Баха фестиваль биография. IX Международный музыкальный фестиваль Bach-fest. Исторические корни традиций фестиваля

На верхнем фото – пианистка и певица Ноам Вазана. Германия. Photographer Robin Daniel-Fromme

«Магнификат» под управлением Филиппа Пьерло – главное событие Третьего фестиваля Баха в Иерусалиме. 17-21 марта 2018 года

Зал YMCA в Иерусалиме и другие концертные площадки Израиля

Шедевр И.С. Баха «Магнификат» будет исполнен в центральном концерте Фестиваля Баха в Иерусалиме под управлением Филиппа Пьерло при участии ансамбля I S olisti di S anta C ecilia, инструменталистов и вокалистов из Израиля и из-за рубежа. Среди гостей фестиваля – один из ведущих в мире скрипачей барокко Дмитрий Ситковецкий, который исполнит Партиты для скрипки соло И.С. Баха.Среди других программ фестиваля: Иерусалимский оркестр барокко исполнит «Магнификаты» Вивальди, Шарпантье и других композиторов эпохи; Ноам Вазана в программе, посвященной Нине Симон и влиянию Баха на ее песни; «Концерт и беседа» – доктор музыковедения Алон Шаб говорит об искусстве фуги; оркестр Галилеи – иерусалимская премьера; концерт органной музыки в исполнении Иштвана Элла; реситаль для двух фортепьяно; международный симпозиум, посвященный музыкальной форме «Магнификат» с участием исследователей из Израиля и из за рубежа и многое другое. В фойе отеля YMCA пройдет выставка «Магнификат», экспонаты которой будут доставлены из дома Баха в Айзенахе.

Ансамбль I Solisti di Santa Cecilia

Год за годом Фестиваль «Бах в Иерусалиме» завоевывает статус одного из ведущих музыкальных событий города. В нынешнем году фестиваль состоится в третий раз – и это уже традиция. Высокий уровень исполнения, увлекательные программы, превосходные музыканты из Израиля и из-за рубежа привлекают в Иерусалим меломанов со всей страны.

Фестиваль проводится в дни, близкие ко дню рождения Иоганна Себастьяна Баха. Он продлится пять дней, в его программе концерты, выставки и лекции, посвященные музыке Баха и ее влиянию на творчество композиторов последующих поколений.

Фестиваль , который пройдет в этом году с 17 по 21 марта 2018 года , был инициирован Иерусалимским оркестром барокко и его основателем и бессменным музыкальным руководителем Давидом Шемером , который является также художественным руководителем фестиваля. Он продирижирует большей частью концертов.

В центре программ фестиваля – «Магнификат» Баха , которым продирижирует бельгийский маэстро и исполнитель на виоле де-гамба Филипп Пьерло . В программе также «Магнификат» сына Баха – Карла Филиппа Эмануэля Баха . В концерте примут участие Иерусалимский оркестр барокко, немецкий тенор Рихард Реш, ансамбль «Солисты Святой Сесилии» и израильский барион Гай Пельц . Концерты состоятся в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе (17, 18 и 19 марта).

Всего в программе фестиваля 13 концертов: от сольных и камерных до крупных оркестровых концертов. Среди гостей фестиваля выдающийся барочный скрипач Дмитрий Ситковецкий (Россия), который исполнит партиты Баха для скрипки соло (21.3).

Филипп Пьерло

«Магнификат» не только центральное произведение, но и основа фестиваля. Этой музыкальной форме посвящена выставка , доставленная из дома Баха в Айзенахе (Германия), экспонаты которой будут расположены в фойе отеля YMCA. В рамках фестиваля намечено провести также симпозиум (21.3).

За симпозиумом последует концерт, в котором будут исполнены произведения, написанные на текст Магнификата различными композиторами – Вивальди, Шарпантье, Пахельбелем и другими.

На нынешнем фестивале оркестр барокко впервые принимает Галилейским оркестр общества «Полифония» из Назарета . Оркестр, в котором музыканты ведущего израильского оркестра – Филармонического – играют вместе с арабскими музыкантами, ставит своей задачей преодоление конфликта между двумя народами посредством музыкального образования. Оркестр в настоящее время действует в основном на севере страны. Дирижирует оркестром Гадиэль Домбровнер , недавно ставший победителем конкурса дирижеров в Киеве (20.3).

В свете успеха программы «Концерт и беседа» в прошлом году фестиваль вновь приглашает доктора Алона Шаба, который расскажет об «Искусстве фуги» Баха (19.3).

В фестивале примут участие пианистка и певица Ноам Вазана , которая представит программу музыки Нины Симон и продемонстрирует влияние Баха на творчество великой джазовой певицы. В шоу примут участие ведущие израильские музыканты Офер Португали, Арье Волиниц и Эйтан Икович (19.3).

Фестиваль продолжает сотрудничество с Обществом органной музыки. Результатом станет концерт венгерского органиста Иштвана Элла в программе, произведений Баха для органа соло, который состоится в церкви Искупителя в Старом Городе Иерусалима (17.3).

Влияние Баха на композиторов 19-го и 20-го веков продемонстрируют пианисты Гай Слепак и Михаэль Зарцекель (18.3).

Фестиваль предоставляет слушателям возможность познакомиться с музыкантами завтрашнего дня уже сегодня на концерте, в котором выступят лучшие студенты консерватолрия Magnificat , «Академия» и «Ха-Садна» (20.3).

Третий Фестиваль оркестра барокко «Бах в Иерусалиме», 17-23 марта в Иерусалиме, Тель-Авиве и Беэр-Шеве. Цена билета: 50-180 шекелей

Текст и фото – по материалам пресс-релиза

С 14 по 23 июня этого года в старинном Лейпциге, славящемся своими музыкальными традициями и заслуженным авторитетом среди городов-устроителей различных музыкальных мероприятий, пройдет ежегодный международный и самый престижный в Германии фестиваль Bachfest Leipzig . Он посвящен музыкальному наследию знаменитого на весь мир немца — Иоганна Себастьяна Баха.

В разное время в Лейпциге жили и творили Мендельсон, Шуман, Шиллер. Но именно творчество Баха в период жизни в этом городе, где он более 20 лет руководил хором мальчиков в церкви Св. Фомы и играл на органе, cподвигло жителей на установку ему памятника перед входом в церковь. Здесь же при алтаре композитор был и похоронен. Поэтому не удивительно, что именно Лейпциг спустя много лет стал настоящей «Меккой» для всех любителей классической музыки и поклонников баховской манеры передачи с помощью музыкального ряда мыслей, чувств и ощущений.

Исторические корни традиций фестиваля

Фестиваль имеет давние традиции, берущие свое начало в далеком 1904 году, когда силами общества поклонников композитора был организован первый концерт. А с 1908 года городские власти взяли все заботы об организации фестиваля на себя. И хотя он проводился нерегулярно, уже в 20-х годах прошлого века это музыкальное событие дало Лейпцигу возможность называться музыкальной столицей Германии.

Традиция ежегодного проведения фестиваля была заложена в 90-х годах ХХ века, и с тех пор каждый год музыкальный праздник имеет свою тему, особенности и новое наполнение концертных программ. Например, фестиваль 2004 года прошел под темой «Бах и романтизм», когда его сочинения соседствовали в концертных программах с произведениями Шумана, Брамса, Мендельсона. А тема 2005 года звучала как «Бах и будущее», переплетая музыку Баха со звучанием шедевров Лигети, Штокгаузена и Циммермана. Фестиваль отмечал и знаменательные годовщины других известных классиков – Листа, Малера. 2014 год планируется посвятить очередной годовщине со дня рождения Карла Филиппа Эммануэля, а в 2015 году исполняется 1000 лет самому Лейпцигу. Словом, памятных дат и информационных поводов хватит еще на долгие поколения наших современников и их потомков для того, чтобы бессмертная музыка приобщала к доброму и вечному еще долгое время.

Программные «интересности»

В этом году Bachfest Leipzig пройдет под девизом «Vita Christi». Около 100 музыкальных программ, которые состоятся в церквях и городских концертных залах, объединят в себе богословские, драматургические и композиционные линии Рождественской и Пасхальной Ораторий, а также «Страстей Иоанна» в один проект. Организаторы предлагают как открытый, так и закрытый формат участия, а также семейные и детские программы.

Предполагается, что музыкальные мероприятия будут органично переплетаться с предложениями культурной программы, направленными на знакомство с личностью Баха — концертами-экскурсиями в пригороды Лейпцига, конкурсами молодых исполнителей, кинопоказами, выставками рукописей Баха, лекциями, докладами и отличной кулинарной программой. А кульминацией праздника будет традиционное (с 2003 года) вручение выдающимся музыкантам Медали Баха из великолепного майсенского фарфора.

Полная программа была опубликована на сайте фестиваля еще в сентябре 2012 года. Организаторы делают это для того, чтобы любители музыки могли планировать свои посещения заинтересовавших их мероприятий фестиваля заранее, вплоть до предварительной покупки билетов. Это очень предусмотрительно для пунктуальных немцев, поскольку с каждым годом интерес к празднику все больше возрастает, что не может не радовать.

В наш суматошный и динамичный век высоких технологий и новых перспектив никогда не поздно остановиться, прислушаться к миру, почувствовать его вкус и запах и приобщиться к «вечной музыке», которая вот уже много столетий заставляет задуматься о себе и своем существовании в мире.

С 1 по 27 марта 2019 года в Екатеринбурге будет проходить IX Международный музыкальный фестиваль Bach-fest. В этом году он приурочен к праздничной дате – дню рождения Баха и раскрывает новую грань баховского творчества. Баховский фестиваль «восстанавливает» династийные связи: в фестивальных программах музыка великого Иоганна Себастьяна Баха будет соседствовать с творениями его детей – искусных сочинителей и виртуозов. В семи концертах Свердловской филармонии – 1, 5, 9, 17, 21, 23 и 27 марта – участвуют три оркестра, два хора, ансамбль старинной музыки и первоклассные солисты, в том числе, органист и арт-директор фестиваля Тарас Багинец.

Вся семья Бахов – это не менее полусотни талантливейших музыкантов, создававших музыку в XVI-XIX веках. Четверо из двадцати детей Иоганна Себастьяна Баха пошли по стопам отца. Один превосходно импровизировал и играл на органе, другой был поклонником итальянской музыки и мастером клавесинной игры, третий учил юного Моцарта. Но самым знаменитым стал Карл Филипп Эммануил, который долгое время был гораздо известнее своего гениального отца. Его произведения прозвучат в день Открытия Bach-fest 1 марта в исполнении Уральского молодежного оркестра, Хора Уральской консерватории и солистов под управлением Александра Рудина; 23 марта – в камерной программе парижских музыкантов ансамбля Nevermind; 27 марта, в день Закрытия фестиваля, под руководством Кая Йоханнсена, который будет дирижировать Уральским филармоническим оркестром, Симфоническим хором и приглашенными солистами.

Бах и Гендель – эти два имени часто упоминаются вместе, когда речь заходит о музыке барокко. Величайший современник Баха появился на свет 23 февраля 1685 года в небольшом городке Галле, а через месяц за 170 км от него, в Айзенахе, родился Иоганн Себастьян Бах. Два музыкальных титана никогда не встречались, но конечно же знали музыку друг друга. Недавний московский дебют певицы Анны Горбачевой-Огилви, блистающей в Венской, Римской, Лионской опере, пришелся на генделевскую постановку Большого театра. 5 марта в Свердловской филармонии она будет солировать в кантатах И.С. Баха и Г.Ф. Генделя в сопровождении оркестра Баховского фестиваля.

Современникам И.С.Баха, а точнее его соперникам, посвящен отдельный концерт 9 марта. Постоянный участник Bach-fest Артем Варгафтик «проведет расследование» в ближайшем баховском окружении. В их совместном с Тарасом Багинцом концерте прозвучит музыка тех, с кем Баха при жизни сталкивала судьба; а в разговоре будут раскрыты подробности, связанные с сочинением отдельных произведений, и рассказаны житейские истории, героями которых оказывались те самые соперники.

Составить творческие портреты баховских сыновей, чья музыка не только была высоко оценена современниками, но и предопределила пути развития музыкального искусства, предстоит на концерте «Орган и главный органный композитор» 17 марта. Несмотря на серьезность намерений эта программа адресована тем, кто только начинает погружаться в баховское творчество, и, возможно, впервые встречается с органом. Арт-директор фестиваля Тарас Багинец и «первая скрипка» Молодежного оркестра Ольга Федотьева – расскажут и представят слушателям музыку тех, кого объединяет фамилия главного композитора барокко. Прозвучав в Екатеринбурге, программа будет исполнена в Каменске-Уральском (20 марта) и Асбесте (22 марта), где в городских филармонических залах с нетерпением ждут традиционные баховские концерты на цифровом органе – «участнике» проекта «Концертный зал без границ», реализуемого при поддержке губернатора Свердловской области и Министерства культуры региона.

Вопреки расхожему мнению, что баховская музыка – это музыка органная, фестиваль настойчиво утверждает обратное. В 50-томном лейпцигском издании баховских сочинений, только 6 томов содержат произведения для органа. На фестивале солирующему «Королю инструментов» посвящен главный органный концерт 21 марта. Традиционно, в этот день – День рождения Иоганна Себастьяна Баха – за пультом органа «Sauer» появляется гость. В 2019 году им станет Йос ван дер Коой – титулярный органист самой большой протестантской церкви нидерландского города Харлем и один из известнейших интерпретаторов баховской музыки.

«Музыка Баха универсальна, – считает арт-директор фестиваля Тарас Багинец. – Она может звучать в любое время дня и ночи, в любое время года, на любом инструменте и в любых акустических условиях, но при этом оставаться интересной, актуальной и волнующей». За девять лет вокруг фестиваля в Екатеринбурге сформировалась большая семья ценителей творчества великого композитора, объединившая музыкантов разных городов и стран и тысячи слушателей региона. Вместе они совершают музыкальные открытия – 90% музыки, представленной на фестивале Bach-fest, звучит в филармоническом зале впервые. Вместе открывают новые грани баховского гения. В 2019 году – его уникальный педагогический дар, давший миру минимум трёх великолепных музыкантов, определивших ход музыкальной истории классического искусства.



Вверх