Выставка картин айвазовского на крымском валу. Отзыв о посещении выставки айвазовского в третьяковской галерее на крымском валу. Место проведения выставки

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

В Москве в Третьяковской галерее открылась масштабная выставка картин великого русского мариниста Ивана Айвазовского, посвященная 200-летию со дня рождения художника.

В предверии дня военно-морского флота России в Третьяковской галерее открылась одна из самых масштабных и наиболее ожидаемых выставок 2016 года - ретроспектива выдающегося мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, приуроченная к грядущей 200-летней годовщине со дня рождения великого живописца.

Открытие состоялась 29 июля - в день рождения Ивана Айвазовского. Интерес публики к выставке сопоставим с тем ажиотажем, что имел место во время в январе 2016-го.

Основа экспозиции - 120 картин, на котором присутствует море - полотна и графика как из самой Третьяковской галереи, так и Русского музея, Центрального военно-морского музея, Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского, Национальной галереи Армении, музеев Петергофа, Павловска, Царского Села, частных коллекций. Большинство работ представляют из себя морские пейзажи.

Всего картин в экспозиции 175. На 55 полотен, на которых нет моря, - так называемые сухопутные пейзажи. В целом же на выставке порядка 200 экспонатов.

На выставке представлены главные шедевры художника - монументальные полотна «Девятый вал» и «Волна» (из Русского музея). Кроме того, множество среднеформатных работ и несколько совсем миниатюрных - умещающихся на ладони.

Среди собственных полотен Третьяковки особый интерес представляет картина «У берегов Кавказа» (1885), отреставрированная специально к выставке. На ней изображена сцена кораблекрушения - от накрененного, уже начавшего тонуть парусника уплывает спасательная шлюпка, которая вот-вот налетит на огромные черные скалы, почти сливающиеся с грозовым небом.

Официальный видеоролик выставки "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения"

"В изображении морской стихии Айвазовскому не было равных. При всей масштабности его работ в них чувствуется удивительная легкость. Казалось, он импровизировал на холсте", - говорит куратор выставки Галина Чурак.

Экспозиция выстроена не по хронологическому принципу, а по темам. На одной стене - картины с изображением Константинополя, на другой - виды российских приморских городов и военных эскадр. Напомним, Айвазовский был художником Главного морского штаба.

Есть серия аллегорических изображений - «Хождение по водам», «Всемирный потоп» и почти абстрактное «Сотворение мира».

Отдельную группу составляют работы без моря. Но даже на них водный элемент в том или ином виде присутствует: на «Зимнем обозе в пути» (1857) в стороне от основной композиции изображен колодец, вокруг которого разлита вода. В ней, наряду с удивительным небом и тенями, главная прелесть полотна.

Еще одна сцена - «Император Александр II на зимней прогулке по льду Невы» (1890): стремительно летящие царские сани встречает поклоном работник, вырезающий глыбы льда. Переливы зеленовато-голубоватых оттенков на ледяных блоках контрастируют общей серовато-тусклой палитре.

Некоторые полотна кураторы выставки смело объединяют в триптихи или целые циклы. Например, «Буря на Азовском море в апреле 1886 года», «Морской вид при луне» и «Корабли в бурном море. Восход солнца» внезапно оказываются как будто единым целым.

Дополняют основную экспозицию графика и акварели (в том числе прекрасный цикл минималистичных набросков маневров Черноморского флота, приехавших из музея-заповедника «Петергоф») и собрание исторических раритетов, призванных погрузить нас в мир художника. Это корабельные принадлежности первой половины XIX века - подзорные трубы, штурвал, глобус и т.д. и т.п. Кроме того, фотографии, письма, наградные грамоты и прочие артефакты.

Известно, что когда Айвазовский отмечал 10-летие своей творческой деятельности выставкой в Феодосии в 1846 году, его поздравлял сам адмирал М.П. Лазарев и будущий адмирал В.А.Корнилов, которые подошли к городу на шести парусных кораблях во главе с флагманом «Двенадцать апостолов».

Количество написанных Айвазовским картин поражает воображение: 6000 за 60 лет!

Иван Константинович был ярым путешественником - в паспорте собрал 135 виз. Объездил почти всю Европу, где проходили его персональные выставки, приносящие мастеру существенный доход. Во время одного из таких путешествий художник чуть не погиб. Между Францией и Испанией, в Бискайском заливе, корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в жестокую бурю и только чудом не затонул. На следующий день парижские газеты вышли с заголовком о гибели Айвазовского.

Об этих и о многих других любопытных фактах его творчества на втором этаже рассказывают архивные материалы, портреты родных художника, фотографии.

Экспозиция показывает Айвазовского как мецената, первого почетного гражданина Феодосии, ключевую фигуру для города и Крыма в целом. Один из примеров его благотворительности - строительство в 1888 году водопровода в Феодосии, которая тогда испытывала нехватку пресной воды. Пользование водопроводом было платным, однако пить воду из фонтана на Новобазарной площади позволялось бесплатно. Рядом всегда стояла серебряная кружка с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи».

Айвазовский писал свои полотна по памяти, в мастерской, хотя жил у моря. Он считал, что движение волны, дуновение ветра, луч света, падающий на волну, невозможно писать с натуры - каждое мгновение всё это меняется. Только память художника может удержать впечатления.

При жизни у него было 120 персональных выставок и в России, и далеко за ее пределами. Чаще всего он делал их с благотворительной целью. Картины продавал, доходы жертвовал в пользу пострадавших от неурожая, студентов, воинов, вдов и сирот. Это был человек, который не шумно, не броско, но по всей жизни пронес способность делать добро.

Сейчас полотна русского мариниста ценятся во всём мире. К примеру, 24 апреля 2012 года аукционный дом Sotheby’s продал картину Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» за $5,2 млн. Это полотно стало самым дорогим произведением художника.

Свой последний морской пейзаж он написал утром 19 апреля 1900 года в Феодосии. Айвазовский хотел осуществить свое давнее желание - показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. За день он почти закончил работу. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. Но довести замысел до конца он все-таки не успел: глубокой ночью во сне внезапная смерть оборвала жизнь великого морского живописца. Незаконченная картина «Взрыв корабля» осталась на его мольберте.

Ну что, дорогие граждане, кто ждал в Третьяковской галерее большую выставку Айвазовского - тот дождался.

Всего представлено две сотни экспонатов, среди которых 120 живописных полотен и с полсотни графических работ. Есть документы и фотографии в биографическом разделе, а также прелестная составляющая - макеты кораблей и прочие морские штучки вроде штурвалов и барометров с компасами из петербуржского Центрального морского музея (последнее всячески рекомендую не пропустить - для чего следует подняться на второй этаж выставки). Среди участников - 16 российских музеев, один зарубежный (Национальная галерея Армении), а также частные коллекционеры.

Встречает зрителя портрет молодого Айвазовского, написанный его современником (и также учеником Академии художеств) Алексеем Тырановым - художником весьма интересным, хотя и полузабытым. Сам Айвазовский писать портреты избегал - они и правда не слишком ему удавались (показано лишь несколько изображений членов семьи да ближайших знакомых).

Выставка расположена на двух уровнях зала - и вообще-то я бы посоветовала интересующимся как биографией, так и творческой эволюцией Айвазовского, начать с верхнего уровня на антресоли. Причем не только из-за представленных там документальных материалов, но и потому, что там висят несколько ранних работ.

Действительно, отметим момент начала. Первые уроки юному Ованесу Айвазяну (а именно так выглядит его настоящее имя) дал феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, после него - другой немецкий колонист, художник Иоганн Людвиг Гросс. В обоих случаях речь могла идти скорее о суховатой, графичной «немецкой» манере.

В Академии Айвазовский знакомится с коллекцией Эрмитажа - и в его пейзаже 1837 года отчетливо ощутимо подражание старым голландцам.

Или вот еще одна работа периода обучения в Академии художеств: «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». Работа совершенно академичная - но того, надо полагать, и требовалось: в Академии за нее автору дали малую золотую медаль, а Николай I приобрел полотно (все для той же Академии) за тысячу рублей.

Но надо отметить, что в Академии художеств Айвазовского определили в класс батальной живописи - а конкретно поручили заниматься военно-морской. И еще в период ученичества несколько раз прикомандировывали к походам - например, к свите великого князя Константина Николаевича (будущего генерал-адмирала, а тогда девятилетнего) в учебном плавании по Балтике.

Вот одна из работ этого периода, конца 1830-х годов - и она скорее напоминает чертеж-инструкцию по правильному держанию морского строя, а также устройству такелажа.

На самом деле работы в такой «правильной» манере для родного ведомства (а он станет официальным живописцем Главного морского штаба, будет награжден орденами, получит чин действительного тайного советника, что соответствовало адмиральскому званию) Айвазовский будет периодически писать на всем протяжении своей жизни - вот, например, «Бриг Меркурий возвращается после победы над турецкими судами».

Или вот из совсем поздних работ - корабль «Двенадцать апостолов» написан в 1897 году, хотя вживе автор видел его за полвека до этого.

Но вернемся назад - в 1839 году художником написан портрет вице-адмирала Лазарева (удачным портрет и правда не назовешь).

Что же так изменило в дальнейшем манеру живописца? Как для многих его современников - командировка от Академии за границу. В Италию. Где при всем академизме композиции наступает осветление палитры.

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива«, 1842 год - здесь обратим внимание на стаффаж, фигурки, введенные для оживления композиции. Выглядят они еще совершенно деревянно (в обучении тех времен и правда применялись деревянные манекены на шарнирах). Но в дальнейшем автор сумеет проблему преодолеть.

Вообще стоит отметить, что художник крайне мало работал с натуры. В основном работы создавались в мастерской, по графическим наброскам и по памяти.

Среди его работ итальянского периода - и ночные виды, которые в дальнейшем займут немалое место в живописном производстве (а иначе и не скажешь - по оценкам специалистов, в мире существует где-то пять-шесть тысяч работ Айвазовского).

Венецианский вид с гондольером - тут со стаффажем уже много лучше.

Ну, и наконец автор приходит к своей классике - многочисленным, и зачастую монументальным «бурям» и «кораблекрушениям» в классической стилистике романтизма Их Айвазовский также писал по памяти и чрезвычайно быстро, поймав несколько приемов: диагональные моменты в композиции, эффектные детали вроде навалившихся на весла шлюпки спасающихся, стекающей с весел воды, плавающих обломков крушения, светлых барашков волн.

Собственно, все эти девятые и прочие валы и составляют обычное представление об Айвазовском. Но на самом деле он ими не ограничивался. Были попытки создать картины на исторические темы - вот Петр I зажигает костер для подачи сигнала кораблям.

Но гораздо лучше удавались Айвазовскому пейзажи - нередко соединенные с жанровыми сценками. Вот египетские пирамиды - их художник увидел, побывав на открытии Суэцкого канала.

А вот Ниагарский водопад (и в Америке Айвазовский побывал).

Восточная сцена с турчанками (а Константинополе художник бывал неоднократно).

Но немало и видов российских. Петербург - зимняя прогулка в санях по Неве, на фоне заготовки льда.

Петергофский дворец с неизменным «Самсоном».

Вид на Москву с Воробьевых гор (и не в одном варианте).

А вот и Киев с восходом солнца над Днепром.

Зимний обоз.

Любопытные виды и сцены Кавказа (да, и здесь автор побывал).

Но и этого мало - художник обращался еще и к мистическим сюжетам. Вот «Сотворение мира».

«Хождение по водам».

И довольно комичный в результате «Всемирный потоп», где драматичное напряжение оказывается изрядно снижено включением в композицию животных.

Что добавить? Художник преуспевал, был моден. Даже получил от государя специальной жалованной грамотой дворянский (при своем происхождении из купцов) герб.

Не могу не обратить внимание на интересный вклад в экспозицию Центрального морского музея.

[

Ну, и разумеется, всяческой информации предостаточно.

Выставка будет работать до середины ноября.

Но я догадываюсь, что граждан интересует ситуация с очередями. :)

На этот раз Третьяковка решила продавать билеты по сеансам и заранее. Если судить по написанному на сайте ГТГ (см. сюда ), время пребывания в экспозиции вроде бы не ограничено (если это так, то правильно). Зато ограничено время входа - полчаса с указанного на билете.

Приобрести билеты можно как по интернету, так и в кассе на Крымском (выставка там). В обоих случаях есть свои минусы. Для тех, кто предпочтет купить билет в кассе, это означает, что съездить в галерею придется дважды. Для приобретающих по интернету: билет все равно придется распечатывать на месте, причем для льготных категорий - только с помощью кассира, с предъявлением документов, удостоверяющих принадлежность к льготникам. Если догадаются при этом развести очереди приобретающих заранее и оформляющих на сегодня - хорошо. Если нет - будет понятно что.

Да, продаются пока билеты не более чем на две недели вперед.

Автопортрет. Галерея Уффици.

Айвазовский оставил огромное творческое наследие, написал более 6000 картин за 80 лет. Все остальные художники, в том числе и не менее известные, и близко не подошли к этому рекорду. Злопыхатели Айвазовского и в его время и сегодня утверждают, что у него были помощники-копировальщики и физически невозможно написать столько шедевров. Коллеги-художники при жизни завидовали его таланту и богатству, критиковали манеру письма, а картины называли однообразными. Наверное, критиков больше устроила бы несчастная судьба художника: неизвестность при жизни, бедность, тяжелая судьба и чтобы через 100 лет после смерти неожиданно выяснили, что его картины невероятно талантливы. Но судьба Айвазовского была полной противоположностью нарисованной картине. Он работал легко и непринужденно, творчество не было для него мукой. От природы он был наделён блестящим дарованием, рисовал быстро и талантливо, у него не было проходных работ. Известен случай, когда на уроке в Академии художеств в Санкт-Петербурге в качестве примера для студентов за время урока художник изобразил морской пейзаж, шедевр. Его потом критиковали педагоги за «поверхностный взгляд»: чему Вы учите студентов, как можно так легко и быстро нарисовать настоящую картину. А на самом деле это было сутью Айвазовского.

Впрочем, настоящие художники, современники Айвазовского, давали высокую оценку его творчества. Известно высказывание И. Н. Крамского: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины…; и не только у нас, а в истории искусства вообще… ».

Но надо признать, что наряду с талантом, Айвазовский обладал и практической сметкой. Утверждается, что он первым в России стал делать персональные выставки. Были с его стороны, как сегодня бы сказали, и пиар-акции. Например, как-то Айвазовский решил пригласить к себе на день рождения большое количество людей и каждому отправил приглашение, на котором собственноручно нарисовал море. Потом эти приглашения с морскими пейзажами стали раритетами.

Айвазовский при жизни был богат, но богатство свое тратил в том числе и на благородные дела. Художник много сделал для улучшения жизни жителей родного города — Феодосии. Часто выставки картин Айвазовский устраивал с благотворительной целью. Доходы жертвовал в пользу пострадавших от неурожая, студентов, воинов, вдов и сирот.

Айвазовский прожил долгую и счастливую жизнь. Его творчество было сполна оценено при его жизни. Его хорошо знали в Европе, ценили на родине. Он был богат, свободен и независим. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, с верой в своё искусство, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления. Умер он во сне в 82 года, так же легко, как и жил.

Путешествия

Айвазовский очень много путешествовал, в паспорте собрал 135 виз. Уже за одно это его имя и проходящая выставка его работ достойны упоминания на Туристере. Паспорт художника сохранился и сегодня он хранится в Феодосийской картинной галерее в рукописном отделе, на выставку в Москву его не отдали. Художник объездил всю Европу, два года прожил в Италии, где ввел моду на морские пейзажи, неоднократно бывал в Турции, где был принят султаном Абдул-Азизом и получил от него большой заказ на изображение видов Босфора. В поездках Айвазовский много работал, продавал свои картины, устраивал персональные выставки. И эта деятельность приносила мастеру существенный доход. В 1869 году он отправился в Египет, на открытие Суэцкого канала. В возрасте 77 лет Айвазовский решился на путешествие в Америку, где в разных городах устраивал свои выставки картин. По итогам посещения Америки была создана знаменитая картина «Ниагарский водопад».

Выставка картин Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее, посвящённая 200-летию художника, превысила по посещаемости знаменитую выставку Валентина Серова . Директор Третьяковки Зельфира Трегулова заявила, что всего за 11 дней экспозицию самого известного русского мариниста посетили 54 тысячи человек, тогда как выставку автора «Девочки с персиками» за аналогичный период посмотрело 45 тысяч любителей искусства.

Выставка, на которой представлено более 200 экспонатов из 17 музеев и шести частных собраний, продлится в Третьяковской галерее до 20 ноября 2016 года. АиФ.ru рассказывает, на какие картины знаменитого художника стоит обратить особое внимание.

Айвазовский без моря. 10 городских пейзажей знаменитого мариниста

«Девятый вал», 1850 год

«Девятый вал» — самая известная картина художника, которая сразу была признана шедевром. Известный коллекционер Павел Третьяков хотел заполучить полотно для своей коллекции, но император Николай I опередил его и приобрёл шедевр мариниста для Эрмитажа.

Своим сюжетом картина обязана известному факту, что каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и опасным. На фоне бескрайнего моря художник изобразил четырёх человек, уцелевших после кораблекрушения, а пятый старается выбраться из воды на мачту. И хотя путешественникам удалось спастись, им ежеминутно продолжает угрожать опасность.

Реалистичность картины подкреплена собственным опытом Айвазовского: всего за шесть лет до написания полотна он пережил страшную бурю в Бискайском заливе. Шторм, в который попал корабль, был настолько сильным, что судно сочли утонувшим — в европейских и петербургских газетах появились ложные сообщения о смерти известного молодого художника.

«Девятый вал», 1850 г. Фото: Commons.wikimedia.org

«Радуга», 1873 год

В 70-е годы критики стали обвинять Айвазовского в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна. В тот момент, когда «доброжелателей», утверждавших, что художник повторяет сам себя и, кроме волн, больше ничего писать не может, стало больше, Айвазовский представил очередное живописное кораблекрушение, не походившее на прежние работы. «Радуга» стала настоящей сенсацией — до этого в русской живописи морской пейзаж в таком цвете не писал никто.

Есть в картине и небольшая деталь, которая останется незаметной для невнимательного зрителя. В центре полотна в шлюпке изображены тринадцать человек, которым удалось спастись с тонущего корабля. Некоторые из них съёжились в страхе, кто-то гребёт, кто-то машет морю кулаком. Но есть среди них особый герой — седовласый мужик, который смотрит вдаль и машет шляпой. На первый взгляд, его поза кажется странной, но она объяснима: он увидел радугу, предвестницу конца шторма, и радуется спасению.

«Радуга», 1873 г. Фото: Public Domain

«Чёрное море», 1881 год

Картина «Чёрное море» кажется довольно простой: любимое Айвазовским море и небо. Но замысел автора становится понятнее, если знать первоначальное название пейзажа «На Чёрном море начинает разыгрываться буря» и внимательно вглядеться в изображение. На горизонте можно разглядеть силуэт корабля, который неизвестно куда направляется. Одним мазком на холсте шириной в 2 метра художник определил возможности человека в противостоянии со стихией — «Чёрное море» Айвазовский писал в 64 года, когда находился в поисках истинного смысла жизни.

Главным фанатом пейзажа «Чёрное море» был другой известный русский живописец Иван Крамской , он даже включил картину Айвазовского в собственное произведение «Неутешное горе», изобразив её за спиной героини.

И. Айвазовский, «Чёрное море», 1881 г. Фото: Public Domain

«У берегов Кавказа», 1885 год

Одним из главных открытий выставки можно назвать крупную картину «У берегов Кавказа», которая ранее не экспонировалась и была отреставрирована специально к юбилейной экспозиции. Айвазовский впервые оказался у берегов Кавказа совсем молодым человеком, как только закончил Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Но жизнь там оставила художнику целую серию «кавказских впечатлений».

На полотне «У берегов Кавказа» изображена сцена кораблекрушения — от накренённого, уже начавшего тонуть парусника уплывает спасательная шлюпка, которая вот-вот налетит на прибрежные скалы. Несмотря на пугающий сюжет и бушующие волны, Айвазовский оставляет зрителям надежду на то, что всё благополучно разрешится.

«Волна», 1889 год

«Волна» была завершена Айвазовским всего за год до смерти и считается одной из его самых сильных работ. У полотна довольно простой сюжет: бурное море в зимний ветреный день, но есть небольшой секрет — заниженная линия горизонта, благодаря которой зрителю кажется, будто он находится у самой кромки воды.

Как отмечают искусствоведы, эта картина отличается серьёзным и осмысленным взглядом художника на окружающий мир, сам же Айвазовский называл «Волну» «лучшая моя буря» и говорил, что в этом полотне ему удалось передать «весь опыт своей художественной жизни». Громкое заявление, учитывая, что из-под его кисти вышло несколько тысяч видов штормовых и бушующих морских произведений.



Вверх