Error: не определено #11234. Анализ произведения Гоголя “Нос”. Что значит «потерять нос» или шизофрения по-гоголевски Нос гоголь основная мысль

Анализ произведения Гоголя “Нос”. Что значит «потерять нос» или шизофрения по-гоголевски Нос гоголь основная мысль

В этой статье попробуем дать ответ на вопрос: «как в повести «Нос» проявляются черты фантастического реализма Гоголя».

Известный литературный классик Гоголь Николай Васильевич в каждом своём произведении удивляет и поражает затейливым сюжетом и гармоничным переплетением совершенно противоположных идей фантастики и реальности, юмора и трагедии. Этой теме посвящены многие исследования, посвящаются научные работы, статьи и даже целые книги.

Учитывая то, что реализм определяется как возможность отображения жизни с максимальной точностью в деталях, то фантастический реализм Гоголя можно определить, как интеллектуальное отражение реальности сквозь призму фантастических, необъяснимых событий и деталей.

Стоит отметить, что фантастическое в его произведениях выражается не просто во включении в сюжетную линию мифических существ и необъяснимых событий, оно колоритно описывает мировосприятие автора и позволяет проникнуть в его специфику видения мира, порой абсолютно отличающуюся от привычной.

Одним из таких ярких произведений является рассказ «Нос», который вошёл в цикл «Петербургских повестей». И, хотя, в нём полностью отсутствует выдуманный фантастический персонаж, в классическом его понимании, сама фантастика остаётся.

Сюжетная линия никак не подготавливает читателя к последующим развязкам. Она будто опрокидывает на голову читателя ушат с холодной водой, ставя сразу перед фактом случившегося фантастического события. До конца повести тайной остаются причины и предпосылки происшествия.

В повести, Нос показывает такую манеру поведения, какая подходит для высокопоставленного должностного лица: посещает молитву в соборе, совершает прогулки по улицам Петербурга, имеет планы на выезд заграницу. Создаётся удивительная ситуация, когда, казалось бы, происходят немыслимые вещи, но люди вокруг будто ослеплены и не замечают этого.

Таким образом у Носа наблюдается две сущности. Одна, непосредственно, физиологическая – как часть тела чиновника Ковалёва, а другая – социальная, которая наполнена событиями, как жизнь обычного человека, но при этом, являющегося по своему званию выше, чем его хозяин. Нос умело манипулирует своими сущностями, и Гоголь это красочно показывает в сюжетной линии.

Само повествование автор наполняет таким социальным феноменом, как слухи. Повсюду в тексте можно встретить, как люди делятся услышанным, что Нос посещал Невский проспект или заходил в магазин. Здесь слух проявляется на фоне необъяснимого события, которое воспринимается, как реальное. Через такой приём автор показывает, что путём слухов любое происшествие наполняется значимостью и достоверностью. Следовательно, человек высмеивается как источник немыслимых, неправильных, невозможных действий.

Невероятная пропажа носа с лица чиновника Ковалёва, удивительная самостоятельность отдельной части тела в сюжете символически отображает состояние общественного порядка в то время. У читателя закрадываются раздумья по поводу того, что статусность человека гораздо более значима, чем сам человек. Люди становятся зависимыми от стереотипов, шаблонов поведения и норм, принятых в обществе. В такой обстановке любой абсурдный предмет может получить среди людей больше привилегий, если наделён особым статусом и этот статус становится важнее, чем человек. В этом и раскрывается основная задумка произведения.

Таким образом, сквозь призму фантастических происшествий, Николай Васильевич Гоголь шутливо указывает читателю на вполне реальные проблемы общества. В этом и заключается фантастический реализм повести.

В произведении чётко отслеживается проблема «слепоты» людей сквозь призму общественного статуса, склонность к распространению слухов, что тем самым укрепляет привычные убеждения. Автор высмеивает их абсурдность и, в то же время, склонность людей к вере в эти невообразимые события.

Впечатления, вызванные жизнью Гоголя в Петербурге, сказались в так называемых "Петербургских повестях", созданных в 1831-1841 годах. Все повести связаны общей проблематикой: власть чинов и денег. Всем им присущ типичный главный герой - разночинец, "маленький" человека. Ведущий пафос повестей - развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы. Они правдиво воссоздают обобщенную картину Петербурга 30-х годов XIX века.

Гоголь особенно часто обращается в этих повестях к фантастике и излюбленному им приему крайнего контраста. Он был убежден, что "истинный эффект заключен в резкой противоположности". Но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму.

"Петербургские повести" обнаруживают эволюцию от социально-бытовой сатиры ("Невский проспект") к социально-политической памфлетно-сти ("Записки сумасшедшего"), от романтизма и реализма при преобладающей роли второго ("Невский проспект") к все более последовательному реализму ("Шинель").

В повести "Нос" рисуется чудовищная власть чинопочитания. Писатель показывает всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, геряет всякое значение. И здесь Гоголь искусно использует фантастику. Сюжет повести условен, сама идея – нелепа, но именно в этом и состоит гротеск Гоголя и, несмотря на это, является довольно реалистичным. Чернышевский говорил, что подлинный реализм возможен лишь при изображении жизни в "формах самой жизни". Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни

" Шинель " Гоголя - гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. Поверхностный читатель увидит в этом рассказе лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный - не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое "заставляет задуматься", не поймут, о чем же написана " Шинель ". Подайте мне читателя с творческим воображением - эта повесть для него. Николай Васильевич Гоголь создал в своем раннем творчестве сплав сатиры и лирики, он обогатил реализм достижениями романтизма. Со всей мощью своего таланта он рисовал действительность, взращивая при этом мечту о прекрасном человеке и будущем своей страны. Тем самым он поднял критический реализм на новую, высшую ступень по сравнению со своими предшественниками.

В финале « Шинели », как это часто бывает у Гоголя, реалистическая достоверность сливается с фантастикой, гротеском: по городу поползли слухи о мертвеце, который в поисках украденной у него шинели срывал шинели со всех встречных, не разбирая, чина и звания, пока не добрался до «значительного лица».

39 «Миражный мир» комедий Гоголя. Поэтика комического. «Ревизор» как новый тип комедии

На примере Ревизора

« Миражная интрига» - термин Ю. В. Манна (слово « миражная » заимствовано у критика прошлого века Ал. Григорьева). Он означает, что формально интрига происходит между Хлестаковым и чиновниками, а на самом деле чиновники взаимодействуют не с Хлестаковым, а с отсутствующим Ревизором.

Эту мнимую идиллию, в которой пребывают жители города, нарушает страшное известие - приезд ревизора. В суматохе перепуганные чиновники, старающиеся создать видимость порядка и своей честной службы, принимают за инкогнито проезжего петербургского регистратора, оказавшись сбитыми с толку его самоуверенностью и манерой поведения типичного столичного чиновника. Мнимый ревизор Хлестаков, такой, каким он предстает в глазах городничего и других сановников города, Хлестаков, «находящийся на дружеской ноге с Пушкиным», имеющий один из самых знаменитых домов в Петербурге, «где собираются князья и графы, а иной раз и министр», Хлестаков, «которого сам государственный совет боится», - фантом. Этому призраку и начинают всячески прислуживать и угождать чиновники, на которых лживые рассказы Хлестакова производят огромное впечатление. В рассказах этих нам предстает миражный мир Петербурга, его кривое отражение, город-призрак, город чиновников, взяточников, мошенников, плутов, картежников, город Хлестаковых и Тряпичкиных.

Надо сказать, что Хлестаков занимает миражное положение не только для чиновников, он и сам пребывает в иллюзиях. Будучи всего лишь регистратором, Хлестаков считает себя важной персоной и даже не удивляется повышенному вниманию и заботе чиновников, считая это в порядке вещей. Городничему, его жене и дочери все начинают оказывать мнимые почести, выражать лживую, неискреннюю радость, в душе завидуя и проклиная. В итоге же, когда героям раскрывается истинное положение дел, когда Сквозник-Дмухановский и другие чиновники понимают, как жестоко обманулись, на них надвигается новый призрак, ревизор, на этот раз настоящий...

Таким образом, весь фантастический, если не сказать парадоксальный, сюжет комедии движим миражами , построен на иллюзиях. Но, как я уже сказала, пьеса «Ревизор», «этот государственный призрак», является отражением реальности. В комедии узнаваемы многие приметы российской действительности. Взяточничество, казнокрадство, обман властей - все это реалии не только гоголевского времени. Иллюзорный,миражный мир пьесы, скрывающий в себе правду, подобен Зазеркалью, отражению в зеркале, которое обращено к читателям. Зеркало это позволяет нам увидеть не только миражи, в которых живут герои комедии, но и отражение нашей собственной жизни, дает нам возможность узнать себя, живущих по ложным представлениям о зле и добре, о правде и лжи, питающих иллюзии по поводу собственной жизни и не видящих, как сильно погрязли в обмане, пошлости, зависти и мелочности.

“Нос” часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя. Она была написана в 1833 году для журнала “Московский наблюдатель”, который редактировали друзья писателя. Но произведение редакция не приняла, назвав его грязным и пошлым. Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации? Какую грязь и пошлость они усмотрели в этом фантастическом сюжете? В 1836 году Александр Пушкин уговорил Гоголя опубликовать “Нос” в “Современнике”. Для этого автор переработал текст, изменив финал и усилив сатирическую

Направленность.

В предисловии к публикации Пушкин назвал повесть веселой, оригинальной и фантастической, подчеркнув, что она доставила ему удовольствие. Прямо противоположный отзыв от Александра Сергеевича – еще одна загадка. Ведь Гоголь кардинально не менял произведение, второй вариант принципиально не отличался от первого.

Много непонятных моментов можно найти и в фантастическом сюжете повести. Здесь нет четко обозначенных мотивов бегства носа, странной выглядит роль цирюльника в этой истории: почему именно у него объявился сбежавший нос, да еще и в хлебе? В повести размыт образ зла. скрыт движущий

Мотив многих поступков, нет явной причины для наказания Ковалева. Заканчивается повесть также вопросом: почему нос вернулся на место без каких-либо объяснений?

В произведении четко прописаны некоторые второстепенные детали, которые не влияют на развитие событий, а более существенные факты, действующие лица и обстановка изображены весьма схематично. Такой “прокол” можно бы и простить начинающему автору, но Гоголь в период создания повести был уже зрелым литератором. Следовательно, детали важны, но в чем тогда их значимость? Эти загадки породили в среде критиков много разных версий.

Большинство специалистов справедливо причисляют произведение к жанру сатиры на современное общество, где человека оценивают не по личным качествам, а по чину. Вспомним, как робко заговаривает Ковалев с собственным носом. Ведь тот облачен в мундир, который показывает, что перед майором чиновник более высокого ранга.

Интересен образ квартального надзирателя. Он заметил издалека, что цирюльник что-то бросил в воду, но разглядел утерянную часть тела, только нацепив очки. Конечно, ведь нос был в блестящем мундире и при шпаге, а при виде господ, полиция всегда близорука. Поэтому арестован цирюльник, кто-то ведь должен ответить за происшествие. Бедный пьяница Иван Яковлевич идеально подошел на роль “стрелочника” .

Типичен главный герой произведения майор Ковалев. Это провинциал без образования, получивший свой чин на Кавказе. Такая деталь говорит о многом. Ковалев хваток, энергичен, храбр, иначе не выслужился бы на передовой. Он амбициозен, предпочитает, чтобы его называли военным чином “майор”, а не гражданским – “коллежский асессор”. Ковалев метит в вице-губернаторы и мечтает о выгодной женитьбе: “в таком случае, когда за невестой случится двести тысяч капиталу”. Но теперь Ковалев очень страдает из-за того, что не может приударить за дамами.

Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация. В это время нос поднимается по карьерной лестнице выше хозяина, за что угодливо принят в обществе.

Комичен цирюльник, носящий фрак. Его неопрятность (воняющие руки, оборванные пуговицы, пятна на одежде, небритость) контрастируют с профессией, призванной делать людей чище и аккуратнее. Дополняет галерею юмористических персонажей доктор, который проводит диагностику щелчками.

Однако жанр сатирической фантасмагории лишь частично раскрывает тайны повести. Критики давно заметили, что произведение представляет собой некий шифр, прекрасно понятный современникам Гоголя и совершенно непостижимый для нас. Существует несколько версий на этот счет. Одна из них: Гоголь в завуалированном виде изобразил некое скандальное происшествие, хорошо известное в его обществе. Этот факт объясняет отказ в первой публикации (скандал был еще свеж), благосклонность известного любителя эпатажа Пушкина и негативную оценку критиков.

Некоторые исследователи находят в повести параллели с известными лубочными сюжетами. В 30-х годах XIX века лубок считался “низким” жанром, особенно презираемым в светском обществе. Близость Гоголя к народным традициям вполне могла привести писателя к такому своеобразному эксперименту. Есть и более экзотические версии: борьба с собственными комплексами автора по поводу своей внешности, расшифровка популярного сонника и т. п.

Но ясной и правильной трактовки повести “Нос” мы пока не дождались. “Во всем этом, право, есть что-то”. – лукаво заявил в конце произведения Гоголь.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Николай Васильевич Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой, так как хотел связать голос автора с голосом самого лирического повествователя. Произведение не...
  2. По словам самого автора, произведение “Ревизор” стало скоплением всех несправедливостей, которые творились непрестанно по местам, особенно в то время, когда...
  3. Двадцать пятого марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Иван Яковлевич с удивлением узнает, что нос принадлежит...
  4. Повесть Гоголя “Шинель” принадлежит к циклу произведений под названием “Петербургские повести”. Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма....

Платон Кузьмич Ковалев – коллежский асессор из повести Н. В. Гоголя «Нос». Сам себя он предпочитал называть майором. Автор относит этот персонаж к праздным тунеядцам и карьеристам, часто прогуливающимся по Невскому. Он сродни таким персонажам, как поручик Пирогов или Хлестаков, которые стремились получать максимум удовольствий от жизни, не прилагая усилий. Даже в Петербург он приехал за выгодной женитьбой и чином повыше. Создавая потрет этого персонажа, автор подчеркнул его наглое самодовольство и тщеславие. Внешне он всегда старается выглядеть идеально, носит накрахмаленные и безупречно чистые воротнички, имеет бакенбарды как у губернских землемеров или архитекторов, регулярно посещает цирюльника.

Всю свою стать он демонстрирует, выходя на Невский, а нос для него является своего рода достопримечательностью. Это также символ благочестия и порядочности. Лишив его носа, автор ставит под сомнение его нравственные достоинства. Даже частный пристав отмечает, что порядочному человеку нос не оторвут. В отношении к женскому полу майор Ковалев питал слабость, часто отвлекался на красавиц и заигрывал со многими светскими дамами. Пропажа носа Ковалева могла быть также связана с потерей человеческого лица в погоне за сомнительными удовольствиями.

Нос (значения)

«Нос» - сатирическая абсурдистская повесть, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1832-1833 годах.

Сюжет

Коллежский асессор Ковалёв - карьерист, для большей важности именующий себя майором - неожиданно просыпается утром без носа. На месте носа оказывается совершенно гладкое место. «Чёрт знает что, какая дрянь! - восклицает он, плюнувши. - Хотя бы уже что-нибудь было вместо носа, а то ничего!.. » Он направляется к обер-полиц­мей­стеру, чтобы заявить о пропаже, но по пути неожиданно встречает собственный нос в шитом золотом мундире, шляпе статского советника и при шпаге. Нос запрыгивает в карету и направляется в Казанский собор, где набожно молится. Поражённый Ковалёв - за ним. Робея, коллежский асессор просит нос вернуться, но тот, со всей важностью, свойственной разговору с младшим чином, заявляет, что не понимает, о чём идёт речь, и ускользает от хозяина.

Ковалёв отправляется в газету, чтобы дать объявление о пропаже носа, но там ему отказывают, опасаясь, что такое скандальное объявление нанесёт ущерб репутации издания. Ковалёв бросается к част­ному приставу, но тот, будучи не в духе, лишь заявляет, что прилич­ному чело­веку носа не оторвут, если он не таска­ется чёрт знает где.

Убитый горем Ковалёв возвращается домой, и тут приключается нежданная радость: внезапно входит полицей­ский чинов­ник и вносит завёр­нутый в бумажку нос. По его словам, нос был пере­хвачен по дороге в Ригу с фаль­шивым паспортом. Ковалёв безмерно радуется, но преждевременно: нос не желает прилепляться на своё законное место, и даже приглашённый доктор не может ничем помочь. Лишь спустя много дней нос с утра снова оказывается на лице своего владельца, также необъяснимо, как исчез. И жизнь Ковалёва возвращается в своё нормальное русло.

Идеи повести

Нос в повести символизирует бессодержательную внешнюю благопристойность, имидж, который, как оказывается, вполне может существовать в петербургском обществе без всякой внутренней личности. И более того, оказывается, что у обычного коллежского асессора этот имидж на целых три чина выше самой личности, и щеголяет в мундире аж статского советника, да ещё при шпаге. Напротив, несчастный владелец носа, утеряв столь важную деталь своей внешности, оказывается совершенно потерян, ибо без носа «…не появишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься по Невскому проспекту». Для Ковалёва, который прежде всего в жизни стремится к успешной карьере, это трагедия. В «Носе» Гоголь стремится показать другой Петербург, который скрывается за красивыми улицами и проспектами. Петербург, в котором живут пустые и напыщенные люди, любящие внешнюю эффектность, гоняющиеся за высоким статусом и милостью вышестоящих чинов. Город, в котором общественное положение и чин ценятся гораздо больше самой личности, ими обладающей. Любой гражданин чином выше коллежского асессора, кем являлся главный персонаж «Носа», вызывал в петербургском обществе уважение, а все остальные оставались просто незамеченными. Гоголь разовьёт эти темы в своих следующих произведениях.

История создания

В 1835 году журнал «Московский наблюдатель» отказался напечатать повесть Гоголя, назвав её «плохой, пошлой и тривиальной». Но, в отличие от «Московского наблюдателя», Александр Сергеевич Пушкин считал, что в произведении «так много неожиданного, фантастического, весёлого и оригинального», что он уговорил автора опубликовать повесть в журнале «Современник» в 1836 году.

Повесть «Нос» подвергалась жестокой и неоднократной критике, в результате ряд деталей в произведении переделывался автором: например, встреча майора Ковалёва с Носом была перенесена из Казанского собора в Гостиный двор, а финал повести менялся несколько раз.

Литературная экскурсия

  • Цирюльник, нашедший в печёном хлебе нос, живёт на Вознесенском проспекте, а избавляется от него на Исаакиевском мосту.
  • Квартира майора Ковалёва находится на Садовой улице.
  • Разговор между майором и носом происходит в Казанском соборе.
  • Цветочный водопад дам сыплется по тротуару Невского от Полицейского до Аничкина моста.
  • Танцующие стулья танцевали на Конюшенной улице.
  • По сведениям Ковалева именно на Воскресенском мосту торговки продают очищенные апельсины.
  • Студенты Хирургической академии бегали смотреть на нос в Таврический сад.
  • Орденскую ленточку майор покупает в Гостином дворе.
  • «Нос-близнец» питерской версии находится на Андреевском спуске в Киеве.

Экранизации

  • «Нос» . Режиссёр Ролан Быков. Фильм довольно точно следует содержанию книги.

«Нос» в произведениях других авторов

  • Опера «Нос» Д. Д. Шостаковича (1928)
  • Повесть вдохновила Джанни Родари на написание сказки «Как убежал нос» (Il naso che scappa):
  • В рассказе Николая Дежнёва «Читая Гоголя» в роли «Носа» выступает мужской детородный орган.
  • Повесть иллюстрировали, среди прочих, Леон Бакст и Дэвид Линч.
  • Памятник «Нос майора Ковалёва», Петербург. Архитектор В. Б. Бухаев. Скульптор Р. Л. Габриадзе. Установлен в октябре 1995 г. на фасаде дома: Проспект Римского-Корсакова, 11 Гранит розовый. Высота 40 см
  • Василий Аксёнов: «Говоря, откуда мы вышли, я вспоминаю, как Андрей Вознесенский однажды сказал, что мы вышли не из «Шинели», а из гоголевского «Носа». «Ты, Вася, - говорил он, - вышел из левой ноздри, а я - из правой».» (Василий Аксёнов : Я московский эмигрант. «Российская газета» - Черноземье № 3890 от 4 октября 2005 г.)
Вверх