Жизнь будды шакьямуни. Краткое жизнеописание будды шакьямуни

Имя: Сиддхарта Гаутама

Годы жизни: около 623 года по 543 год до н.э

Государство: Индия

Сфера деятельности: Религия

Величайшее достижение: Создание новой мировой религии, названной его именем – Буддизм

Имя Будды знакомо каждому. Как и имя Иисуса Христа или пророка Мухаммеда. Конечно, для последователей буддизма он имеет сакральное значение. Для других он интересен, как исторический персонаж с удивительной судьбой. О которой мы и расскажем.

Биография

Будущий Будда родился обычным ребенком. Вернее, не совсем обычным – в королевской семье. Его отец был раджой (князем) шакьев – племени, проживавшим в Гималаях. Мать также принадлежала к царскому роду – ее имя было Махамайя. Сохранились источники, утверждающие, что мать знала о рождении особого ребенка – ей снились вещие сны. Однажды, накануне зачатия, княжне приснился сон, что в нее вошел большой белый слон с шестью бивнями. Уже тогда родители понимали, что их будущего малыша ждет большое будущее, но не знали, насколько.

Наконец, супруга раджи забеременела. Под конец ожидания княжна отправилась рожать в дом своих родителей. Но не доехала. Все случилось в роще Лумбини (сейчас это территория Непала, в 20 км от границы с Индией) под кронами дерева ашока. Сие знаменательное событие произошло приблизительно в 623 году до н.э – точную дату жизни будущего духовного учителя установить очень трудно, практически невозможно.

Мать покинула этот мир через несколько дней после родов. Отец пригласил для благословения младенца отшельника, который лишь раз взглянув на малыша, сказал, что мальчик станет либо великим царем, либо буддой (вопреки расхожему мнению, термин будда может относиться к любому человеку, достигшему просветления. Сиддхарта не был первым). Мальчик получил красивое имя Сиддхарта Гаутама Шакьямуни.

Отец запомнил слова отшельников и оградил ребенка от всех невзгод. Мальчик не выходил за пределы дворца, не знал, что такое болезни, бедность, смерть. Его окружало сплошное богатство. Для сына раджа велел построить еще три дворца – все, что угодно, лишь бы исполнить волю брахманов. Когда юноше исполнилось 16 лет, он по совету отца женился на принцессе Яшодхаре. Вскоре у молодых супругов родился сын Рахул. Однако, молодой принц, склонный к размышлениям, чувствовал, что за пределами роскошных дворцов есть еще иная жизнь, отличная от его.

Четыре обратные стороны

В 29 лет ему наконец-то открылась правда – Сиддхарта смог со своим слугой выбраться из дворца. Именно тогда он увидел четыре обратные стороны жизни – болезнь, муки, старение и смерть. Он понял, что все блага и богатства мира не смогут уберечь человека от этих зол. Правда оказалась настолько шокирующей для Гаутамы, что он бросил все – семью, золото, роскошь – и отправился искать путь просветления и избавления от страданий. Выехав из города, он встретил одного нищего и поменялся с ним одеждами, чтобы еще больше проникнуться новой жизнью.

Началась новая глава его существования. По дороге в Индию он останавливался у брахманов-отшельников, которые шаг за шагом обучали бывшего принца поиску пути к просветлению. Наконец, после долгих лет скитаний и аскетического образа жизни Гаутама пришел в город Гайя на территории Индии. Он уже был один – те последователи, которые были с ним в начале пути, остались позади. Он понял, что тот образ жизни, навязанный монахами, не подходит для поиска пути просветления. Самоистязание, обеты совсем не для поиска истины и блаженства в нирване.

В роще, куда пришел бывший принц, стояла небольшая хижина. Женщина, проживавшая там, впустила странника и накормила его скудной пищей – рисом и молоком. Сиддхарта с благодарностью принял еду, затем вышел в рощу и сел под деревом, дав клятву не вставать до тех пор, пока не достигнет просветления. Это дерево стало называться деревом Босхи – другое название фикус. Во время нирваны принц был атакован различными демонами, которые пытались сбить его с пути, отвлечь от медитации с помощью благ и красот земной жизни. Но он был неумолим и не поддался на провокации. В течение 49 дней он сидел неподвижно под фикусом, пока в ночь своего рождения он не достиг просветления. После этого его стали именовать Буддой, то есть достигшим просветления.

Учение Будды

После получения новых знаний бывший принц начал распространять свое учение и завоевывать все больше учеников и последователей. В течение 45 лет он путешествовал по Индии и рассказывал о своем опыте. Почти все, кто слушал духовного учителя, потом присоединялись к нему. Так произошло с охранниками, которых прислал его отец, чтобы вернуть сына во дворец. 9 из 10 последовали за своим господином, но уже немного в другом качестве.

Чему же учил «Просветленный»? В основе его учения лежали четыре истины – страдание, желание, являющееся причиной, нирвана – прекращение страдания, путь к достижению нирваны. также изложил заповеди, по которым человеку следует жить – правильный образ жизни, благие намерения, точная речь, сосредоточение, как путь к нирване.

Сиддхарта умер в довольно почтенном возрасте – около 80 лет. После смерти его кремировали останки разделили на несколько частей и поместили в специальные ступы. Однако, почитание учителя на этом не закончилось – последователи из поколения в поколение передавали ценные знания, которые говорил Будда, а также, чтобы почтить своего учителя, ему стали ставить своеобразные памятники – его самого, сидящего в позе лотоса, когда сам Будда пытался достичь просветления.

В некоторых странах, избравших для себя главной религией учение Будды, стоят не только «сидячие» статуи, но и в полный рост. Например, в Индии, в городе Хайдерабад, в центре искусственного озера стоит статуя Будды. Еще одна необычная статуя – голова Будды в дереве в городе Аюттхайе в Таиланде. Наиболее знаменит и храм Лежащего Будды в Бангкоке. в Китае, в провинции Сычуань, находится самое больше изображение Будды – высотой 71 метр. Ее изготовляли в течение века.

Храмы Будды

Во многих буддистских странах установлены не просто статуи, но и храмы, посвященные великому Гаутаме. В Шанхае находится храм Нефритового Будды – статуэтка сделана из нефрита, который является символом спокойствия и ума. Часто встречаются храмы с изображением желтого или золотого Будды. Почитание духовного учителя настолько велико, что верующие в азиатских странах несут огромные подношения Будде, часто в драгоценных и денежных эквивалентах, чтобы открыть небольшой храм или установить еще одну статуэтку.

Но все это не главное – Будда достиг своей цели, Просвещения. Новая религия стала одной из самых распространенных и наиболее миролюбивых в мире. Имя Будды осталось в веках, и можно быть уверенным, что его не забудут еще очень долгое время.

Будда Шакьямуни (санскр. Sākyamuni, пали Сакьямуни / Sakyamuni, тиб. Шакья Тупа / Shakya Tupa) - татхагата нашего времени. По некоторым оценкам, время его жизни относят к 624-544 годам до н. э. Будду часто называют Шакьямуни - «мудрец из Шакьев», поскольку он родился в семье, принадлежавшей к большому роду Шакья.

На сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что Будда жил приблизительно в конце VI - начале V века до нашей эры. Вероятно, в будущем точное время будет установлено научными методами. Его Святейшество Далай-лама уже предлагал провести анализ сохранившихся реликвий с помощью современных технологий для установления времени жизни Будды.

Шакьямуни родился в царской семье, принадлежавшей к роду Шакья.

Отец - царь Шуддходана Гаутама - правил небольшим государством с центром в городе Капилавасту, располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части). Мать - царица Майя - была дочерью дяди царя, который также царствовал в одном из соседних государств.

Более двадцати лет у супругов не было детей. Но однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошёл в неё через правый бок, и она зачала. Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения ребёнка.

Когда время родов стало приближаться, царица, по обычаю своего народа, поехала рожать в свой родной дом.

В пути она присела отдохнуть в саду Лумбини (место находится в западной части Непала). Был погожий весенний день, в саду цвели деревья ашока. Царица потянулась правой рукой, чтобы сорвать цветущую ветку, схватилась за неё, и в этот момент начались роды.

В истории жизни Будды говорится, что роды у Махамайи прошли безболезненно и чудесным образом: младенец вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сделал семь шагов вперед. Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы. Будущий Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от страданий.

Царь, узнав, что у него родился мальчик, был обрадован. Он назвал сына Сиддхартха, что означает «Исполнение всех желаний».

Но после радости царя ждало горе: вскоре умерла царица Майя. Царевича стала растить её младшая сестра Махапраджапати.

Недалеко в горах жил святой отшельник по имени Асита. Ему показали новорождённого, и Асита обнаружил на теле младенца тридцать два великих признака и восемьдесят малых признаков, по которым предсказал, что, когда царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем (чакравартин), который способен объединить весь мир; либо, если покинет дворец, то вступит на путь отшельничества и вскоре станет буддой, который будет спасать существ от страданий.

Царь сначала был обрадован, потом обеспокоен: в своём единственном сыне он желал видеть выдающегося царского наследника, но не аскета-отшельника. Тогда отец Сиддхартхи решил: чтобы не наталкивать сына на философские размышления о смысле жизни, царь создаст для него совершенно райскую атмосферу, исполненную одних радостей.

С семи лет царевич обучается грамоте и воинским искусствам. Играть во дворец с царевичем приходили только самые талантливые сверстники, в кругу которых Сиддхартха получал прекрасное образование и осваивал основные воинские искусства, во всем первенствуя среди товарищей.

Когда Сиддхартхе исполнилось 19 лет, по настоянию царя, он выбрал себе в жёны Ясодхару (Гопу), дочь шакьи Дандапати (по другим источникам, это была дочь царя Супрабуддха, старшего брата матери царевича, жившего в замке Девадаха). От Ясодхары у Сиддхартхи родился сын, которого он назвал Рахула.

До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца. Позже Будда рассказывал ученикам об этих днях: «Монахи, я жил в роскоши, в предельной роскоши, в полной роскоши. У моего отца в нашем дворце были даже лотосовые пруды: в одном из них цвели красные лотосы, в другом белые лотосы, в третьем голубые лотосы, все ради меня. Я использовал сандаловое дерево только из Бенареса. Мой тюрбан был из Бенареса, моя туника, нижняя одежда, и накидка тоже. Надо мной днем и ночью держали белый зонт, чтобы защищать меня от холода, жары, пыли, грязи, и росы.

У меня было три дворца: один для холодного сезона, один для жаркого сезона, и один для дождливого сезона. Во время четырех месяцев дождливого сезона меня развлекали во дворце для дождливого сезона музыканты, среди которых не было ни одного мужчины, и я ни разу не выходил из дворца. В других домах прислугу, работников и дворецких кормили чечевичной похлебкой и дробленым рисом, а в доме моего отца слуг, работников и дворецких кормили пшеницей, рисом и мясом.

Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла мысль: «Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен старению, не преодолел старения, видит другого человека, который стар, он испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам подвержен старению, не преодолел старения. Если я, подверженный старению, не преодолевший старения, буду испытывать страх, презрение и отвращение при виде другого старого человека, это будет неподобающим для меня». Когда я заметил это, свойственная молодым людям опъяненность юностью полностью прошла».

Открытие непостоянства молодости, непостоянства здоровья, непостоянства жизни привели царевича к переосмыслению своей жизни, и он понял, что никакие дворцы не оберегут его от старости, болезней, смерти. И в этой жизни, как и во многих своих прошлых жизнях, он выбрал путь отшельничества в поисках Освобождения.

Он пришёл к отцу и сказал:

Наступило время моего ухода. Прошу тебя не препятствовать мне и не печалиться.

Царь ответил:

Я дам тебе всё, что ты можешь пожелать, если только ты останешься во дворце.

На это Сиддхартха сказал:

Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие.

Я бессилен дать тебе это, - ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха тайком ушел из дворца.

Обрезав волосы в знак отречения от мира, он присоединился к странствующим монахам. Было ему в ту пору 29 лет.

Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро оставил это место и перешел в Вайшали, к известному созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому, к старинной индийской философской школе Санкхья. У Арада-Каламы было 300 учеников, которых он обучал медитации Сферы Ничто (Мир Полного Отсутствия Всего, принадлежит к Миру Без Форм). После недолгой тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в Сферу Ничто и спросил учителя: «Вы достигли только этой ступени сосредоточения?» «Да, - ответил Арада, - теперь, что знаю я, знаешь ты.» Тогда Бодхисаттва подумал: «Значит, нужно искать чего-то более действенного.» И ушел в Центральную Индию. Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников сосредоточению ума в Сфере ни сознания, ни не-сознания (Мир Ни Присутствия [познания], Ни Отсутствия [познания], принадлежит к Миру Без Форм) и стал учиться у него. За короткое время достигнув Сферы ни сознания, ни не-сознания, Бодхисаттва, поговорив с Удракой, как и с Арадой, оставил его, сказав себе: «Нет, это тоже не ведет к Нирване!» Пять из учеников Удраки последовали за ним.

Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил предаться аскетизму самостоятельно. Шесть лет он провёл в глубоком сосредоточении, всё это время ел не больше трёх зерен в день и сильно ослаб.

Почувствовав, что такая аскеза - крайность, и для продолжения духовного подвига необходимо подкрепиться, он пошёл вдоль реки в сторону Бодхгаи и встретив крестьянскую девушку Суджату, принял от неё пожертвование пищи - чашу простокваши или молока с мёдом и рисом. Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это как падение, потеряли веру в него, покинули его, ушли в сторону Варанаси. Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив силы пищей, перешёл реку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи (в ботанике этот вид зовётся теперь ficus religiosa).

Сиддхартха дал себе слово: «Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места пока не достигну». Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары, он вошёл в глубокое медитативное погружение (самадхи) и, не сходя со своего места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды. В это время ему было 35 лет.

С этого времени для Будды началась деятельность по спасению живых существ от оков Сансары.

Первыми его учениками стали те пятеро сподвижников, которые подумали, что он не выдержал. Им Будда прочитал свою первую проповедь, которая позже получила название «Первый поворот колеса Дхармы» («Сутра о запуске колеса Закона»).

В ней Будда изложил основы учения о Четырёх Благородных Истинах. Это произошло в Оленьем парке города Сарнатх (вблизи Варанаси).

В Раджагрихе Будда обратил в свою веру царя Бимбисару. Остановившись в его дворце, он стал проповедовать Учение по всей стране. Вскоре его учениками стало более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру и Маудгальяяну.

Царь Шуддходана, не желавший, чтобы его сын оставил мирскую жизнь, и глубоко опечаленный его уходом из дворца, Махапраджапати, вскормившая царевича, царевна Ясодхара и другие из рода Шакья также стали его последователями и учениками.

Проповедуя 45 лет Учение, Шакьямуни достиг возраста 80 лет. В Вайсали, по пути из Раджагрихи в Шравасти, он в разговоре с Анандой предсказывает, что уйдёт в Нирвану через три месяца. Продолжая свой путь и проповедуя Дхарму, Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой, сушённую свинину, причину его физического недомогания. Зная, что он ест, Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам.

В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Паринирвану.

Time past and time future
What might have been and what has been
Point to one end, which is always present

Т. С. Элиот «Четыре квартета»

Г аутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире. Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу. У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей. Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.

История Будды Гаутамы

Гаутама Будда, или Готама Шакьямуни, принц Капилавасту Сиддхартха, родился в семье царя в северной Индии, на территории современного Непала. В то время столицей этого царства был город Капилавасту, отсюда и имя принца - Капилавасту Сиддхартха, что означает ‘исполнивший своё предназначение’. Готама не исполнил своё прямое предназначение - царствовать, - но обрёл себя, просветлился, т. е. стал Буддой (просветлённым), что также можно считать за выполнение своего предназначения. Так же как Иисус не был Христом (Христос добавилось позднее, что означает ‘помазанный’), так и «Будда» не фамилия Гаутамы, а уже добавленное позже дополнение к имени «просветлённый».

Отсюда мы можем заключить, что просветлённые были и до Гаутамы и что он не был первым «просветлённым», но тем не менее само учение буддизма (в дальнейшем и религия буддизма) начинает свой отсчёт с момента просветления Будды Шакьямуни, как его принято называть. Принц Гаутама Будда родился в 621 году до н. э. и перешёл в паринирвану в 543 году до н. э.

На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника. Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира - принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, - но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству. Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец. Вместо этого он стал Буддой.

По некоторым источникам Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец. По одним данным он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим - когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.

Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма. Числа, так же как и слова, - это всего лишь символы. Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику. Иначе бы не было никакого смысла в них.

Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого. И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.

Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед

Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте. Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха. А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе. Что ж, читатель прав.

Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.

В сознательном возрасте сложно примириться с такими догмами и просто принять их как данность. Для Гаутамы это стало своеобразным вызовом, которому он подчинился и из-за которого ушёл странствовать в поисках ответов на множество появившихся вопросов.

День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды

По традиции истории великих людей начинают с того, что говорят о дне, когда они родились. Наш случай не исключение, лишь с одной поправкой. За давностью лет довольно трудно установить точную дату рождения Будды. Сколько воды утекло с тех пор, больше 2500 лет. До нас дошли сведения, что Гаутама Будда родился в начале мая месяца в полнолуние. Ключевым здесь будет слово «полнолуние», потому что в современное время многие буддисты ориентируются на майское полнолуние. Этот день известен как «Висакха Буча», или «Весак», - день рождения Будды, день его перехода в паринирвану (смерть физического тела). В этот же день также произошло просветление Гаутама Будды под деревом Бодхи через несколько лет после того, как он отправился странствовать, знакомился с жизнью отличной от дворцовых палат, был отшельником.

Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая. Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение. Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики. Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.

Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, - это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды. Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.

Тот же символизм относится и к самому буддизму. Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций. Это также сближает его с более древними учениями.

Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить. Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.

Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды. Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них - мир богов, или дэвов; другой - мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов. Всего шесть миров. Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них. Но что отличает буддистский ад от христианского - это наличие выхода оттуда. Перерождение в нараке не навсегда. Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.

Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально. Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания. И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно. Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.

Цветок Будды

Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения - цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.

Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов. Он сразу же завянет.

В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире, - это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.

Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т. к. чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Всё это символизирует цветок лотоса.

Время прошедшее и время будущее
Ограничивают сознание.
Быть сознательным значит быть вне времени

Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма. Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т. С. Элиотом - поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию. Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента. Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего. Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.

Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.

Падмасана, или Поза лотоса, - это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу. Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?

Однако для каждого дня недели у Будды своя поза. Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа. Лежащий Будда соответствует вторнику. Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.

Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана - это одна из лучших поз для практики медитации. Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть. Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.

В моём начале мой конец, в моём конце начало
Прошлое и будущее - что было и что могло бы быть - всегда ведут к настоящему

Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают. Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, - это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.

Будда Шакьямуни, известный также как Гаутама Будда, жил, согласно традиционному датированию, с 566 по 485 год до н.э. в центральной части Северной Индии. В разных буддийских источниках есть множество различных описаний его жизни, и многие её подробности появились в них лишь со временем. Точность этих сведений установить сложно, учитывая, что первые буддийские тексты были составлены только через три столетия после смерти Будды. Как бы там ни было, эти детали нельзя считать неверными только потому, что о них написали позже, чем о других: их могли передавать устно.

Как правило, традиционные жизнеописания буддийских мастеров, в том числе Будды, были составлены не для сохранения истории, а служили нравоучительным целям. Биографии составлялись, чтобы рассказать последователям буддизма о духовном пути к освобождению и просветлению и чтобы вдохновить их на достижение этих целей. Чтобы получить пользу от жизнеописания Будды, нужно рассматривать её в таком контексте, анализируя, чему можно из неё научиться.

Источники, описывающие жизнь Будды Arrow down Arrow up

Самые ранние источники, которые описывают жизнь Будды, – это несколько палийских сутт из «Собрания учений средней длины» (пали: Маджима-никая ) в традиции тхеравады и несколько текстов винаи о правилах монашеской дисциплины из других школ хинаяны. Однако каждый из этих источников содержит лишь обрывочные описания жизни Будды.

Первое подробное жизнеописание появилось в буддийских поэтических работах конца II века до н.э., например в тексте «Великие материи» (санскр. Махавасту ) школы махасангхики. Так, в этом источнике, который не включён в «Три корзины» (санскр. Трипитака ), то есть в три собрания учений Будды, впервые упоминается о том, что Будда был принцем в царской семье. Подобная поэтическая работа – «Сутра обширной игры» (санскр. Лалитавистара сутра ) – также встречается в хинаянской школе сарвастивады. Поздние махаянские версии этого текста заимствовали фрагменты этой ранней версии и дополнили её. К примеру, в них объяснялось, что Шакьямуни достиг просветления тысячелетия назад и проявился как принц Сиддхартха только для того, чтобы показать другим путь к просветлению.

Со временем некоторые из жизнеописаний включили в «Три корзины». Самое знаменитое из них – «Деяния Будды» (санскр. Буддхачарита ) поэта Ашвагхоши, написанное в I веке н.э. Другие версии биографии Будды появились в тантрах ещё позже. Например, в текстах, посвящённых Чакрасамваре, говорится, что Будда одновременно проявился как Шакьямуни, чтобы учить «Сутрам о далеко ведущем распознавании» (санскр. Праджняпарамита-сутра , «Сутры совершенства мудрости»), и как Ваджрадхара, чтобы учить тантрам.

Каждая их этих историй чему-то нас учит и даёт нам вдохновение. Но давайте в первую очередь рассмотрим тексты, которые описывают исторического Будду.

Рождение, ранние годы жизни и отречение Arrow down Arrow up

Согласно самым ранним жизнеописаниям, Будда родился в богатой аристократической военной семье в государстве Шакья, столица которого находилась в Капилавасту, на границе современных Индии и Непала. В этих источниках не говорится, что Шакьямуни был принцем Сиддхартхой: сведения о его царском происхождении и имя Сиддхартха появляются позже. Отцом Будды был Шуддходана, а вот имя его матери, Маядеви, упоминается лишь в поздних биографиях, где также появляется описание чудесного зачатия Будды во сне, в котором в бок Маядеви входит белый слон с шестью бивнями, и рассказ о предсказаниях мудреца Аситы о том, что младенец станет великим царём или великим мудрецом. После этого появилась история о чистом рождении Будды из бока матери в роще Лумбини, неподалёку от Капилавасту, где он тотчас сделал семь шагов и произнёс: «Я явился»; там также упоминается о смерти Маядеви во время родов.

Юность Будды прошла в удовольствиях. Он женился на девушке по имени Яшодхара, и у них родился сын Рахула. Когда Будде исполнилось 29 лет, он отрёкся от семейной жизни и царского престола, уйдя странствовать как нищенствующий духовный искатель.

Отречение Будды нужно рассматривать в контексте современного ему общества. Оставив всё, чтобы стать духовным искателем, он не бросил жену и ребёнка в тяжёлой ситуации или в бедности: о них обязательно позаботились бы члены его большой и богатой семьи. Кроме того, Будда принадлежал к касте воинов, а это значит, что однажды ему, несомненно, пришлось бы оставить семью и пойти на войну: это считалось обязанностью мужчины.

Можно бесконечно сражаться с внешними врагами, но настоящая битва ведётся с внутренними противниками: именно на этот поединок отправился Будда. То, что он оставил семью ради этой цели, означает, что таков долг духовного искателя: посвятить этому всю жизнь. Если в наше время мы решим уйти из семьи, чтобы принять монашество, нужно удостовериться в том, что о наших родных хорошо позаботятся. Речь идёт не только о супруге и детях, но и о престарелых родителях. Покидаем мы семью или нет, наша обязанность как буддистов – уменьшать страдания, преодолевая пристрастие к удовольствиям, как это сделал Будда.

Будда хотел справиться со страданиями, постигнув природу рождения, старения, болезни, смерти, перерождения, печали и заблуждения. В поздних текстах есть истории о том, как возничий Чанна вывозит Будду из дворца. Будда видит в городе больных, стариков, мёртвых, а также аскетов, и Чанна рассказывает ему о каждом из этих явлений. Будда понимает, какие страдания испытывает каждый, и задумывается о том, как от них избавиться.

Эпизод, в котором возница помогает Будде на духовном пути, напоминает историю из «Бхагавад-гиты» о том, как колесничий Арджуна объяснил Кришне, что тот как воин должен сражаться со своими родственниками. И в буддийской, и в индуистской истории можно увидеть большую значимость выхода за пределы комфортной жизни в поисках истины. Возничий символизирует ум как средство передвижения, которое везёт нас к освобождению, а слова возничего – силу, которая побуждает нас искать истину.

Обучение и просветление Будды Arrow down Arrow up

Как странствующий духовный искатель, который принял обет безбрачия, Будда обучался у двух учителей методам достижения умственной устойчивости и бесформенной поглощённости. Он достиг высочайших уровней этих глубоких состояний совершенной сосредоточенности, в которых больше не испытывал ни грубого страдания, ни даже обычного мирского счастья, но на этом он не остановился. Будда видел, что такие состояния – всего лишь временное облегчение от загрязнённых чувств. Эти методы не избавляли от более глубоких, всеобщих страданий, которые он стремился преодолеть. Затем Будда и пять его спутников практиковали суровый аскетизм, но это тоже не избавило их от более глубоких проблем, связанных с неуправляемым круговоротом перерождений (сансарой). Только в поздних источниках появляется история о том, как Будда прервал шестилетний пост на берегах реки Найранджаны, где девушка Суджата поднесла ему миску молочной рисовой каши.

Пример Будды показывает, что мы не должны довольствоваться полным покоем и блаженством медитации, не говоря уже об искусственных способах достижения этих состояний, вроде наркотиков. Погружаясь в глубокий транс или изматывая и наказывая себя экстремальными практиками, решения не найти. Мы должны пройти весь путь к освобождению и просветлению, не останавливаясь на духовных методах, которые не ведут к этим целям.

Отказавшись от аскетизма, Будда в одиночестве отправился медитировать в джунгли, чтобы преодолеть страх. Любой страх основан на цеплянии за «я», существующее невозможным способом, и на ещё более сильном себялюбии, чем то, которое побуждает нас неудержимо искать удовольствия и развлечения. Так, в тексте «Диск с острыми лезвиями» Дхармаракшита, индийский мастер X века н.э., использовал образ павлинов, которые ищут в джунглях ядовитые растения, как символ бодхисаттв, которые используют и трансформируют ядовитые эмоции желания, гнева и наивности, чтобы преодолеть себялюбие и цепляние за невозможное «я».

После продолжительной медитации Будда достиг полного просветления; ему тогда было тридцать пять лет. Поздние источники описывают подробности этого события и рассказывают, что Будда достиг просветления под деревом бодхи, там, где в наши дни находится Бодхгая. Он отразил нападения завистливого бога Мары, который пытался помешать Будде, проявляясь в ужасающих и соблазнительных образах, чтобы потревожить его медитацию.

Самые первые тексты описывают, что Будда достиг полного просветления, обретя три вида знания: совершенное знание всех своих прошлых жизней, кармы и перерождений всех существ, а также четырёх благородных истин. Поздние источники объясняют, что, достигнув просветления, Будда обрёл всеведение.

Будда даёт учения и основывает монашескую общину Arrow down Arrow up

После просветления Будда стал сомневаться, стоит ли учить других, как достичь этой цели: он чувствовал, что его никто не поймёт. Однако индийский бог Брахма, творец вселенной, и Индра, царь богов, умоляли его дать учения. Обращаясь с просьбой, Брахма сказал Будде, что, если тот откажется учить, страданиям мира не будет конца, и что его слова смогут понять по крайней мере несколько людей.

Возможно, этот эпизод имеет сатирический смысл, показывая превосходство учений Будды над традиционными методами индийской духовной традиции того времени. Если даже высшие божества признали, что миру нужны учения Будды, потому что даже они не знают методов, которые навсегда покончили бы со всеобщим страданием, то ещё больше в его учениях нуждаются обычные люди. Более того, в буддийских представлениях Брахма олицетворяет высокомерие и гордыню. Заблуждение Брахмы о том, что он всесильный творец, символизирует заблуждение о существовании невозможного «я», которое способно управлять всем происходящим. Такое убеждение неизбежно ведёт к разочарованию и страданию. Только учения Будды о том, каким образом мы на самом деле существуем, могут привести к истинному прекращению истинного страдания и его истинной причины.

Услышав просьбу Брахмы и Индры, Будда отправился в Сарнатх, где в Оленьем парке дал пяти своим прежним спутникам учения о четырёх благородных истинах. В буддийском символизме олень олицетворяет мягкость. Таким образом, Будда учит умеренному методу, который избегает крайностей гедонизма и аскетизма.

Вскоре к Будде присоединилось несколько юношей из окрестностей Варанаси, которые строго придерживались обета безбрачия. Их родители стали учениками-мирянами и поддерживали общину подаянием. Ученика, который достигал достаточного уровня подготовки, отправляли учить других. Группа последователей Будды, живущих подаянием, быстро увеличивалась: вскоре они основали в разных местах «монашеские» общины.

Будда организовал монашеские сообщества, следуя прагматичным принципам. Принимая в общину новых кандидатов, монахи (если допустимо использовать этот термин на раннем этапе) должны были следовать определённым ограничениям, чтобы избежать столкновений со светской властью. Поэтому в то время, чтобы избежать сложностей, Будда не разрешал принимать в общину преступников; царских служащих, например военных; невольников, которых не освободили от рабства; а также людей, поражённых заразными болезнями, например проказой. Более того, в общину не принимали тех, кто был моложе двадцати лет. Будда стремился избежать проблем и сохранить уважение людей к монашеским общинам и к учениям Дхармы. Это означает, что мы как последователи Будды должны уважать местные обычаи и поступать достойно, чтобы у людей складывалось положительное мнение о буддизме и они тоже относились к нему с уважением.

Вскоре Будда вернулся в Магхаду – царство, занимавшее территорию, где сейчас находится Бодхгая. Царь Бимбисара, который стал покровителем и учеником Будды, пригласил его в столицу Раджагриху (современный Раджгир). Здесь к растущей общине присоединились Шарипутра и Маудагальяяна, которые стали ближайшими учениками Будды.

В течение года после того, как Будда достиг просветления, он посетил свой дом в Капилавасту, где к общине присоединился его сын Рахула. К тому времени Нанда, единокровный брат Будды, который славился своей красотой, уже оставил дом и присоединился к сообществу. Царь Шуддходана, отец Будды, очень опечалился тому, что их семейная линия прервалась, и попросил, чтобы в будущем сын обязательно спрашивал согласия родителей, перед тем как стать монахом. Будда полностью с ним согласился. Смысл этой истории не в том, что Будда жестоко поступил с отцом: здесь подчёркивается, как важно не вызывать неприязни к буддизму, особенно у своей семьи.

В более поздних описаниях встречи Будды с семьёй появляется рассказ о том, как он, используя сверхъестественные способности, отправляется на Небеса Тридцати Трёх Богов (в других источниках – на Небеса Тушиты), чтобы дать учения матери, которая там переродилась. Эта история указывает на то, как важно ценить материнскую доброту и отплатить за неё.

Буддийский монашеский орден разрастается Arrow down Arrow up

Первые монашеские общины были небольшими: не более двадцати мужчин. Они сохраняли независимость, соблюдая границы местности, в которой каждая община собирала подаяние. Чтобы избежать разногласий, действия и решения одобрялись на голосовании, в котором принимали участие все члены общины, и ни один человек не считался единственным авторитетом. Будда наставлял, что авторитетом для общины должны быть сами учения Дхармы. При необходимости разрешалось поменять даже правила монашеской дисциплины, но любые изменения должны были приниматься единогласно.

Царь Бимбисара посоветовал Будде перенять обычаи других духовных общин, живущих подаянием, например джайнов, которые проводили собрания каждую четверть месяца. По традиции члены общины собирались в начале каждой из четырёх фаз Луны, чтобы обсудить учения. Будда согласился, показывая, что он открыт для предложений следовать обычаям своего времени. В итоге он перенял у джайнов многие аспекты жизни духовной общины и структуру учения. Основатель джайнизма Махавира жил примерно за полвека до Будды.

Шарипутра тоже попросил Будду написать свод правил монашеской дисциплины. Однако Будда решил, что лучше подождать, когда возникнут определённые проблемы, и установить обеты для того, чтобы избежать повторения похожих трудностей. Этому подходу он также следовал как в отношении естественно разрушительных действий, которые вредят любому, кто их совершает, так и нейтральных с моральной точки зрения действий, запрещённых только определённым людям в определённых ситуациях и по определённым причинам. Правила дисциплины (виная) были практичными и направленными на решение определённых проблем, потому что Будда прежде всего заботился о том, чтобы избежать сложностей и никого не оскорбить.

Затем на основе правил дисциплины Будда установил традицию: на собраниях общины, которые проводили в начале каждой четверти лунного месяца, монахи читали вслух обеты и открыто признавались во всех своих нарушениях. Из общины изгоняли только за самые серьёзные проступки: обычно нарушителям грозил лишь постыдный испытательный срок. Позже эти собрания стали проводиться только дважды в месяц.

Затем Будда начал традицию трёхмесячного затвора, который проводился в сезон дождей. В это время монахи оставались на одном месте и избегали путешествий. Это делалось для того, чтобы монахи не вредили посевам злаков, обходя затопленные дождями дороги по полям. Традиция затворов привела к основанию постоянных монастырей, и это было практично. Опять же, это сделали для того, чтобы не вредить мирянам и заслужить их уважение.

Будда провёл двадцать пять летних затворов (начиная со своего второго по счёту затвора) в роще Джетавана неподалёку от Шравасти, столицы царства Кошала. Торговец Анатхапиндада построил здесь монастырь для Будды и его монахов, а царь Прасенаджит продолжил содержать общину. В этом монастыре произошли многие важные события в жизни Будды. Возможно, самое известное среди них – это победа, которую Будда одержал над главами шести небуддийских школ того времени, соревнуясь с ними в сверхъестественных способностях.

Вероятно, сейчас ни один из нас не владеет чудесными силами, но Будда использовал их вместо логики, чтобы показать: если ум противника закрыт для разумных доводов, лучший способ убедить его в правильности нашего понимания – показать ему уровень постижения при помощи действий и поведения. Есть такая английская пословица: «Поступки говорят громче слов».

Учреждение женской буддийской монашеской общины Arrow down Arrow up

Позже Будда, по просьбе своей тёти Махапраджапати, основал общину монахинь в Вайшали. Вначале он не хотел этого делать, но потом решил, что можно создать женскую общину, если установить для монахинь больше обетов, чем для монахов. Будда не подразумевал, что женщины менее дисциплинированы, чем мужчины, и поэтому им нужно больше обуздывать себя, имея больше обетов. Скорее, он опасался, что женский монашеский орден принесёт дурную репутацию его учениям и они исчезнут раньше времени. Более того, Будда стремился избежать неуважительного отношения к общине в целом, поэтому женская монашеская община должна была находиться вне подозрений в безнравственном поведении.

Однако, в целом, Будда не хотел составлять правила и был готов отменять те второстепенные правила, которые окажутся ненужными. Эти принципы показывают взаимодействие двух истин: глубочайшая истина сочетается с уважением к обусловленной истине в соответствии с местными обычаями. С точки зрения глубочайшей истины нет проблем в том, чтобы основать женскую монашескую общину, но, чтобы предотвратить неуважение к буддийскому учению со стороны обычных людей, для монахинь пришлось установить больше обетов. На уровне глубочайшей истины не имеет значения, что говорит или думает общество, но с точки зрения обусловленной истины буддийскому сообществу важно заслужить уважение и доверие людей. Поэтому в наши дни в современном обществе, когда предубеждённое отношение к монахиням, к женщинам в целом или к любому меньшинству вызовет неуважение к буддизму, суть подхода Будды состоит в том, чтобы изменить правила в соответствии с обычаями времени.

В конце концов, терпимость и сострадание – это ключевые идеи учений Будды. Например, Будда советовал новым ученикам, которые раньше поддерживали другую религиозную общину, продолжать это делать. Он учил членов буддийской общины заботиться друг о друге, когда, к примеру, кто-нибудь из монахов или монахинь заболевал, потому что все они – члены буддийской семьи. Это важное правило касается и буддистов-мирян.

Методы, с помощью которых учил Будда Arrow down Arrow up

Будда учил как с помощью устных наставлений, так и собственным примером. Давая устные наставления, он следовал двум методам в зависимости от того, учил ли он группу людей или одного человека. Давая учения группе, Будда объяснял их в форме лекции, снова и снова рассказывая одно и то же разными словами, чтобы аудитория могла лучше понять и запомнить. Давая личные наставления, – а происходило это обычно в доме мирян, приглашавших Будду и его монахов на обед, – он использовал другой подход. Будда никогда не возражал слушателю, а принимал его точку зрения и задавал вопросы, чтобы помочь ученику прояснить свои представления. Таким способом Будда направлял человека, чтобы тот улучшил собственное понимание и постепенно постиг реальность на более глубоком уровне. Однажды Будда помог понять гордому брамину, что превосходство зависит не от того, в какой касте человек родился, а от развития положительных качеств.

Другой пример – наставления Будды для отчаявшейся матери, которая принесла ему своего мёртвого ребёнка и умоляла воскресить дитя. Будда попросил женщину принести горчичное семечко из дома, в который никогда не приходила смерть, сказав, что тогда попробует ей помочь. Она ходила от дома к дому, но в каждой семье ей говорили о пережитой утрате. Постепенно женщина поняла, что смерть неизбежно настигнет каждого, и смогла спокойнее отнестись к кремации умершего ребёнка.

Метод, которым обучал Будда, показывает: чтобы помочь окружающим, с которыми мы встречаемся лично, лучше им не противоречить. Самый эффективный способ – помочь им думать самостоятельно. Однако, обучая группы людей, лучше объяснять всё однозначно и ясно.

Видео: Д-р Алан Уоллес - «Мы спим или бодрствуем?»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Заговоры против Будды и расколы в общине Arrow down Arrow up

За семь лет до ухода Будды из жизни, Девадатта, его завистливый двоюродный брат, задумал возглавить монашескую общину вместо Будды. А принц Аджаташатру хотел свергнуть своего отца, царя Бимбисару, и стать правителем Магадхи. Девадатта и принц Аджаташатру сговорились действовать вместе. Аджаташатру устроил покушение на жизнь Бимбисары, и в результате царь отказался от трона в пользу сына. Увидев успех Аджашатру, Девадатта попросил его убить Будду, но все покушения были неудачными.

Расстроенный Девадатта попытался переманить к себе монахов, заявляя, что он ещё более «святой», чем Будда, и предлагая ужесточить правила дисциплины. В соответствии с текстом «Путь очищения» (пали: Висуддхимагга ), написанным Буддагхошей, мастером тхеравады IV века н.э., Девадатта предложил следующие нововведения:

  • шить монашеские одежды из лохмотьев;
  • носить только три одеяния;
  • ограничиваться подношениями и никогда не принимать приглашения на трапезу;
  • собирая подношения, не пропускать ни одного дома;
  • съедать всё, что поднесли, за один приём пищи;
  • есть только из чаши для подаяния;
  • отказываться от другой пищи;
  • жить только в лесу;
  • жить под деревьями;
  • ·жить на открытом воздухе, а не в домах;
  • ·находиться в основном в местах захоронений;
  • ·постоянно странствуя с места на место, довольствоваться любым местом для ночлега;
  • ·никогда не спать лёжа, только сидя.

Будда сказал, что, если монахи желают следовать дополнительным правилам дисциплины, они могут это делать, но невозможно обязать всех выполнять такие предписания. Некоторые монахи последовали за Девадаттой и оставили общину Будды, чтобы основать собственную.

В школе тхеравады дополнительные правила дисциплины, введённые Девадаттой, называют «тринадцатью ветвями соблюдаемой практики». Судя по всему, именно на этот свод правил полагается лесная монашеская традиция в той форме, в которой её до сих пор можно встретить в современном Таиланде. Ученик Будды Махакашьяпа был самым известным из последователей этих более жёстких правил дисциплины, значительную часть которых соблюдают странствующие святые (садху) в индуизме. Вероятно, своей практикой они продолжают традицию странствующих и нищенствующих духовных искателей времён Будды.

В школах махаяны есть такой же список из двенадцати аспектов соблюдаемой практики. Однако из него исключили предписание «не пропускать ни одного дома, собирая подношения», добавили «носить выброшенную одежду», а правила «собирать подношения» и «есть только из чаши для подаяния» объединили в одно. Позже большинству из этих правил следовали махасиддхи – последователи индийской традиции тантрических практикующих с высокими достижениями, – как из махаянского буддизма, так и из индуизма.

В те времена не было проблемы в том, чтобы отделиться от буддийской традиции и учредить другую общину (в наших терминах это было бы подобно созданию нового центра Дхармы). Это действие не рассматривалось как одно из пяти тягчайших преступлений – создание «раскола в монашеской общине». Девадатта же совершил раскол, поскольку группа, которая последовала за ним, очень враждебно относилась к общине Будды и жестоко её осуждала. Некоторые источники утверждают, что дурные последствия этого раскола сказывались несколько столетий.

Случай раскола в общине показывает исключительную терпимость Будды и то, что он не был сторонником фундаментализма. Если его последователям хотелось позаимствовать более суровый кодекс дисциплины, чем тот, который составил Будда, это было приемлемо. Если они не хотели соблюдать новые правила, это тоже считалось нормальным. Никто не был обязан практиковать то, чему учил Будда. Если монах или монахиня желали оставить монашескую общину, это тоже было приемлемо. Однако по-настоящему разрушительно провоцировать раскол в буддийской общине, особенно в монашеской, когда община разделяется на две и более враждебных группы, которые пытаются друг друга опозорить и навредить друг другу. Губительно даже присоединяться к одному из этих сообществ позже и участвовать в злобной кампании против остальных групп. Однако если одна из общин совершает разрушительные действия или придерживается вредоносной дисциплины, необходимо из сострадания предупредить людей об опасности присоединения к этой группе. При этом наши мотивы не должны быть смешаны с гневом, ненавистью или желанием отомстить.

В те далекие времена в Индии были йоги, брахманы, и отшельники. Все они учили своим истинам. Поэтому неграмотному человеку было очень легко запутаться в этом множестве учений. Но в VI веке до н. э. на землях Индостана появился необычный человек. Так началась история Будды. Отец его был раджа по имени Шуддходана, матерью - Маха Майя. Как говорят предания, Маха Майя перед родами отправилась к своим родителям, однако не дойдя до цели, родила на земле около дерева в роще.

Спустя некоторое время после рождения ребёнка, женщина умерла. Новорожденного назвали Сиддхартха Гаутама. Его день рождения празднуется в майское полнолуние в буддистских странах. Воспитанием ребёнка занялась родная сестра матери Маха Паджапати. В 16 лет юноша женился на девушке по имени Яшодхаре, которая родила ему мальчика Рахулу. Это был единственный потомок грядущего Будды.

Сиддхартха Гаутама отличался любознательным разумом, но всё время проводил во дворце. Юноша совершенно не знал реальную жизнь. Когда ему исполнилось 29 лет, то он в первый раз вышел за границы дворца в сопровождении собственного слуги Чанна. Оказавшись посреди обычных людей, царевич увидел четыре вида людей, которые кардинально перевернули все его сознание.

Это были нищий старик, разлагающийся труп, больной человек и отшельник. Тогда и Гаутама понял всю серьезность реальности. Он сообразил, что достояние является иллюзией. Оно не может защитить от заболеваний, физических мучений, старости и погибели. Единственный путь к спасению - самопознание. После чего наследственный царевич оставил отчий дом и пошёл по земле искать правду.

Он обошёл всех мудрецов-учителей, не удовлетворился их учениями и сделал своё собственное. Учение это было до крайности обычным сначала и стало неописуемо сложным через 2 тыс. лет.

Заключалось оно в том, что у людей есть желания, которые при неудовлетворённости порождают мучения, а те, в свою очередь, ведут к погибели, новым воплощениям и новым страданиям. Как следует, чтоб избавиться от страданий, необходимо ничего не вожделеть. И только тогда может быть избежать и страданий, и погибели.

Гаутама сел под деревом, сложил ноги калачиком и стал пытаться достигнуть состояния, при котором он ничего бы не желал. Это оказалось очень сложным делом. Но ему это удалось, и он начал учить других тому, чем овладел сам. Предания говорят о сотворенных им 12 чудес. Этим он противостоял бесу Мара. Тот насылал на него всяких монстров, к примеру, обезумевшего слона, блудницу и многие другие козни. Однако он с этим справился, став Буддой, другими словами, совершенным.

Сложнее оказалось совладать со своими ближайшими учениками. Одного из их звали Девадатта. Он усвоил учение и решил, что в состоянии сделать больше. Вместе с отречением от желаний от ввёл серьезный аскетизм. Сам же Будда считал, что человек для спасения мучиться не должен. Ему только не нужно дотрагиваться к золоту, серебру и женщинам, потому что это соблазны, распаляющие желания.

Девадатта с этим не согласился. Он заявил, что необходимо ещё и голодать. Но это уже было искушение, что противоречило учению. И потому община раскололась на две. Но сторонников у бывшего царевича всё равно осталось много. Знатные дамы приглашали его к для себя из любопытства, а богатые люди давали средства на общину. Сам учитель ни к чему не прикасался, но ученики использовали пожертвования на благие дела.

Община буддистов получила заглавие сангха. А члены общины (по сути, монашеской), достигшие полного освобождения от страстей, стали называться архатами.

Учитель во главе сангхи много путешествовал по землям Индии и проповедовал свои взгляды. Они нашли отклик в сердцах как бедных, так и богатых людей. На учителя совершали покушения представители других религиозных течений, но видимо само Провидение сберегало создателя буддизма. Когда Будде исполнилось 80 лет, судьба приготовила для него искушение, от которого тот не сумел удержаться. Это было сочувствие.

Пока он сидел под деревом, одно из племен напало на княжество Шакья и перебило всех близких Будды. Ему об этом сказали, и 80-летний старик, самый почитаемый в Индии человек, пошёл с палочкой по саду, в каком когда-то играл ребёнком, по дворцу, где его воспитывали. А всюду лежали его родственники, его слуги, друзья, искалеченные и изуродованные. Он мимо всего этого прошёл, но не сумел остаться равнодушным и вошёл в нирвану.

Когда Будда умер, его тело было кремировано. Пепел разделили на 8 частей. Их положили в основании особых памятников, которые не сохранились до наших дней. Перед гибелью учитель завещал ученикам следовать не за фаворитом, а за учением. Никаких рукописных трудов он после себя не оставил. Потому передача главных истин шла из уст в уста. Только через 3 века появился 1-ый свод священных буддистских текстов. Получил он заглавие Трипитака - три корзины текста либо три корзины воспоминаний.

Новейший российский вертолет

Ка-31СВ разрабатывался в рамках ОКР «Горьковчанин» с начала 2000-х в интересах ВВС и сухопутных войск. Проект подразумевал...

Великое Пермское вымирание

Одно из самых катастрофических вымираний в истории Земли, произошедшее в пермском периоде, по геологическим меркам продолжалось буквально одно...

Культура древнего Китая

Письменность и книгописание. Древние китайские книги выглядели совсем не так, как современные. Во времена Конфуция писали на...

Ленин - кто он

Ни какой другой видный политический деятель не оставил в истории столь глубокого следа на нее страницах...



Вверх