Жизель либретто краткое. История создания балета адана "жизель". интересные факты, сцены из. Как создавался бессмертный шедевр

А. Адан балет «Жизель»

В основе произведения «Жизель» Адольфа Адана лежит древняя славянская легенда о виллисах - погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Отныне они вынуждены мстить за себя, по ночам убивая молодых мужчин, увлекая их в свои танцы.

Сам спектакль - это немного измененная и дополненная фантастическая история, над сюжетом которой трудилось три либреттиста.

Краткое содержание балета Адана «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

крестьянская девушка
Альберт граф
Ганс лесничий
Мирта королева виллис
Берта мать Жизели
Вилфрид оруженосец Альберта
Батильда леди, обрученная с Альбертом
Герцог отец Батильды


Краткое содержание «Жизели»


В сюжете балета «Жизель» показана нежная и вместе с тем мистическая история о молодой и наивной девушке, которая любит всем сердцем и уверена в ответных чувствах своего избранника Альберта. Но ее поклонник лесничий, открывает обман её возлюбленного, в результате чего она теряет рассудок и умирает, не выдержав предательства.

Теперь Жизель не простая крестьянская девушка, а мстительная и жестокая, как и все виллисы, к которым она присоединяется. Первым, кого они покарали стал Лесничий, пришедший на могилу Жизель. Следующий на это место явился граф Альберт, но душа девушки все еще нежно и преданно любящая его, защищает возлюбленного от мстительных виллис, спасая от гибели. С рассветом исчезают тени всех девушек и самой Жизель, оставляя лишь глубокий след в душе и памяти Альберта, как вечное сожаление о потерянной любви, которая сильнее смерти.

Фото :





Интересные факты

  • Столь популярный спектакль, который исследовали многие деятели искусства, продолжает хранить в себе множество неясностей и недомолвок. Что означают четыре удара часов, почему Ганс и Альберт отправились на кладбище ночью, что связывало князя и мать Жизель?
  • А что вы знаете о композиторе Адольфе Адане, который написал легендарный балет? Он был жизнерадостным и разносторонне развитым человеком, исследователи любят упоминать в своих работах о том, что он дрессировал свою лягушку, живущую у него на столе в банке и задорно прыгающую под аккомпанемент.
  • Посетив Петербург и получив приглашение от императора на должность придворного композитора с шикарным жалованием, А. Адан поспешил отказаться, сочтя нашу страну варварской, наполненной «дикими традициями». А свой балет, принесший ему мировое признание, он написал всего за десять дней работы.
  • В первой постановке «Жизель» (1841) танец и мимика занимали практически одинаковые доли в представлении. Для передачи эмоций пантомимой танцорам приходилось обладать немалым актёрским мастерством. Впоследствии танцу стали отдавать ведущую роль в раскрытии сюжета.
  • Название спектакля и имя главной героини происходит от германского слова «gisil», означающего «заклад», «залог».
  • Сразу после премьеры балета прическа с пробором по центру, которую носила главная героиня, стала настоящим хитом среди парижских модниц.
  • Примечательно, что первое время знаменитый балетмейстер Жюль Перро работал с исполнительницей Жизель (своей женой) украдкой, но постепенно его стали привлекать все больше и больше для работы над спектаклем. В результате, вся главная партия была полностью разработана только им.
  • После оглушительного успеха балета во время премьеры, гонорар Карлотте Гризи, исполнительницы главной партии, был сразу же повышен.


  • На премьере балета «Жизель» имя Жюля Перро не было указано в афише, и о его огромной роли в постановке хореографии знали только некоторые люди, связанные с созданием балета.
  • Один из авторов либретто – Теофиль Готье был в родственных связях с первой исполнительницей партии Жизели – Карлоттой Гризи. Он был женат на ее старшей сестре Эрнесте.
  • Примечательно, что в начале XX века западное балетное искусство практически пришло в упадок и «Жизель» сохранился только благодаря русской сцене. Именно версия М. Петипа , которую успешно исполнили в 1910 году во время «Русских сезонов за границей», смогла возобновить интерес к балету на родине.
  • Мало где упоминается тот факт, что музыка превращения Жизели принадлежит Минкусу. Также композитор Пуни является автором женской вариации, во вставном Па-де-де.

История создания «Жизели»


В 1840 году Адольф Адан прибыл обратно в Париж из своей поездки в Санкт-Петербург. В Россию он отправился за танцовщицей Марией Тальони. Специально для нее композитор написал балет «Морской разбойник», а уже в Париже приступил к новому спектаклю «Жизель».

В его основу легла одна древняя легенда о виллисах, которую воссоздал Генрих Гейне в своей книге «О Германии». Известно, что основным автором либретто считается французский поэт Теофиль Готье. Его еще называют критиком романтической школы. Помимо увлечения литературой, его второй страстью были путешествия по всему миру. Он даже побывал в России, после чего написал «Путешествие в Россию» и «Сокровища русского искусства». Кроме того, его романтический стиль нашел применение в замечательных балетных сценариях. Исследователи его творчества замечают, что особой популярностью сюжеты по мотивам его произведений пользовались в России.

Работая над балетом «Жизель», Готье предложил изменить легенду, перенеся действия в другую страну, сменив титулы, имена и обычаи. Так, все действие теперь происходит в Тюрингии, а главный герой Альберт стал герцогом Силезским (позднее графом). Отец Батильды теперь стал князем (позже в герцогом Курляндским). Кроме Готье, над спектаклем работали еще и либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж, и Жан Коралли (балетмейстер). Примечательно, что либреттисты придумали наиболее подходящий сюжет всего за три дня. Кроме того, в работе надо балетом активно участвовал Жюль Жозеф Перро – талантливейший танцовщик. Существует версия, что он познакомился в Италии с Карлоттой Гризи, будущей звездой балета. Именно для нее он и придумал позже партию Жизели.

Постановки

Премьера спектакля успешно прошла в июне 1841 года в Королевской академии музыки. Партию Жизель исполняла Карлотта Гризи, в роли Альберта выступил Люсьен Петипа. Жан Коралли также принял участие в этой постановке, исполнив роль Илариона.

Декорации были мастерски оформлены Пьером Люк-Шарлем Сисери. Публика очень восторженно встретила спектакль. Театральные критики неустанно хвалили в своих рецензиях композитора, постановщиков, исполнителей и либреттистов. В пользу несомненного успеха спектакля говорит и тот факт, что еще целый месяц на сцене Парижской Оперы ставилась лишь «Жизель». Так, за один только год было 26 представлений. Первая редакция просуществовала на сцене 18 лет, и за это время балет был исполнен 150 раз.

Следующая постановка прошла в Великобритании, куда отправилась Карлотта Гризи вслед за супругом Жюлем Перро. Причем в этой версии, они уже выступали вместе и на афише его имя было указано, как постановщика спектакля. После этого балет неоднократно с огромным успехом ставился на различных мировых сценах: Австрия, Италия, Дания и конечно же, Россия.

Впервые русская публика оценила по достоинству этот шедевр в декабре 1842 году на сцене Большого Каменного театра, под руководством Антуана Титюса. Уже в 1943 году П. Дидье осуществил эту постановку в московском Большом театре. Еще одна замечательная редакция балета была осуществлена Мариусом Петипа в Мариинском театре. После этого многие другие хореографы обращались к этому балету и с успехом ставили в различных театрах. Интересно, что в советское время от балетмейстеров потребовали изменить сюжет. Идеологом не понравилось то, что обычная девушка воспылала чувствами к аристократу и потребовали, чтобы на его месте оказался лесничий Ганс. А некоторые деятели и вовсе требовали исключить балет из репертуара, так как это не советский балет и он пропагандирует не совсем этичные вещи. Однако несмотря на это все, спектакль удержался на сцене.


Среди оригинальных постановок выделяется работа Матса Эка в 1982 году, где в роли Жизель предстала Ана Лагуна. В этой версии все второе действие перенесено в психиатрическую лечебницу. Этот шведский хореограф давно славится именно необычными постановками классических сюжетов. Достаточно вспомнить, что в «Лебедином озере » у него еле ходят лысые птицы, а Аврора из «Спящей красавицы » и вовсе засыпает из-за злоупотребления запрещенными препаратами. В «Жизели» первый акт практически не отходит от первоначальной версии, вот только главная героиня не умирает, а начинает буянить и жители ее пытаются успокоить, прижав острыми вилами к земле. После она оказывается в психиатрической лечебнице. Получается, что эта Жизель спасает своего любимого вовсе не от виллис, а от разбуянившихся психов.


Примечательно, что этот спектакль был экранизирован в этом же году. Помимо этой версии, существует и ряд других кинолент. Так, в 1969 году балет был экранизирован американским режиссером Хьюго Ниблингом, балетмейстером выступил Дэвид Блэр. Художественный фильм Эмиля Лотяну «Анна Павлова», где в главной роли выступила Галина Беляева, был снят в 1983 году. Кроме того, такой интересный сюжет привлек и режиссера Гербетта Росса, создавшего ленту «Танцовщики» в 1987 году; Алексея Учителя, который является автором картины «Мания Жизели», снятой в 1996 году. В этой версии рассказывается о жизни великой танцовщицы Ольги Спесивцевой. В фильме есть небольшой отрывок из первого акта, где показана сцена сумасшествия Жизели. Также эта картина интересна тем, что в ней есть уникальные кадры датируемые 1932 годом из «Жизели» с Ольгой Спесивцевой и Антоном Долиным в главных ролях.

В октябре 2015 года публика в Израиле смогла оценить по достоинству гениальную задумку хореографа Михаила Лавровского. В его «Жизели» все происходящее на сцене было выполнено по классическому образцу, а вот сами декорации были в 3D формате, что привело весь зрительный зал в восторг. Специальная конструкция из пяти экранов позволила менять пространство, раскрыть невероятную историю на сцене и подчеркнуть ее фантастичность.

Пожалуй, к совершенно необычным постановкам можно отнести уникальный в своем роде проект Марии Соколовой. Его суть в том, что каждый желающий, который знаком с азами балетной хореографии, может поучаствовать в постановке классического спектакля. В конце 2016 года на сцене Московского театра будет показан балет «Жизель».

Этот балет уникален в своем роде. В центре спектакля оказывается повествование о большой и невероятно красивой душе крестьянской девушки, которая противопоставлена эгоистичному аристократу. Лишь позже основная идея меняется и выходит на первый план месть. При этом музыкальный текст балета нельзя назвать просто аккомпанементом к танцам. Он заметно выделяется своей одухотворенностью и характерностью. Все образы героев и их внутренний мир получили очень тонкое воплощение в романтическом танце балета. Кроме того, необычайно богатое содержание спектакля, великолепная идея и яркие образы позволили ему стать одним из самых известных и любимых балетов на протяжении вот уже более ста семидесяти лет. Предлагаем вам прямо сейчас оценить его по достоинству и посмотреть «» в великолепной постановке и отличном качестве.

Видео: смотреть балет «Жизель» Адана

Двухактный балет «Жизель» - это фантастическая история, созданная тремя либреттистами - Анри де Сен-Жоржем, Теофилем Готье, Жаном Коралли и композитором Адольфом Аданом по легенде, которую пересказал Генрих Гейне.

Как создавался бессмертный шедевр?

Парижская публика увидела балет «Жизель» в 1841 году. Это была эпоха романтизма, кода в танцевальные постановки было принято включать элементы фольклора и мифов. Музыку к балету написал композитор Адольф Адан. Одним из авторов либретто балета «Жизель» стал Вместе с ним над либретто балета «Жизель» работали также известный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли, который занимался постановкой спектакля. Балет «Жизель» не теряет своей популярности по сей день. Русская публика впервые увидела эту историю о трагической любви в 1884 году в Мариинском театре, но с некоторыми коррективами, внесёнными в постановку Мариусом Петипа для балерины М. Горшенковой, исполнявшей партию Жизели, которую затем сменила великая В этом спектакле для балерины важно не только хореографическое мастерство, но и драматический талант, способность к перевоплощению, поскольку главная героиня в первом акте предстаёт наивной девушкой, затем превращается в страдающую, а во втором акте становится призраком.

Либретто балета «Жизель»

В свою книгу «О Германии» Генрих Гейне вписал старинную славянскую легенду о вилисах - девушках, которые погибли от и по ночам встают из своих могил, чтобы губить бредущих в ночи молодых мужчин, таким образом они мстят за свои загубленные жизни. Именно эта легенда и стала основой для либретто балета «Жизель». Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись.

Т. Готье - основной разработчик либретто, он переработал славянскую легенду под спектакль «Жизель» (балет). Содержание постановки уводит зрителя от места, где возник этот миф. Все события либреттист перенёс в Тюрингию.

Персонажи постановки

Главная героиня - девушка-крестьянка Жизель, Альберт - её возлюбленный. Лесничий Илларион (в российских постановках Ганс). Берта - мать Жизели. Невеста Альберта - Батильда. Вильфрид - оруженосец, Повелительница вилис - Мирта. Среди персонажей - крестьяне, придворные, слуги, охотники, вилисы.

Т. Готье решил придать древнему мифу характер космополитический, и с его лёгкой руки страны, обычаи и титулы, которых нет в оригинальной истории, были включены в «Жизель» (балет). Содержание было скорректировано, вследствие чего были немного изменены и персонажи. Главного героя Альберта автор либретто сделал герцогом Силезским, а отец его невесты стал герцогом Курляндским.

1 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6

События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс - возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность. Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13

Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника. Ганс демонстрирует Жизели шпагу Альберта. Раскрывается правда о том, что Альберт герцог и у него есть невеста. Девушка обманута, она не верит в любовь Альберта. Сердце её не выдерживает и она умирает. Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать.

2 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6 из 2 акта

После смерти Жизель превратилась в вилису. Ганс, мучимый угрызениями совести и чувствующий свою вину за гибель Жизели, приходит к её могиле, вилисы замечают его, кружат в своём хороводе и он падает замертво.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13 из 2 акта

Альберт не в силах забыть любимую. Ночью он приходит на её могилу. Его окружают вилисы, среди которых и Жизель. Он пытается обнять её, но она - всего лишь ускользающая тень. Он падает на колени возле её могилы, Жизель подлетает и позволяет ему прикоснуться к ней. Вилисы начинают кружить Альберта в хороводе, Жизель пытается спасти его, и он остаётся в живых. На рассвете вилисы исчезают, исчезает и Жизель, навсегда простившись с возлюбленным, но она вечно будет жить в его сердце.

Балет «Жизель» Адольфа Адама - один из самых знаменитых спектаклей мирового классического хореографического репертуара. Его премьера состоялась в 1841 году в Париже. Авторы либретто почерпнули в творчестве Гейне и Гюго тему о вилисах - невестах, умерших до свадьбы. Либретто и музыка создавались по инициативе хореографа Жюля Перро. Со временем к «Жизели» обратился и довёл до совершенства её хореографию Мариус Петипа. В начале XX столетия во время триумфальных «Русских сезонов» Сергей Дягилев привёз «Жизель» в Париж, и французы увидели свой национальный балет, бережно хранимый в России. С тех пор спектакль получил множество трактовок. Для Михайловского театра Никита Долгушин реконструировал спектакль Петипа с проверенным временем хореографическим текстом, точными мизансценами, многочисленными деталями старины.

Сюжет балета прост: юный граф, будучи обручён с богатой невестой, влюбляется в крестьянку Жизель и, скрывая свой титул, под видом крестьянина ухаживает за ней. Влюблённый в Жизель лесничий раскрывает тайну графа, Жизель узнает о его неверности и, обезумев от горя, умирает. После смерти Жизель становится вилисой, но прощает неверного возлюбленного и спасает его от мести своих подруг.

Акт первый
Юный Граф влюблён в Жизель. Он носит платье крестьянина, и Жизель принимает его за юношу из соседней деревни. Влюблённый в Жизель лесничий пытается убедить, что её возлюбленный не тот, за кого выдаёт себя. Но Жизель не хочет его слушать.
Лесничий проникает в домик, где переодевается в крестьянское платье юный граф, и находит его шпагу с гербом. Звуки рога возвещают о приближении охотников. Среди них невеста графа и её отец. Знатная дама очарована Жизелью и дарит ей своё ожерелье.
В разгар крестьянского праздника появляется лесничий. Он обвиняет графа во лжи и в доказательство показывает его шпагу. Жизель не верит ему. Тогда лесничий трубит в рог, и перед смущённым графом предстаёт его невеста. Потрясённая обманом любимого, Жизель теряет рассудок и умирает.

Акт второй
Полночь. Лесничий приходит на могилу Жизели. Вилисы поднимаются из могил, и он спасается бегством. Всех, кто появляется на кладбище, вилисы заставляют танцевать до тех пор, пока путник не падает мёртвым. Повелительница вилис вызывает из могилы тень Жизели: отныне она одна из вилис. К могиле Жизели приходит граф. Видя горе и раскаяние юноши, Жизель прощает его. Вилисы преследуют лесничего и, настигнув его, сбрасывают в озеро. Теперь такая же участь ждёт графа. Напрасно Жизель просит вилис отпустить возлюбленного, вилисы неумолимы. Издалека доносится бой часов. С восходом солнца вилисы лишаются своей власти. Граф спасён и прощён. Жизель исчезает в предрассветном тумане.

Джеральд Даулер, «Файнэншл таймс»

«Жизель» в постановке Никиты Долгушина снова в Лондоне, и неизменно прекрасна: абсолютно традиционная, с декорациями, любовно написанными «по мотивам» тех, что использовались при первой парижской постановке 1841 года. Ни в хореографической, ни в повествовательной части нет ничего лишнего: все ненужное отброшено, чтобы раскрыть суть этого балета.

Костюмы просты, особенно во втором действии с виллисами. Единственная диссонирующая нота встречается в первом действии, где охотники одеты скорее для банкета, чем для вылазки в лес. Лучше всего постановщику удался резкий контраст между солнечным, земным миром, изображенным в первом действии, и мрачным миром призраков — во втором. Мостом между двумя мирами становится сама Жизель.

Это постановка высочайшего уровня - не в последнюю очередь благодаря виллисам, душам обманутых невест, которые танцуют как один, в совершенно безупречном стиле. Редко приходится видеть такую синхронность в сочетании с такой самоотдачей. Главные роли исполняют приглашенный солист Денис Матвиенко (Альберт) и солистка Михайловского театра Ирина Перрен. Матвиенко полностью раскрыл технические возможности, которые предлагает эта роль - его соло исполнены уверенного благородства. Однако самое большое впечатление производят его сила и заботливость в качестве партнера Жизели и детально нарисованный портрет раскаявшегося подлеца. Альберт в исполнении Матвиенко сначала отталкивает нас своим неприкрытым желанием овладеть Жизелью - это вовсе не страдающий от любви юнец. Постепенно герой осознает, что его чувства гораздо глубже - и артист искусно изображает это. А во втором акте мы остро чувствуем раскаяние Альберта на могиле Жизели. Танцовщику удалось создать запоминающийся образ.

Ирина Перрен вдохновенно танцует партию Жизели. В первом действии она - до опасного наивная крестьянская девушка. Ее счастье, когда она слышит признания Альберта или принимает ожерелье в подарок от Батильды, настолько велико, что ее сердце готово разорваться. Так же ярко балерина изображает муки безумия, в которое она впадает после предательства Альберта. Тень этого предательства погружает во мрак весь мир героини и приводит к ее гибели. Ирине Перрен отлично удалось превращение Жизели: симпатичная простодушная девушка в первом действии становится горестным призраком во втором. Техника балерины прекрасно дополняет ее артистическое мастерство. Когда она замирает в арабеске, это делается не напоказ - солистка словно отрицает таким образом тяжесть земного мира. Эта постановка - настоящее достижение.

«Жизе́ль, или Вили́сы » (фр. Giselle, ou les Wilis ) - «фантастический балет » в двух актах композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа , Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне . Хореография Жана Коралли с участием Жюля Перро , декорации Пьера Сисери , костюмы Поля Лормье .

Дальнейшие редакции

В Париже

  • - возобновление Жана Коралли (декорации Эдуарда Деплешена , Антуана Камбона и Жозефа Тьерри , костюмы Альбера).
  • - постановка Жозефа Хансена (Жизель - Карлотта Замбелли).
  • - спектакль «Русского балета Дягилева » (постановка Михаил Фокина , сценография Александра Бенуа , Жизель - Тамара Карсавина , граф Альберт - Вацлав Нижинский).
  • - постановка Николая Сергеева по записям спектакля Мариинского театра, декорации и костюмы Александра Бенуа (специально для Ольги Спесивцевой).
  • - возобновление версии 1924 года в редакции Сержа Лифаря . В этом спектакле вместе с ним в 1935-1936 годах выступала Марина Семёнова . Новые декорации и костюмы - Léon Leyritz (1939), Жан Карзу (1954).
  • - редакция Альберто Алонсо (декорации и костюмы Тьерри Боске).
  • 25 апреля - редакция Патриса Бара и Евгения Полякова , приуроченная к 150-летию спектакля, оформление - Лоик ле Грумеллек (Жизель - Моник Лудьер , граф Альберт - Патрик Дюпон).
  • - возобновление балета в оформлении Александра Бенуа .

В Лондоне

  • - редакция Михаила Мордкина для Анны Павловой .
  • - спектакль «Русского балета Дягилева » (постановка Михаила Фокина , сценография Александра Бенуа , Жизель - Тамара Карсавина , граф Альберт - Вацлав Нижинский).
  • - редакция Ивана Хлюстина , балетная труппа Анны Павловой .

На российской сцене

  • - Большой театр , редакция Леонида Лавровского .
  • - Горьковский оперный театр ; 1984 год - возобновление (дирижёр-постановщик Владимир Бойков , художник-постановщик Василий Баженов).
  • - Большой театр , редакция Владимира Васильева .
  • - Ростовский музыкальный театр , Ростов-на-Дону (музыкальный руководитель Андрей Галанов, балетмейстеры-постановщики Елена Иванова и Олег Корзенков , художник-постановщик Сергей Бархин ).
  • - Михайловский театр , Санкт-Петербург (балетмейстер-постановщик Никита Долгушин)
  • 2007 - Краснодарский музыкальный театр (хореограф-постановщик - Юрий Григорович , художник -постановщик - Симон Вирсаладзе)
  • - Самарский театр оперы и балета (дирижёр-постановщик Владимир Коваленко, балетмейстер-постановщик Кирилл Шморгонер , художник-постановщик Вячеслав Окунев .
  • - Московский областной государственный театр "Русский балет"

В других странах

  • - Римская опера , редакция Владимира Васильева .
  • 2019 - Национальный академический театр оперы и балета Украины им.Т. Г. Шевченка, Киев

Оригинальные версии

  • - «Жизель », хореография Матса Эка (Жизель - Ана Лагуна , граф Альберт - Люк Боуи). Действие II акта перенесено в психиатрическую лечебницу. В том же году экранизирован самим постановщиком с тем же составом.
  • - «Креольская Жизель », хореография Фредерика Франклина , Танцевальный театр Гарлема .

Выдающиеся исполнители

На русской сцене в партии Жизели выступали Надежда Богданова , Прасковья Лебедева , Екатерина Вазем . 30 апреля года в Мариинском театре в этой партии дебютировала Анна Павлова . В году Агриппина Ваганова подготовила роль Жизели с Ольгой Спесивцевой : по существующему мнению, эта партия стала роковой для душевного здоровья балерины. В году в этой партии дебютировала одна из наиболее проникновенных и лиричных создательниц образа Жизели в XX веке Галина Уланова , в году - Марина Семёнова , в 1961 году -- Малика Сабирова .

«Этим мне давали понять, что Франция признаёт мою Жизель, как одну из лучших» - считала балерина .

В Великобритании выдающейся исполнительницей партии считалась Алисия Маркова . Алисия Алонсо , заменившая Маркову в Нью-Йорке 2 ноября года, начала с этого спектакля свою балетную карьеру. Во Франции эталонной исполнительницей считается Иветт Шовире , дебютировавшая в «Жизели» в году. Во время гастролей Парижской оперы в СССР зрители и критики были впечатлены интерпретацией другой французской балерины,

Двухактный балет «Жизель» - это фантастическая история, созданная тремя либреттистами - Анри де Сен-Жоржем, Теофилем Готье, Жаном Коралли и композитором Адольфом Аданом по легенде, которую пересказал Генрих Гейне.

Как создавался бессмертный шедевр?

Парижская публика увидела балет «Жизель» в 1841 году. Это была эпоха романтизма, кода в танцевальные постановки было принято включать элементы фольклора и мифов. Музыку к балету написал композитор Адольф Адан. Одним из авторов либретто балета «Жизель» стал Теофиль Готье. Вместе с ним над либретто балета «Жизель» работали также известный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли, который занимался постановкой спектакля. Балет «Жизель» не теряет своей популярности по сей день. Русская публика впервые увидела эту историю о трагической любви в 1884 году в Мариинском театре, но с некоторыми коррективами, внесёнными в постановку Мариусом Петипа для балерины М. Горшенковой, исполнявшей партию Жизели, которую затем сменила великая Анна Павлова. В этом спектакле для балерины важно не только хореографическое мастерство, но и драматический талант, способность к перевоплощению, поскольку главная героиня в первом акте предстаёт наивной девушкой, затем превращается в страдающую, а во втором акте становится призраком.

Либретто балета «Жизель»

В свою книгу «О Германии» Генрих Гейне вписал старинную славянскую легенду о вилисах - девушках, которые погибли от несчастной любви и по ночам встают из своих могил, чтобы губить бредущих в ночи молодых мужчин, таким образом они мстят за свои загубленные жизни. Именно эта легенда и стала основой для либретто балета «Жизель». Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись.

Т. Готье - основной разработчик либретто, он переработал славянскую легенду под спектакль «Жизель» (балет). Содержание постановки уводит зрителя от места, где возник этот миф. Все события либреттист перенёс в Тюрингию.

Персонажи постановки

Главная героиня - девушка-крестьянка Жизель, Альберт - её возлюбленный. Лесничий Илларион (в российских постановках Ганс). Берта - мать Жизели. Невеста Альберта - Батильда. Вильфрид - оруженосец, Повелительница вилис - Мирта. Среди персонажей - крестьяне, придворные, слуги, охотники, вилисы.

Т. Готье решил придать древнему мифу характер космополитический, и с его лёгкой руки страны, обычаи и титулы, которых нет в оригинальной истории, были включены в «Жизель» (балет). Содержание было скорректировано, вследствие чего были немного изменены и персонажи. Главного героя Альберта автор либретто сделал герцогом Силезским, а отец его невесты стал герцогом Курляндским.

1 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6

События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс - возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность. Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13

Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника. Ганс демонстрирует Жизели шпагу Альберта. Раскрывается правда о том, что Альберт герцог и у него есть невеста. Девушка обманута, она не верит в любовь Альберта. Сердце её не выдерживает и она умирает. Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать.

2 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6 из 2 акта

После смерти Жизель превратилась в вилису. Ганс, мучимый угрызениями совести и чувствующий свою вину за гибель Жизели, приходит к её могиле, вилисы замечают его, кружат в своём хороводе и он падает замертво.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13 из 2 акта

Альберт не в силах забыть любимую. Ночью он приходит на её могилу. Его окружают вилисы, среди которых и Жизель. Он пытается обнять её, но она - всего лишь ускользающая тень. Он падает на колени возле её могилы, Жизель подлетает и позволяет ему прикоснуться к ней. Вилисы начинают кружить Альберта в хороводе, Жизель пытается спасти его, и он остаётся в живых. На рассвете вилисы исчезают, исчезает и Жизель, навсегда простившись с возлюбленным, но она вечно будет жить в его сердце.



Вверх