Занятие в детском саду тема цирк. Конспект открытого занятия «Цирк. Дидактическая игра «Найди тень»

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в цирк» (открытое занятие для родителей)

Шваб Екатерина Валерьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Лоухский детский сад, п. Лоухи, Лоухского района, Республика Карелия

Описание:
Сценарий может пригодиться музыкальным руководителям, воспитателям детских дошкольных учреждений.
Цель:
Обобщение знаний детей о цирке, цирковых профессиях.
Задачи:
Образовательные:

Продолжать учить детей различать характер музыки, регистры (низкий, высокий)и передавать их в игре на музыкальных инструментах, в играх- инсценировках.
Учить петь петь выразительно, легким звуком, стремиться к более чистому интонированию звука.
Развивающая:
Развивать творческие проявления детей в музыкально-ритмических движениях, играх.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к животным,коммуникативные качества личности.
Атрибуты:
На первом стенде портреты композиторов Д. Б.Кабалевского, П.И.Чайковского, Р. Шумана, иллюстрации произведений «Полька», «Смелый наездник», «Клоуны», карточки с составными частями музыки (3-х частная форма), на втором стенде - иллюстрации фотографий клоунов, дрессировщика лошадей, дрессировщицы медвежонка. На третьем стенде картинки цирковых профессий: конферансье, фокусника, канатоходки, гимнастки, жонглёра, дрессировщика лошадей, силача.
Для инсценировки произведения «Клоуны» Д.Кабалевского: дудочка, скрипка, два колпака.Для игры на музыкальных инструментах произведения «Полька» П.Чайковского, шумовые музыкальные инструменты: ложки, бубны, барабан.
Для распевания «Котёнок и божья коровка» две маски на голову.

Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал и встают в одну шеренгу.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, дети!
Дети:
Здравствуйте!
Музыкальный руководитель:
У нас сегодня гости,ваши мамы и папы, давайте с ними тоже поздороваемся!
Дети:
Здравствуйте!


Музыкальный руководитель:
Вы любите цирк?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и побываем в цирке,. На поезде ехать долго, да и на автобусе тоже долго. А как же сразу оказаться в цирке?
Воспитатель:
Я, кажется, придумала, надо воспользоваться волшебными словами...
(Дети закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя, говорят)


«Вправо-влево повернись, в весёлом цирке окажись»
Пока дети поворачиваются- музыкальный руководитель разворачивает стенд с картинками цирковых профессий к детям.
Музыкальный руководитель:
Вот мы и оказались в цирке и кого мы там увидели? Я думаю людей, которые там работают. Кто же работает в цирке?
Показ картинок-
1.Конферансье (человек, который объявляет, кто будет выступать перед зрителями),
2.Гимнасты
3.Дрессировщики зверей
4.Клоуны
5. Канатоходка
6.Фокусники


Музыкальный руководитель:
Мы с вами немного вспомнили, про артистов цирка, и в самом начале представления начинается праздничное шествие перед зрителями, именно кто сегодня перед ними будет выступать, вот и мы превратимся в артистов цирка и красиво пройдём перед нашими зрителями и гостями.
Все готовы?
Уважаемая публика, встречайте наших артистов бурными аплодисментами!

Упражнение «Парад- алле»- музыкально- ритмическая композиция
В конце упражнения, дети стоят вдоль стены в шеренгу.
Музыкальный руководитель:(обращается к родителям)
А сейчас перед вами выступают дрессированные звери!
Парами скорей вставайте,
дружно пляску начинайте!


Дети встают парами по кругу на танец.
«Танец зверят вокруг ёлки» А.Евтодьевой
Музыкальный руководитель:
Мы на стульчики пойдём
И немного отдохнём.
Дети друг за другом идут и садятся на стульчики
Музыкальный руководитель:

В каждом цирке есть оркестр, который сопровождает все цирковые номера красивой музыкой, вот и мы тоже с вами немного поговорим о музыке и музыкантах.
Посмотрите перед нами наши любимые композиторы.
-Кто такие композиторы?
-Каких вызнаете композиторов? Назовите!(ответы детей)

Вот серединка у цветка, а лепесточки висят перевёрнутые на стенде. Мы будем постепенно открывать лепесточки у цветка.
Я буду играть отрывок музыки–а вы будете называть, как называется это произведение. Слушайте отрывок первого лепестка (музыкальный рук-ль играет отрывок)
1. «Клоуны» Д. Кабалевского

2. Сколько частей
3.Про что оно?
4.Какой композитор написал?
Музыкальный руководитель:
Давайте с вами изобразим наших клоунов.
Весёлый клоун будет играть на скрипке,
грустный клоун будет играть на дудочке.
А остальные дети на музыку весёлого клоуна будут хлопать в ладоши, на музыку грустного клоуна - играть на дудочке, чтобы поддержать нашего грустного клоуна и у него сразу станет веселее.


Выходят желающие дети изобразить двух клоунов, воспитатель помогает одеть «клоунам» колпачки, музыкальный руководитель даёт скрипку и дудочку.
Музыкальный руководитель исполняет на инструменте произведение «Клоуны»-дети изображают их.

Музыкальный руководитель:
А сейчас перед нами второй лепесток.(играет отрывок)
2. Полька» Чайковского
1.Как называется произведение?
2. Сколько частей
3.Про что оно?
4.Какой композитор написал?(ответы детей)
Музыкальный руководитель:
Давайте мы тоже превратимся в музыкантов цирка и сыграем произведение
П. И. Чайковского «Полька», а выступать на арене будут дрессировщица - девочка и медвежонок.
(барабаны-1-человек, девочки- бубны остальные мальчики-ложки)
Когда будет звучать музыка танца девочки- будут играть бубны и ложки, когда будет звучать музыка медвежонка-будет играть барабан.
Игра на музыкальных инструментах «Полька» П.И. Чайковского


Музыкальный руководитель:
Молодцы, хороший оркестр у нас получился, а вот и последний лепесток, слушайте отрывок музыки.
3. «Смелый наездник» Р. Шумана
1.Как называется произведение?
2. Сколько частей
3.Про что оно?
4.Какой композитор написал?
В цирке тоже выступают дрессированные лошади, они могут красиво скакать, танцевать и даже кланяться. А дрессировщики выполняют на лошади разные упражнения.


Музыкальный руководитель:
В цирке не только есть оркестранты – музыканты, иногда выступают перед публикой и певцы, вот и мы будем выступать, и петь песни. А прежде чем артисты идут на сцену, они упражняют свой голос.

«Бабочка и божья коровка»А.Евтодьевой
1.Пение вместе
2. Пение по подгруппам.
3.Пение индивидуально.

И, конечно, наши песни:
"Ёлочный хоровод» А.Евтодьевой
1) сидя
2) в хороводе


«Кто там ходит – бродит» А. Евтодьевой
1) Пение без сопровождения (стоя в кругу с движениями)
2) Пение с сопровождением, в хороводе

Музыкальный руководитель:
Мы и пели, танцевали,
а в игру мы не играли..
А поиграем мы в игру «Море волнуется», будем изображать зверей цирка.
У кого лучше всех будет изображена фигура, тот и будет ведущим
Игра «Море волнуется»
1-2-3-4-5! Начинаем мы играть!
По морю плывем, летаем,
Фигуры мы изображаем!
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три ….


...Фигура тигра замри
Ветер дует, задувает, сломать фигуры он мечтает
Ни чего не получается – стоят фигуры не качаются!
Фея ленточкой взмахнула, снова гибкость всем вернула,
Детками стать приказала – начинай игру сначала!
Игра повторяется...


.....Фигура Обезьянки ЗАМРИ!

Музыкальный руководитель:
А наши родители тоже,наверное хотят с нами поиграть!
Даёт палочку с султанчиком и ленточкой родителям.


....Фигура Дельфина ЗАМРИ!

Музыкальный руководитель:
Вот мы и побывали в цирке, поиграли, послушали музыку, потанцевали. Понравилось вам? Что кому больше всего понравилось?
А как же нам обратно вернуться в детский сад?
Воспитатель:
«Вправо-влево повернись, в детском садике окажись»
(звучит волшебная музыка- дети кружатся и говорят слова)

Сегодня буду рассказывать вам о нашем новом тематическом занятии – Цирк. Немного истории. Сейчас у меня проходит семинар «Как подготовить и провести тематическое занятие» и одна из участниц семинара, Эльвира подготовила для своей дочки занятие по теме Цирк. Пока я смотрела фото к этому занятию, Дашка увидела фотографию с шариками-клоунами и затребовала таких же и вообще ей очень стало необходимо поиграть в цирк.

Случилось это все вечером, а на утро меня разбудил мячик, попавший мне в голову (Даша решила стать жонглером) и заявление, что сегодня мы будем играть в цирк. «Как сегодня?» — в ужасе подумала я, но делать нечего!

Отправной точкой в наших играх стали клоуны шарики от Эльвиры и еще клоуны гимнасты на прищепках. Уж очень мне эта идея понравилась. А дальше я быстро нашла в интернете несколько фото клоунов, пару заданий обводилок и мы начали играть.

Итак, мы взяли ручки для созданий грима и раскрасили лица друг другу. Папа стал клоуном, Даша фокусником, а меня назначили балериной цирка (Дашка сама занималась моим «макияжем»).

Чтобы понять, где мы оказались, я написала на доске слово цирк и много букв под ним. Даша должна была выбрать нужные буквы и соединить их в правильном порядке. Далее к нам в гости пришел клоун (папа) Смешинчик и стал веселить нас. Чтобы ему не было скучно мы нарисовали части лица на бумаге, раскрасили их и приклеили к шарикам на двусторонний скотч. Представление продолжилось уже с ними. А потом в благодарность Смешинчику Даша нарисовала его портрет (у нее была заготовка обводилка) и подарила клоуну.

Даша немного погримасничала, показывая эмоции радости, печали и т.д. и отправилась устраивать выступление на шаре. Она кувыркалась на фитболле сначала с моей помощью, а потом просто держась за кровать. Скакала так, что у нас даже иногда сердце замирало, все, как в настоящем цирке!

Далее выяснилось, что у клоуна возникли проблемы с нарядом и его постирали так, что образовались белые пятна. Дашенька решила помочь ему и привести наряд в праздничное состояние. Для этого она с помощью щипцов выложила на него блестящие помпончики, а на шарики пуговички нужного цвета.

Чтобы понять, сколько работы она проделала, мы стали считать пуговицы. 6 желтых пуговиц + 6 желтых пуговиц = 12. 6 красных + 3 красных = 9 и т.д. Посчитав все пуговицы одного цвета, и записав ответы на бумажке, Даша выставила их в нужном порядке от самой большой цифры к самой маленькой. Победили желтые пуговички.

Далее мы воспользовались идей Эльвиры и прикрепляли прищепками клоунов-гимнастов под куполом цирка (не забыв, что прищепки должны располагаться так, чтобы читалось Цирк).

После гимнастов на арену вышли 3 слона разного размера и 3 клоуна, но все так перемешались, что клоуны не могли найти своего слона по росту и Даша помогла им воссоединиться, проведя пластилиновую дорожку от клоуна к слону.

Дашка выложила с помощью магнитного конструктора арену и места для зрителей и как конферансье приглашала выступающих. Первыми на арену выехал паровоз с животными стран мира. Даша объявила каждого из них, рассказав кто, где живет и чем он уникален. Далее паровоз совершал движения по арене, а Даша им управляла. Это было сделать сложно, так как вагоны постоянно отцеплялись друг от друга и нужна была аккуратность и ловкость, чтобы их передвигать.

За паровозиком на арену вышли белки-прыгуны, при нажатии на белок они подпрыгивали и Даша устроила соревнования, кто прыгнет выше. Сначала между белок, а потом и между нами. Пока белки прыгали, на арену выбежали собаки бегуны и медведь. Если их правильно запустить, они по инерции начинают кататься.

Когда собаки, медведь и белки покинули арену, выбежали обезьянки, которые кидали друг другу крылатый мяч, а мы с Дашей помогали им его ловить.

Последним на сцену вышел фокусник со своими мышами, как вдруг появился Том и выступление превратилось в веселую беготню. Дашка была в роли кота. Я держала в руках мышей и мы бегали по арене из магнитного конструктора в догонялки.

Наталия Баранова
Конспект занятия для детей средней группы «Цирк»

Конспект занятия

в образовательной области «Познание» на тему :

«Цирк зажигает огни »

(средняя группа )

МАДОУ Црр – д/с №3

«Ромашка» г. Куровское

Воспитатель : Баранова Н. И.

Цель : Ознакомление детей с профессиями людей , выступающих в цирке .

Программные задачи :

1. Обогащать и развивать знания детей о профессиях людей , выступающих в цирке , предоставить им возможность почувствовать значимость каждой профессии.

2. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей , развивать их речь.

3. Упражнять в умении передавать различные эмоции с помощью мимики, жестов.

4. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.

5. Развивать память, мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость на музыку.

6. Воспитывать у детей уважение к артистам , выступающим в цирке ; желание принимать участие в театрализованных представлениях.

Словарная работа : канатоходец, дрессировщик, купол, гимнаст.

Методы и приёмы, используемые на занятии :

Словесные : беседа, рассказ воспитателя, художественное слово.

Наглядные : показ слайдов с изображениями артистов цирка .

Практические : упражнения на отработку мимики, жестов, театральная игра.

Предварительная работа :

1. Беседа с детьми о профессиях людей, выступающих в цирке .

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением артистов цирка .

3. Проведение упражнений на развитие различных эмоций у детей .

4. Оформление зала.

Материалы и оборудование :

1. Мультимедийная система;

2. Музыкальное сопровождение;

3. Атрибуты для выступления детей .

Ход занятия.

Звучит музыка.

Воспитатель :

Дети, вам понравилась музыка?

Где вы слышали эту музыку?

Правильно, ребята, мы эту музыку слышали в цирке .

А кого вы из артистов цирка больше всего любите ?

А клоуна любите?

За что вы его любите?

Звучит музыка. Вбегает клоун.

Воспитатель :

Дети, сегодня к нам в гости приехал клоун! Ура! (Дети хлопают)

Клоун выполняет упражнения.

Клоун :

Привет, детвора! Зовут клоуном меня!

А как вы умеете громко смеяться?

А плакать вы умеете?

Покажите!

Ой, ой! Сколько слёз. Ну-ка соберите свои слёзы себе в ладошку.

Я сейчас соберу ваши слёзы в ведро и отнесу знакомому фокуснику, чтоб он слезинки превратил в смешинки.

Под музыку клоун уходит.

Воспитатель :

Дети, понравился вам клоун?

А я хочу вам рассказать о людях других профессий цирка .

Показ слайда с изображением канатоходцев.

Воспитатель :

Посмотрите – это канатоходцы. Люди этой профессии самые смелые, решительные. Они ходят по канату, натянутому в воздухе, над ареной цирка . В руках они держат шест (палку, который помогает им удержаться. Чтобы быть уверенным и смелым канатоходцем, надо много тренироваться.

Кто же, ребята, в цирке ходит по канату ?

Молодцы! Давайте все вместе повторим это слово. (Потом дети повторяют хором и индивидуально)

Воспитатель :

А в цирке выступают животные ?

Назовите их.

А кто в цирке работает с этими животными?

Показ слайда с изображением дрессировщика лошадей.

Воспитатель :

Артист, который работает с животными – это дрессировщик. Он работает с разными животными. Дрессировщики обычно берут животных ещё маленькими заботятся о них, воспитывают, хорошо знают повадки животных и очень любят их

Ребята, как называются эти животные, с которыми работает дрессировщик? (лошади)

Показ слайда с изображением дрессировщика тигров.

Воспитатель :

Назовите ребята, животных, с которыми работает дрессировщик. (тигры)

Дрессировщики это очень терпеливые, отважные люди. Представьте, ребята, они не бояться войти в клетку с тиграми, какие они смелые люди. Дрессированные животные понимают и любят своего хозяина – друга, выполняют его требования.

Показ слайда с изображением воздушных гимнастов.

Воспитатель :

Дети, а это воздушные гимнасты. Они настоящие спортсмены, исполняющие различные упражнения на большой высоте под куполом цирка . Посмотрите, какие они гибкие, пластичные, а какие это смелые люди. Вы согласны, что они смелые?

Физкультминутка.

Воспитатель :

Ребята, вы хотели бы стать артистами цирка ?

Но для этого надо потрудиться. Артисты в цирке много репетируют , отрабатывают разные движения. Давайте прорепетируем. Хотите?

1. Мы – канатоходцы. (ходьба по шнуру)

2. Я – дрессировщик, а вы – тигры. (пролезание в обруч)

Воспитатель :

Молодцы, ребята! У вас получается, как у настоящих артистов. (дети садяться)

Воспитатель :

Дети, а вы фокусы любите?

Появление фокусника.

Фокусник :

Крибли, крабли, риби, житесь. В цирке вы окажитесь .

Фокусник уходит, начинается цирковое представление :

1. Медведи на велосипеде

2. Кот идёт задом - наперёд

3. Комарики на воздушном шарике

4. Раки на хромой собаке

5. Волки на кобыле

6. Львы в автомобиле.

Представление заканчивается.

Фокусник :

Крибли, крабли, риби, житесь. В деском саде окажитесь.

Воспитатель :

Дети, где вы сегодня побывали?

Вам понравилось выступление гостей?

С какими профессиями работников цирка вы сегодня познакомились?

Молодцы!

Публикации по теме:

«Цирк, цирк, цирк!» Развлечение для детей старших групп Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» «Цирк, цирк, цирк!» Развлечение для детей.

Беседа с детьми старшего возраста «Цирк, цирк, цирк…» с использованием ИКТ Цель: расширение представлений детей о работе цирковых артистов. Задачи: систематизировать и обобщить знания детей о труде артистов цирка;.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе Тема: «Цирк» Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе Тема: «Цирк» Составила: Шаманская Н. Г. Братск 2015г Задачи: Образовательные совершенствовать.

Конспект открытого занятия в средней группе «Цирк зажигает огни» Конспект открытого занятия в средней группе. Тема: «Цирк зажигает огни» Задачи: Учить передавать свои мысли, чувства, состояние через художественное.

Конспект занятия по физическому воспитанию для детей второй младшей группы «Цирк» Автор:Пахомкова Наталья Николаевна Педагог дополнительного образования. Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Конспект занятия по теме цирк подходит для старшей или подготовительной группы детского сада. Для младших дошкольников он может послужить основой сценария внеклассного мероприятия. Занятие комбинированное, включает в себя и знакомство с литературой, изобразительную деятельность и, конечно, игры.

На занятии дети познакомятся со стихотворением С.Я. Маршака «Цирк», узнают о разных цирковых профессиях, создадут свой нарисованный цирк (групповая работа). И даже попробуют себя в роли дрессировщиков.

Длительность занятия – 35-40 минут.

Материалы занятия могут послужить основой сценария домашнего праздника. Например, тематического «циркового» дня рождения.

Цели и задачи занятия «Цирк» для детей 5-8 лет

  • Познакомить детей со стихотворением С.Я. Маршака «Цирк»;
  • Познакомить детей с разными цирковыми профессиями;
  • Развивать воображение детей;
  • Расширять словарный запас;
  • Развивать эмоциональную сферу;
  • Воспитывать умение общаться с товарищами, работать в группе.

Цирк. Конспект занятия с детьми 5-8 лет

Ход занятия

Вводная беседа

Ребята, скажите, а бывал ли кто-нибудь из вас в цирке? А по телевизору кто смотрел цирковые представления? Понравилось вам в цирке? Вам было в цирке весело? А страшно в цирке бывает?

Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Цирк»

Сейчас мы с вами послушаем стихотворение С.Я. Маршака «Цирк»

(текс стихотворения и иллюстрации в приложении 1, в конце сценария).

После прослушивания спрашиваем детей, кто из артистов больше всех понравился? Выслушиваем ответы детей.

Затем предлагаем самим стать немножечко актерами. Показать то, о чем написано в стихотворении. Педагог читает стихотворение по частям, а дети движениями иллюстрирую его. Показывают, как зайцы бьют в тарелки, как дирижирует пингвин, стирает медведь, гладит черепаха и т.д.

Знакомство с цирковыми профессиями

Ребята, в цирке есть много разных профессия. Демонстрируем картинки с разными цирковыми профессиями, спрашиваем детей, знают ли они названия этих занятий. Какие-то ребятам, конечно известны (клоуны, фокусники). Какие-то названия нет. Обсуждаем, чем занимаются те или иные артисты.

Картинки с цирковыми профессиями вы найдете в приложении 2 в конце сценария. Можно демонстрировать их по отдельности или собрать в плакат «Цирковые профессии».

Игра «Дрессировщики»

А теперь, ребята мы с вами поиграем в дрессировщиков. Кто-то из вас станет дрессировщиком, а кто-то львом или медведем. А кто кем будет нам помогут узнать вот эти карточки.

Дети по наугад вытаскивают карточки, на которых нарисованы звери и дрессировщики.

Карточки для игры «Дрессировщики». Конспект занятия «Цирк» для детей 5-8 лет.

Соотношение звери-дрессировщики может быть разным. Один к одному – самый простой вариант. В паре детям дошкольникам работать намного проще, чем в большей группе. Но если проводить занятие в полной группе детского сада, то дети устанут смотреть выступления стольких пар артистов. Поэтому, можно сделать и четыре-пять карточек зверей на одну карточку дрессировщика. Тогда каждый дрессировщик получает группу «своих» зверей – медведей, слоном, обезьянок, львов.

В течение нескольких минут дрессировщик и звери готовят свое выступление. Здесь очень пригодится спортивный инвентарь — обручи, гимнастические палки, мячи. Можно использовать и музыкальные инструменты: бубны, маракасы, барабаны. Если еще и шляпы дрессировщиками выдать – просто красота будет! Педагог направляет, подсказывает, что могут делать на арене звери, как они должны двигаться.

Затем все группы по очереди выступают.

В конце все дрессировщики и звери устраивают парод-але, двигаясь по кругу и делая приветственные жесты. Здесь, если позволяют технические условия, хорошо включить бравурную музыку.

Создание коллективной работы «Наш цирк»

Дети по собственному замыслу рисуют «цирковые» картинки, затем они вырезаются и рисунки наклеиваются на общий коллаж (основа заготавливается заранее). Вдохновением в работе может послужить плакат «Цирковые профессии».

По окончанию работы рассматриваем вместе с детьми получившуюся композицию. Около панно можно провести и обобщающую беседу.

Итоговая часть занятия.

Вспоминаем, чему было посвящено наше занятие, какое стихотворение мы сегодня слушали? А кто его написал? Какие цирковые профессии вы узнаете на рисунках в нашем цирке?

Оборудование для конспекта занятий «Цирк»

  • Текст и иллюстрации к стихотворению С. Маршака «Цирк»
  • Плакат или отдельные иллюстрации разных цирковых профессий
  • Карточки с изображением зверей и дрессировщиков
  • Шляпы для дрессировщиков (по желанию)
  • Обручи, мячи, гимнастические палки, музыкальные инструменты – для выступления дрессировщиков и их зверей.
  • Музыкальные фрагменты для парад-але (по желанию)
  • Основа для коллективной работы «Цирк»
  • Карандаши цветные, бумага формата А4, ножницы, клей

Список использованной литературы:

  1. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001
  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001
  4. Маршак. С. Я. Цирк. – М.: АСТ, Астрель, 2000

Приложение к конспекту занятий с детьми 4-8 лет «Цирк»

Приложение 1 к конспекту занятий с детьми 4-8 лет «Цирк». Иллюстрации к стихотворению С.Я. Маршака «Цирк»

1.11,21,31,41,51,61,71,81,91,101,11

Цель : развитие эстетического отношения к жизни, интереса к цирковому искусству.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи:

Образовательная: расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка; раскрыть роль художника в создании образа клоуна (грим и костюм), формировать представление об эмоциональном значении цвета для создания образа;

Развивающая: развивать творческую и познавательную активность; эстетическое восприятие, чувство цвета;

— развивать умение рисовать человека в движении по памяти и представлению;

— развивать практические навыки работы с художественными материалами (акварель, гуашь, фломастеры, восковые мелки и др.)

Воспитательная: воспитывать уважение к труду цирковых артистов;

1. Оборудование для учителя: мультимедийное оборудование, ПК, экран, мультимедийная презентация « Художник в цирке. Веселые клоуны».

2. Оборудование для учащихся: ПК, карандаш, ластик, альбом, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. У каждого ученика набор смайликов (приложение).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя детей на тему урока.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

— Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку?

II. Актуализация знаний

— Что вы изучали на прошлом занятии?

– На прошлых уроках мы познакомились с работой художника в театре. Чем занимается художник в театре кукол? (Оформляет сцену, готовит декорации, рисует занавес, афиши, эскиз кукол, одевает их.)

III. Постановка темы и цели урока

— Отгадайте загадку и вы узнаете тему сегодняшнего урока

Есть страна на белом свете,

Где сильны все и отважны.

Звери взрослые и дети –

Ловок там и весел каждый.

Обезьяны, попугаи, тигры,

Львы, слоны, медведи

Здесь танцуют и играют,

Ездят на велосипеде.

Посмотрите-ка: гимнасты,

Силачи и акробаты

Ловко ходят по канату, —

Тут артист и клоун каждый

— Как называется эта страна? Дети: Цирк! (Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Художник в цирке».)

— А кто из вас хоть один раз был в цирке?

— Великолепно, хорошо! Цирк любят взрослые и дети.

Рассказ учителя

Цирк — в переводе с латинского означает «круг». Первый Международный День цирка прошел 17 апреля в 2010 году. А в этом году этот праздник будет отмечаться уже в третий раз.

Россия славится своими цирковыми династиями, самыми известными из которых являются Дуровы, Запашные, Филатовы, Багдасаровы.

Один из самых старейших цирков России – Московский цирк Никулина на Цветном бульваре в Москве считается одним из лучших цирков мира.

Самым большим цирком в мире является Московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Он был открыт 30 апреля 1971 года. За время своего существования цирк представил более 100 различных программ, в которых принимали участие лучшие артисты русского и зарубежного цирка.

Беседа о цирковых профессиях

— Какие цирковые профессии вы можете назвать?

(Жонглер, дрессировщик, эквилибрист, иллюзионист, гимнаст, клоун.) Профессия фокусник, гимнаст, клоун, дрессировщик, я думаю, вам знакома. А кто такой жонглер? Эквилибрист?

Жонглер – фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы».

Эквилибристика — упражнения, состоящие в искусстве сохранять равновесие в самых трудных положениях, на проволоке, канате.

— А как вы думаете, какая профессия в цирке считается самой смешной, но и в то же время самой сложной?

Правильно. А почему профессия клоуна считается сложной?

— А давайте опишем представителя этой профессии (любимец детей, весельчак, смешной, яркий…).

— А что можно сказать про внешний вид клоуна? (яркий, пестрый, красочный)

— Как вы думаете, кто делает костюмы цирковым артистам?

Есть такая профессия в цирке – художник по костюмам. Это он придумывает одежду для артистов, старается сделать ее необычной, красочной (обтягивающие, блестящие костюмы гимнастов, строгие или загадочные у фокусников), а для клоуна – смешной, яркой.

— Какие цвета присутствуют в одежде клоуна? (светлые, солнечные и т. д.)

— Как одним словом можно сказать? (яркие)

— Какое настроение у вас становится, когда вы видите клоуна в такой одежде?

Да, оказывается с помощью цвета можно передать настроение.

Что еще использует художник для создания образа клоуна?

Художник помогает клоунам смешить зрителей. Он придумывает не только необычный костюм для клоуна, но и грим, который делает его лицо очень забавным.

— Сегодня мы будем рисовать самого смешного, самого веселого любимца всей детворы. Кто это? Правильно, это клоун.

Жил на арене рыжий клоун,

Как будто счастьем нарисован!

Улыбкой, красками одежды

Дарил он радугу надежды:

И детворе, и людям взрослым.

С ним было сказочно и просто.

Сияли искорки – веснушки

На щёчках…Кепка на макушке

С махровым розовым помпоном,

Жилет в горошек, бант зелёный,

Штаны бордовые на лямке…

Портрет готов, хоть ставьте в рамку!

Весельем, зажигая зал,

Наш клоун небо рисовал…

Физкультминутка. Видеопроектор.

IV. Творческая практическая работа.

Объяснение последовательности рисования клоуна в альбоме.

Посмотрите на схему. Скажите, из каких частей состоит фигура клоуна? (Голова, туловище, руки, ноги)

— Какую геометрическую фигуру напоминает голова? (Круг)

— Какую геометрическую фигуру напоминают туловище, руки, ноги? (Овал)

Посмотрим на соотношение размера головы по отношению к туловищу. Голова должна быть не очень большой и не очень маленькой по отношению к туловищу.

Руки не очень короткие и недлинные.

— Кто напомнит, с чего начинаем рисовать? (С расположения листа)

Так как клоун у нас стоит, его фигура больше вытянута вверх, поэтому лист бумаги располагаем вертикально.

Фигура клоуна не должна быть маленькой, нам необходимо нарисовать ее на весь лист бумаги.

Последовательность выполнения работы:

1. изобразить фигуру клоуна в движении;

2. одеть фигуру в яркий костюм;

3. нарисовать на лице клоуна смешной грим.

5.Итог урока

Выставка рисунков. Какие профессии цирка вы запомнили? Кто такие жонглеры? Чем занимается художник в цирке? Очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием.

6.Рефлексия

Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Как вы думаете, мы справились с нашей задачей? Что вам помогло в работе? Вы сегодня все молодцы, хорошо работали. – Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».



Вверх