Звери которые будут в цирке. Цирк — концлагерь для животных: заслуженный ветврач России Сибгатулин Е.Г. о цирке с животными. Дети и цирки с животными

Любите ли вы животных? Если да, то, наверное, вам нравится посещать цирки и зоопарки, ведь это одна из немногих возможностей увидеть воочию самых разных представителей животного мира. Номера с участием зверей всегда вызывают восторг публики, создавая у зрителя впечатление, что животное с радостью и по доброй воле выполняет все трюки. И никто не задумывается о том, какими страшными методами «работают» дрессировщики, чтобы несчастные животные в цирке выполняли эти трюки. Да, именно заставить, а не научить (как многие привыкли думать).

Животные в цирке — жестоко и мучительно!

Кроме того, в обществе считается, что привить ребенку любовь к животным можно, лишь показав ему зверей в клетках, либо на арене, беспрекословно повинующихся человеку с хлыстом в руке. Таким образом, в сознание ребенка закладывается постулат, что животные в цирке и зоопарке, в живой природе на воле — созданы на потеху людям.

Довольные зрители, улыбки и смех, счастливые дети — по одну сторону кулис и тесные клетки, тяжелая, давящая атмосфера пожизненного концлагеря и крики животных по другую.

Вот медведица, стоя на передних лапах вниз головой, взмывает вверх на тонюсенькой перекладине. Зал взрывается аплодисментами, публика визжит от восторга. И никому невдомек, каким пыткам подвергалось бедное животное ради этого. Несчастную медведицу подвешивали за ноги на цепь, поднимали вверх и били. Вот такое «обучение».

Другой медведице на репетиции дрессировщик порвал матку. Вдумайтесь, что это за «обучение», если оно приводит к таким последствиям.

Молодой обезьянке специально сломали пальцы, чтобы она была покладистее.

Слонов заковывают в цепи так, что они не могут сдвинуться с места, поэтому их ноги изъедены .

Перечень подобных издевательств над над животными в цирке — четвероногими «артистами» можно продолжать бесконечно.

Багор, стек, палка, дубина — вот лишь некоторые из инструментов, без которых не обходится дрессура.

В интервью прессе дрессировщики любят говорить о любви к животным, к своей профессии. И у людей не возникает вопроса: а здоров ли психически человек, который изо дня в день при помощи пыток подавляет волю другого существа, и почему заслуженные садисты России пользуются уважением в обществе.

Это и понятно, ведь то, что в действительности происходит за кулисами цирка, не предается огласке, и свои выводы зритель делает, лишь исходя из тех веселых картинок, что видит на арене.

Бывает, отчаявшиеся животные в цирке пытаются сбежать от своих мучителей, за что караются еще более жестоко, а порой и расплачиваются жизнью.

А знаете, как животные попадают в цирк? Многие думают, что они там рождаются, но это не так. Животное, рожденное в неволе, имеет очень слабое здоровье, рахит, оно не в силах выдержать больших физических нагрузок (ломаются кости) и быстро погибает или умерщвляется.

Для цирковой каторги отлавливают молодых животных в дикой природе. Отлавливают, безжалостно расправляясь с матерями, вставшими на защиту детенышей. Дикие звери строптивы и непокорны, ведь они родились и выросли на свободе. Их помещают на несколько месяцев в «резервации», где с изощренной жестокостью подавляют их волю, чтобы затем уже сломленное психически животное переправить в цирк.

При перевозке огромное количество зверей погибает, не выдерживая тягот такой жизни. Ну а попавших в цирк животных ждут не менее ужасные условия: тесные клетки, в которых невозможно выпрямиться во весь рост, а можно лишь вокруг своей оси повернуться, пытки и пожизненное заключение. В темноте, без свежего воздуха и без малейшей надежды когда-нибудь оказаться на свободе. И, разумеется, без еды…

А вы как думали? Ведь сытые животные в цирке подчиняться не будут, тем более терпеть жестокое обращение и пытки. Страх и голод — вот главная мотивация цирковых животных выполнять все, что от них требует палач-дрессировщик. Совершая бессмысленные для них действия в надежде, что хотя бы после этого их покормят.

Справедливости ради следует заметить, что не все дрессировщики бьют своих животных. Но и это мало облегчает их страдания, если учесть, в каких условиях содержатся животные в цирке…

Весь этот ужас будет длиться до тех пор, пока люди ходят на зрелища, поощряя тем самым жестокость по отношению к животным.

Уже во многих странах Европы запрещены законом дрессура и использование животных в зрелищных мероприятиях. России, к сожалению, животные в цирки вообще никого не волнуют, до осознания необходимости этого еще очень далеко…

Задумывались ли вы о том, как выглядит цирковая жизнь животных изнутри? Можно представлять себе, что животные делают все эти забавные и невероятные трюки, потому что талантливы и умны, у них это в крови или господа в цветастых нарядах научили их этим акробатических упражнениям методом похвал и лакомств. К сожалению, это неправда, а мы, родители, друзья, показывая это ребенку, создаем в них фальшивую картину о том, как обращаются с животными.

Дети любят животных, и это не новость. Обожают на них смотреть, гладить и веселиться с ними. Братья наши меньшие приносят много радости и приятных воспоминаний. Они учат детей эмпатии и заботе. Но во время циркового представления ребенок учится совсем другому отношению к животному, думая, что это правильно.

Откуда берут животных для цирка? Каждый зверь, который содержится в цветной палатке, когда-то был грубо пойман и забран из своей естественной среды обитания. Очевидно, что в большинстве случаев все происходит нелегально. И не каждый пленник доживает до конца длинного и изнурительного путешествия в новый «дом».

Дикие коты или слоны просто впадают в депрессию, так как все это наносит непоправимый вред не только физическому, но и психическому здоровью. Люди, которые покупают диких животных, часто оказываются обманутыми в своих ожиданиях. И что тогда делают с таким питомцем? Его просто убивают.

Те, которые пережили путешествие и отбор, попадают в цирк. Однако, прежде чем животное выйдет на арену, его ждут настоящие пытки. Никто не заботится о том, чтобы у зверей была возможность побегать, поесть свежей травы или даже просто разогнуть лапы – иногда клетки ужасно малы и не приспособлены для жизни в них. Работникам цирка часто важно только потратить как можно меньше ресурсов на содержание и питание.

Чтобы дикое животное перепрыгнуло через горящий обруч, сплясало или выполнило несколько прыжков, его не поощряют, так как это весьма затратное дело и не так эффективно, как металлических хлыст, легкий электрошок, крик, удары или отсутствие еды. Тогда цирковым животным приходится выполнять трюки просто, чтобы попытаться сохранить себе жизнь.
Медведей, которые должны плясать ради увеселения публики, ставят на раскаленную плиту. Мишка, чтобы не обжечь лапы поднимает их по очереди, и «тренер» проделывает это под музыкальное сопровождение. Можно себе представить, что чувствуют другие цирковые животные, которые должны научиться ездить на велосипеде или ходить по канату. Это чистой воды жестокость!

Наша страна, к большому сожалению, состоит в списке тех, кто молча позволяет подобное отношение к нашим четвероногим друзьям. Почти все время рекламируются цирковые выступления, и никто не задумывается над тем, что животные, которые выполняют фокусы, делают это от страха перед очередным ударом. Что можно сделать? Обходите цирк другой дорогой. Объясните своему ребенку, почему не стоит туда ходить. Животные нуждаются в помощи и сострадании, но отнюдь не бесчисленных изнурительных выступлениях и дрессировке. Поддержать движение против животных в цирках можно даже не выходя из дома – найти в интернете одну из множества петиций и подписать её.

Рассказ сотрудницы "Виты"


Я всегда любила животных. Наверно, они были одним из основных интересов в жизни. Мне было хорошо с животными, и я испытывала по отношению к ним положительные эмоции. Я помню, что первые самостоятельно прочитанные книги были о них, в том числе и книга Дуровой, в которой она описывала, как живет и дружит вместе со своими подопечными - лисичкой, шимпанзе (если не ошибаюсь).

Хотя я и знала о страхе и неприязни некоторых людей к животным, но на основе собственного восприятия их как друзей, а также из прочитанных книг, у меня больше складывались идиллические представления о дружбе дрессировщиков со своими животными.
Где я еще могла увидеть в городе других зверей, кроме кошек и собак? Конечно, в цирке. Поэтому, да, я из тех детей, кто любил цирк за возможность просто увидеть животных. Потом все эти детские представления, конечно, подзабылись...

А потом, в студенческие годы, я попала за кулисы саратовского цирка. Один из самых врезавшихся в память моментов там - медведица, сошедшая с ума, подпрыгивающая с размеренностью маятника, отталкивающаяся ногами от дна клетки и бъющаяся головой о ее низкий потолок. Как шарик пинг-понга. Только размеренное бум-бум-бум часами…

Клетки в медвежатнике (он же слоновник) там были примерно 1,5 х 1,5 х 1,5 м. Такие, что медведи не могут даже выпрямиться в полный рост, имея возможность только поворачиваться вокруг своей оси.

Там же видела слониху, прикованную к настилу пола полуметровой цепью, позволяющей ей делать только шаги вперед и назад. Ни солнца, ни неба, только голые серые стены вокруг. И так всю жизнь.

Однажды мы пришли с однокурсницей, но на вахте нас попросили подождать немного, мол, там сейчас расстреливают медведя, за то, что он напал на дрессировщика... Я все-таки прошла потом в медвежатник... Там помощник по уходу за животными с радостью в голосе за нежданную халяву предложил поучаствовать в приготовлении шашлыка из только что застреленного медведя.... За которым он до этого ухаживал... Чувства и мысли: дрессировщики - преступники, люди - вас обманывают!

Сочетание несочетаемого: относительно мирное существование вокруг цирка, улыбки в нем и, вместе с тем, отчаяние и мрак, что царят в помещениях для животных. Часто пьяные служащие по уходу. Редко заходящие к ним "друзья-товарищи-родители" - дрессировщики. Тоска, сумасшествие, бесцельное топтание животных на двух метрах пространства клетки... Шок.

Там же я услышала историю о страусе, погибшем при перевозке. Ему, любопытному от природы, отрезало голову дверцей вольера, шатающейся при движении поезда, настолько халатным было отношение к условиям его содержания.

Через несколько лет, уже став по этическим соображениям веганом, я участвовала в проведении семинара по биоэтике. Взяла тему развлечений с животными, так как она больше подходила мне и я могла лучше ее донести до окружающих, поделившись личным опытом. Тогда, начав подбирать информацию, я задумалась о поиске доказательств. Ведь мало сказать "я видел".

Когда "ВИТА" планировала создание фильма о цирках, желание иметь доказательства стало еще более насущным. В сети же мне попадалось очень мало видео, фото на эту тему, да и те сделаны в других странах,где еще остались цирки с животными. По России же такого совсем не было. Мысли: "была бы у меня тогда, в Саратове, камера, и что сделать теперь, чтобы попасть за кулисы и заснять действительность".

Мне повезло, я устроилась уборщицей. Первый рабочий день пришелся на день нашей акции против цирков - сразу после акции бегом в цирк...

Странно было жить двойной жизнью. Солнце, небо, люди на улицах и другой работе с поверхностными проблемами, суетой или скукой, а с другой стороны - обман, клетки, крики животных, замкнутое пространство, из которого нет выхода. Думаю, что для "той" стороны, цирковой, эта жизнь, наоборот, была нормальной и естественной.

Во время первой программы невыносимо тяжелая атмосфера концлагеря (тяжело это передать словами). Давящая. Жизнь в концлагере в 21 веке. С радостью и улыбками вокруг него.
Тяжело давался обмен приветствиями с дрессировщиками, когда вчера, приехав из цирка, просматривала запись с криками обезьянки Джонни.

Кроме ожидаемого мрака клеток, в первые же дни работы - крики обезьян за стеной во время дрессировки, которую лучше меня опишет снятое видео. Молодые обезьяны, новички, только начинали проходить первые этапы дрессировки. От приручения до трюков.

Безразличие дрессировщиков и помощников к боли животных, видно, что это уже привычная рутина. Перед началом очередной дрессировки Джонни - осмотр следов после вчерашних побоев, прощупали все ли цело, и… по новой - насилие, побои, крики Джонни от боли, мат дрессировщика...

В то же время были и рассказы обслуживающего персонала о жизни цирковых животных. В первый же день несколько человек решили меня удивить: " Мы тебе расскажем о животных тут. Тяжело им. Не зря за границей "зеленые" выступают против, и там с животными запрещают в цирках выступать". В завязавшемся общем разговоре на эту тему рассказали и о том, как пытаются убегать отчаявшиеся животные... Однажды убежала медведица, побежала от преследователей наверх, пытаясь от них скрыться, хотела выпрыгнуть в окно на второй этаже... И таких случаев побегов медведей мне рассказали несколько. Одна рассказала, что приехал тот же дрессировщик с обезьянами, что и в прошлом году, и она видела, как одна обезьяна от него убежала, и он ее бил, визжащую...

И в этом году, после побегов обезьяны Джонни(как можно видеть на видеозаписи), жестоко доставалось и ему, и упустившему его. Звери, особенно на первых этапах дрессировки, стараются сбежать, скрыться или укусить своих "друзей"-дрессировщиков. За что часто бывают наказаны побоями. Так били Кузю и Джонни, обезьян-новичков.

Рассказали, как дрессировщик "обучал" медведицу: подвешивал за задние ноги на цепь, поднимал и бил. (Тот же самый метод, что с Джонни, только обезьяну вместо цепи достаточно было удерживать за хвост.) Так научил стоять ее вниз головой на передних лапах на поднимающейся высоко вверх тоненькой перекладине. Именно этот трюк вызывал бурю восторгов и аплодисментов зала.

Но, как я могла увидеть, несмотря на многочисленные случаи жестокости, люди, обслуживающие цирк, в основном, не смотрят глубоко, мало анализируют, не видят всю причинно-следственную цепь страданий животных, не делают выводы. В одном случае "жаль", а в другом умиляются.

После первого представления уборщицы умиляются животным: "Лизонька - как она танцует, не отводит глаз от дрессировщицы", "как она смотрит... умница... ловит рыбку". Им не понятно, что Лиза голодна, и следит за дрессировщицей именно потому, что та для нее как спаситель, бог, дарящий эту вожделенную рыбу (в отличие от естественных условий, дохлую), в случае "если будешь слушаться".

Козы им не нравятся, потому что слишком естественно себя ведут - бродят, плохо слушаются. Они постоянно умиляются животным. Ценят номер, если он насыщен ими, рассказывают, как понравилось их знакомым. Одна сказала "я люблю животных, я люблю цирк". В их ощущениях это - синонимы. Мы говорим, что люди любят цирки с животными, потому что не знают правды. Но они находятся так близко, что могли бы ее знать при желании.

Шоу с животными построено на эксплуатации чувства зрителей - любви к животным. Мы любим любоваться животными. И для выуживания денег нам подают такую возможность. Для того, чтобы нас не мучала совесть, создаётся иллюзия приятной атмосферы, товарищества, взаимопонимания, дружбы, "разумного", добровольного артистизма: различными вдолбленными трюками нам внушается, что животные - артисты, им нравится выступать, и они сознательно выполняют номера. Так, специально вкрапляются трюки, создающие иллюзию свободной воли животного - вот дрессировщик просит выполнить одно действие, а животное, якобы, хулиганит или боится, и делает что свое, но потрясающе смешное для зрителя. Но это, якобы своевольное действие тщательно вбито многодневной дрессировкой.
По сравнению с увиденными мною номерами людей-артистов, номера с животными даже атавизмом не назовешь, настолько они жалки и убоги.

Несмотря на то, что я видела и дрессировщиков, не бьющих на репетициях животных, даже они никогда не могут избежать жестокости в виде заключения своих "любимых детей" в тесные клетки, в которых они находятся сутки напролёт. Невозможно в условиях цирка обеспечить животных нужными для них условиями. Даже якобы гуманные дрессировщики никуда не денутся от пробуждающихся инстинктов животных. Становясь половозрелыми, их подопечные все больше выходят из-под контроля, становятся менее управляемыми (из-за чего в цирках предпочитают молодых животных). Также будут страдать от нереализованной природной необходимости в движении, в получении информации, и будет нарушаться психика, развиваться стереотипное поведение, каким бы гуманным дрессировщик не был.

Цирк не в состоянии обеспечить хоть сколько-нибудь широкие вольеры для всех животных сразу, учитывая, что в одной программе часто участвуют по несколько десятков животных одновременно. Животные ютятся в маленьких клетушках (за редким исключением - бассейн для морской львицы Лизы ± 7 х 3м; вольер для львов Гончарова). Иногда в тесной комнатке между гримерок (мелкие животные), иногда в помещениях внизу без всякого доступа к солнечному свету. Мрачные стены, среди которых наставлены клетки или поставлены загородки. Клетка для медведей примерно 1,5 х 1,5 х 1,5 м (животное не может даже полностью выпрямиться). Клетка, разумеется, без всяких приспособлений для развлечения животных. Для кошек - 1 х 2 х 1 метра примерно на десяток кошек, в клетке нет ничего кроме полки и лотков. Обезьянам - 0.8 х 2 х 1,5 метра - тоже - пустые клетки, без оборудования.

Как объяснил мне знакомый цирковой ветеринар, клетки у медведей специально всегда делаются такими маленькими, для того, чтобы медведя было легче, безопаснее "брать" при выходе на манеж. Так как они считаются самыми опасными животными, на которых нужно умудриться еще одеть намордник...

В этих клетках животные проводят все оставшееся от репетиций, дрессировки и представлений время - примерно по 23 часа в сутки. Смотря сколько представлений в день. Учитывая, что номер с животным может занимать до 15 мин и, примерно, за 30 минут до начала их выводят, либо приковывая на короткие цепи (обезьян, медведей), либо вывозя их в еще меньших клетках, чем постоянные. Можно представить, что творится с ними в дни каникул с тремя представлениями в день. И это их единственное развлечение - повторяющийся, выполняемый на протяжении всей жизни один номер, одно и то же действие. Которое для животного не имеет смысла, кроме того, что после его совершения их, наконец, покормят. Конечно, зрители могут сделать вывод, что некоторые животные с охотой выходят на манеж. Ведь мы не задумываемся, что же они имеют кроме этого максимума 15 минут на 13 метрах манежа...

И посторонний зритель не поймет насколько голодно животное. Всегда один из методов дрессуры - голод, а вовсе не "пряник". Сытое животное работать просто не будет, у него будет недостаточно стимулов, придется еще больше применять болевые методы. Но голод трудно доказать, наблюдая со стороны. Если только не что-то неординарное. Морская львица Лиза, оставленная на попечение сына хозяйки-дрессировщицы, похудела так, что выпирали кости, а это не является нормальным для таких морских животных. Она крайне неохотно подчинялась дрессировщику и выполняла на арене трюки, требуемые от нее. За что, я думаю, ей урезали паек, чтобы хоть как то держать ее в подчинении, мотивировать ее голодом. Ведь на представлении перед зрителями невозможно применять силу, чтобы не разрушить иллюзию свободной воли "актера". Но, даже несмотря на голод, львица пару раз кусала дрессировщика.

Голод и страх - единственная мотивация подчиняться, выполняя раз за разом, на протяжении всей жизни, одно и то же заученное наизусть действие.

То, что было в саратовском цирке, я увидела и здесь. Кто-то может сказать, что эти случаи, что я видела, исключения из правил, что это данный цирк плохой или руководитель. Но я проработала и при смене руководства и могла видеть, что ситуация никак не изменилась. Кроме того, дрессировщики постоянно гастролируют из одного цирка в другой. Сегодня они выступают здесь, а через месяц едут дальше и выступают в считающихся самыми престижными цирках по всей России. Идет постоянная смена трупп, поэтому нельзя сказать, что жестокость присуща какому то одному из цирков.

Никакой гуманный дрессировщик не сможет существенно облегчить тяжесть и риск перевозки, которая может длиться не один день, что противоестественно для животного. Были рассказы от приехавшей труппы и о гибели животных при транспортировке. Так погибли недавно бегемоты в трейлере. Погиб целый фургон цирковых собак при аварии. И этой информации не попадалась в прессе. Я думаю, таких случаев немало, просто их стараются, по возможности, не выпускать "за пределы" цирковой среды.

Думаю, "выросшие в опилках" дети дрессировщиков с рождения привыкают к такой жизни, считают нормой заточение животных в клетки ради своего заработка. С детства начинают работать на манеже, поэтому чаще следуют по стопам родителей. Говоря о любви к животным, подменили понятие слова "любовь" другим, которое можно определить только выражением "поиметь"... Ни один, находящийся в здравом уме любящий человек, друг или родитель - а ведь дрессировщики так часто называют своих зверей детьми - не станет заключать своего любимого ребенка в клетку на всю его жизнь. Отношение к цирковому животному - как к машине, за которой нужен уход, пока она выполняет требуемые от нее действия и приносит пользу - прибыль.

Но, несмотря на весь трагизм закулисья, и в российский цирк проникают мысли о жесткости номеров с животными. Так, в общей куче восторженных отзывов зрителей, развешанных за кулисами, мне встречались и листочки с надписями "как же жаль животных..."

Я думаю, информация, хоть и медленно, но доходит и будет доходить до российского общества. Я уверена в сострадании большинства людей. Показывая изнанку цирка, мы даем людям возможность задуматься, попробовать поставить себя на место животных, которые также могут испытывать боль, грустить, имея те же основные потребности, что и люди...

П озвольте привлечь ваше внимание ещё к одной сфере, в которую активно включены животные, поговорить о тех животных, которые выступают в цирке.

Демонстрация дрессированных животных издавна привлекала внимание публики, а начиная с XIX века, она стала неотъемлемой частью циркового представления, неизменно вызывая бурную реакцию зрителей. И действительно, как забавны танцующие медведи, как уморительны пародирующие людей обезьяны… Каких животных только не увидишь в цирке. Нужно отметить, что немалая часть всемирной славы советского цирка принадлежит именно дрессировщикам. Участие в цирковой программе Валентина Филатова, Ирины Бугримовой, Маргариты Назаровой, Мстислава Запашного обеспечивали непременные аншлаги. Как тогда, так и сегодня родители приводят в цирк детей для того, чтобы познакомить их с миром животных, в том числе и диких, научить гуманности и бережному отношению к природе. Но возможно ли это?

Основа дрессуры - насилие

Работая на протяжении 30 лет ветеринарным врачом в цирке, я ежедневно сталкивался с суровым бытом циркового закулисья. Этот опыт сделал меня сторонником идеи запрета жанра дрессуры. Достаточно сказать, что до 70 % моей лечебной практики – это лечение травм, нанесённых животным дрессировщиками.

В основе дрессуры лежит насилие: чтобы укротить дикое животное, человек должен подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, а это возможно только путём подавления воли животного.

Считается, что существует несколько принципов дрессировки:

  • болевой, рассчитанный на запугивание зверя;
  • поощрительный, возбуждающий вкусовую реакцию у животного;
  • комплексная (смешанная) дрессура, сочетающая вкусовое поощрение и страх наказания.

Все дрессировщики говорят о том, что жестокое обращение с животными, подавление болью их воли вызывает лишь ответную агрессию со стороны зверя. Но можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами – жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Таким образом, ответ на вопрос, можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством, очевиден – конечно, нет! Это только один из примеров так называемого метода гуманной дрессуры, который считался серьёзным достижением советского цирка. Должен заметить, что в советское время к животным относились более безжалостно, чем в настоящее. Никакой организации по защите животных не было. Зверей дрессировщику покупало государство, что позволяло артисту не церемониться с трудно поддающимся дрессировке зверем. Таких попросту усыпляли, хотя это были молодые физически здоровые особи. Сегодня большинство профессиональных дрессировщиков бережнее относятся к своим питомцам, т.к. восполнять группу им приходится за свои деньги. Так что российская живность от перестройки частично выиграла.

Помимо физического воздействия в цирке популярен и другой метод – голод. Как правило, крупных хищников кормят один раз в день, после представления. Если же кто-то из них отработал нечётко, он лишается своей порции до следующего раза (то есть животное голодает в течение 48 часов). Понятно, что вся эта «кухня» остаётся неизвестной для зрителей, восторженно принимающих номера с животными. Таким образом, они оказываются дезинформированными о реальных взаимоотношениях человека и зверя. На самом деле, цирковые животные – это не «звёзды манежа», как стараются внушить нам дрессировщики, а несчастные создания с изуродованной психикой и покалеченным телом. В этом зрелище нет ничего познавательного для детей: животные появляются здесь в неестественной для них обстановке, их поведение искажённое, инстинкты подавлены, в них нет ничего от гордых и независимых существ, какими их можно наблюдать на воле. Правильно ли воспитывать у ребёнка любовь к животным посредством такого обманного зрелища?

Плохие условия содержания животных в цирках

Жестокие методы дрессировки – лишь один аспект антигуманности жанра дрессуры. Не меньшие страдания животным причиняют плохие условия их содержания в цирках.

Цирк отнимает у животных всяческое достоинство и естественную красоту, превращает их в тюремных заключённых. Только в отличие от мира людей, где за решёткой должны сидеть преступники, четвероногие оказываются в заточении без какой-либо вины. Для многих директоров цирков забота об условиях содержания четвероногих артистов на последнем месте. Помещения, где они находятся, конюшни ремонтируются в последнюю очередь и, как правило, не в той мере, какая требуется для их комфортного существования. Каучуковое покрытие манежей цирков зачастую оказывается травмоопасным для лошадей.

Животные страдают оттого, что оказываются запертыми в теснейшие клетки, не всегда хорошо убираемые. У них отняты практически все возможности двигаться. Клетки далеко не всегда оборудованы должным образом. Животным не хватает практически всего, в чём они нуждаются в естественных условиях (например, для обезьян, которые живут на деревьях, - это возможность лазить, для белых медведей и бегемотов - это возможность принимать ванны). Слонов держат на коротких цепях, деревья для чесания, грязевые и водные бассейны, необходимые для ухода за кожей, почти всегда отсутствуют. Эти подвижные животные могут сделать максимально один шаг вперёд и один шаг назад. При этом животные монотонно качают головой вверх-вниз или трясут хоботом. Такое содержание в конце концов приводит к психическому расстройству, так называемому "ткачеству". В большинстве случаев слоны не могут даже лечь, поскольку для нескольких "прикованных" рядом животных недостаточно места. Кроме того, в цирках практически никогда не обращают внимание на социальную структуру животных: те звери, которые в природе живут в одиночку, часто вынуждены делить клетку с сородичами, а иные наоборот, содержатся по одному, хотя для их хорошего самочувствия необходима совместная жизнь с другими особями.

Особенно тяжёлые условия содержания – в передвижных зооцирках с их постоянными переездами и неустроенным бытом. В шапито полностью отсутствует ветеринарный контроль за животными. Трагический случай произошёл в городе Муроме, где директор зооцирка "Фауна" российской государственной компании "Росгосцирк", гастролировавший по территории Владимирской области, сбежал с крупной суммой денег, бросив на произвол судьбы животных и трех человек из обслуживающего персонала. На центральной площади города Мурома возле шапито остались в клетках бурый и белый медведи, рысь, лошади, пони, верблюд, волк, тигр и несколько обезьян. Животные оставались на 20-градусном морозе без пищи более недели. Помочь животным пытались жители Мурома, которые приносили в цирк овощи и другие продукты. Однако их усилий оказалось недостаточно. После того как муромцы стали жаловаться в разные инстанции, к цирку приехал главный ветеринарный врач Муромского округа. По его мнению, причиной смерти животных, действительно, стало истощение. Главный санитарный врач обратился к главе округа, после этого в цирк привезли сено, морковь, капусту, а для хищников - отходы с мясокомбината. Сотрудники правозащитных организаций отмечают, что подобные ситуации встречаются довольно часто. То же самое случилось в Тульской области, где погибла большая часть оставленных на морозе цирковых зверей. Часть животных - свиней и пони - хозяева цирка попросту съели, а остальных оставили умирать на центральной улице города. Передвижной зооцирк - это самая жестокая форма эксплуатации животных, потому что помимо холода, голода и прочих лишений они терпят еще и тяготы перевозки.

Нападение на людей – естественная реакция животных

Время от времени из средств массовой информации мы узнаём о том, что в том или ином цирке хищник напал на человека. Нередко подобные случаи заканчиваются смертельным исходом, как для человека, так и для животного. Но задумываемся ли мы о доле вины зверей в произошедшем? Измученное, забитое животное не в состоянии адекватно оценивать ситуацию, поэтому оно в любой момент готово к самозащите. Причём, такое поведение свойственно не только хищникам. Тесные загоны, плохое содержание, жестокое обращение являются причиной внезапных приступов агрессивности и у других животных. Так, с 1990 года более 50 человек были убиты слонами, содержащимися в неволе. Известный дрессировщик хищников Михаил Багдасаров в одном из интервью высказался достаточно однозначно: «…в 99% случаев нападения цирковых животных на человека виноват именно человек».

Бесправие цирковых животных

В нашей стране животные находятся в абсолютно бесправном положении. Существующее российское законодательство не предусматривает уголовной ответственности за вред, причинённый живому существу, принадлежащему человеку. Недавний случай в шапито «Мечта» подтверждает это. Прокуратура Якутска отказалась возбуждать уголовное дело по статье «жестокое обращение с животными» в отношении директора шапито, при переезде которого на гастроли из Хабаровска в Якутск погибли восемь дрессированных тигров и львица, посчитав, что в смерти животных не было непосредственной вины директора. Изначально предполагалось, что хищники погибли из-за переохлаждения или отравления угарным газом, однако позже выяснилось, что причиной их смерти стала чрезмерно высокая температура в трейлере. В то же время, Россельхознадзор завел на директора дело об административном правонарушении, обвинив его в несоблюдении правил транспортировки животных. Однако, по мнению источника в Якутской природоохранной прокуратуре, серьезного наказания директор цирка не понесет. Только в случае, если следствие докажет, что животные были рождены в естественной среде, а не были выведены в неволе и попали в цирк из питомника, он мог бы быть оштрафован.

Цирк с животными – пережиток жестоких зрелищ древнего мира

Цирки с животными – пережиток прошлого, уходящий корнями в Древний Рим, «славный» гладиаторскими боями, массовыми затравливаниями животных и людей на аренах на потеху кровожадной толпе. Удивительно, но ещё и сегодня можно заметить, что если дрессировщик работает в спокойной манере, то зрители воспринимают номер неактивно, порой равнодушно. Но стоит только артисту спровоцировать агрессивность хищника, заставить животное проявить характер, - зал взрывается аплодисментами. И в этом случае дрессировщик потакает кровожадным вкусам этой самой публики, что, опять-таки, не способствует её моральному воспитанию. Не странно ли то, что в новое тысячелетие мы въехали с караваном цирков-шапито и зооцирков, жестоко эксплуатирующих диких животных для представлений? Ведь со времён, когда развивались и процветали кровожадные виды увеселений, моральные ценности изменились. Неужели наше мировосприятие и уровень мышления остались такими же жестокими в отношении братьев наших меньших? Ребенок, приходя в цирк на представление с дикими животными, не способен к анализу происходящего. Поэтому в его восприятии животного мира образуется изъян, который в дальнейшем может способствовать душевной деформации уже взрослого человека.

Отказ от использования животных в цирке – естественный шаг для гуманного общества

В настоящее время все больше людей в мировом масштабе осознают жестокость, стоящую за дрессировкой. В цивилизованных странах цирки, в которых есть номера с животными, стремительно теряют популярность. Использование животных в цирках ограничено или полностью запрещено во многих странах, в том числе в Швеции, Индии, Финляндии, Швейцарии и Дании, Франции и др. К примеру, были закрыты два цирка, базирующиеся в Великобритании, которые гастролировали по всей Европе с представлениями с участием животных. Также за последние 12 лет в этой стране была закрыта половина цирков-шапито, которые провели хоть один гастрольный тур по стране. Эти меры удалось осуществить благодаря тому, что по результатам проведенного широкомасштабного социологического опроса 65 % опрошенных выступили за полный запрет использования животных в цирке, а 80 % выступили против использования диких животных в цирковых представлениях. В мире появились и успешно существуют цирки, в которых полностью отсутствует дрессура.

К большому сожалению, в нашем государстве закона, запрещающего использование в цирках животных, нет. В российском обществе не представляется возможным быстрое искоренение этого зла, так как традиционно русский цирк немыслим в нашем сознании без разнообразных зверей. Номера с дрессированными животными до сих пор являются чуть ли не самыми любимыми и популярными. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что тяга к такому зрелищу у большинства зрителей обусловлена и любовью к животным и незнанием жестокого метода получения результата. Если попросить россиян назвать имена цирковых артистов, то в основном это будут имена клоунов и дрессировщиков. Велика вероятность, что в цирк без животных публика просто не пойдёт. Очевидно, что в одночасье, приказом или законом, проблему запрета демонстрации животных в цирке решить невозможно. Для проведения такого закона необходимо подготовить общество. Для этого нужна открытая и правдивая информация о методах дрессуры, об условиях содержания животных, обо всех трагических случаях, происходящих в системе цирков страны. Параллельно с этим необходимо проводить широкое обсуждение морального права человека на насилие над животным. Эта работа для масс-медиа. Руководству отечественного цирка предлагаю провести ряд мер, направленных на улучшение жизни животных, если можно так назвать, «программу-минимум»:

  1. Установить контроль над дрессировщиками, подготовкой номеров в целом, создав контролирующие группы в составе специалистов и наделив их правом свободного доступа на репетиции и в места содержания животных. Причём осуществлять надзор должны компетентные в данной области лица (главным образом, ветеринарные врачи).
  2. Прекратить закрытость цирковой жизни, честно информировать общественность о методах и средствах дрессуры, широко обсуждая моральное право человека на насилие над живым существом в цирке.
  3. Ввести жёсткий контроль за питанием животных, их лечением, допуская к этой работе только высококвалифицированных профессионалов.
  4. Обязать директоров цирков создавать для животных условия содержания, близкие к идеальным. Необходимо, чтобы эта задача занимала одно из первых мест в списке мероприятий по реорганизации отечественных цирков (вплоть до наказания нерадивых директоров за халатное отношение к делу). При этом необходимо полностью запретить деятельность передвижных зооцирков.

В заключение хочу подчеркнуть, что сама идея дрессуры – антигуманна. Наблюдая за цирковыми представлениями с участием диких животных, мы становимся свидетелями их безмолвного страдания. И если мы спокойно можем это созерцать – значит, мы уже соучастники, поскольку ничего не предпринимаем для прекращения издевательства над животными. Такое соучастие вредит моральному здоровью нации. Наша задача решения проблемы дрессуры в цирке заключается в том, чтобы поставить сознательную часть общества перед выбором нужно ли нам зрелище, полученное ценой жестокого обращения с животными. Если не будет спроса на жестокость – не будет и предложения. От этого выиграют и животные, и люди. Чем больше в нашей жизни будет доброты, тем меньше в ней будет зла.

Заслуженный ветврач России Е.Г.Сибгатулин
Сентябрь 2010 г. Санкт-Петербург.

материал с сайта http://www.vita.org.ru/

Тигры прыгающие сквозь горящие обручи, медведи играющие на балалайке, слоны стоящие на голове и прочие чудеса, которые можно увидеть только на арене цирка.

Взрослые и дети восторженно хлопают, и восхищенно благодарят артистов цирка за супер-шоу. А что дальше? Свет тухнет, работники цирка идут домой, а животные возвращаются в клетки.

Может ли атмосфера радости сохраняться там, где есть невольники и угнетение? И стоит ли посещать цирки, где есть животные.

Давайте попробуем разобраться.

Условия животных не соответствуют естественной среде

Как живут животные уходя с арены? Оказываются запертыми в тесные клетки, которые не всегда хорошо убираются. В этих клетках животные проводят все оставшееся от репетиций, дрессировки и представлений время, а это около 90% своей жизни.

Цирк не в состоянии обеспечить широкие вольеры. Учитывая, что в одной программе часто участвуют по несколько десятков животных одновременно, некоторые живут с другими сородичами.

Да и клетку не так легко оборудовать должным образом, у животных нет практически ничего из того, в чем они нуждаются живя на воле.

Например, оборудовать для слона деревья для чесания, бассейны из воды и грязи, которые необходимы для ухода за кожей практически невозможно. Слонов держат на коротких цепях, эти подвижные животные могут сделать максимально один шаг вперёд и один шаг назад. При этом животные монотонно качают головой вверх-вниз или трясут хоботом.

Помещение, где находятся клетки, редко проветриваются и годами не ремонтируются. Из-за тесноты и невыносимых условий большинство животных страдают умственно.

"У них развиваются фобии, начинаются не присущее природе животных поведения: они могут топтаться на одном месте или кружиться вокруг себя, крутить головой вверх-вниз или из стороны в сторону, наносить самоувечья, и прочее", - рассказывает адвокат по правам животных Людмила Луцюк.

Конечно, зрители могут сделать вывод, что некоторые животные с охотой выходят на арену. А ведь манеж - это чуть ли не единственное место, где животные могут на время почувствовать себя свободнее.

Как происходит дрессировка

Национальный цирк Украины практикует безболевой принцип, благодаря которому животные обучаются кормлением и ласковым обращением с ними. Именно этот принцип отстаивают цирки. Но проверить это на практике достаточно сложно - в Украине даже нет комиссий, которые занимаются данными вопросами.

Дрессировка в цирке Ringling Bros, который славится легендарными номерами со слонами.

В дикой природе медведи не танцуют и не ездят на велосипеде. Слоны не стоят на голове, хищники не прыгают через горящее кольца. Любой цирковой номер противоестественен для животных.

Единственный способ заставить их подчиняться - это выработать в них страх перед наказанием, а также лишать пищи, чтобы ради заветного кусочка несчастное изголодавшееся животное было готово на все.

Запуганные и униженные хищники вынуждены стоять на задних лапах или танцевать ради куска мяса или из страха перед палкой дрессировщика. Если дрессировщик хоть раз проявит слабость и отступит, он потеряет право приказывать.

Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами - жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Таким образом, ответ на вопрос, можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством, очевиден - конечно, нет!

(Из доклада директора ветеринарного госпиталя, Заслуженного ветврача России Е.Г. Сибгатулина на Балтийском форуме ветеринарной медицины-2010).

Посмотрите, как проходит обучение цирковой обезьяны. Животное бьют, бросают о стену и постоянно причиняют физическую боль. Видео даже было изьято из общего доступа из-за жестоких сцен, только после подтвержедния о вашем согласии.

Животные становятся источником дохода

Номера с животными приносят основной доход цирку и вызывают больший ажиотаж у зрителя.

"Если нам сейчас остаться без демонстрации животных, то цирк обанкротится", - заявила и.о. генерального директора руководителя Национального цирка Украины, Людмила Шевченко во время круглого стола в Укринформе .

При этом, с позиции защиты и охраны о животных не говорится, а только о людях - дрессировщиках, которые получают зарплату за свой труд.

Выходит, что животные стали артистами и живут в постоянном страхе и тесноте только для того, чтобы 90% своей жизни побыть зрелищным экспонатом и источником дохода. Ведь после выступления на арене, оно вернется в клетку.

Животные сложно переносят гастроли цирка

Никакой гуманный дрессировщик не сможет существенно облегчить тяжесть и риск перевозки, которая может длиться не один день, что противоестественно для животного. При транспортировке животных временным жильем для них служат металлические контейнеры без доступа свежего воздуха.

Год назад во Львовском государственном цирке погиб 5-летний жираф Тото. Молодого жирафа и других экзотических животных привезли во Львов в рамках международной цирковой программы "Килиманджаро" в начале 2015 года.

Вместе с дрессировщиком Йонессом Прим Кода и его женой Бригиттой, 5-летний Тото попал во Львов после выступления в Санкт-Петербурге. Животное умерло от кардиомиодистрофии, и дорога тоже сказалась на здоровье жирафа. В морозы трупа с дикими животными провела на границе с Украиной почти четверо суток.

Дети и цирки с животными

Родители приводят в цирк детей, чтобы познакомить их с миром животных, в том числе диких и достаточно редких.

Но в действительности всё, что ребёнок видит от животного в цирке - это его форму, размеры и цвет. Слон стоящий на одной ноге, медведь катающийся на велосипеде, тигры перепрыгивающие с постамента на постамент и другие трюки, которые очень далеки от естественного поведения животного.

Очень спорный вопрос - научит ли это гуманности и бережному отношению к природе.

Да и в настоящее время существует огромное количество документальных фильмов и книг, которые куда подробнее и понятнее расскажут о жизни животных.

Животные могут попадать в цирк незаконно

По современным нормам, для цирковых представлений используются только те животные, которые изъяты из дикой природы минимум в третьем поколении. То есть они привыкли к человеческому окружению и не приспособлены к жизни в естественных условиях. Многие цирки, в частности, Национальный цирк Украины, следят за соблюдением данного правила в своих стенах.

Кроме того, все дикие животные в Украине должны быть чипированы и носить специальную клипсу - чтобы факт смерти животного нельзя было скрыть, подменив его другим. Все животные должны быть внесены во всеукраинский реестр, связанный с международной базой, - без этого звери гастролировать права не имеют.

Все ли животные в Украине имеют чип? Спорный вопрос. В цирках есть не только домашние животные, там используют краснокнижных животных, диких животных, исчезающие виды.

"Министерство Экологии видит этих животных? Защищает? Ни Законы, ни нормы, ни Красная Книга этих животных не охраняет и не защищает, так как нет учёта этих животных, нет учёта владельцев этих животных, нет профессионального ветеринарного персонала для обслуживания разных видов животных", - рассказывает Людмила Луцюк.

За документацией сложно следить. Такая ситуация была и с цирком Кобзов в Днепре. Где в марте 2016 года активисты зоозащитного общества "Верность" проверяли их животных и выяснили, что у них нет сертификатов происхождения.

Сам факт того, что животные завезены в обход законодательства, не так страшен, как его последствия. Ведь контрабандный ввоз означает, прежде всего, отсутствие необходимых прививок (а даже если они и есть - невозможность их проверить).

Цирк может быть без животных

В цивилизованных странах цирки, в которых есть номера с животными, стремительно теряют популярность.

Самый яркий пример - всемирно известный Cirque du Soleil в котором нет животных, только искусство, эстетика и шоу. Цирк для них - это искусство владения телом: эквилибристы, жонглёры, клоуны, акробаты, силачи, гимнасты, фокусники и д.т.

Использование животных в цирках ограничено или полностью запрещено во многих странах, в том числе в Швеции, Индии, Финляндии, Швейцарии и Дании.

В Англии общественность выступает против использования животных в цирках. В Британской Колумбии (провинция Канады) закон о запрете номеров с дрессированными животными появился после того, как на тигра во время представления упал горящий обруч.



Вверх