Error: не определено #11234. Доклад на тему "развитие поликультурной личности на уроках литературы". Фундаментальные исследования Для формирования поликультурной личности исходным положением является

Доклад на тему "развитие поликультурной личности на уроках литературы". Фундаментальные исследования Для формирования поликультурной личности исходным положением является

Языкознание

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

А. С. Айткалиева

В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы воспитания поликультурной личности. Особое внимание обращается на необходимость соизучения языка и культуры как основного фактора формирования поликультурной личности в межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: поликультурная личность, межкультурная коммуникация, патриотические чувства, интернациональное сознание, межнациональное общение, благоприятные социальные условия, многоязычье, жайлау, кыстау, кшз yS, шацырак, кереге, босага, Yлкен ys, отау, дружба, единство, уважение, национальная культура, духовное наследие, способ познания окружающего мира, межкультурный диалог.

Комплексная Программа воспитания Республики Казахстан нацелена на воспитание поликультурной личности, индивида с развитым лингвистическим и историческим сознанием; на знание родного и государственного языков; на знание истории, культуры, традиции, быта, духовных качеств своего и других народов, населяющих страну; на знание общечеловеческих ценностей. Решение данных задач возможно лишь при участии самой личности и её активной жизненной позиции, со сформированным мотивом к учению. Личность, которая познала себя, своё место в обществе, свой уровень владения устной и письменной речью, может оказать влияние на других.

Формирование поликультурной личности в условиях межкультурной коммуникации Республики Казахстан предполагает, прежде всего, воспитание у молодого поколения патриотических чувств и интернационального сознания на основе развития и совершенствования двуязычия и многоязычия. В этой связи, безусловно, является актуальным и важным наряду с родным языком обеспечить формирование гармоничного трёхъязычия.

Lingua mobilis №2 (28), 2011

Как указывает Библер В.С., одна из актуальнейших задач современного высшего образования - формирование полилингвальной личности . Умение осознавать принадлежность к собственной национальной культуре и, понимая это, уважать самобытность культуры своего собеседника, т.е. умение участвовать в межкультурном диалоге необходимо для успеха во многих жизненных ситуациях.

В эпоху социальных потрясений, научно-технического переворота, активизирующих общественные отношения, происходят значительные изменения языковых процессов. Язык, как и любое средство коммуникации, находится в постоянном изменении. Необходимость интеграции нашего государства в мировое сообщество создает благоприятные социальные, морально-психологические условия для развития этноязыковых процессов, служит основой формирования культуры межнационального общения. Всё большая открытость нашей страны, развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни в нашей стране способствует тому, что реально востребованным в нашей стране становится многоязычие. Незнание языков обречёт будущее поколение на потерю конкурентоспособности на рынке труда как за пределами, так и внутри страны, на изоляцию, ограниченную дееспособность, невозможность полноправно участвовать в диалоге культур.

В Республике Казахстан, являющейся многонациональной страной с ярко выраженной поликультурой, ведущее место принадлежит государственному, т.е. казахскому языку. Изучение казахского языка обусловлено двойственной природой языка в целом. С одной стороны, язык - это система знаков и правил, а с другой - речь, речевая деятельность. Вместе с тем изучение языка неразрывно связано с культурой его носителей. Это определяет основные содержательные линии владения данным языком: формирование умения владения языковыми средствами; формирование способности общаться на языке; формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях казахского народа.

Знание культуры также расширяет кругозор самостоятельно изучающего второй (неродной) язык, развивает любознательность, повышает интерес к объекту изучения. Соизучение языка и культуры - это необходимые факторы повышения мотивации в процессе усвоения любого языка .

В условиях усвоения казахского языка как неродного он представлен как средство межкультурного взаимодействия, необходимого как

Языкознание

для профессиональной деятельности, так и для интеллектуального развития человека современного информационного общества.

Экстралингвистические единицы предусматривают определённые сферы и ситуации общения, темы, речевые намерения. К этно-кулкгуроведческим единицам относятся слова, словосочетания, фразеологизмы, формулы речевого этикета, тексты. Речевые единицы -это предложения, сложное синтаксическое целое, текст.

Самым ценным, познавательным и мотивирующим средством, на наш взгляд, является познание слов и выражений, относящихся к реалиям быта, традиций и культуры, одним словом, познание духовного наследия казахского народа. В этом плане наибольший интерес представляет понятие «шацырак».

Среди астрономов есть понятие, что юрта - обсерватория степняков. Это мнение отчасти связано с такими элементами юрты, как шацырак - крыша, тундш - «в общем понимании как верх, потолок». Шацырак располагается в юрте в верхней центральной части и символизирует основу дома, семьи.

В центре под самым шаныраком находился очаг. Почему? Действительно, это было удобно и безопасно. Кроме того, казахи в древности поклонялись огню. Дух огня считался хранителем дома, он и очищал его от злых духов. С огнем связан и обряд очищения животных. Во время кочевки с кыстау (зимовки) на жайлау (летнее пастбище) разводили два больших костра и прогоняли между ними весь скот. Только лошадь не подвергалась этому обряду, так как считалась священным животным. Огонь был символом солнца, потому что раньше солнце и небо были главным божеством, которому поклонялись казахи. Так, весной, когда появлялся первый кумыс, хозяйки, прежде чем налить его и выпить, делали земной поклон солнцу, благодаря его за то, что он согревает землю, дает жизнь растительности, которой питаются лошади. Кумыс - национальный напиток, который готовится из кобыльего молока, по специальному рецепту и, являясь лечебным средством, оказывает на здоровье человека исцеляющее воздействие. Это доказано медицинской наукой и практикой.

Два круга - круг солнца над миром, круг юрты - шацырак дополняют друг друга. Ведь и дастархан у казахов тоже имеет форму круга. Даже одно из самых любимых ласкательных слов у казахов «Айна-лайын». Откуда же произошло это название? Оказывается, когда заболевал в семье ребенок, отец ходил вокруг ребенка по кругу, приговаривая «Айналайын», что означало «Я хожу вокруг тебя, замыкая круг,

Lingua mobilis №2 (28), 2011

защищая тебя от всех болезней, изгоняя их». Так, обряд очищения, защиты и помощи превратился постепенно в ласкательное слово.

Мы убедились, что юрта - это очень интересное и уникальное жилище. Китайский поэт Бо - Цзюн, живший в 772 - 846 гг., был настолько поражен юртой, что повез ее к себе на Родину и, поставив его перед дворцом, посвятил ей стихотворение:

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец.

Круглый остов из прибрежных ив Прочен, светл, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве,

А теперь, как голубая мгла,

Вместе с ним она на юг пришла.

Юрту вихрь не может покачнуть,

От дождя её твердеет пруть.

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло.

Удалившись от степей и гор,

Юрта прибрела ко мне во двор.

Шацырак является главным элементом и основой кшз YЙ - юрты. Кшз YЙ является жилищем казахов, духовным наследием, древним памятником и показателем национальной культуры. Кшз YЙ ассоци-рует историю казахского народа, обычаи и традиции, многвековой жизненный опыт, способ познания окружающего мира. Только лишь на примере кшз Yй можно увидеть шедевры архитектуры, строительства, художественного искусства, прикладного искусства, резьбы по дереву и т. д. Кшз YЙ была создана для кочевого образа жизни так, что и складывается быстро, и ставится быстро. Ещё одна особенность кшз уй - в ней зимой тепло, а летом прохладно. Через его покрытия не проходит дождь. Остов юрты и дверь изготавливают из высушенных в тени тонкой березы и тополя. Вышедшие из строя части остова могут быть заменены, а шацырак никогда не обновляется, потому что шацырак для казаха самое ценное и святое понятие. Оно означает «семья», «род», «поколение». Отчий дом называют «кара шацырак», что символизирует в этой «юрте родилось и выросло не одно поколение, нашли место в жизни сыновья и дочери». Когда

Языкознание

создается новая семья, старейшина, благославляя молодых, говорит: «Шацырагыц бик болсын! Босагац 6epiK болсын! Керегец кец болсын!» Это напутствие к светлому будущему. «Алтын шацырак» означает Родину и родные просторы. «Шацырак кетердЬ означает создали семью. <^лкен шацырак - Yлкeн YЙ» - юрта, где живут родители. «Отау Yft» - юрта, где живут молодые .

Шацырак изображен в государственном гербе Республики Казахстан. Он символизирует дружбу, единство и взаимопонимание между народами, проживающими в Казахстане.

В современных условиях воспитание поликультурной личности -это прежде всего высокая культура политического мышления, межнационального общения, умение адекватно оценивать события внутренней и международной жизни общества, а также уважительное отношение к истории, культуре и языку всех народов, населяющих Республику Казахстан. Одним из основных законов Казахстана является Закон о языках, где ясно видна политика государства по отношению к языкам. Ежегодно 22 сентября проходит как День языков народов Республики Казахстан. 21 февраля традиционно является Днем родного языка. Современное поликультурное воспитание должно не только опираться на сравнительно - сопоставительный анализ различных этнокультур, но использовать и подход, позволяющий проследить этапы формирования системы духовно - нравственных ценностей, увидеть специфические явления в развитии опреде-леного типа культуры, почувствовать «духовный стиль» и выявить изменения в развитии данной этнокультуры.

Таким образом, мы можем заключить, что соизучение языка и культуры является основным фактором формирования поликультурной личности в условиях межкультурной коммуникации.

Список литературы

1. Библер, В. С. Философскопсихологические предположения Школы диалога культур. М., 1998.

2. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование. М. : Народное образование, 1999.

3. Кенжеахметов, С. К. Жет казы-на. Алматы: «Атамура», 2006.

List of literature

1. Bibler, V. S. Filosofsko-psiholog-icheskie predpolozhenija Shkoly dialoga kul"tur. M., 1998.

2. Dmitriev, G. D. Mnogokul"turnoe obrazovanie. M. : Narodnoe obra-zovanie, 1999.

3. Kenzheahmetov, S. K. Zheti

Специфика Казахстана определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В РК проживает представителей более 130 национальностей.

Вот почему нам нужна модель образования, ориентированная на сохранении самобытности этнических групп. Одновременно освоение ценностей и стандартов других культур важно, что при этом не утрачивается этническая идентичность и обеспечивается ими общегосударственных ценностей.

Стратегия этнокультурного образования направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей, этническая идентификация и государственная интеграция.

Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Они формируются в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации.

Государственная интеграция – фундаментальная и стратегическая цель этнокультурного образования. Именно государственность и есть основное условие возможности этнической идентификации народа, населяющего РК.

Этнокультурная и государственная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования.

Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путём приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

3. Формирование поликультурной личности

В качестве основных задач этнокультурного образования выдвигаются:

- воспитание поликультурной личности : создание условий для идентификации (отождествление, опознание) личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение.

- формирование многоязычного индивида : подготовка граждан, способных эффективно общаться на родном, государственном и русском языках. В реальной практике речь может идти об эффективном владении 3-4 и более языками. Необходимой предпосылкой становления в РК системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства.

Поликультурная личность – это индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него – фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими – основания для духовного обогащения и развития.

Важно и другое: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими и желание идентифицировать себя со своим народом. Государство должно оказывать всестороннюю помощь и создавать стимулы к овладению родным языком. Однако, решающее значение имеет позиция личности.

4. Этнокультурное образовательное пространство.

Под понятием подразумевается культурная почва, поле для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей.

Этнокультурное образовательное пространство – это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально- культурные центры, кружки и курсы.

В этнокультурном образовании выделяют 3 типа образования:

1.Пропедевтика;

2.Обучение;

3.Погружение в практику;

Лекция 5. Профессиональная компетентность педагога

Цель: Выявление особенностей профессиональной компетентности педагога

Задачи:

    Раскрыть сущность понятия «Профессиональная компетентность»

    Познакомить с психолого-педагогическими знаниями, умениями

План

    Понятие «Профессиональная компетентность».

    Психолого-педагогические знания, умения

    Структура педагогической компетентности педагога как совокупность педагогических умений.

    Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога

Основные понятия: Педагогическая компетентность; аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения

Литература:

    Мижериков В.Б., Ермоленко В.А. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2002.

    Роботова В.А. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2006

    Понятие «Профессиональная компетентность»

Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определённых знаний и навыков.

Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога. Позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории. Умение и готовность применять её положения на практике.

Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

    Психолого-педагогические знания, умения. Психолого-педагогические и специальные знания – важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя, так как многие теоретико–практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. Структура профессиональной компетентности педагога понимается через педагогические умения, которые он приобретает, а так умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (част которых может быть автоматизирована до навыков, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

В.А. Сластёнин все педагогические умения объединяет в четыре группы:

    Умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т.е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;

    Умение выстроить и реализовать логически завершённую педагогическую систему (от планирования образовательно–воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);

    Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать необходимые материальные, материально-психологические, организационные, валеологические и прочие условия, обеспечивать связи школы со средой; активизировать личность школьника, развит его деятельность таким образом, чтобы переводить его из объекта в субъекта воспитания; организовывать совместную деятельность и т.д.;

    Умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства принято считать его профессиональную компетентность. Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению какой-либо деятельности широко используется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования.

А.К Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых означает зрелость человека в профессиональной деятельности:

    специальная компетентность-владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

    социальная компетентность - владение профессиональной совместной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;

    личностная компетентность - владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

    индивидуальная компетентность - владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации.

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности.

Кроме того, компетентность педагога можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основы которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.

Существуют различные подходы к определению структуры профессиональной компетентности. Один из них связан с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой-с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной деятельности педагога в сферах: самостоятельной образовательной и преподавательской деятельностях; воспитательной деятельности. Научно-методической и научно- исследовательской деятельностях; социально-педагогической и культурно- просветительской деятельностях; коррекционно-развивающей деятельности; управленческой деятельности.

Независимо от видов деятельности педагога компетентность в каждой из них включает два основных компонента: 1) систему знаний, определяющих теоретическую готовность учителя; 2) систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога содержатся в квалификационной характеристике выпускника, получившего специальность «учитель», представленной в государственном стандарте профессионального высшего образования.

Требования к теоретической готовности педагога.

Специфика педагогической деятельности требует от учителя владения системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний. Педагог основной и средней школы имеет дело с той возрастной группой учащихся, которая обладает достаточно разнообразными общими и складывающимися профессиональными интересами. Эффективное педагогическое взаимодействие, установление межличностных отношений с ними возможно только в результате наличия у него широкого кругозора, общей эрудиции, компетентности в различных областях - социальной, культурной, научной, технической, на основе которых и формируется творческая, духовно богатая личность, привлекающая молодежь, притягивающая ее к себе. Кроме того, профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя определяется глубиной его знаний в сфере преподаваемой им предметной области.

Успешное осуществление профессиональной деятельности предусматривает овладение наставником основами общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач: знания второго государственного языка Республики Казахстан - русского, на котором ведется преподавание; знания об общих законах мышления и способах оформления его результатов в письменной и устной речи; знания основ философии, объясняющие наиболее общие законы природы и бытия человека, обеспечивающей осознание смысла собственной жизни и профессиональной деятельности; знания о мировой и отечественной истории и культуре, формах и методах научного познания и их эволюции, роли науки в развитии общества; знания основ экономической и социальной жизни общества. Независимо от специфики преподаваемой дисциплины педагог должен знать основы права и ведущие правовые документы , определяющие социальную и образовательную политику государства: Конституцию и законы Республики Казахстан, решения правительства РК и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенции о правах ребенка. Для обеспечения защиты жизни и здоровья детей он обязан знать: возрастную физиологию и основы школьной гигиены, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Компетентность в сфере самостоятельной образовательной деятельности обеспечивается знанием основ научной организации труда, способов поиска, обработки, хранения и использование информации, современных информационных образовательных технологий, способов организации самостоятельной работы, соблюдения режима труда и отдыха.

Система психолого-педагогических знаний, необходимых любому учителю, включает в себя несколько блоков. Прежде всего, он должен владеть психологическим знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях школьников, основных психических процессах и психологических механизмах, лежащих в основе воспитания и обучения. Учителю необходимо знание особенностей педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога, основ профессионально-личностного самовоспитания и саморазвития.

Он должен владеть системой методологических и концептуальных знаний, помогающих ему осознанно строить педагогический процесс; о сущности образования как социального явления; о месте и роли общего и педагогического образования в системе непрерывного образования; о функциях образования, основных тенденциях, направлениях и перспективах его развития: о современных подходах к обучению и воспитанию т.д.

Для осуществления преподавательской деятельности ему необходимо знание следующих психолого-педагогических основ обучения:

    сущности процесса обучения, его закономерностей и принципов;

    особенностей и структуры учебной деятельности учащихся и способов ее организации;

    психологических основ процесса усвоения;

    способов проектирования учебного процесса, отбора содержания обучения, адекватных форм, методов и средств обучения, современных педагогических технологий;

    требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

    средств обучения и их дидактических (обучающихся) возможностей;

    сущности, видов и способов организации самостоятельной работы учащихся, контроля и учета результатов обучения;

    способов диагностики и анализа результатов своей педагогической деятельности.

Наконец, он должен иметь представление о психолого-педагогических основах общения, а для выполнения функции классного руководителя-знать теоретические основы процесса воспитания и способы организации воспитательного процесса, обладать знаниями в других сферах своей профессиональной деятельности: научно-методической, социально-педагогической, коррекционно-развивающей, управленческой.

В соответствии со спецификой преподавательской деятельности учителя - предметника он должен глубоко разбираться в своей предметной области знания и в методике преподавания. Особенностью профессиональных знаний учителя является их комплексный характер, так как профессиональная компетентность и педагогическое мастерство во многом зависят от способности синтезировать знания из различных областей науки и практики и превращать их в личностное достояние, делать инструментом своей педагогической деятельности и профессионально- личностного самосовершенствования.

Действенность профессиональных знаний, перевод их в практическую деятельность во многом определяются степенью овладения педагогом комплексом умений (освоенных способов деятельности) и навыков (автоматизированных умений), педагогических технологий и техник, формирующихся на основе данных знаний.

Требования к практической готовности педагога.

Многообразие выполняемых педагогом профессиональных функций и видов деятельности отражается в перечне содержащих в квалификационной характеристике умений, которыми он должен владеть. Выпускник педагогического вуза обязан уметь:

Осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьника и с учетом специфики преподаваемого предмета;

    стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

    систематически повышать свою профессиональную квалификацию, выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и в других ее формах;

    выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

    выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья, учащихся в образовательном процессе;

    решать организационно- управленческие задачи.

Для организации самообразования и совершенствования методического мастерства учителю необходимо: ориентироваться в новейшей специальной и психолого-педагогической литературе, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира, методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать ее для учащихся.

Основу профессиональной компетентности педагога составляет его практическая готовность к самоорганизации своей деятельности, которая складывается из умения планировать свою деятельность, правильно распределять свое время и находить оптимальные способы ее организации,умений самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов.

Более подробная система действий педагога, овладение которыми обеспечивает его готовность к выполнению профессиональной деятельности, выстраивается система педагогических умений, представляющих собой освоенные педагогом способы данных деятельностей. Системы гностических, прогностических, проектировочных, рефлексивных и аналитических умений, которые формируются в процессе соответствующей деятельности на основе аналогичных педагогических способностей, составляет в своей совокупности педагогическую технологию учителя.

Понятие « педагогическая технология» многозначно. Рассматривается как компонент педагогического мастерства и основа профессиональной компетентности учителя, педагогическая технологи включает в себя систему умений, обеспечивающих проектирование и осуществление педагогического процесса в определенной последовательности действий, процедур. Педагог строит, учебно-воспитательную деятельность технологично в том случае если он понимает, логику и структуру данной деятельности, отлично видит и выстраивает все ее этапы, владеет умениями, необходимыми для организации каждого этапа.

Для любых видов деятельности преподавателя (преподавательской, воспитательной, социально-педагогической, коррекционно-развивающей и т.д) технологическая цепочка действий выглядит следующим образом:

    диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодействия);

    целеполагание - постановка целей(обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач;

    выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;

    Организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего);

    обратная связь, оценка текущих результатов деятельности и их коррекция;

    итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогического взаимодействия;

    постановка новых целей и задач.

Умение строить педагогический процесс предполагает владение учителем педагогической техникой - способами и средствами управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогически целесообразного взаимодействия с учениками.

Первая группа средств педагогической техники связана с психотехническими умениями, обеспечивающими владение собой, свои телом, способами релаксации (расслабления для снятия физического и психологического напряжения, способами эмоциональной само регуляции, вытеснения отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия и т.д.

Вторая группа содержит вербальные (словесные.) и невербальные средства, позволяющие эффективно воздействовать на окружающих, к которым относятся:

Техника речи - ее эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ритм и темп, точность и языковая грамотность, четкость, дикция; невербальные средства - владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств.

Педагогу недостаточно хорошо знать способы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия, их необходимо уметь использовать, соответствующим образом инструментировать с помощью вербальных и невербальных средств. А.С Макаренко писал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился делать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Достижение раскованности, свободы, внешней поведенческой выразительности, владение мимикой и движениями требует от педагога такой же работы над собой, как и от актера. Именно поэтому разработанная К.С Станиславским система психотехнической подготовки актера с успехом используется для отработки педагогической техники. Помочь преподавателю в ее совершенствовании могут современные технические средства - видео-аудиозапись занятий, которые обнаруживают недочеты, не осознаваемые в процессе самой деятельности.

Безусловно, педагогическая техника, выполняет служебную роль и не поможет человеку, не обладающему другими свойствами: ярко выраженной направленностью на взаимодействие с учениками, глубоким профессиональными знаниями, развитыми педагогическим способностями и умениями.

Общие и профессиональные знания, умения, педагогическая технология и техника в их единстве составляю основу профессиональной компетентности учителя, но его педагогическое мастерство далеко не исчерпывается ими. Понятие «мастерство» характеризует высший уровень профессионализма, который не сводится к ремесленничеству, добросовестному выполнению всех инструкций и предписаний. Оно отражает специфику педагогической деятельности как искусства, как творческого процесса, в котором огромную роль играют гибкость и спонтанность учителя, готовность «к изящному исполнению педагогических процессов» (Ш.Амонашвили), к созданию «неструктурированных ситуаций» (А.Маслоу), стимулирующих открытое выражение им и его учениками собственных идей, мыслей, чувств, обеспечивающих расширение степеней из свободы. Способность к импровизации и озарению, созданию для учеников эмоционально интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, те. вывод их на уровень процессуального сознания и открытие для себя мира как бы впервые, не заменить никакими технологиями. В первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого учителя, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир». Мастерство - это великое чудо, которое рождается мгновенно. Когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа» – пишет Ю. Азаров.

Педагогическое мастерство обусловлено всей культурной эволюцией педагога как личности и поэтому всегда единично, уникально, проявляется у каждого педагога-мастера совершенно индивидуально, оригинально. В процессе всей жизни и педагогической практики складывается собственный профессиональный почерк, индивидуальный стиль деятельности учителя, в котором целостно и своеобразно отражается все составляющие его педагогического мастерства.

В наши дни широкое применение как у ученых (теоретиков и практиков),так и у учителей (скорее практиков) имеет понятие «компетентность».Может быть, оно «пришло» в современные учебники педагогики из современной же жизни, а потом «ушло» обратно из учебника в жизнь.

Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация(знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков.

Если говорить о профессиональной компетентности педагога то в содержании этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положение на практике.

Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретический и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Содержание психолого-педагогических знаний опре6деляется государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования и конкретизируется в соответствующих учебных программах и планах к ним. На кафедрах педагогики педагогических университетов разрабатываются и апробируются показатель готовности выпускников к осуществлению практической педагогической деятельности.

Психолого-педагогические и специальные (по тому или иному предмету) знания - важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя, так как многие теоретико-практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практический умений и навыков.

Структура профессиональной компетентности педагога понимается через педагогические умения , которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (часть которых может быть автоматизирована до навыков), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

Педагогическая же задача есть часть педагогической деятельности, и вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи цикл ее решения сводится к триаде - «мыслить -действовать-мыслить» и совпадают с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениям.

В.А Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:

    умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т.е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;

    умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);

    умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать необходимые материальные, материально-психологические, организационные, валеологические и прочие условия, обеспечивать связи школы со средой; активизировать личность школьника, развивать его деятельность таким образом, чтобы переводить его из объекта в субъекты воспитания; организовывать совместную деятельность и т.д.;

    умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач.

Что представляет собой содержание теоретической готовности учителя, педагога? Она проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексных умений.

Аналитические умения представлены такими частными умениями, как:

    анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т.д.);

    осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействиями с другими элементами;

    находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;

    правильно диагностировать педагогическое явление;

    формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.

Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Оно выводит на правильное управление учебно- воспитательным процессом. В состав педагогических умений педагога входят:

    формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;

    отбор методов их достижения;

    предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;

    мысленная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса;

    предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;

    конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса.

В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения объединяются в три группы:

1) прогнозирование развития коллектива(его уровня, динамики, структуры, системы взаимоотношений; изменение положения актива и отдельной личности в коллективе и т.д.);

2) прогнозирование развития личности (интегративных личностных качеств, чувств, воли, поведения, возможные отклонения в развития и поведении личности; трудности в установлении контактов и взаимоотношениях со сверстниками);

3) прогнозирование педагогического процесса(образовательных, развивающихся и воспитательных возможностей содержания образования, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; прогнозирование результатов использования тех или иных методов, средств и приемов образования).

Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими педагогическими (прогностическими одновременно) методами, как моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент и т.д.

Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения:

Вычленять поле образовательных проблем;

Обосновывать способы их поэтапной реализации;

Планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;

Определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников;

Определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них;

Планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей;

Отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата;

    планировать системы приемов, направленных на стимулирование активности школьников и сдерживание негативных проявлений в их поведении;

    планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и общественностью.

Планирование требует от педагога овладения рядом узко методических умений, которые обычно приобретаются в практической деятельности.

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.

Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысливание и анализ своих собственных учительских действий. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают его как педагога, его личностные особенности, эмоциональные реакции, профессиональные способности и возможности. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности.

Итак, возникает необходимость в анализе собственной деятельности. При этом мы определяем следующее:

    правильность сформулированных целей, их преобразование, (конкретизация) в те или иные задачи;

    адекватность решаемых приоритетных задач необходимым условиям;

    соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;

    эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;

    соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, уровню их развития, содержанию образования в той или иной образовательной области;

    причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;

    целостный опыт своей педагогической деятельности и его соответствие критериям и рекомендациям, предлагаемым современной наукой.

Организационная (организаторская) деятельность педагога связана с включением учащихся в различные виды деятельности и организацией деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект образования.

К группе общепедагогических организаторских умений относят к мобилизационные, информационно-дидактические, развивающиеся и ориентационные.

Мобилизационные умения - это умения учителя:

    привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению;

    формировать потребность в знаниях;

    формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности;

    формирование у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций;

    разумно использовать методы поощрения и наказания,

    создавать атмосферу сопереживания и др.

Информационно-дидактические умения -умения, связанные не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

В ходе обучения группа информационно -дидактических умений проявляются в собственно дидактических умения :

    доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал;

    используя различные методы обучения их сочетания (рассказ, объяснение, беседа, проблемное обучение и др.) логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации учащимся;

    доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;

    Эффективно использовать ТСО, средства наглядности, ЭТВ;

    оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала;

    оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ обучения учащихся.

Развивающие умения предполагают:

    определение «зоны ближайшего развития» (Л.С Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;

    создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, воли, чувств учащихся;

    стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических(от частного к общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений;

    постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний;

    индивидуальный подход к учащимся.

Ориентационные умения учителя связаны с формированием морально-ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науке, производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; с организацией совместной творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения учителя - это взаимосвязанные группы перцептивных умений , собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники.

Перцептивные умения учителя - это умения, которые проявляются на начальном этапе общения. Умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей). Для реализации этих умений на практике необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у человека представления о самом себе, что он принимает в себе. Что не принимает (основы Я-концепции личности).

В.А. Сластенин представляет совокупность перцептивных умений как следующий взаимосвязанный ряд. Это умения:

    воспринимать адекватно, интерпретировать сигналы от партнера по общению, получаемые в ходе совместной деятельности;

    глубоко проникать в личностную суть других людей;

    устанавливать индивидуальное своеобразие другого человека;

    на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер его поведения определять его внутренний мир, направленность и возможные будущие действия;

    определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;

    по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным события;

    находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

    видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола») и т.д.

Данные о других людях, полученные в результате перечисленных выше «включенных» учителем перцептивных умений могут стать предпосылками успешного педагогического общения на всех этапах педагогического процесса в будущем.

Считается, что собственно умения педагогического (вербального) общения связаны со следующим:

А) Осуществлением коммуникативной атаки, другими словами привлечение к себе внимание четырьмя способами (по В.А Кан-Калику), а именно:

    речью (вербальным обращением к учащимся);

    паузами в речи с активным внутренним общением (требование внимания);

    развешиванием наглядных пособий, таблиц, записями на доске и т.д. (использование знаково-двигательного варианта);

    смешанным вариантом, включающим в себя элементы трех предыдущих.

В) Установлением психологического контакта с классом, способствующего эффективной передаче и восприятию информации, проявляется в умениях учителя:

Создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности;

Вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и предметом, который он преподает.

С) Управлением общением в педагогическом процессе, которое предполагает органично и последовательно действовать в публичной обстановке, т.е. умение общаться на людях. К данной группе умений относятся умения:

    организовать совместную с учащимися творческую деятельность;

    целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов;

    распределять и поддерживать внимание;

    выбирать наиболее подходящих по отношению к классу и отдельным учащимся способ поведения и общения, который готовил бы их к восприятию информации, снимал психологический барьер, приближал ученика к учителю;

    анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях;

    создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классном коллективе.

Д. Установлением эмоциональной обратной связи в процессе общения, что в свою очередь достигается (проявляется) следующими умениями:

Улавливать по ведению учащихся, их глазам и лицам общий психологический настрой класса:

Чувствовать момент изменения в эмоциональных состояниях при общении с учащимися класса;

Своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности и по мере возможности включать их в деятельность вновь.

Педагогическая техника - это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (по Л.И. Рувинскому).

Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений: а) группа умений, связанная с управлением своим поведением (мимикой, пантомимикой эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией);

б) группа умений, связанных с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением, организацией КТД) (по И.А Зязюну).

Педагогическая техника может быть представлена следующими умениями и навыками (по В.А Мижерикову и М.Н. Ермоленко):

Выбора правильного тона и стиля в обращении с воспитанниками и другими субъектами педагогического взаимодействия;

Управления их внимание;

Чувством темпа;

Владения словом, правильными дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией (т.е развитой культурой речи);

Управления своим телом, умением снимать мышечное напряжение;

Регулирования своего психологического состояния (взывания) « по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.д.);

Владения техникой интонирования для выражения разных чувств;

Умения расположить к себе собеседника;

Образной, красочной передачи информации.

Лекция 6. Педагогическая профессия и её назначение в обществе

Цель: сформировать понятие «учитель новой формации» и изучить требования к нему в современном обществе.

План.

    Социальное назначение труда учителя.

    Учитель в условиях коренного изменения социально-экономического устройства общества.

    Требования к современному учителю, его права и общности, отраженные в Законе РК «Об образовании», в «Концепциях развития образования в РК», в «Государственной программе развития образования в РК на 2005-2010 годы».

Литература:

1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. –М., 2002.

2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.- М., 2004.

3.Смитенина В. А. Педагогика.- М., 2000.

4.Государственная программа развития образования на 2005-2010 г.г. «Казахстанская правда» 16. 10. 04. г.

5.Концепция высшего педагогического образования – газета Казахстанская правда от 18. 08. 2005 г.

6.Закон РК «Об образовании». –Астана, 2007.

Развитие поликультурной личности на уроках литературы

В конце прошлого тысячелетия в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная информационная среда, образовательные технологии и др.

Эти тенденции указывают на то, что основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

Сейчас мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур. Культура двадцать первого века видится как мировой интеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этносов и этнических культур. В результате человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Все выше сказанного следует, что в обществе сформировался поликультурный социум . Поликультурный социум - это такое образовательное пространство, в котором проживают и обучаются учащиеся разной этнолингвистической, религиозной и социально-экономической принадлежности. В последние годы в отечественной педагогике всё больше стали говорить о важности поликультурных аспектов в школьной и вузовской аудитории. Самостоятельно оформилось такое направление, как поликультурное образование.

На языке официальной науки поликультурное образование значится так:

1.процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам; 2. учебные программы и организация учебной деятельности учащихся (студентов), направленные на повышения уровня обучения лиц, представляющих этнические меньшинства, и иммигрантов.

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования:

Глубокое и всесторонне овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и Казахстане, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

Создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

Воспитание учащихся в духе мира, терпимости гуманного межнационального общения.

Поликультурное образование решает ряд практических и учебно-воспитательных проблем:

1 . мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в пространстве учебного заведения, ибо, очевидно, что каждый человек привносит в стены школы культуру своих родителей и друзей, этнической группы и социального слоя, которому принадлежит;

2 . обогащение, культурная децентрация картины мира ученика, по возможности освобождение её от стереотипов дискриминации в отношении иных социальных групп;

3. развитие критического мышления в ходе осознания многомерности общественной реальности, её полифоничности и многоликости, допустимости альтернативных точек зрения, логик рассуждения, языков самовыражения; обработка навыков ведения диалога и продуктивности обмена мнениями;

4 . чуткое отношение к состоянию другого, терпимости к инаковости, что принципиально для процессов социальной солидарности.

Встречи с представителями другой культуры – принципиальное событие. Оно позволяет ощутить собственное культурное своеобразие, соответственно, осознать контуры, облик, наконец, сам факт существования своей культуры в ряду иных.

Вопрос формирования поликультурного общества и сохранение его стабильности является одним из приоритетных вопросов внутренней политики нашего государства. Приоритеты государственной политики, связанные с укреплением межнационального согласия, отражены в деятельности Министерства культуры и информации.

В Республике Казахстан исследованию проблемы введения этно- и поликультурного компонента в содержание современного образования посвящены труды Ж.Ж. Наурызбая, М.Х. Балтабаева, Б.Е. Каировой и др. В них исследователи подчеркивают, что сложный этап формирования гражданской идентичности в Республике Казахстан не возможен без сохранения национальной самобытности народов, населяющих ее территорию. Данная проблема актуальна для многих поликультурных государств, в частности Казахстана.

Казахстан – многонациональное государство, здесь проживает более 130 наций и народностей. В нашей школе учатся дети 29 национальностей. Как не обидеть, не ущемить в чем-то человека той или иной народности? Всегда эти вопросы стоят перед каждым, кто работает с людьми, а с детьми особенно. Как полюбить, зауважать рядом сидящего товарища, несмотря на не тот разрез глаз, возможно, цвет кожи.

Воспитание поликультурной личности и многоязычного индивида, гражданина своего Отечества, является стратегической целью современного образования и отвечает требованиям государственной политики Республики Казахстан и других поликультурных государств.

"Будущее нашей культуры, человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды (Эстетика (от греч.чувственный, чувствующий) - чувственное познание мира). Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности – поликультурной личности.

Поликультурная личность должна обладать и достаточно ярким художественно-эстетическим сознанием: развитым воображением, утонченными чувствами, тягой к прекрасному, способностью ценить красоту, художественным вкусом, умением разбираться в произведениях искусства, что воспитывается театром, кино, телевидением, литературой, уроками музыки, живописи.

Поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.

А формировать поликультурную личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте, а в среднем и старшем продолжить. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: " Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" .

Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала, так как «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.

На уроках русского языка широко используется лексический материал, предоставленный учебником, в котором можно почерпнуть познания из области той или иной культуры, а тексты литературы дают возможность устроить перекличку эпох, наций, народностей, государств.

В 6 классе на уроках русского языка при изучении темы «Имя числительное» можно совершить путешествие в город-музей Санкт-Петербург и узнать историю появления этого города, историю создания его парков, улиц, домов и др., а при изучении темы «Лексика» вообще простор для творчества. Можно посетить целый ряд зарубежных стран и познакомиться с их культурой, обычаями, заглянуть в прошлое, обогатить себя знаниями и впечатлениями.

Из моих наблюдений я могу сказать следующее: чем меньше дети, тем больше в них задора, огня, отклика на твое предложение. Изучая сказки, дети знакомятся с представителями разных культур, что благотворно влияет на их менталитет. Знакомство с обычаями и традициями того или иного народа можно продолжить на внеклассных часах общения.

В 5 классе можно начать с изготовления книжек- малышек, в которые дети сначала запишут сочиненную ими сказку по какой-нибудь пословице или поговорке, затем её проиллюстрируют, оформят, познакомят своих одноклассников с ними и займут достойное место на книжной выставке.

Я размышляю, отчего столько бездуховности в мире, и прихожу к выводу: потеряны истоки духовного, человек потерял свои корни. Он ничего не знает о своих предках до седьмого колена, как это было раньше. Поэтому я стараюсь на своих внеклассных мероприятиях вызвать этот интерес, порыв. Мудрые говорили: «Кто знает глубину истории своей, тот может свободно называть себя её гражданином».

Откуда добывать это духовное? Я нашла его в сотрудничестве с учителем музыки.

Ведь «музыка – это язык души, жизнь души, выраженная в звуках», - так скажет композитор А.Н.Седов, - она имеет огромную роль в эстетике оформления и жизни урока, и глубине получения знания».

Музыка стиха… Музыкальность прозы писателя… Дух музыки… Эти привычные выражения говорят о тесном проникновении двух видов искусства – литературы и музыки.

Привлечение музыки на уроки литературы является одним из важнейших аспектов реализации межпредметных связей, способствующих формированию мировоззрению учащихся, их эстетическому развитию. Прослушивание музыкальных произведений в их сопоставлении с произведениями литературы расширяет знания и умения и умения учащихся, приобретенные на уроках музыки

Надо знать : эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Содействуя воспитанию учащихся как поликультурных индивидов, можно использовать следующие формы проведения уроков – это урок- праздник, концерт, где дети читают, поют песни, танцуют. Хорошо проводить такие уроки на уроках закрепления знаний, на уроках обобщениях и систематизации знаний. В 5 классе провожу «Деревенские посиделки», «Масленицу», в 6 классе дети очень любят мифы Древней Греции.

Основываясь на этих мифах , можно провести ряд нестандартных интегрированных уроков и внеклассных занятий, что я и делаю. Во время проведения внеклассного мероприятия «Мифы Древней Греции в литературе и искусстве» звучала музыка грузинского композитора Басалая, шла театрализация мифов, работала мастерская художника. Обсуждая произведение Д.Лондона «Любовь к жизни», мы впервые почувствовали, как быстро и ни за что человек может лишиться жизни, а жить так хочется. Учащиеся были поражены борьбой этого человека за жизнь и восхищены его порядочностью (Не стал есть кости Билла).

Поверьте: после таких разговоров, это надолго остаётся в памяти детей.

Как уже было сказано выше: приобщать учащихся к искусству надо начинать с младшего школьного возраста.

Моим учащимся 8 класса не совсем было понятно церковное песнопение на уроках по «Слово о полку Игореве», но уже ближе стало прослушивание песни «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка» при изучении «Капитанской дочки», учащиеся смогли написать сочинение-миниатюру «Что я чувствовал и переживал, слушая данную песню».

На уроках и внеклассных мероприятиях можно слушать романсы и песни не только в исполнении известных певцов, но и самих учащихся. В 9 классе, собравшись под зелёным абажуром, мы рассматривали картины М.Лермонтова, исполняли и слушали его романсы, играли сцены из драмы «Маскарад». После таких уроков и мероприятий учащиеся благодарят и просят продолжения открытий.

Нестандартные формы проведения уроков дают положительные эмоции, которые благотворно влияют на рост качества знаний. Просмотр на уроках литературы в 11 классе кадров фильма «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» рождает поток вопросов, эмоций, разговоров. Идет интересный диалог. Мы просто люди, которым интересно общаться.

Изучая творчество М.Цветаевой, О.Мандельштама, Р.Рождественского, В.Высоцкого слушаем стихи, положенные на музыку, просматриваем кадры любимых фильмов «Жестокий романс», «Ирония судьбы, …», «Семнадцать мгновений весны». И в сочинениях-рефлексиях появляются теплые слова благодарности и признательности в том, что музыка помогла ближе понять данные стихи и разрешить некоторые жизненные ситуации, что для себя ребята открыли мир, ранее не изведанный.

- Тема ВОВ - это широкое поле деятельности для учителя. Составляя сценарий урока, урока-концерта, презентации, думаю о том, какую воспитательную функцию он будет нести, как можно воздействовать на ум, душу и сердце ребенка. И когда читаю сочинения-рефлексии, отзывы, понимаю: многого дети не знают, а оно им интересно. Проводя длительно репетиции, дети становятся ближе друг другу, учитель для них на репетициях их друг и помощник. Участников объединяет общее дело, интерес, они видят учителя с другой стороны, и сами раскрываются по-новому. И как следствие такого длительного общения - повышение мотивации к учебе.

Сегодня есть такая возможность, как использовать мультимедиа, видео, что расширяет познавательный интерес.

Вывод: Какие же есть возможности среды в формировании эстетического компонента поликультурной личности. Я могу из собственного опыта предложить следующее:

Нестандартные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий: урок- фантазия, урок- диалог, урок- путешествие, соревнование, КВН, конкурс, аукцион знаний, поле- чудес, -презентация, -концерт.

Эти виды уроков способствуют заинтересованности к предмету, проблеме. Но это не только заинтересованность со стороны учащихся, но и развитие их творческих способностей.

Школьные годы – это, пожалуй, самая трудная и ответственная пора становления человеческой личности . У подростка и юноши очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы струны эти звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их. И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В. А. Сухомлинский: “Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той “оголённости” идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания”. Видимо, искусство и позволяет дать урок нравственности, не облечённый в форму поучительности.

В Казахстане этнолингвистический аспект поликультурности весьма ярко выражен, так как здесь компактно проживают представители нескольких национальностей. Наряду с государственным казахским языком и русским языком как языком межнационального общения, коммуникация осуществляется более чем на 140 языках. В поликультурном этногеографическом пространстве, каким является Казахстан, значительная часть населения является двуязычной. Двуязычие, обогащенное наследием двух культур, создает благоприятные условия для овладения иностранным языком.

При обучении иностранному языку обращают внимание в первую очередь на лексический и синтаксический уровни языкового отражения действительности. Тем не менее, существует ещё и текстовой уровень, представляющий собой языковую картину мира. Согласно В.А. Масловой, языковая картина мира отражает национальную картину мира и может быть выявлена в языковых единицах разных уровней Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб.пособие /В.А. Маслова. 2-е изд. - Минск: Тетра Системс, 2005. - 256 с., с. 51.Проблемы взаимоотношения языка и культуры требуют сложного и многоаспектного подхода. Картина мира не только отражает в языке окружающую действительность, мораль, систему ценностей, менталитет, национальный характер, но и формирует язык и его носителей Тамерьян Т.Ю. Языковая модель поликультурного мира: интерлингвокультурный аспект: дисс… д-ра филол.наук: Нальчик, 2004. - 460 с., с. 2]. .

Понятие языковая картина мира коррелирует с понятием языковое сознание, определяемое как особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившее его психическое своеобразие и отразившееся в специфических чертах данного языка. Языковая картина мира при таком понимании предстаёт как знание, зафиксированное в содержании языковых форм и конвенциональных способах их выражения, как своеобразная система членения мира и форма его категоризации. Такой подход к трактовке понятия «языковая картина мира» представляется наиболее продуктивным при антропоцентрическом подходе к изучению языковых единиц. Следовательно, усвоение неродного языка предполагает усвоение языковой картины мира, языкового сознания носителей данного языка.

Таким образом, языковая картина мира отражает способ речемыслительной деятельности, характерный для той или иной эпохи с ее духовными, культурными и национальными ценностями. Социолингвисты утверждают, что язык, возникнув как историческая необходимость, призван отвечать тем требованиям, которые предъявляет к нему общество. Вместе с тем он отражает состояние общества и активно способствует его прогрессу. Как справедливо утверждает В.Г. Костомаров, диалектическое единство вербального средства общения и общественного сознания, то есть единство языка и национальной культуры, ведёт к получению уникальной возможности по данным языка восстановить детали исторического прошлого этноса Языковой вкус эпохи. - Спб. : Златоуст, 1999. - 320 с.. Это положение справедливо по отношению к любому конкретному языку и обществу его носителей, которые естественным образом оказываются носителями определённой культуры.

В связи с этим знание других языков способствует появлению новых точек зрения на мир, дополнительных возможностей, это знакомство с другим мировосприятием и мироистолкованием, когда можно корректировать и уточнять те знания о мире, которые получены при помощи родного языка. Цель поликультурного и полиязычного образования заключается в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.

Следовательно, в центре проблемы поликультурного общения находится личность, обладающая многоязычной и поликультурной компетенцией, т.е. межкультурной компетенцией, сформированной на базе не менее трех языков и культур (родной и двух неродных).

Поликультурная личность является одной из основных характеристик специалиста любой профессиональной сферы деятельности в условиях культурного многообразия общества. Однако следует отметить, что существует большое количество трактовок понятия «поликультурная личность». Например, в концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан говорится о том, что поликультурная личность - это «индивид, ориентированный через свою культуру на другие» Распоряжение Президента Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 3058 О Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан. Наряду с дефиницией «поликультурной личности» в данном документе отражаются и требования к качествам, которыми поликультурная личность должна обладать. Таковыми являются:

развитое лингвистическое сознание (подразумевает наличие у индивида знание родного, государственного и иностранного языков, что расширяет кругозор данного индивида и является плодотворной основой для развития поликультурной многогранности индивида);

целостное мировоззрение (у индивида должна быть сформирована единая картина взаимосвязей между такими понятиями как мир, социум и культура);

развитое историческое сознание (знание истории складывается из знания мифов, символов, образов, которые также играют важную роль в становлении поликультурной личности);

развитое географическое сознание (подразумевает становление поликультурной личности сквозь призму страноведческого и этнографического аспектов);

развитое художетсвенно-эстетическое сознание (приобщение индивида к культурному многообразию всего мира через воспитание в нем чувства прекрасного по средствам великих произведений искусства в различных отраслях).

Однако нельзя не согласиться, что данное определение является не совсем полным. Так согласно А.Н. Джуринскому поликультурная личность - это индивид, который признает уникальность иных культур, который готов вести толерантный межкультурный диалог. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера. 2007.-224с В свою очередь Ю.В. Агранат вносит немаловажное уточнение о том, что поликультурная личность - это субъект кросскультурного диалога, обладающего всеми перечисленными выше качествами Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе. Дис. …канд. пед. наук. Хабаровск, 2009. Следует также отметить, что выделяют три уровня развития поликультурности личности:

высокий, который характеризуется наличием у индивидов высокого уровня эмпатии, конфликтоустойчивости, а также способностью применять различные адекватные средства для решения задач взаимодействия с представителями различных культур;

средний, который характеризуется не полной сформированностью всех компонентов поликультурной личности, индивид с данным уровнем проявляет недостаточный уровень таких качеств как эмпатия, толерантность. А также выказывает ситуативные проявления кофликтности;

высокий, который характеризуется очень низким уровнем сформированности компонентов поликультурной личность, низкий уровень конфликтоустойчивости, оценивание людей, исходя из своего собственного «Я», низкий уровень эмпатии, и толерантности.

Как видим, основными критериями поликультурной личности являются такие качества, как эмпатия, конфликтоустойчивость, толерантность, то есть потенциальная возможность субъектов к ведению диалога. Знание языков индивидов является непреложным требованием для процесса межкультурной коммуникации. Тем не менее, вышеуказанные личностные качества проявляются только в том случае, если у собеседников сформировано мировоззрение, где скомпонованы понятия мир, общество, культура, история, география не только на уровне своего этнического сознания, но и оно взаимосвязано с аналогичными понятиями, приобретенными в ходе изучения иностранных языков. Иначе говоря, обучение иностранным языкам - это передача не только лингвистических знаний, но и ознакомление с языковой картиной мира.

В связи с этим на первый план в процессе обучения иностранным языкам выступает формирование у обучающихся лингвокультурологической компетенции, т.е. осознание ими языка как сокровищницы национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях диалога культур, являющегося непреложным условием мирного сосуществования жителей такого многонационального государства как Казахстан.

Список литературы

лексический этнолингвистический язык

  • 1. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб.пособие /В.А. Маслова. 2-е изд. - Минск: Тетра Системс, 2005. - 256 с., с. 51
  • 2. Тамерьян Т.Ю. Языковая модель поликультурного мира: интерлингвокультурный аспект: дисс… д-ра филол.наук: Нальчик, 2004. - 460 с., с. 2
  • 3. Языковой вкус эпохи. - Спб. : Златоуст, 1999. - 320 с
  • 4. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 3058 О Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан
  • 5. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера. 2007.-224с
  • 6. Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе. Дис. …канд. пед. наук. Хабаровск, 2009
Вверх