Арка в японии. Храмовые здания и сооружения

Праздники:
музыкальный фестиваль Кангэнсай - июль-август
священные представления Дзин-Но - 16-18 апреля
демонстрация старинных придворных танцев Бугаку - 2,3, 5 января

(правильнее - ицукусима) - одно из трех самых знаменитых мест вЯпонии, которые славятся потрясающими пейзажами.

Остров расположен в Японском внутреннем море (Сэто найкай). На острове Миядзима воздвигнут храм Ицукусима, один из древнейших синтоистских храмов, насчитывающий более 14 веков, и одна из самых известных достопримечательностей Японии ворота синтоистского храма (тории ), стоящие посреди океана, пройти под которыми можно только во время отлива. Каждому, прошедшему под тории должна улыбнуться удача и счастье.

Неподалеку от храма располагается один из древнейших в Японии буддийских монастырей – Дайгандзи, посвященный богине Бэнтэн. Рядом с ним находится 5-ти ярусная пагода (16век), а также Зал тысячи татами.

До середины прошлого века остров считался священным, и здесь, согласно синтоистским верованиям, не должно было свершаться что-либо нечистое, к чему причислялись роды и похороны. До сих пор здесь нет кладбища, и умерших увозят с острова.

Дословно Миядзима означает Остров храма, и это вполне справедливо, поскольку здесь воздвигнут храм Ицукусима - один из древнейших синтоистских храмов, насчитывающий более 14 веков. В нынешнем виде он был перестроен в XII в. стараниями клана Тайра, когда один из его военачальников был обожествлен здесь. Ицукусима посвящен трем дочерям одного из главных божеств синтоистского пантеона - Сусаноо. Все они считаются покровительницами мореплавателей. Основное, поднятое на сваи, строение храма стоит на самом берегу, и во время прилива оно как бы плывет на поверхности моря. Многочисленные его залы соединены галереями-мостиками, которые ведут к открытой площадке, где исполняются ритуальные танцы.

Ворота ТОРИ

Создающие один из трех самых впечатляющих видов страны (Нихон санкэй), тории святилища Ицукусима как бы плывут в воде. (Другой выдающейся достопримечательностью считается песчаная коса Аманохасидате). Полководец Тайра-но Киёмори возвел первые тории в воде залива в 12 в. Настоящее сооружение восходит к 1875 г и имеет высоту 16 м. Четыре столба (ёццуаси) обеспечивают устойчивость ворот. Ярко-красные ворота - тории - вынесены далеко в море. Пройти под этими воротами можно только во время отлива. Существует поверье: человек, которому удастся пройти под этими воротами, обретёт счастье и благополучие. Тысячи японцев и иностранных туристов приезжают на остров, чтобы попытать удачу. Вместе с "плывущим" храмом тории производят незабываемое впечатление.

Святилище Ицукусима дзиндзя

Посвящено трем морским богиням, дочерям синтоистского бога Сусаноо, было основанов 593 г, во время регентства императрицы Суйко. Окончательный вид оно приобрело в 1168 г при Тайрано Киёмори (1118-1181), великом предводителе клана Хэйкэ (Тайра) и предпоследнем правителе эпохи Хэйан. Здание святилища с пристроенными крытыми коридорами знаменито своими соломенными крышами и ярко-оранжевыми резными деревянными деталями. Возведенное на сваях прямо над морем, во время прилива оно как будто плывет по воде. Это действительно выдающийся пример храмовой архитектуры периода Хэйан. Ряды бронзовых фонариков свисают с карнизов; когда они зажигаются по праздникам вместе с каменными фонарями, возникает просто магический эффект. Знаменитые ворота тории высотой 16 м находятся в 160 м от святилища. Они сооружены из камфорного дерева и в 1875 г были перестроены в 8-ой раз. На территории святилища находится установленная еще в 16 в сцена театра Но, которая используется в священных представлениях Дзин-Но (16-18 апреля).

Сокровищница

Хранит ценную коллекцию (около 4000 предметов), 130 из которых имеют статус Важного культурного достояния или Национального сокровища: веера, мечи, доспехи, маски и собрание знаменитых свитков с сутрами, некогда принадлежавших клану Хэйке.

Пятиэтажная пагода

На расположенном над святилищем холме высится Годзюното, пятиэтажная пагода, построенная в 1407 г. Рядом с ней находится Сэндзёкаку, "павильон тысячи татами", сооруженный в 1587 г.

Храмы Дайгандзи и Дайсёин

Этот храм отвечал за содержание Ицукусима дзиндзя до 1868 г, когда синто-буддисты были объявлены вне закона. Самый важный храм в Миядзиме - Дайсёин, он находится выше по склону к юго-западу.

Гора Мисен

С подступающих к самому морю невысоких гор открывается замечательный вид не только на отражающийся в воде храм, но и островки почти всегда затянутого легкой дымкой Внутреннего моря. Венчает остров гора Мисэн, к которой ведут две нитки фуникулеров. Подъем на одном (1100 м) занимает около 9 минут, а на другом (500 м) - 3 минуты. Каждые 60 секунд уплывают вагончики фуникулеров. В пути можно любоваться девственной природой Миядзимы. С горы Мисэн виден не только весь остров, но и огни Хиросимы - города, знающего, что такое война и мир.
По склону горы проходит также несколько природных троп. Пешком подъем займет около 90 мин.

Обезьяний парк (Мисэн Яэнкоэн)

По набережной и горным тропинкам парка Момидзидани (Долина кленов) бродят всегда рассчитывающие на угощение олени и почти ручные мартышки. На острове расположено отделение Японского центра по изучению обезьян, в котором исследуется жизнь этих животных в природных условиях. привезли и расселили здесь в 1962 г. Похоже, им понравилось на Миядзиме.

Расположен на высоте 530 м, возможно вы не увидите обезьян - они прячутся в лесу, но будьте готовы к тому, что животные могут напасть на туриста, если его движения слишком резки. Существует 2 правила общения с обезьянами: не смотреть им прямо в глаза и не кормить их. У самой вершины расположилось несколько маленьких храмов, среди которых есть, говорят, и построенный монахом Кукаем (774-835), основателем буддийской секты Сингон.

Добраться до Миядзимы можно довольно быстро: 30 мин на комфортабельном поезде или маршрутном такси и еще 10 мин на пароме от . Приехать в город можно после полудня, но здесь так много интересного, что лучше посвятить осмотру целый день. Остаться на ночь - большое искушение, но гостиницы недешевые.

ТОРИИ - непременный атрибут любого синтоистского святилища - П-образные ворота с двумя перекладинами сверху.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Дело даже не в огромном количестве самих синтоистских храмов - а их ныне в Японии насчитывается более 85 тысяч. Каждый храм, большой или малый, может иметь по нескольку ворот, число которых определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии раскошелиться на новые тории для местного храма.

Размер таких ворот может быть самым различным - от огромных, едва ли не циклопических сооружений высотой в несколько десятков метров до миниатюрных, в 1,5 метра высотой, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, пусть даже напоминающую чем-то частокол из жердей.

Весьма различен и материал, применяемый при их строительстве. Чаще всего это крашенная суриком древесина. Для более крупных сооружений употребляют целые стволы огромных, в два обхвата японских криптомерий. Бывают, хотя и достаточно редко, тории, сваренные или склепанные из железных балок, сквозь внешнюю карминную покраску которых со временем начинает пробиваться ржавчина. Встречаются храмовые ворота из бронзы и даже гранита. Нередки возводимые, особенно в последнее время, сооружения из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта, хотя строители, пытаясь хоть намеком придать им традиционный вид, покрывают застывающий бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.

Своеобразной визитной карточкой Японии стали ворота в храм на маленьком островке МиЯдзима неподалеку от Хиросимы. Здесь примерно 850 лет назад (когда на месте Москвы стояло лишь несколько крестьянских домов!) было воздвигнуто изумительное по красоте святилище Ицукусима, посвященное морскому божеству.

Строители вынесли пурпурно-красные 16-метровые тории, срубленные из камфарного дерева, прямо в прибрежные воды. Если подплываешь к Миядзима со стороны моря в часы прилива, кажется, будто из воды выбиваются огненные струи, образующие контур храмовых ворот.

Но тории Миядзима поражают и во время отлива, когда вода отходит от берега на 300 метров и к воротам можно подойти посуху. Тогда глазу открывается поросшее зелеными водорослями основание столбов, и начинаешь понимать, что это чудо было некогда воздвигнуто не Божьим промыслом, а трудом обыкновенных японцев, обладавших не только необходимыми строительными навыками, но и великолепным чувством красоты. Ведь они поистине вписали храм и его тории в окружающий ландшафт, как ювелир врезает бесценный драгоценный камень в не менее великолепную оправу.

Тории столь же характерны для Японии, как, скажем, купола православных колоколен для России. И столь же исключительны. В других странах их можно обнаружить очень редко и лишь в местах компактного обитания японских землячеств, если они получают разрешение на возведение собственного синтоистского святилища. Правда, бывали времена, когда японцы строили синтоистские храмы на захваченных в результате войн землях. Так, довольно активно эти культовые сооружения возводились на территории МаньЧжоу-Го, на оккупированных землях в Юго-Восточной Азии. Но после поражения Японии в 1945 г. практически все они были разрушены.

Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии.

Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу.

Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно затворив за собой дверь. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - «ками».

Как у нас говорят - театр начинается с вешалки... Позволю себе перефразировать: каждый дом, каждый двор начинается с дверей, калитки, ворот. Это как граница между тем, что остается за спиной, и тем, что открывается у тебя впереди. Поэтому, свой первый пост о Японии я хочу посвятить удивительному явлению этой страны - японским тории (воротам). Я приглашаю вас пройти через эти ворота и войти в удивительный мир легенд и жизни.....

Итак, японские ворота тории
Тории - священные ворота, означающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками (богов). Традиционно - это выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Дословно с японского языка слово "тории" переводится как "птичий насест". Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей....
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Существует такая легенда (это не единственный вариант, но самый распространённый): однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий. Он разрушил рисовые поля, осквернил жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно закрыв за собой двери. Мир погрузился в кромешную тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия небесные божества испробовали много способов: устраивали танцы у её дверей, развешивали вокруг входа множество прекрасных украшений. Но всё было тщетно. Ставка была сделана на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (по яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате различных ухищрений и сумасшедшего крика петухов божествам удалось выманить богиню солнца из пещеры . Свет снова вернулся в мир.

С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...

Справка

В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.

Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.


В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории.

Но не все тории имеют красный цвет.


Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта.


Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.
Но от этого они не теряют своего значения.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории в городе Кагошима.....


Каждый храм, большой или маленький, могут иметь по несколько ворот. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. Но если начать проходить сквозь ворота, вы обязательно придете к нему..

Для страны восходящего солнца тории являются священным символом, вратами устанавливаемыми перед японскими святилищами. Дословно тории переводятся как птичий насест. По форме напоминают больше знакомую нам арку.

В Японии с древности сооружали тории из ценных пород дерева. Это настоящие символические врата, обычно их красят красным цветом. Могут нанести примитивный спокойный узор, или украшают иероглифами. И наделяют ритуальным символом, устанавливая перед храмом синтоитов . Часто у одного храма бывает несколько ториев сразу. Их жертвуют верующие синтоиты , чаще всего в честь какого-то высокого события.

В Киото находится храм, у которого красные ворота находятся в таком количестве, что образуют собой, целую галерею. Установленные почти вплотную друг к другу, они выстроены в длинный проход и через узкие щели солнце едва освещает пробивается. Проходя через тории, верующие свято верят в то, что они настраиваются на определенный лад, перед посещением святых мест. Это место связь между материальным миром и сакральным. И тории являются переходным мостиком из одного состояния в другое, равным трансформационным состояниям.

Самыми знаменитыми в Японии считаются тории в Ицукусима . Они возводились в 1875 году из дерева камфоры, высотой до 16 метров. Для конструкции были использованы два вертикальных и два горизонтальных столба для перекладины. Находятся они вдалеке от храма, на территории залива и открывают собой вход в храмовый комплекс.

Их расположение не случайно, вечером можно наблюдать удивительную картину захода солнца. Когда оно медленно опускается, как будто в чашу, в верхнюю перекладину. А во время морского прилива ворота погружаются в воду, такими их обычно фотографируют на память туристы со всего мира. Создается впечатление, что тории плавно плывут по воде. Их еще называют плавающие японские тории .

Величественны японские красные ворота, возвышающиеся над водой, у святилища Ицукусима. Тысячи торий в самом знаменитом в Киото Фусими Инари. Эти знаменитые на весь мир ворота стали Что они означают? Почему они одновременно считаются и символом большой удачи, и проходом в потусторонний мир?

Простая конструкция - сакральный смысл

Тории - это знаменитые японские ворота, обычно устанавливаемые на территориях храмовых комплексов. Они представляют собой незамысловатую конструкцию из двух столбов, соединенных двумя перекладинами, верхняя из которых напоминает крышу японских храмов.

Изначально ворота и вовсе делали без верхней крыши - два столба с перекладиной определенной пропорции. Неокрашенная простая конструкция, символизирующая все средоточие японской культуры и мудрости. Позже к воротам добавили верхнюю перекладину, потом стали делать ее замысловатой формы. И уж в самую последнюю очередь тории приобрели красный цвет.

Легенда о солнце

Почему же японские ворота тории несут в себе столь противоречивый смысл - и удачу, и символ перехода в потусторонний мир?

Легенда гласит, что богиня солнца Аматэрасу, рассердившись на своего брата, разорившего ее рисовые поля, спряталась в темной пещере. Она завалила вход огромным камнем и не хотела больше покидать своего убежища. Весь мир погрузился во тьму.

Люди поняли, что без солнца они погибнут, и решили во что бы то ни стало выманить прекрасную богиню из пещеры. Тогда они соорудили у входа огромный птичий насест - будущие японские ворота, на которые посадили всех петухов, каких только могли найти. Птицы подняли невообразимый шум, и любопытная Аматэрасу выглянула посмотреть, что происходит.

Тогда солнце и возвратилось на небо, а японские ворота стали символом большой удачи.

Вход в мир духов

Тории символизируют не только везение. Они являются также проходом в потусторонний мир. Японские ворота рассыпаны по всей Стране восходящего солнца, и встретить их можно не только в больших храмовых комплексах.

Если во время прогулки по лесу, где-то совсем в неподходящем месте глухая тропинка выведет вас к ториям, значит, именно духи привели вас сюда подумать о себе, жизни, своем месте в ней и своих делах.

Японские ворота являются излюбленным местом отдыха птиц - неудивительно, ведь по легенде они были построены в качестве птичьего насеста. Японцы свято верят, что, улетая, пернатые забирают с собой души умерших.

Проходя сквозь тории, нужно быть готовым к встрече с духами и умершими, ведь ворота символизируют не только вход, но и трансформацию сознания.

Шаг за шагом приближаясь к святыне

Ворота тории - неотъемлемая часть синтоистских святилищ. Они означают своеобразную границу, за которой начинается священное пространство, и потому при входе в тории нужно приклонить голову или совершить небольшой поклон.

Их размер и количество напрямую связаноы с размером святилища. Первые, самые большие тории означают вход в сакральное место, каждые последующие, как правило, ниже и меньше предыдущих и означают постепенное приближение к святыне.

Часто можно увидеть на фото японские ворота красного цвета. Многие полагают, что так выглядят все тории. Но это не совсем верное представление. Красным красят лишь тории святилищ Инари и Уса, остальные имеют нейтральную или белую окраску.

Чаще всего ворота делают из дерева, но нередки и тории из мрамора, камня и даже железобетонных конструкций.

Ворота, бегущие по волнам

Святилище Ицукусима является одним из самых популярных и узнаваемых мест Японии. Изначально оно было воздвигнуто в честь трех дочерей бога Сусаноо-но Микото, но с тех пор неоднократно разрушалось и переделывалось.

Считается, что на острове никогда не рождались и не умирали люди, так как долгое время вход туда для простых смертных был закрыт. Остров знаменит пятиярусной пагодой, деревянными постройками, соединенными галереями и домом, построенном на сваях на воде.

Вход в святилище символизируют 16-метровые японские ворота-тории. Фото их является одним из самых узнаваемых символов Страны восходящего солнца. Эти ворота построены на территории залива, в некотором отдалении от храмового комплекса, и каждый раз во время прилива они погружаются в воду. Отлив же создает впечатление, что это величественное сооружение само скользит по поверхности воды.

Аркада тории в Киото

Вторым по популярности и узнаваемости памятником Японии с воротами в японском стиле является святилище Фусими Инари Тайся, расположившийся в Киото. Здесь тысячи торий, поставленных одни за другими, образуют своеобразную галерею, аркаду, таинственную и загадочную.

Коридор длиной почти в пять километров ведет по горе в пять главных молелен храма. Примечательно и то, что все тории, расположенные здесь, - это пожертвования частных лиц или больших корпораций.

Тории поставлены таким образом, чтобы сквозь балки проходили солнечные лучи, создавая непередаваемую таинственную атмосферу. Но лучшее время для посещения этого места - глубокая ночь, когда фонари внутри лабиринта создают неведомую мистическую атмосферу.

Самые большие тории

Одни из самых больших японских ворот находятся на входе в синтоистское святилище Хэйан-дзингу. Само строение изображает Императорский дворец в Киото.

Это святилище было построено в 1895 году в честь 1100-й годовщины Киото. Ворота красного цвета носят название Отэн-мон, стоят от храма на 1,5 километра и считаются самыми высокими в Японии.

Сам храм окружен четырьмя садами, где растут сакура, ирисы и глицинии. Все здесь организовано строго по принципам фен-шуй.

Тории на территории России

Впрочем, чтобы увидеть знаменитые японские ворота, вовсе не обязательно отправляться в Страну восходящего солнца. Одни из ворот располагаются на территории Российской Федерации, на острове Сахалин.

Там в 1922 году располагался японский синтоистский храм Томариору дзиндзя. Вход в него был через белые мраморные ворота Тории, которые до сих пор сохранились. Это место находится недалеко от поселка Взморье.

Ворота, пережившие ядерный взрыв

Одностолбовые ворота тории в Нагасаки являются символом возрождения и продолжения жизни. Храмовый комплекс Санно-дзиндзя располагался в 900 метрах от эпицентра взрыва ядерной бомбы, сброшенной во время Второй мировой войны.

Тории на территории синтоистского храма были построены из белого камня. Во время бомбардировки одна из колонн была сбита, но вторая удивительным образом устояла, повернувшись на 30 градусов.

Эти тории до сих пор безмолвно напоминают об ужасе, произошедшем в то время.

Настоящий символ Японии

Подсчитать хотя бы примерное количество ворот в Японии невозможно. Синтоистских храмов и святилищ, по подсчетам ученых, в Стране восходящего солнца примерно 85 тыс. В каждом из них может находиться бесконечное множество торий.

Дело в том, что количество ворот зависит лишь от щедрости жертвователей, так как ворота храмам традиционно дарят корпорации и частные лица в честь какого-то знаменательного для себя события.

Часто ворота можно встретить в затерянных лесах, на окраинах городов или на побережье. Что они там делают и вход в какое из святилищ символизируют - одним духам известно.

Размер ворот варьируется от нескольких десятков метров в высоту до метровых, куда пройдет лишь ребенок или пригнувшийся взрослый.

В разные времена тории украшали гербы различных знатных семей, а со временем стали негласным символом Японии.

Маленькая Япония: тории в вашем саду

Имея некоторые навыки в плотничестве и строительстве, совсем несложно соорудить японские ворота своими руками. Конечно, это не будет глобальное сооружение, подобное тому, что украшает вход в святилище Ицукусима, но они придадут особое очарование

Для столбов вам придется раздобыть деревянные стволы диаметром примерно 150 мм и длиной 3 метра.

На рисунке ниже вы найдете точные измерения и пропорции для будущих ворот в японском стиле.

Конструкцию следует надежно забетонировать в землю и покрасить красной краской. Ваш личный вход в мир духов готов!



Вверх