Error: не определено #11234. Четвертая госдума. Начала работу третья государственная дума российской империи

Четвертая госдума. Начала работу третья государственная дума российской империи

Вторая Дума

Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям, чем в первой Думе. В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).

Премьер-министр П.А.Столыпин сообщил о мерах, принятых в перерывах между первой и второй Думами. В соответствии со ст.87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах - 1906г. (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907г., но на его основании были казнены около 700 человек); Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года., Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы от 9 ноября 1906 года., превращать их в свою личную собственность.

Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой, предложив широкую программу либерального законодательства и исключения из правительства наиболее консервативных министров. Премьер сообщил, что правительство приготовило ряд законопроектов, обеспечивающих свободу совести и веротерпимость, гарантирующее неприкосновенность личности (арест, обыски и цензура должны были осуществляться только на основании судебного решения), предварительное следствии по политическим делам предполагалось передать судебным следователям, изъяв его у жандармов.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о поощрении революционного террора.

Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию. Чтобы преодолеть это сопротивление и создать новый порядок формирования Государственной Думы (по действующему закону состав государственной Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству), правительство пошло на шаг, который был оценён как государственной переворот. 4

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооружённое восстание в войсках (3 июня 1907г.). 5

Третья и четвёртая Дума

В июне 1912 года изданы законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии полностью выплачивали владельцы предприятий; для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы" , взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

По инициативе правительства Дума принимала законы о введение земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако их деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного государственного совета, отклонившего проект весной 1911 года. По настоянию Столыпина проект был приведён в порядок ст.87 основных законов. Государственный совет отклонил проекты о ведении земств в Сибири, Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а так же проект о введении волостных земств.

В июне 1912 года Государственная Дума и Государственный совет одобрили законопроект " О преобразовании суда в сельских местностях". Судебная власть от земских начальств вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Блокируясь правыми депутатами Думы, правительство в 1910 году провело Закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. Негативное влияние вызвало и проведенное Столыпиным Положение о введении земств в западных губерниях, которое также имело националистическую окраску.

В сентябре 1911 года П.А.Столыпин был убит анархистом, а осенью 1912 года истёк срок полномочий третей "столыпинской" Думы. Той же осенью проходили выборы в государственную Думу четвёртого созыва, где председателем был избран М.В.Родзянко. в августе 1915года в Думе образовался Прогрессивный блок, в который входило три четверти его её депутатов. Программа блока требовала создать министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию.

В политический блок вошли партии, которые эпизодически блокировались ещё во Второй Думе: кадеты, "прогрессисты" и октябристы. Путём взаимных уступок им удалось создать прочное соединение, заметно влиявшее на политику государства и политический климат в стране.

В январе 1916 года председателя Совета министров И.Л. Горемыкина заменил Б.В. Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменил А.Ф. Трепов, а Трепова - Н.Д.Голицын. Оппозиция потребовала ухода в отставку и этого правительства.

25 февраля 1917 года император издал указ о роспуске Государственной Думы. Её депутаты 27 февраля создали временный комитет Государственной Думы, на основе которого вскоре будет создано Временное правительство.

Вместе с Манифестом о роспуске Думы опубликовано новое положение о выборах. Изменение избирательного законодательства было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года., который подчёркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думы".

Г. Среди 442 избранных депутатов относительное большинство осталось за октябристами (98 мест), хотя состав Государственной думы был несколько левее предыдущего. Перед выборами в правой печати раздавались призывы к увеличению представителей от духовенства среди депутатов, к созданию «фиолетовой» Думы. Обер-прокурор Синода В.К. Саблер предложил епископу Евлогию (Георгиевскому) организовать отдельную фракцию от духовенства, но владыка отказался и не принимал участия в выборах. В результате членами Думы стали 48 православных священнослужителей, включая Кременецкого епископа Никона (Бессонова) (впоследствие снял с себя сан и монашество) и Елисаветградского епископа Анатолия (Каменского) . В числе депутатов были сщмч. протоиерей Алексий Будрин и сщмч. В.П. Шеин (впосл. архимандрит Сергий). Подавляющее большинство депутатов от духовенства вошли в правую фракцию и фракцию националистов. Вновь была создана мусульманская группа, которую составили 6 депутатов.

Открытие IV Государственной думы состоялось 15 ноября г. Председателем был избран М.В. Родзянко , с программной речью выступил В.Н. Коковцов . Он, в частности, призвал депутатов направить усилия к «неуклонной охране издревле положенных в основу русской государственной жизни… единства и нераздельности империи, первенства в ней русской народности и веры православной».

Вновь были образованы комиссии по вероисповедным вопросам (председатель - националист З.М. Благонравов) и по делам православной Церкви (председатель - Львов). В начале работы Дума вынесла постановление о том, что займется рассмотрением законопроектов, не принятых во время предыдущего созыва, в частности по религиозной тематике: «Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений, политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от Православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц», «О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и богомолений и сооружения, устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий», «О римско-католических монастырях» и др. Но уже 7 декабря Министерство внутренних дел изъяло эти законопроекты на доработку.

В этот момент в Петрограде началась Февральская революция 1917 г. 27 февраля совет старейшин Думы образовал Временный комитет Государственной думы (во главе с

При сравнении нового Положения о выборах со старым бросается в глаза то, что новое Положение гораздо более конкретно. Если закон 1905 г. включал 62 статьи (разбитых на главы), то третьеиюньский закон состоял уже из 147 статей (пять глав). Увеличение количества статей было направлено в первую очередь на сокращение электората и его реструктуризацию в выгодном для власти направлении. Государственная дума теперь насчитывала 442 депутата, в то время как раньше 524. Уменьшение было вызвано главным образом тем, что сократилось представительство от национальных окраин.

Прежде всего были существенно изменены нормы представительства от различных классов населения в целях обеспечения подавляющего большинства мест в Государственной думе имущим классам. Число выборщиков от помещиков было увеличено до 51%, крестьянство могло избрать только 22% выборщиков и послать в Думу 53 своих депутатов (по одному от каждой губернии европейской части России), рабочему классу было предоставлено избирательное право только в 42 губерниях из 53, но избрание депутатов по рабочей курии обеспечивалось лишь в 6 губерниях (Петербургской, Московской, Костромской, Владимирской, Харьковской и Екатеринославской). Согласно новому Положению один выборщик избирался теперь помещиками от 230 избирателей (ранее – от 2 тысяч), крупной буржуазией – от 1 тысячи избирателей (ранее – от 4 тысяч), мелкой буржуазией, чиновничеством, интеллигенцией – от 15 тысяч, крестьянами – от 60 тысяч (ранее – от 30 тысяч) и рабочими – от 125 тысяч (ранее – от 90 тысяч). Значительно были урезаны избирательные права национальных окраин. На тех территориях (Средняя Азия, Закавказье, Польша), где, по мнению Николая II, «население не достигло достаточного развития гражданственности», выборы в Думу были временно приостановлены, либо существенно (на две трети) сокращено количество мандатов. Например, от Польши можно было выбрать только 12 депутатов вместо 29, от Кавказа – 10 депутатов вместо 29.

Изменен был и порядок выборов депутатов в Думу. Выборы проводились не по соответствующим куриям, а на губернских избирательных собраниях, где тон задавали помещики. Это давало возможность провести в депутаты Думы по крестьянской курии наиболее «надежных» крестьян.

Кроме того, закон 3 июня давал министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и делить избирательные собрания на всех стадиях выборов на отделения, получившие право самостоятельного избрания выборщиков по самым произвольным признакам: имущественному, классовому, национальному. Это давало возможность правительству проводить в Думу только угодных ему депутатов.


III Государственная дума по своему составу оказалась значительно правее двух предыдущих, так, «242 депутата (около 60% ее состава) являлись землевладельцами и только 16 депутатов были из ремесленников и рабочих. По партийному составу депутаты распределялись следующим образом: крайне правые – 50 депутатов, умеренно правые и националисты – 97, октябристы и примыкающие к ним – 154, прогрессисты - 28, кадеты – 54, мусульманская группа – 8, литовская группа – 7, польское коло – 11, трудовики – 13, социал-демократы – 19».

Таким образом, распределение политических сил было следующим: «32% - “правые депутаты” - поддерживающе правительство, 33% - октябристы – поддерживающие предпринимателей (крупных промышленников, финансовую буржуазию, либеральных помещиков, состоятельную интеллигенцию). Они составили центр. 12% - кадеты, 3% трудовики, 4,2% социал-демократы и 6 % от национальных партий, они заняли “левый” фланг». Результаты голосования зависели от того, куда качнется “центр”. Если вправо, то образовывалось “право-октябристское” большинство (300 голосов), поддерживающее правительство. Если влево, то создавалось “кадетско-октябристское” большинство (примерно 260 голосов), готовое к реформам либерально-демократического характера. Так сложился парламентский маятник, позволяющий правительству Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между “правыми” и кадетами, то усиливая репрессии, то проводя реформы.

Наличие двух этих большинств определяло характер деятельности III Думы, обеспечив ее «работоспособность». За пять лет ее работы (до 9 июня 1912 г.) она провела 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из
которых подавляющее большинство было внесено правительством (депутаты внесли всего 205 законопроектов). Думой было отклонено 76 проектов (кроме того, некоторые проекты законов были отозваны министрами). Из принятых Думой законопроектов 31 проект отклонил Государственный совет. Кроме законодательства Дума занималась и запросами, большинство которых выдвигались левыми фракциями и кончалось, как правило, ничем.

Председателем III Думы был избран октябрист Н.А.Хомяков, которого в марте 1910 г. сменил крупный купец и промышленник октябрист А.И.Гучков, а в 1911 г. – М.В.Родзянко. III Государственная Дума начала свою работу 1 ноября 1907 г. и действовала до 9 июня 1912 г., то есть почти весь срок отпущенных ей полномочий. Применительно к этому периоду можно говорить об относительно стабильном и упорядоченном механизме функционирования законодательной палаты.

Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов.

Всего в Думе действовало около 30 комиссий, восемь из которых являлись постоянными: бюджетная, финансовая, по исполнению государственной политики в области доходов и расходов, редакционная, по запросам, библиотечная, личного состава, распорядительная. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек.

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Все поступавшие в Думу законопроекты прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание составляло предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Согласно принятой процедуре каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению. После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Основным содержанием деятельности III Государственной Думы продолжал оставаться аграрный вопрос. Добившись социальной опоры в лице этого коллегиального органа, правительство наконец приступило к его
использованию в законодательном процессе. 14 июня 1910 года был издан
одобренный Думой и Государственным советом и утвержденный императором
аграрный закон, в основу которого был положен столыпинский указ от 9
ноября 1906 г. с изменениями и дополнениями, внесенными правооктябристским большинством Думы. Практически этот закон был первым фактом участия Государственной думы в законодательном процессе за всю историю ее существования. В деятельности III Думы бюджетные вопросы занимали большое место. Однако попытка Думы вмешаться в процесс рассмотрения бюджета закончилась неудачей - 24 августа 1909 г. Николай II принял правила "О порядке применения статьи 96 Основных Государственных законов", согласно которых вопрос о военных и морских штатах вообще был изъят из компетенции Думы.

Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910 года закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 году Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой Холмской губернии (в которой наряду с польским населением в основном проживало русское), что так же усиливало русское вмешательство в польские дела. Негативное отношение вызвало проведённое Столыпиным положение о введении земств в западных губерниях, которое так же имело сильную национальную окраску.

О характере законотворческой деятельности III Государственной Думы
можно судить по перечню принятых ею законов: «Об усилении кредита на
тюремно-строительные надобности», «Об отпуске средств на выдачу пособий чинам общей полиции и корпуса жандармов», «О распределении между казной и казачьими войсками расходов по тюремной части в области Кубанской и Тверской», «О порядке отопления и освещения мест заключения и отпуске на эти надобности потребных материалов», «О полицейском надзоре в Бельагачской степи», «Об утверждении тюрем в городах Мерве и Красноярске, Закаспийской области и Актюбинске, Тургайской области», «Об утверждении в городе С-Петербурге женской тюрьмы» и др. Содержание перечисленных нормативных актов – свидетельство не только реакционности Думы, но и зачастую второстепенности рассматриваемых ею вопросов, хотя в стране продолжаются стачки и растет недовольство существующим положением дел. Однако, нужно отметить, что Правительство во многом противостояло принятию тех или иных законов, ожидаемых обществом. Так, например, Государственный совет не поддержал еще один, не менее важный законопроет о введении всеобщего начального образования в империи. Законопроект был представлен Думе уже во время первой сессии, 8 января 1908 г., законопроект был принят Государственной думой 19 марта 1911 г. Однако Госсовет не согласился с приведенной сметой, также принципиальное разногласие вызвал вопрос о финансировании церковно-приходских школ. Созданная согласительная комиссия не пришла к единому мнению, и Дума не приняла изменений Госсовета, а тот, в отместку, отклонил законопроект целиком 5 июня 1912 г.

А между тем, перед Государственной думой стояла и еще одна важная социальная проблема - разработка и принятие законов, улучшающих положение рабочего класса.

Еще в 1906 г. было создано Особое совещание под председательством министра торговли и промышленности Д.А.Философова, призванное выработать законопроекты для решения "рабочего вопроса". Совещание предложило десять законопроектов: "1) страхование болезней, 2)страхование несчастных случаев, 3) страхование инвалидности, 4) сберегательные кассы обеспечения, 5) правила о найме рабочих, 6) рабочее время, 7) врачебная помощь, 8) меры поощрения строительства здоровых и дешевых жилищ, 9) промысловые суды, 10) фабричная инспекция и фабричные присутствия." Законы предназначались для внесения еще во II Государственную Думу, но в связи с событиями, изложенными ранее, это было отложено. Только в июне 1908 г. страховые законопроекты поступили в III Думу, рабочая же комиссия к их рассмотрению приступила через год, и лишь в апреле 1910 г. они попали в повестку дня Думы. В Думе развернулись острые прения. С резкой критикой обсуждаемых законопроектов выступали социал-демократы. Но большинство депутатов, естественно, не прислушались к доводам социал-демократов и приняли законопроекты, согласно которым: 1) страхование касалось лишь несчастных случаев и болезней; 2) размер вознаграждения при полном увечье составлял лишь ⅔ заработка; 3) страхование охватывало только шестую часть от общего числа рабочих ("за бортом" страхования остались целые области, например Сибирь и Кавказ, и целые категории рабочих, например, сельскохозяйственные, строительные, железнодорожные, почтово-телеграфные). Эти законопроекты не могли устроить рабочий класс и снять напряжение в обществе. 23 июня 1912 г. утвержденные царем законопроекты вступили в действие.

III Государственная Дума проработала положенные ей пять лет и была распущена императорским указом от 8 июня 1912 г.

В механизме функционирования Думы были и сбои (во время конституционного кризиса 1911 г. Дума и Государственный совет были распущены на 3 дня). Если характеризовать третью Думу «персонально», вне связи с последующими событиями, и в увязке с ними, то ее можно назвать «недостаточной достаточностью». Такое определение уместно, потому что наиболее полно отражает роль и значение III Думы в российской истории. «Достаточной» она была в том смысле, что ее состав и деятельность были достаточны для того, чтобы «отслужить», не в пример всем остальным Думам весь срок своих полномочий. На первый взгляд III Дума – самая благополучная из всех четырех Дум: если две первые скоропостижно “скончались” по указу царя, то III Дума действовала «от звонка до звонка», - все положенные ей по закону пять лет и вызывала не только критические высказывания современников в свой адрес, но и слова одобрения. И все-таки эту Думу судьба не баловала: мирное эволюционное развитие страны было не менее проблематичным в конце ее деятельности, чем в начале. «Продолжение курса III Думы в последующих Думах при внешнем и внутреннем покое России, снимало с «повестки дня» революцию. Так вполне здраво судили не только Столыпин и его сторонники, но и их противники и судят многие современные публицисты». Но все же эта совокупная «достаточность» оказалась недостаточной, для того, чтобы III Дума притушила революционно-оппозиционное движение, которое в экстремальных условиях могло выйти из-под контроля, что и произошло во время IV Думы.

Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.

Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя. Кадеты при выборах в IV Государственную Думу провели несколько «левых» демаршей, выдвигая демократические законопроекты о свободе союзов и введении всеобщего избирательного права. Декларации буржуазных деятелей демонстрировали оппозиционность правительству.

Правительство мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их по возможности незаметно и сохранить или даже усилить свои позиции в Думе, а тем более недопустить ее сдвига «влево».

Стремясь иметь в Государственной Думе своих ставленников, правительство (в сентябре 1911 его возглавил после трагической гибели П.А.Столыпина В.Н.Коковцев) воздействовало на выборы в тех или иных регионах полицейскими репрессиями, возможными махинациями вроде ограничения числа избирателей в результате противозаконных «разъяснений». Оно обратилось к помощи духовенства, предоставив ему возможность широкого участия в уездных съездах в качестве уполномоченных от мелких землевладельцев. Все эти ухищрения привели к тому, что среди депутатов IV Государственной Думы было более 75% помещиков-землевладельцев и представителей духовенства. Помимо земли более 33% депутатов имели недвижимое имущество (заводы, фабрики; рудники, торговые предприятия, дома и др.). К интеллигенции принадлежало около 15% всего состава депутатов. Они играли активную роль в различных политических партиях, многие из них постоянно участвовали в дискуссиях общих собраний Думы.

Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912. Председателем ее был октябрист Михаил Родзянко. Товарищами председателя Думы были князь Владимир Михайлович Волконский и князь Дмитрий Дмитриевич Урусов. Секретарем Государственной Думы – Иван Иванович Дмитрюков. Товарищами секретаря Николай Николаевич Львов (старший Товарищ Секретаря), Николай Иванович Антонов, Виктор Парфеньевич Басаков, Гайса Хамидуллович Еникеев, Александр Дмитриевич Зарин, Василий Павлович Шеин.

Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством.

По национальной принадлежности почти 83% депутатов в Государственной Думе 4-го созыва составляли русские. Были среди депутатов и представители других народов России.

Там присутствовали поляки, немцы, украинцы, белорусы, татары, литовцы, молдаване, грузины, армяне, евреи, латыши, эстонцы, зыряне, лезгины, греки, караимы и даже шведы, голландцы, но их доля в составе общего корпуса депутатов была незначительна. Большинство депутатов (почти 69%) были люди в возрасте от 36 до 55 лет. Высшее образование имела примерно половина депутатов, среднее – немногим более четверти всего состава членов Думы.

В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.

В атмосфере растущего в обществе напряжения в марте 1914 состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эсеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации деятельности левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений. Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный. 24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И.Шидловский, а фактическим руководителем – П.Н.Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915, носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия». В программу блока входили требования частичной амнистии, прекращения преследований за веру, автономии Польши, отмены ограничения в правах евреев, восстановления профсоюзов и рабочей печати. Блок был поддержан некоторыми членами Государственного совета и Синода. Непримиримая позиция блока по отношению к государственной власти, ее резкая критика привели к политическому кризису 1916, ставшему одной из причин Февральской революции.

3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

18 декабря 1917 одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.

Правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Таким образом, исход голосования в III Государственной Думе полностью зависел от октябристов. В зависимости от поставленной задачи они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял Столыпин. При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг: «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят столыпинский вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.) По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по прежнему выполняли функции «центра», однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское - 283 депутата и октябристско-кадетское - 225 депутатов (оно и стало преобладающим в работе IV Государственной Думы). Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным Советом.


Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.

Вверх