Юрий Кондратюк - разработчик трассы полёта на Луну. Ученый Кондратюк Юрий Васильевич: биография

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    В 1969 году после удачной высадки астронавтов Нила Армстронга и Эдвина Олдрина на Луну американский ученый доктор Джордж Лоу признался в одном из интервью: «Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу же после революции. Автор ее - Юрий Кондратюк - обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны - старт на Луну с орбиты - возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем - полет на Землю». Украинская фамилия российского ученого заинтересовала тогдашнего Первого секретаря ЦК Компартии Украины Петра Шелеста. Он дал команду срочно выяснить подробности биографии Юрия Кондратюка и разыскать его труды.

    Сенсация времен застоя

    Спасибо товарищу Шелесту за интерес к имени «советского специалиста в области космонавтики» Юрия Кондратюка. Вряд ли тогда хоть кто-то полностью одолел изданный в 1969 году «Украинский энциклопедический словарь-, где затерялась следующая справка: "Кондратюк Юрий Васильевич (июль 1900, Луцк - 1942), украинский советский ученый-изобретатель, один из первых творцов и испытателей ракетной техники. Разработал ряд схем ракет для межпланетных пространств, уоловия полета, ракетное топливо".

    Шелест распорядился создать комиссию по изучению биографии «украинского Циолковского-. И тут открылось нечто сенсационное. Оказывается, Юрий Васильевич Кондратюк умер...в 1921 году. А под фамилией Кондратюка скрывался механик-самоучка, теоретик космонавтики Александр Игнатьевич Шаргей. После многих исследований комиссия это установила точно - вплоть до сличения почерков Кондратюка и Шаргея.

    Если бы Сергей Павлович Королев к тому времени оказался жив, установить личность гениального ученого было бы намного проще, поскольку в 1947 году, не без усилий главного ракетного конструктора, переиздавалась книга Юрия Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», а через три года Королев запросил из архива рукописи... Александра Шаргея! То есть Сергей Павлович доподлинно знал, кто взял себе этот псевдоним. Да и стиль научных работ Шаргея и Кондратюка говорит о том, что писал их один человек.

    Шаргей-Кондратюк

    На самом деле Александр Игнатьевич Шаргей родился в Полтаве в 1897 году. Космосом «заболел» довольно рано - в 16 лет. Впоследствии он писал Циолковскому: -...с тех пор, как я определил осуществимость вылета с Земли, "достижение этого стало целью моей жизни". В 1916 году Шаргей с серебряной медалью окончил Полтавскую мужскую гимназию. В том же году он приезжаете Петроград и поступает в Политехнический институт. Учиться пришлось недолго - шла Первая мировая война. Студента призывают на военную службу. Но все же в марте 1917 года он заканчивает свою первую рукопись, посвященную космосу.

    Однако время было совсем неподходящее для научной деятельности. Началась Гражданская война. Александра Шаргея мобилизуют в белую армию. Он дважды оказывается в ее рядах и дважды сбегает оттуда. Таким образом, создалась тупиковая ситуация: для белогвардейцев Шаргей был дезертиром, для советской власти - врагом, воевавшим на стороне белых. Опасаясь за свою жизнь, Александр Игнатьевич раздобывает при случае документы умершего от туберкулеза студента Киевского университета Юрия Васильевича Кондратюка. Под этим именем он и проживет до конца своих дней.

    Судьба новоиспеченного Кондратюка (будем теперь и мы называть его так) особо легкой все равно не стала. Он работал на маслобойке, на мельнице, был сцепщиком вагонов, затем утвердился в организации «Хлебопродукт», строил элеваторы и хлебохранилища. Именно тогда он возвел без единого гвоздя знаменитый элеватор «Мастодонт» в Камне-на-Оби - зернохранилище на 13 тысяч тонн. В условиях тотального дефицита это было невероятным.

    В 1929 году Кондратюку наконец-то удается издать свой труд «Завоевание межпланетных пространств», основой которого стали расчеты, сделанные еще в 1916-1917 годах. Экземпляр книги автор послал Циолковскому. Получил от Константина Эдуардовича письмо и три книги. В это же время Кондратюк переписывается с другими видными учеными в области теории космонавтики. Казалось бы, жизнь кое-как наладилась. Но Юрия Васильевича ждало новое испытание. По ложному навету его арестовывают. Осуждают на три года. Однако лагерь заменяют ссылкой. Там Кондратюк трудится в закрытом конструкторском бюро НКВД, так называемой шарашке.

    Через некоторое время ему предлагают работать у Сергея Павловича Королева, который возглавлял тогда Группу изучения реактивного движения. Но Кондратюк отказался. Прочитав вопросы анкеты, которую необходимо было заполнить для поступления в ГИРД, бывший белогвардеец понял, что ему грозит разоблачение. Последствия этого понятны. В первые дни Великой Отечественной войны Кондратюк уходит добровольцем на фронт. И через несколько месяцев пропадает без вести. С тех пор о судьбе ученого ничего неизвестно. Предположительно, он погиб у деревни Кривцово Калужской области, будучи помощником командира взвода стрелкового полка.

    Главное дело жизни

    Несмотря на всю необустроенность жизни, Юрий Васильевич никогда не прекращал заниматься космосом. Еще в 1915 году он делал расчеты космического полета. На полу его маленькой комнаты лежали огромные листы с аккуратно выполненными чертежами. Восемнадцатилетний юноша работал над своей первой рукописью, которая, кстати, до сих пор не опубликована. Замечательно, что в том, первом, исследовании Кондратюк прошел тем же путем, каким практически прошло человечество, осваивая безвоздушное пространство. Вот план Кондратюка: испробовать действие приспособления для подъема в атмосферу; полет не особенно далеко от земной поверхности - на несколько тысяч верст; полет на Луну без остановки; полет вокруг Луны; полет на Луну с остановкой.

    Много лет спустя Юрий Васильевич писал профессору Рынину: «Достигнув в 1917 году в своей работе первых положительных результатов и не подозревая в то время, что я являюсь первым и единственным исследователем в этой области, я на некоторое время как бы "почил на лаврах" в ожидании возможности приступить к экспериментам, которую рассчитывал получить реализацией изобретений, держа в то же время свою работу в строжайшей тайне, так как, учитывая с самого начала огромность и неопределенность возможных последствий от выхода человека в межпланетное пространство, я в то же время наивно полагал, что достаточно опубликовать найденные основные принципы, как немедленно кто-нибудь, обладая достаточными материальными средствами, осуществит межпланетный полет*.

    Гениальный космический конструктор

    Как известно, такие средства нашлись у США спустя полвека. И межпланетный полет был осуществлен. А вот Юрий Кондратюк до практических экспериментов, увы, не дожил. Его уделом стала теория. Но какая! Тут без перечня работ нам не обойтись. Итак, Юрию Васильевичу Кондратюку принадлежат следующие открытия.

    1. Расчет скорости ракеты для преодоления земного притяжения. Вычисления выполнены независимо от Циолковского и совершенно иным, оригинальным способом.

    2. Идея создания многоступенчатой ракеты - также без знакомства с работами Циолковского и Цандера.

    3. Обоснование важности сжигания в космосе отработанных конструкций.

    4. Расчет оптимальной траектории запуска ракеты с использованием вращения Земли и движения Луны, что дает огромную экономию средств.

    5. Вывод о необходимости использования в атмосфере крыльев для торможения ракеты. Расчет оптимальных вариантов торможения.

    6. Указание на важность создания и использования промежуточных космических баз, включая лунные.

    7. Расчет траектории полета космических кораблей к Луне и обратно. До сих пор эта трасса называется «петлей Кондратюка».

    В своих работах Юрий Васильевич также пришел к выводу, что для посадки на Луну надо использовать отдельный посадочный модуль. Правильность расчетов и проектов ученого всецело подтверждены полетом «Аполлона-11» и высадкой на Луну астронавтов Армстронга и Олдрина. И даже этот список далеко не полный! Прав один из наших современных ученых: доживи Юрий Васильевич до наших дней, «мы имели бы гениального космического конструктора».

    Михаил ЕРШОВ

    https://www.youtube.com/embed/R6NMUN0D83o

    Учёный, один из пионеров ракетно-космической техники

    Александр Игнатьевич Шаргей родился 9 (по новому стилю - 21) июня 1897 г. в Полтаве. Первые годы жизни провёл с матерью, но затем из-за её тяжёлой болезни жил и воспитывался у бабушки. Примерно с десятилетнего возраста жил с отцом в Петербурге и учился в гимназии. Окончил её с серебряной медалью в 1916 г., поступил в Петроградский политехнический институт, но уже в ноябре 1916 г. был призван в армию и отправлен в школу прапорщиков. В 1917 г. свежеиспечённый офицер попал на Кавказский фронт. После Октябрьской революции началась всеобщая демобилизация, но по пути домой Александр Шаргей был задержан и мобилизован в Белую армию. При первой же возможности сбежал и некоторое время жил в Полтаве у товарища по гимназии, а в конце июня 1918 г. приехал в Киев, где тогда находилась его мачеха Е. Кареева. Здесь работал электриком, грузчиком, кустарём-слесарем, занимался репетиторством. После захвата Киева деникинцами 31 августа 1919 г. Шаргей снова против воли оказался в Белой армии. Следуя в Одессу в санитарном эшелоне, к которому был прикомандирован, бежал, но остался без документов. До начала 1921 г. работал сцепщиком и смазчиком вагонов в г. Смела, а затем перебрался в Малую Виску Херсонской губернии. Мачеха достала для Александра документы умершего от туберкулеза студента Киевского университета Ю.В. Кондратюка. Таким образом, с 15 августа 1921 года Александр Игнатьевич Шаргей стал Юрием Васильевичем Кондратюком 1900 года рождения, уроженцем г. Луцка Волынской губернии. После этого он был Шаргеем лишь в течение нескольких месяцев в 1922 году, когда безуспешно попытался перейти польскую границу для продолжения учёбы в Копенгагене.

    Проблемами межпланетных полётов Александр заинтересовался ещё в годы учёбы в гимназии. «С шестнадцатилетнего возраста, - с тех пор, как я определил осуществимость вылета с Земли, - достижение этого стало целью моей жизни», - писал он впоследствии К.Э. Циолковскому. Увлечение фантастикой подтолкнуло его к серьёзным занятиям физикой, математикой и химией, превосходящим по объёму гимназический курс, и затем привело к идее межпланетных полётов. Свою первую рукопись (без названия) он закончил в школе прапорщиков перед отправкой на фронт. В ней привёл выведенную собственным методом основную формулу ракетодинамики, т. е. формулу Циолковского, и обосновал целесообразность вертикального взлёта ракеты в условиях наличия плотной атмосферы (Циолковский спустя десять с лишним лет всё ещё предлагал старт под небольшим углом к горизонту). Он также показал возможность значительной экономии топлива при посадке космического аппарата за счёт торможения в атмосфере.

    Вторую, более детальную рукопись, озаглавленную «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (впервые опубликована только в 1964 г.), Шаргей написал в 1918-1919 годах в Киеве. Рукопись содержала более десятка перспективных идей, реализованных на первом же этапе полётов в космос. К ним относятся предложения использовать гравитационные манёвры, изменяемые сопла, сбрасываемые теплозащитные экраны, индивидуальные ложементы кресел, топливные насосы, гироскопы, шлюзы и скафандры для выхода в открытый космос, шахматное расположение форсунок для лучшего перемешивания кислорода и водорода, малый посадочный аппарат для аппарат для высадки людей на небесные тела и др.

    Летом 1925 года Кондратюк закончил рукопись задуманной им книги по космонавтике. Передал её в Государственное издательство РСФСР и затем в Главнауку, которая координировала выпуск научной литературы в стране. Оттуда рукопись попала в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Ж

    уковского (ЦАГИ) на отзыв известному учёному, специалисту в области аэрогид родинамики, ученику Жуковского В.П. Ветчинкину. В рецензии на рукопись (это был третий вариант из четырёх, он носил название «О межпланетных путешествиях») Ветчинкин писал: «В предисловии автор статьи указывает, что ему так и не удалось ознакомиться с достижениями иностранных учёных в этой области, не удалось даже достать основных трудов Циолковского. Но это не помешало автору получить результаты, достигнутые всеми исследователями межпланетных путешествий в совокупности, что следует считать очень важной его заслугой. В то же время, совершенно оригинальный язык автора и необычные для учёных выражения и обозначения дают основание полагать, что автор является самоучкой, изучившим дома основы математики, механики, физики и химии. […] Такие крупные таланты-самородки чрезвычайно редки и оставление их без внимания с точки зрения Государства было бы проявлением высшей расточительности. […] Ради сохранения приоритета СССР не следует откладывать печатания готового труда». По совету Ветчинкина Кондратюк несколько изменил систему обозначений и терминологию, включил в статью не приводившийся ранее вывод основной формулы полёта ракеты и дополнил её четвёртой главой «Процесс сгорания, конструкция камеры сгорания и извергающей трубы». Этот 4-й вариант был отправлен в Москву уже под названием «Завоевание межпланетных пространств». В дальнейшем Ветчинкин предложил Кондратюку стать редактором его книги, так как из-за волокиты, которую устроили чиновники Главнауки, не желавшие признавать гениального самоучку, Кондратюк принял решение издавать книгу на свои средства.

    Устроиться на работу в научные учреждения не удавалось, и Кондратюк решил сменить место жительства и устроился на элеватор на станции Крыловская (Кубань). Здесь разработал и внедрил, чаще всего и изготовляя собственноручно, большое количество технических новинок, которые преобразили старое элеваторное хозяйство. Среди них - оригинальной конструкции полиспаст, который позволял механизировать выполнявшуюся вручную подкатку вагонов для погрузки; регулятор подачи зерна на ленточный транспортёр; счётчик к автоматическим весам на элеваторе; устройство для отбрасывания зерна к задним стенкам вагона; пульт управления технологическими процессами на элеваторе - с его помощью запускались те или иные процессы. И это - неполный список разработок.

    В августе 1927 г. по приглашению районного инженера Новосибирской краевой конторы Всесоюзного акционерного общества «Хлебопродукт» (в дальнейшем переименовано в «Хлебострой») П.К. Горчакова Кондратюк переезжает в Новосибирск. Здесь, работая под руководством Горчакова в должностях техника, заведующего проектно-монтажным под отделом, помощника районного инженера по механической части строящихся хлебохранилищ, занимается проектированием и строительством механизированных амбаров, элеваторов и зернохранилищ в Западной Сибири. Особенно замечателен механизированный элеваторно-складской комплекс, построенный в 1929-1930 годах в г. Камень (ныне Камень-на-Оби). Сама идея, проект и руководство строительством принадлежали Кондратюку. Комплекс включал крупнейшее в мире деревянное зерно хранилище на 10 000 тонн, имел длину 60 метров и ширину - 32, по высоте соответствовал 5-этажному дому. Построенный по принципу русской избы, как сруб из круглого леса без единого гвоздя, экономно, этот зерносклад значительно превосходил по ёмкости и малозатратности применявшиеся тогда в Сибири элеваторы так называемого «канадского» типа. Для сооружения каждого такого элеватора требовались целые составы шпал, реек, гвоздей, а круглый лес был подручным материалом, которого было кругом предостаточно. Автор назвал свое детище «мастодонтом».

    В 1929 году в Новосибирске выходит книга «Завоевание межпланетных пространств», в которой определена последовательность первых этапов освоения
    космоса. В книге Конд ратюк, независимо от Циолковского, вывел основное уравнение движения ракеты, дал схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя. С этого момента Юрий Васильевич стал известен как один из талантливых пионеров ракетной техники. Циолковский, получив от автора книгу в подарок, в том же 1929 г. в предисловии к своей работе «Космические ракетные поезда» упомянул Кондратюка в числе «активных работ ников ракетного дела».

    В книге Кондратюка содержатся конкретные расчёты всех стадий космических полётов. Один только пример: есть страницы с описанием орбитальных космических станций и доставки туда грузов с помощью транспортных кораблей. Спустя многие годы, именно эти рекомендации и расчёты легли в основу практической космонавтики. А были открытия и в других разделах теории космических полётов. В частности, пертурбационный манёвр - изменение траектории полёта космического аппарата без затрат топлива за счёт гравитационных полей Луны, планет при близком полёте около них. Впервые предложен Кондратюком в рукописи «Тем, кто будет читать, чтобы строить». Этот эффект может применяться не только для торможения, но и для разгона, и его действие использовали впоследствии как наши «Веги», так и американские «Вояджеры» и «Кассини». Впервые гравитационный манёвр для сокращения времени полёта космического зонда «Пионер-11» к Сатурну был совершён при пролёте Юпитера 3 декабря 1974 г.

    В июле 1930 г. Кондратюк по доносу, вместе с другими работниками конторы «Хлебострой», был арестован по делу о вредительстве в элеваторном строительстве Сибири. Вредительство в те годы квалифицировалось как особо опасное государственное преступление. Клеймо с необоснованно осуждённых было снято лишь 18 мая 1970 года. Определением Коллегии Верховного суда СССР постановление коллегии ОГПУ от 10 мая 1931 г. по этому делу было отменено как незаконное, и все осуждённые по этому делу полностью реабилитированы.

    После приговора они с Горчаковым (коллега, соавтор многих проектов Кондратюка и его сопроцессник) были направлены на строительство завода горного оборудования (ныне Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова). В июле 1930 г., учитывая крупный объём капиталовложений в строительство на Кузбассе (свыше 1 млрд руб.) и необходимость концентрации всего строительного дела в одном органе, ВСНХ учредил Всесоюзный трест «Кузбасстрой». Проектную мастерскую «Кузбасстроя» в Новосибирске возглавил Н.А. Чинакал, будущий член-корреспондент АН СССР и директор Института горного дела СО АН СССР. В первое время Особое проектное бюро № 14 под его руководством занималось привязкой готовых зарубежных проектов к строительству в Кузбассе. Кондратюк, в частности, ещё в бытность заключённым, провёл работу по проверке цифровых расчётов в этих проектах. Он не просто проверил расчёты, а в очень сжатые сроки доказал, что проекты импортных шахтных копров непригодны для Кузбасса. Затем по заданию Чинакала Кондратюк разработал проект копра собственной оригинальной конструкции - это была башня с эллиптическим основанием и тонкостенной железобетонной оболочкой. Копёр должен был возводиться в скользя щей опалубке, т. е. так же, как возводились железобетонные элеваторы.

    Путём тяжелейших хлопот Н.А. Чинакал способствовал освобождению Кондратюка и Горчакова из заключения и замене заключения «высылкой для работы на предприятиях „Союзхлеба” и „Хлебостроя” в Западной Сибири». В 1932 г. Юрий Васильевич и Пётр Кириллович приняли участие в конкурсе на разработку эскизного проекта мощной Крымской ветроэлектростанции, их проект выиграл конкурс, и 12 февраля 1933 г. по личному вызову наркома С. Орджоникидзе они приехали в Москву. Во время пребывания в столице Кондратюк посетил ГИРД (Группа изучения ракетного движения), но на приглашение С.П. Королёва перейти в эту ракетную организацию (прочил его на место недавно умершего руководителя ГИРДа Ф.А. Цандера) ответил вежливым отказом. Вероятней всего, причиной тому была слишком большая вероятность раскрытия его истинной биографии во время тщательных проверок при приёме на засекреченную работу. Тем более, что освободился от двухлетнего заключения и ссылки всего год назад и не мог тут же снова рисковать жизнью.

    Л.А. Лифшиц, которому посчастливилось работать под началом Кондратюка в конторе по строительству Крымской ветроэлектростанции (ПЭК ВЭС), вспоминал об умении своего руководителя вдохновить коллектив на решение совершенно необычных инженерных задач. Примером может служить математическое моделирование колебаний башни ВЭС при ураганах. Ученики и соратники Кондратюка по проекту «Крым-ВЭС» Н.В. Никитин и Б.А. Злобин уже после войны возвели Останкинскую телевизионную башню - самое высокое сооружение того времени (533 м). Вращающееся «Седьмое небо» телебашни на высоте 334 метров создано по типу разработанного Кондратюком узла ВЭС. По мнению людей, близко знавших Юрия Васильевича, «в башне заключена частица его души». Идеи Кондратюка заложены и в других высотных сооружениях Н.В. Никитина - Дворец культуры и науки в Варшаве, здание МГУ на Ленинских горах.

    Проект первой в мире ВЭС такой мощности - 12 000 квт - был одобрен Академией наук СССР. Кондратюка выдвинули на представление к званию доктора технических наук, но в ВАКе отказали: в характеристике, в частности, присутствовал такой «важный» аргумент, как отсутствие общественной работы. Ретрограды не дали осуществиться и проекту Крымской ВЭС: после смерти С. Орджоникидзе начатое на Ай-Петри строительство было законсервировано.

    После конкурса Кондратюк некоторое время работал над проектом в Харькове, а потом их группу перевели в Москву. Здесь в июле 1938 г. Юрий Васильевич
    передал рукописи своих работ по космонавтике на хранение Б.Н. Воробьёву (издатель, редактор и хранитель творческого наследия Циолковского). От него в начале 1960-х годов научный архив Кондратюка попал в Институт истории естествознания и техники АН СССР.

    6 июля 1941 г. Кондратюк вместе с другими сотрудниками ПЭК ВЭС уходит на фронт добровольцем в составе московского ополчения. Он был определён в роту связи 2-го стрелкового полка 21-й дивизии народного ополчения Киевского района Моск вы (21-я МДНО). Долгое время считалось, что Кондратюк пропал без вести 3 октября 1941 г. Поскольку теоретически существовала возможность попасть в плен к немцам, время от времени стали появляться домыслы о возможном его сотрудничестве с В. фон Брауном при создании ракеты «Фау-2». Такие предположения, наравне с тайной превращения Шаргея в Кондратюка, установленной сотрудниками КГБ, являлись дополнительной причиной умалчивания его имени в печати. Но сослуживец, однополчанин, один из лучших биографов Кондратюка, Б.И. Романенко выявил новые материалы о военной судьбе Юрия Васильевича. Установил, что командир отделения взвода связи 1-го батальона 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии 3-й армии Брянского фронта Ю.В. Кондратюк погиб 23-25 февраля 1942 г. в Болховском районе Орловской области во время боя (3-я армия вела наступление на Кривцовский плацдарм). Эти данные имеются в 15-м томе Книги Памяти Москвы и в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

    Мамонтова Е. А. Кондратюк Юрий Васильевич (Шаргей Александр Игнатьевич)[…] //

    ИСТОЧНИКИ

    1. РАППОПОРТ А.Г. Клеймо // Книга памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области. - Новосибирск, 2014. - Вып. 4. - С. 618-630: ил.

    2. РАППОПОРТ А.Г. Траектория судьбы: док. повесть о Ю.В. Кондратюке (А.И. Шаргее). - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2008. - 238, с. : ил. - Библиогр.: с. 236-237.

    3. МАКСИМОВ А. Пионеры космической эры // Наука в Сибири. - 2007. - № 47 (6 дек.). - С. 10-11: портр. - Описание по: http://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?id=13&nid=442 .

    4. РАППОПОРТ А.Г. Ю.В. Кондратюк (А.И. Шаргей). Траектория судьбы: док. повесть. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. - 199 с., л. ил. - (Земляки).

    5. СЕВЕРИКОВА Н.М. В космос по «трассе Кондратюка» [Электронный ресурс] // Разум или

    вера? Реальность или вымысел? - Электрон. дан. - М., 2016. - Режим доступа: http://razumru.ru/humanism/journal/50/severikova.htm . - Загл. с экрана (дата обращения 15.10.2016).

    Первому полету человека в космос предшествовала напряженная работа пионеров космонавтики - мечтателей и теоретиков, которые пропагандировали необходимость космических полетов и теоретически обосновывали их возможность. Одним из пионеров космонавтики был Александр Игнатьевич Шаргей, более известный как Юрий Васильевич Кондратюк, 115 лет со дня рождения которого исполнилось 21 июня. Почти все предложения, обоснованные Ю.В. Кондратюком в книгах, которые он издал за свой счет в 1919 и 1927 гг. были реализованы на практике.

    В частности, именно его расчеты легли в основу разработки траектории полета человека на Луну. Александр Игнатьевич Шаргей родился 9 июня (21 июня по новому стилю) 1897 года в Полтаве в семье Людмилы Львовны Шлипенбах и Гната (Игнатия) Бенедиктович Шаргея. Мать Александра принадлежала к старинному шведскому баронскому роду. Именно ее предка в поэме "Полтава" вспоминал Александр Сергеевич
    Пушкин:

    "Пальбой отбитые дружины,
    Мешаясь, падают во прах.
    Уходит Розен сквозь теснины,
    Сдаётся пылких Шлипенбах... "

    В 1910 г.., в 13 летнем возрасте Александр остался круглой сиротой и воспитывался в семье деда со стороны отца - врача Акима Никитича Даценка. В том же году он стал учеником Второй полтавской мужской гимназии, которую окончил с серебряной медалью 1916 года и поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института. Проучившись всего два месяца, был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков. Потом попал на фронт и до марта 1918 года воевал на Кавказском фронте.

    Когда после Октябрьской революции царская армия распалась, Александр Игнатьевич отправился в родную Полтаву. Но на одной из кубанских станций его задержал белогвардейский патруль и как офицера мобилизовал в Белую армию. Не желая участвовать в братоубийственной войне, Шаргей при первой же возможности дезертировал и добрался до Киева, находившегося в руках деникинских войск. Здесь его снова мобилизовали в Белую армию, но, дезертировав повторно, он поселился в городке Смела Черкасской области.

    После гражданской войны жизнь была трудная. Шаргей часто переезжал с места на место и брался за любую работу, которая могла бы прокормить: работал грузчиком и смазчиком на железной дороге, механиком на мельнице и масленичной, механиком кочегарки на сахарном заводе и элеваторе...

    В любой момент Александра Игнатьевича как бывшего белогвардейского офицера могли арестовать. Чтобы избавиться от ощущения постоянного страха перед неопределенным будущим, он пошел на отчаянный поступок.

    В Киеве на улице Саксаганского проживали мачеха Александра Игнатьевича - Елена Петровна Кареева (Гоберман) с дочерью. Когда умер их знакомый студент Георгий (Юрий) Васильевич Кондратюк, мачеха передала его документы Александру Игнатьевичу. После долгих размышлений О.Г.Шаргей стал в Малой Виске на военный учет как Юрий Васильевич Кондратюк, 1900 году рождения, сын преподавателя гимназии с Волыни.

    Долгое время Шаргей Кондратюк работал на юге Украины, Кубани, Северном Кавказе. В частности, в 1925 году он переехал на станцию Крыловская Краснодарского края и стал работать механиком на хлебном элеваторе, а через два года получил приглашение в Новосибирск для работы в "Хлебопродукте", где принимал участие в строительстве и совершенствовании элеваторов. Именно тогда он построил в Камени на Оби свой знаменитый элеватор "Мастодонт" - огромное зернохранилище на 13000 тонн, настоящее техническое чудо.

    30 июля 1930 г. его вместе с несколькими другими сотрудниками "Хлебопродукта" было арестовано по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил "Мастодонт" не только без чертежей, но и даже без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит огромного количества зерна и развалится.

    10 мая 1931 г. Кондратюка был осужден на три года лагерей (хотя "Мастодонт" простоял более шестидесяти лет и сгорел в середине 1990-х годов). Вместо лагерей Юрий Васильевич был привлечен к работе в Новосибирском специализированном Бюро № 14 для узников инженеров по проектированию угольных предприятий. Во время работы в Бюро № 14 Ю.В.Кондратюк случайно ознакомился с условиями конкурса, объявленного Наркоматом тяжелой промышленности, на проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС). Юрий Васильевич сделал эскизы, привел расчеты и отправил их специалистам. Благодаря его новаторским предложениям и при содействии инициатора этих работ народного комиссара (по современному - министра) тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе Кондратюка привлекают к реализации необычного проекта. В мае 1933 года он попал в филиал Института промышленной энергетики в Харькове, в то время столице Украины.

    Проект станции был выполнен в соавторстве с П.К.Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера М.В.Никитина, будущего создателя здания Московского государственного университета и Останкинской телебашни в Москве и других выдающихся сооружений. 1937 года на горе АйПетри в Крыму началось строительство фундамента станции, однако уже 1938 года была принято решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций, среди которых был и общий с М.В.Никитиним проект ВЭС мощностью 12 МВт, с башней высотой 160 м и трёхлопастным пропеллером диаметром 80 м. В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось заниматься проектированием малых исследовательских ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций.

    Во время одного из приездов в Москву Кондратюк встретился с С.П.Королевым и получил от него приглашение на работу, однако ответил отказом. Работа над военными проектами предусматривала жесткий контроль со стороны "органов", и Юрий Васильевич опасался, что тщательная проверка его биографии могла раскрыть факт подделки документов и белогвардейское прошлое...

    21 июня 1941г. Ю. В. Кондратюку исполнилось 44 года, а уже через несколько дней он ушел добровольцем на фронт. Был зачислен рядовым телефонистом в роту связи 2-го стрелкового полка 21-й Московской дивизии народного ополчения Киевского района 33-й Армии Резервного фронта. Впоследствии стал командиром отделения, а затем и помощником командира взвода связи. 23 февраля 1942 г. Юрий Васильевич Кондратюк погиб в бою с германско-фашистскими захватчиками в окрестностях села Кривцово Болховскго района Орловской области...

    Мысль о полетах к Луне и планетам Солнечной системы захватила Александра Шаргея еще во время учебы в гимназии. Он завел тетрадь, в которой начал записывать свои первые расчеты и мысли, касающиеся полетов в просторы Вселенной.

    В своей первой книге "Тем, кто будет читать, чтобы строить", изданной в 1919 году, он написал: "Прежде всего, чтобы вопрос этой работы сам по себе не пугал вас и не отвлекал от мысли о возможности осуществления, все время твердо помните, что с теоретической стороны полет на ракете в мировое пространство ничего невероятного собой не представляет ".

    В этой работе он вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания ракетного двигателя с различными комбинациями расположения форсунок окислителя и горючего, параболоидного сопла и многое другое. Здесь также было предложено использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при ее спуске с целью экономии топлива, во время полетов к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить компактный взлетно-посадочный модуль (это и было реализовано американским агентством NASA в программе "Apollo"), использовать гравитационное поле небесных тел для дополнительного разгона или торможения космического аппарата для полетов в солнечной системе ("пертурбационный маневр"), рассмотрена возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов и размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.

    Только в 1920-х годах ему на глаза попался старый номер журнала "Вестник воздухоплавания" со статьей К.Э. Циолковского о полетах в космос. Как же жалел Юрий Васильевич о том, что это произошло так поздно! "В то же время, - писал Кондратюк, - я с удовольствием увидел, что не только повторил предыдущее исследование, хотя и другими методами, но сделал также и новые важные вклады в теорию полета".

    Впоследствии Кондратюк подготовил к печати еще одну книгу под названием "Завоевание межпланетных пространств". "Головнауки" длительное время "тянуло резину" с вопросом издание этой книги, пока Кондратюк в 1929 году не напечатал ее за собственные средства в Новосибирске. В ней всего 73 страницы, 6 листов схем и чертежей, но именно эта тоненькая брошюрка принесла автору мировую славу.

    В этой книге предложена последовательность первых этапов освоения космического пространства и развито некоторые идеи, сформулированные в первой книге.

    Юрий Кондратюк предложил оптимальный путь ракеты после ее старта (так называемую "кривую улет"), а именно: вертикальный подъем сквозь плотные слои атмосферы, а затем на орбиту с определенной траекторией. Он рассмотрел вопрос тепловой защиты космических аппаратов при их движения в атмосфере. Но главным его предложением стали промежуточные межпланетные базы с запасами всего необходимого для длительного полета. Он подчеркивал необходимость создания постоянной космической базы на орбите вокруг Луны, на которую грузы доставлять будут автоматические грузовые ракеты, а межпланетные корабли смогут пополнить свои запасы и продолжить путь к Марсу, Венере или Меркурию.

    Кондратюк писал также о возможности спуска корабля на крыльях и разработал схему "космического челнока". Он предположил, что во время первого полета на Луну экипаж космического корабля будет состоять из трех человек, двое из которых с помощью специального модуля достанутся лунной поверхности, а третий останется в корабле на окололунной орбите (что и произошло именно так почти через сорок лет).

    Сейчас память Ю.В.Кондратюка уважают во всем мире. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны и малая планета Солнечной системы, а также трасса, двигаясь по которой, ракета с человеком впервые достигла Луны. В Киеве его именем названа улица, в Полтаве открыт памятник, а его имя присвоено Полтавскому национальному техническому университету. Есть медаль имени Ю.В. Кондратюка, выпущено юбилейную монету и две почтовые марки. В Российской Федерации его именем названа улица в Москве и площадь в Новосибирске, в станице Октябрьской Крыловского района Краснодарского края открыто "Мемориальный музей Ю. Кондратюка". Американцы, которые считают Кондратюка родоначальником космической эры, на мысе Канаверал установили ему памятник. А в день его юбилея - 21 июня 2012 - главная страница популярной поисковой системы в Интернете Google была посвящена Ю.В.Кондратюку.

    1897

    В 1903 1910 г.

    С 1910 по 1916

    В 1916

    До демобилизации в марте 1918

    В 1925 -1926

    Родился Александр Игнатьевич 21 июня 1897 года в Полтаве. Его имя по праву стоит в одном ряду с именами таких выдающихся ученых, как К. Э. Циолковский, Н. И. Кибальчич, Ф. А. Цандер, С. П. Королев. Детство его было омрачено ранней смертью родителей.

    В 1903 мать Людмила Львовна, урожденная Шлиппенбах, в связи в душевным недугом определяется в лечебницу, не выходя из которой скончалась в начале 1910 г.

    В этом же году умер и отец Игнат Бенедиктович Шаргей. Воспитывался Александр в семье деда - врача Акима Никитича Даценко.

    С 1910 по 1916 годы Шаргей учился во Второй полтавской мужской гимназии и окончил её с серебряной медалью. Здесь заметили исключительно одаренного мальчика и смогли направить его самообразование в сторону высшей математики, физики, химии, общетеоретических основ техники.

    В 1916 году он вступает на механическое отделение Петроградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), но уже в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ.

    До демобилизации в марте 1918 года воевал на Кавказком фронте. После Октябрьской революции, как офицер царской армии, был мобилизован в Белую армию Деникина, но дезертировал из неё. Опасаясь репрессий за своё офицерское прошлое, при помощи своей мачехи Елены Петровны Кареевой раздобыл документы на имя Ю. В. Кондратюка - под этим именем прожил до конца жизни.

    В 1925 -1926 гг., живёт в станице Октябрьской Краснодарского края. Кондратюк, работая на Крыловском элеваторе, завершил работу над книгой "Завоевание межпланетных пространств", ставшей главным научным трудом его жизни.

    В этой уникальной книге автор разработал теорию промежуточных станций (ракетных баз) в виде спутников планет, рассчитал траектории экономичного взлета с Земли, предложил впервые использовать в качестве горючего для ракетных двигателей некоторые металлы, например, магний, литий, алюминий и другие; разработал первым вариант экспедиции на Луну через окололунную орбиту.

    В своих книгах Кондратюк изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства: «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (1919 ); «Завоевание межпланетных пространств» (1929 ). Расчеты Юрия Кондратюка были использованы американцами при создании лунной программы и высадке на Луне, предложенная Шаргеем траектория полёта названа «трассой Кондратюка».

    В 1927 году его пригласили в Новосибирск для работы в «Хлебопродукте», где ему пришлось участвовать в строительстве и усовершенствовании элеваторов. Именно тогда он построил знаменитый элеватор «Мастодонт» в Камне-на-Оби - зернохранилище на 13.000 тонн, построенное без единого гвоздя; в условиях тотального дефицита это было невероятным сооружением.

    1930 года Ю. В. Кондратюк вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил «Мастодонт» не только без чертежей, но и без гвоздей.

    1931 года его осудили на три года лагерей (Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Совета РСФСР своим определением № ОС-70-8 от 26 марта 1970 года реабилитировала Кондратюка за отсутствием состава преступления).

    Однако вместо лагерей Юрий Васильевич был привлечён к работе в образованном в Новосибирске специализированном бюро № 14 по проектированию угольных предприятий. Там он проработал до августа 1932 года, успев получить патент и авторское свидетельство в области горношахтного оборудования.

    Работая в Бюро № 14, Ю. В. Кондратюк ознакомился с условиями конкурса на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), объявленного Наркоматом тяжёлой промышленности (Наркомтяжпром). Проект станции был выполнен в соавторстве с П. К. Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера Н. В. Никитина, будущего создателя Останкинской телебашни в Москве. На конкурсе проект был признан лучшим.

    В 1937 году на горе Ай-Петри в Крыму по подготовленным рабочим чертежам началось строительство фундамента станции. Однако уже в 1938 году было принято решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций.

    В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось занимался проектированием малых опытных ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций (ПЭКВЭС). В этот же период получил предложение о сотрудничестве от С. П. Королева, однако ответил отказом.

    Работа над военными проектами подразумевала жёсткий контроль со стороны НКВД. При проверке биографии мог быть вскрыт факт подделки документов и белогвардейское прошлое - со всеми вытекающими последствиями.

    После начала Великой Отечественной войны 4 июля 1941 года записался в ряды народного ополчения и служил в роте связи 2-го стрелкового полка 21-й Дивизии народного ополчения Киевского района города Москвы. 7 июля полк отправился на фронт и занял оборону в 150 километрах от Москвы.

    23 февраля 1942 г. Ю.В. Кондратюк погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками в окрестностях д.Кривцово Волховского района Орловской области. В честь нашего земляка, в Украине, учреждена медаль имени Ю. В. Кондратюка.

    В 1997 году его имя присвоено Полтавскому национальному техническому университету им. Ю. Кондратюка. В том же году была выпущена юбилейная монета «Юрий Кондратюк».

    Вековая мечта разрешится технически просто,
    И взлетят корабли, засигналят в космической мгле...
    Но не будет тебе ни звезды, ни креста, ни погоста,
    Даже имя чужое ты оставишь родимой земле.

    А. Кухно. Памяти Ю. В. Кондратюка

    А вы знаете, что американцы долетели до Луны благодаря советскому человеку товарищу Кондратюку?

    Он придумал в СССР как слетать на Луну и вернуться домой уже в далёкие 20-е годы. Американцы откопали его книжицу, которую он издал на свои деньги в количестве 2000 экземпляров, в библиотеке Конгресса США и осознали, что теперь им понятно как лететь на Луну. И назвали путь на Луну «трассой Кондратюка».

    Американский астронавт Нил Армстронг - первый человек на Луне - специально побывал в Новосибирске, где набрал пригоршню земли у стен того дома, где жил и работал Юрий Кондратюк. Впоследствии Армстронг заявил: «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт». Запомните эту фразу.

    Вот эта трасса или «улитка Кондратюка» на мемориальной доске, которую я заснял на 14-й линии Васильевского острова, дом 31:

    И покрупнее:

    Здесь есть интрига. Весь мир считает, что своё открытие Кондратюк сделал в Новосибирске, но доска гласит - в Питере! Он в 1916 году поступил в родной Политех, а уже через 3 месяца был призван в армию и поступил в школу прапорщиков. В начале 1917 года его уже послали на турецкий фронт. Сколько же он здесь прожил? Недолго…

    Меня удивляет насколько была неповоротливая советская пропаганда: когда весь мир восхищался американцами, слетавшими на Луну, отдел пропаганды ЦК КПСС должен был громко кричать - они слетали по трассе Кондратюка, советского инженера! Не кричали и не говорили. Отчего же? Интересную версию я приведу в конце статьи.

    Итак, высшего образования у него не было, даже фамилия не настоящая! Он Шаргей Александр Игнатьевич, 1897 года рождения, всю жизнь жил по чужим документам, опасаясь за своё белогвардейское прошлое… Однако он стал настолько разносторонним конструктором, что строил и проектировал мосты и шахты, ветрогенераторы и механизмы, даже построил крупнейший деревянный элеватор в мире! Без гвоздей. Под названием «Мастодонт». За что и был посажен - ведь может развалиться… Посадили на три года, работал в шарашке. А элеватор простоял 60 лет, потом сгорел в 1992 году.

    Он даже набрасывал эскиз сверхглубокой скважины для геотермальной электростанции.

    В 1932 году он выиграл всесоюзный конкурс на строительство мощной Крымской ветроэлектростанции на горе Ай-Петри. Высотой 165 метров. Только достроить не удалось. Но его заместитель Никитин, который и рассчитывал бетонную колонну, много лет спустя построил Останкинскую телебашню, опираясь на тот проект.

    Сделал он много чего, однако, самый главный его вклад в мировую науку - «улитка». Придумать он смог в тонкостях хитрый путь на Луну, используя притяжение Земли и Луны, придумать спускаемый модуль для посадки на спутник, тормозить об атмосферу при возвращении на Землю, схему четырёхступенчатой ракеты, даже форму дюз!

    Вот книжка размером 73 страницы, которую и нашли американцы:

    Рассчитал траектории экономичного взлета с Земли, предложил впервые использовать в качестве горючего для ракетных двигателей некоторые металлы, например, магний, литий, алюминий и другие, доказал, что ракета, не сбрасывающая своих баков, вылететь за пределы земного тяготения не может; разработал первым вариант экспедиции на Луну через окололунную орбиту.

    Предложил размещение космонавтов в ложементах, облегающих тело; рассчитал температурный режим при трении об атмосферу, считал возможным использовать гравитационные силы небесных тел для разгона и торможения космических аппаратов, предложил способы стабилизации вращения "снаряда" с помощью плавающих поплавковых гироскопов, предложил использовать при возвращении на Землю ракеты с крыльями, подробно доказав выигрыш в соотношении весов горючего и самой ракеты; рекомендовал космонавтам выходить в открытый космос в больших или меньших подобиях водолазных костюмов, используя при этом шлюз и имея запас воздуха.

    Он даже придумал защиту для будущих шатлов - покрывать переднюю часть фарфоровой черепицей!

    Американцы, которые считают Кондратюка родоначальником космической эры, на мысе Канаверал установили ему памятник. А в день его юбилея - 21 июня 2012 - главная страница популярной поисковой системы в Интернете Google была посвящена Ю.В.Кондратюку.

    На обратной стороне Луны есть кратер Кондратюка. Только назвали его не мы, американцы.

    Отчего же мы его не помним? Только в 1987 году на Украине впервые громко произносят его имя, космонавт Севастьянов снимает о нём фильм «Что в имени тебе моём?» Отчего старенькая брошюрка внезапно находится в библиотеке именно тем, кому поручен проект пилотируемого полёта на Луну? Джон Хуболт его звали. Потом он же сказал, что Кондратюк умер в 1952 году. Ошибся? И практически всё придуманное Кондратюком применяется американцами. Отчего Армстронг берёт горсть земли от дома Кондратюка в Новосибирске и увозит её в Америку. Кому?!

    Конспирология, ага!

    Есть такая версия.

    Официально он погиб в феврале 1942. Википедия пишет:
    Согласно «Книге памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Том 7», Кондратюк Юрий Васильевич проходил службу в 110 стрелковой дивизии 33 армии, в должности помощника командира взвода 1291 стрелкового полка, погиб 25.02.1942 года, похоронен у деревни Кривцово Калужской области.

    Однако, некоторые его сослуживцы, написавшие воспоминания об учёном, считают 3 октября 1941 года датой гибели Кондратюка. И не погиб, а пропал без вести. Однако более тщательные исследования, предпринятые в последние годы, показали, что это мнение было основано на косвенных данных и предположениях бывших фронтовиков. Всё запутанно очень…

    Однако твёрдо бытует мнение, что он не погиб ни в октябре, ни в феврале. Он ушёл к немцам! Пропали и все его бумаги, коих был целый чемодан. И говорят, что потом он работал над ракетами у Вернера фон Брауна, тем более в списке сотрудников барона действительно есть фамилия Кондратюк.

    А есть ещё одна невероятная версия - Кондратюк и есть сам фон Браун!!!

    Посмотрев на фотографии, точно сказать могу - у них разные лица. Это бредовая версия.

    А вот то, что он работал на немцев, вполне вероятно.

    В 1922 году он пытался пешком дойти до Германии, но попался на границе. Ещё перед войной он говорил гражданской жене, что в нашей стране он не сможет построить ракету. А это цель всей его жизни. Потянут эти бешеные затраты только США, надо туда пробираться. Он ушёл от жены за несколько дней до начала войны с чемоданом бумаг… Только куда?

    Гэбня всё это знала, оттого его имя и было скрыто от нас. Такова моя версия! И такова была необычная жизнь неизвестного гения…



    Вверх