Глагол переходный и непереходный примеры. Переходные и непереходные глаголы

Глаголы - это самостоятельные части речи, обозначающие действие предмета. Они, как и любая часть речи, имеют постоянные признаки, то есть такие, которые свойственны им в любой форме, как бы слово ни изменяли. Одним из таких свойств является переходность.

Что такое переходность глагола, как определить переходность непереходность глагола, какие способы использовать для этого?

Что такое переходный глагол?

Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено на предмет, «переходит» на него. Такие глаголы имеют или могут иметь при себе слова, стоящие в винительном падеже без предлога.

Слова при переходных глаголах могут стоять и в родительном падеже в двух случаях:

  • При обозначении части целого, например: выпить молока (легко заменить винительным падежом - выпить молоко).
  • Если при глаголе есть отрицание: не выполнить задачи (тоже легко заменить винительным падежом: не выполнить задачу).

При определении переходности глагола могут возникнуть трудности. Как определить переходность глагола? Предлагаем алгоритм, как это можно сделать.

Алгоритм определения переходности глагола

  1. Находим глагол. Смотрим, есть ли в предложении слова, к которым можно задать вопросы винительного падежа (кого? что?), такие слова называются прямыми дополнениями. Если вопросы задаются и слова не имеют предлога, то это переходные глаголы. Помним, что данные дополнения выражаются существительными или местоимениями. Примеры: "Прочитал (что?) книгу."; "Увидел (кого?) его".
  2. Если нет при глаголе прямого дополнения, то всё равно задаём вопросы винительного падежа и пытаемся подобрать слово, которое отвечало бы на эти вопросы. Выше говорилось о том, что переходность - это постоянный признак. Значит, он будет свойственен переходному глаголу и без дополнения. Например: Говорил (что?) - легко подберём слово (правду); "Заметил (кого?) их". НО: "Спешить (кого? что?)" - не подбирается слово, глагол непереходный. "Смеяться (кого? что?)" - тоже непереходный.
  3. Если дополнение при глаголе стоит в родительном падеже, не имеет предлога и обозначает часть целого или при глаголе есть отрицание, то глагол тоже будет переходным. Например: "Выпить (чего?) воды."; "Не написать (чего?) письма."

Запомните: все возвратные глаголы, то есть имеющие суффиксы "-ся", "-сь" - непереходные, так как действие не направлено на что-то или кого-то, а «возвращается» к субъекту действия: думается, кажется, решается

На данном уроке речь пойдет о переходных глаголах. Конечно, сами глаголы никуда не переходят. А вот действия, которые они обозначают, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Как отличить переходные глаголы от непереходных, вы узнаете из этого урока.

Тема: Глагол

Урок: Переходные и непереходные глаголы

1. Понятие о переходных глаголах

Действия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Такие глаголы и называются переходными .

От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого? или что? (вопросы винительного падежа без предлога):

Писать (что? ) письмо

Увидеть (кого? ) мальчика

У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет.

От непереходных глаголов можно задавать любые вопросы, кроме вопросов винительного падежа без предлога:

Заниматься (чем? ) спортом

Разбираться (в чем?) в музы ке

Отказаться (от чего? ) от помощи

Важно правильно найти слово, на которое направлено действие, обозначаемое глаголом. Переходный глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которые не просто стоят в винительном падеже, а являются объектом того действия, которое называет глагол:

Увидеть мальчика

Увидеть их

Возможны случаи, когда, несмотря на то, что существительные стоят в винительном падеже, глаголы являются непереходными. Потому что данные существительные не являются объектом действия, которое называется глаголами.

Простоять час

Ждать неделю

Переходность/непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением. В одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным:

Учить в школе .

Глагол «учить» в значении «преподавать» - непереходный.

Учить детей .

Глагол «учить» в значении «обучать» - переходный.

Редактор правит рукопись .

Глагол «правит» в значении «исправляет» - переходный.

Миром правит сам человек .

Глагол «правит» в значении «управляет» - непереходный.

3. Предложения с переходными глаголами

Предложения с переходными глаголами могут быть и утвердительными, и отрицательными. Правда, при отрицании винительный падеж существительного может заменяться родительным.

Он муху убьет .

В данном случае при переходном глаголе убьет существительное муху стоит в винительном падеже.

Сравните то же самое предложение, правда, с отрицательным значением.

Он мухи не убьет .

Винительный падеж существительного заменяется родительным.

Однако запомните: несмотря на это, глагол не теряет своей переходности.

Часто в магазине мы можем услышать такие фразы:

Взвесьте мне, пожалуйста, сахара.

Отрежьте вон того сыра.

Форма Р.п. при переходных глаголах употребляется для того, чтобы мы поняли, что говорится только о части предмета, а не о предмете в целом.

В аналогичной ситуации, если речь идет о предмете, который не делится на части, употребляется В.п.:

Взвесьте мне, пожалуйста, грушу.

Отрежьте вон тот кусок .

А если мы говорим о предмете, который делится на части, можно употребить форму Р.п.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Определение переходности глагола ().

Домашнее задание

1. Упражнение 1.

Обозначить переходные глаголы, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Наступила осень. Деревья в лесу пожелтели. Листья пестрым ковром покрывают голую землю. Многие птицы улетели. Оставшиеся хлопочут, готовятся к зиме. Ищут теплое жилье и звери, запасаются едой на долгую зиму: ежик сделал норку в сухих листьях, белка натаскала орехов, шишек, медведь готовит свою берлогу.

2. Упражнение 2 .

Из данного текста выписать в два столбика словосочетания с переходными и непереходными глаголами, определить падеж существительного.

1. Молодые листочки берез всегда радовали меня своей нежной зеленью. Ребята посадили эти березки, когда учились в школе.

2. В воздухе уже не чувствуется пронизывающей сырости.

3. В открытое окно врывался шум улицы.

4. Я вернул книгу, как только ее прочитал.

5. Он стоял у забора и держал на поводке собаку.

3. Упражнение 3 .

Обозначить переходность и непереходность глаголов в тексте.

1. Обезьяны очень боятся змей. Даже кобры страшат их, хотя кобры питаются ящерицами, мышами и не охотятся на обезьян. Вот маленькая обезьянка увидела удава. Она молниеносно взбирается на дерево, хватается за ветви и, окаменев от ужаса, не может оторвать глаз от хищника.

2. Отыщите на карте остров Сахалин, проведите к югу прямую линию, и при выходе из залива вы увидите крошечную точку, а над ней надпись «Остров тюленей». Это знаменитый остров. Туда каждую весну приплывает целое стадо морских котиков, ценных пушных зверьков .

Глаголы русского языка бывают переходными и непереходными. Общее значение переходности/непереходности характеризуется отношением действия к объекту (S V – О).

Переходными называются глаголы, способные иметь при себе прямой объект в качестве дополнения (т.е. обозначают действие, направленное на объект). Показателем переходности служит винительный падеж прямого дополнения или родительный падеж с определенными значениями.

Значение переходности внутреннее свойство глагола, оно входит в его семантику (имплицитно представлено). Ср.: лить, встретить , рубить и т.п. (кого? или что?). Это действие обязательно предполагает наличие прямого объекта.

Родительный падеж прямого объекта выступает в двух значения:

  • 1) как часть целого: пить (что?) вод у (В. п.) – выпить (чего?) вод ы (Р. п.) (= "выпить лишь часть воды, а не всю воду");
  • 2) при глаголах с отрицанием: не читает (ни) газет, (ни) книг (Р. п.) и т.п. (ср. читает (что?) книги , газеты (В. п.) – не читает (чего?) – не – отриц. частиц. + ни – усилит, частиц, при отрицании (и без ни)).

Непереходные глаголы обозначают действие, которое замыкается в субъекте и не переходит прямо на объект: растет, сидит и т.п. Показателем непереходности является отсутствие прямого объекта при глаголе (т.е. если глагол не допускает вопросов винительного падежа (кого? что?), то он является непереходным).

Явление переходности/непереходности – отражение лексической (семантической) специфики глагола. Непереходные глаголы обозначают действия, достаточные для информации, поэтому они могут употребляться абсолютивно, вне связи с каким-то другим словом, без распространяющего дополнения. Переходные глаголы называют действия, которые не исчерпывают информации, например: ребенок просит... (чего?), студент слушает... (что?). Поэтому переходные глаголы нс могут употребляться абсолютивно, а нуждаются в распространителях, прямых дополнениях: ребенок просит... (чего?) игрушку, карандаш (ср. с инфинитивом – есть, пить и т.п.) и т.д.; студент слушает... (что?) лекцию, сообщение, доклад и др.

Переходность/непереходность не маркируется (ср. глаголы читать – переходный и спать – непереходный). Однако значение непереходности может быть маркировано при помощи постфикса -ся (формант непереходности). Если к любому глаголу присоединить постфикс -ся, он будет непереходным, возвратным.

Переходные глаголы никак не маркируются, а непереходные либо маркируются, либо не маркируются. Ср.: взял, читал (не маркированы) – переходные; взял ся (маркирован), спал (не маркирован) – непереходные.

Обычно формальных показателей переходности/непереходно- сти нет, но есть группа глаголов, у которых переходность/непере- ходность различается с помощью суффикса:

  • – глаголы с суффиксами -ича- или -нича-, -ствова-, -ну- (столяр нича ть, буй ствова ть, толк ну ть, морг ну ть и т.д.) являются непереходными;
  • – глаголы с суффиксом -и- могут быть переходными (прос и ть , чин и ть) ,
  • – глаголы с суффиксом -а- могут быть как переходными (целов а ть , пуск а ть), так и непереходными (хром а ть , стон а ть и др.).

Сравним глаголы с суффиксами -е-/-и- : глаголы со значением состояния всегда непереходные (черн е ть , бел е ть (= "самому")), а глаголы со значением "производить действие над кем-чем- либо" являются переходными (син и ть ... (что ?белье), бел и ть... (что! стены)). В таком же отношении с суффиксами -е-/-и- находятся глаголы, образованные префиксально-суффиксальным способом: обескров и ть (+ В. п.) – обескров е ть (= "самому"). Аналогично: обессилить – обессилеть отряд (И. п.) – обессил е л (непе- рех.) – обессил и ть врага (В. п. – перех.).

Существуют следующие способы определения глаголов по свойству переходности/непереходности с указанием оснований определения:

  • 1) переходный, так как есть винительный падеж прямого объекта;
  • 2) переходный, так как есть родительный надеж прямого объекта при отрицании;
  • 3) переходный, так как есть родительный падеж части целого;
  • 4) переходный, так как при глаголе есть инфинитив, заменяемый винительным или родительным прямого объекта;
  • 5) переходный, так как при глаголе есть дательный с предлогом по, заменяемый винительным прямого объекта;
  • 6) переходный, так как при глаголе есть неизменяемая именная форма (или неизменяемое количественное сочетание), заменяемое винительным прямого объекта.

Грамматические различия между переходными и непереходными глаголами следующие.

  • 1. Все возвратные глаголы являются непереходными (ссориться, встречаться и др.). Возвратные глаголы могут быть образованы от переходных и непереходных. Очень важно научиться определять функцию постфикса -ся :
    • а) он может изменять грамматическую форму слова, т.е. являться средством формирования залоговых значений;
    • б) присоединяясь к глаголу, он образует слово с новым лексическим значением;
    • в) может придавать глаголу значение безличности (например: смеркается);
    • г) без постфикса -ся глагол не употребляется (словообразоват.).

Ср. радовать ся (формообразующее значение – радовать

  • (перех.) + -ся (неперех.)), соглашать ся (словообразующее значение – без -ся не употребляется). Аналогично: остановить ся (форм.), склонить ся (форм.), приближать ся (форм.), нравить ся (слов.), белеть ся (форм.), встречать ся (форм.), объединять ся (форм.), гордить ся (слов.).
  • 2. Только от переходных глаголов могут быть образованы страдательные причастия (читать чита нн ый, чита ем ый; решить реш енн ый и т.п.).

Резкой границы между переходными и непереходными глаголами нет. Многие переходные глаголы могут употребляться в не переходном значении. Ср.: Он поет песню (переходный, так как есть прямой объект в форме винительного падежа без предлога) – Он великолепно поет (глагол употребляется в непереходном значении, так как в предложении-выказывании отсутствует прямой объект). Аналогично: Мальчик читает книгу Мальчик читает. Но если от переходных глаголов образуются непереходные (встречать – встречать ся , мыть – мыть ся и пр.), то непереходные глаголы стать переходными не могут.

  • Исторически постфикс -ся был показателем переходности соответствующего глагола, но, присоединившись к глаголу, он исключил постановку при данном глаголе винительного падежа. При некоторых глаголах возможен винительный падеж (как правило, вместо родительного), но это не делает глагол переходным.

Традиционно глагол как часть речи изучают в конце 4 класса, а повторение и углубление темы продолжается в 5-6 классах.

Эта тема имеет практическое значение, так как помогает учащимся различать формы именительного и винительного падежей, не смешивать прямые дополнения с подлежащими, правильно образовывать причастия и деепричастия.

Попробуем доступно объяснить ученикам, что такое переходный или непереходный глагол.

Обычно устанавливается: сочетается ли глагол с существительным в винительном падеже без предлога. Переходные глаголы требуют винительного падежа (кого? что?) для выражения прямого объекта в утвердительных предложениях: А мне что-то стало жалко и воробья, и муху. Мама сама укоротила брюки.

Но ученики, когда встречают один и тот же глагол в разных предложениях, часто спрашивают: «Какой это глагол – переходный или непереходный?»

Рассмотрим, к примеру, глагол ПИСАТЬ: Иван хорошо пишет. Иван пишет письмо. В первом предложении глагол «пишет» отнесён к субъекту, во втором предложении глагол актуализирует объект. В первом предложении имеется в виду сочетаемость потенциальная , а во втором предложении реальная . Вывод: глагол ПИСАТЬ в данных предложениях переходный. Не забываем, что глагольная категория переходности/непереходности является постоянным признаком и определяется при морфологическом разборе всегда.

Вернёмся к вопросу: можно ли считать переходным глагол, если при нём нет в предложении прямого дополнения без предлога? Конечно, здесь всё зависит от контекста. В контексте переходный глагол может приобретать такие оттенки значения, которые превращают его в непереходный: Я хорошо слышу (то есть имею хороший слух). Петя хорошо рисует, играет на гитаре (то есть умеет рисовать картины, воспроизводить музыку).

В подобных случаях глаголы имеют значение «уметь делать то, что выражено глаголом», то есть обозначают не конкретные действия, а свойства (характеристики, способности) объектов в отношении тех или иных действий. При таких глаголах нет и не может быть дополнения, иначе указанный оттенок исчезнет.

Если условия контекста позволяют не называть предмет, на который переходит действие, то возможна подстановка существительного в винительном падеже без изменения смысла: Я слушал (его, отца, рассказ) и не понимал ничего . Запоминаем, что в контексте переходный глагол может быть употреблён и без прямого дополнения .

Переходный глагол участвует в создании, преобразовании, перемещении или разрушении какого-то объекта (строить дом, жарить мясо, жечь солому ). Это предполагает наличие «инструмента», обеспечивающего контакт и повышающего эффективность действия. В качестве инструмента может выступать тело, активная часть тела, изготовленное человеком орудие: рою землю лопатой, чищу зубы щёткой .

Небольшая группа переходных глаголов имеет значения узнавания, чувствования, восприятия, наделения объекта признаком, открытия/закрытия, установления контактов, обладания, приобщения (узнать новости, любить музыку, слышать пение, одевать брата, распахнуть пальто, склеить листы, украсть деньги, сорвать яблоко ).

Переходным будет глагол и в родительном падеже при указании на часть предмета или при отрицании самого действия: выпить сока, купить хлеба; не читал газет, не получал денег .

Обратимся теперь к непереходным глаголам. Они требуют дополнения только в косвенных падежах с предлогами или без них: идти в школу, помогать другу . Обычно непереходные глаголы обозначают движение и положение в пространстве, физическое или нравственное состояние: лететь, болеть, страдать . Отличительный признак непереходных глаголов суффиксы -СЯ, -Е-, -НИЧА-(-ИЧА-): убедиться, обессилеть, жадничать.

Будут ли глаголы ВЕСИТЬ, ЛЕЖАТЬ, ЖИТЬ переходными в примерах: весит тонну, полежал минуту, живёт неделю ? Рассуждаем так: существительные находятся в Винительном падеже без предлога, но являются не прямыми дополнениями, а обстоятельствами меры и времени. Вывод: эти глаголы непереходные.

Некоторые приставки (пере-, про-, от-, обез-/обес-) способны превращать непереходные глаголы в переходные: работать в офисе - обработать деталь, вредить соседу - обезвредить соседа .

Чтобы проверить, как понята тема, попробуйте выполнить несколько заданий.

Задание 1.

Подберите к глаголам зависимые существительные и определите их падеж:

Разливать ______, узнавать ______, наслаждаться ______, разбавлять ______, раздаваться ______, умалять ______, увлекаться ______, содрогнуться ______, раздражаться ______, преподавать ______, подвергать ______, поглощать ______, объединить ______, благословлять ______, полететь ______, спрыгнуть ______, выглянуть ______.

Какие из этих глаголов сочетаются с существительным в Вин.п. без предлога?

Задание 2.

Определите переходные или непереходные глаголы. Над переходными глаголами ставьте букву П, над непереходными - букву Н.

Видеть волка - бояться волка; отрезать хлеба - есть без хлеба; узнать у товарища - встретить товарища; побаиваться соперника - победить соперника - выиграть у соперника; знать правила - не знать правил - придерживаться правил; хотеть воды - попить воды; насобирать грибов - не заметить гриба - любить грибы - прочитать про грибы; измерить глубину - остерегаться глубины - нырнуть в глубину.

Задание 3.

Превратите словосочетания непереходных глаголов с косвенными дополнениями в словосочетания переходных глаголов с прямыми дополнениями по образцу: подниматься на лифте - использовать лифт.

Заниматься физикой, увлекаться спортом, владеть языком, обзавестись голубями, рассказать о путешествии, беседовать о книге.

Каким образом вам удалось это сделать?

Задание 4.

Исправьте ошибки в употреблении существительных:

настоять о пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться его авторитету.

Задание 5.

Исправьте ошибки в употреблении глаголов:

Я одел пальто, шапку и пошёл гулять. Ученики познакомилися с новым учителем только во время занятий. Мама убралася в комнате, постиралась. Малыши игрались на детской площадке.

Литература

1. Ильченко О.С. Аспекты изучения темы "Глаголы переходные и непереходные" в VI классе / Русский язык в школе. - 2011. - №12.

2. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Русский язык, 1993.

    Думаю, вышеуказанное правило более чем понятно. Основываясь на нм, постараемся сейчас подобрать перечень переходных глаголов:

    • гладил кота;
    • искал ключи;
    • записывал рецепт и т.д.

    и непереходных глаголов:

    • засыпал стоя;
    • прыгнуть;
    • лететь.
  • Переходные глаголы, это те, действие которых переходят на предмет. Например, писать, читать, кушать, рисовать, посмотреть, согреть и так далее.

    Непереходные глаголы, это те, действие которых не переходят на предмет. Например, смеяться, заниматься, лететь, развиваться и так далее. Все очень просто!

    Переходные глаголы, примеры:

    читаю журнал,

    смотрю фильм,

    не выпил чаю,

    насобирал коллекцию,

    глажу белье,

    любить жизнь,

    вспенил мыло.

    Непереходные глаголы, примеры:

    задумался о жизни,

    собрался в гости,

    заболеть гриппом,

    махать флажком,

    засмотрелся на огонь.

    Определить переходные глаголы можно по спряжению, это глаголы второго спряжения. Переходные глаголы направляют свое действие на предмет и по этому признаку переходные глаголы отличаются от непереходных, которые обозначают действие сама по себе. На таблицах определению и примеры глаголов двух видов.

    Переходные - это глаголы, после которых нужно написать дополнение, уточнение. А непереходные - это глаголы самостоятельные.

    Примеры переходных глаголов:

    • Девочка пишет сочинение.
    • Мальчик уже видел этот фильм.

    Примеры непереходных глаголов:

    • Старик упал .
    • Автобус наконец-то приехал .
  • Некоторые примеры переходных глаголов: рисовать (пейзаж), слушать (сказки), рассказывать (новости), нести (сумку), дарить (цветы), приносить (радость).

    Некоторые примеры непереходных глаголов: одеваться, веселиться, радоваться.

    Переходный глагол указывает, что действие переходит на другой предмет. Переходными являются глаголы, управляющие винительным падежом существительного без предлога и родительным падежом с отрицанием, с обозначением существительным части от целого или, напротив, большого количества предметов.

    Примеры переходных глаголов: рисовать дом, строить квартиру, нести корзинку, выпил молока, поел варенья, съел мяса, насобирал грибов, не выучил правил.

    Все остальные глаголы непереходные и возвратные тоже.

    Например:собираться в поездку, грозить кулаком, расти, улететь, знобить, болеть.

    Определить, переходный ли глагол или нет, очень легко.

    Необходимо после глагола задать вопрос кого? или что?. Если это удастся сделать, то глагол считается переходным, если нет, то непереходным.

    Например: вижу (что?) дерево,

    знаю (что?) правило,

    готовлю (что?) суп.

    НО восхищаюсь (вопрос ЧТО? задать нельзя),

    прихожу (тоже нельзя задать такой вопрос).

    С переходностью связано правило. Глагол считается переходным, если существительное в винительном падеже рядом с ним не будет требовать предлога. Рекомендуют тупо подставлять березу. Смотрю на березу - смотреть непереходный , потому что существительное в винительном падеже стоит с предлогом. Вижу березу глагол видеть переходный , потому что существительное встало в вин. пад. без предлога. И все в таком духе. Очень легко и просто.

    Правило указывает, что у переходных глаголов объект действия (в нашем случае слово береза, а в тексте любое) может быть выражен и родительным падежом. Это бывает в 2х случаях:1). Он обозначает часть от целого: купить хлеба, выпить воды,2).перед глаголом есть отрицание в виде частицы не: не пил кофе по утрам.

    Остальные непереходные. Если видите у глагола возвратный суффикс -ся или -сь, он непереходный. Получается, что переходным меньше, чем непереходных.

    Глаголы могут быть переходными и не переходными . В первом случае означает, что действие глагола распространяется на предмет.

    Это может быть, во-первых, когда глагол употребляется вместе с существительным в винительном падеже без предлога: писать стихи, смотреть телевизор.

    Во-вторых, употребляется вместе с существительным в родительном падеже, когда перед переходным глаголом отрицательная частица не (смотрел телевизор - не смотрел телевизора), а также когда действие распространяется на часть предмета, а не на весь предмет (взял вещи - взял вещей (часть вещей).

    Другие глаголы не переходные: увлекаться (чем?) футболом.

    Если учитывать переходность/не переходность глагола, следует обратить внимание на значение существительного в винительном падеже рядом с глаголом, которое должно называть объект действия: простоять час (в очереди), - существительное в винительном падеже, а глагол не переходный.



Вверх