Д н узнадзе психологические исследования. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Процесс затухания установки
Экспериментальные основы психологии установки
Введение
Все многообразие явлений нашей психической жизни в основном распадается на три отличающиеся друг от друга группы: познание, чувство и воля, представляющие три основные, наиболее традиционные единицы обычной классификации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душевные явления и на иных основах, но традиционная классификация до настоящего времени доминирует.
И вот естественно возникает вопрос: что же является спецификой всех этих групп, спецификой, делающей их основными категориями явлений душевной жизни? По-видимому, лишь то, что все эти процессы без исключения являются сознательными психическими переживаниями. Познание, например, так же как и чувство или воля, одинаково относится к категории явлений сознания. Субъект, переживающий какой-нибудь познавательный акт или какое-нибудь эмоциональное содержание или совершающий какой-либо волевой поступок, сопровождает все эти переживания определенными актами, делающими их вполне сознательными психическими содержаниями. С этой точки зрения нет сомнения, что психика и сознание вполне покрывают друг друга: все психическое сознательно, и то, что сознательно, является по необходимости и психическим.
Такова традиционная, наиболее распространенная точка зрения на природу психического. Спрашивается, как выглядит в аспекте этой теории вопрос о развитии психики.
Нет сомнения, что в рамках этой концепции природы психического для понятия развития не остается места. В самом деле! Если считать, что психическая действительность имеется лишь там, где мы допускаем наличие сознательных процессов, то мы должны принять, что психика резко отграничивается от всего того, что лишено сознания, от всего материального, и составляет абсолютно самобытную сферу действительности. В этом случае становится неизбежным допустить между психической и материальной сферами действительности наличие непримиримой противоположности, исключающей всякую мысль о возможности их взаимного влияния. Получается, будто психическое и физическое фактически радикально разобщены друг от друга и говорить о возможности их взаимодействия нет как бы никаких оснований. Поэтому вопрос об отношении психического к физическому или вообще к материальному может быть решен с точки зрения этой концепции лишь на основе идеи параллелизма. Психофизический параллелизм представляет собою вполне естественный, можно сказать, вполне закономерный вывод из допущенных выше посылок.
Но допустить правомерность идеи параллелизма - значит допустить идею немощности нашей мысли перед вскрываемыми ею же самою проблемами. Идея параллелизма не может быть признана правомерной. Она должна быть заменена чем-нибудь более приемлемым, и мы должны отказаться от мысли отождествления психики с сознанием. Следовательно, мы должны допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознательной формой ее существования и, нужно полагать, предшествует ей.
В психологической литературе известно и другое направление мысли, которое старается разрешить интересующую здесь нас проблему - проблему взаимоотношения психического и сознательного - совершенно по-иному. Оно считает, что наша психическая жизнь вовсе не исчерпывается сознательными душевными переживаниями, что, наоборот, она представляет собою широкое поле действительности, лишь незначительный отрезок которой составляет область нашего сознания, что, говоря короче, психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга. Есть основание полагать, что, наоборот, существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности. Значит, с этой точки зрения для того чтобы считать то или иное явление психическим, нет необходимости, чтобы оно было одновременно и сознательным. Психика включает в себя два больших, одинаково необходимых компонента явлений - компонент сознательных и компонент бессознательных психических переживаний. Такова точка зрения так называемой психологии бессознательного.
Можно было бы допустить, что психика, согласно этой концепции, проходит в процессе своей активности две ступени развития, из которых предшествующей является ступень бессознательного, а последующей - ступень сознательного. Однако психология бессознательного далека от этой мысли: она вовсе не считает, что сознательная и бессознательная психическая жизнь - это лишь две ступени развития единой психики, две ступени, которые последовательно и необходимо следуют одна за другой. Правда, у нас есть случаи, в которых бессознательное состояние психики переходит в сознательное, из бессознательного вырастает сознательное. Но это не единственно необходимый путь, который нужно пройти психическому содержанию, чтобы достигнуть сознательного состояния. Наоборот, нередко встречаются случаи, в которых имеет место как раз обратный порядок последовательности явлений - переход сознательного состояния именно в бессознательное. Следовательно, нельзя утверждать, что бессознательное представляет собою ступень развития, за которой следует далее ступень сознательной психической жизни.
Что это действительно так, с точки зрения «психологии бессознательного», видно и из анализа самого бессознательного психического содержания. В самом деле, что же мы должны разуметь под названием «бессознательное»? Как нам характеризовать как определенное качество это бессознательное? Допустим, у субъекта появляется какое-то желание, которое он считает неподходящим, может быть, по той или иной причине даже постыдным для себя. Что же происходит в таком случае? Психология бессознательного прибегает здесь к помощи понятия вытеснения . Она полагает, что субъект «вытесняет» это желание из пределов своего сознания, что он не окончательно и всецело уничтожает, а лишь укрывает его в недрах бессознательного. Это вытесненное, отныне бессознательное, состояние не осознается, не переживается субъектом как сознательное желание. Это, однако, не означает, что оно потеряно для него раз и навсегда. Оно все же остается в субъекте в какой-то степени и продолжает действовать в нем, но так, что он об этом ничего не знает. Так создается, согласно этой теории, одна значительная часть бессознательного психического содержания.
(1886-1950) - сов. психолог и философ, автор общепсихологической теории установки, создатель грузинской психологической школы, один из основателей Тбилисского ун-та, где создал отделение и кафедру психологии АН Грузии. Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).
Узнадзе Д.Н. был согласен с З. Фрейдом в том, что сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики, однако теория и понятие установки задумывались им как антиподы и конкуренты теории психоанализа и понятия бессознательного в учении Фрейда. У. понимал установку как «границу» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений (а также связывает психическое с психическим). Такой подход, по мысли У., позволяет преодолеть свойственный всей традиционной психологии «постулат непосредственности», т.е. признание прямого и непосредственного действия объективных условий (стимулов) на Сознание . Опосредствующим звеном выступает именно установка - целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности. Установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения - с др. В многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях грузинской школы были изучены виды установок, их свойства, условия возникновения (см . Иллюзии восприятия ).
Идеи Узнадзе в настоящее время разрабатываются в основном грузинскими психологами и находят свое практическое применение в педагогической психологии, психотерапии и т.п. Дискуссионными проблемами теории установки являются ее соотношение с др. общепсихологическими теориями современной психологии, в частности с теорией деятельности (в вариантах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна). У. также автор трудов по теории познания, общей, экспериментальной, возрастной психологии и университетских учебников по психологии. Программные работы У. на рус. языке: «Основные положения теории установки» (1961), «Экспериментальные основы психологии установки» (1966). (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1886–1950) - грузинский советский психолог. Основатель теории установки (см. Установки теория) как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Предпосылкой его теории был философско-психологический анализ трудов В. Соловьёва, А. Бергсона, Г. Лейбница.
Трактовал психологию как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки к-рой могут носить неосознаваемый характер (см . Бессознательное , Установка ). Экспериментально изучал закономерности смены установок, разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии.
Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений («Общая психология», 1940; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949).
Литература
- Труды / Д. Узнадзе ; [Редкол.: А. Праншшвили (пред.) и др.]; АН ГССР, Ин-т психологии им. Д. Узнадзе . - Тбилиси: Мецниереба, 1956-. - 22 см.
- Экспериментальные основы психологии установки / Акад. наук Груз. ССР. Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе . - Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. - 210с.; 26см.
- Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе ; Акад. наук Грузинской СССР, Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе . - Москва: Наука, 1966. - 450, с. : табл.; 22см.
- Философские труды / Димитри Узнадзе . - Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1984. - 436с.; 22см.
Важным направлением в советской психологии явилась теория установки, основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Он рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы.
Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.
Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие.
Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности.
Специфически человеческим можно считать явление «объективации», т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего, опять – таки, вырабатывается готовность к деятельности, т. е. установка.
По Узнадзе существует:
диффузная установка, возникающая лишь при первом воздействии и характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении;
фиксированная установка (дифференцированная).
Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); также одно из свойств установки - иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки).
Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой.
Теория установки не была принята многими учеными, возникло большое количество дискуссий, споров, было написано множество научных работ в опровержение теории Узнадзе.
Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерная особенность личности – осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни
Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.
Поведение личности может протекать на двух уровнях:
импульсивное – направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются.
регулируемое сознанием – человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
Три типа личностей в зависимости от способности человека к объективации:
динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей.
статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий.
вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одна из важнейших характеристик личности – ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности.
Две ступени периода подготовки цели:
выбор – интеллектуальный акт, осуществляемый на основе личностной ценности поведения для данного субъекта.
мотивация – волютивный процесс.
Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностном ценностям, но и объективной необходимости.
Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) - грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки и глава грузинской психологической школы, директор Института психологии АН Грузии.
Концепция личности Узнадзе строится на понятии установки , которую он считал главным психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность . Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации, согласно которой человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение. В зависимости от способности чел. к объективации Узнадзе описывает три типа личностей: 1) динамический; 2) статичный; 3) вариабельный.
Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации , совершение действий и поступков , цель которых в удовлетворении потребностей , предназначенных для будущей жизни . Высшие потребности – интеллектуальные, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени.
Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации , в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность .
Одной из важнейших характеристик личности в теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности. Период подготовки цели делится на две ступени: 1) выбор; 2) мотивация. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностной ценности , но и объективной необходимости.
Изучением личности с позиции теории установки занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. И. Сарджвеладзе, Г. И. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.
62. нейропсихология а.п лурия
Луриевская нейропсихология берет свое начало в психологии, ее источником являются общепсихологические представления о структуре и строении психических функций. В то время как западная нейропсихология в значительной степени «выросла» из медицины и до сих пор является своеобразной частью медицины – «высшей неврологией», изучающей психологические симптомы поражения мозга аналогично неврологическим симптомам и непосредственно сопоставляющей их с очагами поражения мозга.
Другая традиция – непосредственное перенесение в клинику методов экспериментального исследования, разработанных для изучения здорового человека (в основном психометрических), и увлечение количественными, а не качественными аспектами изучаемых дефектов (т.е. прием математических, статистических методов над качественным анализом, на котором настаивал А.Р. Лурия).
Как известно, нейропсихология – это одна из наук о мозге, поэтому центральной проблемой в ней является проблема мозговой организации (локализации) психических функций. Ее решение зависит от понимания следующих вопросов:
что такое психическая функция как психологическое явление?
что такое мозг как субстрат психических функций, т.е. каковы принципы его организации?
как именно соотносятся психические функции с мозговыми структурами, т.е. что именно «подлежит» локализации и что именно надо понимать под мозговыми механизмами психических функций?
Мозговые структуры, ответственные за реализацию психических функций,- высоко дифференцированные образования, объединенные в различные системы, взаимодействующие между собой. Кроме этого системы объединяют и корковые, и подкорковые уровни мозга. Мозг как субстрат психических процессов организован по многим системным принципам: проекционным, ассоциативным, регуляторным и др. С определенными мозговыми структурами следует соотносить не психическую функцию как единое целое, а ее отдельные звенья, параметры (аспекты), реализация которых осуществляется с помощью соответствующих физиологических процессов.
Общие и локальные физиологические процессы (закономерности работы соответствующих нейронов) «ответственны» за различные аспекты психических функций и различные формы их нарушений при локальных поражениях мозга. Именно они и являются конкретными мозговыми механизмами высших психических функций.
Мозг как субстрат психических процессов участвует в реализации психических функций как сложное единое целое, состоящее из высокодифференцированных компонентов, организованных по системному принципу, где различные мозговые структуры и специфичные для них физиологические процессы «отвечают» за различные звенья (аспекты) функции.
Эти и другие положения вошли в сформулированную А.Р. Лурия «теорию системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций человека».
Как всякая хорошая теория, она успешно применяется на практике (для диагностики состояния мозга и его отдельных структур и восстановления нарушенных функций). Предложенные А.Р. Лурия методы нейропсихологической диагностики и восстановления психических функций основаны на данной теории. Они пользуются большой популярностью во всем мире как одни из наиболее эффективных.
63. Л.С. Выготский: культурно-историческая концепция в психологии
Л.С. Выготский (1896-1934) впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию , прежде всего интериоризацию знаков - искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.
Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие высших психических функций», написанной им в 1931 г. В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.
В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания. Выготский писал, что каждая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз – как внешняя, интерпсихическая, а второй - как внутренняя, интрапсихическая.
Исходя из своего взгляда на психическое развитие, в котором выделяются высшие и натуральные психические процессы, Выготский разработал новую периодизацию. Им были также сформулированы принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация. Ее критерий, подчеркивал Выготский, должен быть внутренним, а не внешним по отношению к развитию, должен быть объективным и не терять своего значения на протяжении всего периода детства. Сам Выготский в своей периодизации стремился перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей развития.
В основу предложенной им периодизации были положены два критерия - динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития, он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из новообразований каждого из них, т.е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей определенного возраста.
Исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, Выготский ввел положение о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. Он подчеркивал, что обучение может быть развивающим, т. е. активизировать развитие интеллекта детей, только в том случае, если оно адекватно данному ребенку по форме и содержанию.
Выготский придавал особое значение знаковой природе слова, понимая его как особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Трактуя знаки (или стимулы-средства) как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций.
Set и attitudeПонятие «установка» (set) занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни.
Установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении.
Проблема установки стала разрабатываться в начале 20 в. в Вюрцбургской школе. Исследованием этой темы занимались многие зарубежные и отечественные ученые: К. Левин, Д. Фриман, Э. Толмен, Г. Фехнер, Н. А. Бернштейн, Н. Н. Ланге, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.
В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки, созданное Д. Н. Узнадзе. Узнадзе определял установку как целостное бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности.
Существуют различные виды установок:
. моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия;
. умственная установка — готовность к решению интеллектуальных задач;
. перцептивная установка — готовность к восприятию. Установки регулируют деятельность на трех уровнях:
смысловом, целевом и операциональном.
Смысловые установки определяют отношения человека к личностно значимым объектам.
Целевые установки связаны с конкретными действиями и стремлением довести начатое дело до конца.
Операциональные установки обусловливают принятие решения в конкретной ситуации.
Термином «attitude» (аттитюд) обычно обозначают социальную установку — предрасположенность субъекта к совершению определенного социального поведения.
Социальную установку можно рассматривать одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры.
М. Смит выделил в структуре аттитюда три компонента:
1) когнитивный (осознание объекта аттитюда);
2) аффективный (эмоциональная оценка объекта);
3) поведенческий (определенное поведение по отношению к объекту).
Разновидностями аттитюда являются стереотипы и предрассудки. Так, стереотип рассматривается как атти-
тюд с обедненным, а предрассудок — с неверным содержанием когнитивного компонента.
Ж. Годфруа описал три основных этапа в формировании социальных установок:
1. В период до 12 лет развиваются установки, соответствующие родительским моделям.
2. В период с 12 до 20 лет социальные установки приобретают более конкретную форму.
3. В период с 20 до 30 лет происходит кристаллизация аттитюдов.
К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно.
|