Error: не определено #11234. Девочка со спичками. истинный смысл этой сказки. Анализ сказки "Девочка со спичками" Девочка со спичками основная мысль

Девочка со спичками. истинный смысл этой сказки. Анализ сказки "Девочка со спичками" Девочка со спичками основная мысль

Урок литературного чтения 4 класс

«Девочка со спичками» по сказке Г.Х.Андерсена

Задачи:

Развивать креативное мышление, восприятие, память, речь, правильную логическую речь;

Умение работать в группе: слушать и слышать друг друга;

Воспитывать чувства коллективизма, интерес к сказкам, воспитывать уважение к точке зрения собеседника, воспитывать у детей положительные человеческие качества: сопереживание, соучастие, сострадание;

Оборудование: экран, презентация, учебник хрестоматия (тект о Г.Х. Андерсене для 2-х групп), музыкальное сопровождение; карточки с заданиями для самостоятельной работы в группе.

Ход урока

Организационный момент.

Психологический настрой.

Послушайте загадку:

Все в ней ложь, но есть намек

Добрым молодцам урок…

В ней Дюймовочка живет,

Буратино пьет чернила,

Заяц мчится наутек…

Я не случайно загадала вам загадку.

Кто догадался, почему моя загадка о сказке? (Наверно сегодня мы познакомимся на уроке со сказкой).

Что такое сказка?

А теперь дайте определение, что такое литературная сказка?

Звучит музыка

Мы продолжаем знакомится с произведениями Г.Х.Андерсена и его творчеством. СЛАЙД 2

Запишите в течение одной минуты в таблицу все, что вы знаете об этом авторе (ученики работают самостоятельно.

К концу урока постарайтесь заполнить таблицу «Узнал»

Проверка домашнего задания КАРТОЧКА №1

СЛАЙД 7 Что в них общего?

Так называется произведение, которое мы сейчас прочитаем

«Дерево предсказаний» - Выскажите предположение о сюжетной линии произведения с таким названием? (как вы думаете, о чем будет эта сказка?)

Словарная работа перед чтением

Дети в тексте вам встретятся такие слова:

СЛАЙД 8

Канун – день перед праздником.

Прок - польза

Во весь опор – очень быстро, вскачь.

Люлька – подвесная колыбель.

Передник – фартук.

Непроницаемый – не пропускает сквозь себя свет, звук.

Сочельник – канун Рождества.

Сера – химический элемент, желтое горючее вещество, применяемое в технике и медицине.

Локон – вьющаяся прядь волос

Отблеск – сияние отраженного света

Значение каких слов вам знакомо?

Геннадий Цыферов в книге “Мой Андерсен” пишет “Знаешь ли ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…

Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит.

Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

«Стадия осмысления» - чтение с пометками. Откройте хрестоматию, сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать сказку и постарайтесь почувствовать, услышать “звон грусти”, делайте пометки.

Включение записи чтеца

(Когда я слушала сказку, мне было грустно.

Героиня сказки вызвала у меня жалость.

А мне было стыдно за тех кто проходил мима маленькой девочки.)

-О ком она? (о маленькой девочке, продавщице спичек;)

- А о чем она? (О том, что в далеком прошлом очень трудно жилось бедным людям, в том числе и детям)

(Писатель хотел, чтобы люди были внимательнее к окружающим.

Сказочник хотел донести до нас то, что нужно проявлять сострадание к тем, кто в нас нуждается.

Работа по содержанию.

Услышали ли вы “звон грусти”, уловили, поняли настроение автора?

Что остается от сказки потом – после того, как ее рассказали?

(настроение)

Какое настроение создалось у вас в душе после прослушивания сказки? (У меня в душе осталась грусть.)

Почему вам стало грустно? (Грустно мне стало потому, что девочка умерла.)

Менялось ли оно на протяжении прослушивания? (Мое настроение менялось, когда горела спичка и девочка видела,

огонь, ей было тепло. В те моменты, когда девочке было хорошо)

Кто является главным героем сказки?

Родом, какой семьи была эта девочка?

Какие слова из текста доказывают это?

Выборочное чтение. Дискуссия.

Найдите в тексте слова, которые описывают состояние девочки. СЛАЙД 9

Состояние девочки

Брела маленькая, нищая с непокрытой головой, босая

Покраснели, посинели от холода

Голодная, продрогшая

Измучилась

Бедняжка

Съежилась, поджала ножки

Еще холоднее на чердаке

Ручонки закоченели

Что в этой сказке необычно, а что может быть на самом деле?

С чем сравниваются спички? (Свечка)

Андерсен часто использует в тексте слова с корнем свет, синонимы этого слова и слова-описания огня, как он горит, светит. Найдите их в тексте.

СЛАЙД10 Слова синонимы

(свет, светятся, огонёк, пламя, загорелась, засветилась, отблеск, свечка, огоньки – звездочки, ослепительно вспыхнули).

Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки?

Прочитайте отрывок сказки, который вас взволновал.

Как вы думаете, почему Г.-Х. Андерсен сочинил такую сказку?

(Харланов – Е.И., Какая же это сказка? В сказках всегда хороший конец, а здесь печальный)

КАРТОЧКА №2

Расставьте части текста по порядку

№ ___ Смерть девочки

№___Первое чудо- тёплая печка

№___Одна на улице

№___Мечта – праздничный стол

№___Встреча с бабушкой

№ ___Страх девочки

2 часть

Синквейн о девочке

СЛАЙД 11, 12, 13 (Вывод)

Доброта- это отзывчивость; - душевное расположение к людям; - стремление делать добро другим

Качества по Ожегову: Добродушный

Доброжелательный

Добропорядочный

Добросердечный

Добросовестный

Какими качествами должны обладать мы?

Быть заботливыми, чуткими, внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми

Подведение итогов урока.

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Какой урок жизни получили?

Вот что сказал о сказке великий русский зоолог и писатель Н.П.Вагнер: «Тебе жаль все доброе, хорошее, - и не жаль все злое, дурное… Ну, значит, сказка достигла цели! На это она годна. Этим она прекрасна и сильна. Ведет она к добру, сеет отвращение к злу».

Рефлексия. СЛАЙД 14

"6 шляп мышления"

Работа в группах. (отвечает тот, кому дана шляпа) .

Белая- перечисли героев сказки.

Жёлтая - что обрадовало в сказке.

Чёрная- что не понравилось.

Красная- как менялось настроение в процессе чтения.

Зелёная- что хотелось бы изменить в конце сказки.

Синяя -Вопрос синей шляпы адресую всем. Чему научила вас эта сказка?(Добру.)

Домашнее задание СЛАЙД 15

Сделать рисунки к эпизодам, которые вас больше всего взволновали.

СЛАЙД 16 – Спасибо за урок!

Эстес.
Анализ сказки "Девочка со спичками".

" Девочка бродит по улицам и просит прохожих купить у нее спички. Эта сцена рисует один из самых немыслимых поступков, свойственных женщинам с поврежденным инстинктом, - она отдает свет за бесценок. Здесь маленькие огоньки на палочках напоминают нам о более ярких огнях - о насаженных на палки пылающих черепах, знакомых нам из сказки про Василису. Они символизируют мудрость и, что еще важнее, воспламеняют сознание, превращая тьму в свет, заставляя светить то, что уже сгорело. Огонь - главный символ обновления души.

Здесь перед нами девочка, которая живет в большой нужде, просит подаяние, предлагая нечто чрезвычайно ценное - свет - взамен гораздо менее ценного - гроша. Происходит ли такой неравный обмен в нашей душе, или мы производим его во внешнем мире, результат всегда один и тот же: дальнейшая потеря энергии. И тогда женщина теряет способность удовлетворять свои потребности. То, что хочет жить, просит ее, но ничего не получает в ответ. Перед нами личность, которая приносит свет из бездны, как София, олицетворявшая мудрость у греков, но бесполезно расходует его в порывах бесплодной фантазии. На этот выбор ее толкают неудачные любовники, негодные начальники, вынужденные ситуации и всевозможные зловредные комплексы.

Когда девочка решает зажигать спички, она использует эти свои ресурсы не для действия, а для фантазий. Она расходует свою энергию на мимолетные цели. В жизни женщины это проявляется со всей очевидностью. Она решает поступить в институт, а потом три года думает, какой выбрать. Она собирается написать серию картин, но так как ей негде развесить столько холстов, она занимается чем угодно, только не живописью. Она хочет сделать то или это, но не удосуживается поучиться, развить восприимчивость или мастерство, необходимые для того, чтобы выполнить работу хорошо. Она исписала снами десять блокнотов, но запуталась в фантазиях, пытаясь их истолковать, и не может сделать их руководством к действию. Она знает, что нужно уйти, начать, остановиться, идти дальше, - и ничего не делает.

Понятно, почему так получается. Если чувства женщины заледенели, если она больше не ощущает себя, если ее кровь, ее увлеченность больше не достигают всех уголков души, если она отчаялась, то жизнь в фантазиях становится для нее приятнее, чем все остальное, на чем она может остановить взгляд. Маленькие огоньки от спичек, не имея топлива, сжигают душу, будто сухое полено. Душа начинает обманывать самое себя: она живет в пламени фантазии, а в нем все желания кажутся сбывшимися. Такие фантазии похожи на ложь: повторяй их почаще, и сам поверишь.

Такой способ борьбы со страхом, когда мы стараемся уменьшить проблемы или трудности, с энтузиазмом придумывая невыполнимые решения или грезя о лучших временах, является бичом не только для женщин: это главное препятствие на пути всего человечества."


Девочка со спичками
Святочный рассказ
Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году - канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать - вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.
Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!
Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем - ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!
Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.
Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, - и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.
Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в пей стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.
Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.
"Кто-то умер", - подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: "Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу".
Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.
- Бабушка, - воскликнула девочка, - возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!
И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, - вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко - туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, - они вознеслись к богу.
Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах - улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.
- Девочка хотела погреться, - говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.
Андерсен Ханс КристианЧасть А. Найдите в тексте ответы на вопросы:
Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную темную пору, босую и с непокрытой головой?
Что решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?
Что видит маленькая нищенка, пока горит эта “удивительная свечка”?
Почему именно бабушку видит малютка?
Вспомните и запишите имена других героинь автора.
Часть В. Ответьте на вопросы
Найдите в этой сказке те элементы, которые присущи литературным сказкам, сказкам вообще.
Заполните таблицу
Реальность Фантастика, чудеса
Часть А. Ответы (по 1 баллу)
Она должна была продать спички, выручить за них гроши, но за весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее, а дома было также холодно, как и на улице.
“Руки ее совсем закоченели. Ах, если бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и...чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечка”.
“Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью…Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! … пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталось обгорелая спичка”.
“Старая бабушка… одна во всем мире любила ее”.
Дюймовочка, Герда, Русалочка и т.д.
Часть В. Ответы.
Трижды девочка зажигала спички, такое троекратное повторение характерно для многих сказок. Кроме того, зажженные спички вызывают к жизни чудесные картины, почти волшебные для маленькой нищей девочки. На этом волшебство сказки и заканчивается. (3 балла)
(2 балла)Реальность Фантастика, чудеса
Холод. Голод. Одиночество. Чудо: печь, огонь;
гусь с черносливом;
елка со свечами;
бабушка.

Девочка со спичками

Святочный рассказ

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в пей стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

"Кто-то умер", — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: "Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу".

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

Девочка хотела погреться, — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Андерсен Ханс Кристиан

Найдите в тексте ответы на вопросы:

Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную темную пору, босую и с непокрытой головой?

Что решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?

Что видит маленькая нищенка, пока горит эта “удивительная свечка”?

Почему именно бабушку видит малютка?

Вспомните и запишите имена других героинь автора.

Ответьте на вопросы

Найдите в этой сказке те элементы, которые присущи литературным сказкам, сказкам вообще.

Заполните таблицу

Ответы

Она должна была продать спички , выручить за них гроши , но за весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее, а дома было также холодно, как и на улице.

Руки ее совсем закоченели. Ах, если бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и...чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечка” .

Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью…Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! … пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталось обгорелая спичка”.

Старая бабушка… одна во всем мире любила ее ”.

Дюймовочка, Герда, Русалочка и т.д.

Трижды девочка зажигала спички , такое троекратное повторение характерно для многих сказок. Кроме того, зажженные спички вызывают к жизни чудесные картины, почти волшебные для маленькой нищей девочки. На этом волшебство сказки и заканчивается.

Вверх