Взаимоотношения аркадия и отца. Базаров глазами николая петровича (ii вариант). Николай Кирсанов и Евгений Базаров

На вопрос не могу найти сочинение Тургенева отцы и дети на тему: взаимоотношения Николая Петровича и Аркадия заданный автором МАРИНА Литвиненко лучший ответ это Отношения Аркадия с отцом
Аркадий принадлежит к поколению шес¬тидесятых. Его отношения с отцом – образец идеальных взаимоотношений двух поколений, старшего и младшего, в одной семье. Его отец, Николай Петрович Кирсанов, принадлежит к числу тех «хороших представителей дворянства, кото¬рые по своей психологии и складу характера ближе к народу. Добрый, просто¬душный, он свободен от всякого высокомерия или чувства дворянской спеси. В юности он женился на дочери мелкого городского чиновника и от души восхи¬щался тем, что она в журналах читала серьезные статьи в отделе «Наук» . Сам он окончил университет и питал к наукам большое почтение. Потом поселился с же¬ной и сыном в деревне, ездил на охоту, занимался хозяйством, любил и поэзию, и музыку. После смерти жены Николай Петрович полюбил Фенечку и она была с ним счастлива. Уже одно это говорит о простоте и непосредственности его на¬туры. Но он дворянин, помещик, и в этом качестве он старается быть прогрессив¬ным и полезным. Николай Петрович окрылен приближением реформы, не дожи¬даясь ее осуществления, он отпустил на волю дворовых, размежевался с крестья¬нами и завел «ферму» . Он пытается ввести у себя передовые методы земледелия, покупает кое-какие машины, обдумывает возможности рационального содержа¬ния скота и т. д. Но у него мало что получается. «Сил моих нет! – не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович, – самому драться невозможно, посылать за стано¬вым не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь» . В ус¬ловиях существования поместного землевладения невозможна идиллия, о которой мечтает добрый Николай Петрович.
Аркадий понимает своего отца, он благодарен ему за то, что он тепло и при¬ветливо встречает Базарова и хочет сблизиться с ним, как с другом своего сына, разделяет с ним его тревоги и боль по поводу безуспешных преобразований в хо¬зяйстве, подробно расспрашивает о делах в имении и в усадьбе. Он тянется к сво¬ему отцу, старается быть с ним честным и искренним, не способен с ним разгова¬ривать резко и грубо, хотя постоянно чувствует какую-то неловкость из-за таких теплых отношений с отцом перед своим другом Базаровым. В начале романа Ар¬кадий находится под влиянием Базарова. Увлеченный его идеями, Аркадий был горд считать себя его учеником и единомышленником, во всем подражал ему. Он стеснялся показаться перед ним чувствительным и нежным, зная, что Базаров осудит его за это. В связи с этим с первого дня приезда домой сына отец мог за¬метить скованность Аркадия, его напряженность и неуверенность. Обнаружива¬ется некоторая натянутость в отношениях отца и сына, отдельные поступки и слова Аркадия вызывают у отца и дяди непонимание, недоумение, но терпимость и мудрость отца, разумный совет и снисхождение способны сдерживать порывы неопытной юности.
Несмотря на молодость, на стремление к свободе и независимости, Аркадий Кирсанов умеет вести себя с отцом как достойный сын с достойным отцом.

Меню статьи:

Жизнь полна парадоксов, можно с легкостью отыскать множество таких примеров. Одним из них является диаметральная противоположность в характере и жизненных принципах самых близких, в родственных смыслах, людей.

Очень часто братья и сестры кардинально разняться между собой, что вызывает искреннее недоумение. Подобная ситуации описана И. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Место образа Николая Кирсанова в романе и его взаимосвязь с братом

Николай Петрович Кирсанов – один из главных героев романа. Он не является активным деятелем в описываемых событиях, но его значение и участие в конфликте сложно переоценить. По сравнению с другими персонажами, Тургенев обделяет Николая Петровича в активности действий – персонаж появляется в ключевых моментах, а его образ составляется в основном из фрагментов и намеком автора, но при этом нельзя не отметить влияние Николая Петровича на развязку конфликта и сильное влияние этого самого конфликта на жизнь Кирсанова.

Иван Тургенев тесно связывает своего персонажа с образом Павла Петровича Кирсанова – старшего брата. Все описания и события жизненного пути Николая Петровича сопоставляются с определенными событиями или качествами характера брата. Другими словами, можно сказать, что вся жизнь Николая Петровича проходит в сравнении с жизнью и личностью брата.

Детство и юность Николая Кирсанова

Тенденция к сравниванию и сопоставлению личности братьев берет свое начало еще в детстве. В описаниях читатель замечает, что образ старшего брата противоречиво противопоставляется образу младшего.

В первую очередь это выражается в готовности последовать по стопам отца. Петр Кирсанов был происхождению потомственным дворянином, но особого влияния их род не имел. Ситуацию исправили заслуги в области военной службы – его авторитет значительно усилился, а деревенской глуши, где находилось их родовое поместье, он стал незаменимым и крайне уважаемым человеком.

Исходя из такого поворота событий, судьба мальчиков была предопределена – они также должны были приступить к воинской службе. Для старшего сына это была посильная задача – он обладал жестким и твердым характером. Младший же, был человеком совсем другого состава – мягкий и впечатлительный, он совсем не годился для военной карьеры. К этому всему еще и добавлялась некая робость и трусость: он «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки». Полученная травма ноги, на всю оставшуюся жизнь сделавшая мальчика хромым, спасла Николая Кирсанова от тяжкого бремени. Родителям ничего другого не оставалось, как отдать сына в университет. «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской…»
В «1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом».

Николай Кирсанов и Маша Преполовенская

Неприятности, связанные с Николаем, не ограничились физической травмой. Вскоре родителей потрясла еще одна неприятная новость об их младшем сыне. На этот раз причиной стала влюбленность – их Николай был по уши влюблен в дочку «чиновника Преполовенского» Машу. Тургенев не вдается в подробности дела, но констатирует факт – родители были крайне недовольны выбором сына, они считали, что девушка недостойна быть женой Николаю.

Накалившую ситуацию разрядила смерть родителей – авторитарность по отношению к Николаю была исключена, и уже не было препятствий для брака влюбленных. Выждав нужное время для траура, молодые женились. Опасения родителей по поводу несоответствия и ошибочности брака с Машей были напрасны. «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались». Семейная жизнь Кирсанова была похожа на утопию, но эта сказка неожиданно прервалась – Маша умирает после десяти лет супружеской жизни. О ней у Николая Петровича остаются только воспоминания и маленький сын Аркадий.

Внешность Николая Петровича

«Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы».

Тургенев мало уделяет внимания описанию внешности своих героев, особенно в тех случаях, когда гардероб не становиться предметом постоянного внимания персонажа. Как раз ко второй категории персонажей относиться Николай Петрович – он равнодушен к модным тенденциям, а в одежде ценит удобство. Он не проводит длительное время, подобно своему старшему брату за туалетом и с некой долей равнодушия относиться к состоянию своего костюма, но при этом и не запускает его.

Отношения Николая Петровича и Аркадия

Именно в Аркадии нашел утешение и смысл жизни Николай Петрович после потери жены. Несмотря на всю его мягкость характера и огромное горе, неожиданно нахлынувшее, Кирсанов понимает, что не может позволить накрыть себя волной хандры – в таком случае он потеряет абсолютно все и, после, уже вряд ли сможет изменить ситуацию.


По отношению к Аркадию Николай Петрович не стесняется проявлять самые нежные чувства, ему чужда жесткость и прагматичность, которые были обыкновенным явлением среди отцов. Он может нежно обнимать своего сына, томиться в ожидании его приезда и несказанно скучать. Одним словом, поведение Кирсанова-отца больше схоже с поведением матери, нежели отца. Такое положение вещей не смущает ни отца, ни сына.


Аркадий также очень привязан к отцу, он считает его хорошим и добрым человеком. Аркадий часто отзывается хорошо о своем отце: «отец добрый малый, ты самый добрый и умный человек в мире».

Жизнь после смерти жены

После потери жены Кирсанов окончательно перебрался в деревню и занялся делами поместья Марьино. Их родовое поместье представляло собой «хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли».

К сожалению, мягкость характера и отсутствие практичности не позволяют Николаю Петровичу наладить дела в поместье «жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем – хлопоты безотрадные, бестолковые».

Благодаря трудолюбию Николая Петровича, дела не выглядят совсем ужасно – поместье кое-как держится на плаву. Павел Петрович, считает, что основная причина, по которой дела пошли на спад – непрактичность брата: «Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают».

Романтика в жизни Николая Кирсанова

Николай Петрович всегда был человеком впечатлительным и романтичным. Большинству молодых людей свойственна такая приверженность, но со временем, под влиянием жизненных трудностей, романтизм замещается прагматичностью. Такого не случилось по отношению к Николаю Петровичу – он сохраняет романтический настрой до конца своих дней. Основной массив событий романа припадают на возрастной ценз Николая Петровича в 44 года.

Отчасти на сохранении романтизма сказалась его деревенская жизнь. «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность».

Николай Петрович не оставил занятия музыкой, и, хотя его музыкальные умения были далеко не идеальны, он все же не пренебрегает игрой на фортепиано и виолончели – он испытывает катарсис.

Следующим способом обрести душевное спокойствие для Кирсанова стает чтение книг. Особой популярностью у него пользовались стихи Пушкина. Часто, любуясь природой, на ум ему приходили самые разнообразные стихи и он с наслаждением прокручивал в голове знакомый текст.

Николай Петрович и Феня

Бесспорно, смерть жены стала огромной утратой в жизни Кирсанова. Образ Маши стал для него ключевым, идеальным. Порой он придавался ностальгии и грезил о былых временах, когда он был счастлив со своей женой. Ему искренне хотелось, чтобы Маша ожила и он смог вновь ощутить тепло ее рядом с собой. Какова бы не была значительная утрата, время постепенно вытеснило ее и в жизни Кирсанова, спустя 10 лет после смерти жены возник огонек новой любви.

Предлагаем ознакомиться с в романе И. Тургенева “Отцы и дети”.

Объектом нежного чувства на сей раз стала неблагородная по происхождению девушка – Феня. Она переехала вместе со своей матерью в поместье Кирсанова, после того, как Николай Петрович предложил женщине службу в своем поместье. На то время Феня была маленькой девочкой. Время шло, и из маленькой девочки, получилась очень привлекательна и благочестивая женщина. Кирсанов влюбляется в нее, а после смерти ее матери завязывает роман. Эти отношения не становятся мимолетным увлечением в жизни Кирсанова – он питает любовь по отношению к девушке, и это чувство взаимно. Кирсанов не спешит жениться – его беспокоит возможное осуждение со стороны аристократии, но живет с Феней как с законной женой. Под влиянием просьбы Павла Петровича, свадьба все же состоялась.

Николай Кирсанов и Евгений Базаров

Не могло пройти не замеченным в жизни Николая Кирсанова появление друга Аркадия – лекаря-нигилиста Евгения Базарова.

Жизненные позиции Николая Петровича и Евгения слишком отличаются. Евгений – человек специфический, ему нравиться провоцировать людей на конфликт, но, несмотря на все разногласия, Николай Петрович не вступает в спор или дискуссию. Кирсанов в мягкой форме расспрашивает Базарова о его позиции, но при малейших же намеках на дискуссию, прекращает обсуждение. Такое поведение Кирсанова связанное с желанием угодить сыну. Аркадий в восторге от своего нового друга, и отец не хочет ставать камнем преткновения между ними. С другой стороны, Николай Петрович осознает, что пришло его время «проглотить горькую таблетку» нового времени – пришли новые порядки и такие старики, как он не в силе преуспеть за ходом их развития.

Третья причина, которая препятствует дискуссии – нелюбовь Кирсанова к конфликтам и спорам.

Таким образом, Николай Кирсанов обладает спокойным темпераментом, ему не свойственна резкость суждений или действий. Он романтичный и эмоциональный человек – не способен на подлость и коварство. Отличительной чертой Николая Петровича является чувство такта и деликатности. В целом он позитивный и добрый человек, наделенный мудростью и умением к глубокому анализу ситуации.

Тема. Базаров и Кирсановы. Идейные споры Базарова и Павла Петровича.

Николай Петрович Кирсанов

В главе I автор подробно рассказывает биографию Николая Петровича. К чему такая анкетная точность? Всё дело в том, что биография этого персонажа и есть общественная биография «отцов». Он дитя своего времени. Чем же любопытна эта биография? А в ней нет самостоятельных поступков (кроме женитьбы героя на дочери хозяина квартиры). Жизнь героя менялась лишь от внешних причин (перелом ноги, смерть жены) - он не способен ни на какие решительные действия. Несколькими штрихами Тургенев подчёркивает слабость и вялость Николая Петровича, «седого, пухленького и немного сгорбленного» помещика лет сорока с небольшим.

Павел Петрович Кирсанов

Тургенев описывает три ожесточённых спора Базарова с Павлом Петровичем, в которых поднимаются вопросы, волновавшие передовых людей того времени. Споры касаются будущего и настоящего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым: чувствовалось его превосходство (Тургенев был не согласен с ним лишь в вопросах об искусстве и природе). Оказалось, что компромисс найти в спорах невозможно.

Аркадий Кирсанов

Многие представители молодого поколения восприняли нигилизм как модное поветрие. Нигилистические убеждения не привились к Аркадию. Он понимает, что не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни революционного демократа», и остаётся «либеральным баричем». Он станет примерным мужем и хорошим хозяином, а о своём увлечении нигилизмом будет вспоминать с улыбкой: «Молодо-зелено»...

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРАТЬЕВ
Павел Петрович Николай Петрович
Красив и самоуверен, всегда нравился женщинам. Жизнь его поначалу представляла череду сплошных удач. Учился в пажеском корпусе, в 28 лет был уже капитаном - его ждала блестящая карьера. Его жизнь сломила неразделённая любовь к княгине Р. Он вышел в отставку, преследовал княгиню, 10 лет прожил бесцветно и бесплодно, а теперь остаток жизни проводит в деревне с братом. Прирождённый аристократ, своим внешним лоском и поведением создаёт о себе впечатление как о человеке самонадеянном и самовлюблённом. Тихий и кроткий, он не произносит гневно-пламенных речей, как его брат, и будто бы не принимает участия в мировоззренческом споре «отцов» и «детей». Однако этот человек играет важную роль в идейной структуре романа. В молодости сломал ногу - это помешало ему сделать военную карьеру. Но он не впал в уныние, не озлобился на весь мир, а учился в университете и женился. 10 лет жил с женой в любви и согласии. После смерти жены отдал всего себя делам поместья и воспитанию сына. Затем жизнь подарила ему любовь к крепостной девушке Фенечке.
У него нет убеждений, вместо них - «принсипы», которые сводятся к соблюдению внешних приличий. То же самое пристрастие к «внешним эффектам» есть и у Базарова (бакенбарды, балахон, развязность), у обоих неуживчивость с окружающим миром. Он настоящий противник нигилизма, но в споры не вступает, так как понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для брата, ни для Базарова. Он просто живёт в согласии со своим сердцем и совестью.
Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича. Это ярко проявляется в описании его кабинета, где в качестве символа России он держит на столе пепельницу в форме мужицкого лаптя (к сожалению, это его единственная связь с народом). Все его представления о гармоничном существовании (о единении с природой, о поэзии, о любви), которым он обладает, можно понять только развитой душой - ею не обладают ни «уездный аристократ», ни «предводитель нигилистов».
Его суждения самонадеянны и поверхностны (он толкует о Гёте и Шиллере, но вряд ли их прочёл). Он оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова: все его слова - лишь слова, они не подкрепляются никакими действиями. Внутренняя сила Николая Петровича, его интеллигентность и гармоничность вызывают симпатию и уважение. Вдумчивый читатель должен заметить: сильная личность - это не всегда неординарность и вызывающее поведение.
Аркадий Кирсанов Евгений Базаров
Они вместе учатся на медицинском факультете университета, их связывают несколько лет дружбы.
Всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры, столько важные в дворянском быту. Не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, это сказывается в его поступках, манерах, речах и внешнем виде.
Попадает под влияние Базарова, хочет быть на него похожим. «Напяливает на себя» идеи нигилизма, но в глубине души чужд им. Относится к Аркадию покровительственно и почти всегда насмешливо: он понимает, что их пути скоро разойдутся.
Аркадий - натура слабая, Базаров - сильная, но постепенно Аркадий приобретает своё мнение и перестаёт слепо повторять суждения Базарова (однажды их спор дошёл чуть ли не до драки).
В доме Кирсановых царит праздность. Аркадий не занимается серьёзным делом, его ничего не увлекает по-настоящему. Для него главное - уют и покой. Человек труда (это видно уже по его обнажённой красной руке). В любой обстановке он занимается делом. И здесь, в гостях, продолжает работать.
Для своих крестьян всегда остаётся барином, хозяином. Для крепостных людей он «свой брат, не барин».
Его идеал - семья, в чём он убеждается после знакомства с Катей. Говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободным.
Природа для него, как и для всех Кирсановых, является объектом любования, наслаждения. Против созерцания природы. Относится к ней как заботливый хозяин: природа радует его, когда он видит плоды своих рук.
«Ты нежная душа, ранимая», - говорит Базаров, понимая, что Аркадий не может быть его сподвижником. Стыдится естественных человеческих чувств, подавляет в себе их проявление (сух даже в отношениях с родителями).
Дворянским воспитанием ему привита любовь к литературе, поэзии, искусству. Пытается доказать Базарову величие А. С. Пушкина. Полагает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать никак не годится. Для него «порядочный химик полезнее всякого поэта».
Отказывается от нигилизма и остаётся «либеральным барином». Умирает нигилистом, верным своим убеждениям.
Принадлежит к разряду людей вечно опекаемых и не замечающих этой опеки. Не может жить без принципов. Относится к лагерю «отцов». Человек нового поколения, пришедшего на смену «отцам», которые не способны решить проблем эпохи.
ОЧЁМ СПОРИЛИ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ И ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ
Споры этих двух персонажей раскрывают основную мысль романа, придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя, показывают превосходство новых, прогрессивных идей над старым, отжившим, вечное движение общества к прогрессу.
Павел Петрович Кирсанов (дворяне - либералы) Евгений Базаров (разночинцы-демократы)
О роли дворянства
Считает, что аристократы - движущая сила общественного развития. Идеал дворян - «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу - либеральный (реформы, гласность, прогресс). «Я уважаю аристократов <…> Они не уступают иоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и поэтому они сами исполняют свои обязанности»; «…Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». По его мнению, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. «Дрянь, аристократишко»; «…Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public»; «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».
О нигилизме
Осуждает нигилистов за то, что не «никого не уважают», живут без «принципов». Говорит Базарову: «... вас всего четыре с половиною человека». На это Евгений отвечает: «От копеечной свечи Москва, вы знаете, сгорела». «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» Под отрицанием «всего» имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А утверждает необходимость революционных действий, критерием которых является народная польза. «Сперва нужно место расчистить»; «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»
О взглядах на русский народ
Прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика, но при встрече с мужиками «морщится и нюхает одеколон». Проповедует «русскую идею», но употребляет огромное количество иностранных слов. «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…» Говорит, что народ не понимает собственных интересов, тёмен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков. Утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - проявление именно народного духа. «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»; «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? мне соглашаться с ним?»; «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете.»
Об отношении к искусству и природе
И то и другое считает возвышенным и прекрасным и совершенно необходимым каждому человеку (и в этом автор полностью с ним согласен). Умение ценить красоту природы и искусства – непременное условие для развития личности. «Вы, стало быть, искусства не признаете?» Отрицает полезность искусства («Рафаэль гроша медного не стоит»), а к природе подходит материалистически («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Павел Кирсанов Евгений Базаров
Дворянин, изнеженный аристократ, представитель старого поколения («отцов»). Представитель молодого поколения («детей»), студент, нигилист.
Одет в строгий английский костюм, у него белоснежные накрахмаленные воротнички, «красивая рука с длинными розоватыми ногтями». Лицо правильное, холёное, но жёлчное. «Изящный и породистый», во всём чувствуется изысканный аристократизм. Автор неоднократно обращает внимание читателя на «плебейские» манеры героя. Он небрежно и нелепо одет. Подчёркнуты такие детали: широкий лоб, «крупные выпуклости просторного черепа», красные руки. Внешняя непривлекательность и глубокий ум.
Перед нами два сильных характера, две яркие личности, гордые и самолюбивые, не поддающиеся чужому влиянию и умеющие подчинить себе других
Отстаивает незыблемость устоявшихся жизненных принципов. Консервативен и благоговеет перед старыми авторитетами, а всё новое он воспринимает в штыки. Не признаёт никаких авторитетов и догм. Считает, что любую истину необходимо подвергать сомнению, всё проверяет опытным путём. Резок в оценках и мнениях, нетерпим к противоположным мнениям.
Его слова расходятся с делом. Он с пафосом говорит о служении отечеству, но сам удовлетворяется спокойной сытой жизнью. Базаров - человек дела. Ему чужды условности и аристократический этикет. Каждый его день заполнен трудом, новыми поисками.
Если бы он по-отечески мудро относился к поколению «детей», он бы прощал их максимализм, и заносчивость и нетерпимость Базарова. Отнюдь не по-сыновнему относится к поколению «отцов»: с гордым презрением отрицает все культурные и нравственные ценности прошлого.
Мы видим трагический разлад между поколениями, которые отказываются понять друг друга и соединить общие усилия для совместной деятельности.
Видя, что он не может победить Базарова в споре и поколебать его нравственные устои, находит повод для бессмысленной дуэли. Принимает вызов на дуэль, хоть и считает это выходкой полоумного «арис- тократишки». Благородно оказывает ему помощь после ранения.
Автор изобразил дуэль сатирически, подчеркнув её нелепость: смешно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поколение «отцов». В финале погибают оба: Базаров физически, Павел Петрович духовно. Но встреча с «волосатым» студентом не прошла бесследно: он перешагивает через все условности и благословляет брак своего брата с мешанкой Фенечкой.
| следующая лекция ==>

Смысл названия романа Тургенева достаточно широк: в названии отражается и противостояние либералов и революционеров-демократов в шестидесятые годы 19 века (не случайно в самом первом предложении точно указывается дата начала действия – май 1859 года), и вечный конфликт поколений.

Особенности психологизма Тургенева

Тургенев считал: «Поэт должен быть психологом, но психологом тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления». Тургенев, в отличие от Л.Н.Толстого, например, не поясняет происходящее с героем, не комментирует его душевное состояние, а, показывая отдельные детали портрета, жесты, интонацию голоса, предоставляет читателю самому понять, что происходит в душе героя.

Базаров

Базаров в начале романа. Базаров, герой шестидесятых годов, резко отличается от героев других времён (Онегина, Печорина): герой Тургенева не собирается подчиняться обстоятельствам, он пришел изменить само время, жизнь и в этом видит свое призвание. Базаров – разночинец, человек, который всего добивается сам, а потому привык надеяться только на себя и верить только в себя. Это человек дела, действия, для него любая идея, невоплотимая в ближайшие годы, лишь «общее место».

Отличие Базарова от братьев Кирсановых заметно с самых первых страниц романа: он по-простонародному представляет себя «Евгений Васильев», ему неважно, что его балахон с кистями и песочные бакенбарды не столь изящны. Ум, сильная воля, внутренняя энергия ощутимы в портрете Базарова. В Павле Петровиче, напротив, главное – изысканная красота человека, далекого от реального дела, а потому он пренебрежительно спрашивает о Базарове: «Кто сей?» и, получив ответ, что это друг Аркадия, ещё более изумляется: «Этот волосатый?»

В начале романа Базаров живет в упрощенном мире, где всё объяснимо, а идеальные материи – лишь «романтизм, гниль, художество». С максимализмом молодости герой Тургенева отрицает представления «отцов» об авторитетах и аристократизме, о задачах времени и сущности нигилизма, о природе и человеке, об искусстве и любви: «в теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем», «сперва нужно место расчистить, а строить будут другие», «изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой», «нравственные болезни происходят от безобразного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Павел Петрович уважает настоящих аристократов, гордится, что сам принадлежит к их числу, Базаров откровенно презирает в них бездельников; Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу – тот утверждает, что в жизни русского народа много тёмных сторон, достойных презрения. Братья Кирсановы считают абсолютное отрицание традиций губительным, Базаров утверждает, что нигилизм – веление времени. Павел Петрович уважает личность: «Личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё держится», а Базаров вначале романа считал, что существенных различий между людьми нет.

Хотя Тургенев показывает своеобразное превосходство Базарова в споре с братьями Кирсановыми, но сам скорее согласился бы со словами Николая Петровича: «Но как же ломать, не зная почему, ведь надобно же и строить». Ни Базарову, ни Павлу Петровичу Тургенев не дает окончательной победы в споре: мир и человек сложны, любая точка зрения не исчерпывает и не перечеркивает остальные, истина там, где нет нетерпимости к иному мнению. Все проблемы, по которым спорят Базаров и братья Кирсановы, можно объединить в одну – судьба России, ее будущее, место в ней народа и интеллигенции. Уже то, что Базарову не дано пройти мимо вечного русского вопроса «Что делать?», что он «смеет свое суждение иметь» о самых актуальных, самых значимых вопросах времени, - уже это выявляет в нём личность. С ним можно не соглашаться, но не уважать его нельзя. Многие высказывания Базарова показывают односторонность его взглядов, однако нужно учитывать, что эти взгляды порождены временем, когда Россия уже в который раз в своей истории оказалась на перепутье и нужно было решать и решаться на активное действие. Базаров из тех, кто не смог остаться в стороне.

Часто в вину Базарова вменяют его высказывания о любви, природе, искусстве. Однако судить о человеке следует не только по его словам, но и по его поступкам. Базаров ограничивал любовь лишь физиологией, но до тех пор, пока сам не полюбил по-настоящему, а по поводу искусства у Базарова есть еще одно высказывание: «Мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, когда дело идёт о насущном хлебе». Согласиться с этим мнением трудно, но нельзя не признать за ним право на существование, потому что это – позиция. С чем действительно сложно согласиться, так это с представлением Базарова о человеке, однако герою Тургенева еще предстоит столкнуться с загадкой человеческой души, прежде всего своей собственной. Тургеневу нужен был именно такой герой, чтобы провести его через несколько кругов испытаний, столкнуть с тем, что он отрицал.

Испытание любовью. Базаров начала романа даже не предполагал в себе способности полюбить с первого взгляда, страстно и трудно, как не многим дано. «На остальных баб не похожа», - грубоватость этой первой реакции Базарова на появление Одинцовой уже говорит о том, что любовь вошла в его сердце, и эти слова лишь обреченная попытка ослабить ее воздействие. «Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Это «что-то» как раз и было той тайной любви, которую Базаров отрицал, а теперь оказался в ее власти. Это «что-то» было неподвластно его воле, разуму, он чувствовал это, пытался бороться со своей страстью – и не мог совладать. Базаров – незаурядная натура, он не умеет любить «слегка», его любовь подобна лавине – с такой любовью трудно жить, такую любовь сложно принять, не случайно так часто ощущения Анны Сергеевны Одинцовой Тургенев передает через слово «испуг».

Одинцова действительно достойна такой любви. В ней чувствуется самобытность и сила характера, величавость и чувство собственного достоинства, а главное - способность, несмотря ни на что, оставаться собой. Жизненные невзгоды не сломили ее, не принизили, однако своим холодным спокойствием, размеренным и чопорным порядком жизни в своей усадьбе Никольское Одинцова словно закрыла себя от неожиданностей жизни. То, что именно Базаров привлек ее внимание, обнаруживает в ней человека незаурядного и умного: она, аристократка, увидела в этом дерзком, «неудобном» человеке сильную, сложную, интересную натуру. Однако всё же Базаров оказался ей не по плечу. Принять такую любовь – значило бы расстаться с привычной жизнью навсегда, этого Одинцова не смогла сделать.

Любить страстно, но отойти в сторону, когда твоя любовь не принята, - это Поступок, который не всем под силу. Базаров сумел это, но все же что-то надломилось в нем, навсегда угасло.

Испытание одиночеством. Базаров сумел преодолеть отчаяние неразделенной любви, но все же возможное счастье для него навсегда потеряно. Все меньше людей остается вокруг него: дуэль с Павлом Петровичем навсегда закрывает дорогу в Марьино, расставание с Аркадием заставляет Базарова признать, что взаимоотношения с этим «мяконьким либеральным баричем», как он его называл, все же делали его жизнь богаче; Ситникова и Кукшину вряд ли можно назвать учениками Базарова, а тем более его друзьями.

Углубляется разлад Базарова с самим собой, что-то гнетет его, и даже родители, которые любят его, но понять его душевные метания не могут, не в силах помочь. «Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Базаров, в начале романа гордо сказавший: «Мой дед землю пахал», вдруг понимает, что не только для Павла Петровича, но и для него, Базарова, крестьянская Россия есть великая тайна («Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории», - такими словами Базаров встречает на деревенской улице мужиков, не подозревая, что в их глазах он является чем-то вроде «шута горохового»).

Последним жизненным пристанищем для Базарова стал родительский дом. Родители любят сына, однако понять его душевных метаний не в силах, ладанка, надетая любящей рукой матери, не может защитить Базарова от самого себя.

«Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен», - с горечью уже в полубреду выскажет Базаров самое сокровенное. В том-то и трагедия Базарова, что он не находит дела, к которому себя готовил, что у него, как у «отцов», нет ответа на вопрос, кто же нужен России.

Испытание смертью. Смерть – последнее испытание, которое герой Тургенева выдерживает с поразительным мужеством. Знать точно, что конец уже близок, смотреть правде в глаза и при этом не озлобиться на весь свет – это опять-таки выявляет в Базарове силу его характера. Именно перед смертью Базарова мы видим его нежную любовь к родителям, все его мысли - о них. Перед смертью Базаров уже не считает нужным сдерживать свою любовь к Одинцовой. Настолько сильна оказалась эта любовь, что на время отступила сама смерть: лишь после того, как Базаров простился с Одинцовой, он «позволяет» себе провалиться в бред, в беспамятство.

Последние страницы романа – это реквием по «страстному, грешному, бунтующему сердцу» Базарова, с уходом которого, казалось бы, осиротели все герои тургеневского произведения.

Проблема «отцов и детей» не раз затрагивалась в русской классической литературе. Эта тема стара как мир. Она лишь является частью той бесконечной борьбы старого с новым, поколения «отцов» с поколением «детей». От взаимоотношений в семье и с окружающими зависит нравственное и духовное развитие человека как личности. Все святое, что есть на земле, передается нам родителями: умение прощать. Любить, понимать.

Однако не только отдельная личность, но и вся человеческая история не стоит на месте, постоянно движется вперед. На этой

Почве чаще всего и возникают конфликты между поколениями. Многие русские классики затрагивали эту проблему в своих произведениях, но ярче и выразительнее всех этот конфликт раскрыл перед нами Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети».

Действие романа начинается 20 мая 1859 года, а заканчивается зимой 1860 года, когда страна вплотную подошла к проведению антикрепостнических реформ.

В романе «Отцы и дети» описан конфликт двух лагерей. Двух поколений. Это разногласие происходит не только оттого, что часть героев относится к поколению «отцов», а другая – «детей», но и потому, что они представляют разные

Слои общества – дворянства и демократов-разночинцев и являются выразителями противоположных идей, различных мнений.

Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова можно отнести к поколению «детей», а Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых – к поколению «отцов». Дети получили многое от своих родителей, но пошли значительно дальше в своем развитии.

Первая встреча читателя с Николаем Петровичем происходит в самом начале романа: «барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах». О Павле Петровиче мы узнаем, что он следует моде, постоянно следит за своими ногтями. В противоположность им автор дает описание Евгения Базарова с большими подробностями, чтобы акцентировать наше внимание на уме и трудолюбии этого человека («обнаженная красная рука»), который стремится осуществить все свои теоретические знания на практике.

Базаров и Аркадий называют себя «нигилистами» – людьми, отвергающими все: любовь, дружбу, искусство, природу.

С первого же пребывания Евгения Базарова у Кирсановых, в имении Марьино, у него возникают конфликты с Павлом Петровичем, который не может понять, что такое «нигилизм» и как можно отрицать очевидное и присущее любому человеку. Павла Петровича порой обижает резкость и сухость тона Базарова, герои спорят обо всем.

Однажды этот спор доходит до дуэли, в которой морально выше оказывается Евгений, тем самым побеждая Павла Петровича.

Взаимоотношения Аркадия с Николаем Петровичем представляются очень интересными, так как, несмотря на некоторые разногласия, мы видим, что отец и сын в своих взглядах во многом похожи. Аркадий пытается внушить себе, что он – нигилист, старается вести себя как нигилист, во многом подражая своему наставнику Базарову. Николаю Петровичу не нравится напускной цинизм сына. Но разногласия между героями носят, скорее всего, наносной, поверхностный характер. В целом же у Аркадия такие же идеалы, как и у его отца. Он мечтает жить в хорошем доме, иметь жену и детей, прожить счастливую жизнь. Эти чувства обычного человека торжествуют над идеей единения мира и гармонии.

Николай Петрович Кирсанов постоянно следит за модой и пытается понять молодежь. Писатель показывает нам, что сын, вероятно, повторит весь жизненный путь своего отца, который близок автору по своим внутренним убеждениям.

Однако более подробно необходимо остановиться на взаимоотношениях Базарова с его родителями. Сам герой, как и автор, до конца не может определиться в своем отношении к родителям. С одной стороны, в порыве откровенности Базаров признается, что любит своих родителей, с другой – не понимает жизни «своих стариков». Это непонимание все более и более отдаляет героя от своих родителей, и перед ними разверзается непреодолимая пропасть разногласий и непонимания. Если бы нигилистическое начало не возобладало в душе Евгения, то он бы понял своих родителей, научился бы их прощать.

Тургенев с такой теплотой описывает Василия Ивановича и Арину Васильевну для того, чтобы читатели поняли и осознали, что именно благодаря таким людям, силе их духа, умению понимать и прощать, продолжает существовать Россия.

Достаточно трудно определить, на чьей стороне находится сам Тургенев в этом конфликте «отцов» и «детей», но по некоторым трудноуловимым интонациям можно сделать вывод о том, что автору все-таки ближе сторона «отцов».

Я думаю, что каждый человек в независимости от обстоятельств должен быть благодарен своим родителям за то, что они дали ему жизнь, сделали его человеком, личность которого постоянно растет и развивается. Не надо забывать о своих родителях, ведь они отдают нам всю свою теплоту и любовь. Не стоит их упрекать за то, что у них устаревшие взгляды на жизнь, а надо попытаться объяснить сущность своих мыслей и стремлений.

Если люди будут следовать этим несложным правилам, то не будет никаких конфликтов и разногласий, но тогда и общество будет развиваться очень медленными темпами, а не стремительными рывками.



Вверх