Идеал женщины в творчестве л толстого проект. Толстой о предназначении женщины. Толстого. Не является исключением и Наташа

Софья Андреевна Толстая, жена писателя, записала в дневнике слова Толстого о том, что создавая "Войну и мир" он любил "мысль народную", а в "Анне Карениной" - "мысль семейную". Действительно, если рассматривать "Войну и мир" как произведение историко-философское, в центре его - мысль народная. Но ведь "Война и мир" еще и семейная хроника, рассказ о том, как складывались и росли семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, что явилось причиной счастья или несчастья каждой из них.

Большое внимание писатель уделяет женским характерам, ведь женщина - центр семьи, и главное место женщины - именно в семье. Один из наиболее привлекательных образов романа - образ Наташи Ростовой. Внешне она не самая красивая из героинь толстовской эпопеи, особенно если сравнивать ее с признанной света красавицей Элен. Наташа очаровывает своим обаянием, непосредственностью, живостью, голосом, пением, жаждой жизни, открытостью, любовным отношением к миру и людям. Черты Наташи Ростовой обрисованы при помощи авторских описаний, диалогов, реплик, деталей, внутренних монологов, антитез (противопоставлений) с Элен, Соней. Серьезными испытаниями в ее жизни становятся помолвка с князем Андреем, увлечение Анатолем Курагиным и неудавшийся побег с ним, осуждение общества, события войны 1812 года. Общая беда заставляет Наташу забыть о себе, о своем несчастье. Если мать Наташи думает о том, что подводы необходимы Ростовым для того, чтобы вывезти из Москвы имущество семьи, то Наташа, не раздумывая, отдает подводы раненым, которых надо эвакуировать. Ценой разорения семьи она спасает человеческие жизни. Встретившись с князем Андреем, она самоотверженно ухаживает за ним, и даже доктор признается, что "он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым". Приехавшая в Ярославль к ним княжна Марья, несмотря на прошлую неприязнь, сразу чувствует, что Наташу переполняет "беспредельная любовь к нему... жалость, страданье за других и страстное желание отдать себя всю для того, чтобы помочь им". Толстой часто рисует глаза Наташи, потому что в них отражается ее душа, живые человеческие чувства - страдание, радость, любовь, надежда (а на лице Элен Толстой, как правило, рисует застывшую улыбку). После смерти князя Андрея Наташа была убита горем, она думала, что жизнь ее кончена. "Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, проснулась и жизнь".

Проходит время, - и любовь Пьера Безухова совершенно возвращает Наташу к жизни. Она теперь совсем другая, чем была до войны и смерти Андрея, и в то же время Пьер видит Наташу "такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея". В эпилоге романа мы видим Наташу счастливой женой графа Безухова и матерью 4-х детей. Она полностью уходит в исполнение своих обязанностей жены и матери, что, по убеждению писателя, и составляет суть предназначения женщины, важнейшую часть идеала женщины для писателя. Наташа чувствует себя счастливой тогда, когда здоровы и счастливы дети, спокоен муж, Пьер осознавал себя порядочным, хорошим человеком, потому что видел себя отраженным в своей жене. Жена как зеркало, отражающее все черты характера и привычки мужа, - вот тот идеал, который проповедует Толстой в "Войне и мире". Предназначение женщины - быть женой и матерью, отдавать все силы семье, супругу и детям, обретая в этом и собственное счастье.

Мужчина в основном реализует себя в общественном служении, в социальной сфере, а женщина - в семье. Она растит детей, всю жизнь творит тот Дом, который становится главным миром, надежным тылом для мужа, истоком для младшего поколения. Она утверждает нравственные ценности, соединяет всех членов ее семейства. Любимые героини Толстого - Наташа и Марья Болконская - создают такие семьи; а Элен, светская красавица, и Анна Павловна Шерер, хозяйка светского салона, не имеют семей. Да их и невозможно представить в окружении детей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Какой должна быть идеальная женщина? Исследование женских образов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

2 слайд

Описание слайда:

…Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий

3 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи исследования: Проанализировать женские образы романа «Война и мир»; 2. Выяснить, какую из героинь романа – эпопеи можно назвать идеальной женщиной? 3. Найти образы идеальной женщины в тувинской литературе

4 слайд

Описание слайда:

Гипотеза исследования: Идеальной женщиной можно назвать героиню романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташу Ростову, так как она красива внутренне («черноволосая с большим ртом, некрасивая, но живая девочка»), или Элен Курагину, которая поражает всех своей необыкновенной красотой («была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто было совестно за свою.. победительно действующую красоту»)

5 слайд

Описание слайда:

Составить характеристики героинь романа «Война и мир», сравнить свои наблюдения с мнениями критиков, литературоведов; 2. Выяснить, кто же из героинь соответствует образу идеальной женщины? Ход исследования:

6 слайд

Описание слайда:

Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивыми в минуты сильного душевного волнения или огорчения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбегает к матери "с изуродованным злобой лицом". В сцене у постели раненого Андрея "худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно". Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых человеческих чувств страдания, радости, любви, надежды. Простота и одухотворённость делают Наташу привлекательной. Наташа Ростова

7 слайд

Описание слайда:

Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно воскрешает его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного периода разочарованности в честолюбивых надеждах. Нечаянно подслушав у окна в Отрадном ночной разговор девушек, в котором Наташа мечтала летать, как птицы, князь Андрей вдруг увидел красоту мира вокруг себя и понял, что жить стоит. Девушка вносит в его жизнь надежду. Наташа Ростова и Андрей Болконский Свое счастье Наташа находит в тихой счастливой семейной жизни

8 слайд

Описание слайда:

Наташа Ростова – идеальная женщина? Сравнение полученных результатов с гипотезой

9 слайд

Описание слайда:

Итоги, полученные в ходе исследования: По Толстому, идеальная женщина – это Хранительница очага, основа семьи; Добрая, простая, искренняя, бескорыстная; Естественная; Понимающая проблемы общества; Для нее характерно движение души.

10 слайд

Описание слайда:

“Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвышает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”. Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель. Любовь помогает ей найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

11 слайд

Описание слайда:

Княжна Марья - идеологическая героиня Толстого. «Из всех лиц… ближе всего душе автора, несомненно, княжна Марья Болконская с ее глубокими лучистыми глазами и такой же душой», - подтверждал личный секретарь Толстого Н. Н. Гусев. «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света изредка снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Можно ли Марью Болконскую назвать идеальной женщиной? В чём-то она похожа на Наташу, но в чём-то и противопоставлена ей.

12 слайд

Описание слайда:

Сопоставительная характеристика НАТАША МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в общении, легкомысленная и влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих. Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться. Наташа минуты не может пробыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья о себе говорит:«Я… всегда была дикарка… Я люблю быть одна…» Влюбчивость Наташи не знает границ. Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей. Марья созревает для своей любви постепенно, долго, как бы боясь ее и не веря в ее возможность. Наташа идет к своей настоящей любви через множество увлечений Марья - в скромном одиночестве

13 слайд

Описание слайда:

Обе они открыты для сочувствия и готовы прийти на помощь. Есть у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты, когда Наташа и Марья проявляют лучшие качества своей души, они преображаются и становятся прекрасными. При первом знакомстве с героинями можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. Толстой, подчеркивая это обстоятельство, выражает свое глубокое убеждение, что истинная красота человека не внешняя, а внутренняя. Наташа Марья Наташа может броситься на шею совершенно незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою признательность. Марья же выражает свою любовь терпением в отношениях с отцом и помощью своим «божьим людям».

14 слайд

Описание слайда:

Наташа и Марья вначале очень далеки от цели, к которой их ведет автор, - от тихой и счастливой семейной жизни, поглощающей без остатка. Княжна Марья не считает возможным для себя уйти от отца, от своего печального затворничества. Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям. Легкомысленная Наташа долго не может пожертвовать своим образом жизни, свободой для любимого человека. Самопожертвование - вот девиз жизни Марьи. Девиз же Наташи -жизнерадостность. Княжна Марья Болконская хочет быть покорной Богу. Марьей движут Долг и Вера Наташа Ростова стремится быть счастливой Наташа - вся тщеславие и чувственность

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Выводы: По мнению Л.Н. Толстого, назначение женщины семья, нравственное влияние на мужа и детей, она обладательница красоты внутренней, искренности, доброты, это «живая натура», лишенная «душевной подлости». Именно такой мы видим героиню романа Наташу Ростову.

17 слайд

Описание слайда:

Элен становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования, по ее вине он вынужден стреляться на дуэли с Долоховым. Фальшь и ненатуральность своих отношений с Элен Пьер чувствовал еще до брака с ней. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, - думал он. - Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Когда Безухов, женившись на Элен, узнает о ее связи с Долоховым, он ясно вспоминает грубость ее мыслей, вульгарность выражений («Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй...»). Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Не случайно Толстой оставляет ее «Я не такая дура, чтобы иметь детей»,- произносит она кощунственные слова. Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Героиня по-своему влияет на жизнь людей и по-своему раскрывается в любви и браке. Элен Курагина

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Вот что пишет об Элен Курагиной современник Толстого Д. И. Писарев: «Глупая красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова, пользующаяся репутацией прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит умом, богатством, знатностью или высоким чином...» «По сути дела, в романе только одна безусловная красавица - Элен Безухова, но она же и один из самых отталкивающих персонажей, олицетворение безусловно осуждаемого автором разврата и зла.» Похожее мнение в статье «Мозаика эпопеи» выражает и советский критик П.Л. Вайль: Элен Курагина Внешний и внутренний облик "блестящей красавицы" Элен писатель показывает нам всегда в однообразно красивой улыбке. Мы понимаем, что это маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность "великолепной княгини". В Элен воплощен дух петербургских салонов, аристократических гостиных. "Где вы - там разврат, зло", – в этих словах Пьера, обращенных к Элен, выражена сущность ее и окружающего ее общества.

Она умела понять все то, что было

Во всяком русском человеке.

Л. Н. Толстой

Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова - идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.

Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но живая - такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, искренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.

Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вокруг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала... этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские", которые стали возможны потому, что Наташа "умела понять все то, что было... во всяком русском человеке". Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.

Только раз, при соприкосновении с "большим светом", неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катастрофой.

Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконскому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравственное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. "Меня мучит только то зло, которое я ему сделала", - признается девушка Пьеру.

Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не участвовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, "как буря", ворвалась к родителям и потребовала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем.

И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно читать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, настолько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродившись, стала еще "больше, лучше, чем прежде". "Ни одной мысли о себе... не было в душе Наташи". Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способна, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, "как у него болит" рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.

Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова?

Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась.

Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе "вечных" вопросов. "Она не удостаивает быть умной", - скажет о ней Пьер. Ее нравственная сила - в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.

Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщине, отказавшейся от своих "очарований", думающей только о муже и детях, трудно узнать прежнюю "волшебницу". Но Толстой не осуждает свою героиню, а восхищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было самым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только потому, что это были его мысли, а он для нее - самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.

Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова - его любимая героиня, его идеал.


Поиск идеала присутствует у всех русских писателей. В связи с этим в XIX веке особенно значимым становится отношение к женщине, не только как к продолжательнице рода, но и как к существу, способному мыслить и чувствовать гораздо тоньше и глубже, чем герои-мужчины. С женщиной связывается, как правило, идея спасения, возрождения, сфера чувств. В своих произведениях он создал потрясающие по героике и силе женские образы. Толстой не пытается создавать идеалы; он берет жизнь, как она есть, и в романе «Война и мир» выводит несколько типов характеров русской женщины начала XIX столетия, замечательных по глубине и верности психологического анализа и жизненной правде, которою они дышат. Мы видим, что это - живые женщины, что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать, и всякое другое изображение их было бы ложно; мы не можем не ощущать свою духовную близость с ними.

Надо сказать, что на изображение женских образов в романе (Война и мир) повлияли личные факты биографии Л.Н. Толстого и многие моменты из семейных воспоминаний вошли в роман-эпопею (как священная реликвия хранилась у деда Л. Толстого, Николая Сергеевича. Писатель воспользуется семейным преданием в "Войне и мире", где княжна Марья упрашивает Андрея, уходящего на войну, надеть образок). Очень большое влияние на создание женских образов в романе оказала мать писателя Мария Николаевна, которая скончалась во время родов. Левушке не было тогда еще и двух лет, о матери остались у него смутные воспоминания, но духовный ее облик по рассказам близких людей Толстой бережно хранил всю жизнь.

В романе Толстого показана эволюция героинь. Автор не отказывает им в способности мыслить, их, по сути, волнуют глобальные проблемы - проблемы счастья, любви служения людям и др. Идея «простого женского счастья» у героинь Толстого оказывается выстраданной. «Лучшие», любимые героини Толстого, как и герои-мужчины, способны к развитию.

Наташа - любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов - естественность души, которая столь свойственна неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным).

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей. Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии (неестественная).

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

В написанной в тюрьме статье ”Душа русской литературы” Р. Люксембург дала такую поэтически-вдохновенную характеристику образу Катюши Масловой, гуманному искусству ее создателя, какой не найдешь, пожалуй, во всей огромной литературе о романе: «Русский художник видит в проститутке не “падшую”, а человека, душа которого, страдания и внутренняя борьба требуют от него, художника, глубочайшего сострадания. Он облагораживает проститутку, дает ей удовлетворение за совершенное над ней обществом насилие, в споре за сердце мужчины он делает ее соперницей героинь, являющих собой образ самой чистой и нежной женственности; он увенчивает ее розами и возносит, как Магадэв баядеру, из чистилища разврата и душевных страданий на высоты нравственной чистоты и женского героизма».

Неизменное восхищение большинства зарубежных читателей вызывал образ Катюши Масловой. Наиболее отзывчивые из них по достоинству оценили тонкость чувств, доброту и благородство героини, те бесценные качества, которые она сумела сохранить, несмотря на тяжелые жизненные испытания.

Вот несколько характерных отрывков из писем корреспондентов Толстого:

”Катюша - это восхитительное создание, она грешит вопреки собственной натуре и, несмотря ни на что, в самых постыдных обстоятельствах сохраняет потребность мыслить и благородство просто замечательное” (Ж. Дюпюи. 4 июня 1900 г.).

”Как прекрасно, как трогательно нарисовали Вы образ Катюши. Конец романа кажется мне трагическим. В нем слышится и тихо замирает отзвук большого чувства, которому уже не суждено возродиться” (Тюмен фон Эдуард. Март 1900 г.).

«... Ваше “Воскресение” потрясло меня и заставило плакать. Катюша Маслова... Этот образ, как живой, преследует меня. Ее любовь, страдания... Брат Вы мой, сколько раз Вы заставили меня плакать» (Хаокин. Акинерабола. Испания. 11 сентября 1908 г.).

Рисуя на страницах романа горькую судьбу девушки из народа, Толстой продолжал гуманистические традиции русской литературы в трактовке этой больной темы.

Как известно, в романе нарисован иной путь духовного воскресения Катюши: возрождение в ней веры в добро и справедливость под влиянием ”чудесных людей” - народных заступников, с которыми ее свела судьба.

…Уроженки Дании и Японии, Аргентины и Бразилии с жаром утверждали, что ”Анна Каренина” - это роман о них, а героиня Толстого - их ”родная сестра”.

Особенности литературного процесса 1880-90-х г.г. Основные тенденции и закономерности, обусловленные общественными явлениями. Изменения жанрового состава литературы. - Грекова Кристина

Во второй половине 19 века, литературный процесс в России пережил период кардинальных изменений.

Реализм, близкий народу.

В 80-х годах в русской литературе активно развивается реализм. Писатели использовали различные художественные приемы для раскрытия тем глубины и правды жизни: одни включали в свои произведения черты романтизма, другие – перенимали методы европейских предшественников.

Именно благодаря этому, литература конца 19 века была по-особенному близка народу – ведь в произведениях изображалась реальная жизнь, вместе со своими драмами и радостями, всем тем, что было близко любому человеку.

Качественно новой восстает перед нами и драматургия конца 19 века, здесь появляются новые герои – представители купечества. Именно драматургия смогла полноценно раскрыть все пороки и добродетели общества. Яркими примерами пьес, в которых фигурировало купечество стали произведения великого русского драматурга Н. Островского «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Гроза».

В прозе изображались и представители нового поколения, мышление и жизненные позиции которых кардинально отличались от предшественников. Таким мы видим главного героя произведения Тургенева «Отцы и дети» - Базарова. Нашлось место в литературном процессе этого периода и для лишнего героя – Обломова, из одноименного романа И. Гончарова.

В отличие от прозы, лирика этого периода основывалась исключительно на романтизме. Для изображения внутреннего образа героя, его чувств и любовных переживаний поэты часто использовали метод сравнения психологической сущности человека с окружающей природой. Талантливейшими поэтами этого периода были Тютчев, Фет, Некрасов.

Многие прозаики конца 19 века находились под своеобразной защитой Л. Н. Толстого, который заслужил славу человека, давшего путевку в литературный мир многим писателям. Лев Николаевич обладал непревзойденным даром выделять людей, которые обладали истинным талантом.

Одним из таких литераторов стал Г. И. Успенский, произведения которого впервые увидели мир на страницах журнала Толстого «Ясная поляна». В 80-х годах 19 века Успенский довольно близко начал общаться с народниками, поэтому в своих очерках и рассказах особое место уделял проблемам крестьянства и городской бедноты. Прогрессирующая болезнь не давала возможности писателю полноценно заниматься творчеством, однако, несмотря на короткий литературный век, Успенский вошел в русскую литературу как настоящей борец за права и свободы человека.

Еще одним талантливым писателем, который уделял в своем творчестве большое внимание социальным проблемам, был В. Н. Гаршин. Уже первое произведение прозаика – «Четыре дня»- принесло ему ошеломляющий успех. В своих рассказах Гаршин осуждал войну и любые противостояния в обществе, так как считал, что нет ничего худшего, нежели бессмысленное человекоубийство.

Не обошла мимо тема жизнеописания пореформенной России и Д. Н. Мамина – Сибиряка. В своих рассказах и очерках он описывал жизнь простого русского народа, часто – выходцев из сибирских глубинок, которые стойко переносили все метаморфозы аграрной реформы и утеснения со стороны правительства. Несмотря на это, произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка насыщенны легкостью и нескрываемой надеждой на лучшее.

Особое место среди литераторов конца 19 века занимает Н. С. Лесков. Писателя заслуженно называют самым патриотичным автором того периода. Его произведения стали своеобразным кривым зеркалом, в котором отображались все недостатки монархического режима. В своих рассказах автор восхищался простым русским человеком, его силой и выдержкой, добротой и искренностью. Интересным является тот факт, что именно творчество Лескова вдохновило знаменитого советского писателя Максима Горького на писательскую деятельность, о чем неоднократно упоминал последний.

Антинигилистические романы Лескова. Феномен нигилизма в понимании и изображении автора. «Негилисты» и псевдонигилисты в романах Лескова. Сатирическая основа в создании образов псевдонигилистов.

Мудрое слово от Алины Бурьян:

Ну, если своими словами, то Лесков вообще был такой парень, он любил старые порядки, веры, традиции, русскую душу, какая бы она там несовершенная и идиотская ни была бы. Вот в тех же «Соборянах», если кто читал, там чуваки церковные ссорятся с нигилистами, которые прут скелет с кладбища и хотят его себе заиметь для научных целей. Плюс эти нигилисты задают вопросы сложные про Евангелие, которые доказывают, что Библия нелогична и ваще какая-то отстойная. А церковники, хоть и ответить не могут ниче дельного, этим недовольны. Они хотят душу, а не логику. Лесков еще писал «На ножах». Поговаривают, там про нигилистов очень много. но роман гигантский и даже на брифли его осилить невозможно, поверьте мне. Вот, так что там теоретически про это полно.

Википедия:

Нигилисты - это огромная сила, бурлящая. Они приносят новые идеи - отрицание старого, атеизм. Они увлечены ес­тественными науками - естествознание, химия, математика, физика.

«Соборяне»

Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев - протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, - повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями.

… наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах»… области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»)…

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).

На эту тему Лесков пишет романы «Некуда» и «На ножах». Эти произведения вызвали страх, беспомощность, раздражение, злобу в демократической нигилистической среде. Лесков бежит в Париж. Пережив общественное презрение, обрушившееся на него после выхода этих романов, писатель вернется к этим темам в романе-хронике «Соборяне». «Некуда» (1864) - один из самых сильных антинигилистических романов, злой, но в некоторых частях беспомощный. Нигилизм в то время охватывает всю передовую Россию, что и засвидетельствовано художественной литературой - Тургенев, Достоевский, Писемский.

Нигилизм пронизывает сознание молодого поколения: «Я над всем, что существует, ставлю nihil!» Нигилисты отрицают все, что есть, в первую очередь быт, традиционный уклад - то, что мешает идти вперед, развиваться и видеть мир по-другому.

Лесков 60-х годов живет в пред- реформенную и пореформенную эпоху: с одной стороны, Крымское поражение, с другой - вдохновляющая эпоха реформ. Писатель не верил, что на место цепей придут другие цепи. «Куда идет Россия?» - этот вопрос не раз поднимался в литературе. Лесков понимает, что нигилисты ведут ее революционным путем. Но для него это не путь - это бездорожье. Народническое бездорожье. В романе показана Россия накануне катастрофы. Пророческие предсказания Лескова сбудутся.

Лесков - писатель не антинигилистического направления. Просто по честности, по боязни ужаса нигилизма он заговорил об этом. Террор, начавшийся с появления нигилизма, продолжается до наших дней - нет высшего судии, все дозволено. Нигилизм говорит: «Убий!» Христианство: «Не убий». Чтобы был порядок, надо убивать, нарушать закон Божий - на этом держится коллизия «На ножах». Как найти гармонию?

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир", ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью излюбленного приема - противопоставления внутреннего и внешнего.

Автор говорит о некрасивости княжны Марьи, но останавливает наше внимание на "больших, глубоких и лучистых (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)" глазах героини. Глаза, как известно, - зеркало души, поэтому, говоря о взгляде, Толстой характеризует внутренний мир героини, скрытый от поверхностного наблюдателя (например, мадемуазель Бурьен). Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что француженка-компаньонка почти не узнает ее: в Марье появляется женственность, грация и достоинство. "В первый раз вся та чистая духовная работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу" и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может "распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною", "зареветь, как ребенок", от того, что плачет Соня; она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.

В отличие от любимых героинь Толстого, Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, словно окаменелости. Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Для великосветской красавицы брак - путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. "Я не такая дура, чтобы иметь детей", - произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, таково ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого это самое важное.

Женские образы всегда занимают важное место в творчестве любого писателя. Не стал исключением и Л. Н. Толстой. Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества, где объединяющую роль играет женщина. Если мужчине свойствен напряженный интеллектуальный и духовный поиск, то женщина, обладая более тонкой интуицией, живет чувствами, эмоциями.

Отчетливое противопоставление добра и зла в романе естественно отразилось и на системе женских образов. Противопоставление внутреннего и внешнего образов как излюбленный прием писателя показательно для таких героинь, как Элен Курагина, Наташа Ростова и Марья Болконская.

Элен - это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную бездушную статую. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою больною робой, убранную плющом и мохом», как символ бездушности и холодности. Недаром автор не упоминает о ее глазах, тогда как «блестящие», «сияющие» глаза Наташи и «лучистые» глаза Марьи всегда привлекают наше внимание.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не знающие никаких моральных норм, живущие по непреклонному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Она постоянно изменяет мужу, поскольку животное начало преобладает в ее натуре. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Элен на глазах всего общества занята устройством своей личной жизни еще будучи супругой Пьера, а ее загадочная смерть связана с тем, что она запуталась в собственных интригах.

Такова Элен Курагина с ее пренебрежительным отношением к таинству брака, к обязанностям жены. Не трудно догадаться, что Толстой воплотил в ней худшие женские качества и противопоставил ей образы Наташи и Марьи.

Нельзя не сказать и о Соне. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Соня не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это, скорее, беда ее, нежели вина, говорить нам автор. Она - «пустоцвет», но, возможно, жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали распуститься в ее душе.

В романе «Война и мир» для раскрытия женских образов автор прибегнул к своему излюбленному приему -- противопоставлению внутреннего и внешнего.

Одной из главных героинь в романе является Наташа Ростова. Толстой рисует Наташу в развитии, он прослеживает жизнь Наташи в разные годы, и, естественно, с годами меняются ее ощущения, ее восприятие жизни.

Впервые мы встречаем Наташу, когда эта маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», выбегает в гостиную и налетает на мать. И с ее образом входит в роман тема «живой жизни». Толстой всегда ценил в Наташе именно полноту жизни, желание жить интересно, полно и, главное, ежеминутно. Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс «Ключ», станцевать с Пьером. Толстой пишет, что «сущность ее жизни - любовь». В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь. Конечно, мы не верим ей, когда она «на полном серьезе» говорит Борису: «Навсегда… До самой смерти». «И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную».

Все действия Наташи определены требованием ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участник определенной частной жизни ибо она принадлежит не одному семейному кругу, а миру всеобщего движения. И может быть, и ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью». Она, не пытаясь понять его роль, тем самым уже определяет ее для себя и для других. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все - счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота», - скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. «Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему». Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни.

Первый бал Наташи Ростовой стал местом ее встречи с Андреем Болконским, которая повлекла за собой столкновение их жизненных позиций, оказавшее огромное влияние на них обоих.

Во время бала ее не интересуют ни государь, ни все важные лица, на которых указывает Перонская, она не обращает внимания на придворные интриги. Она ждет радости и счастья. Толстой однозначно выделяет ее среди всех присутствующих на балу, противопоставляя ее светскому обществу. Восторженная, замирающая от волнения Наташа описана Л. Толстым с любовью и нежностью. Его иронические замечания об адъютанте-распорядителе, просящим посторониться всех «еще куда-то», о «какой-то даме», о пошлой суете вокруг богатой невесты представляют нам свет мелочным и фальшивым, тогда как Наташа среди всех них показана единственным естественным существом. Толстой противопоставляет живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. «Оголенные шеи и руки Наташи были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу», и от этого оно кажется пошлым. Это впечатление усиливается, когда мы вспоминаем, что Элен бездушна и пуста, что в ее словно высеченном из мрамора теле живет каменная душа, алчная, без единого движения чувства. Здесь раскрывается отношение Толстого к светскому обществу, еще раз подчеркивается исключительность Наташи.

Что дала встреча с Андреем Болконским Наташе? Как истинно природное существо, она хотя и не задумывалась об этом, но стремилась к созданию семьи и могла обрести счастье лишь в семье. Встреча с князем Андреем и его предложение создали условия для достижения ее идеала. Готовясь образовать семью, она была счастлива. Однако счастью не суждено было длиться долго. Князь Андрей стремился к Наташе, но не понимал ее, в нем не было природного чутья, поэтому он отложил свадьбу, не поняв, что Наташа должна любить постоянно, что она должна быть счастлива каждую минуту. Он сам спровоцировал ее измену.

Портретная характеристика дает возможность обнажить основные качества ее характера. Наташа жизнерадостна, естественна, непосредственна. Чем старше она становится, чем быстрее из девочки превращается в девушку, тем больше она хочет, чтобы ею восхищались, чтобы ее любили, чтобы она была в центре внимания. Наташа любит себя и считает, что все должны ее любить, она говорит о себе: «Что за прелесть эта Наташа». И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа, как лучик света в скучном и сером светском обществе.

Подчеркивая некрасивость Наташи, Толстой утверждает: не во внешней красоте дело. Важны богатства ее внутренней натуры: одаренность, способность понять, прийти на помощь, чуткость, тонкая интуиция. Наташу все любят, все желают ей добра, потому что сама Наташа всем делает только добро. Наташа живет не умом, а сердцем. Сердце редко обманывает. И хотя Пьер и говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной», она всегда была умна и понимала людей. Когда Николенька, проигравши почти все состояние Ростовых, приходит домой, Наташа, сама того не понимая, поет только для брата. И Николай, слушая ее голос, забывает обо всем о своем проигрыше, о тяжелом разговоре с отцом, предстоящем ему, он только слушает чудный звук ее голоса и думает: «Что ж это такое?.. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?.. Ну, Наташа, ну, голубчик! Ну, матушка». И не один Николай зачарован ее голосом. Ведь голос Наташи обладал необыкновенными достоинствами. «В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та неотработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его».

Наташа очень хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она желает его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал». Наташа обладает искусством, которое дано не каждому. Она умеет сострадать. Когда Соня ревела, Наташа, не зная причины слез подруги, «распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела, как ребенок… и только оттого, что Соня плакала». Чуткость и тонкая интуиция Наташи «не сработала» только один раз. Наташа, такая умная и проницательная, не поняла Анатоля Курагина и Элен и дорого заплатила за ошибку.

Наташа - воплощение любви, любовь - сущность ее характера. Наташа - патриотка. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

Наташе близок русский народ. Она любит народные песни, традиции, музыку. Из всего этого можно сделать вывод, что пылкая, живая, любящая, патриотическая Наташа способна на подвиг. Толстой дает нам понять, что Наташа поедет за декабристом Пьером в Сибирь. Разве это не подвиг?

С княжной Марьей Болконской мы встречаемся с первых страниц романа. Некрасива и богата. Да, она была некрасива, и даже очень дурна собой, но это по мнению посторонних, далеких и почти не знающих ее людей. Все те немногие, любившие ее и любимые ею, знали и ловили на себе ее прекрасный и лучистый взгляд. Сама же княжна Марья и не знала всей его прелести и силы. Взгляд этот сам собой освещал все вокруг светом теплой любви и нежности. Князь Андрей часто ловил на себе этот взгляд, Жюли вспоминала в письмах кроткий, спокойный взгляд княжны Марьи, так, по словам Жюли, недостающий ей, да и Николай Ростов полюбил княжну именно за этот взгляд. Но при мысли о себе блеск в глазах Марьи тускнел, уходил куда-то в глубь души. Глаза становились прежними: грустными и, главное, испуганными, делавшими ее некрасивое, болезненное лицо еще некрасивее.

Марья Болконская, дочь генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, жила безвыездно в имении Лысые Горы. У нее не было ни друзей, ни подруг. Писала ей лишь Жюли Карагина, принося тем самым радость и разнообразие в серую, однообразную жизнь княжны. Отец сам занимался воспитанием дочери: давал ей уроки алгебры и геометрии. Но что давали ей эти уроки? Разве могла она что-нибудь понять, чувствуя над собой взгляд и дыхание своего отца, которого она боялась и любила больше всего на свете. Княжна уважала его и благоговела перед ним и перед всем содеянным его руками. Главным же утешением и, пожалуй, учителем была религия: в молитве находила она и успокоение, и помощь, и решение всех проблем. Все сложные законы человеческой деятельности сосредоточились для княжны Марьи в одном простом правиле - уроке любви и самоутверждении. Она так и живет: любит отца, брата, невестку, свою компаньонку, француженку мадемуазель Бурьен. Но иногда княжна Марья ловит себя на том, что думает о любви земной, о земной страсти. Княжна боится этих мыслей как огня, но они возникают, возникают потому, что она человек и как бы там ни было, грешный человек, как все.

И вот в Лысые Горы приезжает князь Василий с сыном Анатолем свататься. Наверное, в тайных мыслях княжна Марья давно ждала именно такого будущего мужа: красивого, благородного, доброго.

Старый князь Болконский предлагает дочери самой решить свою судьбу. И, наверное, она бы сделала роковую ошибку, согласившись на брак, если бы случайно не увидела, как Анатоль обнимает мадемуазель Бурьен. Княжна Марья отказывает Анатолю Курагину, отказывает, потому что решает жить только для отца и своего племянника.

Княжна не воспринимает Наташу Ростову, когда та с отцом приезжает знакомиться к Болконским. Она относится к Наташе с некоторой внутренней неприязнью. Наверное, она слишком любит своего брата, дорожит его свободой, боится, что какая-то совершенно чуткая женщина может увести, отнять его, завоевать его любовь. А страшное слово «мачеха»? Только одно это уже внушает неприязнь и отвращение.

Княжна Марья в Москве расспрашивает Пьера Безухова о Наташе Ростовой. «Что это за девушка и как вы находите ее?» Она просит сказать «всю правду». Пьер чувствует «недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке». Ей и в самом деле хочется, чтобы «Пьер не одобрил выбора князя Андрея».

Пьер не знает, как отвечать на этот вопрос. «Я решительно не знаю, что это за девушка, я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна», - говорит Пьер.

Но этот ответ не удовлетворил княжну Марью.

«- Умна она? - спросила княжна.

Пьер задумался.

Я думаю, нет, - сказал он, - а впрочем да. Она не удостаивает быть умною».

«Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой», - замечает Толстой.

Все герои Толстого влюбляются. Княжна Марья Болконская влюбляется в Николая Ростова. Полюбив Ростова, княжна во время встречи с ним преображается так, что мадемуазель Бурьен почти не узнает ее: в голосе появляются «грудные, женские ноты», в движениях - грация и достоинство. «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которого она жила до сих пор, выступила наружу» и сделала лицо героини прекрасным. Оказавшись в трудной ситуации, она встречает случайно Николая Ростова, и он помогает ей справиться с несговорчивыми крестьянами и покинуть Лысые Горы. Княжна Марья любит Николая совсем не так, как его любила Соня, которой нужно было постоянно что-то делать и чем-то жертвовать. И не так, как Наташа, которой необходимо было, чтобы любимый человек был просто рядом, улыбался, радовался и говорил ей влюбленные слова. Княжна Марья любит тихо, спокойно, счастливо. И это счастье увеличивается сознанием того, что она наконец полюбила, и полюбила именно человека доброго, благородного, честного.

И Николай видит и понимает все это. Судьба все чаще и чаще толкает их друг к другу. Встреча в Воронеже, неожиданное письмо Сони, освобождавшее Николая от всех обязательств и данных Соня обещаний: что это как не веление судьбы?

Осенью 1814 года Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Теперь у нее есть то, о чем она мечтала: семья, любимый муж, дети.

Но княжна Марья не изменилась: она была все та же, только теперь уже графиня Марья Ростова. Она старалась во всем понять Николая, хотела, очень хотела любить Соню и не могла. Она очень любила своих детей. И сильно расстраивалась, когда понимала, что в ее чувствах к племяннику чего-то недоставало. Она по-прежнему жила для других, стараясь любить их всех высшей, Божеской любовью. Иногда Николай, глядя на свою жену, ужасался мысли о том, что было бы с ним и с его детьми, если бы умерла графиня Марья. Он любил ее больше жизни, и они были счастливы.

Марья Болконская и Наташа Ростова становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, стремится помочь мужу во всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужиками. Гармония семейной жизни, как мы видим, достигается там, где муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое. В семьях Ростовых и Безуховых взаимонепонимание и неизбежные конфликты разрешаются примирением. Здесь царит любовь.

Марья и Наташа - замечательные матери. Однако Наташа больше хлопочет о здоровье детей, а Марья проникает в характер ребенка, заботиться о его духовном и нравственном воспитании.

Толстой наделяет героинь самыми ценными, на его взгляд, качествами - способностью тонко чувствовать настроение близких людей, разделять чужое горе, самоотверженно любить свою семью.

Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть заранее заданную роль, не зависят от мнения посторонних людей, не живут по законам света. На своем первом большом балу Наташа выделяется именно искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо, и их разговор выходит за рамки светской беседы: «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

При сходстве лучших нравственных качеств, Наташа и Марья, в сущности, совсем разные, почти противоположные натуры. Наташа живет взахлеб, ловит каждое мгновение, ей не хватает слов, чтобы выразить полноту своих чувств, героиня наслаждается танцами, охотой, пением. Она в высшей степени наделена любовью к людям, открытостью души, талантом общения.

Марья тоже живет любовью, но в ней много кротости, смирения, самоотвержения. Она часто устремляется в мыслях от земной жизни в иные сферы. «Душа графини Марьи, - пишет Толстой в эпилоге, - стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Лев Толстой именно в княжне Марье видел идеал женщины, а главное - жены. Княжна Марья живет не для себя: она хочет сделать и делает счастье мужа, детей. Но она и сама счастлива, ее счастье состоит в любви к ближним, их радости и благополучии, в чем, впрочем, и должно состоять счастье каждой женщины.

Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую, крепкую семью, не приходится сомневаться, что в ее семье вырастут хорошие дети, которые станут полноправными и полноценными членами общества.

В произведении Толстого мир предстает многогранным, здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Писатель передает нам свою любовь к жизни, которая является во всей прелести и полноте. И рассматривая женские образы романа, мы лишний раз убеждаемся в этом.

«Как это все просто и ясно» - еще раз убеждаемся мы, обращая свой взгляд на глобус шар, где уже нет уничтожающих друг друга капель, а все они слились воедино, составляя один большой и светлый мир, как в самом начале - в доме Ростовых. И в этом мире остаются Наташа и Пьер, Николай и княжна Марья с маленьким князем Болконским, и «надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе.



Вверх