Заживо замурованные в стене. Замурованные в стене. Легенда о девушке

Строительная жертва – весьма распространенный ритуал среди первобытных племен, доживший до позднего Средневековья. Его приверженцы были уверены: если в основание строящегося дома замуровать человека, то их жилище окажется под надежной защитой.

Страшный ритуал

Во многих странах мира до сих пор живы предания о людях, заживо замурованных в стены или фундаменты домов. В них настолько тесно переплелись мифы и реальность, что иногда сложно отличить правду от вымысла. Однако археологи, нередко наталкивающиеся на человеческие останки при раскопке древних сооружений, свидетельствуют о том, что страшные легенды отнюдь не плод воображения наших далеких предков.
У некоторых народов Европы, Америки и Азии долго жило поверье, что убитый и захороненный в основании постройки человек станет духом-покровителем дома, замка или даже целого города и будет оберегать его жителей в течение следующих поколений, а также обеспечит долговечность самой постройки.
Чаще всего в качестве жертвы выбирались дети или женщины, во времена Средневековья их постепенно стали заменять на животных, но иногда было достаточно человеческой крови. Среди археологических находок на месте закладки жилищ древних славян часто обнаруживались черепа быков и лошадей. Этнографы считают, что традиции устанавливать на крышах домов «коньков» – это своеобразный пережиток ритуала строительных жертвоприношений.
Впрочем, практика принесения в жертву человека сохранялась довольно долго. Самый последний пример такого ритуала был зафиксирован в 1885 году в Индокитае. Для «укрепления» города Мандалай при его основании под воротами и угловыми башнями кремля живьем были замурованы 52 человека.
В наши дни отголоском строительной жертвы является ритуал, согласно которому перед тем как зайти в новый дом, в него следует запустить кошку.

Обманутый тотем

Российский этнограф Дмитрий Зеленин считал, что строительная жертва – очень древний обычай, который сложился задолго до практики каменного строительства и представлений об арендной плате. По его мнению, первоначально этот обычай был связан с примитивными деревянными постройками и являлся своеобразным продолжением тотемических отношений людей к деревьям.
Некоторые деревья считались тотемами рода или племени и были неприкосновенными. По поверью за нарушение табу строитель здания или первый обитатель дома могли стать жертвами мстительного дерева. Чтобы предупредить трагедию, тотемным деревьям заранее приносили жертву - ребенка, пленника, раба или животное. Обманутый тотем таким образом удовлетворялся подношением и прекращал преследование.

Повторяя мироздание

Известный румынский историк религий Мирча Элиаде в ритуале принесения строительной жертвы усматривает символическое повторение на земном уровне акта творения мироздания. Действительно, во многих традиционных индоевропейских культурах человеческое жилище уподоблялось Вселенной.
Следуя такому ритуалу, в центре фундамента дома, который приравнивался к корням мирового древа, закладывалась строительная жертва, а дальше подобно Вселенной, которая в мифологическом представлении «разворачивалась» из единого начала, дом «разрастался» из тела жертвы.
«Согласно целой группе мифов не только Космос, но и съедобные растения, человеческие расы и даже различные общественные классы зарождаются в результате принесения в жертву Первого существа, из его плоти, – пишет Элиаде. – Именно на этом типе космогонических мифов основываются жертвоприношения при строительстве».

Клади быка

Обычай строительной жертвы был одинаково усвоен и первобытными племенами, и высококультурными народами. Он прижился и в христианской Европе, что давало повод священнослужителям трактовать его по-своему.
Так, католический богослов-этнограф Иоганн Зепп писал: «Предвечный отец положил своего собственного сына краеугольным камнем всего создания, чтобы спасти мир от истления и через смерть невинного остановить яростный натиск адских сил». В жертве при закладке дома Церковь усматривала аналогию с Божьим сыном, который крестными муками заложил фундамент здания всего христианского мира.
Но, разумеется, христианская Церковь противилась человеческим жертвоприношениям. Например, сборник церковных правил и императорских постановлений, составленный в Византии, гласил: «При постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент, тому наказание - 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана или быка, или козла». Довольно мягкое наказание за человекоубийство.

«Пусть погибнет она за весь город одна»

Не только семьи или племена, но и жители целого города зачастую имели общего духа-покровителя. Чтобы обеспечить благосклонность такого духа ко всем горожанам, сербы, например, практиковали обычай закладки жертвы в городские стены. Они считали, что ни один город не устоит, если при возведении укреплений не замуровать живого человека или хотя бы его тень. Именно поэтому западные и южные славяне всегда обходили стороной строящийся дом, так как верили, что если их тень ненароком попадет на стену новостройки, то их непременно постигнет смерть.
Один из князей рода Радзивиллов, видимо, верил в эти легенды, а поэтому решил замуровать в постоянно рушившуюся башню крепостной стены города Биржи молодую пару. Как показала история, башня и стены еще долго простояли, охраняя город от посягательств неприятеля.
В древней Японии существовал ритуал хитобасира, согласно которому жертву (обычно мать с младенцем) замуровывали заживо в одну из опор будущего строения. Считалось, что такой обряд должен защитить постройку в случае землетрясения, военных угроз и прочих бедствий. Документально подтверждено, что в 1576 году в основание замка Маруока была замурована слепая крестьянка.
Экскурсоводы Нижнего Новгорода также могут поведать леденящую сердце историю человеческого жертвоприношения, когда в основание одной из стен Новгородского кремля живьем была закопана молодая супруга местного купца Григория Лопаты. «Пусть погибнет она за весь город одна, мы в молитвах ее не забудем. Лучше гибнуть одной, да за крепкой стеной, от врагов безопасны мы будем!» – приговаривал закапывающий девушку мастер.

На чью-либо голову

Не менее древним признано поверье, по которому жертвоприношение при закладке дома спасает его жильцов от близкой смерти. Например, в современной Греции некоторые верят: кто первым пройдет мимо только что построенного здания, тот умрет в ближайшем году. Чтобы избавить человека от печальной участи, каменщики убивают ягненка или черного петуха.
В России также верили, что новое здание строится «на чью-либо голову»: в нем кто-либо должен в скором времени умереть и этим «обновить» дом. Поэтому, перед тем как первый человек войдет в построенный дом, на пороге отрубали голову курицы, но ее мясо не ели. В северных губерниях обходились без жертв, в первую ночь в дом запускали петуха или кошку, и только затем туда въезжали новоселы.

Выбрать покровителя

Строительные жертвы приносились не только для задабривания или приглашение в дом духа-хранителя, но и для того, чтобы сама жертва стала покровителем дома. Немецкий филолог и этнограф Пауль Сартори писал, что «в старину при постройке жилых домов зарывали в землю или замуровывали в стены людей, именно детей - или в качестве жертвы примирения, или же для того, чтобы получить активного духа-защитника новому зданию».
Но здесь важно было соблюдение одного условия: приносимый в жертву человек должен был пойти на заклание добровольно. Нетрудно догадаться, что таких находилось немного. В средневековой Европе строители нередко выкупали у обездоленной матери ребенка, надеясь, что он может выступить в роли такой добровольной жертвы.
Этнограф Дмитрий Зеленин считал, что представление о возникновении из замурованного человека «активного духа-хранителя» жилища явно связано с примитивной идеологией, в силу которой все убитые и вообще погибшие преждевременной и насильственной смертью продолжают загробную жизнь на месте своей несчастной смерти или могилы.

На благополучие

Если в Западной Европе в качестве строительной жертвы предпочитали использовать живых существ, то в русской традиции чаще всего обходились без кровопролития. Много подобных примеров приводит знаменитый исследователь славянской культуры Александр Афанасьев. В частности, он пишет, что «крестьянин прежде, нежели начнёт класть основные звенья сруба, закапывает в землю у переднего угла несколько мелких монет и ячменных зёрен, чтобы в новом доме не переводились ни хлеб, ни деньги».
Для процветания и богатства дома под углы первого венца бревен обычно клали клочок шерсти или горсть зерна, а в основание дома помещали кусок хлеба, щепоть соли и частицу меда. В этих же целях при укреплении матицы, на которую предстояло настилать потолок, привязывали вывороченный мехом наружу полушубок, каравай хлеба, пирог или горшок с кашей.
С верхнего венца новоселы могли разбрасывать хлебные зерна и хмель, а в переднем углу дома - устанавливать зеленую ветку: все эти меры с точки зрения славян должны были обеспечить здоровье и благополучие всех членов семьи в их новом жилище.

Замуровывание

Замурованные из Каркассона. Гравюра с картины Жана-Поля Лорана. XIX в. Частн. кол.

К заточению навечно, или замуровыванию, в Европе XIV века приговаривали суды инквизиции. Эта казнь, входившая в число высших мер наказания, заключалась в том, что приговоренного помещали в каменный мешок, наглухо заделывая выходы. Замурованные медленно умирали от голода, жажды и недостатка воздуха.

Замуровывание существовало в Древней Греции. Софокл вскользь упоминает о нем в «Антигоне». Нарушив запрет царя Фив Креона, Антигона предала земле тело Полиника. Тиран вынес приговор: Антигона должна была умереть от голода и жажды в пещере, откуда не могла выйти.

Приговор к забвению. Гравюра. Частн. кол.

Та же участь ждала нарушивших обет весталок - жриц богини домашнего очага Весты, которые отбирались из числа юных девственных римлянок. На деле их чаще всего закапывали заживо, как предписывал религиозный кодекс.

В Японии в XIV и XV веках приговоренных замуровывали в опоры строившихся мостов, чтобы их дух придавал сооружению большую прочность.

Во Франции альбигойская инквизиция неоднократно приговаривала к замуровыванию еретиков из Альби, Тулузы и Каркассона. Один из эпизодов истории каркассонской инквизиции начала XIV века вдохновил Ж.-П. Лорана на создание полотна «Освобождение замурованных»: рабочие в присутствии членов муниципалитета разбирают каменную стену, преграждающую вход в тюрьму.

Замуровывание было приговором к забвению. И грозило оно не только еретикам. Веками ни закон, ни обычаи не устанавливали каких-либо четких правил содержания осужденных в тюрьмах. Таким образом, заточение зачастую означало негласный смертный приговор. В середине XIV века в одном только Париже насчитывалось от двадцати пяти до тридцати «специальных тюрем», не считая «каменных мешков» многочисленных религиозных сообществ. В камере на улице Таннери размером три с половиной на два метра десять сантиметров содержали до двадцати узников. Каждую неделю оттуда выносили несколько трупов.

В тюрьмах Большого и Малого дворцов, в Бастилии, Консьержери и Фор-Л’Эвек имелись подземные карцеры, практически лишенные доступа воздуха и света, где человека ждала неминуемая смерть.

В «нижних уставах» Малого дворца человек умирал от удушья в течение одного-двух дней.

Некоторые камеры в застенках аббатства Сен-Жермен-де-Пре находились под землей на глубине больше десяти метров. Своды были настолько низкие, что человек не мог выпрямиться во весь рост. От застоявшейся воды загнивала солома. Оказаться в подобной камере значило попасть в «рабство», «птичью клетку», «колодец», «флягу», «каменный мешок», «гроб» - все эти недвусмысленные названия и сегодня внушают ужас.

Застенки Бастилии. Гравюра с рисунка Уэльта. XVIII в. Частн. кол.

По свидетельствам той эпохи, в Гран-Шатле существовал закуток под названием «дамба Гипократа», где узники не могли ни лечь, ни встать, а их ноги всегда находились в воде.

Один из последних приговоров к замуровыванию светский суд вынес Рене Вермандуа в 1485 году. За убийство мужа ей полагалось быть сожженной на костре. Король помиловал ее, с согласия парламента приговорив к заточению и замуровыванию на кладбище «Святых мучеников», где она должна была закончить свои дни. В соответствии с приговором на кладбище построили камеру, женщину завели внутрь и навсегда замуровали выход.

Наверное, вы читали готические истории о том, как в стенах зданий замуровывали клады или людей? Оказывается, такое может вполне происходить на самом деле! В стенах находят различные вещи, а также тела людей и животных, возраст которых может равняться нескольким столетиям. Конечно, чаще они попадают туда по чьему-то умыслу, а не по случайности.

В старину существовало поверье, что здание будет стоять крепко, если в его стену замуровать живого человека. Рассказывают даже легенду о жене средневекового каменщика, которую принесли в жертву во время строительства замка, но разрешили через отверстие выкормить грудного ребенка… Говорят также, что Иван Грозный имел обыкновение замуровывать несчастных, убитых и замученных по его приказу, в стенах Кремля. Ну, конечно, не сам, а руками слуг…

Так или иначе, но трупы в стенах действительно находили. Один подобный случай приключился в 1850 году в Париже. В одной из квартир во время ремонтных работ из пространства между стенами вывалилась мумия ребенка. Хозяевам квартиры предъявили было обвинение в убийстве, но впоследствии врач установил, что ребенок умер много лет назад.

В 2008 году в США были найдены останки женщины и ее сына, пропавших год назад. После развода Рикки Чекевдиа и его мать поселились в доме бабушки - Дайан Доббс. В старом доме было много секретных ходов, в которых мальчик обожал играть. В одном из этих ходов, в пространстве между стенами, и обнаружили оба трупа. Расследование показало, что миссис Чекевдиа была очень неуравновешенной женщиной и часто агрессивно себя вела по отношению к сынишке. Предположительно, она убила Рикки в приступе гнева, а затем затащила его тело в тайный ход и там же покончила с собой…

В XVII-XVIII столетиях в Великобритании существовал ритуал замуровывать в стены кошек, с тем чтобы оберегать дом от злых сил. Сегодня при строительных работах из стен нередко извлекают мумифицированные трупики животных. Например, мумия кошки была найдена в стене средневекового коттеджа в графстве Ланкашир, где в начале XVII века, по преданиям, устраивались колдовские шабаши. По-видимому, с защитными целями в стены замуровывали и обувь. Такая традиция существовала в Европе, Азии и Америке. Так, в стенах готического дворца Лидберг в Германии была обнаружена целая коллекция обуви, которой 300 лет.

По всему миру во время ремонта люди находят в стенах одежду прежних владельцев. Иногда это грязное белье. Порой рядом с одеждой лежит записка, представляющая собой дружеское послание к тому, кому достанется находка… Это тоже традиция, хотя уже современная: люди стремятся оставить память о себе там, где они жили прежде…

Нахождение в стенах разного рода магической атрибутики - отнюдь не редкость. Например, в 2009 году при реконструкции дома XVII столетия в Великобритании строители нашли в стенах бутылки, заполненные мочой, калом, волосами и обрезками ногтей. В одной из бутылок находился кусок человеческой кожи в форме сердца , проткнутый длинным ногтем.

Удалось выяснить, что 400 лет назад в доме жила женщина, которую называли ведьмой. По этой причине ее муж развелся с ней - были даже найдены документы о разводе. После смерти женщины здание долго стояло заброшенным, так как местные жители считали, что на нем лежит проклятие…

Находить замурованные сокровища тоже случается. Так, есть легенда о том, что в 1502 году итальянский государственный деятель Пьеро Содерини нанял великого живописца Леонардо да Винчи, чтобы тот нарисовал на стене его особняка сцены из знаменитой битвы при Ангиари. Впоследствии, после кончины Содерини, другого художника, Джорджо Вазари, попросили закрасить фреску, но он не захотел уничтожать шедевр искусства и просто замаскировал его.

В 1970 году искусствовед Маурицио Серачини нашел на стене в том самом особняке следы старой краски. К тому же, на фреске, нарисованной Вазари, в этом месте была надпись: "Cerca Trova" - "Ищите и найдете". Исследователю не позволили ломать стену, но он считает, что стена с картиной является ложной и построена Вазари с целью скрыть фреску да Винчи…

Проводя ремонт дома в Огайо, строитель Боб Китс нашел 182 тысячи долларов периода Великой депрессии. По-видимому, их спрятал бывший домовладелец, бизнесмен Патрик Данн. В результате долгих судебных разбирательств клад поделили между Китсом, нынешним владельцем здания Амандом Рисом и родственниками Данна.

В 2007 году состоялся обыск в доме гангстера Фрэнка Калабрезе (Оук-Брук, штат Иллинойс). Было известно, что он спрятал где-то в своем жилище крупную сумму денег, драгоценности и оружие. Действительно, сломав фундамент и разобрав перегородки, судебные агенты нашли около ста единиц огнестрельного оружия, гору боеприпасов, а также денег и драгоценностей более чем на десять миллионов долларов.


В фольклоре многих народов фигурируют жуткие истории о замурованных заживо людях. За что же их постигла такая страшная смерть? Считалось, что одних наказывали за преступления, явные или вымышленные. А другие должны были вечно оставаться сторожами и хранителями того места, в котором нашли свою смерть. И все могло бы считаться просто народными сказками, если бы строители и археологи в ходе работ иногда не натыкались бы на такие жуткие находки.

Из истории жертвоприношений


Но начнем по порядку, с самого начала. Народы древности (а некоторые практически и до сегодняшнего времени) считали, что богов и духов надо как следует умилостивить, если хочешь что-то от них получить.


Все логично: люди ведь тоже предпочитают не работать задаром. Также и духи, если хочешь получить что-то значимое и ценное, надо и заплатить соответственно. А что предпочитают духи и боги? А это в зависимости от «специализации» и характера невидимой сущности.


Добрые духи и боги примут в жертву цветы, масло, благовония, вино, а более серьезные хотят и серьезных даров, часто в виде кровавых жертв. Такие серьезные невидимые помощники всегда считались и более сильными. Поэтому, чтобы их задобрить приносили в жертву живых: животных, а в самых серьезных случаях – людей.

Человеческая жизнь в давние времена особо ценной не считалась, причем не только у каких-то там диких племен, но и у самих цивилизованных народов Европы. Сказки и предания отражают давно ушедшие суровые реалии. Помните, сказку про Мальчика-с-пальчик? В голодный год семья попросту оставила детей в лесу, кормить же нечем.


Есть белорусское предание о том, что немощных стариков положено было отвозить в лес умирать. В своей литературной сказке об этом написал классик белорусской литературы В.Короткевич. У Джека Лондона есть рассказ на эту же тему, как индейцы уходили в более благоприятные места, бросая стариков.


Время было такое, от лишних ртов избавлялись без сожаления. Поэтому, чтобы попросить для племени/народа урожая, благополучия или избавления от опасности, приносили в жертву людей. Про ацтеков, которые массово резали пленников в угоду своему богу Солнца написано много.


Но не только индейцы этим отличались. И не только тогда. Одно из затерянных в джунглях племен Индии еще в 20 веке практиковало подобный обычай. Они брали ребенка, чужого, воровали или покупали – не суть важно. Ребенка несколько лет растили, ни в чем не отказывая. А затем, в нужный день, приносили в жертву на полях, причем самым зверским образом.


Считалось, чем больше мучается жертва, тем лучше будет урожай и благосклоннее духи. Так что, как видим, обычай жертвоприношения был везде и даже совсем недавно. С течением времени нравы все же смягчались и человека начали заменять животными. Особо ценными. Кстати, все помнят сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Но вряд ли задумывались об истоках сказки. По одной из версий братец Иванушка – заместительная жертва. Часто же в нужных случаях человеческие жертвы заменяла лошадь или корова. Это были очень ценные животные в древности, их было немного, их берегли.


И в жертву приносили только в крайнем случае, например, на похороны князей. Или при строительстве особо важных зданий. В Европе, кстати, находят скелеты лошадей …. под старыми церквями! Обереги из лошадиных костей вообще были ценными.


Над славянскими жилищами вешали конские черепа. Вряд ли лошадей специально убивали для этого, скорее, брали уже «готовые». Но и убивали тоже, в самые ответственные моменты. В качестве жертвы при строительстве зданий, мостов и т.д. использовали свиней, петухов.


Иногда их резали, а бывало, что и закапывали живьем. Видимо, считалось, что так они лучше будут стеречь вверенную им постройку. И местные духи будут довольны и не станут вредить. Видимо, логика у древних строителей была такая.

Гольшанский замок в Беларуси


И вот мы добрались, наконец, до жертв капитального строительства. Судя по преданиям, человеческие жертвы чаще приносили не «на всякий случай», хотя и такое могло быть, а когда строительство не ладилось. Раз стройка не идет, значит, духи гневаются, рассуждали люди. И их надо задобрить подходящей жертвой.


Подобная легенда существует о старинном замке в Гольшанах, Беларусь. Однажды хозяин замка велел построить башню. Но, как ни старались рабочие, стены постоянно осыпались. Князь торопил строительство и начал гневаться, а гнев князя в те времена, сами понимаете, не шутка.

Тогда и решили принести жертву, решили, что ею станет первый, кто придет на стройку утром. Первой прибежала молодая жена одного из рабочих. Хотела побыстрее принести завтрак любимому мужу... Башня была достроена и простояла до нашего времени. Замок за прошедшие столетия сильно пострадал, на многие части все еще были целы.
7 самых страшных мест Украины, посетить которые решаются далеко не все туристы .

Есть в Беларуси небольшой городок Гольшаны. Славится он своим знаменитым замком – резиденцией рода Сапег, возведенной в первой половине XVII века. В настоящий момент главную достопримечательность замка составляют… привидения.

Белая дама

О Белой даме из Гольшанского замка знают многие любители таинственных историй. Как рассказывает легенда, одну из стен замка долгое время не могли возвести: она постоянно обрушивалась. Тогда кто-то вспомнил о древнем обычае: чтобы здание было прочным, нужно замуровать в его стену живого человека, желательно – молодую девушку или ребенка. Подумав, строители решили, что при выборе будущей жертвы справедливо будет положиться на волю случая – пусть погибнет та женщина, которая первой принесет обед мужу…
Очень быстро шла молодая жена к своему супругу, почти бежала – не могла иначе: уж больно любила его, соскучилась, да и обед хотела принести горячим.


Но нерадостно встретил ее муж, мрачны были лица и других строителей. Некоторые варианты легенды гласят, что после того, как вложили в стену последний камень, муж женщины покончил с собой, а его труп замуровали рядом с ней.
Эта история осталась бы одной из множества мрачных средневековых легенд, если бы в 1997 году при ремонтных работах строители не наткнулись на скелет женщины. Ее поза позволяла сделать вывод, что, скорее всего, она была замурована в стену живой. Также об этом свидетельствовали сломанные пальцы рук, которыми несчастная царапала стену в тщетных попытках выбраться.
Скелет похоронили, однако без соблюдения христианского обряда. Рабочие, нашедшие его, в скором времени умерли один за другим, и все – при странных обстоятельствах.
Привидение, которое называют Белой дамой, то и дело появляется в замке, наводя ужас на сотрудников художественного музея, расположенного там.
История девушки, принесенной в жертву при постройке здания, вовсе не является уникальным сюжетом. Советский этнограф Д.К. Зеленин (1878-1954) в своей работе «Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов» приводит множество примеров легенд о строительной жертве, самые показательные из этих историй будут приведены далее.

Любопытная Алена

В книге А.А. Навроцкого «Сказания минувшего. Русские былины и предания в стихах» (1896) имеется баллада под названием «Коромыслова башня».
Основу ее сюжета составляет предание о том, что при постройке Новгородского кремля была заживо закопана в землю некая Алена, жена купца Григория Лопаты. В тот день женщина слишком поздно проснулась и, чтобы успеть сделать всю работу по дому, решила пойти к реке за водой коротким путем – по тропинке, идущей по склону горы.
Возвращаясь, около городской стены женщина увидела яму. Любопытство заставило ее подойти поближе и заглянуть туда. Строители тут же окружили Алену, попросили попить. Едва женщина сняла коромысло с плеч, как ее схватили, привязали к доске и опустили в яму. Коромысло и ведра закопали вместе с ней – так велел обычай.
Надо сказать, что строители отнюдь не бестрепетно совершили жуткий поступок – они долго не соглашалась закапывать несчастную, однако главный мастер убедил их в необходимости принесения строительной жертвы:

Пусть погибнет она за весь город одна,
Мы в молитвах ее не забудем;
Лучше гибнуть одной,
да за крепкой стеной
От врагов безопасны
мы будем!

Эти строки поэта ХIХ века А.А. Навроцкого из поэмы «Коромыслова башня» в предельно четкой форме объясняют причину совершенного ритуала. Его цель – оградить город от бед путем принесения человеческой жертвы.
Интересно, что подобного рода жертвоприношения совершались в христианскую эпоху, строитель – один из героев поэмы – даже говорит о том, что погибшую будут поминать в молитвах. Безусловно, это свидетельствует о теснейшем переплетении в сознании людей христианских и языческих верований. Приведенная легенда полна бытовых деталей, за счет которых воспринимается как реальная история. Если когда-нибудь при строительных работах в Новгородском кремле откопают скелет женщины – это будет неудивительно.

Плачущие стены

Легенды о строительной жертве встречаются по всему миру. Правда, замуровывают не всегда женщин. Например, в Грузии есть сказание о Сурамской крепости, отраженное в народной песне «Сурамисцихе». По ее мотивам снят фильм Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости» (1984). При постройке цитадели стены ее несколько раз обрушивались. Царь приказал найти жертву – единственного сына одинокого человека. Можно только гадать о причинах такой избирательности – возможно, принесение жертвы должно было быть сопряжено с максимальным количеством страданий. Так или иначе, на роль жертвы был избран юноша Зураб, сын одинокой вдовы. Песня передает диалог матери с замуровываемым сыном.
Женщина несколько раз спрашивает его: «До какого места ты заложен?» Тот отвечает: «По щиколотку, по живот, по грудь, по шею…» По легенде, слезы плачущего Зураба до сих пор просачиваются сквозь камни крепости…

Материнская любовь

В сербской народной песне «Постройка Скадра» находим другой вариант строительной жертвы – в стену крепости была замурована молодая женщина, мать грудного ребенка. Песня рассказывает, что по просьбе жертвы в стене оставили два отверстия: для груди, чтобы женщина в течение года могла кормить своего ребенка, и для глаз, чтобы она могла его видеть. Удивительно, однако в песне ничего не говорится о том, что женщина в это время чем-то питалась. Возможно, такая деталь просто упущена, и замурованную в стене мать кормили через оставленное на уровне лица отверстие. А может быть, при формировании окончательного текста песни «Постройка Скадра» сыграла свою роль средневековая вера в чудо – автор был убежден, что замурованную женщину незримо питали высшие силы.
Так или иначе, но после того как младенца отняли от груди, мать замуровали окончательно. Среди местных женщин бытует суеверие, что из стены в том месте, где замурована несчастная, временами сочится белая жидкость. Ее следует собирать и пить матерям, которые имеют проблемы с кормлением грудью.

«Я тебя совсем не вижу!»

В роли строительной жертвы могут выступать и дети. Легенда рассказывает, что при возведении крепости в тюрингском городе Либенштейн (сейчас она полуразрушена) в стену была замурована маленькая девочка, дочь женщины-бродяжки, которая сама продала строителям ребенка и даже присутствовала при замуровывании.
Девочку угостили сладостями и принялись закладывать проем, в котором она стояла, камнями. Ребенку казалось, что все происходящее – веселая игра. «Мама, мама, а я тебя вижу!» – кричала малышка вначале. Но отверстие становилось все меньше и меньше, и девочка принялась просить оставить ей хотя бы маленькую щелочку, для того чтобы смотреть на мать. Как и в новгородской легенде об Алене, мастеру не так-то просто было завершить страшное дело. В конце концов, работу доделал его ученик. «Мама, мама, я тебя совсем не вижу!» – донесся отчаянный крик. Говорят, что потом в течение многих лет по ночам в тех местах можно было услышать жалобный плач ребенка. Другие легенды уверяют, что до сих пор по развалинам крепости и в окрестных лесах бродит привидение бессердечной матери, после смерти раскаявшейся в своем преступлении…

Яйцо вместо птицы

Не подлежит сомнению, что в основе историй о строительной жертве часто (хотя, подчеркнем, далеко не всегда) лежат подлинные факты. В чем же причина жуткого, с точки зрения современного человека, ритуала? Объяснений может быть много. Во-первых, бытовало поверье, что душа замурованного человека станет своеобразным хранителем здания. Во-вторых, жертва могла служить для задабривания местных духов, которые были потревожены строительством.
Однако самое убедительное объяснение предлагает Д.К. Зеленин. Он справедливо указывает на то, что до появления каменных зданий люди жили преимущественно в деревянных домах. Древний человек был убежден, что деревья имеют душу и рассерженные древесные духи могут вредить людям, живущим в доме.
Желая договориться с духами деревьев, люди приносили им жертву – обычно кого-нибудь, имеющего низкий социальный статус: пленника, женщину, ребенка. По мере развития человеческого общества принесение в жертву людей стало вытесняться жертвоприношением животных, а то и вовсе неодушевленных предметов.
В 1874 году при ремонте городских ворот в Аахене (Германия) нашли мумифицированную кошку. Судя по всему, она была замурована в башне ворот при ее закладке в 1637 году.
В 1877 году в фундаменте одного из берлинских домов нашли скелет зайца и куриное яйцо. Это здание было построено в XVI веке. Очевидно, строители решили, что яйцо может быть рассмотрено как эквивалент птицы. Со временем на зловещий обряд было наложено табу, но в народной памяти остались легенды, полные трагизма…



Вверх