Церковь троицы живоначальной в перловке. Церковь донской иконы божией матери. Церковь Донской иконы Божией Матери

В 1894 году, 4 октября, потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором выразил свое желание «…построить в «Перловке» на свои средства, не приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праз­дникам церковные богослужения. …Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского».

Строительным отделением Московского Губерн­ского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществлять­ся строительный план, а в 1896 году он был закончен. Во всяком случае, путе­водитель 1897 года сообщал: «...богатые крестья­не, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой».

6 мая 1897 года в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля... было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери». Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) - Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова, одного из самых знаменитых московских зодчих. Деревянная церковь Донской иконы Божьей Матери была одним из са­мых значительных архитектурных произведений П.П. Зыкова-второго. Это был небольшой одногла­вый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу - «восьмерик на четверике». Другими сло­вами, кубический объем главного храмового про­странства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по-старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма.

Храм перестал существовать в начале 1980-х годов. Но до сих пор никто не может ответить точно, когда в церкви прекратились службы. При ознакомлении с архивными материалами выяснилось, что храм Донской иконы Божией Матери в Перловке Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 годах.

Особые усилия советской властью прилагались в 1929-1930-м годах. В это время в Мытищинском райо­не (Пролетарской волости) велась антирелигиозная компания, было объявлено о соревновании в закрытии церквей. В Тайнинском клубе «Пролетарий» действовал союз воинствующих безбожников, который возглавлял некий Сергеев.

Агитация велась за то, чтобы «церковь закрыть, ...попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнитель­ного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, ...моления всеми религиозными объединениями закрыть». Штабом была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. В это вре­мя священник Перловской церкви отец Георгий Извеков находился под следствием в ЧК и после долгих допросов и истязаний погиб на Бутовском полигоне за веру Христову. В 2004 году он был причислен к лику святых новомучеников Российских. Память его совершается 27 ноября. Несмотря на все старания союза во­инствующих безбожников, люди смогли сохранить и веру, и свой храм. Спустя 5 лет в документах Мособлисполкома вновь встречается постановление о закрытии церкви в поселке Перловка от 22 сентября 1935 года. Возможно, новая кампания по закрытию церкви и переформированию ее в клуб свя­зана с решением о строительстве в Перловке недалеко от Донского храма средней школы на Московской улице (ныне ул. Селезнева).

Но и это решение не было последним. Исполни­тельный комитет Московской области 23 августа 1940 года выносит решение о закрытии Перловской церкви города Мытищи: «Здание пере­оборудовать под школу», «с предметами культа пос­тупить согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1925 года», «решение объявить верующим, разъяс­нив им порядок обжалования в двухнедельный срок в Президиум Верховного Совета РСФСР». В здании церкви никогда не было ни школы, ни дома пи­онеров, ни культпросветклуба. С конца 1940 по 1970 годы культовое здание решением Мытищинс­кого исполкома было перестроено и заселено кварти­рантами. В 1981 году Донская церковь была полно­стью уничтожена, остался только кирпичный фунда­мент. Ныне действующий православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери в Перловке вновь создан и зарегистрирован 11 октября 1994 года. Его первым настоятелем после возрождения стал ныне покойный иерей Анатолий Проскурня.

С 4 декабря 1995 года по 11 мая 1997 года службы совершались на веранде частного дома по 1-му Ярославскому переулку, дом № 5. Совершение богослужений в возрожденном приходе началось 4 декабря 1995 года в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В марте 1997 года по просьбе прихода администрация Мытищинского района выделила Перловской право­славной общине часть дома № 32 по улице Селезнева: к этому времени количество прихожан возрос­ло, и вести приходскую жизнь на маленькой веранде частного дома стало затруднительно. 18 мая 1997 года богослужение крестным ходом было перенесено на рыночную площадь, к дому № 32 по улице Селезнева. Ал­тарь был устроен в полевой военной палатке, а прихожане молились под открытым небом. Второй этаж выделенной части дома № 32 был заселен жильцами, и община храма, с согласия районной администрации, занялась благоустройством первого этажа, находившегося в крайне запущенном состоянии. Параллельно с ведением богослужебной деятель­ности в новом здании приход вел переписку с городскими властями о воз­вращении земельного участка, на котором 100 лет назад была сооружена Донская церковь. Земельная комиссия протоколом № 15 от 23 июня 1998 года приняла положительное решение о выделении для воссозда­ния храма прежнего участка площадью 0,4 га.

Первоначально участок земли под воссоздание разрушенной Донской церкви был выделен по улице Ульяновской, совершенно не там, где церковь на­ходилась изначально. При личном участии тогдашнего главы Мытищинского района Анатолия Константиновича Астрахова земельный участок был переоформлен, и общине был отведен участок по улице Селезнева, на котором еще сохра­нились остатки фундамента былой церкви. Часть дома № 32 община Донской церкви про­сила у администрации для организации в ней Эс­тетического и духовного центра воспитания детей и подростков в традициях Православия. В 1998 году в штат храма был назначен второй священник - иерей Георгий Болгарский (ныне на­стоятель храма святителя Николая в поселке Дружба). На 30 мая 1999 года намечалось знаменательное событие: освящение закладного камня на месте, где раньше стояла Донская церковь.

К полуночи с 29 на 30 мая все было готово к праз­днику Пресвятой Троицы и торжественному освяще­нию закладного камня. С помощью Опытного завода в Перловке, группы компаний «Стройтэкс» и других организаций города с фасадной стороны будущего Пра­вославного центра в короткие сроки был сооружен кир­пичный забор с красивой металлической решеткой, мытищинские озеленители разбили газоны, засеяли их травой и высадили в грунт множество цветов. Центральная до­рожка была выложена тротуарной плиткой. На освящение камня ожидался приезд викария митрополита Ювеналия, высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа Можайского. Но в эту ночь, примерно в половине третьего, здание, в котором находилась церковь, было подожжено неизвестными злоумышленниками...

Но несмотря ни на что праздник состоялся. Приехал владыка Григорий, многолюдный крестный ход проследо­вал от все еще тлевшего дома к историческому месту Донской церкви, и закладной камень был освящен. Глава Мытищинского райо­на А.К. Астрахов подарил приходу поднос работы жостовских мастеров с изображением Донской церкви. Несмотря на пожар, община Донской церкви во главе с настоятелем священником Анатолием Проскурней совместно с администра­цией Мытищинского района начала строительство первой очереди здания для Православного культурно-просветительского центра с домовой церковью в честь Святой Живоначальной Троицы.

С марта 2000 года начали проводиться и бесе­ды с детьми младшего школьного возраста. Были сформированы группы хорового пения, шитья, вышивки, бисероплетения, иконописи. С осени 2000 года действует воскресная школа для детей и взрослых. В 2001 году священник Анатолий Проскурня по состоянию здоровья подал прошение о снятии с него обязанностей настоятеля храма. Следующим настоятелем Донской церкви стал священник Виталий Лихонин, который трудился на этом поприще до июня 2004 года. За этот период было завершено строительство Троицкого храма и дома причта.

1 августа 2003 года была освящена часовня в честь преподобного Серафима Саровского при Донской церкви, в ко­торой проводятся духовные беседы, молебны и акафисты. 6 июня 2004 года, в неделю Всех Святых по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Троицкого храма. Торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий. 24 декабря 2004 года после продолжительной и тяжелой болезни скончался первый настоятель возрожденного прихода Донской церкви священник Анатолий Проскурня. В этот день храм не смог вместить всех желающих проститься с ним. Похоронен отец Анатолий в церковной ограде Богоявленского храма села Бородино. С середины 2004 года до декабря 2006 года настоятелем храма являлся священник Владимир Воробьев. Его трудами в храме возобновились занятия в воскресной школе и преобразился нижний храм. Появился новый резной иконостас и фресковая роспись.

В декабре 2006 года настоятелем Донской церкви был назначен священник Александр Краля. 17 июня 2007 года приход Донской церкви отмечал свое 110-летие. Праздничные торжества по этому поводу возглавил архиепископ Можайский Григорий, который совершил освящение в честь Царственных Страстотерпцев нижнего придела Троицкой церкви. Это один из немногих храмов, которые освящены в память о зверски замученной царской семье.

Московской епархии

Деревянная церковь в честь Донской иконы Божией Матери построена в году по проекту архитектора Петра Павловича Зыкова .

Архитектурные особенности дореволюционного храма

Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, "восьмерик на четверике" - кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма.

На плане перловская церковь представляла собой квадрат со стороной 7 саженей 1 аршин (приблизительно 16x16 метров) с выступающей граненой апсидой с востока. Квадратным в плане было и основное пространство храма (приблизительно 8,5x8,5 метрров), над которым возвышался мощный восьмигранный шатер, по высоте (до главы) приблизительно равный высоте стен четверика. Оригинальной особенностью перловской церкви были треугольные кокошники с небольшими окнами, создававшие в интерьере второй свет (помимо света из окон четверика) и придававшие ее силуэту нарядность и индивидуальность. Этот мотив кокошников, разных по форме и величине, был ведущим в декоративном убранстве перловского храма.

Ярус маленьких кокошников располагался и у основания шейки главы храма. Центральные оконные проемы четверика были отмечены традиционными по форме кокошниками, увенчанными крестами, а над входами (западным, южным и северным) в галерею храма были устроены фигурные трехлопастные кокошники-киоты для размещения икон. Церковь украшали фигурные наличники над окнами четверика и разнообразные квадратные и прямоугольные филенки, традиционные для деревянного храмостроительства второй половины XIX века.

Закрытие и разрушение церкви

После революции безбожники начали борьбу с Церковью. Агитация велась за то, чтобы "церковь закрыть, ...попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, ...моления всеми религиозными объединениями закрыть". Была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. Говорили, что одно и то же лицо подписывалось по десять раз. В сбор подписей были включены даже маленькие дети от 7 лет.

Храм в Перловке Мособлисполком своими постановлениями закрывал трижды: 21 апреля года, 22 сентября года и 23 августа года. С конца 1940 по 1970 год здание храма решением Мытищинского исполкома было перестроено и заселено квартирантами.

В храме возобновились занятия в воскресной школе и преобразился нижний храм. Появился новый резной иконостас. В году художниками В.И. Шердиным, А.В. Ильиной, И.В. Лукиной, Е.В. Куприной, В. Кутеко был отделан и расписан нижний храм.

С Рождества года в храме преп. Серафима Саровского начались регулярные воскресные богослужения, а мансардный этаж специально переоборудован для молодежного клуба.

Благодаря помощи жертвователей приобретен блок-контейнер для сбора одежды нуждающимся и заключенным, произведено его техническое оснащение, сделана крыша. Еще два блок-контейнера призваны временно выполнять роль учебных классов. Один из них также приобретен, а другой построен на месте рабочими из закупленных строительных материалов. Над блок-контейнерами сооружена общая крыша. "Корпус № 2" и "Корпус № 3" значится в расписании Богословских курсов и кружков, действующих при Духовном центре.

Московская область, Мытищинский р-н, г. Мытищи,

пос. Перловка, ул. Селезнёва, д. 32.

Перловка - одно из самых старых подмосковных дачных мест.

По преданию, первые дачи здесь были построены чаеторговцем Василием Алексеевичем Перловым (1784-1869). Он основал чайную фирму "В. Перлов с сыновьями".

В 1887 г. праздновалось 100-летие фирмы, к юбилею Перловы были возведены в потомственное дворянство.

Девиз на их гербе - "Честь в труде" .

В Перловке в 1880-х гг. в насчитывалось около 80 дач. В конце XIX в. посёлок был благоустроен, здесь имелись почта, телеграф, лавки, летний театр, в котором гастролировали московские труппы.

В октябре 1895 г. у ст. Перловской состоялась закладка храма Донской иконы Божией Матери . Он строился на средства Ивана и Николая Семеновичей Перловых и был спроектирован архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899).

6 мая 1897 г., в день рождения Николая II, храм был освящён, телеграмму об этом Н. Перлов послал на имя императора. По окончании богослужения приглашённым, среди которых были начальник Московской губернии гофмейстер А.Г. Булыгин, генерал-майор граф В.Ф. Келлер, председатель правления Ярославской железной дороги Савва Иванович Мамонтов предложили завтрак, сервированный в здании театра, тоже построенного братьями Перловыми.

Иван Семёнович Перлов, имевший под Москвой ферму со стадами крупного рогатого скота лучших пород и лучшими породами кур, на Всероссийской художественно-промышленной выставке получил золотую медаль по разделу "Сельское хозяйство».

Николай Семёнович с 1882 по 1885 г. был гильдейским старостой, попечителем народной столовой, членом Московского попечительного комитета о бедных, членом совета попечительства о недостаточных ученицах, членом попечительства о бедных Мещанской части, попечителем Московского городского Петровско-Мещанского училища и учреждённого Перловыми дома начального училища Московского земства. За благотворительную деятельность он был награждён орденами Святого Станислава 2-й и 3-й степени, Святой Анны 3-й степени и знаком Красного Креста.

В 1880г. он женился на дворянке Марии Козминичне Гусачёвой, у них были дети Николай, Александр, Мария.

В конце 1930-х гг. храм был закрыт, вовремя войны перестроен в жилой дом. Потом жильцов выселили, заброшенное здание стали разбирать на материал. К началу 1980-х гг. остался только фундамент.

В 1994 г. зарегистрирована община храма Донской иконы Божией Матери, начались подготовительные работы по его восстановлению.

У платформы Перловская общиной храма строится Православный культурно-просветительский центр с домовым храмом Святой Троицы.

Проезд:Москва с Ярославского вокзала до станция Перловская, храм находится на привокзальной площади.(с левой стороны ж/дороги)

Год постройки: 2000.

Престолы: Троицы Живоначальной, Николая и Александры, царственных страстотерпцев

Донская церковь в Перловке была построена в 1894-1896 гг. по проекту архитектора П.П.Зыкова усердием дворян Перловых.

В 1938 г. храм закрыли и приспособили под жилой дом, в 1981 г. окончательно разрушили. 11 октября 1994 г. был зарегистрирован вновь созданный приход Донской церкви в Перловке.

Первое богослужение прошло 4 декабря 1995 г., в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в частном доме. Потом богослужения совершались на первом этаже двухэтажного дома по улице Николая Селезнева, 32; а также в полевой военной палатке.

21 апреля 1999 г. приходу выделили землю под бывшим Донским храмом. На месте подожженного злоумышленниками храма на ул. Селезнева решили построить Православный культурно-просветительский центр с домовой церковью во имя Святой Живоначальной Троицы.

Сейчас в Троицком храме ежедневно совершается богослужение. В Православном центре действует воскресная школа, создана группа православного воспитания детей с отставанием в физическом и умственном развитии.

Церковь Донской иконы Божией Матери недалеко от Мытищи - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Московской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Соборы №2381 – Троицы Живоначальной, церковь

Храмы России №2029 – Церковь Троицы Живоначальной в Перловке (Троицкая церковь, 1994)

Первоначально церковь была устроена в приспособленном помещении, в 1999 поврежденном после поджога. Затем был выстроен ныне существующий деревянный храм типа восьмерик на четверике на полуподвале, в ряде черт повторяющий облик старой Донской церкви в Перловке. В подклетном этаже придел Царственных Новомучеников.

Всего 4 редакций, последнее 5 лет назад сделано alek-ka4alin2012 из Москвы

М.В.Нащокина

Поселок Перловка относится к числу самых старых подмосковных дачных местностей. Это неудивительно, поскольку он находился в ближайших городских окрестностях - всего в 15 верстах от центра Москвы (сейчас сразу за Окружной дорогой). Места эти славились чистым здоровым воздухом, прекрасным купанием на Яузе, великолепным сосновым лесом и живописными окрестностями.

Поселок был образован знаменитым московским чаеторговцем Василием Семеновичем Перловым на земле своего имения. Сначала дач в Перловке было немного, но они были весьма комфортабельны, а потому дороги. Их могли снимать только люди с достаточными средствами.

Развитию дачных поселков в Подмосковье особенно способствовало открытие движения по строившимся железным дорогам. Ввод в действие в апреле 1860 года железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом сразу сделал доступными многие местности, которые ранее казались отдаленными. Дешевизна и быстрота железнодорожного сообщения обусловили то, что уже в 1870-1880-х годах Северная железная дорога оказалась наиболее густо заселена дачниками.

Первоначальные дачные поселки возникали на основе старых сел или деревень, а их новая застройка была достаточно хаотичной. К примеру, в территорию поселка Перловка, кроме перловского имения, вошли и крестьянские земли деревни Малые Мытищи. Когда количество дачных местностей стало быстро расти, земства разработали правила по предварительной разбивке застраиваемых территорий на кварталы, с дорогами шириной в 10 саженей для удобства проезда и пожарной безопасности. Внешние границы поселка, совпадавшие, как правило, с границами землепользования, были зачастую очень причудливы. Границы Перловки относительно более правильны - с запада их определяла река Яуза, с востока - Московское (Ярославское) шоссе.

В конце 1880-х годов Перловка стала весьма оживленным дачным поселком. Вот как его описывал современник: "Здесь, в молодом сосновом лесу, принадлежащем В.С.Перлову, выстроено им множество дач, насчитывают более семидесяти; весь лес-парк изрезан дорожками, утрамбованными красным песком, по которым можно гулять даже в сырую погоду, вскоре после дождя. По окраине дач протекает река Яуза с устроенными на ней купальнями (на Яузе была устроена запруда. - М.Н.). (...)Устройство дач со всеми приспособлениями к летней жизни привлекает сюда москвичей, которые так полюбили эту местность, что каждое лето все дачи бывают переполнены жителями, а угодливый хозяин для развлечения своих жильцов приглашает музыку, которая играет в Перловке два раза в неделю" 1 .

Центром таких поселков часто становился общественный парк - место отдыха и прогулок дачников. Нередко он располагался рядом со станцией, также являвшейся сосредоточением дачной жизни. В Перловке обширный сад для гуляния был разбит неподалеку от станции в западной части поселка. К нему вели аллеи, посаженные вдоль железной дороги, - липовая и хвойная (из елей и сосен). В общественном саду Перловки в 1895-1896 годах был выстроен новый деревянный храм во имя Донской иконы Божией Матери 2 .

Кроме того, в саду располагались небольшой копаный пруд, танцевальный павильон и летний деревянный театр в "мавританском стиле", в котором в 1900-1910-х годах выступала антреприза Н.Н.Чукмалдина, обслуживавшая и поселок Пушкино. В свободные от спектаклей дни в театре устраивались балы и сеансы синематографа 3 . Около станции в Перловке уже в начале 1890-х годов к услугам дачников работали почтово-телеграфная станция, телефон, лавки, сновало множество разносчиков.

Поселок славился и архитектурой дач. Среди них выделялась по своей отделке дача самого В.С.Перлова, где были комнаты в "японском", "малороссийском" и "русском" стилях 4 . В 1910-х годах, когда уже было около 200 дач, появилось несколько в стиле неоклассицизма. Например, дача Л.Собинова в восточной части поселка.

План поселка, опубликованный в 1930 году, показывает его непростую планировку, сложившуюся еще в предреволюционные годы, имевшую лишь элементы регулярности, что красноречиво говорит о возрасте поселка, возникшего в 1860-х годах. Застройка Перловки вдоль железной дороги слилась с дачами Тайнинки.

Послереволюционная жилищная нужда тоже отразилась на плане Перловки - в юго-восточной части поселка вдоль Московского (теперь Ярославского) шоссе легко заметить пятнадцать параллельных прямых улиц с мелкой нарезкой на участки. Эта часть была несколько перепланирована и застроена в 1920-е годы, когда началось бурное уплотнение жилья и застройки. Статистика тех лет насчитывала в Перловке более 400 дач, большая часть которых использовалась уже для постоянного проживания. Многие большие дачи превратились в коммуналки, а их обширные участки были разделены на более мелкие, где также появились постройки. В эти годы началась интенсивная вырубка деревьев, которая сегодня привела к полному уничтожению прекрасного соснового леса, бывшего достопримечательностью Перловки.

В 1880-1890-е годы, когда складывались основные черты застройки подмосковных дачных пригородов, во многих поселках появились новые храмы, часто из дерева. Жители Перловки и ее дачники относились к приходу Благовещенской церкви села Тайнинского, но ходить туда было далековато. Приход обратился в Московскую духовную консисторию с инициативой строительства своего поселкового храма. Место для него было выбрано примерно в 150 км от железной дороги.

План поселка 1930 года показывает, что территория храма была выделена - церковный участок правильной квадратной формы окружен дорожками, соединявшими храм с улицей к северу от него, с аллеей вдоль железной дороги и линией Мытищинского водопровода. Площадка, на которой был возведен храм, была обсажена по периметру соснами и другими деревьями.

Архивные документы свидетельствуют, что проект перловской церкви был утвержден 30 ноября 1894 года Строительным Отделением Московского Губернского правления и, вероятно, начал осуществляться уже в следующем году, а в 1896 году был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 года сообщал: "...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой" 5 .

Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) - Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова (1821-1887) - выпускника, а затем и преподавателя Московского Дворцового архитектурного училища, одного из самых плодовитых московских зодчих. (Среди множества работ Зыкова-отца можно назвать проекты храмов и церковных интерьеров, несколько десятков (!) иконостасов для храмов в разных городах и селах страны.)

Зыков-сын первоначально, видимо, не предполагал заниматься архитектурой - в 1874 году он окончил физико-математический факультет Московского университета. Однако семейная традиция и склонности привели его сразу после Университета в Санкт-Петербургскую Академию художеств, учебу в которой он успешно завершил в 1877 году со званием художника 1-й степени. В течение своей не очень длинной жизни П.П.Зыков-второй занимал разные административные должности - был архитектором Московского попечительного комитета о бедных, архитектором Мариинской больницы, сверхштатным техником Строительного отделения Московского Губернского правления, сотрудником попечительства Усачевско-Чернявского училища.

Объем созданного им в архитектуре был значительно меньше, чем у Зыкова-первого, но храмостроительство занимало в творчестве сына, пожалуй, более значительное место, чем у его отца, который и передавал ему строительный и архитектурный опыт в этой сфере. Зыков-сын, например, наблюдал за строительством по отцовскому проекту колокольни церкви Спаса Преображения на Большой Спасской, а вскоре сам создал проект колокольни при храме Святого Трифона в Напрудном (не сохранилась) и звонницы церкви Святой Троицы при Черкасской богадельне. Кроме того, он построил церковь близ станции Фаустово Казанской железной дороги, осуществил перестройку Никольской церкви в селе Покровском, пристройки к церкви Богоявления Господня в Елохове, осуществил и другие церковные заказы. Будучи глубоко религиозным человеком, он состоял в 1880-х годах старостой московской церкви Святого Алексия в Глинищах.

Деревянная церковь во имя Донской иконы Божией Матери была, безусловно, одним из самых значительных архитектурных произведений П.П.Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу - "восьмерик на четверике". Другими словами, кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым деревянным лемехом (по-старинному!).

Подобные деревянные церкви в конце XIX - начале XX века появились во многих подмосковных поселках - Удельной, Клязьме, Малаховке, Шереметевке, Петровском-Разумовском, Сокольниках. Все они восходили в своей основе к деревянным шатровым храмам Русского Севера, красота которых особенно стала привлекательна на рубеже веков, а в декоре использовали мотивы московского узорочья середины XVII века. Впрочем, несмотря на типологическое и конструктивное родство, все возводившиеся в то время подмосковные церкви были неповторимы.

План перловской церкви представлял собой квадрат со стороной 7 саженей 1 аршин (приблизительно 16 х 16 м) с выступающей граненой апсидой с востока. Квадратным в плане было и основное пространство храма (приблизительно 8,5 х 8,5 м), над которым возвышался мощный восьмигранный шатер, по высоте (до главы) приблизительно равный высоте стен четверика.

Храмовый четверик, прорезанный тремя окнами с трех сторон, окружали обширные галереи-паперти. В отличие от своих средневековых прообразов они с самого начала предполагались закрытыми. Их широкие проемы были застеклены, что делало этот зимний храм, в котором изначально было задумано отопление, еще более теплым. Галереи-паперти роднили церковь в Перловке с уже упоминавшимся храмом Святого Тихона Задонского в Сокольниках, который возвел еще в 1864 году П.П.Зыков-первый. Многократно перестраивавшаяся и находящаяся в настоящее время в процессе реставрации, эта церковь обнаруживала некоторое сходство с перловским храмом.

17 июня 2007 года приход Донской церкви отмечал свое 110-летие. Праздничные торжества по этому поводу возглавил архиепископ Можайский Григорий, который совершил освящение в честь Царственных Страстотерпцев нижнего придела Троицкой церкви. Троицкая церковь освящена в 2004 году и входит в приход Донской церкви.



Донская церковь в Перловке была построена в 1894—1896 гг. по проекту архитектора П.П. Зыкова усердием дворян Перловых. В 1938 г. храм закрыли и приспособили под жилой дом, в 1981 г. окончательно разрушили.

11 октября 1994 г. был зарегистрирован вновь созданный приход Донской церкви в Перловке. Первое богослужение прошло 4 декабря 1995 г., в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в частном доме. Потом богослужения совершались на первом этаже двухэтажного дома по улице Николая Селезнева, 32; а также в полевой военной палатке.

21 апреля 1999 г. приходу выделили землю под бывшим Донским храмом. На месте подожженного злоумышленниками храма на ул. Селезнева решили построить Православный культурно-просветительский центр с домовой церковью во имя Святой Живоначальной Троицы.

Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=431



В 1894 году, 4 октября, потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором выразил свое желание «…построить в «Перловке» на свои средства, не приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праздникам церковные богослужения. …Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского». Строительным отделением Московского Губернского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществляться строительный план, а в 1896 году он был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 года сообщал: «...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой». 6 мая 1897 года в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля... было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери».

Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым - Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова, одного из самых знаменитых московских зодчих. Деревянная церковь Донской иконы Божьей Матери была одним из самых значительных архитектурных произведений П.П. Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу — «восьмерик на четверике». Другими словами, кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по-старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма.

Храм перестал существовать в начале 1980-х годов. Но до сих пор никто не может ответить точно, когда в церкви прекратились службы. При ознакомлении с архивными материалами выяснилось, что храм Донской иконы Божией Матери в Перловке Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 годах. Особые усилия советской властью прилагались в 1929-1930-м годах. В Тайнинском клубе «Пролетарий» действовал союз воинствующих безбожников, который возглавлял некий Сергеев.

Агитация велась за то, чтобы «церковь закрыть, ...попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, ...моления всеми религиозными объединениями закрыть». Штабом была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. В это время священник Перловской церкви отец Георгий Извеков находился под следствием в ЧК и после долгих допросов и истязаний погиб на Бутовском полигоне. В 2004 году он был причислен к лику святых новомучеников Российских.

Спустя 5 лет в документах Мособлисполкома вновь встречается постановление о закрытии церкви в поселке Перловка от 22 сентября 1935 года. Возможно, новая кампания по закрытию церкви и переформированию ее в клуб связана с решением о строительстве в Перловке недалеко от Донского храма средней школы на Московской улице (ныне ул. Селезнева). Но и это решение не было последним. Исполнительный комитет Московской области 23 августа 1940 года выносит решение о закрытии Перловской церкви города Мытищи: «Здание переоборудовать под школу», «с предметами культа поступить согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1925 года», «решение объявить верующим, разъяснив им порядок обжалования в двухнедельный срок в Президиум Верховного Совета РСФСР». В здании церкви никогда не было ни школы, ни дома пионеров, ни культпросветклуба. С конца 1940 по 1970 годы культовое здание решением Мытищинского исполкома было перестроено и заселено квартирантами. В 1981 году Донская церковь была полностью уничтожена, остался только кирпичный фундамент.

Ныне действующий православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери в Перловке вновь создан и зарегистрирован 11 октября 1994 года. Его первым настоятелем после возрождения стал ныне покойный иерей Анатолий Проскурня. С 4 декабря 1995 года по 11 мая 1997 года службы совершались на веранде частного дома по 1-му Ярославскому переулку, дом № 5. Совершение богослужений в возрожденном приходе началось 4 декабря 1995 года в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В марте 1997 года по просьбе прихода администрация Мытищинского района выделила Перловской православной общине часть дома № 32 по улице Селезнева. 18 мая 1997 года богослужение крестным ходом было перенесено на рыночную площадь, к дому № 32 по улице Селезнева. Алтарь был устроен в полевой военной палатке, а прихожане молились под открытым небом. Второй этаж выделенной части дома № 32 был заселен жильцами, и община храма, с согласия районной администрации, занялась благоустройством первого этажа, находившегося в крайне запущенном состоянии. Параллельно с ведением богослужебной деятельности в новом здании приход вел переписку с городскими властями о возвращении земельного участка, на котором 100 лет назад была сооружена Донская церковь. Земельная комиссия протоколом № 15 от 23 июня 1998 года приняла положительное решение о выделении для воссоздания храма прежнего участка.

На 30 мая 1999 года намечалось знаменательное событие: освящение закладного камня на месте, где раньше стояла Донская церковь.

К полуночи с 29 на 30 мая все было готово к празднику Пресвятой Троицы и торжественному освящению закладного камня. На освящение камня ожидался приезд викария митрополита Ювеналия, высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа Можайского. Но в эту ночь, примерно в половине третьего, здание, в котором находилась церковь, было подожжено неизвестными злоумышленниками. Несмотря на пожар, община Донской церкви во главе с настоятелем священником Анатолием Проскурней совместно с администрацией Мытищинского района начала строительство первой очереди здания для Православного культурно-просветительского центра с домовой церковью в честь Святой Живоначальной Троицы.

1 августа 2003 года была освящена часовня в честь преподобного Серафима Саровского при Донской церкви, в которой проводятся духовные беседы, молебны и акафисты. 6 июня 2004 года, в неделю Всех Святых по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Троицкого храма. Торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий. 17 июня 2007 года приход Донской церкви отмечал свое 110-летие. Праздничные торжества по этому поводу возглавил архиепископ Можайский Григорий, который совершил освящение в честь Царственных Страстотерпцев нижнего придела Троицкой церкви. Это один из немногих храмов, которые освящены в память о зверски замученной царской семье.

Пока восстановление Донской церкви находится на этапе проектирования, на территории воинской части №41427, дислоцированной в черте города Мытищи, возводится деревянный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. По окончании строительства храм сможет вместить около сотни молящихся. Он, наряду с церковью Святой Живоначальной Троицы и часовней преподобного Серафима Саровского, также является частью прихода Донской иконы Божией Матери.

Вверх