Армянская труба как называется. Армянские музыкальные инструменты: воплощение лирики. Исторические сведения о кеманче

Введение

1. Понятие этнической музыки

2. Армянские музыкальные инструменты в современной

этнической музыке. Общая характеристика

3.1. Легенда о дудуке

3.2. История и устройство

3.3. Использование дудука в современной этнической музыке

5. Дхол (доол)

Заключение

Библиография

Введение

Армяне - один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. На протяжении столь дли- тельного времени армяне не раз переживали и трагические периоды своей истории, и периоды небывалого расцвета и созидательного труда, одарив мировую цивилизацию замечательными шедеврами материальной и духовной культуры.

Армянская народная музыка - это тонкое сплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его переживаний - от радостных до печальных. Весьма музыкальный народ с самого начала своей истории изобретал и пробовал уникальные средства исполнения своей музыки.

Традиционные армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю. С течением времени путем усовершенствования инструментов и создания новых, армянский оркестр еще больше обогатился. Игра на народных инструментах давно и прочно заняла место в академической среде.

Актуальность темы. Особенно важно изучать народные, в том числе и армянские, музыкальные инструменты, так как в современном музыкальном мире все чаще используются народные инструменты, профессиональные исполнители работают не только в быту - на свадьбах, похоронах и прочих мероприятиях, - но и в солидных ансамблях и оркестрах,

Цель работы - показать особенности армянских музыкальных инструментов в современной этнической музыке.

Задачи:

дать понятие этнической музыки;

рассказать об армянских музыкальных инструментах

1. Понятие этнической музыки

Этнос (народ) - исторически сложившаяся на определенной территории культурная и языковая общность людей, осознающая свою самобытность, что отражено в ее самоназвании (этнониме) и установке на этническую эндогамию.

Этническая культура в современном мире больше всего сохраняется в обрядах, связь с этнической традицией выражается в национальных песнях, музыке, танцах, в старинных и возможно утративших уже исконный смысл обрядовых действиях и особенно в сохранении музыкальных инструментов. Достаточно колоритно этническая специфика проступает в народном искусстве. Для современности, как ни парадоксально, характерны не только его исчезновение или унификация отдельных элементов, но и возрождение ряда традиций.

Этни́ческая му́зыка (этника, этно) - ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду. Распространено семплирование народных инструментов и пения.

В музыкальной индустрии словосочетание может использоваться как синонимнародной музыки. Термин получил распространение в 1980-х годах, как раздел для классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает не только народная, но и популярная музыка с элементами, не характерных для ряда западных стран (кельтская музыка), и та музыка, на которую повлияла этническая музыка развивающихся стран (например, афро-кубинская музыка, рэггей).

Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки.

В России за последние годы жанр этнической и world музыки становиться все более и более популярным.

2. Армянские музыкальные инструменты

в современной этнической музыке. Общая характеристика

Главным инструментом группы ударных является дхол.

Другой ударный - давул - используется в качестве сопровождения к духовым инструментам, выполняя ту же функцию, что дхол. Давул - это большой двусторонний барабан с мембраном из овечьей и козлиной кожи.

Среди духовых инструментов наиболее известными являются, помимо дудука, зурна, шви. Зурна звучит резко, пронзительно, звонко, гораздо более экспрессивно, чем гобой (английский рожок), с которым принято сравнивать инструмент. Зурна впервые упоминается в IX веке в эпосе «Давид Сасунский». Шви - это цельнодеревянный духовой инструмент, принадлежит к роду свирели. Характеризуется чистым, практически прозрачным звуком.

Канон - армянский струнный музыкальный инструмент. Он принадлежит к роду наколенной арфы и считается одним из предшественников клавесина и фортепиано. Звук извлекается плектром. Канон был создан в Западной Армении.

3. Дудук

Армению можно не только увидеть. Она часто бывает слышна - когда звучит дудук. Бархатному тембру и ускользающим интонациям абрикосового дерева внимает весь мир. Дудук обладает уникальной способностью быть уместным везде: на концертах в филармонии, на похоронах и свадьбах, в большом голливудском кино, российских поп-проектах и на международных джазовых джем-сейшнах. Армянский дудук - великий инструмент. Есть очень красивая легенде о дудуке.

3.1. Легенда о дудуке

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг. Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти. Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы. И тогда Владыка Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать!» Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: «Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь. Но как только сделаешь это, дерево погибнет». Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он - при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску. Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним. В то же мгновение дерево погибло, сталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.
Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания. Потому что главное в любви - это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

Название инструмента - дудук. В древности носившее название "циранапох" (труба из абрикоса).

В душе каждого армянина просыпается древность, понимание себя как части загадочного народа с трагичной историей при голосе дудука. Часто дудук заставляет прозреть в звуках и взглянуть на вещи с обновлённым взглядом. Дудук подарен Богом поскольку ни одна современная программа и синтезатор не могут воспроизвести все звуки дудука, передать многие музыкальные характеристики инструмента.

Волшебные звуки дудука - они разнообразны, словно голос, говорят нам об этом.

Танец и любовные песни, свадьбы или похоронные церемонии не обходятся без него, без дудука. Это дух народа и звуки утраченного. Утраченной свободы и приобретенного счастья. Пронзительность дудука заставляет не складывать руки, а думать о лучшем, вспоминая старое, бороться и побеждать, строить и приумножать. Дудук как ни один другой инструмент способен выразить душу армянского народа. Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук - это единственный инструмент, который заставляет его плакать.

Безусловно, вся история создания дудука обязана мастерам дудука, людям которые на протяжении веков доводили до совершенства звучание этого народного армянского инструмента, придавая совершенные звуки характерные конструкции "абрикосовой трубки". Трубки, в которую мастер вложил свой плач и надежду, радость и молчание, он смог им разговаривать, чтобы не показывать слезу. Маленький инструмент, гораздо уступающий по размерам органу или саксофону, выбившийся из глубины веков даёт пространство и тяжёлый волнующий тон звукам. В руках лучших мастеров дудука он становиться частью голоса, разговаривая, поёт, говорит ярко, но тихо, словно старейшина, дающий напутствие молодым, уча жизни и прививая армянское сознание снова и снова.

3.2. История и устройство

Дудук - один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте «циранапох» (Трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях. Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях. Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.

Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных и тростника. В настоящее время дудук делается исключительно из дерева. А армянский дудук - из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос. Язычок делается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание с тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам. Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным - изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет одну октаву, для игры на дудуке требуется немалое умение. Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом».

Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой стороне имеется 7 (либо 8) игровых отверстий и одно (или два), для большого пальца - на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехе́г» (арм. եղեգ), обычно равна 9-14 см. Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается. В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Аппликатура наиболее распространенной модели представлена на следующей схеме:

Если не используется трость дудука продолжительное время, она высыхает и ее края сжимаются. В этом случае необходимо залить простую воду в трость, встряхнуть, вылить воду и подождать. Через 10-15 минут края трости отделятся друг от друга, и трость можно будет использовать. При игре на дудуке можно регулировать его настройку регулятором тона: когда Вы прижимаете его, тон повышается; при ослаблении – понижается.

3.3. Использование дудука

в современной этнической музыке

Инструмент и музыка дудука традиционно являются неотъемлемой частью общественной жизни и культурной идентичности армянского народа. Звуки дудука раздаются во время самых главных событиях в жизни любого армянина: на народных празднованиях, крупнейших торжествах, свадебных церемониях. Но в последние годы дудук обретает новый статус: он переходит в категорию концертного инструмента, завоевывая особое место в академической культуре. Эти тенденции не прошли мимо внимания экспертов ЮНЕСКО: в 2005 году музыку, исполняемую на армянском дудуке, объявили шедевром нематериального культурного наследия человечества. Несомненно, Дживан Гаспарян, об игре которого ходят легенды, будучи главным популяризатором армянской музыки, сыграл в этом признании ключевую роль.

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно армянские дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы.

Сегодня дудук звучит во множестве кинофильмов. Первой картиной с участием дудука стала «Последнее искушение Христа». Среди других известных фильмов - «Ворон», «Зена - королева воинов», «Гладиатор», «Арарат», «Халк», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи».

Тот, кто ни разу не слышал, как звучит дудук, не поймет, почему за ним охотится большинство самых крупных режиссеров. Этому миниатюрному инструменту по силам отразить все нюансы жизни и натуры человека..

Инструмент и музыка дудука традиционно являются неотъемлемой частью общественной жизни и культурной идентичности армянского народа. Звуки дудука раздаются во время самых главных событиях в жизни любого армянина: на народных празднованиях, крупнейших торжествах, свадебных и похоронных церемониях. Но в последние годы дудук обретает новый статус: он переходит в категорию концертного инструмента, завоевывая особое место в академической культуре.

4. Зурна

Зурна - деревянный духовой музыкальный инструмент.

Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников.

Диапазон зурны - около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда, тембр яркий и пронзительный.

Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи. Широко распространён инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один зурначи играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий музыкант выбивает сложную, разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном инструменте - дхоле или доли. На зурне играют большей частью на открытом воздухе, в закрытых помещениях её обычно заменяют дудуком.

Множество разновидностей зурны нашли очень большое распространение у народов Среднего Востока, Кавказа и Китая.

Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента - 302-317 мм.

На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной - одно. В верхний конец ствола вставляется втулка («маша»), имеющая в длину 120 мм и вытачивается из дикорастущей ивы, ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша, произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.

Диапазон зурны охватывает звуки от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить еще на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр».

Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднества на открытом воздухе. В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как «гара зурна», «араби зурна», «джура зурна», «аджеми зурна», «габа зурна», «шехаби зурна». Зурна, как правило, входит в состав ансамблей духовых инструментов. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе «джанги» и других музыкальных образцов. Узеир Гаджибеков в своей опере «Кёроглу» ввел зурну в состав симфонического оркестра.

4. Дхол (доол)

Доол, доуль, дхол, армянский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана. Одна из мембран толще другой. Звук извлекается двумя деревянными палками (толстой и тонкой) или пальцами и ладонями рук. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.

Это род двустороннего барабана. Корпус инструмента выполнен из дерева грецкого ореха с мембранами из кожи. Дхол предположительно появился в связи с культом поклонения древней богине Анаит (3000-2000 гг. до н. э.). В оркестре (ансамбле) дхол выполняет ритмическую функцию. Инструмент, поддерживая четкость и остроту ритма, подчеркивает особый колорит звучания армянских народных инструментов.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что:

1. Современная массовая культура не исключает возможности обращения к армянским народным инструментам. Они используются – как правило, но не всегда, – для исполнения музыки развивающей этнический компонент в самых разнообразных формах. Существование и «окупаемость» исполнительских коллективов разных направлений, исполняющих этническую музыку в той или иной форме, говорит о ее востребованности. Исполнителями выступают как музыканты любители, так и получившие профессиональное образование.

2. Ни в каком искусстве, ни в каких его видах и жанрах не имеет основного значения «первородность» его происхождения. В том числе «не имеет никакого значения то, в какой стране, у какого народа впервые появилась первоначальная конструкция того или иного народного инструмента для выявления его национальной принадлежности. Основополагающий критерий – именно традиционность бытования в определенной этнической среде для выражения национального музыкального искусства

Библиография

1. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1999.

2. Армянская музыка. Музыкальная энциклопедия.- М., 2003. Т. I.

3. Асланян А.А., Багдасарян А.Б. Армения. М: Мысль, 2006

4. Багдыков, Г. Краткая история донских армян [Текст] / Г. Багдыков. – Ростов н/Д, 1997. – 24 с.

5. Бакланова Т.Н. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 2004.

6. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995.–С. 5.

7. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1999.

8. Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань, изд.
«Айастан», Ереван, 1996.

9. Бдоян В.А. Этнография армян. Краткий очерк. Ер., 1974, с.30-50.

10. Богатырев ЛюГ. Вопросы теории народного искусства. – М., 2001.

11. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 2003.

12. Записки Ростовского Общества истории, древности и природы: отры-вок из книги // Е. А. Шахазиз Норнахичеван и норнахичеванцы; пер. на рус. яз. В. Канского. – Т. 2. – 1994.

13. Кристостурян Х. Фольклор армян на Дону [Текст] / Х. Кристостурян // Молот. – 1971. – 3 дек.

14. Кристостурян Х. Фольклор донских армян [Текст] / Х. Кристостурян // Лит. Армения. – 1971. – № 11.

15. К у ш н а р е в X. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. - Л., 1998.

16. Люледжиян, М. Г. Крым [Текст] : очерки / М. Г. Люледжиян. – Симферополь, 1979.

17. М а н у к я н М. Т. Армянская этнография и фольклор. - Ереван, 2001. Введение. Т. II.

18. Микаэлян, В. А. История крымских армян [Текст] / В. А. Микаэлян. – Ереван: Айастан, 1989.

19. Н е р с е с я н И. Г. История армянского народа. -Ереван, 2000.

20. Пештмалджян М.Г. Памятники армянских поселений. - Ереван, 1997

21. Поркшеян Х.А Фольклор армян Дона. - Ереван 1999 г.

22. Поркшеян Х.А., Люледжиян М.Г. Фольклор армян Дона. – Ереван, 1991

23. Тагмизян Н. К. Теория музыки в древней Армении. - Ереван, 2002

24. Щуров В.М. Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика.2004

Армянская народная музыка - это тонкое сплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его переживаний - от радостных до печальных. Весьма музыкальный народ с самого начала своей истории изобретал и пробовал уникальные средства исполнения своей музыки. Исследователи говорят о сотне армянских музыкальных инструментов. Мы расскажем о наиболее востребованных сегодня.

Оркестр армянских народных инструментов характеризуется наличием практически всех групп: струнной, духовой, ударной. Королём армянского фолка считается оригинальный духовой инструмент - .

Главным инструментом группы ударных является дхол. Это род двустороннего барабана. Корпус инструмента выполнен из дерева грецкого ореха с мембранами из кожи. Дхол предположительно появился в связи с культом поклонения древней богине Анаит (3000-2000 гг. до н. э.). В оркестре (ансамбле) дхол выполняет ритмическую функцию. Инструмент, поддерживая четкость и остроту ритма, подчеркивает особый колорит звучания армянских народных инструментов. Другой ударный - давул - используется в качестве сопровождения к духовым инструментам, выполняя ту же функцию, что дхол. Давул - это большой двусторонний барабан с мембранам из овечьей и козлиной кожи.

Самые распространенные струнные инструменты - саз, тар, уд, кяманча и канон. Саз - один из древнейших инструментов. Его изображения встречаются на могилах царей и знати. Имеет теплое, ритмическое звучание. Традиционный инструмент трубадуров, ашугов. Тар - это разновидность лютни с длинным грифом и обтянутой кожей передней декой. Родина тара - Восточная Армения. Уд - это прототип европейской лютни. Инструмент звучит мягко, камерно. Кяманча - армянская разновидность скрипки, но держать ее следует вертикально. Канон принадлежит к роду наколенной арфы. Сегодня он считается одним из предшественников клавесина и фортепиано. Звук извлекается плектром. Канон был создан в Западной Армении.

Среди духовых инструментов наиболее известными являются, помимо дудука, зурна, шви. Зурна звучит резко, пронзительно, звонко, гораздо более экспрессивно, чем гобой (английский рожок), с которым принято сравнивать инструмент. Зурна впервые упоминается в IX веке в эпосе «Давид Сасунский». Шви - это цельнодеревянный духовой инструмент, принадлежит к роду свирели. Характеризуется чистым, практически прозрачным звуком.

Традиционные армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю. С течением времени, пишут исследователи, путем усовершенствования инструментов и создания новых, армянский оркестр еще больше обогатился. Игра на народных инструментах давно и прочно заняла место в академической среде. Мастерству владения народными инструментами обучают в Ереванской государственной консерватории. Профессиональные исполнители работают не только в быту - на свадьбах, похоронах и прочих мероприятиях, - но и в солидных ансамблях и оркестрах, главный из которых - Государственный оркестр народных инструментов под руководством выдающегося кяманчиста Норайра Давтяна. К слову, насладиться сочным и колоритным звучанием десятков лучших исполнителей можно не далее чем сегодня вечером. Концерт оркестра состоится в рамках «Фестиваля открытой музыки» в Летнем зале ереванского кинотеатра «Москва».

Армянская народная музыка – чувства неизвестных, но талантливых поэтов, облаченные в звучание; этническая лирика, чарующая волшебными напевами. Она полностью погружает в себя, заставляя раствориться, забыть обо всем на свете, прочувствовать каждую нотку, звук. Если вы не знаете, какие армянские музыкальные инструменты используются в народных композициях, видели армянские дудуки, но не слышали прекрасных легенд о них, прониклись гармонией армянского барабана дхола, но желаете узнать больше, рассказ понравится. Ведь он приоткрывает завесу, окутывающую огромный пласт культуры удивительной страны.

Одним из самых известных духовых инструментов, созданных многострадальным армянским народом, считается дудук. Кто хотя бы раз слушал звучание, проникся и очаровался. Недаром музыка дудука относится к всемирным шедеврам нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Достойный статус официально подтвердили в 2005 году, тем самым высоко оценив значение армянского народного инструмента, который пленяет, влюбляет в себя, трогает самые потаенные струны человеческой души.

Именно поэтому его часто называют «магический дудук», подчеркивая глубину и сакральность музыки. Но давайте рассмотрим пристальнее.

Внешний вид армянского музыкального инструмента дудука напомнит дудочку из сказок, только более увеличенную, или классическую флейту. Изделие состоит из нескольких частей:

  • сама трубка с двойным язычком;
  • игровые отверстия (от 7 до 10);
  • регулятор тональности (не всегда)

Относится к язычковым духовым инструментам и распространен не только в Армении, но и в других кавказских странах, на Балканском полуострове. Изготавливается из деревянного материала, чаще всего – абрикосового. Как раньше считалось, только это стройное дерево, дарящее людям солнечные плоды, – достойное сырье для изготовления инструмента. В народе так и говорят: «Дудук – душа абрикосового дерева», называя его «циранапох», что на русский переводится «душа абрикосового дерева». Поющая, нежная, чувственная.

Как же работает и звучит дудук? Тут все просто и одновременно сложно. Во время игры исполнитель перебирает пальцами, закрывая или, наоборот, открывая отверстия. Звук, проходящий по трубке, вибрирует, изменяется. Так и создается та самая напевность, полная печали, из-за которой говорят «грустный дудук». Да, плясать под такую мелодию не получится, но прочувствовать ее, настроиться на светлое и лирическое, понять душу армянского духового инструмента, удастся.

Наверное, именно поэтому часто исполняет дудук «Гладиатор» и «Титаник» – те самые композиции из фильмов, которые узнаются миллионами людей. И хотя, инструмент сам по себе не лишен лиричности, происхождение его названия довольно прозаично. Существует две версии:

  • Тюркская. От слова düdük – по сути, являющегося звукоподражательным.
  • Русская. По сходству со словом «дудка», прижившегося на родине инструмента в несколько измененном произношении.

Циранапох – уникальное творение, которым гордится страна. Одним из виртуозов игры на нем признан Дживан Гаспарян – армянский музыкант, вкладывающий душу в исполнение. Именно он играет так, что слезы наворачиваются на глаза у всех слушателей.

Легенда о дудуке, любви и выборе

Легенда о дудуке печальна и возвышена, как и все, что связано с инструментом. Как-то маленький Ветерок пролетал над горами и увидел чудесное дерево. Его листва была так прекрасна, что Ветер остановился, спрятался в нее и начал играть листочками, которые в ответ издавали нежные звуки. Время летело незаметно.

Владыка Ветров прогневался и решил погубить дерево, увлекшее его сына. Он дул и дул, стараясь сломать ствол. Но Ветерок всеми силами защищал друга. И тогда Владыка сказал: «Оставайся. И пусть твои крылья тоже останутся с тобой, но как только ты покинешь дерево – оно высохнет». Юный Ветер остался доволен решением отца: ведь он ничего не терял, а только приобретал.

Наступила осень. Листья опали, играть стало не с чем. Ветерок загрустил, а его братья весело летали в небе, маня к себе. Когда он присоединился, дерево погибло. Но в одной веточке запуталась частица Юного Ветра, и она осталась жива. По весне пришел мальчик, срезал зеленый прутик, сделал дудочку. Так и появился первый магический дудук, в котором слышатся волшебные ветряные нотки.

Армянская кеманча: по струнам вашей души

Армянская народная музыка уникальна и многолика. Одним из известнейших струнных инструментов, звучащих в ней, является кеманча. Она имеет много местных разновидностей: кеман, понтийская лира, гиджак, но по сути это незначительные видоизменения одного и того инструмента, практически никак не влияющие на звучание.

Изобретение древнее, часто встречающееся в археологических раскопках. Этот факт свидетельствует о высокой развитости культуры страны на заре цивилизации. Внешне кеманча напоминает своеобразную узкую скрипку, по струнам которой исполнитель водит специальным смычком. Звучание нежное, лирическое, смешивающее в себе и гитарное, и скрипичное, но отличающееся собственным шармом.

Исторические сведения о кеманче

Кеманча – не менее древний инструмент, чем дудук, любимый в народе. Ее изображения встречаются на стенах древних армянских монастырей, иллюстрируют различные рукописи, сохранившиеся с раннего Средневековья. В народе изготавливали четырех- или трехструнные музыкальные инструменты, в которых использовали конский волос, а натяжение регулировалось вручную, пальцами. До сих пор традиционно используется именно этот прием.

Однако кеманча и дудук далеко не единственные народные музыкальные инструменты Армении. Пришла пора познакомиться с другими.

Дхол армянский: барабан в народном исполнении

Кавказская музыка отличается своеобразием, напевностью. Даже барабан здесь гармонично вплетается в лирические мелодии. Он называется дхоломи представляет собой музыкальный инструмент, задающий ритм произведению. Выглядит как правильный цилиндр, на который натянута мембрана (иногда две). Удивительно, но раньше армянским барабаном дхолом пользовались только в военных походах, придавая бодрость солдатам, настраивая их на победу. В современном обществе его часто слышат в составе национальных ансамблей, в одном хоре с зурнами.

И все же, армянская народная музыка не создается только перечисленными инструментами. Она звучит характерно, ярко, переливается, попадает прямо в сердце. Этому немало способствуют зурны, шви, сазы и каноны.

Зурны: задор и веселье в общем хоре

Одними из прекраснейших армянских народных духовых музыкальных инструментов по праву считаются зурны. Внешне они сильно похожи на обычные дудочки, которые использовали русские пастушки, чтобы разнообразить работу. Это родственницы дудука, имеющие еще одно название, – праздничные флейты, потому что голосок у зурн более звонкий, даже пронзительный. Они вносят в произведение веселье, сближаясь с гобоем.

Зурны изготавливают из дерева, один конец в виде раструба. На корпусе имеется девять отверстий, причем одно обязательно располагается на противоположной от всех остальных стороне. Вместе с зурнами армянская народная музыка получает задор, заливистость, свойственную птичьим трелям.

Другие инструменты, созданные народом

Помимо перечисленных, в общем ансамбле армянских народных инструментов слышатся шви, саз, канон. Первый относится к духовым, но внешне похож на свистульки. Классические шви выполняется в виде сказочного создания, животного или птицы, и имеют всего 2 отверстия.

Саз – армянский национальный с трунный инструмент. Похож на лютню, звучит примерно так же. Саз достаточно сложен в изготовлении. Для его создания используется несколько пород древесины, что позволяет извлекать более глубокий, чистый звук.

Канон, или канун – щипковый струнный инструмент. Отличается необычным трапециевидным корпусом, что делает его похожим на арфу или гусли. Во время исполнения музыкант кладет канун на колени и извлекает звуки, щипая пальцами по струнам. Инструмент является одним из самых любимых у армян, но в современной музыке практически не используется (кроме народных ансамблей).

Мелодия дудука, звучание кеманчи, ритмы дхолов, трели зурн и шви, выразительность кануна и сазов создают самобытную музыку народа Армении. Ее достаточно услышать лишь однажды, чтобы навсегда проникнуться красотой и лиричностью.

Музыка – неотъемлемая часть культуры народа. Армения как одна из древнейших стран и богатой историей имеет богатейшее культурное наследие, в том числе и народной музыки. Армянская народная музыка – это лицо народа, а музыкальные инструменты – еще одно оружие народа для борьбы со слиянием.

Армянская музыка стала всемирноизвестной благодаря бархатному звучанию дудука. В последние годы дудук стали использовать как саундтреки для блокбастеров. Однако не всем известна история народного музыкального инструмента. Мы посвящаем эту статью дудуку и всем армянским народным музыкальным инструментам.

Дудук

Есть несколько теорий о том, как и когда был изобретен дудук. По одной из теорий дудук изобрели в 8 веке до нашей эры. В другой версии утверждается, что дудук изобрели в 1 веке до нашей эры. Другими словами дудук настолько древний музыкальный инструмент, что о нем сложно найти первые упоминания.

Дудук можно с уверенностью назвать национальным достоянием, который бережно носит и передает от поколения в поколение традиции как изготовления инструмента, так и мастерство владения инструментом. Изначально дудук и другие музыкальные инструменты делались из костей животный. Более поздние упоминания о дудуке называют музыкальный инструмент “циранапох”, инструмент, который делался из абрикосового дерева. Именно это дерево имеет качество резонанса, который так важен для этого инструмента.

Изготовления дудука – это целый ритуал, который длится более пол года. На вид простой инструмент способен воспроизводить сложнейшие мелодии. Музыка дудука рассказывает об истории и тех трагедиях, которые пережил армянский народ. Дудук – национальная гордость, ценность, которая стала визитной карточной страны и народа. Дудук и музыка дудука были объявлены шедеврами нематериального наследия ЮНЕСКО.

Зурна

Конечно дудук сам по себе уникальный инструмент, который заставляет трепетать сердце, однако армянская народная музыка довольна сложна. В ней присутствуют как духовые так и струнные и ударные музыкальные инструменты.

Кроме дудука в армянской народной музыке принимают участие несколько духовых инструментов. Зурна еще один известный инструмент. Яркий и пронзающий тембр зурны подходит для более активных и веселых мелодий. Музыка довольно громкая, поэтому в закрытых помещениях зурну заменят дудуком.

Музыкант владеющий зурной, называется зурначи.

Паркапзук (Волынка)

Паркапзук похож на более известный свой аналог – ирландскую волынку. К сожалению изготовление музыкального инструмента было утеряно. Инструмент имеет одно или несколько трубок прикрепленные к кожаному мешку.

Шви

Шви это еще один духовой инструмент, который дословно переводится как свист. Тембр шви более тонкий и высокий и напоминает флейту. Изначально на музыкальном инструменте играли пастухи.

Дхол

Дхол – это как биение сердца, это ключевой инструмент в национальной музыке.

Дхол – это своеобразный барабан с двух сторон обтянутый тонкой кожей. Дхол появился еще в 3000г до нашей эры, когда Армения была языческой страной. Дхол обеспечивает быстрый и активный такт в музыке. Даже если исполнять быстрый такт только на дхоле получается довольно активная своеобразная музыка. Звук получается от ударов палками или пальцами по тонкой мембране. От того насколько тонка мембрана или как хорошо она натянута на барабан, звучание меняется.

Саз

Саз – один из древнейших струнных инструментов в армянской культуре, который упоминается истории. Очертание и картинка саза служила как эмблемой для многих правителей. Саз часть ритмичной армянской национальной музыки.

Кяманча, Канон

Кяманча это своеобразная скрипка, но они однозначно отличается как внешним видом, как и держанием музыкального инструмента. Кяманчу держат вертикально.

Канон или своеобразная наколенная арфа ставят на коленки перед исполнением. В руках женщины канон поет.

Традиционные армянские музыкальные инструменты отличаются тысячелетней историей. До наших дней дошло немало духовых, струнных и ударных приспособлений, которые веками использовались местными народными коллективами. Наиболее интересные армянские народные музыкальные инструменты рассмотрим в нашей публикации.

Дудук

Дудук – один из древнейших духовых инструментов во всем мире. Изобретение устройства датируется первым веком до нашей эры. Описания приспособления содержатся в многочисленных рукописях времен Средневековья.

Армянский музыкальный инструмент имеет вид полой трубки из древесины абрикосы. В конструкцию входит съемный тростниковый мундштук. Лицевая поверхность содержит 8 отверстий. На тыльной стороне выполнено еще два проема. Один из них используют в целях настройки инструмента, а другой — для закрытия большим пальцем во время игры.

Дудук издает звуки благодаря вибрации пластин тростникового мундштука. Просвет элементов регулируют путем изменения напора воздуха. Отдельные ноты берут закрыванием и открыванием отверстий на корпусе. Значение во время игры на инструменте имеет правильное дыхание. Музыканты делают стремительный глубокий вдох. Затем выполняют ровный протяжный выдох.

Зурна

Зурна – армянский духовой музыкальный инструмент, который в древности широко использовался народами Закавказья. Приспособление выполнено в виде деревянной трубки с раструбным окончанием. Полый корпус содержит 8-9 отверстий. Одно из них располагается на тыльной стороне. Диапазон этого армянский музыкальный инструмент охватывает около полутора октав. Тембр звучания устройства пронзительный.

Зурна считается предшественником современного гобоя. Инструмент находит применение в ансамблях, которые формируются из тройки музыкантов. Главенствующий солист воспроизводит основную мелодию. Второй участник коллектива издает протяжные звуки. Третий музыкант отвечает за ритмическую часть композиции, играя на ударном инструменте дхоле.

Саз

Этот армянский народный музыкальный инструмент имеет грушевидное очертание. Прибор выполняется из древесины ореха либо туи. Саз выдалбливают из цельной заготовки или же клеят, используя отдельные клепки. От корпуса отходит длинный гриф с 16-17 ладами. Элемент содержит округление с тыльной стороны. На головке грифа содержатся колки, с помощью которых натягивают струны. Количество последних может варьироваться от шести до восьми, в зависимости от размера этого армянского музыкального инструмента.

Дхол

Дхол представляет собой этнический армянский барабан. Инструмент изобрели еще во времена языческой страницы в истории государства. С помощью устройства задавали ритм для маршировки солдат в ходе военных походов. Звучание барабана эффектно переплетается с мелодией дудука и зурны.

Инструмент обладает цилиндрической формой. Корпус изготавливают преимущественно из металла. Дхол может комплектоваться одной или двумя мембранами. В качестве ударной поверхности древние армяне обычно использовали тонкую листовую медь, древесину грецкого ореха либо керамику. Ныне заменой указанным материалам чаще всего служит пластик. В случаях, когда устройство выполняется с использованием двух мембран, элементы соединяются между собой вереницами. Сила натяжения веревочек позволяет корректировать высоту звучания барабана.

Играют на дхоле согласно следующему принципу:

  • усаживаются на стул;
  • нижнюю плоскость барабана упирают в ногу;
  • корпус инструмента накрывают предплечьем;
  • по мембране наносят четкие удары пальцами в области между краем и центральной областью рабочей поверхности.

Во время воздействия на средину полотна барабана отмечаются глухие низкие интонации. Нанесение ударов по ободкам инструмента позволяет достигать звонкого лязга для поддержания темпа.

Канун

Канун представляет собой армянский струнный музыкальный инструмент, который имеет вид полой внутри деревянной трапеции. Лицевая поверхность представлена плоскостью из сосны толщиной порядка 4 мм. Остальные части устройства обтянуты рыбьей кожей. Струны с одной стороны зафиксированы в специальных проемах на корпусе. В противоположной части инструмента струны присоединены к колкам. Здесь же находятся железные рычаги линги. Последние приподнимаются и опускаются музыкантом во время игры в целях изменения тонов и полутонов.

Кеманча

Инструмент состоит из чашеобразного корпуса незначительных габаритов, который выполняют на основе высушенной тыквы, дерева либо кокосовой скорлупы. Элемент соединен с металлическим стержнем. Последний содержит кожаную деку. На гриф инструмента натянута тройка струн.

Во время игры на кеманче смычок удерживают неподвижно в одной плоскости. Воспроизведение мелодии происходит за счет поворота инструмента. Звучание устройства гнусавое. На кеманче редко играют без сопровождения. Зачастую инструмент используют в целях аккомпанемента к основной мелодии в армянских народных пьесах.

Вверх