Юрий маркович нагибин. Тема урока «Ю.Нагибин «Зимний дуб» материал по литературе на тему Зимний дуб нагибин краткое

Урок по литературному чтению
4 класс
Программа Эльконина-Давыдова
Автор учебника Матвеева Е.И.
Тема цикла уроков:
Тема понимания в отношениях взрослых и детей
в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»
Цели:
- анализ текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации;
Задачи:
Предметные:
-включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации;
-помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Личностные:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
Метапредметные:
- преобразовывать и интерпретировать информацию: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
Урок 1
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1 этап. Подготовка к первичному восприятию. Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозирование содержания текста

Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Юрия Нагибина «Зимний дуб».
- Кто-то из вас уже сталкивался с творчеством этого писателя?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе? Почему именно зимнему дубу посвящено произведение?
- Можем мы узнать из названия, где и когда происходит действие?
- Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?
- Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

Выслушиваются ответы детей.

2 этап. Постановка цели урока.

Но прежде чем насладиться чтением, давайте сформулируем цели и задачи урока.
С какой целью мы будем знакомиться с рассказом Ю.Нагибина?
Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения

3 этап. Комментированное чтение 1 части рассказа и диалог с автором через текст

Учитель читает первую часть рассказа.
Вопросы во время чтения
«Мороз был крепкий, и к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцати четырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось»
-Почему молодой учительнице нравился мороз?

«Это был Фролов, объездчик с конезавода» Кто такой объезчик?

«Фролов приподнял кубанку над крепкой, хорошо остриженной головой» Что такое «кубанка»?

Слушают чтение учителя.

Мороз бодрил, вокруг была сказочная красота, и это не могло не нравиться молодой учительнице.

Специалист по объездке лошадей.

Кубанка-мужской головной убор.

4 этап. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Задача: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

Каким образом встреча в поле характеризует героиню?
-Описание зимней природы помогает нам понять настроение учительницы. Анна Васильевна любуется красотой зимнего морозного утра, выпавшим за ночь снегом. Эта картина жизни вызывает у неё радостное («Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе»), бодрое («Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тел»), игривое настроение («Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет»).

Самоуверенная:«Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дороги уваровской учительнице»
Пользуется уважением, образованная, умная «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе всюду ее знают, ценят и называют уважительно Анна Васильевна»

5 этап. Комментированное чтение 2 части рассказа и диалог с автором через текст

Задача: поиск информации и понимание прочитанного

Учитель по ходу чтения уточняет лексические значения малознакомых слов и задаёт скрытые вопросы автора.
«И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам кАпоры и платочки, куртузы и шапочки, ушанки и башлыки» Какой общий признак есть у всех перечисленных слов, являющимися однородными членами предложения?
Презентация слайд №13

«И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..» Когда страх можно назвать смешным?
Дети читают по цепочке вторую часть рассказа.

Это названия головных уборов.

Учительница с улыбкой вспоминает свой страх, потому что волноваться не было причины.

Этап 6. Оценка информации

Задача: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

Как АВ относится к своей работе?

Что поразило учительницу в ответе Савушкина?

Почему АВ назвала про себя Савушкина «трудным мальчиком»

Каким предстаёт Савушкин в этом эпизоде?
-Ответсвенно, добросовестно: «Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она
перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: "Существительным называется часть речи... существительным называется часть речи..."»
-« Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце»
-« Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям, ничуть не тронутый грозными словами учительницы»
-Добродушный, не от мира сего «сел, улыбаясь каким-то своим мыслям..», смешной «В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.»

Этап 7. Итог урока

Смогли ли мы найти подтверждение нашим предположениям, с которых начали урок?
Можно ли назвать зимний дуб герем рассказа?
А вот я считаю, что именно зимний дуб – главный герой рассказа Ю.Нагибина. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
А пока давайте обсудим, каким может быть домашнее задание.

Скорее всего дети ответят на этот вопрос отрицательно.

Выслушиваются ответы детей. Возможны варианты: дочитать рассказ до конца и узнать, наконец, почему он так называется; узнать об авторе.

2 урок
Тема: «Характеры героев рассказа»

1 этап
Постановка цели урока. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Деятельность учителя
Деятельность ученика

На прошлом уроке мы начали знакомство с рассказом Ю.Нагибина «Зимний дуб». На какие вопросы мы пытались ответить?
Дома вы дочитали рассказ до конца и теперь уже можете ответить наверняка на эти вопросы.
-Почему рассказ называется «Зимний дуб»? -Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?
Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о героях рассказа, точнее об их взаимоотношениях.
Назовите героев произведения Ю.Нагибина.
Учитель фиксирует ответы на доске.

Почему рассказ называется «Зимний дуб»? Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?

Выслушиваюся ответы детей.

Анна Васильевна и Савушкин. (Если дети не назовут в числе героев зимний дуб, спросить, почему не назвали)

Задача 1: определять тему частей текста

Рассказ «Зимний дуб» разделён на 4 части. Определите тему каждой из частей

Тема 1 части: тропинка в школу (или «напоённый светом январский денёк»)
Тема 2 части: урок русского языка в 5-а классе.
Тема 3 части: разговор учительницы с учеником
Тема 4 части: красота зимнего леса (или «зачарованный мир покоя и беззвучья»)

Задача 2: находить в тексте конкретные аргументы, сведения, факты, заданные в явном виде.
Проверим, насколько внимательно вы читали начало рассказа. Ответьте кратко на вопросы.
(Приём в форме опросника прямого вопроса)
-Как звали молодую учительницу-героиню рассказа?
-Сколько ей было лет?
-Сколько лет она проработала в школе?
-Какой предмет преподавала?
-Как относились к молодой учительнице ученики и их родители?
-К ученикам какого класса спешила учительница морозным утром?
-Какую тему проходили ученики?
-Назовите фамилию ученика, опоздавшего на урок.
-Какой пример существительного привёл герой рассказа?
-Что послужило причиной вызова мальчика в учительскую?
Заготовьте оценочную линеечку. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Подтвердите ответы цитатами. (Приём поискового чтения)

Дети записывают в тетради ответы на вопросы.
-Анна Васильевна

24 года
-Два года
-Русский язык
-Уважительно

Имена существительные
-Савушкин

Зимний дуб

Савушкин постоянно опаздывал на 1 урок.

Взаимопроверка.
Подтверждение ответов цитатами.
(За каждую быстро найденную цитату ученики ставят себе в тетради плюс. Ученики,набравшие больше всего плюсов, получают «5»)

Задача 3: понимать информацию, представленную в неявном виде

Вы сейчас отвечали на мои вопросы, легко находя подтверждения своим ответам в тексте. А вот теперь попробуйте ответить на вопросы, на которые нельзя найти прямые ответы в рассказе. И всё-таки ответить на них можно. Предлагаю разбиться на группы для обсуждения ответа в течение 1 минуты. (Приём в форме хитроумных вопросов)
Вопрос 1. Сколько времени, по мнению АВ, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу?
Вопрос 2. Кем работала мама Савушкина?

Объединяются в группы для обсуждения ответов.
- 45 минут: «От санатория до шоссе минут пятнадцать и по шоссе не больше получаса»
- Санитаркой при санатории: «Она вспомнила мать Савушкина "душевую нянечку", как называл се сын. Она работала при санаторной водолечебнице, худая усталая женщина с белыми и обмягшими от горячей воды, будто матерчатыми, руками»

Этап 2. Работа с текстом: оценка информации

Задача 1: определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

Предлагаю вам продолжить работу с текстом. Я буду показывать вам фотографии зимнего леса, а вы постарайтесь найти, подходящие с вашей точки зрения, строчки из теста рассказа «Зимний дуб» (приём выборочного чтения)
Просмотр презентации. Зачитывание цитат.

Физкультминутка.
Задача 2: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений)
Вспомните, какие черты характера этих героев мы определили на прошлом уроке.
Ответы фиксируются на доске.

Как разговор АВ и Савушкина характеризует каждого из них?

А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу?
-Каким мы видим Савушкина?

Возможные наводящие вопросы:
« А ты его видел? азартно спросила Анна Васильевна» Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»?
-Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки? (Ей захотелось увидеть живого лося в лесу. «Анна Васильевна заинтересовалась следами»).

«Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ? (Так подумала сама АВ. Автор использовал приём ПТЗ. Учительница поняла, что здесь, в лесу, она гостья, а её ученик Савушкин разбирается в тайнах леса лучше, чем она)

Анна Васильевна: самоуверенная, кокетливая, умная, образованная
Савушкин: добродушный, рассеянный
-АВ не любит ложь, значит, она честная, правдолюбивая. «Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью»
Савушкин наивный, искренний, открытый и тоже честный, бесхитростный. «он только смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: "Вот мы все выяснили. Чего же тебе еще от меня надо?"»
-Савушкин любит природу, животных. Он открыл для себя особый мир. Любознательный «Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку» Внимательный, заботливый.
-АВ любопытная «Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей потайную жизнь лес» «Анна Васильевна заинтересовалась следамиазартно спросила..» азартная, увлекающаяся «Анна Васильевна заметила, что, падая в воду, снег не таял, сразу густел, провисал в воде студенистыми зеленоватыми водорослями. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбивать снег в воду, радуясь, когда из большого комка вылеплялась особенно замысловатая фигура. Она вошла во вкус» самокритичная «Боже мой! вслед за тем с болью подумала Анна Васильевна, Можно ли яснее признать свое бессилие?»

Этап 4. Итог урока

Мы провели с вами большую работу. Но вот вопрос: можно ли назвать зимний дуб героем рассказа- так и остался открытым. Почему же автор назвал рассказ именно так? Об этом поговорим на следующем уроке.
А что вам нужно сделать дома, чтобы подготовиться к следующему уроку?

Выслушиваются ответы детей. Возможные варианты: перечитать заключительную часть рассказа, в которой описывается зимний дуб и встреча с ним АВ. Нарисовать зимний дуб и его обитателей.

3 урок
Тема «Роль природы в жизни человека»

1 этап. Постановка цели урока.

Деятельность учителя
Деятельность ученика

Сегодня у нас заключительный урок по изучению рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб» Нам осталось ответить на последний вопрос: можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Почему всё-таки автор назвал рассказ именно так?
Как писателю удалось передать красоту дерева? Какую роль играет природа в жизни человека? Как при помощи слова создается образ?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо научиться быть внимательным к художественному слову. Нам предстоит проделать очень большую работу.

Этап 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Дома вы рисовали рисунки. Давайте посмотрим, какаим вы представили зимний дуб.
Учитель просит подобрать цитаты к рисункам одноклассников.
На доску вывешиваются детские рисунки.

Находят цитаты к рисункам.

Мы перечитали описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью?
-Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего?
-Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись. (Просмотр презентации:слайд № 10, 11)
-Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках.
-Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно.

Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех.
-"Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!"

-"Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.

Да, изменилось. Она подумала о мальчике как о «чудесном и загадочном человеке»

3 этап. Обобщающая беседа по прочитанному.

Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу?
-Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках?
-Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу?
-Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель?
-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?
-Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает?
-Как вы думаете, каким вырастет Савушкин?
- Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней?
-Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
-Это человек, который не только учит, но и готов учиться сам

4 этап. Итог урока

Почему рассказ называется «Зимний дуб»?
-Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.

Учительница сердится на мальчика, который постоянно опаздывает на урок. Она узнает что причина опаздывания волшебный зимний дуб, посмотреть на которого ходит мальчик. После прогулки с мальчиком по лесу Анна Васильевна становится мудрее и умнее, стремится быть внимательнее и всегда понимать детей.

Главная мысль рассказа

Человек со временем постоянно должен совершенствоваться. Чтобы по-настоящему понять человека необходимо узнать его самые нежные и тайные желания, чувства и мысли.

Совушкин каждый раз опаздывает в школу. Учительница русского языка – Анна Васильевна, каждый раз относилась к нему снисходительно и прощала мальчика. В этот раз его опоздание вывело из себя молодую учительницу. Анна Васильевна решает обсудить поведение ученика с его матерью.

Учительнице всего 24 года. Она молода и работает всего-то два года, но все это не имеет значения. Анна очень мудра и постоянно стремится совершенствоваться. Именно поэтому ее все любят, среди коллег она уважаема и любима как мудрый педагог.

Случай с Совушкином ее серьезно обеспокоил. Молодая учительница из всех сил хочет понять мальчика и решить задачу. Узнав, что ученик опаздывает из-за прекрасного зимнего зрелища она очень взволновалась и поняла, что ей не удавалось до сих пор по настоящему узнать душу маленького мальчика. Теперь она будет стремиться быть еще более внимательной. Случай с мальчиком сделал ее взрослее и мудрее.

Картинка или рисунок Нагибин Зимний дуб

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шергин Миша Ласкин

    Рассказ Бориса Викторовича Шергина «Миша Ласкин» ведется от лица самого писателя. Когда автор был еще ребенком, жил в городке на берегу большой судоходной реки. Он вспоминает свою дружбу с мальчиком Мишей Ласкиным.

  • Краткое содержание Вергилий Энеида

    Во времена героев боги спускались с небес к земным женщинам, чтобы родить от них настоящих мужчин. Иное дело – богини, они редко рождали от смертных. Однако Эней, герой романа, был рожден от богини Афродиты и наделен истинной силой.

  • Краткое содержание Хранитель огня Рытхэу

    Старик Кэвэн, возвращаясь с охоты, глубоко проваливался в снег. За ним оставалась кривая цепочка следов, говорившая о возрасте человека. Подумав о прошедшей молодости, старик решил проверить поленницу дров

  • Краткое содержание Ежик в тумане Козлова

    У Ежика и Медвежонка настоящая дружба, они любят вместе пить чай и смотреть, как загораются звездочки. Как-то по дороге в гости Ежик попадает в густой беспросветный туман, где весь мир кажется ему враждебным и чужим.

  • Краткое содержание Верный Трезор Салтыкова-Щедрина

    Трезор находился на сторожевой службе у купца Воротилова Никанора Семеновича. Верно, службу нес Трезор, с поста охраны никуда не отлучался.

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову повязала легким шерстяным платком. Мороз был крепкий, и к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцати четырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, — и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно — Анна Васильевна.

Навстречу через поле шел человек. "А что, если он не захочет уступить дорогу? — с веселым испугом подумала Анна Васильевна. — На тропинке не разминешься, а шагом в сторону — мигом утонешь в снегу". Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дороги уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

— С добрым утром, Анна Васильевна! — Фролов приподнял кубанку над крепкой, хорошо остриженной головой.

— Да будет вам! Сейчас же наденьте, такой морозище!

Фролов, наверно, и сам хотел поскорее нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем.

— Как Леша-то мой, не балует? — почтительно спросил Фролов.

— Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границ, — с сознанием своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

— Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна снисходительно кивнула ему и пошла своей дорогой...

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе за невысокой оградой, снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи... И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным иоротам капоры и платочки, куртузы и шапочки, ушанки и башлыки.

— Здравствуйте, Анна Васильевна! — звучало ежесекундно то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом "А". Кще не замер пронзительный звонок, известивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по споим местам. Тишина наступала не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

— Сегодня мы продолжим разбор частей речи...

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она

перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: "Существительным называется часть речи... существительным называется часть речи..." И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке волос и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

— Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить, кто это или что это...

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

— Ты опять опоздал, Савушкин? — Как большинство молодых учителей, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас же ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, — наверное: что она объясняет?

Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, испортившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась и учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась — то на шум в классе, то на рассеянность учеников. "Первые уроки так трудны!" — вздыхала старушка. "Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным", — самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами. Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор.

— Все понятно? — обратилась Анна Васильевна к классу.

— Понятно! Понятно!.. — хором ответили дети.

— Хорошо. Тогда назовите примеры.

На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:

— Правильно, — сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была "кошка". И тут как прорвало:

— Окно! — Стол! — Дом! — Дорога!

— Правильно, говорила Анна Васильевна.

Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивляла

та радость, с которой ребята называли знакомые им предметы, словно узнавая их в новой, какой-то непривычной значительности. Круг примеров все ширился, по первые минуты ребята держались наиболее близких, на ощупь осязаемых предметов: колесо... трактор... колодец... скворечник...

А с задней парты, где сидел толстый Васятка, тоненько и настойчиво неслось:

— Гвоздик... гвоздик... гвоздик...

Но вот кто-то робко произнес:

— Улица... Метро... Трамвай.. Кинокартина...

— Довольно, — сказала Анна Васильевна. — Я нижу, вы поняли.

— Зимний дуб!

Ребята засмеялись.

— Тише! — Анна Васильевна стукнула ладонью по столу.

— Зимний дуб! — повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы. Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тйна, которую не в силах удержать переполненное сердце.

Не понимая странной его взволнованности, Анна Васильевна сказала, с трудом сдерживая раздражение:

— Почему зимний? Просто дуб.

— Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!

— Садись, Савушкин, вот что значит опаздывать. "Дуб" — имя существительное, а что такое "зимний", мы еще не проходили. Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.

— Вот тебе и зимний дуб! — хихикнул кто-то на задней парте.

Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям, ничуть не тронутый грозными словами учительницы. "Трудный мальчик", — подумала Анна Васильевна.

Урок продолжался.

— Садись, — сказала Анна Васильевна, когда Савушкин вошел в учительскую.

Мальчик с удовольствием опустился в мягкое кресло и несколько раз качнулся на пружинах.

— Будь добр, объясни: почему ты систематически опаздываешь?

— Просто не знаю, Анна Васильевна. — Он по-взрослому развел руками. — Я за целый час выхожу.

Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле! Многие ребята жили гораздо дальше Савушкина, и все же никто из них не тратил больше часа на дорогу.

— Ты живешь в Кузьминках?

— Нет, при санатории.

— И тебе не стыдно говорить, что ты выходишь за час? От санатория до шоссе минут пятнадцать и по шоссе не больше получаса.

— А я не по шоссе хожу. Я коротким путем, напрямки через лес, — сказал Савушкин, как будто сам не мало удивленный этим обстоятельством.

— "Напрямик", а не "напрямки", — привычно поправила Анна Васильевна.

Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью. Она молчала, надеясь, что Савушкин скажет: "Простите, Анна Васильевна, я с ребятами в снежки заигрался", — или что-нибудь такое же простое и бесхитростное, но он только смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: "Вот мы все выяснили. Чего же тебе еще от меня надо?"

— Печально, Савушкин, очень печально! Придется поговорить с твоими родителями.

— А у меня, Анна Васильевна, только мама, — улыбнулся Савушкин.

Анна Васильевна чуть покраснела. Она вспомнила мать Савушкина — "душевую нянечку", как называл се сын. Она работала при санаторной водолечебнице, худая усталая женщина с белыми и обмягшими от горячей воды, будто матерчатыми, руками. Одна, без мужа, погибшего в Отечественную войну, она кормила и растила, кроме Коли, еще троих детей.

Верно, у Савушкиной и без того хватает хлопот.

— Придется мне сходить к твоей матери.

— Приходите, Анна Васильевна, вот мама обрадуется!

— К сожалению, мне нечем ее порадовать. Мама с утра работает?

— Нет, она во второй смене, с трех.

— Ну и прекрасно. Я кончаю в два. После уроков ты меня проводишь...

Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школьной усадьбы. Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя и беззвучья. Сороки, вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. Но ничто не рождало здесь звука.

Кругом белым-бело. Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берез, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба.

Тропинка бежала вдоль ручья — то вровень с ним, покорно следуя всем извивам русла, то, поднимаясь высоко, вилась по отвесной круче.

Иногда деревья расступались, открывая солнечные веселые полянки, перечеркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы, в виде трилистника, принадлежавшие какому-то большому зверю. Следы уходили в самую чащобу, в бурелом.

— Сохатый прошел! — словно о добром знакомом сказал Савушкин, увидев, что Анна Васильевна заинтересовалась следами. — Только вы не бойтесь, — добавил он в ответ на взгляд, брошенный учительницей вглубь леса. — Лось, он смирный.

— А ты его видел? — азартно спросила Анна Васильевна.

— Самого? Живого? — Савушкин вздохнул. — Нет, не привелось. Вот орешки его видел.

— Катышки, — застенчиво пояснил Савушкин.

Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. Местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала темным, недобрым глазом живая вода.

— А почему он не весь замерз? — спросила Анна Васильевна.

— В нем теплые ключи бьют. Вон видите струйку?

Наклонившись над полыньей, Анна Васильевна

разглядела тянущуюся со дна тоненькую нитку; не достигая поверхности воды, она лопалась мелкими пузырьками. Этот тонюсенький стебелек с пузырьками был похож на ландыш.

— Тут этих ключей страсть как много! — с увлечением говорил Савушкин. — Ручей-то и под снегом живой.

Он разметал снег, и показалась дегтярно-черная и все же прозрачная вода.

Анна Васильевна заметила, что, падая в воду, снег не таял, сразу густел, провисал в воде студенистыми зеленоватыми водорослями. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбивать снег в воду, радуясь, когда из большого комка вылеплялась особенно замысловатая фигура. Она вошла во вкус и но сразу заметила, что Савушкин ушел вперед и дожидается ее, усевшись высоко в развилке сука, нпвисшего над ручьем. Анна Васильевна нагнала Савушкина. Здесь уже кончалось действие теплых ключей, ручей был покрыт пленочно-тонким льдом.

По его мраморной поверхности метались быстрые, легкие тени.

— Смотри, какой лед тонкий, даже течение видно!

— Что вы, Анна Васильевна! Это я ветку раскачал, вот и бегает тень.

Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать.

Савушкин снова зашагал впереди учительницы, чуть пригнувшись и внимательно поглядывая вокруг собя.

А лес все вел и вел их своими сложными, путаными кодами. Казалось, конца-краю не будет этим деревьям, сугробам, этой тишине и просквоженному солнцем сумраку.

Неожиданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами.

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

— Так вот он, зимний дуб!

Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

Совсем не ведая, что творится в душе учительницы: Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь со своим старым знакомцем.

— Анна Васильевна, поглядите!

Он с усилием отвалил глыбу снега, облипшую понизу землей с останками гниющих трав. Там, в ямке, лежал шарик, обернутый сопревшими паутиннотонкими листьями. Сквозь листья торчали толстые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это еж.

— Вот как укутался!

Савушкин заботливо прикрыл ежа неприхотливым его одеялом. Затем он раскопал снег у другого корня. Открылся крошечный гротик с бахромой сосулек на своде. В нем сидела коричневая лягушка, будто сделанная из картона, ее жестко растянутая по костяку кожа казалась отлакированной. Савушкин потрогал лягушку, та не шевелилась.

— Притворяется, — засмеялся Савушкин, — будто мертвая. А дай солнышку пригреть — заскачет ой-ой как!

Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку. Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей потайную жизнь леса, когда услышала встревоженный возглас Савушкина:

— Ой, мы же не застанем маму!

Анна Васильевна поспешно поднесла к глазам часы — четверть четвертого. У нее было такое чувство, словно она попала в западню. И, мысленно попросив у дуба прощение за свою маленькую человеческую хитрость, она сказала:

— Что ж, Савушкин, это только значит, что короткий путь еще не самый верный. Придется тебе ходить по шоссе.

Савушкин ничего не ответил, только потупил голову.

Боже мой! — вслед за тем с болью подумала Анна Васильевна, — Можно ли яснее признать свое бессилие?" Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, — о родном языке, который так же свеж, красив и богат, как щедра и богата жизнь. И она-то считала себя умелой учительницей! Быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь? Отыскать его не легко и не просто, как ключик от кощеева ларца. Но в той не понятой ею радости, с какой выкликали ребята "трактор", "колодец", "скворечник", смутно проглянула для нее первая вешка.

— Ну, Савушкин, спасибо тебе за прогулку. Конечно, ты можешь ходить и этой дорожкой.

— Вам спасибо, Анна Васильевна!

Савушкин покраснел: ему очень хотелось сказать учительнице, что он никогда больше не будет опаздывать, но побоялся соврать. Он поднял воротник курточки, нахлобучил поглубже ушанку.

— Я провожу вас...

— Не нужно, Савушкин, я одна дойду.

Он с сомнением поглядел на учительницу, затем поднял с земли палку и, обломив кривой ее конец, протянул Анне Васильевне.

— Если сохатый наскочит, огрейте его по спине, и он даст деру. А лучше просто замахнитесь, с него хватит! Не то еще обидится и вовсе из лесу уйдет.

— Хорошо, Савушкин, я не буду его бить.

Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз

оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою учительницу. И Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чиненой, небогатой одежде, сын погибшего за родину солдата и "душевой нянечки", чудесный и загадочный гражданин будущего.

  • . Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу?
  • . Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках?
  • . Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу? Опишите один из ее будущих уроков.
  • . Как вы думаете, может ли урок о частях речи не быть сухим и холодным? Как бы вы провели такой урок?
  • . Почему ученики Анны Васильевны радостно улыбались, называя разные существительные?
  • . Как вы думаете, чему прежде всего должна учить школа? (Искусству видеть мир)
  • . Если рассматривать слово "дуб" только как существительное, научатся ли дети чувствовать природу и видеть ее?
  • . Представьте, что вы учитесь в школе, все предметы которой посвящены искусству видеть мир. Опишите эту школу; расскажите, чему и как в ней учат детей, нарисуйте ее.
  • . Каким был Савушкин? Можно ли сказать про него, что он трудный ребенок? Почему некоторых детей называют трудными? (Иногда трудным ребенком называют того, кто не похож на других, в ком ярко проявляются индивидуальные черты)
  • . Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью?
  • . Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель? (Это человек, который не только учит, но и готов учиться сам)
  • . Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?
  • . Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает?
  • . Нарисуйте зимний дуб и его обитателей. Как вы думаете, чем дерево так поразило мальчика?
  • (От дерева исходило столько силы и живой теплоты, что это не могло не задеть чуткую душу мальчика, лишенного отца)
  • . Нарисуйте зимний лес, описанный в этом рассказе.
  • . Любите ли вы гулять по зимнему лесу? Расскажите о своих наблюдениях.
  • . Есть ли у вас любимое дерево? Разговариваете ли вы с ним? Наблюдаете ли за его жизнью?
  • . Предложите детям завести тетрадь наблюдения за своим любимым деревом.
  • . Как вы думаете, каким вырастет Савушкин?
  • . Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней?
  • . Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего?

Главные герои рассказа Юрия Нагибина «Зимний дуб» — молодая сельская учительница и ее ученик. Анна Васильевна всего год назад пришла в сельскую школу после института, но уже считалась опытным преподавателем русского языка. Ученики и их родители относились к ней уважительно, называя по имени и отчеству.

На уроки почти все ребята приходили вовремя, не смотря на то, что шли они в школу из нескольких деревень, из торфяного городка и из санатория нефтяников. Вот только ученик по фамилии Савушкин частенько опаздывал.

В один из январских дней, когда Анна Васильевна только начала урок, объясняя ученикам, что такое существительное, на пороге класса уже привычно возник опоздавший Савушкин. Учительница подождала, пока он усядется, и продолжила урок. Она предложила назвать детям примеры существительного.

Ученики наперебой стали называть те предметы, что каждый день видели вокруг себя. Все они называли правильные примеры, и только в конце поднялся Савушкин, который в качестве примера существительного назвал «зимний дуб».

Анна Васильевна пыталась его поправить, сказав, что существительным является только слово «дуб», но Савушкин стоял на своем, и говорил про «зимний дуб». В результате, Анна Васильевна велела ему после уроков зайти в учительскую.

Когда Савушкин пришел в учительскую, Анна Васильевна попыталась узнать, почему он опаздывает в школу. Савушкин сказал, что он живет при санатории, и что выходит в школу за целый час. Учительница не поверила ему, потому что знала, что путь от санатория до школы по шоссе занимает всего пятнадцать минут.

Но Савушкин сказал, что он ходит не по шоссе, а напрямую, через лес. Так и не поняв причину опозданий ученика, Анна Васильевна решила побеседовать с его матерью, которая работала в санатории нянечкой. В тот день мать Савушкина выходила на работу во второй половине дня, и учительница попросила Савушкина проводить ее к ней.

Савушкин повел Анну Васильевну короткой дорогой. Едва они вошли в лес, как словно бы очутились в сказке. Деревья стояли, засыпанные снегом, а на снегу виднелись следы различных животных. Савушкин показал учительнице следы лося, а потом привел к ручью, который не замерзал даже зимой. А уже на выходе из леса учительница увидела зимний дуб, который стоял на поляне, весь усыпанный снегом. Дуб был могучий и очень красивый в своем зимнем наряде.

Савушкин с увлечением принялся открывать тайны зимнего дуба. У корней могучего дерева нашли приют множество животных. Савушкин показал Анне Васильевне спящего ежика, лягушку, которая неподвижно лежала под снегом и других мелких животных.

Анну Васильевну так увлекло лесное путешествие, что она не заметила, как прошло больше часа. Теперь она поняла, почему Савушкин опаздывал в школу, когда шел короткой дорогой. Сначала она посоветовала ученику ходить школу по шоссе, но потом передумала и разрешила ему ходить через лес.

Анна Васильевна попрощалась с Савушкиным и пошла обратно к школе. А он остался стоять возле дуба, провожая ее взглядом.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Нагибина «Зимний дуб» заключается в том, что не следует быть поспешным в суждениях. Анна Васильевна считала, что Савушкин обманывает ее, и опаздывает в школу из-за того, что с кем-то играет на улице перед школой. Но оказалось, что ее ученик знает и понимает красоту природы, и именно из-за этой красоты он и опаздывает на уроки.

Рассказ Нагибина «Зимний дуб» учит быть внимательным к людям, ценить красоту природы.

В рассказе мне понравился школьник Савушкин, который любит природу, понимает ее красоту. Савушкин показал учительнице, каким красивым может быть зимний лес и как много тайн он хранит от людей.

Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Зимний дуб»?

Какой лес без чудес.
Снег лежит, земля – не дрожит.
Короткий путь еще не самый верный.

Тип урока : изучение нового материала.

Задачи:

  • Образовательные : познакомить через осмысление содержания рассказа понятиями «доброта», «школа жизни».
  • Развивающие : развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), ставить себя на место героя рассказа.
  • Воспитательные : воспитывать уважительное отношение к окружающим людям и природе.

1. Организационный момент

2. Мотивация

Как вы понимаете выражение «школа жизни»?
- Как человека учит жизнь?
- Сама жизнь или люди, которые живут рядом с нами? Кто эти люди? Всегда ли это взрослые? Поможет нам это выяснить до конца произведение Ю.М. Нагибина «Зимний дуб».

3. Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения)

Кто автор произведения?
- Юрий Маркович Нагибин.
- Что мы знаем о писателе?
- Ю.М. Нагибин родился и вырос в Москве. Во многих рассказах он изображает детство городского мальчишки. Писатель много знал и о деревенской жизни, потому что на лето няня увозила его в свою родную деревню.

4. Изучение нового материала

а) Работа с текстом до чтения.

Работа с иллюстрациями произведения (рассматривание иллюстрации, выявление главных героев возможного сюжета).
- Кто главный герой рассказа?

б) Работа с текстом во время чтения (чтение с пометками)

Чтение текста на странице 42-56.
Словарная работа (по необходимости обратиться к словарю)
Ботики - обувь, которую, надевают поверх другой обуви в сырую или холодную погоду.
Наст - твердая кора на снегу, образующаяся после оттепели.
Картуз - головной убор с козырьком, неформенная фуражка.
Башлык - теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки - капюшона с длинными концами.

в) Работа с текстом после чтения

Сколько в рассказе героев?
- Мальчик Коля и «Зимний дуб».
- Кого можно считать главным героем рассказа?
- Заглавным героем рассказа автор сделал дерево - «Зимний дуб».
- Почему?
- Чтобы мы поняли главное в этом образе: дуб спасает от холода маленьких, беспомощных насекомых и зверушек. Он - как добрый человек, который защищает слабых и беспомощных. Поэтому и восхищаются им и Коля, учительница. Значит, и они добрые люди.

5. Закрепление изученного материала (продолжение работы с текстом после чтения)

Что можете сказать об учительнице?
- Анна Васильевна хоть и молодая, но её уважают, прислушиваются к ней, но и она продолжает учиться у жизни и даже у своих учеников.
- С какими мыслями она вернулась?
- Она была восхищена «Зимним дубом», но поняла, что самым удивительным в этом лесу был маленький человек, чудесный и загадочный гражданин будущего.

6. Рефлексия

Над чем вы задумались, прочитав рассказ?
- Всегда ли взрослые учат детей «урокам жизни»?
- Кто в этом рассказе оказался учителем?

7. Подведение итогов урока

Почему рассказ называется «Зимний дуб»?

8. Домашнее задание: перечитайте рассказ, ответьте на вопросы учебника.



Вверх