Актуальность поэмы руси жить хорошо. Научная работа Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Главные герои и их характеристика

Николай Алексеевич Некрасов - замечательный русский поэт, произведения которого посвящены народу. С детства мы зачитываемся его стихотворениями о крестьянских детях, о русских женщинах, городской бедноте, о природе. Идут годы, мы взрослеем, но Некрасов остается поэтом, к произведениям которого возвращаемся вновь и вновь, открываем для себя еще не прочитанные поэмы, стихотворения, песни любимого автора.

В произведениях Некрасова мы слышим печальные ноты безысходности, тоски. Они тревожат душу, заставляют пристальнее вглядываться в себя и окружающий мир.
Ярославская земля, ставшая «малой Родиной» для поэта, отложила отпечаток на все его творчество. Детство Некрасов провел в деревне, на берегу Волги, в имении отца-крепостника. Общаясь с крестьянами, он впитал в себя доброту, искренность, широту души русского народа. Хорошо зная жизнь про- стых людей, поэт проникся их насущными проблемами. А затем искренне и честно поведал в своих произведениях о тяжелой народной доле. Его стихи были протестом против царящих в стране беспорядков. Честно и открыто в поэме «Кому на Руси жить хорошо» заявляет Некрасов о бесправии, о бесчинствах, о надругательстве над человеческой жизнью.

Начало произведения напоминает мне своим зачином древнерусскую былину. Действительно, чем не сказка:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай.
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...

Но такое впечатление складывается только при чтении пролога. Чем дальше двигаемся мы с искателями счастья, тем чаще сталкиваемся с суровой действительностью России второй половины девятнадцатого века. Каковы же взгляды на благополучие у наших путешественников? Одни считают счастливыми попа, чиновника, другие - помещика, царя… Спор мужиков показывает, что у них нет единого понятия о счастье. Первые же встречи вносят смятение в души наших странников: не живет лучше них священнослужитель, хоть ест сытнее:

… В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые,
И в половодье вешнее
Иди куда зовут!..
Каков попу покой?..

Следует череда новых разочарований. Сколько их здесь было «счастливых»: и Ермил Гирин, и Матрена Тимофеевна, и Яким Нагой. Но жизнь их кажется безмятежной только для стороннего наблюдателя. Кто лучше может рассказать о себе, как не они сами? Но нет в их повествованиях радости, полна невзгодами жизнь простого человека, много горя скрывает в себе душа людская.

С сочувствием рассказывает Некрасов о людях, ошибочно считающих себя счастливыми и готовых за «чарку водочки» поведать прохожим о своей жизни. Как много их, «благополучных»! Но в чем же их счастье? В смерти, не тронувшей рассказчика, но унесшей из жизни близких ему, в недюжинной силе, которой пользуется хитрый человек, а из богатыря все соки выжимает, или в водке, дающей забвение от дел мирских:

А в том, во-первых, счастие,
Что в двадцати сражениях
Я был, и не убит!

Рассказ о Ермиле Гирине показывает странникам, что не там они счастливого ищут. На фоне крестьянского мира выделяются отдельные яркие образы.

яркие образы. Таков, например, Ермил. Все, что он делает, чем живет, направлено на поиски счастья народа. Гирин честен с крестьянами, чтит древнерусские обычаи. Кажется, что это сказочный герой, действующий в народной среде в нелегкое для нее время. Все лучшее, что есть в Ермиле Гирине, приковывает к себе внимание окружающих, заставляет их полюбить этого человека:

Имел он все, что надобно
Для счастья...
… Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Постепенно у странников складывается единое понятие о счастье и о счастливом человеке. Не стоит искать благополучие в личной жизни, нет его там: к такой мысли приводит нас Некрасов. Только в почете у народа можно найти истинное блаженство, хотя никаких материальных благ это человеку не приносит, кроме имени «народного заступника», чахотки и Сибири. Авторская позиция постепенно становится и мировоззрением странников.

Некрасов рисует образ интеллигента, посвящающего жизнь служению народу:

Иди к униженным,
Иди к обиженным -
Будь первым там!

В борьбе за народное счастье Гриша Добросклонов найдет смысл своей жизни. К этой мысли подводит нас автор в конце произведения. Только в бескорыстном служении народу поэт видел смысл жизни и истинное назначение человека. Лучшими чертами борца за народное счастье он наделяет Гришу. Трудна дорога «народного заступника», но:

… по ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд...

На месте Добросклонова может оказаться любой честный человек, надо только любить свою Родину и уважать народ: С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине
Слилась,- и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже
Что будет жить для счастья
Убогого и темного родного уголка.

Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» актуально и в наши дни. Проходят годы, сменяются времена, летят месяцы, недели, дни, а человек, живущий на земле, стремится к счастью, хочет найти его, а находит ли? Нет в нас равновесия души, необходимого для этого состояния, а счастье все более ассоциируется со словом «деньги». Однако я верю, что когда-нибудь мы узнаем истинное блаженство. Для меня понятие «счастье» складывается из нескольких составляющих - это умение найти свое место в жизни, заниматься любимым и интересным делом, жить насыщенной жизнью и осознавать себя частичкой нашего мира, находящейся в гармонии с окружающей природой. И мой любимый поэт поддерживает меня в этом убеждении:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь…

Актуальность произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Николай Алексеевич Некрасов - замечательный русский поэт, произведения которого посвящены народу. С детства мы зачитываемся его стихотворениями о крестьянских детях, о русских женщинах, городской бедноте, о природе. Идут годы, мы взрослеем, но Некрасов остается поэтом, к произведениям которого возвращаемся вновь и вновь, открываем для себя еще не прочитанные поэмы, стихотворения, песни любимого автора.

В произведениях Некрасова мы слышим печальные ноты безысходности, тоски. Они тревожат душу, заставляют пристальнее вглядываться в себя и окружающий мир.
Ярославская земля, ставшая «малой Родиной» для поэта, отложила отпечаток на все его творчество. Детство Некрасов провел в деревне, на берегу Волги, в имении отца-крепостника. Общаясь с крестьянами, он впитал в себя доброту, искренность, широту души русского народа. Хорошо зная жизнь про- стых людей, поэт проникся их насущными проблемами. А затем искренне и честно поведал в своих произведениях о тяжелой народной доле. Его стихи были протестом против царящих в стране беспорядков. Честно и открыто в поэме « » заявляет Некрасов о бесправии, о бесчинствах, о надругательстве над человеческой жизнью.

Начало произведения напоминает мне своим зачином древнерусскую былину. Действительно, чем не сказка:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай.
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...

Но такое впечатление складывается только при чтении пролога. Чем дальше двигаемся мы с искателями счастья, тем чаще сталкиваемся с суровой действительностью России второй половины девятнадцатого века. Каковы же взгляды на благополучие у наших путешественников? Одни считают счастливыми попа, чиновника, другие - помещика, царя... Спор мужиков показывает, что у них нет единого понятия о счастье. Первые же встречи вносят смятение в души наших странников: не живет лучше них священнослужитель, хоть ест сытнее:

В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые,
И в половодье вешнее
Иди куда зовут!..
Каков попу покой?..

Следует череда новых разочарований. Сколько их здесь было «счастливых»: и , и Тимофеевна, и Яким Нагой. Но жизнь их кажется безмятежной только для стороннего наблюдателя. Кто лучше может рассказать о себе, как не они сами? Но нет в их повествованиях радости, полна невзгодами жизнь простого человека, много горя скрывает в себе душа людская.

С сочувствием рассказывает Некрасов о людях, ошибочно считающих себя счастливыми и готовых за «чарку водочки» поведать прохожим о своей жизни. Как много их, «благополучных»! Но в чем же их счастье? В смерти, не тронувшей рассказчика, но унесшей из жизни близких ему, в недюжинной силе, которой пользуется хитрый человек, а из богатыря все соки выжимает, или в водке, дающей забвение от дел мирских:

А в том, во-первых, счастие,
Что в двадцати сражениях
Я был, и не убит!

Рассказ о Ермиле Гирине показывает странникам, что не там они счастливого ищут. На фоне крестьянского мира выделяются отдельные яркие образы. Таков, например, . Все, что он делает, чем живет, направлено на поиски счастья народа. Гирин честен с крестьянами, чтит древнерусские обычаи. Кажется, что это сказочный герой, действующий в народной среде в нелегкое для нее время. Все лучшее, что есть в Ермиле Гирине, приковывает к себе внимание окружающих, заставляет их полюбить этого человека:

Имел он все, что надобно
Для счастья...
...Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Постепенно у странников складывается единое понятие о счастье и о счастливом человеке. Не стоит искать благополучие в личной жизни, нет его там: к такой мысли приводит нас Некрасов. Только в почете у народа можно найти истинное блаженство, хотя никаких материальных благ это человеку не приносит, кроме имени «народного заступника», чахотки и Сибири. Авторская позиция постепенно становится и мировоззрением странников.

Некрасов рисует образ интеллигента, посвящающего жизнь служению народу:

Иди к униженным,
Иди к обиженным -
Будь первым там!

В борьбе за народное счастье найдет смысл своей жизни. К этой мысли подводит нас автор в конце произведения. Только в бескорыстном служении народу поэт видел смысл жизни и истинное назначение человека. Лучшими чертами борца за народное счастье он наделяет Гришу. Трудна дорога «народного заступника», но:

По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд...

На месте Добросклонова может оказаться любой честный человек, надо только любить свою Родину и уважать народ: С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине
Слилась,- и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже
Что будет жить для счастья
Убогого и темного родного уголка.

Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» актуально и в наши дни. Проходят годы, сменяются времена, летят месяцы, недели, дни, а человек, живущий на земле, стремится к счастью, хочет найти его, а находит ли? Нет в нас равновесия души, необходимого для этого состояния, а счастье все более ассоциируется со словом «деньги». Однако я верю, что когда-нибудь мы узнаем истинное блаженство. Для меня понятие «счастье» складывается из нескольких составляющих - это умение найти свое место в жизни, заниматься любимым и интересным делом, жить насыщенной жизнью и осознавать себя частичкой нашего мира, находящейся в гармонии с окружающей природой. И мой любимый поэт поддерживает меня в этом убеждении:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь...

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

в г.Алатыре

IX ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ "МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ"

Секция "Общественно-гуманитарные науки"

Поиск счастья как одна из актуальных вневременных проблем в жизни человека

(на примере поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Научный руководитель - Матвеева Н.А.

филиал СамГУПС в г.Алатыре

Алатырь - 2016

АННОТАЦИЯ

Тема моей работы - Поиск счастья как одна из актуальных вневременных проблем в жизни человека(на примере поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Проблема поиска счастья является актуальной для каждого человека, а в особенности - для молодежи, так как от их ценностей и восприятия окружающего мира зависит их дальнейшая жизнь. Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило его цели, задачи и объект исследования.

Практическая значимость исследования: У молодых людей формируются жизненные ценности и приоритеты, они анализируют свою жизнь и жизнь окружающих людей, поэтому проблема поиска счастья в широком смысле является для них актуальной.

Содержание

1. Введение...................................................................................................................................4

2. Основная часть..........................................................................................................................5

2.1. Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".......5-8

2.2. Исследовательская часть......................................................................................................9

3. Заключение..............................................................................................................................10

4. Список литературы.................................................................................................................11

5. Приложение........................................................................................................................12-15

Введение

Каждый из нас, вероятно, хоть раз в жизни задумывался о том, хорошо ли он живет? Если нет, то кому живется хорошо?

Этот вопрос волновал, волнует и будет волновать людей всегда. Ведь мы постоянно сравниваем свою жизнь: свою зарплату, одежду и многое другое с тем, что есть у окружающих. Люди находятся в вечном поиске счастья.

Данную проблему мы будем рассмотреть на примере поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Цель нашего исследования - узнать, что для молодых людей является основными составляющими счастья. И кому в России живется хорошо?

Социологический опрос проводился среди студентов 1-2 курсов Алатырского техникума железнодорожного транспорта.

В результате исследовательской работы были проанализированы ответы учащихся. В Приложении отражены наиболее интересные высказывания.

2.1. Проблема поиска счастья в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В поэме Н.А.Некрасова крестьянские мужики ищут по свету человека, которому на Руси живется хорошо.

Мечты мужиков о счастье просты, требования к радостям жизни реальны и обыкновенны: хлеб, водочка, огурчики, квас да горячий чай.
В поисках счастья мужики обращаются к птичке:

«Ой ты, пичуга малая!

Отдай свои нам крылышки,

Все царство облетим,

Посмотрим, поразведаем,

Попросим - и дознаемся:

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?».

Рисуя перед читателем галерею социальных типов, Н.А. Некрасов начинает с попа . Это закономерно, ведь служитель церкви должен, по логике вещей, лучше всех понимать идею божественного мироустройства и социальной справедливости. Не случайно мужики просят отвечать попа «по совести, по разуму», «по-божески».Оказывается, поп просто несет свой крест по жизни и счастливым себя не считает:

«Дороги наши трудные,

Приход у нас большой.

Болящий, умирающий,

Рождающийся в мир

Не избирают времени:

В жнитво и в сенокос,

<...> И в половодье вешнее

Иди - куда зовут!»

Однако у крестьянина иной взгляд на поповское житье: один из мужиков знает об этом хорошо: "три года он жил у попа в работниках и знает, что у того каша - с маслицем, пирог - с начинкою".

На народное житье на Руси проливает свет сцена ярмарки в богатом торговом селе Кузьминском. Везде - грязь. Примечательна одна деталь: «Дом с надписью: училище,

Пустой, забитый наглухо.

Изба в одно окошечко,

С изображеньем фельдшера,

Пускающего кровь».

О народном образовании и здравоохранении в государстве никто не печется.

Ярмарочное веселье заканчивается пьянством и драками. Из рассказов баб читатель узнает, что многим из них дома тошно, как на каторге. С одной стороны, автору обидно смотреть на это беспробудное пьянство, а с другой - он понимает, что лучше уж пусть мужики пьют и забываются между часами тягостного труда, чем понимают, куда уходят плоды их работы:

«А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!»

Из рассказа о Якиме Нагом мы узнаем о судьбе людей, которые пытаются отстаивать свои права:

«Яким, старик убогонькой,

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся».

Спасая картины, Яким во время пожара потерял деньги: сохранение духовности, искусства для него выше, чем бытовое.

Помещик на Руси тоже, как оказывается, не чувствует себя счастливым. Когда Оболт-Оболдуев рассказывает о своем родовом дереве, мы узнаем, что подвиги, которые совершили его предки, едва ли можно назвать таковыми.
Оболт-Оболдуев тоскует о времени крепостничества, вспоминая, как несли ему и его семье сверх барщины гостинцы добровольные.

Н.А. Некрасов показывает, что помещики оказались в непростом положении: они привыкли жить чужим трудом и не умеют ничего делать.Об этом рассказывает Оболт-Оболдуев в своей исповеди:

"Трудись! Кому вы вздумали

Я не крестьянин-лапотник -

Я божиею милостью

Российский дворянин!

Россия - не неметчина,

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

Сословья благородные

У нас труду не учатся".

Глава «Крестьянка» посвящена положению русской женщины . Это сквозная тема в творчестве Н.А. Некрасова, что свидетельствует о важности ее в писательском мировоззрении. Главная героиня - Матрена Тимофеевна (осанистая женщина лет тридцати осьми). Рисуя ее портрет, автор любуется красотой русской крестьянки:

«Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла».

На вопрос мужиков о счастье женщина сперва вообще отказывается отвечать, говоря, что идет рабочая страда. Однако мужики соглашаются помочь ей жать рожь, и Тимофеевна все-таки решается рассказать о себе. До замужества жизнь у нее была счастливая, хотя и проходила в трудах (приходилось рано вставать, носить отцу завтраки, утяточек пасти, собирать грибы и ягоды). В замужестве терпела Матрена и побои, и колкости мужниной родни.Однообразие, невозможность даже подумать спокойно о своей жизни, необходимость постоянно проводить ее в нескончаемых трудах - вот удел русской женщины низших сословий в России. Вскоре потеряла Матрена родителей и ребенка. Покоряясь во всем свекрам, Тимофеевна живет, по сути, ради детей. Один выход для женщины - молиться.

Наиболее ярким эпизодом главы является фрагмент «Про холопа примерного - Якова верного». В нем ставится проблема холопства.

«Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа», - пишет Н.А. Некрасов. Поэт убедительно показывает, что некоторым крестьянам даже нравится чувство холопства. У них так прочно выработана рабская психология, что им даже нравится унижение:

«Только и было у Якова радости:

Барина холить, беречь, ублажать».

Еще одним важным образом в поэме является образ народного заступника Гриши Добросклонова . Лишь ему в поэме улыбнулось изведать счастье. Гриша еще молод, но «лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка». Для этого героя счастья заключается в служении народу, защите его интересов.

2.2. Исследовательская часть.

Целью нашей исследовательской работы было выяснить, что для современной молодежи является основными составляющими счастья и какому человеку живется хорошо в нашей стране, а также поспособствовать тому, чтобы студенты задумались над восприятием собственной жизни.

Социологический опрос проводился среди студенческих групп 1-2 курсов АТЖТ.

В опросе приняли участие 128 человек.

В процессе исследования студентам предлагалось ответить на два вопроса:

1. Что для вас является главной составляющей счастья?

Главной составляющей счастливой жизни 41% опрошенных считают семью.

Для 28% для счастья необходимо прежде всего здоровье .

12% не представляют счастливой жизни без друзей.

8% в первую очередь необходимы деньги.

Для 7% счастье невозможно без любви.

Для 4% счастливая жизнь зависит от карьеры.

Помимо указанных вариантов некоторые студенты дали следующие ответы:

«Мне для счастья нужны»:

Машина,

Квартира,

Дача для родителей,

Путешествия,

Еда,

Здоровье близких,

Музыка,

Общение,

Уют и спокойствие,

Постоянная работа,

Мечта,

Не оставаться одиноким,

Чтобы не было в мире зла.

На второй вопрос: "Кому, на ваш взгляд, живется хорошо в России?" студенты давали ответ в свободной форме. Наиболее интересные ответы представлены в Приложении.

Заключение

Безусловно, каждый человек понимает смысл слова "счастье" по-своему.

Однако, ошибочные представления о счастливой жизни ("быть богатым", "иметь дорогую машину" и т.д.) и невозможность достигнуть желаемого делают человека глубоко несчастным и закомплексованным. В то время как другие люди, имеющие значительно меньше материальных благ, живут в гармонии с собой и окружающими, видят счастье в простых вещах: здоровье близких и родных, объятия любимого человека, солнечный день, улыбка ребенка, мирное небо над головой... Да и вообще сама возможность жить - это уже счастье.

Вероятно, если бы каждый из нас оглянулся вокруг и посмотрел на жизнь с этой точки зрения - на свете было бы гораздо больше счастливых людей.

Подводя итог исследования, мы можем прийти к довольно оптимистичному выводу о том, что для большинства современной молодежи счастье все-таки заключается не в материальных ценностях, а в духовных.

Список литературы

1. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. М., 2011.

2. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России Х1Х века. М., 1978.

3. Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова – М.,1988.

4. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему» – М.,1985.

Приложение 1

Результаты опроса

" Что для вас является главной составляющей счастья?"

Приложение 2

Результаты опроса студентов

"Кому в России жить хорошо?"


* Живется хорошо тем людям, у которых все близкие живы, здоровы и рядом находятся. Они самые счастливые, ласковые и им хорошо. Если у человека есть близкие люди и он не один, то он же должен быть счастлив.

* Хорошо жить человеку у которого есть счастье в жизни. У кого есть любящая семья, любимая работа. Кому-то хорошо когда много денег, кому-то когда рядом любимый человек. В Общем хорошо живётся мне. Ну пока что.

* По мне, хорошо жить тому, у кого есть любимая работа, хорошие друзья, любимая девушка, здоровые родители.

* По-моемумнению хорошо живётся тем людям, которые работают в Госдуме. Состоят у президента на службе, но все же есть и свои минусы...

* Хорошо живется многим, но не всем. Если человек богатый и у него всё есть, то это не значит, что у него всё хорошо. Хорошо - это, когда есть любимая девушка, дети которые тебя ждут и любят и когда в семье царит любовь и согласие. Когда человек богатый, то он боится всё и всех.

* Я думаю в России живётся всем хорошо, так как каждому человеку хочется жить по- своему. Каждый живёт так, как умеет. Видит мир своими глазами и оценивает всё по-своему.

* В России живётся хорошо миллиардерам, бизнесменам и прочим людям, у которых достаточно денежных средств. Потому что в наше время всё что нам нужно, можно купить.
* Живется хорошо богатым, потому что у них есть всё то, что они захотят, а бедные живут от зарплаты до зарплаты.

* Хорошо живётся богатым людям, потому что у них много денег и любую проблему, нынешнего мира, можно решить с помощью них.

* Хорошо живётся тому, у кого есть на что кормить и одевать свою семью, отдыхать с друзьями, помогать родным и друзьям.

* Хорошо живётся мне, у меня всё отлично, я счастлива.

* Хорошо живётся разносторонним людям. Он может находить знания лишь те, которые ему нравятся и по душе. И начинает развивать эти способности.

* В России хорошо живется тем, кого все уважают. Кто честный. Еще у кого много денег и если он их честно заработал.

* Я считаю, что в России хорошо жить тем людям, у кого есть: душа, любовь, дети, здоровье и хоть немножко денег, чтобы суметь обеспечить своих самых близких людей и себя.

* Живется хорошо тому человеку, у которого широкая душа, у кого много друзей и он общителен.

* Я считаю, что хорошо живется тому человеку, у которого есть дом, счастливая семья и тот достаток, которого ему будет хватать для нормальной жизни.

* Хорошо жить - это когда все здоровы, счастливы, нет больших проблем и есть стабильный заработок. Любовь купить нельзя за деньги.

* Хорошо живется президенту РФ, так как у него есть подчиненные, которые все делают за него.

* Хорошо живет тот, кто делает все правильно, даже если совершает ошибки, он переступает их и шагает вперед. Вот кто хорошо живет.

* Хорошо живется тому, у кого есть много денег, жена, дети, родители, машина, собака, фирма своя. Этому человеку больше ничего не нужно.

* Я считаю, что в России всем живется плохо. Нет ни одной идеальной жизни. У всех на работе стресс, дети дома голодные и т.п.

* Всем живется хорошо, у кого есть здоровье, счастье и верные друзья. Каждый человек сам делает свою судьбу и если ему что-то не нравится, он что-то меняет и ему живется хорошо. Деньги, конечно, важны. Но не так, как духовное равновесие. Человек уже живет хорошо, если он умеет говорить, видеть, ведь другим этого не дано.

* В России хорошо живется Путину В.В., так как он не только богат, его любит народ, люди его уважают. Он работает для блага народа.

* В России хорошо живется человеку среднего достатка, который имеет чувства. Они больше проводят времени с родными, чем богатые люди.

* В России жить хорошо Путину. У него власть, деньги, уважение.

* В России не всем живется хорошо, кому-то хорошо, кому-то плохо. Может, у кого-то нет дома, семьи, денег.

* Так как во многих странах идут войны, люди страдают без еды и одежды, воды и жилья. В России живут самые счастливые люди. У нас все есть!

* В России живется хорошо всем, особенно в мирное время. Исключение составляют те, кто кругом видит только одни проблемы.

* Хорошо живется тем, у кого сбылись все мечты.

* Всем по-своему живется хорошо. Кому-то за счет денег, власти, а кому-то за счет счастья, достаточно того, чтобы в окружении были близкие люди и чтобы у них все было хорошо.

* Всем хорошо живется, потому что каждый человек живет по-своему, что хочет - то и делает: хочет быть богатым - будет. Человек сам решает, что ему делать и как жить.

* Хорошо живется тем, у кого есть все то, что он считает счастьем.

* В России хорошо живется олигархам, у них много денег. В нынешний век за деньги можно купить все: и здоровье, и любовь, и др.

* Никому, у каждого человека есть свои какие-либо проблемы.

* Дуракам жить хорошо. Умные и адекватные люди всегда чем-то недовольны, а дуракам всегда хорошо, они поддерживают мнение толпы.

* Хорошо живется детям олигархов.

* В России живется хорошо тому, кто чувствует себя счастливым.

* В России живется хорошо по-своему. Живется хорошо тем, у кого есть цель, здоровье и любовь.

* У каждого человека есть какие-то проблемы, переживания и черная полоса в жизни. Но со временем приходит и светлая полоса, и живется хорошо.

* Всем людям живется хорошо, потому что у них есть своя Родина.

* Хорошо живется тем, кто хочет жить.

* Хорошо живется тем, кто любит Россию.

*Живется хорошо тем, у кого много друзей, хороших друзей, которые не бросят в сложный момент.

* В России хорошо живется мирным людям, не депутатам, не олигархам, а простым людям, ведь жить хорошо - это значит быть любимым и любить.

* Хорошо живется влюбленным, потому что они не замечают всех проблем вокруг них.

* Хорошо живется студентам.

Произведения Николая Алексеевича Некрасова всегда отличаются социальной направленностью, он создавал свои стихотворения и поэмы «о народе и для народа», описывая его проблемы, мысли и интересы, быт и нравы. Не является исключением и «Кому на Руси жить хорошо?». В этом всем известном произведении отразилась сложная ситуация, сложившаяся в России после отмены крепостного права.

В самом начале поэмы, в прологе, собралось семь мужиков, которые завели спор, пытаясь выяснить, «кому живётся весело, вольготно на Руси». И для этого они пустились в путешествие, встречая на своём пути и слушая рассказы про совершенно разных по своему положению в обществе людей. Это и поп, и помещик, и крестьянка Матрёна Тимофеевна, и Ермил Гирин, и солдат, который вернулся на Родину и в этом видит своё счастье, и семинарист Гриша Добросклонов, и многие другие. Немногих героев мы можем назвать по-настоящему счастливыми, с точки зрения автора, и ни одного – по мнению мужиков. Ведь что для них счастье? Чёткое определение этому даёт дьячок, фигурирующий в самом начале их странствия, который сказал:

В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь?

Не так ли, други милые?

Они сказали: «Так».

Эту «формулу» можно попробовать применить к судьбам разных героев и понять, почему же не нашли странники счастливых среди всех, кто встречался им на пути.

Первым человеком, с которым завели мужики разговор об интересующем их предмете, был поп. С первых же его слов («Православные! Роптать на Бога грех…») мы понимаем, что рассказ не будет радостным, что не вольготно и не весело живётся священнослужителям, что всё, что о них говорят – выдумки незнающих людей. Ведь нет у попа ни богатства, ни чести, ни покоя. Да и откуда бы им взяться, если живёт поп только на пожертвование прихожан и деньги, заработанные на венчаниях и похоронах, не имея возможности, в отличие от крестьян, обрабатывать собственную землю. Если в любой час, в любой день недели, в любую погоду, будь то мороз, гроза, лютая жара или половодье, он должен ехать к умирающему человеку, исповедовать его, совершать необходимые обряды, а потом служить службу и заниматься своими насущными проблемами. Если люди «слагают сказки балагурные и песни непристойные» о священнослужителях, обзывают его жену и детей, то о каком же счастье может идти речь? Нет у попа ни покоя, ни уважения, ни денег.

Не лучше ситуация и у помещиков. После отмены крепостного права они оказались совершенно не приспособленными к новым условиям, они ничего не умеют делать, потому что родители и учителя готовили их к спокойной жизни, основанной на эксплуатации труда крепостных, потому что их не учили необходимым для нового времени вещам. И образ «румяненького, осанистого, присадистого» помещика вызывает у нас жалость, ведь может и хотел бы он сейчас начать всё заново, да не может. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася. Одним концом по барину, другим по мужику!..»

Чуть ближе к «идеалу» Ермил Гирин. У него есть две составляющие счастья: уважение окружающих и богатство. Своей честностью, порядочностью, благородством и высокой моралью он заслужил доверие всех людей, которые его окружают, был выбран старостой. Но, не смотря на всё это, нет у Ермилы покоя, а значит, нет и полноценного счастья. Однажды оступившись, он не может себе этого простить, хотя с точки зрения окружающих его поступок вполне оправдан и не вызывает негодования или презрения и злобы. И в самом деле, что такого в том, что вместо своего брата он отдал в рекруты другого человека, причём не подлым обманом и предательством, а заплатив за это ему и его матери немалые деньги. Совесть Гирина не выдерживает такого испытания: он хочет повеситься, а когда его буквально вынимают из петли, он отходит от дел и решает заняться мельницей. Причём и при покупке на торгах, и при её использовании мы вновь можем убедиться в честности и порядочности этого человека, в его неподкупности и благородстве. К сожалению, такие люди, как Ермил, действительно не могут найти покоя, потому что по-настоящему честный человек честен во всём. И в итоге, когда Гирин отказывается принять участие в подавление бунта, его заключают в острог.

Но всё это мужские персонажи, а Некрасов обращается в своём произведении и к женщине – Матрёне Тимофеевне, описанию судьбы которой посвящена целая глава. Тяжела женская доля на Руси, сложно пришлось героине в жизни. Сначала она вынуждена терпеть постоянные придирки свекрови и золовки, домогательства «господского управляющего», потом переживает смерть своего первенца, Дёмушки, навлекает на себя позор, приняв порку розгами вместо своего сына Федотушки, голод. Потом приходит новая беда: мужа Матрёны забирают в рекруты, и здесь отважная женщина готова бороться за своё счастье: она едет в город и пробивается к губернаторше, которая помогает ей восстановить справедливость. Нет у неё ни богатства, ни чести, ни тем более покоя. Всю жизнь она должна работать, чтобы прокормить и обеспечить свою семью, терпеть унижения и многочисленные потери, но есть и у неё радость в жизни – она любит и любима. А это многое значит, ведь не многим русским женщинам так везло с мужьями. В заключение Матрёна Тимофеевна говорит странникам очень ёмкие по своей сути слова: «А то, что вы затеяли не дело – между бабами счастливую искать!».

Итак, по мнению автора, среди этих героев нет ни одного счастливого человека. Так кто же тот человек, которому живётся «вольготно на Руси»? Это Гриша Добросклонов, появляющийся в поэме только в последней главе. Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась", мечтал поехать в Москву и учиться в «новорситете».

Из двух дорог, которые автор обозначает как «дорогу торную, страстей рабу» и «дорогу тесную, дорогу честную», он выбирает вторую. И идёт по ней до конца. Что ждёт его впереди? «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Нелёгок его жизненный путь, сурова судьба. Нет у него денег, нет покоя, нет всеобщего уважения, но он решил посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье, за его освобождение от крепостных цепей.

"...И лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Родного уголка".

И именно благодеяния для народа, именно радение за «униженных, обиженных», стремление к всеобщему благополучию порой ценой своей жизни считает Некрасов настоящим человеческим счастьем. Не нужно денег, не нужно семьи и почёта. Высокая цель жить и, возможно, умереть за свою Родину и русских людей – вот предназначение человека, вот смысл всей его жизни.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» понятие счастья многранно и несколько необычно. Не входят в него любовь и дружба, то есть те чувства, без которых человеку трудно прожить на свете, зато чётко обозначается социальная направленность: народ, его освобождение от крепостничества, которое Гриша называет змеёй.


Изучая писателей девятнадцатого века, нельзя обойти стороной и Николая Алексеевича Некрасова. Большинство своих произведений он посвятил именно простому народу, стремился понять и раскрыть русскую душу, нередко затрагивал тему освобождения крестьян от крепостной зависимости. Не исключением стала и поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» - самая масштабная работа поэта.

Завязка сюжета в поэме происходит, когда семь мужиков, семь временнообязанных крестьян из разных деревень, начинают вести спор о том, «кому живется весело, вольготно на Руси?» Так, не сойдясь во мнениях, главные герои отправляются на поиски «счастливцев», бросив все свои дела.

Примечательно то, что Некрасов использует в своем произведении фольклор и множество сказочных элементов. Думаю, это позволило автору не только выстроить логичную композицию поэмы, но и показать вечное стремление народа к истине, вере в то, что добро всегда побеждает зло.

Первым на пути странникам встречается поп. Он видит счастье в «покое, богатстве, чести», с тоской вспоминает о крепостническом прошлом. Тогда церковь содержалась богатыми помещиками, но с приходом новой реформы они разорились, что не могло не отразиться на материальном состоянии священнослужителей. Тяжелая ноша содержания духовного сословия легла на плечи крестьянина, который «сам нуждается, и рад бы дал, да нечего».

Схожими понятиями о счастье обладают и встречающиеся в поэме помещики Оболт-Оболдуев и Утятин. Они горюют об отмене крепостного права, об утрате прежней праздности и роскоши жизни. Теперь же у помещиков отобрали все, что им было так дорого: покорных рабов и землю, но более всего они жалеют об утрате своей власти:

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

И среди простого народа пытаются семь мужиков найти счастливых. Так, желающие выпить дармовую чарочку рассказывают о своем счастье: старуха радуется, что «родилось реп до тысячи на небольшой гряде», солдат тому, что «в двадцати сражениях … был, а не убит», дворовый человек счастлив тем, что имеет «болезнь почетную», каменщик же гордится своей необыкновенной силой. Но никто из рассказчиков по-настоящему не убеждает в том, что он счастлив, наших странников. Их радость скорее основывается на материальных ценностях, удивительной случайности или же попросту на отсутствии несчастия. Недаром глава «счастливые» заканчивается следующими строками:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой.

На ярмарке главным героям рассказывают историю про Ермила Гирина. «Имел он все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет». Почет тот был добыт умом, честным трудом и добротой, Ермил пользовался огромным уважением у народа. Казалось бы, мужики нашли счастливого, но даже этого персонажа нельзя считать таковым, ведь он угодил в острог за то, что поддержал крестьянское восстание.

Особое внимание в своей поэме Некрасов уделяет именно женскому образу, нелегкой судьбе Матрены Тимофеевны. Но назвать ее счастливой можно разве только до замужества («Мне счастье в девках выпало: у нас была хорошая, непьющая семья»). На долю Матрены пришлось немало тяжких испытаний, которые она с завидной стойкостью вынесла, мужественно выстояла: и вместо сына легла под розги, и мужа спасла от рекрутчины, и голод пережила. Нельзя не восхититься образом русской женщины, которая является двойной рабой: рабой своего мужа и крестьянства, но сохранившая свою честь и достоинство. Народ считает ее счастливой, но сама Матрена Тимофеевна с этим не согласна: «Не дело между бабами счастливую искать».

Думаю, не случайно Некрасов в конце поэмы вводит образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. И хоть судьба готовила герою «чахотку и Сибирь», он с самого детства решил всю свою жизнь посвятить тому, чтобы «каждому крестьянину жилось волготно-весело на всей святой Руси». По моему мнению, именно в образе Гриши Добросклонова Некрасов отобразил главную мысль произведения: истинное счастье – сделать счастливыми всех людей вокруг, а достичь этого можно будет лишь тогда, когда мысли о революционном преобразовании войдут в народное сознание.



Вверх