и выбрасывались в море.

А младшего брата – Константина , военная служба не привлекала. Его с детства привлекали книги. Все книги в школьной библиотеке прочитал юноша. После смерти жестокого императора на престол вступил его сын – Михаил. Ему всего было 2 года, поэтому до его совершеннолетия государством управляла его мать – Феодора. Константин был приглашен ко двору, чтобы быть примером прилежания и любви к наукам Михаила. Михаил в дальнейшем получил от Константина больше пользы чем от лучших профессоров. Константин мог бы стать богатым человеком при дворе, но он стремился не к богатству материальному. Юноша принимает сан священника, становится простым библиотекарем при храме Святой Софии, а потом уходит в монастырь на гору Олимп, где был его брат Мефодий и проводит время в молитве к Богу, занимаясь только книгами. (В монашестве Константину дают имя Кирилл ) .

Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Прошли годы. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам , а для этого нужно было придумать славянские буквы .

Мечта создать славянскую азбуку не покидала Кирилла . Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги , чтобы славянам было что читать . Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий .

Попросив у Бога благословения, стали братья составлять азбуку . Много месяцев трудились они над созданием Азбуки для славян . 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита . Азбуку они придумали, чтобы перевести Евангелие (слово Божие) на славянский язык . И долгое время Евангелие на Руси было первой книгой, по которой дети учились читать.

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки . (Показ слайда) . Название азбуки «Глаголица» происходит от слова глагол, что обозначает «речь» . А «Кириллица » названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу . В кириллице 43 буквы , в последствии эта азбука стала основой русского алфавита. (Показ слайда) .

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте : кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд. Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Современные книги печатают на специальных машинах, в типографиях. Эта книга написана от руки чернилами. Написана очень давно. Тогда люди еще не изобрели машин для печатания книг. Поэтому книгу нужно было заново переписывать.

Много веков прошло, многое изменилось на Руси. На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри, где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли монахами. (Показ слайда) . Грамотных людей тогда было немного, поэтому труд писца был почетным.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Для написания книг использовали пергамент. Его изготавливали из кожи животных. Позже изобрели бумагу и страницы книг стали делать из бумаги. Для переплета использовали тонкие доски, которые обтягивали кожей или дорогими тканями. Писцы старались делать работу очень хорошо, с молитвой, с любовью. Книгу украшали рисунками, красивыми заглавными буквами, причудливыми орнаментами с позолотой и застежками.

Кирилл создал славянскую азбуку , получившую название кириллица . Кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Сначала у себя на родине, а затем в Болгарии Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык книги , открывали училища для славян . Братья обучили местных священнослужителей совершать богослужение по славянски . На Руси стали строиться храмы. Кирилл освещал их . Братья переходили с одного места на другое, научая народ славянскому языку .

Посмотрите по внимательней на эти буквы кириллицы . Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (44 буквы) . Показ слайда.

Буква Аз. Назовите слова, которые начинаются с неё? (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.)

А теперь Буки, вспомните, сколько вкусных слов начинаются с этой буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.)

А теперь назовите их по порядку, что получилось? (Азбука.)

Буква Глаголь, а что она обозначает? Как вы думаете, ребята? (Верно, глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать). В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь» .

Буква Добро. Доброта – лучшая черта характера человека. А что значит быть добрым?

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта о цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Буква Люди.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Мудрая буква Мыслете и приготовила вам загадки. Отгадайте их. Отгадывание загадок :

1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

2. Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (Буквы)

3. Первая книжка для малышей.

Учит - мучит, а научит - радует. (Азбука)

4. Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы? (Мы – славяне )

Буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

Ведь – я начало слова «Русь» .

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им , борцам суровым…

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя : добро, живете, земля, люди, покой.

Звучит колокольный звон.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются .

Все народы, что пишут кириллицей ,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

В Москве установлен памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию . (Показ слайда) Скульптор В. Клыков с неугасимой лампадой : и надписью «Они служили свету Христову» .

В народе так и говорят : «Сначала аз и буки, а потом и науки» . С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.

3. Беседуем.

Чем человек отличается от животного? (Внешними признаками. Человек - существо мыслящее. Главное его отличие от животного заключается в том, что он имеет : язык (речь, историю, культуру, веру в Бога) .

Как мы можем узнать о том, как жили наши предки, какие пели песни, какие события происходили в их жизни? (Из древних книг, надписей и рисунков на стенах пещер) .

На каком языке говорили наши предки?

Кто впервые придумал для них азбуку?

Зачем славянам нужно было изобретать азбуку? (Просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки . Они говорили : разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья , все равны перед Господом и всем нужна грамота).

Что значит слово «славяне » ? (русичи, русские) .

Как называется первая азбука? (Кириллицей ) .

А почему она так называется? (По имени Кирилла , одного из создателей) .

Что значит слово «славяне » ? (русичи, русские) .

На каких языках были написаны святые книги?

Почему славяне не могли ими пользоваться?

Чего ждали славяне от иноземных учителей?

Каждый ли мог составить славянскую азбуку ?

Что для этого требовалось? (Быть умным, грамотным, поэтому Кирилл и Мефодий , греки по происхождению, и знали славянский язык .)

Как называлась первая азбука? (Кириллица ) .

Почему этот алфавит назвали кириллица ? (по имени одного создателя) .

Сколько было букв в этом алфавите? (43 буквы, каждая из которых имела свое сложное название) .

Сколько сейчас букв в нашем алфавите? (33буквы) .

Алфавит мы изучаем по русской азбуке. Как произошло слово «азбука» ? (Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки : А (аз) и Б (буки) : АЗБУКА : АЗ + БУКИ).

Чем писали в старину? (гусиными перьями, очень редко лебедиными и каждую букву очень тщательно вырисовывали, всю работу приходилось делать вручную, а не как сейчас – на станках и машинах).

Назовите древнюю форму книг, написанные на папирусе? (свиток) .

В какой стране изобрели бумагу? (Китай) .

Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы - бересту) .

На чём ещё писали раньше? (Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой).

Можно ли труд Кирилла и Мефодия назвать подвигом , геройством? (Люди оценили это также как и вы. Этих людей причислили к лику Святых.

В чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия ?

Когда наша страна празднует День славянской письменности и культуры ? (24 мая) . В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

Кого прославляют в этот день ? (Кирилла и Мефодия ) .

Почему их помнят до сих пор? (Они создали славянскую азбуку ) .

– Для чего использовались эти книги (Для чтения, и для ведения церковной службы) .

– Зачем им потребовались хорошие скорописцы?

– Много ли было книг в те времена? Можно ли сейчас все книги перевести с одного языка на другой и переписать их вручную за шесть месяцев?

Как называлось орудие письма в старину . (Перо)

4. Обобщаем. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Братья эти взялись за трудное, но великое дело – создание славянского алфавита создателя . Святые, равно апостольские Кирилл и Мефодий как ученики Христа – апостолы несли свет людям. Наш народ всегда будет помнить своих учителей, великих мудрецов. Благодаря трудам святых равноапостольных Мефодия и Кирилла славяне услышали благую весть о Христе на своём родном языке.

Кирилла и Мефодия люди помнят и почитают. Каждый год 24 мая в нашей стране и в других странах люди отмечают День славянской письменности и культуры . Добрые дела народ всегда помнит. Русский язык, на котором мы с вами говорим, очень красивый. Русских писателей и поэтов знает и любит весь мир. Умные, красивые русские люди говорят красивым русским языком, дурные люди, употребляют плохие слова. Вы маленькие, чистые и красивые дети, говорите только красивые слова, берегите свой родной красивый русский язык!

5. Играем. Игра «Доскажи пословицу» :

Ум хорошо, а два (лучше) .

Ум без книги, как птица без (крыльев) .

Что написано пером, не вырубишь (топором) .

Грамоте учиться всегда (пригодится) .

Век живи – век (учись) .

Повторенье – мать (ученья) .

Ученье свет - а не ученье (тьма)

Ищешь трудность, находишь (мудрость) .

Мудрость есть царица неба и (земли) .

Кто хочет много знать, тому мало надо (спать) .

Идти в науку – терпеть (муку) .

Божьей волей свет стоит, наукой люди (живут) .

Без муки нет и (науки) .

Ничего не мыслить – век (киснуть) .

6. Творим, рисуем, радуемся. Задание детям : создать свою буквицу, попробуем примерить на себя роль писцов. Вы сейчас будете работать, как братья Кирилл и Мефодий .

Ваша задача украсить буквицу с помощью штриховки, можете использовать различными вариантами штриховки. Каждый из вас получит букву. Вы должны будете раскрасить свою букву и нарисовать картинку и назвать слово, которое начинается с этой буквы.

7. Прощалочка. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Буквы учит нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то , что они подарили нам славянскую азбуку .

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти !

Пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит !

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Гринько Алла Васильевна
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №5 "Солнышко"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-08 Проект “Неделя славянской письменности и культуры” Гринько Алла Васильевна МКДОУ детский сад №5 "Солнышко" Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории

Проект “Неделя славянской письменности и культуры”

Пояснительная записка

Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.

Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю.

Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Актуальность работы состоит в том, что знание родной культуры, ее истоков, факторов, влияющих на нее, необходимы каждому образованному человеку. Кроме того, знание культуры необходимо для формирования полноценной личности, расширения кругозора, формирования уважительного отношения к другим культурным формам.

Культура любого народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Основой любой культуры является письменность. Трудно представить нашу культуру без “Слова о полку Игореве”, Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого. Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости.

Паспорт проекта

1. Гринько Алла Васильевна

2. Участники проекта: воспитатели, дети группы «Непоседы», родители

3. Области программы: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие

4. Тип проекта: познавательный, краткосрочный

5. Актуальность проекта:

6. Цель проекта: прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

7. Задачи проекта:

· дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

· познакомить со старославянским алфавитом;

· формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

· формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

План мероприятий по реализации проекта

«Неделя славянской письменности и культуры»

в старшей группе «Непоседы»

МКДОУ детского сада №5 «Солнышко» г. Новопавловска

Цель: Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории.

Тема: «Открытие недели славянской письменности и культуры»

1. Рассказ воспитателя о предстоящем празднике, чтение сказок, пословиц.

Цель : расширять кругозор, познакомит ь с истоками русской письменности.

2. Показ презентации «Виртуальная экскурсия в историю книгоиздания на Руси».

Цель: формировать у детей представление о роли книги в жизни человека, истории создания книги, книгопечатания.

3. Оформление тематической книжной выставки в группе: совместное творчество воспитатели – дети – родители.

Цель: приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, воспитывать патриотические качества, любовь к Родине, развивать интерес к книге и ее истории.

1. Работа в книжном уголке:

· знакомство с выставкой «Воскресла в сказках старина»,

· рассматривание книг (оформление, тематика, назначение, направленность),

· чтение сказок

Цель: вызвать интерес к выставке, к книгам с необычными буквами.

Проблемная ситуация: что было бы, если бы все книги исчезли?

2. Занятие

Цель: знакомство с именами равноапостольных Кирилл и Мефодий, первыми письменными источниками, толкованием букв и их написанием.

1. Посещение выставки в районной детской библиотеке им. Романько «Аз, Буки, Веди»

Цель: познакомить детей с великим трудом Кирилла и Мефодия, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги , вызвать у детей желание научиться читать.

2. Нарисовать и украсить букву.

Цель: формировать и развить у детей творческие и индивидуальные способности, расширять знания в области истории и духовно-нравственной культуры.

3. Изготовление рукописных книг – самоделок (совместное творчество детей и родителей, детей и педагогов);

Цель: закрепить представления детей о разнообразии содержания книг, в них представлено богатство всей картины мира: мир животных и людей, мир вещей, мир живой и неживой природы. Развивать навыки ручного труда, учить бережному отношению к книге.

1. «Истоки письменности» встреча со священником православного Храма Владимирской иконы Божьей Матери (совместно с воспитанниками воскресной школы)

2. Чтение «Как церковный грамотей в старину учил детей»

Цель: познакомить детей с нравами и обычаями на Руси, дать знания о том, кто в старину обучал детей грамоте.

3. «Звени и пой, златая Русь!» выступление фольклорного ансамбля «Станичники» пол руководством Ковальчук И.Ф.

Цель: воспитывать любовь к народному фольклору, вызвать интерес, желание исполнить народные песни.

4. Конкурс рисунков «Люблю тебя, моя Россия»

Цель: приобщать детей к истории России, сохранять и передавать культурный и исторический опыт.

1. «Путешествие азбуки по России»

Цель: воспитание социально активной личности, патриотизма и гражданственности у детей.

2. Подведение итогов недели « Славянской письменности и культуры»

Мероприятия с родителями:

Наглядная информация: папка – передвижка «День славянской письменности и культуры»

Консультация «Испокон века книга растит человека»

Результат реализации проекта:

· Дети познакомятся с древним русским алфавитом, с его создателями;

· Повысится интерес к русской истории; желание узнать как можно больше о возникновении книги.

Рассказ воспитателя о «День славянской письменности и культуры»

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

Кирилл и Мефодий – просветители славян, создатели славянской азбуки.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии,Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

В нашем городе, как и по всей России, День памяти святителей Кирилла и Мефодия церковно-государственный праздник – День славянской культуры и письменности

«Путешествие азбуки по России»

организационно- образовательная деятельность

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

Программное содержание:

Воспитание социально активной личности, патриотизма и гражданственности у детей.

Расширение исторических знаний и представлений у дошкольников. Развивать у детей фантазию, творчество, воображение и умение выбирать изобразительный материал.

Материал демонстрационный:

репродукция иконы святых равноапостальных Кирилла и Мефодия;

листы с изображением букв славянской азбуки;

шапочки-ободки со славянскими буквицами;

кроссворд с ключевым словом – Родина,

аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова.

Материал изобразительной деятельности: белая бумага на каждого ребёнка, набор цветной бумаги, картон цветной, простые карандаши, цветные карандаши обычные, краски гуашь и акварель, пластилин, доска для лепки, стек, ножницы, клей, клеёнка, кисточки: тонкая, средняя и щетинистая, баночки с водой, салфетки для рисования и аппликации.

Ход занятия.

Воспитатель. Как называется страна, в которой мы живём?

Дети. Россия.

Воспитатель. Назовите, одним словом, что изображено на мольберте?

Дети. Государственные символы нашей страны.

Воспитатель. Что вы видите на этом мольберте?

Дети. Кроссворд.

Воспитатель. Этот кроссворд поможет нам узнать, как вы знаете символы Российской Федерации?

1. Гдавный символ – эмблема любого государства. (Герб).

2. Какая птица изображена на гербе? (Орёл).

3. Отчий кров любого гражданина нашей страны? (Дом) .

4. Главная торжественная песня любого государства. (Гимн).

5. Люди, проживающие в какой либо стране? (Народ).

6. Государственный символ из ткани. (Флаг).

Воспитатель. Прочитайте ключевое слово, которое получилось в красных клеточках.

Дети. Родина.

Воспитатель. Кто из вас знает стихотворение о Родине?

Ребёнок .

Здесь теплое поле наполнено рожью.

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водой святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

(Синявский)

Воспитатель. Из чего состоит ключевое слово?

Дети. Слово состоит из букв.

Воспитатель. Известно ли вам, ребята, что было время, когда славянские народы, к которым относимся и мы Русские, не знали грамоты, букв. Не могли читать и писать? У них не было даже азбуки, букв, которыми можно было пользоваться при письме. Тех, кто придумал азбуку для славян, называют учителями славян. Потому что эти люди, составившие азбуку, много потрудились для того, чтобы целые славянские народы научились читать и писать.

Святые, которых называют просветителями славян, были родными братьями. Вот они изображены на иконе. Их имена Кирилл и Мефодий. 24 мая отмечается праздник славянской культуры и письменности, в день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Братья Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, положили начало славянской книжной культуре и просвещению народов. Кирилл и Мефодий старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке нетрудно было их писать. Этими буквами были написаны слова многих мудрых книг. Как создателя письменности, святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках

Посмотрите на буквы славянской азбуки. Вот какие красивые эти буквы! Каждая буква в славянской письменности особенная. Буквы отражают дух народа: мудрость, силу и красоту. Глубокий смысл заложен уже в названии каждой славянской буквы.

Воспитатель . Ребята, слышите, к нам кто-то спешит?

Звучит музыка аудиозапись песни «Мы едим, едем, едем, в далёкие края» муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова. В группу входят дети, заранее подготовленные воспитателем на голове которых одеты картонные шапочки-ободки (на каждой шапочке написана одна из буквиц славянской азбуки).

Эти буквы славянского алфавита путешествуют по нашей стране. Давайте послушаем, что они нам расскажут.

Буква «Аз» . Здравствуйте я буква Аз. Я азбуке начало. По имени первой буквы азбуки начало грамоты (да и начала любого дела) назывались «азами». В старину говорили: «С познания азов начинается мудрость».

Буква «Буки» . А меня зовут буква Буки. В народе говорят: Сначала аз да буки, потом науки».

Буква «Рцы» . Здравствуйте, я буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

ведь я начало слова «Русь».

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут плясать ребята,

Значит, будет жить она.

Исполняется хоровод «Во поле береза стояла».

Буква «Веди» . Моё имя – буква Веди. Я всё знаю, всё ведаю.

Буква «Глаголь» . Здравствуйте! Я буква Глаголь. Глаголить – значить «говорить», «молвить». Существует поговорка: «Слово молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Воспитатель . Значит, чтобы сказать, надо сначала подумать. Сейчас наши ребята подумают и назовут пословицы о грамоте и учёбе.

Дети .

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Азбука – к мудрости ступенька.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Красна птица пером, а человек умом.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Век живи – век учись.

Воспитатель. Буква «Глаголь» учит нас быть мудрыми, владеть своим словом.

Буква «Добро» . Добрый день! Меня зовут Добро.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети!

Воспитатель . Про добро тоже много пословиц сложил русский народ.

Дети (поочерёдно называют пословицы о добре).

Час в добре пробудешь – всё горе забудешь.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, обеляй добром.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Добро не лихо – ходит в мире тихо.

Воспитатель . А вот ещё буква – «Люди»

Буква «Люди» . Здравствуйте, дети! Я – буква «Люди».

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите!

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты просто обязан друзьям подарить.

Все буквы:

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Под музыку песни «Мы едем, едем, едем, в далёкие края» буквы уходят.

Воспитатель. Буквы отправились в далёкое путешествие по нашей стране. Мы сегодня с вами изобразим это путешествие. Пофантазируйте, на чем могут путешествовать буквы по нашей стране. Подумайте, каким материалом изобразительным вы будете выполнять свою работу. Кто придумал сюжет, знает каким материалом, будет выполнять свою работу, может приступать к заданию.

Дети самостоятельно берут материал и приступают к практической деятельности.

В конце развлечения все работы выставляются на выставке, и каждый ребёнок рассказывает, на чем путешествуют буквы на его изображение и каким изобразительным материалом он пользовался.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Праздник славянской письменности и культуры.

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: воспитывать люб овь к Родине , чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

- по знаком и т ь со старославянским алфавитом;

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

миру;

Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал и останавливаются лицом к гостям. Воспитатели в народных костюмах заходят в зал и останавливаются за детьми.

Воспитатель1 По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Воспитатель2 Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Воспитатель1 Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Воспитатель2 Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит колокольный звон.

Реб. Русоволосые, сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, славяне

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Реб. Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Реб. Мы чтим берёзы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Маши, Юли, Тани

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Звучит песня «Родная песенка» Ю.Чичкова.

Звучит колокольный звон. Мальчики садятся на места.

Девочки перестраиваются в центре зала парами.

Хоровод с платочками «Берёзы» И. Матвиенко

Выходит воспитатель со свитком в руках.

Воспитатель1

Гой вы, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать да письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Долго речь они русскую слушали, а потом её стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.

Раскрывает свиток, показывает азбуку.

Звучит хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Воспитатель2 Как называется эта азбука?

Дети (хором) Кириллица!

Воспитатель2 А почему она так названа?

Дети В честь Кирилла, её создателя.

Воспитатель2 Посмотрите повнимательней на эти буквы.

Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Воспитатель1 Каждая буква в древней славянской азбуке была

Особенной. Она имело своё имя. Послушайте, как звучит

старинная азбука: аз, буки, веди, глагол…

Названия букв напоминали людям об их жизни:

«добро», «люди», «земля», «покой» и т.д.

Пусть эти старинные буквы оживут с помощью нашей

волшебной азбуки.

Звучит отрывок хора «Славься» М.И. Глинки.

Дети берут буквы и прячутся за волшебной книгой.

Выходит ребёнок с буквой.

Реб. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая это буква? Верно, меня

зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Дети перечисляют.

Выходит ребенок с буквой.

Реб. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут БУКИ.

Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.

Дети перечисляют.

А теперь назовите нас по порядку. Что получилось?

Дети АЗБУКА.

Воспитатель2 Получилось слово « Азбука». Вам, дорогие буквы, выпала

большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так

говорят: « Сначала «аз», «буки», а потом все науки». С познания

азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит

ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Представьтесь, пожалуйста!

Реб. Меня зовут «Веди»! Я всё знаю, про всё ведаю.

Отгадайте мою загадку:

– Смотри, уж в золотой багряный лес

Скользнул луч солнца золотой с небес.

И на земле ковёр лежит златой.

Когда лес одевается в наряд цветной?

Дети Осенью!

Хоровод «Здравствуй, осень!» Т.Попатенко

Воспитатель1 А мы продолжим знакомство со славянской азбукой.

Звучит фрагмент хора «Славься» М.И.Глинки.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь». Глаголить, значит

Говорить. Но прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать.

В народе говорили: « Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за

словечко, да не выкупишь». Я предлагаю провести конкурс чтецов.

Свободные стихи.

Воспитатель2 Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Добрый день, дети! Меня зовут буква «Добро».

Не дразните собак, не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.

И тогда воробьи песенкой разбудят,

А царапать и кусать вас никто не будет.

Хор рук «Музыкальный момент» Ф. Шуберт.

Воспитатель1 Из «Азбуки» к нам идёт новая гостья!

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Люди»!

Люди, вы в ладу живёте?

Ласку и любовь несёте?

Лягушонок – да и тот

Без любви не проживёт!

Песня «Лягушонок» Протасовой – исполняют солисты.

Воспитатель 2 Знакомьтесь, к нам идёт новая буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, меня зовут «Мыслите». О моей мудрости знают с

давних пор.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки:

Шить, варить и рисовать,

Песни петь и танцевать.

Танец «Ну и до свидания» И.Штраус

Воспитатель 1 Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них

Буква рычащая.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы»!

Недаром я собой горжусь,

Ведь я начало слова «Русь».

Танец «Сударушка» р.н.м.

Воспитатель 2 Очень дети игры любят,

Поиграем с вами в бубен.

Игра «Бубен».

(поют) Бубен, бубен долгий нос!

По чём в городе овёс?

Две копейки с пятаком.

Ехал Ваня с колпаком.

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил,

Бубен бегать научил.

Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками!

Воспитатель 1 Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Частушки.

Мы частушки пропоём

И в весёлый пляс пойдём!

Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат.

Ты куда, Ванюша, едешь,

Ведь телега без колёс?

А Ванюша отвечает:

«Заготавливать овёс!»

А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком

Думала, подружки.

Мы, ребята, шутку любим,

Шутка делу не вредит.

Гармонист ни на минутку

Без работы не сидит.

Научилась я работать,

Научилась я плясать.

А ещё я научилась

Громко песни распевать.

Рассыпься горох

С грядки на грядку.

Раздайся, народ,

Я пойду вприсядку.

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу,

Пусть завидует народ.

Песни весело поются,

Гости за столом сидят.

А хозяева трясутся

Неужели всё съедят?

Ох, кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Если делать нечего.

Воспитатель 2 Спасибо, буквы, вы учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую азбуку. 44 сестрицы – буквы смотрят на нас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет уже другая история. А теперь, ребята, встречайте современную азбуку.

Звучит «Величальная».

Двое детей заносят плакат с изображением современного алфавита.

Реб. Буква к букве – будет слово.

Лексическая тема: «Славянская письменность».
Цель : Рассказать детям о появление письменности. Показать детям старинные вещи, и рассказать об их предназначении. Рассказать про наших предков, и познакомить с их бытом.
демонстрационный материал: старинная книга, муляж русской печи, прялка, углевой утюг, сундук, демонстрационные картинки.
раздаточный материал: картинки с изображением букв,гусиные перья.
Ход занятия.
Дети входят под музыку в зал и становятся полукругом.
Организационный момент.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
. - Ребята, давайте пожелаем доброе утро нашими гостями и друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Основная часть
- Я вам тоже раздам картинки для хорошего настроения. Посмотрите, что на них нарисовано? А что изображено на другой стороне? (Буквы ). -
- А подумайте, что это за буквы? У каждого своя буква? (Это первая буква моего имени ).
- Зачем нужны буквы?
Ответы детей. (Благодаря тому, что существуют буквы, мы можем читать и писать, а также общаться друг с другом на расстоянии, написать письмо, узнать что-то новое из газеты,или что-то интересное из книги.)
-А хотите узнать, как появились буквы?
- Тогда сейчас мы с вами отправимся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны. И узнаем, как появились буквы. Но сначала ответьте на вопросы.
- Как называется наша страна, где мы живем? (ответы детей)[
- А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски - назвали Россия.
- Россия – это наша Родина. Что такое Родина? ( Родина – это место, где мы родились и живем. Родина родная как мать и отец. Родина у каждого человека одна .)
- Каждый человек должен помнить, откуда он родом, кто его предки.
Упражнение «подберите родственные слова» к слову Родина. (Род, родился, Родина, родословная, родственники, родная ).
Своей статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
ответы детей (Мы славяне!)
-Да мы славяне! И русские, и украинцы, и еще многие страны назывались славянами. Близка у нас культура, обычаи, письменность. Много лет назад Россия называлась иначе.
- Как называлась наша страна в древности? ( Русь ), Да. А населяли ее наши далекие предки.
- Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. )
- Ребята, для того, чтобы нам перенестись в прошлое я принесла вам старинную книгу. Она волшебная и поможет нам оказаться в прошлом. Я ее открою, а вы закройте глазки и повторите волшебные слова (звучит музыка)
Покружитесь, повертитесь
В прошлое перенеситесь.
- Ребята, вот мы и оказались в прошлом времени.
Посмотрите вокруг, как много тут старинных вещей.

Дети рассматривают старинные вещи, в рассказывают об их предназначении.
Что вы тут видите?(печку, ) В каждой избе обязательно была печка.
- Для чего славянам нужна была печь?(Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Печь была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.)
- А что еще здесь находится?(Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.)
- Какие вещи здесь есть еще?(Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли, или разогревали на печи. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в самые насоящие силовые упражнения ).
- В каждом доме был сундук, чем больше сундуков, тем считалось, что семья богаче. Давайте поближе познакомимся с сундуком (предлагаю детям потрогать сундук).
- Попробуйте описать мне его. В случае затруднения задаются наводящие вопросы:
- Из чего сделан сундук? (из дерева )
- Что есть у сундука? (крышка, стенки, дно, замок, ручки )
- Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки. (Дети пытаются, но не получается)
- Какой сундук? (тяжелый )
- Ребята, посмотрите, крышка прикрепляется железными петлями.
- Как вы думаете, для чего нужна крышка у сундука? (вещи не будут пылиться, не будет видно одежды и т.п. )
- Как вы думаете, а для чего нужен сундук в избе? . В сундуке на дне лежали вещи, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами.
Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.
Показ картинки «Быт славян».
- Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и играть. Свою традицию русский народ из поколения в поколение. Давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру.
Игра «Золотые ворота».
Но одно огорчало славян – они не могли писать и читать. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(Демонстрация наскальных рисунков на картинке)
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(Демонстрация наскальных символов-букв на картинке)
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность
1.По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Показ картинки (Кирилл и Мефодий)
Двум братьям Кириллу и Мефодию, которые славились своей ученостью, знали много языков, было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Они работали с раннего утра, и до ночи, когда уж рябило в глазах от усталости. И вот наконец – то дело было завершено. Появилась азбука, в честь одного из братьев – Кирилла она получила название– Кириллица.
Показ Кириллицы
Проговаривание хором слово: Кириллица
Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В честь их в Москве поставили памятник
Показ памятника на картинке.
-Какие вы знаете пословицы про письменность?
УМ без книги, как птица без крыльев..
-О чем говорит эта пословица?
Золото добывают из земли, а знания из книги.
-Объясните мне смысл этой пословицы?
Хорошую книгу читать не в тягость.
-Что нам говорит эта пословица?
Я предлагаю вам еще поиграть в одну русскую народную игру,
которая называется «платочек».
Игра «Платочек».
Вы под музыку будете передавать платочек и танцевать, как только музыка остановится, тот у кого в руках окажется платочек говорит скороговорку.
Дети присаживаются на стульчики.
Показ славянского алфавита
- Каждая буква обозначала целое слово. З- земля, л-люди. Ит.д
Сейчас наша азбука проста и удобна.
- Давайте сейчас сядем за столы и обведем буквы нашего алфавита. Ребята в древней Руси славяни писали гусиными перьями. Они окунали кончик пера в ченила и писали, и мы с вами тоже будем писать перышками. (Звучит музыка).
- Какие буквы вы обводили?
- Составьте из него слово?
- Прочитайте это слово? (алфавит)
- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку и буквы, которые учат нас. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем вкруг и повторим волшебные слова, а я закрою мою волшебную книгу.
Покружитесь, повертитесь
В настоящее перенеситесь.
Итог.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Теперь вы знаете откуда появились буквы?
- Кто создал славянский алфавит?
- Что вам больше всего понравилось?
- Я тоже приготовила вам подарки, а какие вы угадаете, если ответите на мой вопрос, чем мы сейчас пишем.
Давайте скажем нашим гостям досвидания,
Спасибо за внимание.

Воспитатель 1. По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Воспитатель 2. Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных равноапостальных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Воспитатель 1. Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Воспитатель 2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей. Дети:
1. 1. Русоволосые, сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
2. 2. Своею статью все пригожие,
Все родные и все похожие,
Зовемся ныне россияне,
Издревле кто мы?
Мы – славяне! (хором)
3. 3. Мы чтим березы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Маши, Юли, Тани,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
Песня «Родина».
Воспитатель 1. Гой, вы славные наши гостьюшки, разлюбезные милые детушки, расскажу я Вам о Святой Руси, о далеких временах, Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы! Умели они пахать, да косить, дома-терема рубить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать. В это же время жили-были два брата: ох и мудрые были. Старший – Мефодий, а младший – Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Дети:
1. 1. В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
2. 2. Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Воспитатель 2. Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди». (показать картинки букв).
Мальчик Ваня разглядывает старославянские буквы, любуется ими:
— О какие буквы дивные!
Красивые, видимо, старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
Под музыку вбегают буквы (у детей короны с буквами кириллицы).
Ваня удивленно: — Вы кто?
Буквы:
1. Я – буква ижица,
2. Я – фита,
3. Я – кси,
4. Я – пси,
5. Я – ять.
Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной,
Но наш алфавит стал иной.
Мне очень жаль и скорбно весьма,
Что из нашего исчезли вы письма.
Буквы:
1. Что значит исчезли?
Что мы не важны?
А старые вещи вам не нужны?
2. Керосиновая лампа тоже старье,
Но ты же не выбросил её.
Ваня: — Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.
Буквы:
3. 1. Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
4. Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить.
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
И светом грамоты наш путь освещал.
5. 2. Мы в старинных книгах живем,
И не только видом красивы,
Православный дух храним,
На страже церкви нашей будем.
Воспитатель 1. Священное писание Библия – это книги Ветхого и Нового завета. В них указано, как жить, что значит православным христианином быть.
Уходят.
Песня «Бог любит всех людей».
Дети:
1. 1. В России, в Африке и в Англии.
Читают с радостью Евангелие.
Что лучше книжки нет на свете –
Об этом знать должны все дети.

А тем, кто любит слово Божье,

Господь всегда во всем поможет.

Разболелась голова!

Вместо «булка» — вышло «бука»,

Вместо «Мурка» — вышло «мука».

Вот мученье так мученье!

Не дается мне ученье.

Я не плачу, я креплюсь,

Часто Господу молюсь.

Песня «Положи свой камень».

1. 1. Богоматерь! Пречистая Дева!

Ты учила младенца Христа,

Вдохнови нас на доброе дело –

Звуки букв нам пошли на уста.

2. 2. Просвети, Богоматерь, народы,

У которых и книг ещё нет,

Дай им веру, любовь и свободу,

И ученья христианского свет.

3. 3. (Молитва «Богородице, Дево, ра­дуй­cя»)

Богородице, Дево, ра­дуй­cя, Благодатная Ма­рие, Господь с Тобою: благословенна Ты в же­нах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»

Воспитатель 2. Русь талантами богата.

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит будет жить она.

Песня «Весна».

Загадки: Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга).

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где пройдется –

Там след остается (карандаш).

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей (алфавит).

Черные, красивые, от рожденья все немые.

Станут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)

Песня «Веснянка»

Воспитатель 1. А теперь встречайте современную азбуку (Двое ребят выносят плакат с алфавитом).

1. 1. Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

3. 3. Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,



Вверх