Вселенная в музыке моцарта. Солнечный моцарт В чем же секрет музыки Моцарта? Интересные факты о Моцарте

"Это - не обычный путеводитель: в нем нет ни нотных примеров, ни строгой систематизации, ни развёрнутого анализа форм. Он предназначен как музыкантам, так и обычным меломанам, слушателям, знакомым с музыкой Моцарта и уже полюбившим её, но в силу разных причин ограничившим своё знакомство двадцатью-тридцатью его произведениями, так называемым "джентльменским набором". Книга призвана убедить такого слушателя прослушать все, какие только можно, сочинения Моцарта, ибо среди них нет ни одного, не заслуживающего внимания.

Конечно, методы убеждения не всесильны. Человек сам должен решать, что ему милее - музыка Чайковского или Вагнера, Шнитке или классический джаз. Замечено, что интерес к музыке Моцарта заново пробуждается у меломанов во второй половине жизни, когда уже отбушевали романтические бури молодости. Известно, что после прохождения сорокапятилетнего рубежа у человека усиливается инстинкт самосохранения. Какое отношение имеет к нему музыка Моцарта? Самое прямое: человек инстинктивно чувствует, что она вернёт ему силы и здоровье. Если любителя музыки с некоторых пор преследуют телесные или душевные недуги - ему не поможет ни Чайковский, ни Вагнер. Только Моцарт! Поражают последние исследования в области лечебных свойств моцартовской музыки. Она лечит болезни сердца, печени, эндокринной системы, неврозы, мигрень, гипертонию, различные психозы и даже шизофрению. Известно, что даже растения и животные подзаряжаются чудодейственной энергией моцартовских мелодий и ритмов. Часто на страницах книги можно встретить фразу: "музыка воздействует на физическом уровне". Это означает, что музыка Моцарта способна влиять не только на подсознание, но и на нерегулируемые головным мозгом физические процессы. Например, при её прослушивании может участиться или замедлиться сердцебиение, пробежать дрожь по телу, прилить кровь к голове. С ритмом стука сердца - вообще чудеса: иногда Моцарт заставляет биться сердце слушателя точно в предложенном им ритме музыки! Достаточно прослушать некоторые скрипичные сочинения или теноровые арии, чтобы убедиться в этом.

Наверное, многим слушателям хотелось бы почерпнуть информацию о сочинениях Моцарта, минуя разбор их форм и технических особенностей. Но при всём желании отобразить достоинства музыки без специальной терминологии невозможно. Как объяснить, к примеру, в каком разделе музыка наиболее впечатляюща? Для этого нужно ориентироваться в порядке смены разделов. Хорошо ещё, во времена Моцарта музыкальная форма была упорядоченной. Не обойтись и без перечисления жанровых, интонационных, ладово-гармонических особенностей того или иного сочинения. Всё это требует знаний по теории музыки. Если пробелов в таких знаниях много, можно посоветовать отдельное изучение глав "Между прогулками" и "Словаря терминов" в конце книги. В "Словаре терминов" имеются так же указания на использование того или иного приёма в творчестве Моцарта, так что он буден полезен и знатокам."
(с сайта автора)

Моцарт - это универсальный гений. Говорить о Моцарте - это все равно, что говорить о боге...

Эдвард Григ

Ох, как трудно осилить легкость Моцарта!

Натан Перельман

Я не вполне уверен в том, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу, играют именно Баха, но я уверен вполне, что друг для друга они играют Моцарта, и господь радуется, слушая их

Карл Барт

Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Потому что грусть у него очень специфическая. Она всегда с отблеском надежды, а человек не должен ее терять, пока жив.

Владимир Спиваков

Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты.

Сергей Танеев

Цитаты из книги: Моцарт в квадрате. - М.: Классика-XXI, 2008.

Моцарта часто называют композитором "чистой музыки", как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности - экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех "страданий молодого Вертера": дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.
Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением "музыкального мышления" самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания.

Ирина Якушина,
"Вселенная Моцарта"

В.А. Моцарт - письмо к сестре, Милан, 24 августа 1771 года:
"Над нами живет скрипач, под нами еще один, рядом с нами - учитель пения, который дает уроки, в последней комнате напротив нас гобоист. Это весело, когда сочиняешь! Подает много идей".

Когда бы все так чувствовали силу / Гармонии! Но нет: тогда б не мог / И мир существовать; никто б не стал / Заботиться о нуждах низкой жизни;/ Все предались бы вольному искусству. / Нас мало избранных, счастливцев праздных, / Пренебрегающих презренной пользой, / Единого прекрасного жрецов. / Не правда ль?..

А.С.Пушкин,
"Моцарт и Сальери",
1830г.

О Моцарте нам известны две вещи: во-первых - его убил Сальери, и во-вторых -он написал потрясающие мелодии для мобильных телефонов.

Б.Тарасенко
"Тот самый Моцарт",
наши дни.

Имя Моцарта вошло в духовную жизнь человечества как «символ самой музыки»

Б. Асафьев

Последний концерт для клавира - тоже бесспорное порождение гениального мастерства и творческой фантазии, фантазии, отмеченной чертами уже знакомой нам «вторичной наивности». Богатейшие и глубочайшие связи между solo и tutti, прозрачность звучания, полное слияние галантности и учености - все это столь совершенно, что вопрос о стиле здесь несуществен. Таково прощальное утверждение бессмертия.

А. Эйнштейн

Самый трудный композитор? -
Моцарт!

Святослав Рихтер

"Музыка господина Моцарта уже на первом представлении восхитила знатоков. Исключение составили разве что те, кто из любви к себе и тщеславия никогда не признает достоинств за чужими творениями. Музыка Моцарта <...> содержит так много красот и настолько богата разнообразными мыслями, что подобное могло бы быть создано только прирожденным гением."

Конечно, есть некоторые вещи из ранних 1780-х или поздних 1770-х, которые я выношу – такие произведения как «Сераль», например, – они влетают в одно ухо и вылетают из другого, но как музыку заднего плана я вполне могу ее терпеть.<...> Ну конечно, меня заставляли, и если быть до конца честным, в некоторых случаях мне даже нравилось их играть для своего собственного удовольствия. Они дают некое удовольствие от исполнения, немного более сильное, чем Клементи, и немного более слабое, чем Скарлатти. Но всегда, когда приходило время составлять программу для какого-нибудь выступления, я успешно заменял Моцарта чем-нибудь из позднего Гайдна или раннего Бетховена, и реально я ни разу не исполнял Моцарта публично до двадцати пяти лет.

Гленн Гульд

"Мои дети покорили почти всех"
Леопольд Моцарт,
частное письмо. Декабрь 1763,
Версаль

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Слушать Моцарта и умом, и сердцем

Это - не обычный путеводитель: в нем нет ни нотных примеров, ни строгой систематизации, ни развёрнутого анализа форм. Он предназначен как музыкантам, так и обычным меломанам, слушателям, знакомым с музыкой Моцарта и уже полюбившим её, но в силу разных причин ограничившим своё знакомство двадцатью-тридцатью его произведениями, так называемым "джентльменским набором". Книга призвана убедить такого слушателя прослушать все, какие только можно, сочинения Моцарта, ибо среди них нет ни одного, не заслуживающего внимания.

Конечно, методы убеждения не всесильны. Человек сам должен решать, что ему милее - музыка Чайковского или Вагнера, Шнитке или классический джаз. Замечено, что интерес к музыке Моцарта заново пробуждается у меломанов во второй половине жизни, когда уже отбушевали романтические бури молодости. Известно, что после прохождения сорокапятилетнего рубежа у человека усиливается инстинкт самосохранения. Какое отношение имеет к нему музыка Моцарта? Самое прямое: человек инстинктивно чувствует, что она вернёт ему силы и здоровье. Если любителя музыки с некоторых пор преследуют телесные или душевные недуги - ему не поможет ни Чайковский, ни Вагнер. Только Моцарт! Поражают последние исследования в области лечебных свойств моцартовской музыки. Она лечит болезни сердца, печени, эндокринной системы, неврозы, мигрень, гипертонию, различные психозы и даже шизофрению. Известно, что даже растения и животные подзаряжаются чудодейственной энергией моцартовских мелодий и ритмов. Часто на страницах книги можно встретить фразу: "музыка воздействует на физическом уровне". Это означает, что музыка Моцарта способна влиять не только на подсознание, но и на нерегулируемые головным мозгом физические процессы. Например, при её прослушивании может участиться или замедлиться сердцебиение, пробежать дрожь по телу, прилить кровь к голове. С ритмом стука сердца - вообще чудеса: иногда Моцарт заставляет биться сердце слушателя точно в предложенном им ритме музыки! Достаточно прослушать некоторые скрипичные сочинения или теноровые арии, чтобы убедиться в этом.

Наверное, многим слушателям хотелось бы почерпнуть информацию о сочинениях Моцарта, минуя разбор их форм и технических особенностей. Но при всём желании отобразить достоинства музыки без специальной терминологии невозможно. Как объяснить, к примеру, в каком разделе музыка наиболее впечатляюща? Для этого нужно ориентироваться в порядке смены разделов. Хорошо ещё, во времена Моцарта музыкальная форма была упорядоченной. Не обойтись и без перечисления жанровых, интонационных, ладово-гармонических особенностей того или иного сочинения. Всё это требует знаний по теории музыки. Если пробелов в таких знаниях много, можно посоветовать отдельное изучение глав "Между прогулками" и "Словаря терминов" в конце книги. В "Словаре терминов" имеются так же указания на использование того или иного приёма в творчестве Моцарта, так что он буден полезен и знатокам.

Многих удивит написание в книге названий жанров с заглавной буквы: Соната, Симфония, Опера, Ария и т.д. Дело в том, что термины, обозначающие жанры, могут иметь и другие значения. Например, 1) Концерт - крупное виртуозное сочинение для солиста с сопровождением оркестра в трёх частях (жанр!). 2) концерт - публичное исполнение музыкальных произведений (не жанр!). Чтобы не возникало путаницы в понятиях, в названиях жанров и важных разделов формы (например, при отдельном рассмотрении коды - см. Кода, эпизода - см. Эпизод) применены заглавные буквы. К ним нетрудно привыкнуть, как и к заглавным буквам, выделяющим наименования объектов во Вселенной Моцарта: Галактика, Звезда, Созвездие и т.д.

Зачастую краткое описание произведения не даёт ответов на все вопросы. Тональность, дату и место создания каждого сочинения можно узнать из "Списка произведений Моцарта", помещённого в конце книги. Полезными окажутся так же указания номеров "по Эйнштейну" (КЕ), хронологически уточняющих местоположение опусов в "Каталоге Кёхеля" (см. подробности о "Каталоге Кёхеля" в главе "Прогулка V). С учётом хронологических соответствий "номеров по Кёхелю" составлена и таблица "Основные даты жизни и творчества Моцарта", которая особенно пригодится тем, у кого под рукой нет книги с обширной биографией композитора.

Часто на страницах книги фрагменты сочинений Моцарта обзаводятся эпитетами "бетховенский", "шумановский", "шопеновский" и т.д. Кому, собственно, комплимент: Моцарту или композиторам XIX века? Об этом читатель узнает из главы "Между прогулками: V. Многоликий Моцарт". Неоднократно упоминаются моцартовские "минорные периоды" и свойства минорных тональностей. Разъяснение этой темы ждёт читателя в главе "Между прогулками: II. Мажор и минор Моцарта".

Моцарта часто называют композитором "чистой музыки", как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности - экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех "страданий молодого Вертера": дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.

Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением "музыкального мышления" самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания. Тяжкий путь познания тянется в XXI век. Сенсационные открытия не заставляют себя ждать. Так, недавно были обнаружены: загадочные тематические "лейтмодули" Времени, Колокольчика, Смерти (см. "Между прогулками: III. Лейттемы Моцарта); "масонские лейтфигуры" (см. "Прогулка XV по масонской музыке"); система кодирования музыкальных пьес (см. "Прогулка XXIII по Опере "Волшебная флейта"); объединение сочинений по принципу программных циклов (см. "Прогулки" по фортепьянным Концертам, скрипичным Сонатам, Симфониям). Новые публикации вновь и вновь свидетельствуют: в музыке Моцарта существует глубоко-личностное, философское "второе дно".

Материалы этой книги как раз и пытаются увязать обновлённое слуховое восприятие музыки Моцарта с новыми данными музыковедческих трудов. Возможно, некоторые выводы покажутся спорными. Но в споре рождается истина! Общий пароль всех персонажей книги - любовь к Моцарту. Конечно, она приводит героев не только к озарениям и открытиям, но подчас - к ослеплениям и преувеличениям, этим непременным атрибутам истинной любви.

Меньше всего книга задаётся целью навязать слушателю представления её персонажей об эмоциональном и образном строе музыки Моцарта. Цель путеводителя иная - разбудить собственное воображение слушателя, побудить его постигать моцартовскую музыку и умом, и сердцем. Главное условие - слушать. В наше время приобретение полного собрания сочинений Моцарта - не проблема. 23 недорогих диска МРЗ с 8-9-ю часами звучания музыки на каждом (а, поднатужившись, можно достать всё и на CD-дисках!) наградят слушателя таким богатством, о котором он и не помышлял. Правда, для этого нужно изначально любить Моцарта, доверять ему во всём, как лучшему другу. За его благодарностью дело не станет.

Слушать Моцарта и умом, и сердцем (вместо предисловия) 5
Пролог 8
Прогулка I (по клавирным Сонатам) 12
Прогулка II (по клавирным сочинениям) 36
Прогулка III (по 4-ручным клавирным сочинениям и музыке для механизмов) 52
Прогулка IV (по фортепьянным Концертам) 71
Между прогулками: I. Излюбленные формы Моцарта 112
Прогулка V (по Сонатам для клавира и скрипки) 117
Прогулка VI (по клавирным Ансамблям) 142
Прогулка VII (по ранним струнным Квартетам) 158
Прогулка VIII (по поздним струнным Квартетам) 173
Между прогулками: II. Мажор и минор Моцарта 194
Прогулка IX (по струнным Квинтетам и Трио) 206
Прогулка X (по Ансамблям и Концертам для солирующих духовых) 229
Между прогулками: III. Лейттемы Моцарта 251
Прогулка XI (по Концертам для скрипки с оркестром) 255
Прогулка XII (по Серенадам) 270
Прогулка XIII (по Дивертисментам и танцевальной музыке) 294
Между прогулками: IV. Легко ли слушать Моцарта 310
Прогулка XIV (по Симфониям) 318
Прогулка XV (по масонской музыке) 351
Прогулка XVI (по Мессам) 382
Прогулка XVII (по церковной музыке) 409
Между прогулками: V. Многоликий Моцарт 440
Прогулка XVIII (по сольной и ансамблевой вокальной музыке) 446
Прогулка XIX (по ранним Операм и сочинениям для сцены) 471
Прогулка XX (по Операм в поисках героини) 496
Между прогулками: VI. Для кого сочинял Моцарт 526
Прогулка XXI (по Операм в поисках героя) 531
Прогулка XXII (по Операм в поисках правды) 556
Прогулка XXIII (по Опере "Волшебная флейта") 589
Основные даты жизни и творчества Моцарта 635
Список произведений Моцарта (по жанрам) 639
Словарь терминов 658
Иностранные термины 674
Литература 677

"Оглавление" выдаёт необычную форму целого. Путеводитель обрамляется введением (предисловие, Пролог) и пятью главами справочного характера в конце (помечены красным). 23 главы с названием "Прогулка" (помечены чёрным) составляют фантастический роман в диалогах. Персонажи необычны: автор; Дух Тьмы (он же - демон Демор, заведующий ре-минором Моцарта); композиторы Бетховен, М.Гайдн, Й.Гайдн, Боккерини, Сальери; родственники гения Леопольд Моцарт, Наннерль Моцарт, Алоизия Вебер; Маленький принц (герой Сент-Экзюпери), бесприютный нотный Листочек и, наконец, сам Моцарт. Полные любви к своему кумиру, герои романа в диалогах обсуждают все его творения избранного ими жанра. Обычно они едины в своих оценках, но иногда вступают в полемику или "поучают" собеседника, при этом освещая малоизвестные аспекты биографии и творчества Моцарта. Моменты, двигающие действие, сосредоточены в основном в начале и в конце каждой "Прогулки", в середине действие вынужденно приостанавливается, и начинается описание произведений данного жанра. Иногда таких произведений много, и задержка действия неизбежна (тут уж ничего не поделаешь!), но если читатель проявит выдержку и не забудет о существовании интриги, то он обязательно доберётся до конца событий этой огромной книги, а конец весьма интересен.

Между 23 "Прогулками" помещены 6 глав "Между прогулками" - своебразные отступления автора, спроецированные предыдущими диалогами. Эти главы не относятся к роману, они служат как бы комментариями к нему. В то же время без них читателю никак не обойтись, так как они объясняют многое, лишь намеченное в диалогах романа.

    Что же до самих "Прогулок", то они предоставляют читателю:

    Развёрнутые эмоциональные описания 430 произведений Моцарта (на ~100 опусов больше, чем в четырёх томах Г.Аберта). Примеры таких описаний см. на следующей странице.

    Ёмкие определения более 200 мелких сочинений прикладного характера (в основном, концертных Арий, Песен, танцевальной музыки и обработок чужих сочинений).

    Описание найденных в XX веке сочинений Моцарта, о которых Г.Аберт (его монография относится к 1920 г) понятия не имел. Таких набирается 12.

Особое внимание в книге уделено темам "Ранний период творчества", "Моцарт и масонство", "Моцарт и иллюминаты", "Моцарт и мистицизм", "Моцарт и религия", "Мажор и минор Моцарта", "Лейттемы Моцарта", "Кодирование музыки", "Программные циклы". Разработки этих тем - абсолютные новинки моцартоведения (их источниками послужили как современные зарубежные материалы, изданные на немецком и английском, переведённые И.Якушиной в 2001-2004 гг, так и собственные исследования автора). Также использовались статьи последних лет из журналов "Советская музыка", "Моцартовского ежегодника" (Mozarteum) и полные глубины исследования наших соотечественников К.Саквы, В.Широковой, Е.Чигаревой.

Путеводитель обходится без нотных примеров: с ними бы он разросся до двух больших томов и превратился в научный эпос вроде "Каталога Кёхеля". Приложены все усилия, чтобы не засушить живого представления о музыке Моцарта, связанного непосредственно с процессом слушания. Не рассматривать партитуры (как учил Аберт), а слушать их - вот основной тезис, постоянно заостряющийся на страницах книги.

Творческий подход применён и к справочным материалам в конце книги. Так, в главе "Основные даты жизни и творчества Моцарта" указаны не только точные даты всех гастрольных поездок Моцарта, но и такие биографические детали, как даты рождения и смерти четырёх его умерших детей (попробуйте найти их в других книгах!). Самое отрадное - указание "номеров по Кёхелю", совпадающих с началом и концом каждого года творчества Моцарта.

Большую ценность представляют собою 18 страниц таблицы "Список произведений Моцарта по жанрам". Во-первых, список составлен таким образом, что отсылает читателя в ту главу, где описано то или иное сочинение: можно сразу же отыскать эту главу и навести подробные справки о сочинении. Сами графы этого списка тоже красноречивы: I графа - порядковый номер; II графа - название произведения; III графа - тональность; IV графа - № по основному "Указателю Кёхеля", б/н - без номера; V графа - № по систематизации Эйнштейна; VI графа - № внутри жанра (для серийных произведений), отличительное название сочинения, НЗ - незавершённое, СС - сомнительное (неподтверждённое) сочинение, д/ - для (определённых инструментов, исполнителей), п/ - посвящено (кому); VII графа - город и год создания сочинения. Данный список намного полнее и эффективнее тех, которые помещены в конце книг Г.Аберта и А.Эйнштейна. В него внесено 670 сочинений, которые можно реально прослушать в аудиозаписи, а все фиктивные (чья фиктивность доказана лишь недавно) отметены.

В "Словаре терминов" объяснено значение всех понятий теоретического характера, встречающихся на страницах книги (с учётом их наименований в конце XVIII века), и примеров использования тех или иных приёмов в творчестве Моцарта. В него можно заглянуть как за отдельным термином, так и просто целиком почитать, как своеобразный "технический комментарий" к главам романа.

В главе "Литература" перечислены книги, тезисы которых непосредственно использованы в путеводителе. Конечно, книг о Моцарте, изученных автором (особенно биографических), намного больше. Но путеводитель ведь вовсе не биографическая книга. Подразумевается, что с биографией Моцарта читатель книги ознакомится заблаговременно, например, по книгам М.Бриона "Моцарт" (из серии ЖЗЛ) или Д.Вейса ("Возвышенное и земное").

Моцартовский юбилей совпал с крупной датой Московской консерватории - в 2006 году исполняется 140 лет со дня ее основания. Это обстоятельство - еще один повод вспомнить о том, какое важное место занимала и занимает музыка великого мастера в творческой деятельности нашей а1mа mаtег. П. И. Чайковский, боготворивший Моцарта, специально для ученического спектакля консерватории переводил на русский язык либретто «Свадьбы Фигаро». В 1887–88 годах оперные шедевры «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» исполнялись учащимися консерватории под управлением самого С. И. Танеева. Эти партитуры и по сей день входят в репертуар Оперного театра МГК. Среди профессоров консерватории - выдающиеся интерпретаторы произведений Моцарта, а ее воспитанники неоднократно становились победителями Международного конкурса имени Моцарта, который проводится на родине композитора, в Зальцбурге. Ученые консерватории внесли солидный вклад в мировое моцартоведение. Тема «Московская консерватория и музыкальное наследие Моцарта» могла бы быть проиллюстрирована множеством других событий истории и сегодняшнего дня. Отдавая дань Моцарту, Московская консерватория, устроила в его честь музыкальный фестиваль, который начался 14 декабря 2005 года и закончился в день рождения композитора - 27 января 2006 года. 17 концертов оперной, симфонической и камерной музыки прошли в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории.

Редакция начинает серию публикаций, посвященных самым интересным концертам и проектам года Моцарта.

Музыкальная вселенная Моцарта включает в себя огромное количество звезд и созвездий, больших и малых планет, окруженных спутниками, ярких комет, возникающих словно бы ниоткуда и устремленных в невообразимые дали. Каждая его опера, симфония, соната, квартет - это целый мир, связанный незримыми нитями притяжения с другими мирами, созданными как самим Моцартом, так и его предшественниками и преемниками. Поэтому всякий большой фестиваль, посвященный Моцарту, неизбежно высветит эти связи, даже если такая задача специально не ставилась, и каждый участник желал всего лишь вплести собственный цветок в юбилейный венок для великого мастера. Но ведь Московская консерватория тоже является своего рода универсумом, объединяющим множество факультетов, специальностей, неповторимых индивидуальностей, приверженцев разных исполнительских школ и традиций, представителей всех поколений. Моцартовская универсальность, преломленная сквозь призму многообразия творческой жизни Московской консерватории, перестает быть абстрактным академическим понятием и обретает черты свободно развивающегося и бесконечного по своей природе созидательного процесса.

Хотя в мире вряд ли можно найти музыканта, который не любил бы Моцарта, осмелимся утверждать, что в России к Моцарту всегда относились по-особенному. Истоки такого отношения восходили к маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», благодаря которой русское моцартианство сразу приобрело интимно-поэтический, а в чем-то и мистический характер. Не только величайшим из музыкантов, но и идеальным человеком представлялся Моцарт П. И. Чайковскому и А. Д. Улыбышеву; «Гелиосом музыки» называл его А. Г. Рубинштейн; «аполлонический» образ Моцарта пытался заменить другим, жертвенно-дионисийским, Г. В. Чичерин… У каждого был и есть свой Моцарт. Не претендуя на полную всеохватность, программы нынешнего фестиваля несут в себе как идею универсальности моцартовского гения, так и отчетливо звучащую ноту личного к нему отношения. Отсюда - редкая возможность услышать и самые популярные, и почти неизвестные произведения, сравнить музыку Моцарта и его современников, говоривших как будто на том же языке, но - об иных предметах и в иных выражениях. Познать Моцарта до конца невозможно. Однако войти в его мир - уже счастье.

Лариса Кириллина



Вверх