Якушина вселенная моцарта. Открытка (плейкаст) «вселенная моцарта. Дети – удивительный народ

Моцарт - это универсальный гений. Говорить о Моцарте - это все равно, что говорить о боге...

Эдвард Григ

Ох, как трудно осилить легкость Моцарта!

Натан Перельман

Я не вполне уверен в том, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу, играют именно Баха, но я уверен вполне, что друг для друга они играют Моцарта, и господь радуется, слушая их

Карл Барт

Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Потому что грусть у него очень специфическая. Она всегда с отблеском надежды, а человек не должен ее терять, пока жив.

Владимир Спиваков

Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты.

Сергей Танеев

Цитаты из книги: Моцарт в квадрате. - М.: Классика-XXI, 2008.

Моцарта часто называют композитором "чистой музыки", как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности - экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех "страданий молодого Вертера": дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.
Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением "музыкального мышления" самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания.

Ирина Якушина,
"Вселенная Моцарта"

В.А. Моцарт - письмо к сестре, Милан, 24 августа 1771 года:
"Над нами живет скрипач, под нами еще один, рядом с нами - учитель пения, который дает уроки, в последней комнате напротив нас гобоист. Это весело, когда сочиняешь! Подает много идей".

Когда бы все так чувствовали силу / Гармонии! Но нет: тогда б не мог / И мир существовать; никто б не стал / Заботиться о нуждах низкой жизни;/ Все предались бы вольному искусству. / Нас мало избранных, счастливцев праздных, / Пренебрегающих презренной пользой, / Единого прекрасного жрецов. / Не правда ль?..

А.С.Пушкин,
"Моцарт и Сальери",
1830г.

О Моцарте нам известны две вещи: во-первых - его убил Сальери, и во-вторых -он написал потрясающие мелодии для мобильных телефонов.

Б.Тарасенко
"Тот самый Моцарт",
наши дни.

Имя Моцарта вошло в духовную жизнь человечества как «символ самой музыки»

Б. Асафьев

Последний концерт для клавира - тоже бесспорное порождение гениального мастерства и творческой фантазии, фантазии, отмеченной чертами уже знакомой нам «вторичной наивности». Богатейшие и глубочайшие связи между solo и tutti, прозрачность звучания, полное слияние галантности и учености - все это столь совершенно, что вопрос о стиле здесь несуществен. Таково прощальное утверждение бессмертия.

А. Эйнштейн

Самый трудный композитор? -
Моцарт!

Святослав Рихтер

"Музыка господина Моцарта уже на первом представлении восхитила знатоков. Исключение составили разве что те, кто из любви к себе и тщеславия никогда не признает достоинств за чужими творениями. Музыка Моцарта <...> содержит так много красот и настолько богата разнообразными мыслями, что подобное могло бы быть создано только прирожденным гением."

Конечно, есть некоторые вещи из ранних 1780-х или поздних 1770-х, которые я выношу – такие произведения как «Сераль», например, – они влетают в одно ухо и вылетают из другого, но как музыку заднего плана я вполне могу ее терпеть.<...> Ну конечно, меня заставляли, и если быть до конца честным, в некоторых случаях мне даже нравилось их играть для своего собственного удовольствия. Они дают некое удовольствие от исполнения, немного более сильное, чем Клементи, и немного более слабое, чем Скарлатти. Но всегда, когда приходило время составлять программу для какого-нибудь выступления, я успешно заменял Моцарта чем-нибудь из позднего Гайдна или раннего Бетховена, и реально я ни разу не исполнял Моцарта публично до двадцати пяти лет.

Гленн Гульд

"Мои дети покорили почти всех"
Леопольд Моцарт,
частное письмо. Декабрь 1763,
Версаль

41

Дорогие читатели, сегодня на блоге я снова возвращаюсь к теме музыки. Мы с вами поговорим об удивительном композиторе, имя которого у вас у каждого на слуху — это венский композитор В. А. Моцарт. Его надо слушать каждому из нас. Будет замечательно, если с детства вы будете вместе с вашими детьми слушать его произведения, пусть дети и внуки наши прикасаются как можно раньше к прекрасному.

Я помню потрясающий фильм «Амадей» режиссера Милоша Формана, который рекомендую вам найти и посмотреть. Уверена, что вы получите истинное удовольствие и, возможно, откроете для себя нового Моцарта.

Дорогие мои читатели, обычно на блоге я сама пишу статьи в рубрику . Мне тоже есть что рассказать о Моцарте. Возможно, напишу и свои мысли позднее. А сегодня я хочу вам представить впервые в этой рубрике пост от моей гостьи блога. Это будет пост читательницы моего блога, от учителя музыки с огромным стажем и опытом работы Лилии Шадковска.

Вселенная Моцарта

«Богу понадобилась помощь Моцарта, чтобы сойти в мир»
(Питер Шеффер)

27 января 2016 года музыкальная Европа будет отмечать 260-летие со дня рождения величайшего композитора В. А. Моцарта, который стал символом самой музыки. Гениальность композитора, его жизнь, творчество и по сегодняшний день остается в центре внимания не только музыкантов, исследователей, но и его почитателей.

Представитель венской классической школы и основоположник классического стиля в музыке, Моцарт оставил после себя величайшее наследие. За свою 35-летнюю жизнь, Моцарт написал более 600 музыкальных произведений, различных по жанру.

Как я рассказывала детям о Моцарте?

У меня была очень красивая кукла Катя, а вот её я всегда хвалила за хорошее исполнение песен и ставила пятёрки, даже сделала журнал, куда выставляла отметки своим ученикам.

Смешные, но трогательные воспоминания. Передо мной никогда не стоял вопрос, кем я буду. Мои игры, моя любовь к музыке определила мою дальнейшую судьбу. Я стала учителем музыки. Работала в школах города Ташкента.

Работала с особым упоением. Представляете? 99% наших учеников — представители титульной нации. На ТV всегда звучат макомы и шашмакомы. А над крышами их домов разносятся звуки карнаев и сурнаев, — в махалле свадьба, сосед выдает дочку замуж. Да, прекрасны и зажигательны эти ритмы, они любят свою национальную музыку, хорошо знают свои обычаи и традиции.А вот с европейской культурой и классической музыкой я знакомила учеников на своих уроках.

Как же мне научить их слушать музыку и понимать? Просмотрев школьную программу, ориентированную на изучение национальной музыки, решила, что у меня будет своя авторская программа. А начинала работу с Моцарта. Передо мной стояла задача не просто познакомить с композитором и прослушать музыку, а определить вместе с ними, что они почувствовали, какие образы появились?

Дети – удивительный народ

Чтобы дети откликнулись, раскрыли свои души, рассказывала им о самых удивительных историях и легендах Моцарта. Конечно же, их потрясали сведения о чуде — ребенке! Как? В 3 года и малыш уже играет? Он сочинил свой первый концерт в 4 года? Он написал более 600 произведений? Я постоянно напоминала ученикам об эффекте Моцарта, приводила примеры о том, как музыка влияла на настроение, на здоровье людей, как люди открывали в себе новые творческие возможности, повышали свой интеллектуальный уровень.

Дети — удивительный народ! Они искали в интернете вместе с родителями подтверждение моих слов, они слушали сами и заставляли родителей слушать музыку, чтобы потом вместе написать сочинение или нарисовать образ. Многие родители были недовольны моей методикой и программой: зачем рисовать на уроках музыки? Зачем писать сочинения, это что, урок литературы? А мои ученики увлеклись, увлекая и своих родителей. А как же! Ведь мама или папа тоже слушали музыку Моцарта, а потом их совместное творчество оценивалось учителем.

Они творили: их мысли и поисковая работа, их рисунки, настрой и интерес к музыке Моцарта был уникальным. Удивляли рисунки детей своей яркостью, необычным сочетанием цвета, своими образами. Девочки рисовали принцев и принцесс, балы, свечи, клавесины. Мальчики чаще всего рисовали портреты самого Моцарта или природу. Каждый раз, проверяя творческие работы детей, я отмечала для себя, что с каждым разом оформление работ становилось более аккуратным и эстетичным. Моцарт обязывает! Но больше всего мне нравилось читать их анализ музыкальных произведений. Мини-сочинения состояли из 5-6 предложений, но сколько в них восторга и неподдельного интереса! В классе висели стенды со словами музыкальных терминов, которые помогали детям определить характер музыки и описать его более ярко.

Очень любила и часто проводила интегрированные уроки с учителями литературы, истории, рисования. У детей появлялась возможность не только анализировать, но и сопоставлять, сравнивать и искать связи в искусстве. И хоть подготовка к такому уроку большая, но эффект потрясающий, потому что дети получали колоссальную информацию, которая запомнилась, я думаю, навсегда. А ученики любили уроки, на которых присутствовали родители. «Ой! А вдруг моя мама не сможет угадать «Турецкий марш, мне же потом стыдно будет». Или «Я боюсь, что мой папа не сможет сыграть на треугольниках ритмический рисунок «Ночной серенады».

Слушали мы много всего: и «Турецкий марш», и «Ночную серенаду», и «Менуэты», в старших классах слушали «40 симфонию», «Свадьба Фигаро», Волшебную флейту» и, конечно же, «Реквием».

Давайте послушаем сейчас «Ночную серенаду» Моцарта . И вы, и дети ваши, думаю, не останутся равнодушными в музыке композитора.

И вот еще фрагмент замечательный. Всеми известная, наверно, тема. В.А. Моцарт — Симфония № 40 соль-минор .

Музыка, старания учеников и мои убеждения нашли отклик и в душах родителей. А это дорогого стоит, и об этом скажет любой учитель! А в конце года я просто плакала, читая их сочинения о музыке, о том, как она изменила их, что нового они открыли в себе, отмечали, как много они узнали, и какие новые слова они выучили и используют их в речи. И, конечно, слова благодарности, чем я особенно горжусь.

Горжусь еще и потому, что когда уезжала и прощалась с ними, мои ученики просто плакали и говорили, что они будут продолжать слушать музыку и когда вырастут, будут слушать музыку Моцарта со своими детьми!

Музыка Моцарта

«Музыка Моцарта чиста и прекрасна…, как часть врожденной красоты Вселенной»- писал Альфред Эйнштейн. И действительно, музыка Моцарта наполнена божественной гармонией, выразительностью и красотой. «Достичь небес- это нечто прекрасное и возвышенное…» в этих словах Моцарта выражены и все его мастерство и гениальность. Думаю, что именно через свой божественный дар, Моцарт раскрыл образ Творца в музыке.

Давайте послушаем еще одну замечательную тему Моцарта из его фортепианного концерта. Wolfgang Amadeus Mozart — Piano Concerto No. 21 – Andante.

И всеми нами известный Турецкий марш В. А. Моцарта.

В чем же секрет музыки Моцарта? Интересные факты о Моцарте

Для того, чтобы понять, почему Моцарт выдающийся, надо послушать его музыку и познакомиться хотя бы с интересными фактами из его короткой, но яркой жизни.

А жизнь его овеяна легендами, версиями и уникальными историями:

1. Моцарт родился в Зальцбурге, в музыкальной семье и музыка окружала его с самого рождения и наверняка до его рождения.

2. Музыкальные способности проявились с раннего детства, уже в возрасте 3 лет он подбирал на слух, услышанные мелодии на клавесине.

3. Свое первое произведение он написал, когда ему было всего 4 года, а последнее – на предсмертном одре.

4. Моцарт научился писать музыку раньше, чем стал писать слова (первые 18 детских произведений Вольфганга Амадея Моцарта были включены в сборник «Нотная тетрадь Наннерль»)

5. А в возрасте 5 лет он играл и на клавесине и на скрипке как настоящий профессионал.

6. Он играл перед королевой, когда ему было всего 6 лет.

7. Он покорял своей виртуозной игрой сердца королей, принцев и других знатных особ Европы(Нидерланды, Италия, Франция, Германия, Англия и др.) «Чудо ребенок» так называли его восторженные слушатели.

8. Концертные программы поражали слушателей трудностью и разнообразием. Он играл и на скрипке и на органе, один или вместе с сестрой в 4 руки.

9. Он гениально импровизировал, свободно подбирал музыку и аккомпанировал певцам.

10. С целью сделать подарок сестре на день рождения, четырнадцатилетний Моцарт пришел в церковь и прослушав часовую мессу, записал на слух партитуру сложнейшего музыкального произведения Г. Аллегри для двух хоров, исполняемое всего один раз в год и засекреченное Ватиканом, за что получил получил «Орден Рыцаря золотой шпоры» из рук самого Папы Римского.

11. Моцарт очень любил математику и уже в раннем детстве писал мелком цифры на мебели и стенах своей комнаты.

12. Много путешествуя по Европе с концертными программами, Моцарт сумел выучить иностранные языки.

13. А однажды он написал ноты, которые могут читаться как сверху вниз, так и снизу вверх, образуя дуэт двух скрипок.

14. Скоропостижная кончина В. А Моцарта окутана таинственностью. «Реквием» -предсмертное произведение, которое как бы подводит итоги его творческого и жизненного пути.

15. Об удивительных свойствах музыки Моцарта пишут и ученые и психологи и педагоги. Независимые исследования проводились во всем мире, в результате чего появился даже термин «Эффект Моцарта»

А. Его музыка обладает лечебным эффектом и даже применяется для лечения тяжелобольных людей.

Б. Сканирование головного мозга (МРТ) во время прослушивания музыки Моцарта показало, что активизировались все участки головного мозга.

В. Музыка Моцарта усиливает не просто мозговую деятельность, но и повышает интеллектуальный уровень.

Г. Психологи считают, что Моцарт «самый подходящий» композитор для детей, ибо его музыка оказывает влияние и на детскую психику и на развитие их творческого потенциала. Прошло 259 лет, а он по – прежнему с нами, поражая нас поразительной по красоте и гармонии музыкой. Он до сих пор получает популярность рок-звезды, а его музыка вышла миллионными тиражами в музыкальных дисках.

Вы обязательно почувствуете какую–то неземную гармонию и услышите удивительные солнечные мелодии, прослушав хотя бы маленькую часть его бессмертных творений.

Шадковска Лилия Вячеславовна 60 лет, учитель музыки, педагогический стаж 40 лет. Родилась и училась в России, жила и работала в России, в Украине, в Узбекистане. Сейчас живу в Польше. И даже здесь в лицее уже провела свой интегрированный урок по теме «До слез Чайковский потрясал…»

Спасибо огромное Лилии за материал. Думаю, что все мы прекрасно провели время. И, возможно, будут дальше вот такие встречи читателей моего блога со статьями от читателей.

И от меня вам также музыкальный подарок. Прозвучит Фантазия Моцарта ре минор в исполнении профессора Московской консерватории Игоря Котляревского. Когда–то сама ее играла. И потом ученикам давала своим. Всегда незабываемые впечатления были у меня от работы, и у учеников.

Слушайте хорошую музыку, приучайте к такой музыке и ваших детей. Наполняйтесь духовно и душевно. И пусть Моцарт для всех нас остается образцом детской радости жизни, чего-то вот такого солнечного, легкого, простого и сердечного, искреннего и гениального.

Смотрите также

41 комментарий

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Моцартовский юбилей совпал с крупной датой Московской консерватории - в 2006 году исполняется 140 лет со дня ее основания. Это обстоятельство - еще один повод вспомнить о том, какое важное место занимала и занимает музыка великого мастера в творческой деятельности нашей а1mа mаtег. П. И. Чайковский, боготворивший Моцарта, специально для ученического спектакля консерватории переводил на русский язык либретто «Свадьбы Фигаро». В 1887–88 годах оперные шедевры «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» исполнялись учащимися консерватории под управлением самого С. И. Танеева. Эти партитуры и по сей день входят в репертуар Оперного театра МГК. Среди профессоров консерватории - выдающиеся интерпретаторы произведений Моцарта, а ее воспитанники неоднократно становились победителями Международного конкурса имени Моцарта, который проводится на родине композитора, в Зальцбурге. Ученые консерватории внесли солидный вклад в мировое моцартоведение. Тема «Московская консерватория и музыкальное наследие Моцарта» могла бы быть проиллюстрирована множеством других событий истории и сегодняшнего дня. Отдавая дань Моцарту, Московская консерватория, устроила в его честь музыкальный фестиваль, который начался 14 декабря 2005 года и закончился в день рождения композитора - 27 января 2006 года. 17 концертов оперной, симфонической и камерной музыки прошли в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории.

    Редакция начинает серию публикаций, посвященных самым интересным концертам и проектам года Моцарта.

    Музыкальная вселенная Моцарта включает в себя огромное количество звезд и созвездий, больших и малых планет, окруженных спутниками, ярких комет, возникающих словно бы ниоткуда и устремленных в невообразимые дали. Каждая его опера, симфония, соната, квартет - это целый мир, связанный незримыми нитями притяжения с другими мирами, созданными как самим Моцартом, так и его предшественниками и преемниками. Поэтому всякий большой фестиваль, посвященный Моцарту, неизбежно высветит эти связи, даже если такая задача специально не ставилась, и каждый участник желал всего лишь вплести собственный цветок в юбилейный венок для великого мастера. Но ведь Московская консерватория тоже является своего рода универсумом, объединяющим множество факультетов, специальностей, неповторимых индивидуальностей, приверженцев разных исполнительских школ и традиций, представителей всех поколений. Моцартовская универсальность, преломленная сквозь призму многообразия творческой жизни Московской консерватории, перестает быть абстрактным академическим понятием и обретает черты свободно развивающегося и бесконечного по своей природе созидательного процесса.

    Хотя в мире вряд ли можно найти музыканта, который не любил бы Моцарта, осмелимся утверждать, что в России к Моцарту всегда относились по-особенному. Истоки такого отношения восходили к маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», благодаря которой русское моцартианство сразу приобрело интимно-поэтический, а в чем-то и мистический характер. Не только величайшим из музыкантов, но и идеальным человеком представлялся Моцарт П. И. Чайковскому и А. Д. Улыбышеву; «Гелиосом музыки» называл его А. Г. Рубинштейн; «аполлонический» образ Моцарта пытался заменить другим, жертвенно-дионисийским, Г. В. Чичерин… У каждого был и есть свой Моцарт. Не претендуя на полную всеохватность, программы нынешнего фестиваля несут в себе как идею универсальности моцартовского гения, так и отчетливо звучащую ноту личного к нему отношения. Отсюда - редкая возможность услышать и самые популярные, и почти неизвестные произведения, сравнить музыку Моцарта и его современников, говоривших как будто на том же языке, но - об иных предметах и в иных выражениях. Познать Моцарта до конца невозможно. Однако войти в его мир - уже счастье.

    Лариса Кириллина

    Слушать Моцарта и умом, и сердцем

    Это - не обычный путеводитель: в нем нет ни нотных примеров, ни строгой систематизации, ни развёрнутого анализа форм. Он предназначен как музыкантам, так и обычным меломанам, слушателям, знакомым с музыкой Моцарта и уже полюбившим её, но в силу разных причин ограничившим своё знакомство двадцатью-тридцатью его произведениями, так называемым "джентльменским набором". Книга призвана убедить такого слушателя прослушать все, какие только можно, сочинения Моцарта, ибо среди них нет ни одного, не заслуживающего внимания.

    Конечно, методы убеждения не всесильны. Человек сам должен решать, что ему милее - музыка Чайковского или Вагнера, Шнитке или классический джаз. Замечено, что интерес к музыке Моцарта заново пробуждается у меломанов во второй половине жизни, когда уже отбушевали романтические бури молодости. Известно, что после прохождения сорокапятилетнего рубежа у человека усиливается инстинкт самосохранения. Какое отношение имеет к нему музыка Моцарта? Самое прямое: человек инстинктивно чувствует, что она вернёт ему силы и здоровье. Если любителя музыки с некоторых пор преследуют телесные или душевные недуги - ему не поможет ни Чайковский, ни Вагнер. Только Моцарт! Поражают последние исследования в области лечебных свойств моцартовской музыки. Она лечит болезни сердца, печени, эндокринной системы, неврозы, мигрень, гипертонию, различные психозы и даже шизофрению. Известно, что даже растения и животные подзаряжаются чудодейственной энергией моцартовских мелодий и ритмов. Часто на страницах книги можно встретить фразу: "музыка воздействует на физическом уровне". Это означает, что музыка Моцарта способна влиять не только на подсознание, но и на нерегулируемые головным мозгом физические процессы. Например, при её прослушивании может участиться или замедлиться сердцебиение, пробежать дрожь по телу, прилить кровь к голове. С ритмом стука сердца - вообще чудеса: иногда Моцарт заставляет биться сердце слушателя точно в предложенном им ритме музыки! Достаточно прослушать некоторые скрипичные сочинения или теноровые арии, чтобы убедиться в этом.

    Наверное, многим слушателям хотелось бы почерпнуть информацию о сочинениях Моцарта, минуя разбор их форм и технических особенностей. Но при всём желании отобразить достоинства музыки без специальной терминологии невозможно. Как объяснить, к примеру, в каком разделе музыка наиболее впечатляюща? Для этого нужно ориентироваться в порядке смены разделов. Хорошо ещё, во времена Моцарта музыкальная форма была упорядоченной. Не обойтись и без перечисления жанровых, интонационных, ладово-гармонических особенностей того или иного сочинения. Всё это требует знаний по теории музыки. Если пробелов в таких знаниях много, можно посоветовать отдельное изучение глав "Между прогулками" и "Словаря терминов" в конце книги. В "Словаре терминов" имеются так же указания на использование того или иного приёма в творчестве Моцарта, так что он буден полезен и знатокам.

    Многих удивит написание в книге названий жанров с заглавной буквы: Соната, Симфония, Опера, Ария и т.д. Дело в том, что термины, обозначающие жанры, могут иметь и другие значения. Например, 1) Концерт - крупное виртуозное сочинение для солиста с сопровождением оркестра в трёх частях (жанр!). 2) концерт - публичное исполнение музыкальных произведений (не жанр!). Чтобы не возникало путаницы в понятиях, в названиях жанров и важных разделов формы (например, при отдельном рассмотрении коды - см. Кода, эпизода - см. Эпизод) применены заглавные буквы. К ним нетрудно привыкнуть, как и к заглавным буквам, выделяющим наименования объектов во Вселенной Моцарта: Галактика, Звезда, Созвездие и т.д.

    Зачастую краткое описание произведения не даёт ответов на все вопросы. Тональность, дату и место создания каждого сочинения можно узнать из "Списка произведений Моцарта", помещённого в конце книги. Полезными окажутся так же указания номеров "по Эйнштейну" (КЕ), хронологически уточняющих местоположение опусов в "Каталоге Кёхеля" (см. подробности о "Каталоге Кёхеля" в главе "Прогулка V). С учётом хронологических соответствий "номеров по Кёхелю" составлена и таблица "Основные даты жизни и творчества Моцарта", которая особенно пригодится тем, у кого под рукой нет книги с обширной биографией композитора.

    Часто на страницах книги фрагменты сочинений Моцарта обзаводятся эпитетами "бетховенский", "шумановский", "шопеновский" и т.д. Кому, собственно, комплимент: Моцарту или композиторам XIX века? Об этом читатель узнает из главы "Между прогулками: V. Многоликий Моцарт". Неоднократно упоминаются моцартовские "минорные периоды" и свойства минорных тональностей. Разъяснение этой темы ждёт читателя в главе "Между прогулками: II. Мажор и минор Моцарта".

    Моцарта часто называют композитором "чистой музыки", как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности - экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех "страданий молодого Вертера": дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.

    Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением "музыкального мышления" самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания. Тяжкий путь познания тянется в XXI век. Сенсационные открытия не заставляют себя ждать. Так, недавно были обнаружены: загадочные тематические "лейтмодули" Времени, Колокольчика, Смерти (см. "Между прогулками: III. Лейттемы Моцарта); "масонские лейтфигуры" (см. "Прогулка XV по масонской музыке"); система кодирования музыкальных пьес (см. "Прогулка XXIII по Опере "Волшебная флейта"); объединение сочинений по принципу программных циклов (см. "Прогулки" по фортепьянным Концертам, скрипичным Сонатам, Симфониям). Новые публикации вновь и вновь свидетельствуют: в музыке Моцарта существует глубоко-личностное, философское "второе дно".

    Материалы этой книги как раз и пытаются увязать обновлённое слуховое восприятие музыки Моцарта с новыми данными музыковедческих трудов. Возможно, некоторые выводы покажутся спорными. Но в споре рождается истина! Общий пароль всех персонажей книги - любовь к Моцарту. Конечно, она приводит героев не только к озарениям и открытиям, но подчас - к ослеплениям и преувеличениям, этим непременным атрибутам истинной любви.

    Меньше всего книга задаётся целью навязать слушателю представления её персонажей об эмоциональном и образном строе музыки Моцарта. Цель путеводителя иная - разбудить собственное воображение слушателя, побудить его постигать моцартовскую музыку и умом, и сердцем. Главное условие - слушать. В наше время приобретение полного собрания сочинений Моцарта - не проблема. 23 недорогих диска МРЗ с 8-9-ю часами звучания музыки на каждом (а, поднатужившись, можно достать всё и на CD-дисках!) наградят слушателя таким богатством, о котором он и не помышлял. Правда, для этого нужно изначально любить Моцарта, доверять ему во всём, как лучшему другу. За его благодарностью дело не станет.

    Слушать Моцарта и умом, и сердцем (вместо предисловия) 5
    Пролог 8
    Прогулка I (по клавирным Сонатам) 12
    Прогулка II (по клавирным сочинениям) 36
    Прогулка III (по 4-ручным клавирным сочинениям и музыке для механизмов) 52
    Прогулка IV (по фортепьянным Концертам) 71
    Между прогулками: I. Излюбленные формы Моцарта 112
    Прогулка V (по Сонатам для клавира и скрипки) 117
    Прогулка VI (по клавирным Ансамблям) 142
    Прогулка VII (по ранним струнным Квартетам) 158
    Прогулка VIII (по поздним струнным Квартетам) 173
    Между прогулками: II. Мажор и минор Моцарта 194
    Прогулка IX (по струнным Квинтетам и Трио) 206
    Прогулка X (по Ансамблям и Концертам для солирующих духовых) 229
    Между прогулками: III. Лейттемы Моцарта 251
    Прогулка XI (по Концертам для скрипки с оркестром) 255
    Прогулка XII (по Серенадам) 270
    Прогулка XIII (по Дивертисментам и танцевальной музыке) 294
    Между прогулками: IV. Легко ли слушать Моцарта 310
    Прогулка XIV (по Симфониям) 318
    Прогулка XV (по масонской музыке) 351
    Прогулка XVI (по Мессам) 382
    Прогулка XVII (по церковной музыке) 409
    Между прогулками: V. Многоликий Моцарт 440
    Прогулка XVIII (по сольной и ансамблевой вокальной музыке) 446
    Прогулка XIX (по ранним Операм и сочинениям для сцены) 471
    Прогулка XX (по Операм в поисках героини) 496
    Между прогулками: VI. Для кого сочинял Моцарт 526
    Прогулка XXI (по Операм в поисках героя) 531
    Прогулка XXII (по Операм в поисках правды) 556
    Прогулка XXIII (по Опере "Волшебная флейта") 589
    Основные даты жизни и творчества Моцарта 635
    Список произведений Моцарта (по жанрам) 639
    Словарь терминов 658
    Иностранные термины 674
    Литература 677

    "Оглавление" выдаёт необычную форму целого. Путеводитель обрамляется введением (предисловие, Пролог) и пятью главами справочного характера в конце (помечены красным). 23 главы с названием "Прогулка" (помечены чёрным) составляют фантастический роман в диалогах. Персонажи необычны: автор; Дух Тьмы (он же - демон Демор, заведующий ре-минором Моцарта); композиторы Бетховен, М.Гайдн, Й.Гайдн, Боккерини, Сальери; родственники гения Леопольд Моцарт, Наннерль Моцарт, Алоизия Вебер; Маленький принц (герой Сент-Экзюпери), бесприютный нотный Листочек и, наконец, сам Моцарт. Полные любви к своему кумиру, герои романа в диалогах обсуждают все его творения избранного ими жанра. Обычно они едины в своих оценках, но иногда вступают в полемику или "поучают" собеседника, при этом освещая малоизвестные аспекты биографии и творчества Моцарта. Моменты, двигающие действие, сосредоточены в основном в начале и в конце каждой "Прогулки", в середине действие вынужденно приостанавливается, и начинается описание произведений данного жанра. Иногда таких произведений много, и задержка действия неизбежна (тут уж ничего не поделаешь!), но если читатель проявит выдержку и не забудет о существовании интриги, то он обязательно доберётся до конца событий этой огромной книги, а конец весьма интересен.

    Между 23 "Прогулками" помещены 6 глав "Между прогулками" - своебразные отступления автора, спроецированные предыдущими диалогами. Эти главы не относятся к роману, они служат как бы комментариями к нему. В то же время без них читателю никак не обойтись, так как они объясняют многое, лишь намеченное в диалогах романа.

      Что же до самих "Прогулок", то они предоставляют читателю:

      Развёрнутые эмоциональные описания 430 произведений Моцарта (на ~100 опусов больше, чем в четырёх томах Г.Аберта). Примеры таких описаний см. на следующей странице.

      Ёмкие определения более 200 мелких сочинений прикладного характера (в основном, концертных Арий, Песен, танцевальной музыки и обработок чужих сочинений).

      Описание найденных в XX веке сочинений Моцарта, о которых Г.Аберт (его монография относится к 1920 г) понятия не имел. Таких набирается 12.

    Особое внимание в книге уделено темам "Ранний период творчества", "Моцарт и масонство", "Моцарт и иллюминаты", "Моцарт и мистицизм", "Моцарт и религия", "Мажор и минор Моцарта", "Лейттемы Моцарта", "Кодирование музыки", "Программные циклы". Разработки этих тем - абсолютные новинки моцартоведения (их источниками послужили как современные зарубежные материалы, изданные на немецком и английском, переведённые И.Якушиной в 2001-2004 гг, так и собственные исследования автора). Также использовались статьи последних лет из журналов "Советская музыка", "Моцартовского ежегодника" (Mozarteum) и полные глубины исследования наших соотечественников К.Саквы, В.Широковой, Е.Чигаревой.

    Путеводитель обходится без нотных примеров: с ними бы он разросся до двух больших томов и превратился в научный эпос вроде "Каталога Кёхеля". Приложены все усилия, чтобы не засушить живого представления о музыке Моцарта, связанного непосредственно с процессом слушания. Не рассматривать партитуры (как учил Аберт), а слушать их - вот основной тезис, постоянно заостряющийся на страницах книги.

    Творческий подход применён и к справочным материалам в конце книги. Так, в главе "Основные даты жизни и творчества Моцарта" указаны не только точные даты всех гастрольных поездок Моцарта, но и такие биографические детали, как даты рождения и смерти четырёх его умерших детей (попробуйте найти их в других книгах!). Самое отрадное - указание "номеров по Кёхелю", совпадающих с началом и концом каждого года творчества Моцарта.

    Большую ценность представляют собою 18 страниц таблицы "Список произведений Моцарта по жанрам". Во-первых, список составлен таким образом, что отсылает читателя в ту главу, где описано то или иное сочинение: можно сразу же отыскать эту главу и навести подробные справки о сочинении. Сами графы этого списка тоже красноречивы: I графа - порядковый номер; II графа - название произведения; III графа - тональность; IV графа - № по основному "Указателю Кёхеля", б/н - без номера; V графа - № по систематизации Эйнштейна; VI графа - № внутри жанра (для серийных произведений), отличительное название сочинения, НЗ - незавершённое, СС - сомнительное (неподтверждённое) сочинение, д/ - для (определённых инструментов, исполнителей), п/ - посвящено (кому); VII графа - город и год создания сочинения. Данный список намного полнее и эффективнее тех, которые помещены в конце книг Г.Аберта и А.Эйнштейна. В него внесено 670 сочинений, которые можно реально прослушать в аудиозаписи, а все фиктивные (чья фиктивность доказана лишь недавно) отметены.

    В "Словаре терминов" объяснено значение всех понятий теоретического характера, встречающихся на страницах книги (с учётом их наименований в конце XVIII века), и примеров использования тех или иных приёмов в творчестве Моцарта. В него можно заглянуть как за отдельным термином, так и просто целиком почитать, как своеобразный "технический комментарий" к главам романа.

    В главе "Литература" перечислены книги, тезисы которых непосредственно использованы в путеводителе. Конечно, книг о Моцарте, изученных автором (особенно биографических), намного больше. Но путеводитель ведь вовсе не биографическая книга. Подразумевается, что с биографией Моцарта читатель книги ознакомится заблаговременно, например, по книгам М.Бриона "Моцарт" (из серии ЖЗЛ) или Д.Вейса ("Возвышенное и земное").

    Под таким названием в ДШИ №5 им. Д. Д. Шостаковича состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция, которую организовала кафедра вокального искусства.

    В прошлом году конференция была посвящена 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского и имела столь оглушительный успех, что было решено сделать подобные профессиональные собрания ежегодными. Помощь в организации и проведении этого мероприятия оказали Управление культуры города Курска, учебно-методический центр комитета по культуре Курской области, детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича и Петровская академия наук и искусств (г. Санкт-Петербург).

    Вольфганг Амадей Моцарт – одно из величайших имён в истории музыкальной культуры. Моцарт прожил, как известно, очень короткую жизнь, всего 35 лет. Каждые пять лет празднуют юбилейные даты гения мировой музыкальной культуры: 2016 год – 260 лет со дня рождения и 225 лет со времени его кончины.

    Кафедра вокального искусства имела решающий «пакет выступлений» в весьма серьёзной и насыщенной программе конференции. Это и концерт студентов кафедры в сопровождении инструментального ансамбля Лаборатории концертно-оперного творчества под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ проф. Г.С. Львовича, и мастер-классы заслуженной артистки РФ и.о. заведующего кафедрой вокального искусства ЮЗГУ, проф. И. Ф. Стародубцевой и лауреата всероссийских и международных конкурсов, доц. Л.М. Таракановой, доклады доц. Н. А. Синянской и ст. преп. Л. В. Колесниковой, выступления преподавателей кафедры – пианистов О. Ю. Едемской, В. В. Норцова, А. В. Антонюка.

    Во II научно-практической конференции расширилось участие музыкантов города и области (Халино, Камыши, Глушково, Пристень, Суджа и др.), а также появились новые иногородние участники – из Белгорода и Майкопа.

    Стоит отметить интерес музыкальной общественности города и области к исполнительским силам, взращиваемым в собственной среде. Студенты Курского музыкального колледжа (под руководством Г.А. Фёдоровой) успешно исполнили трио Моцарта си-бемоль мажор для фортепиано, скрипки и виолончели, представили содержательный доклад (класс Н.К. Скубко). Зрители по достоинству оценили интересные выступления Т.В. Беляниной (ДШИ №7 г. Курска), М.Ю. Артёмова (Курский музыкальный колледж им. Г. В. Свиридова).

    Поставив одной из задач повысить интерес к серьёзным проблемам классической музыки, музыкальной науки, музыкального образования на всех его уровнях, кафедра вокального искусства уже за такой малый срок добилась заметных результатов.

    Н.А. Синянская, доцент кафедры вокального искусства

    Фото Полины Бессоновой





Вверх