Князь андрей при аустерлице нравственный выбор. Путь нравственных исканий князя андрея болконского. Духовные искания Андрея Болконского

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого "Война и мир", то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе крутятся вокруг личности Наполеона Бонапарта. Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказывают о нем различные забавные истории и представляют его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, поэтому салонные разговоры его безумно раздражают. Для него Наполеон - исключительная личность. Князь Андрей боится его гения, который может "оказаться сильнее всей храбрости русских войск", и вместе с тем страшится "позора для своего героя". Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что "вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе".

Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: "Да, я ничего, ничего не знал до сих пор". И когда к нему подходит Наполеон - сам Наполеон Бонапарт, его недавний кумир, - который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: "Вот прекрасная смерть!", для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.

Преодоление "наполеоновского" идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает "при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Он пугает Пьера Безухова своими мрачными мыслями, вызванными именно отсутствием этого смысла. Князь Андрей больше не хочет служить в армии: "После Аустерлица!.. Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду". Он не одобряет идеи Пьера об освобождении крестьян, считая, что им это не пойдет на пользу.

Перестав жить ради славы, князь Андрей пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. Настроение князя Андрея остро ощущается в тот момент, когда по пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот "не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца". Болконский как бы старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: "Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!" Этот момент как будто является наивысшей, критической точкой душевных терзаний князя Андрея. Но судьба снова преподносит ему сюрприз - маленький эпизод, который в корне меняет всю его жизнь. Это - первая встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Даже не столько встреча, сколько просто подслушанный разговор ее с подругой, легкое прикосновение к ее внутреннему миру. Это способствовало тому, что "в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни". Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб, который накануне произвел на него такое мрачное впечатление. Болконский не сразу узнал его: "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца". В тот момент князь Андрей понял, что жизнь не кончена, и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. У него возникла острая потребность в том, чтобы принять деятельное участие в жизни. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Он познакомился со Сперанским в тот момент, когда слава последнего достигла апогея. Это был своего рода "двойник" Наполеона - не только по силе оказываемого впечатления, но даже по внешности и чертам характера. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира, несмотря на все восхищение, которое вызывал у него Сперанский. Таким образом, князь Андрей окончательно преодолел влияние личности Наполеона.

Когда началась война 1812 года, Болконский как будто забыл о том, что не желает больше служить в русской армии.

Он отправился на войну на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего народа. В нем не осталось и тени прежнего высокомерия, он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его "наш князь". После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. В сюжете романа их встреча не менее важна, чем встреча Болконского с Наполеоном на Аустерлицком поле, так как это звенья одной цепи - духовного обновления героя, постигающего смысл жизни. В походном госпитале Анатолю режут раздробленную ногу, а Болконского в это время терзает не столько физическая, сколько духовная рана. Контраст, возникающий из сопоставления телесного и духовного, очень точно характеризует и Анатоля, и князя Андрея. Анатоль, по сути дела, уже мертв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспоминания "из мира детского, чистого и любовного". В этот момент в его сознании соединились переживания ребенка и умирающего человека. И в таком соединении Болконский ощутил идеальное состояние души. Это было мгновение. Но в это мгновение напряжением физических и духовных сил герой собрал воедино все лучшие качества своей натуры. Он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу "естественной" жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход "туда" так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской битвы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русского народа перекликаются друг с другом. "Мысль народная" таким образом органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Каратаевым. Перед смертью князь Андрей приходит именно к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли. Однако Толстому ближе те герои, для которых эта философия естественна, то есть она живет в них сама по себе и они даже не задумываются об этом. Такова, например, Наташа, живущая по принципу: "Живешь и живи".

Внутреннее единение Болконского и Каратаева подчеркнуто характерным совпадением отношений окружающих к смерти того и другого. Пьер воспринял смерть Каратаева как должное, естественное событие, и точно так же Наташа и княжна Марья отнеслись к смерти князя Андрея. Аристократ, дворянин, князь Болконский уходил из жизни точно так же, как мужик Платон Каратаев. Это была огромная нравственная победа князя Андрея, ибо он объективно, по Толстому, приблизился к вере, носителями которой были Платон Каратаев и тысячи, миллионы русских людей. Пьер Безухов сравнивает Болконского и Каратаева как двух одинаково любимых им людей, которые "оба жили и оба умерли". Это рассуждение для Пьера исполнено глубокого смысла. Болконский и Каратаев - дети великой матери-природы. Их жизнь и смерть - закономерное звено природы, которая дала им жизнь и в лоно которой они, как и тысячи им подобных, должны были вернуться. что совершенно недоступно Николаю, хотя тот старше и опытнее: "За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен". Объяснить, логически доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. И сердце всегда ей подсказывает верно. Интересно, что Наташг, в отличие от Сони, вовсе не стремится принести себя ксму-то в жертву, она даже не ставит перед собой цели помогать людям, делать их счастливыми.

Она просто живет и своей чуткостью, пониманием так или иначе помогает всем, кто ее окружает. Наташа дарит людям тепло своей души, заражает той неуемной жаждой жизни, которая переполняет ее саму. Примеров тому очень много. Когда Николай вернулся домой после проигрыша в карты, Наташа "мгновенно заметила состояние своего брата... но ей самой было так весело в ту минуту... что она... нарочно обманула себя" и продолжала петь. И все-таки, сама того не зная, Наташа пела для брата и этим помогала ему. Слушая ее пение, Николай понял: "Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все это вздор... а вот оно настоящее..."

Князь Андрей ехал к графу Ростову в Отрадное "невеселым и озабоченным", думая о том, что любовь и счастье - это "глупый, бессмысленный обман". Сама мысль о возрождении к новой жизни, любви, деятельности была неприятна ему. Однако когда он увидел "странно-тоненькую", черноглазую девушку, с веселым смехом бегущую прочь от его коляски, его задело то, что эта девушка "не знала и знать не хотела про его существование".

Ночной разговор Наташи с Соней, случайно подслушанный князем Андреем, так подействовал на него, что "в душе его вдруг поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни". Только Наташа могла вызывать у людей такие чувства, только она могла заставить их мечтать "улететь в небо", как мечтала она сама.

Княжна Марья - другая. Выросшая в деревне, воспитанная суровым, а подчас и жестоким отцом, она не знала тех радостей жизни, которыми сполна наслаждалась Наташа. Для старого князя Болконского существовало "только две добродетели: деятельность и ум". Главным условием деятельности он считал порядок, и этот "порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности". У княжны Марьи не было матери, к которой она могла бы прибежать ночью поболтать и поцеловать "в душку", как это делала Наташа. Был отец, которого она, конечно, любила, но так боялась, что даже "красные пятна переливались по ее лицу". Когда читаешь о том, как она занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защитить ее от самодура-отца. Становится понятно, почему "у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала... и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу". Она переписывается с Жюли Карагиной, искренне веря в то, что это - ее друг. Ничего удивительного нет в том, что умная, тонкая княжна Марья верит в дружбу фальшивой и недалекой Жюли. Ведь у нее больше нет друзей, и отчасти она придумала себе подругу. Их письма похожи только на первый взгляд, но они как день и ночь: искусственные и надуманные страдания Жюли не имеют ничего общего с совершенно искренними, светлыми и чистыми мыслями княжны Марьи. Лишенная всякой радости, одинокая, запертая в деревне с глупой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, княжна Марья старается утешить бедную, страдающую Жюли. Сама же она находит утешение только в религии. Вера княжны Марьи вызывает уважение, потому что для нее это - прежде всего требовательность к себе. Она готова простить слабости всем, но только не себе. Толстой любит княжну и, видимо, потому беспощаден к ней. Он проводит ее через многие испытания, как будто для того, чтобы проверить, выдержит ли она, не потеряет ли своей искренности и душевной чистоты. Но княжна Марья, которая кажется такой слабой и беззащитной, на самом деле настолько сильна духом, что выдерживает все тяготы, ниспосланные ей судьбой.

ПРОЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА I КУРСЕ «ПУТЬ ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО»

Цель: проследить путь идейных исканий князя Андрея Болконского, составить схему опорных положений.

Задачи:

1. Проанализировать период жизни князя Андрея с момента разрыва с Наташей до его смерти;

2. Отметить роль лирического отступления автора в передаче духовных переживаний лирического героя – отрывок наизусть Ч III, гл. 1, том 2.

II. Построение схемы.

1. Стремясь вырваться из заколдованного круга светской жизни, князь Андрей мечтает о личной славе в воинском подвиге.

2-4 Участие в Шенграбенском сражении (18050, несправедливая оценка подвига батареи капитана Тушина высшим военным начальством, подвиг самого князя Андрея на поле Аустерлица и тяжелое ранение – все это приводит его к разочарованию в своих мечтах о славе.

4-7. Он пытается обрести смысл жизни – в гражданской деятельности (работа в комиссии Сперанского), однако разговор с Аракчеевым и собственные наблюдения убеждают его, что и на этом поприще нет высокой гражданской цели.

Пересказ – анализ. Том 3, ч I, гл. 8.

1. Что приводит князя Андрея на войну 1812 года?

Князь Андрей считает необходимым вызвать Анатоля Курагина на дуэль, не подав к ней нового повода, чтобы не компрометировать Наташу. Едут в армию в надежде встретить там Курагина и, подав повод к дуэли, вызвать его.

2. Каково настроение князя Андрея в армии? В чем проявляется его единение с народом? Том 3, ч 2, гл. 24, 25.

Ч II, гл. 24 Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

Ему ясно представляются три главных горя его жизни: его любовь к женщине, смерть отца и французская нашествие, захватившее половину России. Он живо представлял отсутствие себя в этой жизни. Возможность смерти показалась ему чем – то страшным и угрожающим.

Ч II, 25. Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

Князя Андрея солдаты и офицеры полка называют ласково «наш князь». Андрей уверен, что успех зависит ни от распоряжения штабов, ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Он зависит от чувства, которое есть в каждом солдате. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Поэтому князь Андрей служит не в штабе, а в полку вместе с солдатами и офицерами, т.к. все будет зависеть именно от них. Уверен, что если бы не было великодушия на войне, не было бы и войны, война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Надо понимать это и не играть в войну.

3. В следствие чего происходит примирение князя Андрея с жизнью, людьми и самим собой? Ч II, гл. 36-37.

Ч II, гл. 36. Полк князя Андрея в резерве. Понятие князя Андрея.

В двух шагах от Андрея упало ядро, он понял, что это смерть и новым завистливым взглядом посмотрел вокруг. «Я не хочу умирать, я люблю жизнь». Осколком разорвавшейся гранаты его ранило в живот.

Ч II, гл. 37. Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненных. Примирение князя Андрея с людьми.

Князь Андрей встречает раненого, которому только что отрезали ногу. В нем он узнает Анатоля. Он вспомнил все, что было между ним и Курагиным, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой его учила княжна Марья – теперь были доступны его пониманию.

11-12. Только на Бородинском поле он, наконец, понимает, что смысл бытия – в единении с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины.

Смертельное ранение приводит его к идее смирения и всепрощения.

12 – 15. Есть основания полагать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из тех, кто в 1825 году вышел бы на Сенатскую площадь в Петербурге.

Опорные положения темы:

«Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».


III. Чтение отрывка наизусть

(том 2, ч III, гл. 1.) Том 1, ч 3, гл. 1-2; Том 2, ч 2, гл. 1-5, 10; ч 3, гл. 7-11; ч 5, гл. 1; ч 4, гл. 12-12, 15-20.

IV. Домашнее задание.

Том 3, ч 3, гл. 8 -11, 27-29, 34; Том 4, ч 1, гл. 9-13, ч. 2, гл. 11-14, ч 3, гл. 12-15

Образ Пьера Безухова.

Том 1, ч III, гл. 1-2 (женитьбы на Элен)

Том 2, ч II, гл. 1-5 (встреча с Баздеевым масонство)

гл. 10 (поездка по имениям)

ч III, гл. 7 – 11 (во главе масонства, сомнения, дневник)

ч IV, гл. 1

Том 3, ч I, гл. 19 (предназначение из Апокалипсиса)

ч III, гл. 8 – 11 (по дороге в Можайск)

гл. 27-29 (в оставленной Москве)

гл. 34 (спасение ребенка на пожаре, пленение)

Том 4, ч I, гл. 9-13 (плен, встреча с Платоном Каратаевым)

ч II, гл. 11 -14 (плен)

ч III, гл. 12-15 (каратаевщина)

ч IV, гл. 12 – 13 (свобода, болезнь, в Орле)

15 – 20 (Пьер – Наташа).

План-конспект учебного занятия по литературе.

Тема. «Нравственные искания Андрея Болконского».

Цель: на основе анализа текста показать трагический, противоречивый, полный сомнений, поисков и страстного стремления к правде и добру путь Андрея Болконского.

Задачи: научить студентов анализировать текст художественного произведения, выбирать материал по теме;

развить навык вдумчивого прочтения текста произведения;

воспитать чувство патриотизма.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из самых масштабных художественных произведений, охватывающего огромный и важный период жизни России 19 века. В романе-эпопее более 500 персонажей: одни из них вымышленные, другие - реальные исторические лица. Но мы остановимся на одном образе - образе Андрея Болконского. Это не только один из любимых персонажей Л. Н. Толстого, но и человек, чью жизнь мы можем проследить на страницах романа. Наша задача: анализируя главы «Войны и мира», пройти дорогой жизни Андрея Болконского, посмотреть, как меняются его взгляды на жизнь, проследить эволюцию нравственных исканий смысла жизни Андрея Болконского. Всё это найдёт отражение в схеме, которую мы составим в течение урока.

3.Комментированное чтение и беседа.

1. Важной характеристикой любого героя является его портрет и речь. Именно онипозволяют автору раскрыть отношение АндреяБолконского к светскому обществу, кблизким ему людям, умение князя Андрея понимать истинную сущность людей.

Чтение отрывка из романа Т 1,ч. 1,гл. 3; Т 1, ч 1 гл5; Т 1 .ч. ] ,гл.6

- какие эмоции вызывает у князя Андрея высшее общество?

2. Семья Болконских.
Сообщение учащегося.

Первый раз мы сталкиваемся с семьёй Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых горах ожидают приезда князя Андрея с женою. Каждый в этой семье чем-то особенный.

Князь Николай Андреевич Болконский привлекает и Толстого и читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он ещё в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требовал выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то написанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками...». «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея настоятельная требовательность общаться с отцом, ум которого он ценит, аналитическими способностями которого он не перестаёт удивляться: «Как мог этот старый человек, сидя иного лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.» Гордый и непреклонный, князь просит сына: «записки...государю передать после...моей смерти» А для Академии он подготовил премию тому, кто напишет историю «суворовских войн».

Николай Андреевич сердцем видит переживания сына и помогает ему в трудном разговоре обоставляемой жене и будущем ребёнке.

И назначенный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи - это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувства сына: «Был сын, которого жалко было отдавать девчонке».

Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.

Его можно назвать деспотом, наблюдая, как он обращается с дочерью, но это объясняется его фразой: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности - порядок . Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов, мыслей... Он понимает, как богат духовный мир его детей. Во многом Андрей Болконский повторяет жизнь своего отца, заставляя старого князя гордиться своим сыном.

- какие черты характера прививает старый князь своим детям и особенно сыну?

3. Сначала князь Андрей стремиться найти смысл и содержание жизни в военной деятельности, славе и героическом подвиге:

A. служба в армии. Т.1,ч.1,гл.5

- для чего идёт на войну князь Андрей?

Андрей Болконский уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный» круг «гостиных. сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться своего Тулона, в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе - таково было первоначальное представление князя Андрея о природе подвига.

Б. Резкий разговор с Жерковым о долге и чести русского офицера.

Т 1,ч.2, гл.3

- почему князь Андрей был возмущён поступком Жеркова?

«Мы - или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху или печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела».

B. Отношение к князю Андрею окружающих.

Т 1, ч.2. гл.З

- почему люди так по-разному реагировали на князя Андрея?
Г. Мечты князя Андрея о славе и подвиге.

Т 1,ч 2. гл 12; Т 1,ч. 3, гл. 12

- какие мечты будоражат князя Андрея? Для чего он хочет совершить подвиг?

Сообщение учащегося.

Найдя кумира в Наполеоне, князь Андрей обособляет себя от других людей. Fгo мечта о славе героя соответствует духу русской культуры того времени, когда герой мыслит себя непременно на пьедестале.

Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом», то есть каждый должен стремиться достичь в своём деле совершенства. Князь Андрей хочет выдвинуться в жизни, чтобы проявить свои силы, да и о почестях тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он симпатичен читателю, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.

Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. Когда человек мужает, находит своё призвание, всё суетное отступает. Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте.

Подвиг, совершённый под Аустерлицем князем Андреем - его звёздный час. Сбылась его мечта, как когда-то Наполеон на Тулонском мосту, князь Андрей со знаменем в руках повёл за собой солдат. Это. конечно, славный подвиг, достойный родовой чести Болконских, чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность, самый тип подвига. Ведь и Наполеон обладает безусловной личной храбростью, и он способен пойти впереди войска. Эта внутренняя сущность подвига Болконского и является причиною того, что этот подвиг не поэтизируется в романе. Это, конечно, никак нельзя понимать как осуждение воинской доблести Андрея Болконского. Нет, его подвиг вносит ещё один штрих в его портрет рыцаря, безупречного солдата, настоящего человека с высокими и строгими категориями жизни, возвышающегося над всей окружающей его оправой высокопоставленных карьеристов.

4. Храбрость и мужество, проявленные князем Андреем в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

Т 1. ч. 2, гл. 20, 21

Показ отрывка из фильма Бондарчука «Война и мир»

    почему совершённый подвиг принёс князю Андрею разочарование?

    какие выводы о подвиге и о героях он делает?

Сообщение учащегося.

Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Со спокойным мужеством находится он на самых опасных участках боя. Но встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете. Тушин, которому обязаны успехом дня не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознаграждённым. Он ещё не отказался от своего представления о подвиге, но всё пережитое за день заставило его задуматься.

Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произошёл па Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнулись в ходе военных действий с реальной действительностью и бытом войны.

Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. С ощущением великого разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на поле боя раненый князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом». Правда, ранение принесло князю Андрею не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового с мысла жизни. Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нём новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И в этом образе неба, который сопровождает князя в романе Толстого, являясь как бы его лейтмотивом, есть величие, идеальность, есть бесконечность стремления, и есть отрешённость, холодность. Небо - абсолютное, вечное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Но они должны быть прямо даны в явлениях жизни, не скрыты за относительным и случайным. Жизнь не должна быть запутана, она должна являть совпадение, торжество, слитность закона и формы, идеала и реальности - таково к ней требование князя Андрея. Навсегда не переходим для него разрыв - совершенство и несовершенство действительного, «небо» и земная реальность отношений людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв - трагическая тема образа Андрея Болконского.

Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей.

Писатель воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько то впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает.

Картина природы включается во внутренний монолог князя Андрея: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал...,не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнан его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба.» В этих мыслях князя Андрея отражён общий итог -ощущение разочарования в жизни в результате осознания своих ошибок. Гак по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это нечто - естественная жизнь природы и человека. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни, раскрывшихся перед ним «бесконечных и светлых горизонтов». Этот символ проходит через всю его жизнь.

5. Настроение князя Андрея в период глубокого душевного кризиса.

Вернувшись домой, князь Андрей застаёт свою жену при смерти. В её лице было отражено страдание и немой укор мужу: почему ты покинул меня в тот момент, когда больше всего нужен?

Разочарование в службе в армии, смерть жены ввергают князя Андрея в глубокий душевный кризис. Всё своё время он решил посвятить воспитанию сына и усовершенствованию хозяйства.

Т 2.ч.3. гл 1

- чем занимается князь Андрей дома?

Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа -таков итог служения в армии.

Дальнейшие события - появление ребёнка, смерть жены - потрясли князя Андрея. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и своих близких -то единственное, что ему остаётся.

Когда князь Андрей, странно размягчённый, вернулся домой, с непривычно ласковыми словами, готовый к миру, па него обрушилось горе - смерть жены. И то, что он чувствовал себя виноватым перед ней, усугубило его кризис, заставило замкнуться, уйти в себя. Переживания сделали его скептиком. Пьера, навестившего его к Богучарове, поразил его «потухший мёртвый взгляд». «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызений совести и болезни). - вот вся моя мудрость теперь». - говорит князь Андрей Пьеру. В споре князя Андрея с Пьером звучит одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование в то время - это идеал материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое тяжесть труда и тяжесть жизни.

6. Постепенное пробуждение героя от нравственного кризиса.

Показ отрывка из кинофильма Бондарчука «Война и мир»

    что помогло князю Андрею справиться с душевным кризисом?

    как он решил реализовать свои возможности?

Сообщение учащегося.

Толстой показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером и разговор с ним на пароме. В пылу спора с другом Болконский говорит несправедливые слова, высказывает крайние суждения. Но для себя он делает правильный вывод. «Надо жить, надо любить, надо верить» - эти слова Пьера глубоко запали в душу князя Андрея. Ожил его потухший взгляд и стал «лучистым, детским, нежным». Именно сейчас «в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел, лёжа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе... Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». первое, что он сделал для людей, - преобразования в деревне, облегчившие участь его крестьян.

Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, её цель. Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы.

У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу. Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо», которое открывается им почти всегда в момент кризисов, на переломах в жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти своё место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость - радость природы». Писатель говорит о природе, одухотворяя её, наделяя человеческими чертами. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а руки и пальцы, старые болячки. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым и презрительным уродом», который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша»...

Жизненные силы, которые возродил дуб, проснулись и в душе Болконского. Он остро ощущает радость бытия, видит возможность приносить пользу людям, возможность счастья и любви. И он решает: «.. .надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь...чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе.»

7. Выдающийся ум, широкий кругозор государственного деятеля. Отпечаток трудового
воспитания, данного отцом. Стремление к полезной общественной деятельности. Участие в законодательной деятельности М.М.Сперанского и разочарование в ней.

Т 2,ч.З, гл.18

- почему князь Андрей разочаровался в государственной службе?

Снова возникают честолюбивые мечты. Князь Андрей намерен принять участие в преобразованиях, которые в то время замышлялись в высших сферах.

В петербургский период жизни Болконского Толстой рисует реальных исторических деятелей, с которыми князь Андрей сталкивается, - это Аракчеев и Сперанский. Князь Андрей занимался составлением новых военных проектов и был начальником отделения комиссии составления законов, работая над отделом «права лиц», но он вскоре увидел, что эта работа праздная. Начав общественную работу увлечённо, разочаровался в своей общественной деятельности, потому что не видел её глубокого смысла. Разочаровался князь Андрей и в самом Сперанском. Страстное желание «найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился», привлекло его к этому деятелю, но потом он увидел, что тот вовсе не соответствует его идеалу. Только та деятельность удовлетворяет героя, в которой он найдёт совмещение интересов для себя и для других... А пока он ошибается, вечно борется, потому что «спокойствие -душевная подлость». В его поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная грань «настоящей жизни» по Толстому.

8. Взаимоотношения Андрея Болконского и Наташи Ростовой.

Т2, ч.З.гл 16, 19, 22

- что привлекло искушённого в общении князя Андрея в Наташе Ростовой?

Сообщение учащегося.

Обаяние любви создаёт её нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе её поэтичность, её полнота жизни, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Её пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделён для меня на две половины: одна - она, и там всё счастье, надежда, свет; Другая половина – всё, где её нет, там всё уныло и темнота...» и Наташины: «...но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьёзности их чувств.

Любовь занимает в жизни Андрея Болконского важное место, помогая понять и полюбить жизнь, найти своё место в ней . Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчётов, глубоко и искренне. Перед князем Андреем открылась «жизнь, вся жизнь со всеми её радостями». Ему кажется, что в любви он нашёл подлинное счастье.

Почему же герой не нашёл своё счастье? Во-первых, мир разрушает война, она не даёт возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героя к внутреннему кризису потому, что у Андрея Болконского нет внутреннего единения с народом, у него свои цели, направленные на себя.

Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же даёт почувствовать читателю, что они не предназначены друг для друга, что простое счастье не для Болконского. Счастье оказалось кратковременным, и. чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Ему кажется теперь, «как будто тот бесконечный, удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним, вдруг превратился в низкий определенный, давивший его свод, в котором всё было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Жизнь представляется ему жестокой, ненужной, нелепой.

9. Разрыв князя Андрея со светским обществом и сближение с народом в период
Отечественной войны 1812 года.

Т 3, ч. 2. гл. 5, 25

    за что солдаты любили своего командира?

    как меняется отношение к войне князя Андрея?

Сообщение учащегося.

Поворотным окажется в жизни Андрея Болконского 1812 год. Во время Отечественной войны князь почувствует и поймёт законность существования интересов других людей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в войне, которые, как он считает, определяют не численность войска и его расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом солдате. Так изменяется представления Андрея Болконского о движущих силах истории.

События 1812 года явились наиболее знаменательной эпохой в жизни Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита родины от врага становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Он уже не стремится попасть в высшие сферы, где, как он думал раньше, решаются судьбы родины, и остаётся среди простых и самых нужных на войне людей - солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе больше не волнуют его.

Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их простой и естественной жизнью - вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. В разговоре его с Пьером накануне Бородинского сражения особенно отчётливо ощущается единство помыслов Болконского и сражающегося народа. Выражая своё отношение к событиям, он говорит: «И так же думает Тимохин и вся Армия». Жизнь князя Андрея завершается его единением с пародом, с теми, кто борется за родную землю.

10. Душевное состояние князя Андрея после ранения под Бородином.

Показ отрывка из кинофильма Бондарчука «Война и мир»: ранение и смерть

    почему князь Андрей не смог избежать ранения?

    как близкая смерть изменила героя?

Толстой - художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть князя Андрея -событие само по себе потрясающее - описано просто и безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, пи одного художественно не оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры. Для князя Андрея смерть - новый, завершающий этап духовного развития. Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким людям: «Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо».

Смерть - таинство. И писатель надевает покров молчания на это событие.

11. Андрей Болконский - лучший представитель передовой части дворянского общества начала 19 века.

В эпилоге романа много места уделено Николеньке Болконскому, в котором продолжает жить жаждущая правды душа его отца. Это обаятельный образ ребёнка, полного светлых мечтаний, страстно стремящегося к правде и добру. Знакомясь с Николенькой, мы словно опять встречаемся с князем Андреем, с тем лучшим, что было в нём и что унаследовано его сыном.

Так, заканчивая «Войну и мир», писатель возвращается к образу Андрея Болконского, как бы приобщая его к той деятельности, которая ждёт его сына. «Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» - мечтает Николенька.

4. Подведение итогов.

Жизненный путь Андрея Болконского свидетельствует о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Любовно рисуя близких ему героев, Толстой обнажает их внутреннюю жизнь, диалектику их души, так как писателя прежде всего интересует путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу. На страницах романа постоянно звучит внутренний монолог, то есть воспроизводится поток сокровенных мыслей и чувств героя, чаще всего противоречивых и всегда сложных.

Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в этом непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Жизненный путь их - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.

Итак, подводя итоги нашей работы, посмотрим, какой была дорога жизни Андреи Болконского:

Презрение к обществу ______армия_______Шенграбенское сражение_____Аустерлиц, ранение_____Лысые Горы, кризис_____поездка в Отрадное, преодоление_______Петербкрг, служба у Сперанского________знакомство с

Наташей_______разрыв отношений_______армия________ранение________смерть

5. Домашнее задание.

Подготовить презентацию по теме «Жизненный путь Андрея Болконского»

Одна из презентаций прилагается

На страницах романа Льва Николаевича Толстого решаются вечные и сложнейшие вопросы, волнующие человека: жизнь и смерть, патриотизм и эгоизм, поиск истины, смысла жизни. Ответы на эти вопросы и пытается найти один из главных героев романа Льва Николаевича – Андрей Болконский. Он находится в постоянном поиске смысла жизни, и вместе с тем переживает абсолютное изменение мировоззрения. Первое знакомство с князем Андреем не вызывает особой симпатии, ибо его лицо "с определенными и сухими чертами" выражает скуку и недовольство. Толстой объясняет нам это тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно".
В 1805 году Андрей Болконский покидает надоевшее ему светское общество и уезжает на войну. В погоне за славой, за мечтой о подвиге, за любовью людей он оказывается под небом Аустерлица, истекающий кровью. Именно в этот момент он понимает, какими мелочными и суетливыми были его желания. Даже Наполеон, его герой и кумир, кажется теперь Болконскому маленьким и ничтожным. Он понимает, что разочаровался в славе, и мечтает о тихой семейной жизни.
Вернувшись домой, Андрей Болконский узнает о кончине своей жены Лизы. Это был очередной удар для него, ведь он так и не успел загладить свою вину перед ней. Теперь Андрей пытается жить простой жизнью, заботясь о сыне. Но все равно находится в состоянии депрессии и неверии в возможность счастья. С приездом Пьера происходят перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. Окончательный переворот в душе Андрея происходит после поездки к Ростовым в Отрадное. Во время поездки Болконский видит старый дуб. Дуб этот “не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. Он как бы видит в этом корявом дубе себя, и соглашается с ним: «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!». Но по приезду в Отрадное князь Андрей меняет свои представления о жизни, ведь он встречает там Наташу Ростову. Все у него внутри переворачивается, и на следующий день он едет домой уже более оживленным. Проезжая мимо того самого старого дуба он не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». В этот момент Андрей понял, что жизнь его не кончена, а лишь только начинается, что жить нужно не только для себя, но и не забывать об окружающих.
С Наташей Болконский связывает свое счастье жизни. После их танца на балу Андрей Болконский влюбляется в эту удивительную девушку. Но им не суждено быть вместе, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Они любят, но не понимают, не знают друг друга. Для Наташи главное это любить и быть любимой, жить каждым мгновением. Андрей же способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы. Происходит катастрофа: неутоленное любовное желание Наташи выплескивается на пошлого соблазнителя – Анатоля Курагина. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. Наташа же после всего этого считает себя недостойной такого идеального человека, как Андрей. Теперь Болконский живет мечтой отомстить Анатолю за порушенное счастье.
Встреча с Курагиным происходит во время Бородинского сражения: смертельно раненный Болконский видит его на соседнем операционном столе и прощает его. Судьба дарит ему последнюю встречу с Наташей. Он и её прощает. И, наверное, можно сказать, что Андрей Болконский умер счастливым.
В романе Льва Николаевича Толстого мы прослеживаем духовный рост Андрея Болконского. Толстой считает, что только путем страданий и ошибок человек может прийти к счастью. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство.


Текст сочинения:

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого Война и мир, то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолюҭное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе круҭятся вокруг личностр Наполеона Бонапарта. Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказываюҭ о нем различные забавные истории и представляюҭ его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, лирикому салонные разговоры его безумно раздражаюҭ. Для него Наполеон исключительная личность. Князь Андрей боиҭся его гения, который может оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем страшиҭся позора для своего героя. Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находиҭся в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе. Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говориҭ себе: Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. И когда к нему подходиҭ Наполеон сам Наполеон Бонапарҭ, его недавний кумир, который, приняв его за убитого, произносиҭ напыщенную фразу: Вот прекрасная смерть!, для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эҭи минуҭы. Преодоление наполеоновского идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает "при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Он пугает Пьера Безухова своими мрачными мыслями, вызванными именно отсуҭствием этого смысла. Князь Андрей больше не хочет служить в армии: После Аустерлица!.. Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. Он не одобряет идеи Пьера об освобождении крестьян, считая, что им это не пойдет на пользу. Перестав жить ради славы, князь Андрей пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. Настроение князя Андрея остро ощущается в тот моменҭ, когда по пуҭи в Отрадное он видиҭ огромный старый дуб. Дуб этот не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. Болконский как бы старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман! Этот моменҭ как будто является наивысшей, криҭической точкой душевных терзаний князя Андрея. Но судьба снова преподносиҭ ему сюрприз маленький эпизод, который в корне меняет всю его жизнь. Это первая встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Даже не столько встреча, сколько просто подслушанный разговор ее с подругой, легкое прикосновение к ее внутреннему миру. Это способствовало тому, что в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни. Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб, который накануне произвел на него такое мрачное впечатление. Болконский не сразу узнал его: Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. В тот моменҭ князь Андрей понял, что жизнь не кончена, и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. У него возникла острая потребность в том, чтобы принять деятельное участие в жизни. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Он познакомился со Сперанским в тот моменҭ, когда слава последнего достигла апогея. Это был своего рода двойник Наполеона не только по силе оказываемого впечатления, но даже по внешности и чертам характера. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира, несмотря на все восхищение, которое вызывал у него Сперанский. Таким образом, князь Андрей окончательно преодолел влияние личности Наполеона. Когда началась война 1812 года, Болконский как будто забыл о том, что не желает больше служить в русской армии. Он отправился на войну на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего народа. В нем не осталось и тени прежнего высокомерия, он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его наш князь. После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. В сюжете романа их встреча не менее важна, чем встреча Болконского с Наполеоном на Аустерлицком поле, так как это звенья одной цепи духовного обновления героя, постигающего смысл жизни. В походном госпитале Ана-толю режуҭ раздробленную ногу, а Болконского в это время терзает не столько физическая, сколько духовная рана. Контраст, возникающий из сопоставления телесного и духовного, очень точно характеризует и Анатоля, и князя Андрея. Анатоль, по суҭи дела, уже мерҭв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспоминания из мира детского, чистого и любовного. В этот моменҭ в его сознании соединились переживания ребенка и умирающего человека. И в таком соединении Болконский ощуҭил идеальное состояние души. Это было мгновение. Но в это мгновение напряжением физических и духовных сил герой собрал воедино все лучшие качества своей натуры. Он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощуҭил в себе с необыкновенной ясностью силу естественной жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее эҭим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход ҭуда так же естествен, как приход человека из небыҭия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской биҭвы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русского народа перекликаюҭся друг с другом. Мысль народная таким образом органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Каратаевым. Перед смертью князь Андрей приходиҭ именно к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князюАндрею это понимание жизни и смерҭи не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли. Однако Толстому ближе те герои, для которых эта философия естественна, то есть она живет в них сама по себе и они даже не задумываюҭся об этом. Такова, например, Наташа, живущая по принципу: Живешь и живи. Внутреннее единение Болконского и Каратаева подчеркнуто характерным совпадением отношений окружающих к смерҭи того и другого. Пьер воспринял смерть Каратаева как должное, естественное собыҭие, и точно так же Наташа и княжна Марья отнеслись к смерҭи князя Андрея. Аристократ, дворянин, князь Болконский уходил из жизни точно так же, как мужик Платон Каратаев. Это была огромная нравственная победа князя Андрея, ибо он объективно, по Толстому, приблизился к вере, носителями которой были Платон Каратаев и ҭысячи, миллионы русских людей. Пьер Безухов сравнивает Болконского и Каратаева как двух одинаково любимых им людей, которые оба жили и оба умерли. Это рассуждение для Пьера исполнено глубокого смысла. Болконский и Каратаев дети великой матери-природы. Их жизнь и смерть закономерное звено природы, которая дала им жизнь и в лоно которой они, как и ҭысячи им подобных, должны были вернуться. что совершенно недоступно Николаю, хотя тот старше и опыҭнее: За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безухо-вым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен. Объяснить, логически доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. И сердце всегда ей подсказывает верно. Интересно, что Наташг, в отличие от Сони, вовсе не стремиҭся принести себя ксму-то в жерҭву, она даже не ставиҭ перед собой цели помогать людям, делать их счастливыми. Она просто живет и своей чуҭкостью, пониманием так или иначе помогает всем, кто ее окружает. Наташа дариҭ людям тепло своей души, заражает той неуемной жаждой жизни, которая переполняет ее саму. Примеров тому очень много. Когда Николай вернулся домой после проигрыша в карҭы, Наташа мгновенно заметила состояние своего брата... но ей самой было так весело в ҭу минуҭу... что она... нарочно обманула себя и продолжала петь.
И все-таки, сама того не зная, Наташа пела для брата и эҭим помогала ему. Слушая ее пение, Николай понял: Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь все это вздор... а вот оно настоящее... Князь Андрей ехал к графу Ростову в Отрадное невеселым и озабоченным, думая о том, что любовь и счастье это глупый, бессмысленный обман. Сама мысль о возрождении к новой жизни, любви, деятельности была неприятна ему. Однако когда он увидел странно-тоненькую, черноглазую девушку, с веселым смехом бегущую прочь от его коляски, его задело то, что эта девушка не знала и знать не хотела про его существование. Ночной разговор Наташи с Соней, случайно подслушанный князем Андреем, так подействовал на него, что в душе его вдруг поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни. Только Наташа могла вызывать у людей такие чувства, только она могла заставить их мечтать улететь в небо, как мечтала она сама. Княжна Марья другая. Выросшая в деревне, воспитанная суровым, а подчас и жестоким отцом, она не знала тех радостей жизни, которыми сполна наслаждалась Наташа. Для старого князя Болконского существовало только две добродетели: деятельность и ум. Главным условием деятельности он считал порядок, и этот порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. У княжны Марьи не было матери, к которой она могла бы прибежать ночью поболтать и поцеловать в душку, как это делала Наташа. Был отец, которого она, конечно, любила, но так боялась, что даже красные пятна переливались по ее лицу. Когда читаешь о том, как она занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защиҭить ее от самодура-отца. Становиҭся понятно, почему у княжны муҭилось в глазах, она ничего не видела, не слышала... и только думала о том, как бы ей уйҭи поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу. Она переписывается с Жюли Карагиной, искренне веря в то, что это ее друг. Ничего удивительного нет в том, что умная, тонкая княжна Марья вериҭ в дружбу фальшивой и недалекой Жюли. Ведь у нее больше нет друзей, и отчасти она придумала себе подругу. Их письма похожи только на первый взгляд, но они как день и ночь: искусственные и надуманные страдания Жюли не имеюҭ ничего общего с совершенно искренними, светлыми и чистыми мыслями княжны Марьи. Лишенная всякой радости, одинокая, запертая в деревне с глупой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, княжна Марья старается утешить бедную, страдающую Жюли. Сама же она находиҭ утешение только в религии. Вера княжны Марьи вызывает уважение, потому что для нее это прежде всего требовательность к себе. Она готова простить слабости всем, но только не себе. Толстой любиҭ княжну и, видимо, потому беспощаден к ней. Он проводиҭ ее через многие испытания, как будто для того, чтобы проверить, выдержиҭ ли она, не потеряет ли своей искренности и душевной чистоты. Но княжна Марья, которая кажется такой слабой и беззащиҭной, на самом деле настолько сильна духом, что выдерживает все ҭяготы, ниспосланные ей судьбой.

Права на сочинение "Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого Война и мир)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на



Вверх