Архитектурно-этнографический музей хохловка пермь. Архитектурно-этнографический музей под открытым небом "Хохловка". Мои фото Музей деревянного зодчества хохловка экспонаты и имена

Хохловка – это удивительный архитектурно-этнографический музей недалеко от Перми. Хохловка – одна из главных достопримечательностей Пермского края, привлекающая множество туристов.

Архитектурно-этнографический музей был основан в 1969 году. Однако его открыли для посетителей лишь 17 сентября 1980 года. Он находится в одноименной деревне.

Экспонаты архитектурно-этнографического музея под открытым небом стоят на живописном холме на полуострове Варнач.

В состав музея Хохловка входит более двух десятков уникальных экспонатов – памятников деревянного зодчества под открытым небом. Они датируются концом XVII – первой половиной ХХ века. Все строения были привезены сюда с разных точек Пермского края. В некоторые здания можно зайти и познакомиться с интерьерами и экспозициями.

Площадь музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное и Южное Прикамье. Такое разделение не случайно – для каждого из этих условных районов Прикамья характерна своя архитектура.

Очень интересны достопримечательности Хохловки, связанные с солепромышленностью. Здесь можно познакомиться с технологией добычи соли. Большим интересом среди туристов пользуются церкви, построенные в традициях русского деревянного зодчества, и ветряная мельница.

Несколько раз в год в Хохловке проходят фольклорные праздники и гулянья. Наиболее популярны Масленица, Троица, Яблочный Спас. Также в Хохловке проходит популярный пермский фестиваль «КАМВА». На некоторые праздники в Хохловку приезжает более пяти тысяч человек.

Рекомендуем поездку в Хохловку как отличный маршрут выходного дня. Также рекомендуем посмотреть достопримечательности города Перми, знаменитую пермскую деревянную скульптуру, музей истории Мотовилихинских заводов, Камскую ГЭС и мыс Стрелка.

Как доехать до Хохловки?

На автомобиле из Перми по мосту через Каму — м.р. Гайва — Ильинское шоссе по указателям на Хохловку. Расстояние от Перми до музея — 45 км. На пригородном автобусе № 340 «Пермь-Хохловка». Автобус ходит с автовокзала Перми 3-4 раза в день.



Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал» , поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

На живописных берегах реки Кама, неподалеку от села Хохловка (Пермский край), на территории площадью 42 гектара расположен удивительный музей под открытым небом. Его экспонаты - уникальные примеры деревянного зодчества, характерные для этого региона и привезенные сюда из различных его уголков. Здесь собрано 23 объекта, датируемые концом XVII - первой половиной XX века. Все они представляют собой лучшие образцы народной строительной и художественной культуры Пермского края.

История основания

Предложение создать столь удивительный уголок поступило еще в 1966 году. Этой идеей загорелся известный пермский архитектор А.С. Терехин. Спустя два года было подобрано место для будущего музея деревянного зодчества. Им стал участок земли, находящийся около села Хóхловка (ударение на первое "о"), которое и дало название музею.

Окончательное решение о создании комплекса было принято в апреле 1969 года, а в марте 1971 года был утвержден проект музея. В его составлении принял участие уже упомянутый Терехин в компании с другими не менее известными архитекторами Г.Д. Канторовичем и Г.Л. Кацко.

Торжественное открытие музея деревянного зодчества Хохловка для посетителей состоялось в сентябре 1980 года. Он сразу стал центром притяжения туристов в Пермском крае. Его экспонаты показывают историю русской деревянной архитектуры, традиционный уклад жизни и основные ремесла русского народа.

Территориально-этнографические участки

Музей Хохловка разбит на три территориально-этнографических участка: Южное, Северное и Северо-Западное Прикамье. В каждом из них представлены образцы архитектуры этих условных районов Прикамья. Так, например, в Южном Прикамье можно увидеть объекты церковной архитектуры - Богородицкую церковь и колокольню . Они расположены на самом высоком участке музея под открытым небом и находятся в окружении хозяйственных и жилых построек. Зайдя в этот уголок Хохловки, можно ощутить себя жителем тогдашней эпохи. Здесь же представлены основные виды ремесел наших предков, населявших южные земли нынешнего Пермского края.

Северное Прикамье демонстрирует посетителям музея образцы жилой и церковной (церковь Преображения) архитектуры северных народов, а также транспортные средства (наземные и водные), используемые ими в хозяйственных целях. Северо-Западное Прикамье (или Коми-Пермяцкий сектор) всецело посвящен жилым постройкам. Здесь можно взглянуть на добротную избу зажиточного крестьянина, хижину бедняка, зимнее жилище охотника и некоторые другие здания.

Основные объекты Хохловки

К таковым, несомненно, относятся Богородицкая церковь и церковь Преображения , колокольня, усадьба Кудымова, сторожевая башня, пожарное депо, ветряная мельница, Никольская солеварня и Михайловский соляной ларь.

Богородицкая церковь датируется 1694 годом. Это одна из старейших деревянных построек Пермского края. Ее месторасположением являлось село Тохтарево, что в Суксунском районе. Там она входила в церковный комплекс, состоявший из двух церквей и колокольни. В музей ее привезли в 1980 году.

Этот памятник деревянной архитектуры относится к древнейшим клетским храмам. Он состоит из трапезной, алтаря и паперти. Внутреннее убранство церкви весьма скромно, но содержит все необходимое для отправления богослужения и проведения всех требуемых во время службы действий.

Колокольня располагается возле Богородицкой церкви. Ее высота вместе с крестом достигает 30 м. Возведена она была в 1781 году в селе Сыра (Суксунский район), откуда и была доставлена в музей в годы его создания. Это единственная деревянная колокольня, построенная в Пермском крае, которая сохранилась до наших дней.

К звоннице, расположенной в колокольне на высоте 20 м, ведет деревянная лестница. Покрывает строение высокий шатер, украшенный резными элементами, напоминающими своим видом лучи солнца.

Церковь Преображения «родом» из села Янидор (Чердынский район). В Хохловку она была привезена пятью годами позже Богородицкой. Годом возведения этого экспоната является 1707.

Церковь Преображения построена на высшем уровне тогдашнего строительства. Бревна в ее стенах настолько плотно соединены друг с другом, что совершенно не пропускают холод. В связи с этим стены сооружения не приходилось утеплять дополнительными материалами в зимнее время. Помимо традиционных для тогдашних церквей внутренних помещений, здесь имеется крытая галерея, где ожидающие службы люди могли укрыться от непогоды.

Усадьба Кудымова является образцом жилого деревянного зодчества времен XVIII века. Располагалась она в Юсьвенском районе, в деревне Яшкино. Помимо жилого дома, этот экспонат включает в себя баню, амбар, ледник, ворота с изгородью. Усадьба Кудымова не отличается роскошным убранством, но выполнена весьма добротно. Тщательно продуманная конструкция крыши надежно защищает ее от протекания, а центральным объектом дома, как было заведено на Руси, является образцовая печь.

Сторожевая башня была возведена в XVII веке в селе Торговище Суксунcкого района. Входила она в комплекс из восьми сторожевых башен, соединенных частоколом. Находился этот традиционный для русского народа охранный комплекс на реке Сылва, по которой в те времена проходил водный путь.

Случившийся в 1899 году пожар практически полностью уничтожил башню, но жители села собственными усилиями восстановили ее к 1905 году. В восстановленном виде она и «прибыла» в Хохловский музей деревянного зодчества.

Пожарное депо было построено в деревне Скобелевка в 30-х годах ХХ века. Отличительной чертой этого здания является высокая башня - каланча. Она была самым крупным строением в деревне, а на ее верхушке восседал сторожевой. Главная задача последнего - наблюдать не появился ли где дым. В случае опасности подавался сигнал при помощи колокола.

У подножья башни пожарного депо имеется несколько служебных построек, в которых размещались пожарники, лошади и телеги с бочками, наполненными водой, а также другой противопожарный инвентарь. Ознакомиться с этими нехитрыми приспособлениями может каждый посетитель музея.

Ветряная мельница датируется XIX веком, а инициатором ее появления был один из зажиточных крестьян деревни Шихари (Очерский район) Рахманов. Это единственная ветряная мельница, построенная в Пермском крае, которая сохранилась до наших дней. Отличительной чертой этого строения является то, что крышу с прикрепленными к ней лопастями можно вращать. Столь хитроумное приспособление придумали тогдашние строители для того, чтобы поворачивать ветряк за внезапно изменившим направление ветром и тем самым обеспечивать бесперебойную работу мельницы.

Никольская солеварня и Михайловский соляной ларь входят в комплекс строений солеварного завода. Этот промысел являлся основным для жителей Пермского края. Оба эти объекта вместе с некоторыми другими были привезены из города Соликамск, где их возвели в 1880 году.

Солеварня представляет собой квадратное строение, внутри которого находится печь для выпаривания соли, вытяжная труба и полати для сушки полученного сырья. Михайловский соляной ларь выглядит как деревянная изба и весит свыше 100 тонн. Он предназначался для хранения рассола и распределения его в дальнейшем по варницам.

Во время экскурсии по солеварному комплексу можно детально ознакомиться с особенностями этого промысла и узнать историю появления и развития солеварения в Пермском крае.

Как добраться и когда посещать

Из Перми в Хохловку всех желающих к музею доставляет пригородный автобус. Расстояние между этими населенными пунктами всего 45 км.

Хохловский музей работает ежедневно: с июня по октябрь - с 10 утра до 6 вечера, а с ноября по май - с 9 утра до 5 вечера.
Стоимость входного билета на одного человека составляет 120 руб. Экскурсия для группы из 10 человек обойдется в 70 руб. с каждого посетителя.

Пермь. Часть II. Хохловка.

Пермь очень вытянута вдоль Камы и поэтому добраться до архитектурно-этнографического музея (АЭМ) «Хохловка», расположенного в пригороде не так-то просто и быстро. Около часа автобус петляет либо по правому, либо по левому берегу реки чтобы, проехав район Гайва, оказаться на Ильинском тракте.

Как только вы проехали выездной знак «Пермь» до Хохловки будет уже совсем недалеко.

Осенью тут очень красиво. Лес пламенеет оттенками желтого и красного.

Первое что поражает - название произноситься как ХОхловка (с ударением на первый слог) и это очень чудно и непривычно. Хотя здесь все так - КИзел, ЧЕрдынь и т. п. Представители других регионов выдают себя неправильным произношением сразу и с головой:) Для антуража территория у входа огорожена вот такой стеной.

Попасть на территорию стоит 100 рублей, снимать можно невозбранно. Т.е. конечно бы цену назначили, если бы могли проконтролировать, но на таких пространствах туристов подвергать репрессиям не получается.

История.

Предложение об организации подобного музея появились в 1966 г. и, после утверждения во всевозможных инстанциях, в 1969 г. коллекцию изб, усадеб и промышленных сооружений стали потихонечку собирать. Открыт же для посетителей он был только в 1980 г., когда подготовили экспозицию (нужно было собрать, привезти, починить, грамотно расположить). Изначально объектов было 12, на данный момент их 21.

Вот план музея, маршрут проложен в виде петли и посетитель обязательно увидеть все объекты.

18 сентября 2010 г. я попал как раз на день открытых дверей и бесплатный вход посвященный 30-летию музея (официальное открытие правда состоялось 17 сентября 1980 г., но нынешнее празднование просто подвинули на один день, на ближайшую субботу).

В путеводителях пишут дескать инфраструктура у музея не развита... Это правда - немного сувениров в кассе и рядом, маленький сельский продуктовый магазин, а вот с туалетами все просто отлично (их много по всей территории). Т.е. советую еду брать с собой.

Территория разделена на 6 отделов. Посмотрим, что же тут есть -

а) Коми-Пермяцкий сектор («Северо-Западное Прикамье»).

Объект №1. Усадьба Кудымова из д. Яшкино Юсьвинского района.

Середина XIX века.

Настоящая усадьба с домом, хоздвором, сараем, баней и ледником. Коми-пермяки не украшают окна наличниками и поэтому окна кажутся какими-то слеповатыми. Вся изба собрана без единого скрепляющего элемента (гвоздя или скобы) а стыки бревен проложены берестой.

Внутри всякая-разная утварь.

А во дворе - сани.

Объект №2. Усадьба Светлакова из д. Дема Кочевского района.

1910-1920 гг., т.е. достаточно поздняя.

Отличается грандиозным внутренним двором. Усадьба мелкого ремесленника-отходника (изготовление жерновов) существенно отличается от первого чисто крестьянского дома.

Объект №3. Усадьба Баяндиных-Баталовых из д. Дмитриево Юсьвинского района.

Это копия, построенная в 1989 (?) году.

А вот это натуральный многофункциональный зажиточный дом с красильной мастерской, лавкой и жилой частью. Крыльцо богатое а наличников опять нет.

б) Сектор «Северное Прикамье».

Объект №4. Церковь Преображения из с. Янидор Чердынского района.

1702 г. (!). Уникальное здание, помнит еще Петровскую Россию.

Явный и узнаваемый северорусский стиль, отсыл к архитектуре Архангельской и Вологодской областей. В Коми подобное не сохранилось.

У здания очень высокий двухметровый подклет (т.е. цокольный этаж) и поставлена она без единого гвоздя - только пазы и выемки. Разобрали ее по бревнышку в Янидоре и к 1985 г. собрали здесь.

Картинка из жизни Древней Руси просто.

Объект №5. Усадьба Васильевых из д. Гадья Чердынского района.

1880-е годы.

Странное сооружение, по сути две жилые избы под одной крышей. Т.е. от входа налево - одна семья, от входа направо - другая.

Расписные прялки -

Внутри собрано еще много всяких расписных штук. Ресурсы у крестьян были небольшие, а красоты хотелось.

в) Сектор «Южное Прикамье».

Объект №6. Сторожевая башня Торговищенского Острога из с. Торговище Суксунского района.

Центральная проезжая башня Торговищенского острога (т.е. маленькой крепости с гарнизоном) построена была около 60-х годов XVII века для защиты от нападений башкир. Но больше всего пригодилась в 1773 г. против мятежников-пугачевцев (и единственная из всего острога уцелела).

Оборонное значение потом она конечно потеряла и в 1899 году даже сгорела, но местными жителями самостоятельно (!) отстроена заново (к 1905 г.). Вот эта уже столетняя реплика и экспонируется в музее. Самый первый объект, который перевезли в будущий музей «Хохловка».

Объект №7. Богородицкая церковь из с. Тохтарево Суксунского района.

1694 г. (Самое старое здание экспозиции).

Очень затейливое здание высотой более 20 метров. Изнутри полностью пуста, к сожалению. Никаких следов алтаря и икон не сохранилось.

Объект №8. Колокольня из с. Сыра Суксунского района.

Видно, что некоторые бревна заменены. Как жалко, что дерево такой непрочный материал.

«— Мы вывозим только то, — говорил Канторович, — что невозможно уберечь на месте. Колокольня, например, была сильно наклонена, и, не встань она на Заповедном холме, мы бы потеряли ее... »
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1594/

Без крыльца здание еще более величественно.

Объект №9. Пожарное депо из с. Скобелевка Пермского района.

Первая треть XX века.

В свете современных лесных пожаров невредно будет знать, как эту проблему решали наши предки. Вот, например, оснастка добровольной (!) пожарной дружины в селе Скобелевка. Здешняя дружина, организованная в 1906 г., насчитывала 23 человека, что очень немало. И это помимо отличного здания и пожарной техники.

Телеги с бочками.

Там и рында была, да.

Здание перенесено всего лишь на 6 километров от своего первоначального сельского расположения.

Объект №10. Усадьба Игошева из д. Грибаны Уинского района.

Середина XIX века.

г) Сектор «Охотничье становье».

Охотничий комплекс расположен в очень похожем на настоящий диком лесу, но все постройки построены в настоящее время. По древним образцам конечно но тем не менее...

Объект №11. Охотничья изба.

На местных языках эта избушка зовется «пывзен».

Объект №12. Навес с очагом-костром «нодья».

На самом деле это не стойка для сушки жердей, а полушалаш с костром под ним. Строился в любом месте ночевки скатом к ветру - очень удобно.

Объект №13. Лабаз-чамья на одном столбе.

Этот амбар для припасов вполне мог стать источником слухов об «избушке на курьих ножках».

Объект №14. Лабаз-чамья на двух столбах.

Обнаружить не удалось. Похоже, что его увезли на реконструкцию или просто убрали. то же, что и наверху, только с двумя ногами:). На дом бабы-яги смахивал еще больше:)

Пройдя еще чуть-чуть по страшной дорожке в темном лесу мы выходим к исключительно интересному не природному, ни архитектурному, а промышленному (!) комплексу.

д) Сектор «Солепромышленный комплекс».

Представлен сооружениями Рязанцевских солеварен Усть-Боровского завода (ныне часть г. Соликамска), иллюстрирующими почти от начала до конца способ добычи пищевой соли. В XII-XVII веках соль была исключительно ликвидным и высокодоходным товаром, из-за нее воевали и бунтовали (например Московский соляной бунт 1648 г.). Соликамск интенсивно развивался именно в это время.

Технология, кстати, изменилась совсем немного хотя, конечно, автоматизации стало гораздо больше и там где раньше были человеческие руки и пар сейчас уже давно электричество.

А вот условия труда в солепромышленности того времени были не просто тяжелыми а смертельно опасными для здоровья. Во-первых одежда. К концу рабочего дня она просто стояла отдельно от хозяина, пропитавшись солью. Во-вторых совершенно ненормированное поднятие тяжестей. Работа была сдельная и чем больше мешков (их носили на голове) перенесла твоя бригада тем больше заплатят. Люди себя конечно не жалели да и отдыхать во время погрузки не полагалось.

Если ты работал в варнице то добавлялась еще и высокая температура и соляные испарения.
Поработав в таких условиях десяток лет у соленосов, например, деформировался череп и позвоночник, кожу за ушами проедало до мяса и разрушались мышцы поднимающие веки на глазах.

В этом бизнесе существовали весьма экзотические профессии:
1. «Вертельщики-бурильщики» - шахта бурилась вручную и без профессионалов никуда.
2. «Кочегары» - это понятно.
3. «Повара» - те, кто выпаривал соль и вообще следил за технологическим процессом варки.
4. «Вынимальщики» - выемка готового продукта.
5. «Соленосы» - те, кто занимались переносом мешков соли на баржу. Самый распространенный, неквалифицированный и малооплачиваемый труд. Нанимались и мужчины, и женщины, и дети.
6. «Солерубы» - когда соль слеживалась и превращалась в камень требовались именно они.
7. «Резатые» - счетчики мешков при погрузке на баржу.
8. «Весовщики» - тоже понятно, продукт дорогой и без строгого учета никак.

Рязанцевские солеварни в Усть-Боровой основаны в 1882 г. и прекратили свою деятельность в январе 1972 (!) г. Т.е. в музее представлена совершенно аутентичная, рабочая система.

Объект №15. Рассолоподьемная башня.

XIX в. Перевезена на Усть-Боровской сользавод с Островского завода.

Сооружение над соляной шахтой для подъема рассола из скважины. Бурение и разработка рассолоподъемного колодца было достаточно сложным процессом, занимавшим от 3 до 5 лет. В день при тяжелых грунтах могли не пройти и 2 см. В разработку загонялись полые сосновые стволы и изначально соляной раствор поднимали ведрами, потом с помощью лошади а уж потом стали использовать и электрические машины. Но в музее представлена еще архаичная ручная система.

Объект №16. Михайловский соляной ларь.

Внутри этого с виду обыкновенного сооружения находится натуральный «ларь» т.е. в данном случае бассейн для хранения рассола. Деревянный чан на первом этаже служит резервуаром для последующего разлива рассола по варницам. Перевозили его из Соликамска в 1975 г. целиком, не разбирая, на речной барже.

«...Сначала тащили стотонный ларь к берегу. Надо было преодолеть метров триста. Тащили осторожно, при помощи домкратов, различных блоков и полиспастов. Для этого на берегу реки, в Усть-Боровой, построили специальный причал, закопали якорь-мертвяк. То же самое пришлось делать и в конце пути, у берегов Заповедного холма. Триста километров плыл ларь на барже вниз по Каме. Весной. По большой воде » .
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1594/

Вот на фото из того же журнала «Вокруг Света». Собирают рассолоподъемную башню.

Объект №17. Варница.

Сердце всей индустрии - варница. т.е. место. где из рассола выпаривают соль. Процесс элементарен но как и любое ремесло обладает массой тонкостей и особенностей. Соль выпаривали, разводя под гигантским импровизированным протвинем огонь...

Рассол льется по желобам...

и, высыхая, застывает белыми кристаллами.

Вот историческое фото, все выглядело так.

Объект №18. Никольский соляной амбар.

Амбар он и есть амбар но поражают его размеры. Многосекционный, с высокими потолками с несколькими воротами для погрузки товара на речные баржи и сейчас легко бы мог выполнять свою роль. И размеры и планировка позволяют.

Вот погрузочный комплекс. Впечатляет.

Весь комплекс специально перенесен на берег Камского водохранилища в очень красивое место. Напротив - абсолютно дикий скальный берег, поросший соснами.

Кама здесь широ-о-о-о-окая.

Праздничные мероприятия музея включали в себя и несколько поющих народных хоров из бабушек.

е) Сектор «Сельскохозяйственный комплекс».

Объект №19. Ветряная мельница из д. Шихири Очерского района.

Музей деревянного зодчества без мельницы - не музей.

Эта построена крестьянином Ратмановым и долгое время принадлежало его потомкам. а В 1931 г., в связи с известными событиями, перешла к колхозу «Красный Боец». Проработала «по профилю» до 1966 г.

Объект №20. Амбар для хранения зерна из села Хохловка (местный!) Пермского района.

Начало XX века.

Обыкновенный в общем склад для зерна. Его только чуть-чуть подновили в 1976 г.

Объект №21 и последний. Гумно с овином из с. Ошиб Кудымкарского района.

Фотографии снаружи у меня нет, но больше всего здание напоминает большой коровник. На самом деле предназначен не для скота, а для сушки, обмолота и веяния зерна.

Вот с помошью такого механизма.

Еще немного антуража.

Все, экспозиция кончилась и нам пора на выход.

Следующий пост будет посвящен прогулке по плотине Камской ГЭС.

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в . Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в . Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же , «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз...

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

Михайловский соляной ларь.

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

Залив Камы.

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка" - первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. Музейный ансамбль расположен на живописном берегу Камы в 43 км. от Перми у с. Хохловка (Пермский район). В него входят 23 памятника деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья. Во многих памятниках размещены этно-стилизованные интерьеры и выставочные комплексы. Площадь музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное и Южное Прикамье. Для каждого из этих условных районов Прикамья характерна своя архитектура. Здесь ежегодно проводятся ставшие традиционными массовые мероприятия - праздники народного календаря, фольклорные музыкальные праздники, военно-исторические и арт-фестивали. Наиболее популярны Масленица, Троица, Яблочный Спас. Также в Хохловке проходит популярный пермский фестиваль "КАМВА". Вход на территорию музея – от 100 до 200 рублей с человека. Как проезать: На пригородном автобусе № 340 "Пермь-Хохловка". Автобус ходит с автовокзала Перми 3-4 раза в день.



Вверх