Жизненный и творческий путь берлиоза кратко. Гектор берлиоз краткая биография. Достижения Гектора Берлиоза

Революционность творчества Берлиоза. Его связи с французской национальной культурой

Берлиоз - один из самых смелых и передовых художников XIX века. Его ярко оригинальное творчество, открывающее в музыке новые, далеко ведущие пути, было порождением духовных сил народа, раскрепощенных Французской революцией 1789 года.

Сильное влияние на композитора оказало знакомство с демо­кратическим монументальным стилем массовой революционной музыки. Но этим далеко не ограничивается глубокая связь Берли­оза с революционным искусством Франции. Решающим для его формирования как художника была вся атмосфера протеста, ца­рившая в передовых кругах в годы реакции.

Великое пробуждение Франции в середине XIX века привело к расцвету научной и художественной мысли страны. Расширились идейные горизонты, художественное разнообразие и новаторство были неисчерпаемы. Многих современников Берлиоза, творивших по-разному и в различных областях искусства, объединяли вызов устаревшим традициям прошлого и бесстрашное утверждение непроторенных путей. Как ни далеки друг от друга крайние французские романтики и реалисты, как ни разнятся между собой эсте­тика и системы мировоззрения Бальзака и Гюго, Беранже и Тотье, Делакруа и Жерико, все же их творчество сложилось под об­щим воздействием революции в обстановке неугасающего оппози­ционного пафоса. В музыке Берлиоз - единственный достойный представитель искусства, рожденного духом революционного дер­зания. Но, с точки зрения национальной культуры в целом, он был лишь одним из многих в блестящей плеяде художников своего вре­мени.

Музыкальные образы Берлиоза, его характерный стиль неотде­лимы от идей и настроений передовых общественных кругов Фран­ции. Один из самых ярких романтиков, Берлиоз имел много обще­го с современными художниками других стран. Но в отличие от немецких и австрийских композиторов, в его искусстве, наряду с ин­тимной лирикой, фантастическими и жанровыми образами, настой­чиво пробивается гражданско-революционная тема. Она отразилась не только в произведениях, непосредственно близких массо­вым революционным жанрам. Даже в симфонию с субъективной романтической программой проникли гражданская патетика и мо­нументальность.

О Берлиозе сложилось ложное представление как о компози­торе, мало связанном с национальной культурой. Отчасти это было вызвано тем, что ведущей областью его творческой деятельно­сти была симфоническая музыка, которая в дореволюционной Франции не сумела приобрести значения, равноценного опере. Сы­грало роль и то, что в своем тяготении к большим философским обобщениям Берлиоз провозгласил себя наследником не только своих именитых соотечественников, но и Бетховена, Шекспира, Байрона, Гёте. Кроме того, он всю жизнь резко противопоставлял себя академическим и казенным кругам французских музыкантов. Но на самом деле творчество Берлиоза более полно и совершен­но, чем творчество любого из его современников-композиторов, от­разило типичные черты искусства своего народа.

Даже интернациональность Берлиоза была отражением особен­ностей парижской культуры XIX века. При жизни композитора Париж являлся общеевропейским художественным центром. Там жили Гейне и Берне, Россини и Мейербер, Лист и Вагнер, Шопен и Мицкевич, Глинка и Тургенев. Именно в городе с такими мощ­ными интернациональными связями мог сформироваться музы­кант, идеи которого совпадали с исканиями передовых людей со­временности.

Характерно для француза Берлиоза и устойчивое увлечение Вергилием и Глюком, вопреки собственным романтическим склонностям. Древняя литература, вплоть до нашего времени, остается обязательным предметом гуманитарного образования во Франции. Французский театр XVII-XVIII веков был неразрывно связан с классическими образцами античности. Берлиоз, осуществляя мечту всей жизни, создал оперу на мифологический сюжет из Вергилия в традициях французской лирической трагедии. И в этом нельзя ус­матривать ретроградные тенденции: такая оценка была бы умест­ной, если бы подобные сюжеты разрабатывались в оперном искус­стве Германии или России 1860-х годов. Здесь же проявились сим­патии композитора к национальным художественным традициям.

Берлиоз выражал свои художественные идеалы преимущест­венно в новых формах и жанрах, казалось бы, не имевших проч­ных традиций на его родине. И тем не менее истоки этого само­бытного новаторского искусства глубоко национальны.

Вне сомнения, Берлиоз является первым французским симфо­нистом мирового значения. Но его творчество было подготовлено инструментальной музыкой, развившейся в недрах французского искусства еще с середины XVIII века, - в симфонических эпизо­дах опер Рамо, Глюка, Лесюера, Спонтини, в симфониях Госсека, увертюрах Керубини, в инструментальной музыке композиторов Французской революции. Знаменательно, что до зрелого возраста Берлиоз не знал Баха, не понимал и не ценил Гайдна и даже с Бетховеном познакомился в годы, когда его собственная художе­ственная индивидуальность вполне определилась. Характерные особенности французской музыки легли в основу берлиозовского симфонического стиля. Так, например, его национальной чертой является театральность, заметно отличающая его от немецкой сим­фонической школы. (Известно, что музыкальный гений француз­ского народа на протяжении ряда столетий проявлял себя преиму­щественно в театрализованных формах).

С национальными традициями связана и программность твор­чества Берлиоза. Бесспорно, программное содержание его музыки было новым явлением. Но тяготение к этому можно проследить уже во французских полифонических песнях XVI века, в балетных инструментальных сюитах, пьесах для клавесина Куперена и Рамо, оперных увертюрах Глюка и Керубини - последние непосредст­венно подводят к симфонизму Берлиоза.

На глубоком заблуждении основывается внедрившееся пред­ставление, будто Берлиоз, имевший успех в России и Германии, у себя на родине никем не был понят при жизни. Парижские акаде­мические и чиновничьи круги относились к нему враждебно, он не был и не мог быть близок обществу банкиров, фабрикантов, рантье или буржуазных обывателей. Но его обращение к широкой публике встречало неизменный отклик. Его не понимали «филистимляне» (если пользоваться образами шумановского «Давидсбунда»), а не французский народ. По существу, и в Германии и в России Берлио­за ценили главным образом те же передовые общественные круги.

Своим успехом за пределами родины Берлиоз во многом обязан Листу, Шуману, Мендельсону и русской «Могучей кучке». И во Франции его искусство усиленно пропагандировали передовые ху­дожники, разделявшие идеи шумановского «Давидсбунда».

Если при жизни композитора его самобытное, смелое, новаторское искусство с трудом пробивало себе путь сквозь стену консер­ватизма, то в наше время Берлиоз признан одним из самых выдающихся представителей французской культуры. «Берлиоз за­ложил грандиозный фундамент для национальной и народной му­зыки одной из величайших демократий Европы», - писал Ромен Роллан.

Высокая идейность творчества Берлиоза, его смелое новаторст­во оказали большое влияние на развитие европейской музыки. По существу, все разнообразие программного симфонизма XIX века в большей или меньшей степени связано с искусством Берлиоза. Его художественные образы, выразительные средства стали достояни­ем не только инструментальных, но и оперных произведений композиторов последующего поколения. Переворот, осуществленный им в области инструментовки, послужил началом новой эпохи в развитии оркестровой музыки.

Творчество Гектора Берлиоза (1803-1869) - ярчайшее воплощение новаторского искусства. Каждое из его зрелых произведений открывало пути в будущее, дерзко «взрывало» осно-вы жанра; каждое последующее непохоже на предыдущее. Их не слишком много, как и жанров, привлекавших внимание композитора. Основные среди них - симфонические и ораториальные, хотя Берлиоз писал и оперы, и романсы.

Во французской музыке XIX века этот композитор занимает особое, даже исключительное место - первого французского симфониста мирового масштаба. Если в немецкой музыке симфония уже давно была одним из основных музыкальных жанров, то Франция вплоть до последней трети XIX века была страной театральной, оперной, а не симфонической. Когда 27-летний Берлиоз «ворвался» в музыкальную жизнь Парижа своей необычной «Фантастической симфонией», здесь всего лишь два года существовал симфонический оркестр, и публика впервые слушала симфонии Бетховена, причем слушала с недоумением, неприятием, даже возмущением.

Творчество Берлиоза развивалось в атмосфере романтизма, что определило его со-держание. В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделенные не-истовыми страстями, она насыщена конфликтами, полярными противопоставления-ми - от небесного блаженства до дьявольских оргий. Многое объединяет произведения Берлиоза с творчеством других романтиков - интимная лирика, фантастика, интерес к программности. Как и другие романтики, Берлиоза увлекался революционными идеями, обра-ботал «Марсельезу» («для всех, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах»), посвятил монументальные композиции - Реквием и Траурно-триумфальную симфонию - героям Июльской революции 1830-го года.

Что же касается музыкальных пристрастий, то наряду с Бетховеном, он с юности восхищался Глюком, классические образы которого не слишком привлекали других романтиков, а в последние годы жизни сделал редакции его опер и, что самое главное, написал оперную дилогию на античный сюжет «Троянцы» не без влияния Глюка.

Программные симфонии Берлиоза

Безусловно, самая интересная и самобытная область творческого наследия Берлиоза - это его программные симфонии. Рожденные новой эпохой, они не похожи ни на бетховенские симфонии, ни на симфонии немецких романтиков. Их особенности :

I - отражение острых проблем современности. Идейное содержание программных симфоний Берлиоза теснейшим образом перекликается с образами современной ему романтической литературы - Мюссе, Гюго, Байрона. «Фантастическая» симфония является таким же манифестом романтиз-ма, как и роман Мюссе «Исповедь сына века», поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» - это первый в истории музыки музыкальный портрет молодого челове-ка XIX века, типичного героя своего времени. Он наделен теми же чертами болез-ненной чувствительности, разочарования, одиночества и меланхолии, как и герои Байрона, Гюго. Сама тема «утраченных иллюзий», к которой обратился компо-зитор, была очень характерной для своего времени;

2 - элементы театральности . Берлиоз обладал редким театральным даром. Он мог с максимальной наглядностью показать в музыке тот или иной образ. И почти каждому музыкальному образу Берлиоза можно дать конкретное сюжетное истолкование. Например, в «Фантастической симфонии»: «Появление возлюбленной на балу», «Перекличка пастухов», «Раскаты грома», «Казнь преступника» и пр. В симфонии «Гарольд в Италии»: «Пение пилигримов», «Серенада горца»; в «Ромео и Джульетте» - «Одиночество Ромео», «Похороны Джульетты» и пр.

Конкретизируя музыкальные образы, Берлиоз приходит к целому ряду звукоизобразительных приемов, а также к сюжетной последовательности частей и эпизодов. Отдельные части в программных симфониях Берлиоза уподобляются актам театральной пьесы. Наиболее «театральная» симфония - «Ромео и Джульетта», в которую введены солисты, хор и элементы оперного действия. Сам Берлиоз определил ее как «драматическую» в том смысле, что ее можно исполнить на сцене, как театральное произведение. Характерно, что отдельные части берлиозовских симфоний порой называются «сценами», например, «сцена бала», «сцена в полях» в «Фантастической». Лист в своей симфонической музыке мыслит более обобщенно.

Итак, симфония у Берлиоз становилась «театром», так композитор по-своему вопло-щал излюбленную идею романтиков - идею синтеза искусств. Но вот парадокс: этот истинно французский синтез, осуществленный истинно французским художником, не был понят именно во Франции, тогда как в Германии, Австрии, России композитор получил признание при жизни. Показательна история получения Берлиозом Большой Римской премии, которую он завоевал только с 4-го раза, решив «стать настолько маленьким, чтобы пройти через врата рая» (т.е. написав кантату в традиционном академическом стиле). На протяжении всей жизни композитор так и не добился успеха в музыкальном театре. Его опера «Бенвенуто Челлини» скандально провалилась. Материальная необеспеченность, стремление найти отзывчивую аудиторию вынуждали Берлиоза беспрерывно гастролировать в качестве дирижера с преимуществен-ным исполнением собственных сочинений (триумфальными были его выступления в Петербурге и Москве). Берлиоз-дирижер обладал большим артистизмом. Наряду с Вагнером он за-ложил основы современной школы дирижирования. Дирижерский опыт Берлиоза сконцентрирован в знаменитом «Трактате об инструментовке». Он применял редко используемые инструменты - красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочета-ния тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приемы игры, создающие неслыханные ранее эффекты.

Кроме того, Берлиоз был блестящим критиком: «Вечера в оркестре», «Гротески музыки», «Музыканты и музыка», Мемуары.

Список произведений

  • Оперное творчество: «Бенвенуто Челлини», дилогия «Троянцы» (по мотивам Вергилия), комическая «Беатриче и Бенедикт» (по комедии Шекспира «Много шуму из ничего»).
  • Кантатно-ораториальное творчество: драматическая легенда «Осуждение Фауста», ораториальная трилогия «Детство Христа», Реквием.
  • Симфоническое творчество: 6 увертюр («Уиверли», «Тайные судьи», «Король Лир», «Корсар», «Роб-Рой», «Римский карнавал») и 4 симфонии («Фантастическая», «Гарольд в Италии», «Ромео и Джульетта» и Траурно-триумфальная.

французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма

Гектор Берлиоз

Краткая биография

Гекто́р Берлио́з ([ɛk"tɔʁ bɛʁ"ljoːz]), или Луи́-Экто́р Берлио́з (фр. Louis-Hector Berlioz, 11 декабря 1803, Ла-Кот-Сент-Андре - 8 марта 1869, Париж) - французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель периода романтизма. Член Института Франции (1856).

Детство

Гектор Берлиоз родился в провинциальном городе Ла-Кот-Сент-Андре (департамент Изер близ Гренобля) на юго-востоке Франции. Его отец, Луи-Жозеф Берлиоз, был уважаемым провинциальным врачом. Луи-Жозеф Берлиоз был атеистом; мать Гектора, Мария-Антуанетта, была католичкой. Гектор Берлиоз был первым из шести детей в семье, трое из которых не дожили до взрослого возраста. У Берлиоза осталось две сестры - Нэнси и Адель, с которыми он был в хороших отношениях. Образованием юного Гектора занимался, в основном, отец.

Детские годы Берлиоз провёл в провинции, где слышал народные песни и познакомился с древними мифами. В отличие от некоторых других известных композиторов того времени, Берлиоз не был вундеркиндом. Он начал заниматься музыкой в 12 лет, тогда же он стал писать небольшие композиции и аранжировки. Из-за запрета отца, Берлиоз никогда не учился играть на фортепиано. Он научился хорошо играть на гитаре, флажолете и флейте. Он изучал гармонию только по учебникам без преподавателя. Большинство его ранних произведений было романсами и камерными сочинениями.

Студенческая жизнь

В марте 1821 года он окончил среднюю школу в Гренобле, а в октябре, в возрасте 18 лет, Берлиоз поехал в Париж, где стал учиться медицине. Родители желали ему стать медиком, но сам Берлиоз тяготел к музыке. К медицине он не проявлял интереса, а после того как побывал на вскрытии трупа, стал испытывать к ней отвращение.

Гектор Берлиоз совершил первый визит в Парижскую оперу, побывал на опере «Ифигения в Тавриде» Кристофа Глюка, композитора, которым он восхищался наряду с Людвигом ван Бетховеном. Тогда же Берлиоз стал посещать библиотеку Парижской консерватории, где он искал партитуры опер Глюка, чтобы сделать с них копии. В своих мемуарах он писал, что там он впервые встретился с Луиджи Керубини - будущим директором консерватории. Керубини тогда не хотел пускать Берлиоза в библиотеку, так как он не был студентом консерватории. Берлиоз также посетил две оперы Гаспаре Спонтини, творчество которого оказало на него влияние. Вскоре он решил стать композитором. В этих начинаниях ему помогал Жан-Франсуа Лесюёр, профессор консерватории. В 1823 году Берлиоз написал свою первую статью - письмо в журнал «Le corsaire» в защиту оперы «Весталка» Спонтини. В тот период Берлиоз сочинил несколько произведений.

Несмотря на неодобрение родителей, в 1824 году он официально бросил изучать медицину, чтобы продолжить карьеру композитора. В 1825 году в Париже состоялось первое публичное исполнение его произведения «Торжественная месса», безо всякого успеха. Затем он стал писать оперу «Тайные судьи», от которой до настоящего времени сохранились лишь фрагменты.

Берлиоз, занимаясь самообразованием, несколько лет брал уроки у Жан-Франсуа Лесюёра и к нему же в класс полифонии подался после поступления в Парижскую консерваторию в 1826 году (также он занимался в классе Антонина Рейхи). Он начал подрабатывать певцом в хоре. В конце 1827 года он посетил театр Одеон и увидел как ирландская актриса Гарриет Смитсон исполнила роли Офелии и Джульетты в пьесах Шекспира Гамлет и Ромео и Джульетта . Он был очарован актрисой. Берлиоз писал Гарриет множество любовных писем, которые смущали и пугали её, и поэтому остались без ответа.

Начиная с 1828 года, Берлиоз начал писать критические статьи о музыке и познакомился с популярными в то время писателями и музыкантами, такими как Виктор Гюго , Александр Дюма, Никколо Паганини, Жорж Санд . В 1828-1830 года вновь были исполнены несколько произведений Берлиоза - увертюры «Уэверли», «Francs-juges» и «Фантастическая симфония», после исполнения которой публика обратила внимание на молодого композитора.

В 1830-м году Берлиоз окончил консерваторию. В тот же год он получил Римскую премию за академическую неноваторскую кантату «Сарданапал». До этого Берлиоз 3 года подряд пытался получить премию, но 3 раза члены жюри отказывали ему, будучи озадачены. В этом же году началась революция; Берлиоз сочувствовал революционерам и даже инструментовал «Марсельезу». После получения премии он отправился в Италию по условиям стипендиата. Там он заинтересовался итальянской музыкой, встретился с Михаилом Глинкой, познакомился с произведениями Байрона . В 1833 году Берлиоз возвратился во Францию, взяв с собой написанную в Италии увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour à la vie» в жанре, названном им «мелолог» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Вернувшись из Италии, он разворачивает активную деятельность дирижера, композитора, музыкального критика, однако наталкивается на полное неприятие своей новаторской деятельности со стороны официальных кругов Франции.

В Париже у Гектора Берлиоза начались романтические отношения с Гарриет Смитсон, и 2 октября 1833 года они поженились. На следующий год у них родился первенец - Луи-Тома Берлиоз (1834-1867). Но вскоре в семье между Гектором и Гарриет начались конфликты и в 1840 году они развелись.

16 декабря 1838 года, после концерта, на котором Берлиоз дирижировал «Фантастической симфонией» и «Гарольдом», перед ним бросается на колени сам Паганини - мировая знаменитость-и в слезах восторга целует ему руки. На следующий день Берлиоз получает письмо от Паганини, где тот называет его преемником Бетховена, и чек на двадцать тысяч франков.

Берлиоз - критик

Обосновавшись в Париже, Берлиоз развил творческую активность, работал как композитор, сочиняя программные симфонии и оперы; дирижёр (работал, в частности, в Парижской консерватории) и музыкальный критик (писал в газетах «Gazette musicale de Paris», позже и в «Journal des Débats» до 1864 года и приобрел репутацию строгого и серьёзного критика). Так, за годы публицистической деятельности им было написано множество статей и фельетонов, которые выходили почти ежедневно на протяжении более сорока лет – с 1823 года по 1864 год в парижских газетах: «Le Corsaire» (с 1823), «Le Correspondant » (с 1829), «La Gazette musical de Paris» (с 1834), а также в «Le Journal des Débats».

Берлиоз не отказывал музыке в праве воздействовать на слушателя посредством подражания звукам природы, но считал этот вид воздействия элементарным, низшим в ряду других возможностей музыкального искусства. Говоря о высшем виде подражания, то есть подражания чувствам и страстям, Г. Берлиоз применил не только термин «выразительность», но ввел и новое понятие – «музыкальный образ».

Несмотря на то, что работа музыкальным критиком обеспечивала неплохой доход, он её ненавидел, так как из-за этого у него оставалось мало свободного времени чтобы сочинять музыку. Несмотря на то, что Берлиоз был авторитетным музыкальным критиком, в своих публикациях он никогда не рекламировал собственные произведения.

Из литературных произведений Берлиоза наиболее выдающиеся: «Voyage musical en Allemagne et en Italie» (Париж, 1854), «Les Soirées de l’orchestre» (Париж, 1853; 2 изд. 1854), «Les grotesques de la musique» (Париж, 1859), «A travers chant» (Париж, 1862), «Traité d’instrumentation» (Париж, 1844).

В 1833 году Никколо Паганини попросил Берлиоза написать концерт для альта с оркестром, где сам Паганини намеревался выступить в качестве солиста. Так появилась симфония «Гарольд в Италии» с солирующим альтом.

В 1839 году он был назначен заместителем библиотекаря Парижской консерватории. Чтобы обеспечить себя и свою семью Берлиоз работал музыкальным критиком, на протяжении пяти лет он писал статьи для «Journal des débats», а также для «Gazette musicale» и «Le rénovateur».

Берлиоз и Россия

С 1842 года Берлиоз много гастролировал за границей. Он с триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867-1868), в частности, собрав внушительную публику на концерте в Московском манеже. В 1847, будучи в России, он посвятил ранее сочиненную «Фантастическую симфонию» императору Николаю I. Выступления в качестве дирижера в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. « И ты моя спасительница, Россия!» - писал он после. В Санкт-Петербурге в 1867-1868 годах композитор жил по следующим адресам: Михайловский дворец - Инженерная улица, 4. Глинка называл его -"первым композитором нашего века".

В 1850 году Берлиоз стал главным библиотекарем Парижской консерватории. В 1856 году Берлиоз был назначен членом Академии искусств.

В 1860-х годах Берлиоз выпускает сборники статей, а также свои «Мемуары» (1870 год).

Личная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих «Мемуарах». Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Смитсон закончился разводом в 1843 году (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступил в брак с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1854 году. Сын композитора от первого брака умер в 1867 году в Гаване. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года.

Творчество

Берлиоз - яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.

В 1826 году была написана кантата «Греческая революция» - отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В «Траурно-триумфальной симфонии» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий) нашла отражение революционная тематика.

На погребение погибшего в 1837 году в Алжире генерала Дамремона Берлиозом был написан величественный реквием.

Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (написана в 1830 году, имеет подзаголовок «Эпизод из жизни художника»). Это первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.

Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона - симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира - увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте - драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900-1907). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855-1859).

Берлиоз сам писал либретто к последним двум операм, к «Осуждению Фаусту», к «Детству Христа» и к другим произведениям.

Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и когда в 1844 году посетил Германию, то был там гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 года, когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников.

Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных col legno ). Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им «Мемуары» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810-1868» (1878).

Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли

Трактат о современной инструментовке и оркестровке.

Огромным вкладом в музыкознание стал теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке и оркестровке» (1843) (с приложением - «Дирижер оркестра»), известный в редакции Рихарда Штрауса, - фундаментальный теоретический труд. В связи с тем, что в основе лежат его предыдущие очерки данной тематики значительная часть книги представляет собой свoбoднoе выражение мыслей и художественных воззрений; неpедкo oнo принимает форму непринуждённой беседы с читателем, а иногда переходит в страстную полемику с воображаемым противником. Берлиоз утверждает принцип распределения различных функций по основным группам оркестра - струнной, деревянной и медной - ради того чтобы не допускать нивелировки тембров которая неизбежно происходит при постоянном дублировании одной группы другой. Его по праву считают реформатором оркестровки. Р. Штраус к предисловию его «Трактата...» писал: «Непреходящее значение книги Берлиоза заключается в том, что Берлиоз, кто первым с величайшим усердием собирателя систематизировал и разработал трудный материал, не только излагал его с фактической стороны, но всюду настойчиво выдвигал на первый план эстетические вопросы оркестровой техники». Он применял редко используемые инструменты – красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочета­ния тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приемы игры, создающие неслыханные ранее эффекты. В произведениях Берлиоза нет постоянного, стабильного состава оркестра, - все зависит от круга образов. В ряде случаев он привлекает гигантский, массивный оркестр («Реквием», «Траурно-триумфальная симфония»), в других же случаях он ограничивает оркестр почти камерным составом (балет сильфов из «Осуждения Фауста»). В трактате «Опера и драма», где по адресу Берлиоза было отпущено немало язвительных замечаний): Вагнер пишет: «Берлиоз довел развитие этого механизма (оркестра) до прямо изумительной высоты и глубины, и если мы изобретателей современной индустриальной механики признаем благодетелями государства, то Берлиоза следует прославить как истинного спасителя нашего музыкального мира...».

Основные произведения

Симфонии

  • Фантастическая симфония Op.14, H 48 (Symphonie fantastique , 1830)
  • Гарольд в Италии Op.16, H 68 (Harold en Italie ) - для альта с оркестром (1834)
  • Ромео и Джульетта - симфония по мотивам Шекспира для хора, солистов и оркестра Op.17, H 79 (1839).
  • Траурно-триумфальная симфония Op.15, H 80a, b (1840)

Увертюры

  • Тайные судьи H 23d (1826)
  • Уэверли H 26 (1826-1828)
  • Буря (по Шекспиру, с хором) H 52 (1830)
  • Король Лир Op.4, H 53 (1831)
  • Роб Рой H 54 (1831)
  • Бенвенуто Челлини H 76b (1838)
  • Римский карнавал Op.9, H 95 (1844)
  • Корсар Op.21, H 101 (1846-1851)
  • Беатриче и Бенедикт H 138 (1860-1862)

Концертные произведения

  • Rêverie et caprice - для скрипки с оркестром Op. 8, H 88 (1841)
  • Марш к последней сцене Гамлета H 103 (1844)
  • Марш троянцев H 133b (1864)

Вокальные произведения

  • Летние ночи Op.7, H 81

Кантаты

  • Греческая революция (2-е разные версии) H 21a, H 21b (1825-1826, 1833)
  • Смерть Орфея H 25 (1827)
  • Эрминия H 29 (1828)
  • Клеопатра H 36 (1829)
  • Смерть Сарданапала H 50 (сохранился только небольшой фрагмент) (1830)
  • 5 мая Op.6, H 74 (1831-1835)
  • Эригона (сохранился только фрагмент) H 77 (1835-1838)
  • Hymne à la France H 97 (1844)
  • Chant des chemins de fer H 110 (1846)
  • L’Impériale Op.26, H 129 (1854)
  • Le Temple universel Op.28, H 137 (1861)

Оперы

  • Тайные судьи H 23 (сохранились только фрагменты) (1825-1834)
  • Бенвенуто Челлини Op.23, H 76a (1838)
  • La nonne sanglante H 91 (не окончена) (1841-1842)
  • Осуждение Фауста Op.24, H 111 (La Damnation de Faust , 1846)
  • Троянцы H 133a (Les Troyens , 1863)
  • Беатриче и Бенедикт H 138 (1863)

Хоровые произведения

  • Торжественная месса (Messe Solennelle ) H 20 1824
  • Реквием Op. 5, H 75 (Grande Messe des morts , 1837)
  • Te Deum Op. 22, H 118 1848-1849
  • Оратория Детство Христа Op. 25, H 130 (L’enfance du Christ, 1853-1854)

Кинематограф

О жизни и творчестве Гектора Берлиоза сняты кинофильмы и телесериалы.

Основные даты жизни и творчества Гектора Берлиоза

1817 – Эмбер учит Гектора игре на флейте.

1818 – Уроки игры на гитаре у Дорана.

1820 – Романс Гектора на текст из «Эстеллы и Неморена» Флориана.

1821 – Гектор получает звание бакалавра, едет в Париж и поступает в Медицинскую школу.

1823 – Начало занятий с Лесюэром.

1824 – Сочинение «Торжественной мессы».

1825 – Исполнение мессы в церкви Сен-Рош.

1826 – Неудачная попытка принять участие в конкурсе на Римскую премию.

1827 – Поступление в Консерваторию. Занятия с Лесюэром и Рейха. Спектакли в Париже английской драматической труппы Кембла. Знакомство с Шекспиром. Любовь к Гэрриет Смитсон. Безуспешное участие в конкурсе на Римскую премию.

1828 – Появление «Фауста» Гете в переводе Жерара де Нарваля. Первый концерт из произведений Берлиоза в Консерватории. Гектор вновь участвует в конкурсе на Римскую премию и получает вторую премию.

1829 – Окончание «Восьми сцен из «Фауста». Неудача в конкурсе на Римскую премию.

1830 – Премьера «Эрнани» В. Гюго. «Фантастическая симфония». Кантата «Сарданапал», за которую Гектор получает Большую Римскую премию. Обработка «Марсельезы». Знакомство и начало дружбы с Листом.

1831-1832 – Жизнь в Италии.

1833 – Женитьба на Г. Смитсон. Первое дирижерское выступление.

1834 – Окончание и первое исполнение симфонии «Гарольд в Италии».

1835 – Начало постоянной работы Берлиоза в «Журналь де деба» в качестве музыкального критика.

1837 – «Реквием» – сочинение и первое исполнение в церкви Дома инвалидов.

1838 – Премьера оперы «Бенвенуто Челлиню.

1839 – Сочинение и первое исполнение драматической симфонии «Ромео и Джульетта».

1840 – Сочинение и первое исполнение «Траурно-триумфальной симфонии».

1841 – Знакомство с Марией Ресио.

1843 – Выступления в Германии. Окончание «Трактата по инструментовке».

1844 – Грандиозный фестиваль на Всемирной выставке в Париже. Сочинение увертюры «Римский карнавал».

1845 – Фестиваль Берлиоза в Олимпийском цирке. Начало работы над «Осуждением Фауста». Поездка в Австрию.

1846 – Поездка в Прагу, Пешт, Германию. Первое исполнение в Пеште «Венгерского марша». Окончание и первое исполнение в Париже драматической легенды «Осуждение Фауста».

1847 – Путешествие в Россию, концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Выступление в Берлине. Сочинение «Похоронного марша» для последней сцены «Гамлета» по Шекспиру. Приглашение в театр Друри-Лейн в Лондон. Поездка с сыном в Кот-Сент-Андре.

1848 – Начало работы над «Мемуарами». Смерть отца.

1852 – Шесть концертов «Нью Филармонию) в Лондоне. Берлиоз пишет «Вечера в оркестре». «Неделя Берлиоза» в Веймаре.

1853 – Поездка в Германию.

1854 – Смерть Гэрриет. Женитьба на Марии Ресио. Завершение и первое исполнение в Париже «Детства Христа».

1856 – Избрание в члены Института.

1858 – Окончание «Троянцев». Завершение «Мемуаров».

1862 – Окончание и первое исполнение комической оперы «Беатриче и Бенедикт».

1863 – Первое исполнение «Троянцев в Карфагене».

1864 – Уход из «Журналь де деба».

1867 – Смерть сына. Поездка в Россию.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Наталья Гундарева автора Старосельская Наталья Давидовна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. Г. ГУНДАРЕВОЙ 1948, 28 августа – родилась в Москве.1962 – поступила в Театр юного москвича (ТЮМ) во Дворце пионеров на Ленинских горах. Первая роль – мать героини в спектакле «Дикая собака Динго» И. Фраермана.1967 – поступила в Щукинское

Из книги Осип Мандельштам: Жизнь поэта автора Лекманов Олег Андершанович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА 1891, январь 3 (15) – родился в Варшаве в семье Эмиля Вениаминовича Мандельштама и Флоры Осиповны, урожденной Вербловской. «Я рожден в ночь с второго на третье / Января – в девяносто одном / Ненадежном году».1892 – семья

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Григорий Сковорода автора Лощиц Юрий Михайлович

Основные даты жизни и творчества Г. С. Сковороды 1722, 3 декабря - Рождение Григория Саввича Сковороды в селе Чернухи Лубянской округи Киевского наместничества.1738, сентябрь - Григорий Сковорода поступает на учение в Киево-Могилянскую академию.1742 - В Малороссию для набора

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Сергей Лемешев. Лучший тенор Большого автора Васильев Виктор Дмитриевич

Основные даты жизни и творчества С. Я. Лемешева 10 июля 1902 г. – родился в деревне Князево Тверской губернии.1911–1914 гг. – учеба в Старокнязевской церковно-приходской школе.1914–1917 гг. – Петроград, обучение сапожному ремеслу.1917–1919 гг. – возвращение домой, работа в артели

Из книги Бродский: Русский поэт автора Бондаренко Владимир Григорьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. БРОДСКОГО 1940, 24 мая - родился в Ленинграде, в клинике профессора Тура на Выборгской стороне. Отец Александр Иванович Бродский (1903–1984) был военным фотокорреспондентом, морским офицером, в 1950 году демобилизован, после этого работал

Гектор Берлиоз остался в истории музыки как яркий представитель романтической эпохи 19 века, которому удалось связать музыку с другими видами искусства.

Детские годы

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в небольшом французском городке близ Гренобля. Мать будущего композитора была ревностная католичка, а отец - убежденный атеист. Луи-Жозеф Берлиоз не признавал никаких авторитетов и старался привить свои взгляды детям. На формирование жизненных интересов старшего ребенка в семье - Гектора - в большей степени оказал влияние именно он. По профессии врач, Луи-Жозеф интересовался искусством, философией, литературой. Отец и привил мальчику любовь к музыке и научил играть его на гитаре и флейте. Однако будущее своего сына он видел в медицине. Именно поэтому Берлиоз-старший и не учил Гектора игре на фортепьяно, считая, что это может отвлечь от главной цели - стать врачом.

Народные песни, мифы, песнопение церковного хора в местном монастыре стали яркими впечатлениями детства будущего композитора. Настоящий интерес к музыке в полной мере проявился у Гектора в 12 лет. Много времени проводя в библиотеке отца, он получал музыкальные знания самостоятельно. Так постепенно формировался Берлиоз-композитор, который должен был совершить революцию в музыке.

Учеба

В 18 лет, окончив среднюю школу в родном Гренобле и получив степень бакалавра, Гектор Берлиоз по настоянию отца поехал в Париж поступать на медицинский факультет. Страсть к музыке не оставляла юношу, и он проводил больше времени в библиотеке Парижской консерватории, чем в аудиториях университета. Более того, побывав впервые на юноша стал испытывать отвращение к медицине. Позже Гектор Берлиоз стал брать уроки у профессора консерватории по теории композиции. Первое выступление на публике произошло в 1825 году. Парижане услышали Торжественную мессу. Жизнь Берлиоза после этого изменилась мало, так как молодой композитор не смог сразу же завоевать сердца жителей французской столицы. Более того, многие критики крайне негативно отозвались о мессе.

Несмотря на это, молодой человек, окончательно осознав, что музыка для него - главное занятие жизни, в 1826 году оставляет медицину и поступает на учебу в консерваторию, которую успешно оканчивает в 1830 году.

Журналистика

Первые работы в журналистике у Берлиоза появились в 1823 году. Постепенно он входит в художественную жизнь Парижа. Происходит сближение с Бальзаком, Дюма, Гейне, Шопеном и другими яркими представителями творческой интеллигенции. Продолжительное время Берлиоз пробовал себя и на поприще музыкальной критики.

Жизнь в Париже

В 1827 году в столице Франции гастролировала английская театральная труппа. Берлиоз влюбился в талантливую актрису труппы Гарриет Смитсон. Она пользовалась огромной популярностью у публики, и малоизвестный студент консерватории ее мало интересовал. Желая обратить на себя внимание, Берлиоз стал добиваться славы на музыкальном поприще. В это время он пишет кантаты, песни и другие произведения, но известность не приходит, и Гарриет не обращает на Берлиоза внимания. В материальном плане жизнь его не устроена. Официальные музыкальные критики Берлиоза не жаловали, его произведения часто встречали непонимание современников. Трижды ему отказывали в стипендии, дающей право на поездку в Рим. Однако после окончания консерватории Берлиоз ее все же получил.

Женитьба и личная жизнь

Получив стипендию, Берлиоз уезжает в Италию на три года. В Риме происходит его знакомство с русским композитором Михаилом Глинкой.

В 1832 году, будучи в Париже, Берлиоз снова встречает Гарриет Смитсон. К этому времени ее театральная жизнь пришла к закату. Интерес публики к спектаклям английской труппы стал падать. К тому же с актрисой произошел несчастный случай - она Теперь молодая женщина уже не та ветреная кокетка, какой она была прежде, и ее уже не пугает рутина брака.

Через год они женятся, но Гектор Берлиоз очень скоро понимает, что безденежье - это один из самых коварных врагов любви. Ему приходится целыми днями работать, чтобы обеспечивать семью, а на творчество остается одна лишь ночь.

В целом личную жизнь знаменитого композитора трудно назвать счастливой. После того как он оставил учебу на медицинском факультете, произошел разрыв с отцом, который хотел видеть в своем сыне только врача. Что касается Гарриет, то она не была готова терпеть лишения, и вскоре они расстались. Женившись во второй раз, Гектор Берлиоз, биография которого полна трагических страниц, недолго предается радостям спокойной семейной жизни и остается вдовцом. В довершение всех несчастий единственный сын от первого брака погибает в кораблекрушении.

Берлиоз как дирижер

Единственное, что спасает музыканта от отчаяния - это его творчество. Берлиоз много гастролирует по Европе как дирижер, исполняя и свои произведения, и произведения современников. Наибольший успех он имеет в России, куда приезжает дважды. Он выступает в Москве и Петербурге.

Гектор Берлиоз: произведения

Творчество композитора не получило достойной оценки у его современников. Лишь после смерти Берлиоза стало понятно, что мир потерял музыкального гения, произведения которого были полны веры в торжество справедливости и гуманистических идей.

Наиболее известными работами автора стали симфонии «Гарольд в Италии» и «Корсар», навеянные увлечением творчеством Байрона в период жизни в Италии, и «Ромео и Джульетта», в которой он выразил свое понимание трагедии героев Шекспира. Композитор создал немало и таких работ, которые были написаны на злобу дня. Например, такой стала кантата «Греческая революция», посвященная борьбе с Османским игом.

Но главное произведение, благодаря которому стал известен Гектор Берлиоз, - «Фантастическая симфония», написанная в 1830 году. Именно после ее премьеры наиболее прогрессивные критики обратили внимание на Берлиоза.

По замыслу автора, молодой музыкант пытается отравиться из-за безответной любви. Однако доза опиума мала, и герой погружается в сон. В его больном воображении чувства и воспоминания превращаются в музыкальные образы, а девушка становится мелодией, слышимой отовсюду. Замысел симфонии во многом автобиографичен, и многие современники считали прообразом девушки Гарриет.

Теперь вы знаете, какую биографию имел Берлиоз. Композитор опередил свое время, и вся глубина его творчества раскрылась перед любителями классической музыки и специалистами лишь спустя многие годы. Кроме того, композитор стал новатором в области оркестровки и в совместном использовании некоторых инструментов, которые до этого не применялись в сольных партиях.



Вверх