Какие подлые поступки совершил швабрин. Характеристика героя Швабрин, Капитанская дочка, Пушкин. Образ персонажа Швабрин. Литературно-критические замечания о «Капитанской дочке»

  • Предательство Родины позорно и не знает прощения
  • Предатель – трусливый человек, подстраивающийся под сложившуюся ситуацию путем уступок
  • Человека, бросившего невинную девушку, любящую его до безумия, можно назвать предателем
  • Можно предать не человека, а собственные убеждения и моральные принципы
  • Предательство своей страны – тяжкое преступление
  • Человек, предавший самого себя, не может быть счастлив

Аргументы

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Алексей Швабрин, один из защитников Белогорской крепости, оказывается трусом и предателем. При первой же возможности он переходит на сторону самозванца Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь. Швабрин готов убивать тех, кого еще совсем недавно мог считать друзьями и союзниками. Полностью противоположен ему Петр Гринев, человек чести с незыблемыми моральными принципами. Даже под угрозой смерти он не соглашается признать в Пугачеве государя, потому что верен Родине и воинскому долгу. Сложные жизненные обстоятельства позволяют увидеть главные черты характера героев: Швабрин оказывается предателем, а Петр Гринев сохраняет верность своей стране.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Любовь Тараса Бульбы и других казаков к родной земле заслуживает уважения. Воины готовы отдать жизни, защищая Родину. Предательство в рядах казаков недопустимо. Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказывается предателем: он переходит на сторону врага, потому что любовь к полячке для него выше любви к отцу и родной стране. Тарас Бульба убивает Андрия, несмотря на то, что это все-таки его сын. Для Тараса верность Родине гораздо важнее любви к сыну, он не может пережить и простить предательства.

Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”. Любовь к Эрасту становится для Лизы трагичной. Сначала юноша видит в Лизе свое будущее, но после того, как девушка отдается ему, чувства начинают остывать. Эраст проигрывает деньги в карты. Ему не остается ничего, кроме женитьбы на богатой вдове. Эраст предает Лизу: он говорит ей, что уходит на войну. И когда обман раскрывается, он пытается откупиться деньгами от несчастной девушки. Лиза не выдерживает предательства Эраста. Она думает, что ей лучше умереть, и бросается в пруд. Предателя ждет наказание: вечно он будет себя корить за смерть Лизы.

М. Шолохов “Судьба человека”. Предатель Крыжнев ради спасения собственной жизни готов выдать немцам своих сослуживцев. Он говорит, что ему “своя рубашка к телу ближе”, а значит, можно пожертвовать жизнью остальных ради своего благополучия. Андрей Соколов решается задушить предателя и тем самым спасти несколько жизней. Герой исполняет свой воинский долг, не испытывая стыда и жалости, потому что предатель Крыжнев заслуживает такой позорной смерти. Предательство всегда недопустимо, но во время войны оно является ужасным преступлением.

Джордж Оруэлл “Скотный двор”. Конь Боец трудился на благо Скотного двора изо всех сил, с каждой неудачей обещая “работать еще упорнее”. Его вклад в жизнь фермы трудно переоценить. Однако когда произошло несчастье, Наполеон, глава Скотного двора, просто решил пустить его на мясо, сказав всем животным, что отправляет Бойца на лечение. Это настоящее предательство: Наполеон отвернулся от того, кто был так предан ему, кто сделал все для Скотного двора.

Джордж Оруэлл “1984”. Джулия и Уинстон понимают, что являются мыслепреступниками, а значит, в любой момент могут быть пойманы. Уинстон говорит, что если их раскроют, предательством будет потеря чувств, а не признание в содеянном. В итоге их ловят, но не убивают и не судят, а заставляют научиться мыслить по-другому. Уинстон предает Джулию: когда к нему подносят клетку с крысами, куда хотят поместить его лицо, герой просит отдать крысам Джулию. Это и есть настоящее предательство, ведь если человек говорит что-то, он этого хочет. Уинстон и правда хотел, чтобы на его месте оказалась Джулия. Позже она признается, что тоже предала Уинстона. Героев сложно судить, ведь невозможно представить, что пришлось им вынести, прежде чем они пошли на предательство.

Является разжалованный офицер Швабрин Алексей Иваныч, как его представила Гриневу капитанша.

Пушкин дает портрет Швабрина одной строкой: «Офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым», — так описывает автор его внешность. Но гораздо важнее оказываются его внутренние качества.

Он умен, образован, но для него честь и порядочность – забытые понятия. Этот человек не достоин носить звание русского офицера.

Швабрин понятия не имеет, что значит любить. Поэтому , несмотря на недостаток женихов, не прельстилась на его ухаживания и отказалась выйти замуж. Она в глубине души почувствовала его глубокую непорядочность. И чем Швабрин отплатил за ее отказ? Он старался всячески опорочить ее в глазах других. Причем делал это «за глаза» когда ни супруги Мироновы, ни сама Мария слышать его не могли. И не важно, какими он руководствовался мотивами – желанием отомстить за отказ, или отгородить от Маши потенциальных женихов, сам факт подобного очернения девушки говорит о низости швабринской души. Впрочем, этот человек хулил не только Машу. Он, как баба деревенская, сплетничал о капитанше и других обитателях крепости, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Следующий эпизод, раскрывающий образ Швабрина не с лучшей стороны – это ссора с и последующая . Петр Андреевич написал песенку. По сути это было легкое, стихотворное баловство, которым он захотел по молодости лет похвалиться перед Швабриным. Более опытный отставной офицер высмеял молодого поэта и в очередной раз оклеветал Машу, упрекнув ее в продажности. Юноша, успевший за время службы в крепости поближе познакомиться с дочерью капитана Миронова, вспылил и обозвал Швабрина лжецом и мерзавцем. На что Швабрин потребовал сатисфакции. Перед испытанным дуэлянтом стоял мальчишка, и Швабрин был уверен, что легко разделается с ним. Он прекрасно знал, что дуэли среди дворян были запрещены, но мало беспокоился об этом, был уверен, что с помощью обмана и клеветы легко выкрутится из ситуации. Будь перед ним опытный боец и фехтовальщик, вероятно Швабрин проглотил бы обиду, и отомстил бы исподтишка. Что, впрочем, он, впоследствии все равно сделает.

Но уроки французского гувернера, как оказалось, не прошли для Гринева даром, и «мальчишка» вполне прилично владел шпагой. Рана, которую Швабрин нанес Гриневу, была причинена в тот момент, когда Савельич окликнул своего хозяина, и тем самым отвлек его. Швабрин подло воспользовался моментом.

Пока Петр Андреевич лежал в горячке, противник настрочил анонимку его отцу, в тайной надежде, что старый воин подключит все свои связи и переведет любимое чадо из крепости.

Что ты видим в этом эпизоде с дуэлью, донос, клевета, удар, нанесенный, когда соперник отвернулся. Все эти черты присущи людям с низкой душой. Сюда можно добавить неверие в Бога. На Руси христианство, вера всегда было оплотом морали и нравственности.

Всю свою низость в полной мере Швабрин проявил во время захвата крепости разбойниками. В лице этого солдата, читатель не видит храброго воина. Он один из первых офицеров присягнул . Пользуясь своей «властью» и вседозволенностью, а также беззащитностью Маши, пытался склонить ее к женитьбе. Но Маша ему была не нужна. Он просто бесился от того, что она его отвергла, а с Гриневым мило беседовала перед обедами, любила всей душой. Его целью было стремление разрушить счастье Гринева и Маши, возобладать той, которая его отвергла. В сердце Швабрина нет места любви. В нем живут предательство, ненависть, доносительство.

Когда Швабрина арестуют за связь с Пугачевым, он оклеветал и Гринева, хотя знал прекрасно, что молодой человек не присягал разбойнику, и не был его тайным агентом.

Гриневу грозила Сибирь, и только мужество Маши, которая не побоялась поехать в Петербург к императрице, спасли молодого человека от каторги. Негодяй же понес заслуженное наказание.

Делая краткую характеристику образа Швабрина, следует отметить, что Пушкин ввел в «Капитанскую дочку» этого отрицательного героя не только с целью разнообразить сюжет, но и чтобы напомнить читателю, что, к сожалению, в жизни встречаются настоящие мерзавцы, способные отравить жизнь окружающим их людям.

Алексей Иванович Швабрин — персонаж второго плана в романе (повести) А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Его задача — помочь автору раскрыть образы Гринёва и Маши, сделать их жизненными, не «книжными и сказочными», какими часто нам кажутся герои положительные.

Швабрин имеет реальный прототип. Во время Пугачёвского восстания дворянин Михаил Шванвич, служивший в роте поручика Карташова, принимал участие в подавлении бунта. Рота сдалась Пугачёву, а Шванвич присягнул ему с целованием руки и служил верно сначала атаманом, потом — секретарём Военной коллегии.

Никакой истории с «капитанской дочкой» в жизни Шванвича не было, но для Пушкина важен был сам факт нарушения присяги и переход на сторону повстанцев.

Характеристика героя

Швабрин выступает антагонистом главного героя — Гринёва. Причём во всём. Гринёв образован плохо — Швабрин хорошо. Гринёв совестлив и довольно скромен, Швабрин во всём ищет выгоду и дерзок. Гринёв без капли сомнения верен данному слову и присяге, пусть и ценой жизни. Швабрин же думает только о себе и готов продать-купить хоть родину, хоть любовь, а ради собственной жизни совершит любую подлость и преступление.

Судить о Швабрине можно уже по первым его словам, сказанным Гринёву при встрече: «Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел…» Двумя словами Алексей Иванович выражает своё отношение к обитателям Белогорской крепости и в то же время характеризует себя: человек благородный, сильный, обладающий реально глубоким умом никогда не станет называть всех вокруг животными, а себя человеком. Им владеет мелкий бес самолюбия, но самолюбие его весьма дёшево, это вульгарная подделка под честь и аристократизм.

Что и подтверждается далее, когда Швабрин мстит Маше Мироновой за отказ в сватовстве и очерняет её в глазах Гринёва: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Ложь его чудовищно отвратительна, потому что Маша — образец скромности, чистоты и верности.

По ходу повести характер героя не меняется, только усугубляя уже известные нам свойства. Швабрин ранит Гринёва на дуэли в тот момент, когда Пётр поворачивается на крик Савельича. Потом доносит отцу Гринёва о дуэли, за что Пётр попадает в жесточайшую немилость у родителя: батюшка настроен перевести Петра в ещё большую глушь. Далее Швабрин присягает Пугачёву и выясняется, что он состоял в предварительной переписке с «разбойником», чтобы сохранить свою жизнь в случае захвата крепости.

Швабрин пытается силой завладеть Машей, запирает её в чулан «на хлеб и воду». Когда и эта попытка проваливается, Швабрин рассказывает Пугачёву, что Маша на самом деле — дочь капитана Миронова и должна быть либо казнена, либо посажена в тюрьму.

Такой отчаянный «парад низости» и бесчестия может показаться надуманным. Разве не учит нас реализм, что в каждом заключено и хорошее, и плохое? Но Пушкин будто назло реальности завершает судьбу Швабрина главным предательством: Швабрин пишет донос уже правительству на Гринёва.

Образ героя в произведении

Однако образ Швабрина в романе всё же реалистичен. Подобные «герои» в жизни далеко не редкость и встречались многим. Просто в произведении образ доведён до завершения, до типичности, да и форма «рассказа о прошлом» помогает нам сразу видеть характер поступков.

Швабрин задуман как антипод Гринёва и как образец того, что есть истинное предательство, бесчестие. Ведь формально — «по закону» — Гринёв тоже предатель: он получает помощь от мятежника, преступник, роняет честь офицера.

Пушкин сопоставлением Гринёва и Швабрина показывает нам, что действовать по совести, во имя справедливости и спасения — это честно, благородно, это — Закон. А лгать, очернять людей, принуждать их, предавать, доносить — это бесчестие.

Для государственного закона, для императрицы Швабрин и Гринёв виноваты одинаково. Для читателя и жизни — они совершенно противоположны. Таков закон совести и христианской морали. И, по замыслу Пушкина, следуя только ему, можно изменить жизнь, построить её справедливо и мудро.

Повесть «Капитанская дочка» можно отнести к одному из вершинных произведений А. С. Пушкина, выполненных в прозе. Не раз даже сам автор данного произведения говорил, что оно историческое, так как в основе лежат крестьянские восстания под предводительством Пугачева. Автор сумел воссоздать атмосферу, которая была характерна для тех времен. Он потрясающе изобразил характеры главных героев и простых людей, которые жили в то тяжелое время.

Произведение является неким повествованием, которое ведется от лица главного героя - П. Гринева. Он стал свидетелем и участником всех описываемых автором событий. Но произведение было бы неполным, если бы в нем не нашлось место для героя, который является полной противоположностью Гринева. Речь идет, конечно же, о Швабрине. С помощью него автору удалось сделать сюжет повести более ярким и захватывающим. Наверное, поэтому образ Швабрина и Гринева рассматриваются только вместе. Но в данном обзоре следует более подробно рассмотреть главного антигероя повести.

Что скрывается в образе Швабрина?

Образ Швабрина продемонстрировал, насколько люди могут быть мелочными, эгоистичными и трусливыми в своих желаниях. С Гриневым в повести «Капитанская дочка» Швабрина объединяет только одно - сильные чувства к М. Мироновой. Под образом антигероя скрывается аристократ, который уже когда-то проходил службу в гвардии. В он попал в силу своего не очень легкого характера. А именно после того момента, когда на очередной дуэли ним был убит поручик.

Автор повести указал, что был такой момент, когда Швабрин уже сватался к Маше. Но ответ, естественно, был отрицательным. Именно поэтому от него нередко можно было услышать оскорбления в ее адрес. Эти нелицеприятные выражения и стали поводом для дуэли между ним и Гриневым. Но образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» не наделен таким качеством, как честность. В тот момент, когда Гринев отвернулся на окрик слуги, Швабрин сумел его тяжело ранить.

Среди недостатков, которыми был наделен антигерой повести, особенно хорошо выделяется отсутствие таких понятий, как честь и служебный долг. В тот момент, когда крепость пала под натиском Пугачева, Швабрин, недолго думая, переходит на его сторону, получив при этом должность одного из командиров. Причиной перехода на мятежную сторону стала ненависть к Гриневу и желание, чтобы Маша стала его женой.

Отношение автора к образу, который был раскрыт в лице Швабрина

Алексей Иванович Швабрин, лишенный каких-либо моральных устоев, показан в повести как развращенный интригами и заговорами, придворными нравами, офицер-гвардеец. Он достаточно сильно презирал отечественную действительность и даже говорил исключительно на французском языке. Но Александр Сергеевич Пушкин не обделил образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» и положительными качествами. Автор наделил его острым умом, находчивостью и хорошим образованием.

Со стороны автора к данному герою проявляется отрицательное отношение. Если смотреть на его оценку, то можно с большой точностью сказать, что она достаточно негативная. Это можно увидеть хотя бы в том, что в повести он упоминается только по фамилии. Также в некоторых местах произведения указаны только инициалы данного антигероя.

К чему привела Швабрина в итоге его подлость?

И что же получается в итоге? Пугачев, которому Гринев поведал о том, что Швабрин держит Машу силой, разгневался. Образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» стал превосходной демонстрацией того, что может произойти с человеком, если он забудет про честь, храбрость и отвагу. Но сказать, что это чему-то учит, нельзя. Когда Швабрин попал в правительственные войска, среди изменников он выделил и Петра. Это он сделал в первую очередь для того, чтобы снять подозрения с себя. Естественно, что Гринев смог выйти из сложной ситуации, не потеряв при этом своей чести и офицерской отваги.

Судьба Швабрина так и осталась загадкой, так как А. С. Пушкин ничего определенного по этому поводу не написал. Но скорее всего, его просто казнили. И назвать подобное наказание несправедливым нельзя.

Что пытался А. С. Пушкин показать читателям при помощи образа Швабрина?

Наверное, автор пытался показать, что людей за их поступки осуждать не надо, используя для этих целей образ Швабрина в повести «Капитанская дочка». Лучше их пожалеть и посочувствовать им. Швабрина можно отнести к тем людям, которые не могут избавиться от своих страхов. Он ничего не видит кроме того, что напрямую связано с ним. Даже не аристократическое происхождение сделало его таким, а отсутствие каких-либо душевных качеств.

К большому сожалению, людей, похожих на Швабрина, вокруг достаточно много. Они наносят вред другим людям, которые хоть чем-то напоминают собой таких персонажей, как Гринев и Маша. Но, как и в повести А. С. Пушкина, все их злодеяния всегда действуют против своих хозяев. Именно в этом заключается беда таких людей. Так, страх способен породить только лицемерие и ложь, которые, в свою очередь, ведут к неудачам.

Что скрыто в образе Швабрина?

Но ведь образ Швабрина был создан не просто так. С его помощью автор показал, что подлость способна привести только к неудачам и провалу. Практически каждый совершаемый нами поступок ведет к определенному результату. Так что необходимо подвести следующий итог: один раз позабыв о своей чести, можно обречь себя на дальнейшие неудачи.



Вверх