Как звучит голос бас.  Басы. Вокальные параллели. Мужские певческие голоса

Центральный бас, обладает глубоким, красивым насыщенным тембром. Иногда, почти такой же, как и у высокого баса кантиленой. В отличие от "высокого баса" центральные обычно обладают большим, сильным голосом, хотя бывают и исключения, но они редки, и бывают следствием неполноценной техники, как у молодого Фурланетто, в начале карьеры у него был не очень большой голос, звучащий легко, фактически "высоким басом" (в последние годы Фурланетто поет своим полным голосом, хотя иногда, при неком нездоровье, у него голос становится слабее; Фурланетто редкий певец, который даже после шестидесяти лет продолжает расти, как в техническом так и в творческом плане).

Николай Гяуров. Обладал мягким басом, способным звучать как легко - лирически так и насыщенно драматически. У Гяурова прекрасный тембр, музыкальность, артистичность, техника. Записи сделанные с его участием, это истиныне сокровища. Гяуров много записывался и выступал вместе с такими певцами как Джоан Сазерленд, Лучиано Паваротти, Франко Корелли. Так же он исполняет Игоря в щикарнейшей ла-скаловской постановке "Князя Игоря" на итальянском языке, партию Галицкого и Кончака там поет Борис Христов.

"На земле, весь род людской" Мефистофель "Фауст" Шарль Гуно.
Тут Гяуров использует всю мощь своего голоса, всю его красоту, но при этом выделяет в нем жесткие нотки, чтобы показать, что это поет Дьявол. Вообще, Николая был прекраснейшим актером, и по моему мнение, ежели бы он играл и в драматическом театре, из него бы получился шикарнейший Воланд, до которого Басилашвили было бы как до Луны.

Ария Князя Гремина "Евгений Онегин" Петр Ильич Чайковский.
Тут, Гяуров уже в возрасте, это очень хороший Гремин, возможно не лучший, но эта партия и не была у него любимой. Стоит обратить внимание на лиричность звучания его голоса в некоторых местах.

Феруччо Фурланетто, прекрасный артист, продолжающий совершенствоваться и по сей день, у него не было да и нет столь богатого тембра, как у Гяурова, но при этом голос у него очень красив, мягок, а при необходимости может стать вполне себе и жестким. Иногда он позволяет себе отхождения от техники, для усиления образа, но это происходит редко и всегда к месту.

1986 год: Король Филлип, "Дон Карлос" Верди. Тут Фурланетто молод, и голос у него звучит довольно легко, ему ещё не хватает тут силы.

Тот же Король Филлип, только, исполненный через 22 года. 2008 год.
Тут уже есть все и силы и мягкость и шикарное форте. Да и разница в актесркой игре впечатляет, будто это два разных исполнителя, хотя, конечно, нечто общее между ними есть.

"На земле весь род людской"
В этой партии, Фурланетто просто шикарен, настоящий Мефистофель.

Гремин.
Тут, конечно, присутствует акцент, но могу сказать, что мне очень нравится этот Гремин, несмотря на постановку, на иную трактовку образа. Кстати стоит отметить, что несмотря ан меньшее богаство тембра, чем у Гяурова или того же Джорджа Лондона, голос Фурланетто очень хорошо запоминается. Его сложно перепутать с кем-то другим.

Марк Осипович Рейзен. Сразу скажу, что это мой любимый бас, Рейзен был прекрасным артистом, певцом и человеком (насколько можно судить на основе слов общих знакомых).
У Рейзена богатейший, красивейший тембр, свободный, как в плане звукоизвлечениея, так и в плане динамического диапазона, голос. Он мог петь от громового форте до легчайшего пиано. Также Марк Осипович на высочайшем уровне управлял тембром своего голоса, Досифея, Бориса, Гремина он пел одним тембром, Олоферна, Кончака совершенно иным. Марк Осипович сохранил свой голос до самой своей смерти в возрасте 97 лет. Родившись в царской России в 1895 году, он видел обе мировые войны (в первой он принимал участие), видел революцию, видел путч и падение коммунистического строя, видел тот коротковременный духовный подьем, который был в России на рубеже 1980 и 1990 годов. Я надеюсь, что умирая, он был уверен, что страна в которой он жил, которую он так любил, становится лучше, чище, светлее (чему не суждено было случится, но не стоит тут говорить об этом).

"На земле весь род людской".
Ничего комментировать не стану, это нужно просто слушать.

Король Филлип.
Тут можно услышать весь динамический диапазон голоса Марка Осиповича.

"Гремин" запись 1985 года, Марку Осиповичу тут 90 лет!

Для сравнения исполнение "Гремина" в расцвете карьеры. Конечно, в сравнени с этим исполнением, в предыдущем есть определенные потери, слабее дыхание, менее выразтелен тембр. Но иные, будучи молодыми, находясь в зените славы, и так не поют, как рейзен в 90.

  • Альтино, лирический легкий и крепкий лирический тенора
  • Лирико-драматический и драматический тенора
  • Характерный тенор
  • Лирический и драматический баритон

Тенор

Среди теноров по приводимой классификации принято различать: альтино, лирический легкий, крепкий лирический, лирико-драматический, драматический и характерный тенора.

Диапазон голоса: от до малой октавы до до второй октавы. У тенора-альтино – до малой октавы – ми второй октавы. У драматических теноров – от ля большой до до второй октавы. Крайне редко встречаются голоса, диапазон которых и тембровая окраска позволили им исполнять и теноровые, и баритональные партии (например, Э.Карузо).

Альтино (А ), лирический легкий (ЛЛ ) и крепкий лирический (ЛК ) тенора

У первых двух типов голосов нижний отрезок голоса звучит только на пиано, верха – легкие. Эти голоса легко исполняют колоратурные пассажи и украшения. Лирический тенор имеет еще одно название – di grazia («ди грациа», изящный). Возможности этих голосов сравнимы с аналогичными типами женских голосов. Чаще всего тенорам альтино и лирическому легкому поручаются партии героев-любовников, но исполняют они и партии стариков.

Оперный репертуар:

  • Берендей – Римский-Корсаков «Снегурочка» (А );
  • Звездочет - Римский-Корсаков «Сказка о Золотом петушке» (только А );
  • Юродивый – Мусоргский «Хованщина» (А );
  • Ленский – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛЛ );
  • Баян – Глинка «Руслан и Людмила» (ЛЛ и А );
  • Фауст – Гуно «Фауст» (ЛЛ );
  • Ромео – Гуно «Ромео и Джульетта» (ЛЛ );
  • Герцог – Верди «Риголетто» (ЛЛ );
  • Индийский гость - Римский-Корсаков «Садко» (может спеть А и ЛЛ );
  • Левко - Римский-Корсаков «Майская ночь» (ЛЛ );
  • Альмавива – Россини «Севильский цирюльник» (А и ЛЛ );
  • Лоэнгрин – Вагнер «Лоэнгрин» (ЛК );
  • Вертер – Массне «Вертер» (ЛК );
  • Рудольф – Пуччини «Богема» (ЛЛ ).

Обладатели таких голосов: Иван Козловский (А ), Сергей Лемешев (ЛЛ ), Леонид Собинов (ЛК ), Юрий Марусин (ЛЛ ), Альфредо Крауз (Л), Андрей Дунаев (ЛЛ ), Михаил Урусов (ЛК ), Ахмед Агади (ЛК ), Алибек Днишев (ЛЛ ).

Лирико-драматический (ЛД ) и драматический (Д ) тенора

Драматический тенор имеет еще одно название – di forza («ди форца», сильный), что определяет его место в оперном творчестве. Для него написаны партии героические, требующие голосовой мощи и ярких тембровых красок по всему диапазону голоса. Репертуар у лирико-драматического тенора почти такой же, как и у драматического.

Это – сильные характеры, яркие личности, способные на подвиг, на долю которых выпадают большие жизненные испытания.

Оперный репертуар драматического тенора:

  • Садко - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Зигфрид – Вагнер «Зигфрид»;
  • Отелло – Верди «Отелло».
  • Радамес – Верди «Аида»;
  • Собинин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Лыков - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Калаф – Пуччини «Турандот»;
  • Каварадосси – Пуччини «Тоска».

Исполнители: Энрико Карузо (Д ), Марио Ланца (Д ), Николай Фигнер (Д ), Марио Дель Монако (Д ), Владимир Атлантов (Д ), Владислав Пьявко (Д ), Пласидо Доминго (Д ), Хосе Каррерас (ЛД ).

Характерный тенор

Этот тип тенора отличается особой тембровой окраской и, как правило, исполняет роли второго плана. Он может не обладать полным теноровым диапазоном, но на ограниченном участке диапазона его голос должен быть особенно выразителен и гибок в изображении вкрадчивости, лести, шипящего коварного шепота.

Оперный репертуар:

  • Шуйский – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Трике – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Мисаил – Мусоргский «Борис Годунов»;
  • Сопель - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Ерошка – Бородин «Князь Игорь»;
  • Бомелий - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Овлур – Бородин «Князь Игорь»;
  • Подъячий – Мусоргский «Хованщина».

Лирический (ЛБ ) и драматический (ДБ ) баритон

Эти типы голосов сочетают в себе мощь звучания и мягкий, обволакивающе теплый тембр. Диапазон – от ля большой октавы до ля первой октавы. Нижние ноты у драматического баритона звучат сочнее, чем у лирического. На этом участке драматический баритон уверенно звучит на форте. Наиболее звучен этот голос от си малой октавы до фа первой. В ряде баритональных партий допускается фальцетное звучание, как особая краска, например, в каватине Фигаро. Лирическому баритону поручаются партии героев-любовников, которые действуют не по прихоти чувств, а продуманно и рационально.

Оперный репертуар:

  • Жермон – Верди «Травиата» (ЛБ );
  • Дон Жуан – Моцарт «Дон Жуан» (ЛБ );
  • Веденецкий гость - Римский-Корсаков «Садко» (ЛБ );
  • Онегин – Чайковский «Евгений Онегин» (ЛБ );
  • Елецкий – Чайковский «Пиковая дама» (ЛБ );
  • Роберт – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Маттиа Баттистини, Титто Гобби, Павел Лисициан, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок, Дитрих Фишер Дискау, Александр Ворошило, Дмитрий Хворостовский.

Драматический баритон воплощает образы сильных героев, зачастую коварных и жестоких. Заметим, что эти партии исполнялись и басами-баритонами (например, партии Фигаро, Руслана).

Оперный репертуар:

  • Фигаро – Моцарт «Свадьба Фигаро»;
  • Риголетто – Верди «Риголетто»;
  • Яго – Верди «Отелло»;
  • Мизгирь - Римский-Корсаков «Снегурочка»;
  • Алеко – Рахманинов «Алеко»;
  • Игорь – Бородин «Князь Игорь»;
  • Скарпиа – Пуччини «Тоска»;
  • Руслан – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Граф ди Луна – Верди «Трубадур».

Исполнители: Сергей Лейферкус, Титта Руффо.

Бас-баритон, центральный бас, бас-профундо, бас-буффо

У высокого баса самая звучная нота – до первой октавы, рабочая середина – си-бемоль большой октавы – ре первой октавы.

Сила звучания центрального баса, насыщенность нижних нот возрастает по сравнению с басом-баритоном; нота до первой октавы звучит сильнее, чем у высокого баса. В партиях этой разновидности баса активно используется центральный и нижние участки диапазона. Рабочая середина – соль-ля большой октавы – до первой октавы.

Бас-профундо встречается очень редко, поэтому его партии зачастую поручаются центральному басу. Нижние ноты баса-профундо – ля контроктавы. Обладатели такого голоса: П. Робсон, М. Михайлов, Ю. Вишневой.

Отметим еще более редко встречающийся голос – бас-октавист, нижние ноты которого звучат очень мощно и наполнено – фа-соль контроктавы. Такими возможностями обладает, например, современный певец Юрий Вишневой. Этот тип голоса не что иное, как бас-профундо с расширенным диапазоном и более мощными нижними нотами.

Бас-буффо исполняет главные партии и партии второго плана, партии комические и партии стариков. У этого типа голоса ярко проявляются актерские способности на определенном участке диапазона, а красотой тембра, уникальной техникой они могут и не обладать.

Оперный репертуар баса-баритона:

  • Базилио – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Мефистофель – Гуно «Фауст»;
  • Нилаканта – Делиб «Лакме»;
  • Сусанин – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Владимир Галицкий – Бородин «Князь Игорь».

Исполнители: Ф. Шаляпин, Е. Нестеренко, П. Бурчуладзе, В. Байков, П. Толстенко, В. Лынковский.

Оперный репертуар центрального баса:

  • Кончак – Бородин «Князь Игорь»;
  • Фарлаф – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Варяжский гость - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Собакин - Римский-Корсаков «Царская невеста»;
  • Гремин – Чайковский «Евгений Онегин»;
  • Рене – Чайковский «Иоланта».

Исполнители: Максим Михайлов, Марк Рейзен, Леонид Болдин.

Оперный репертуар характерного баса:

  • Бартоло – Россини «Севильский цирюльник»;
  • Скула – Бородин «Князь Игорь»;
  • Дуда - Римский-Корсаков «Садко»;
  • Цунига – Бизе «Кармен».

В одном из предыдущих постов мы уже начали знакомство с певческими голосами .

Сегодня, мне бы хотелось познакомить вас с самыми известными певческими голосами мира. Начну я свой рассказ с самых низких мужских голосов . Как вы уже знаете, эти голоса называются басами. Оказывается, среди басов тоже есть высокие (бас - кантато), средние (центральный) и низкие (бас-профундо). По характеру бас делят на харАктерный и комический или, по-другому, бас-буффо .

Самым известным басом был Федор Михайлович Шаляпин. У него был высокий бас, иногда он даже пел партии для баритона. Высокий бас звучит ярко, мягко, светло. Голосом Шаляпина восхищались и восхищаются до сих пор.


"Дубинушка"

Известными басами были Максим Дормидонтович Михайлов, Иван Иванович Петров, Борис Романович Гмыря и многие другие певцы.


Из ныне живущих - всемирно известный бас Евгений Евгеньевич Нестеренко. Ему 72 года, он живет в Вене и преподает в консерватории. В России больше не поет, а очень жаль. Обладает басом редчайшего, очень большого диапазона и удивительным обаянием. Про него говорили "бас века".

(Музыкальный фрагмент из оперы З.П. Палиашвили "Даиси" ("Сумерки"), куплеты Цангала.)

Русское чудо.

Самый низкий бас еще называют бас-профундо (или басы-октависты ). Такие голоса встречаются очень редко и могут петь самые низкие ноты. Порой кажется, что человеческий голос просто не может звучать так низко. Басы- профундо можно услышать в русских церковных хорах и в опере, вот пожалуй и все. Нигде в мире больше не умеют так петь, только в России есть басы-профундо. Низкое глубокое рокотание этих басов придает таинственность и ошеломляет, очень сильно воздействует на слушателя. Русское чудо-говорят об этих удивительных, мощных, низких и глубоких голосах.

басы- профундо Владимир Миллер, Михаил Круглов, Сергей Кочетов. Выступают ансамблем.

Бас/ … Морфемно-орфографический словарь

бас - амандық садақасы. Жеке басы үшін берілетін садақа, пітір. Кешкілікті ауызашар, таңертеңгілікті сәресі дейді. Ораза уақытында мұсылмандар семьясының әрбір басына б а с а м а н д ы қ (пітір) с а д а қ а с ы н төлейді (Ана тілі, 26.04.1990, 6). Бас… … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

БАС - БАСК бактерицидная активность сыворотки крови мед. БАСК Источник: http://www.zzr.ru/archives/2002/12/article6.htm БАС БАС батарея анодная сухая БАС Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО … Словарь сокращений и аббревиатур

бас - а, м. basse f., ит. basso. 1. Низкий мужской голос. Сл. 18. Бас, глас нижайший в пении. ЛП 6. Запел охриплым басом голос. Осипов Енеида 3 15. Из крепостных и взятых во двор голосов избирались все возможные сопрано, контральто, теноры, баритоны,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

А; мн. басы, ов; м. [итал. basso низкий]. 1. Самый низкий мужской голос; певческий голос такого тембра. Говорить, петь басом. Бархатный, густой бас. 2. Певец с таким голосом. 3. Струнный или духовой музыкальный инструмент низкого регистра. Бас… … Энциклопедический словарь

- (франц. basse, от bas низкий). 1) самый низкий, мужской голос. 2) музыкальный инструмент, сходный со скрипкою, но значительно больше её. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАС 1) самый низкий мужской… … Словарь иностранных слов русского языка

См. певец... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. бас (низкий, толстый) (звук, голос), певец; тромбон, контрабас, труба, басище, октава, басок Словарь русских … Словарь синонимов

- [низкий тон, голоса] сущ., м., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? баса, чему? басу, (вижу) что? бас, чем? басом, о чём? о басе и на басу; мн. что? басы, (нет) чего? басов, чему? басам, (вижу) что? басы, чем? басами, о чём? о басах 1. Басом… … Толковый словарь Дмитриева

- (1603–1694) крупнейший представитель поэтического жанра «хайку» (см.); в японской литературе этот жанр неразрывно связан с его именем. Настоящее имя поэта Мацуо Тюдзаэмон Мунэфуса. По обычаю литераторов и художников токугавской эпохи (1603–1868) … Литературная энциклопедия

Бас - (от итал. basso низкий) 1) Низкий муж. певч. голос. Примерный диапазон в сольных партиях: ФА фа1, в хоре до ре1 МИ. Нотируется в басовом ключе. Различают высокие, певучие (basso cantante), центр. и низкие (basso profundo) Б. У высоких Б. обычно… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Бас-гитара для чайников (+аудио- и видеокурс) , Пфайффер Патрик. Бас-гитара используется практически в любом музыкальном жанре - от хард-рока и кантри до джаза и фанка. Независимо от того, с каким музыкальным стилем вы связываетесвое будущее, в этой книге…


Вверх