Все музыкальные жанры список. Стили и виды песен. Виды и жанры музыки

Какие бывают стили музыки? Музыкальный стиль – понятие ёмкое и многогранное. Его можно определить как образное единство, совокупность средств выражения художественного и идейного содержания с помощью языка музыки.

Понятие стиля музыки настолько широко, что сама самой напрашивается его конкретизация: этот термин относят как к различным эпохам, жанрам, направлениям и школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям. Попробуем разобраться в том, какие бывают стили музыки.

Стиль эпохи

Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте. Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее крупные исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, барокко, классицизм, современность и т. д.), а другие, наоборот, дробят историю музыки на относительно небольшие периоды, выделенные ранее другими искусствоведческими дисциплинами (романтизм, импрессионизм, модернизм и др.).

Классическим примером стиля эпохи является музыка барокко, характерные черты которой – интерес к внутреннему миру личности, драматизм, контрастное изображение сил природы, развитие оперы и инструментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель).

Жанровый стиль

Стиль отражает специфику содержания, музыкальных приёмов и особенностей тех или иных музыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут классифицироваться по разным основаниям.

Поэтому понятие стиля наиболее приемлемо для тех , в которых ярко выражены наиболее общие черты. Сюда можно отнести жанры, в основе которых лежит народная музыка (различные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения, романсы.

Если же брать произведения крупных (опера, оратория, симфония и т. п.), то и здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются стили эпохи, направления и авторский стиль.

А вот если композитор придумывает какой-нибудь новый жанр, то в этом случае черты жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение которого появятся и другие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру, с «песнями без слов» Мендельсона. Согласитесь, странная песня без слов, однако после его 48 образцов пьес в этом жанре и другие композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.

Стиль музыкального направления

Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эпохи: ведь некоторые направления рассматриваются музыковедами как целые эпохи в музыке.

Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л. ван Бетховен, Й. Гайдн, В.А. Моцарт). Классическое направление характеризуется простотой, выразительностью, богатым гармоническим языком, детальным развитием темы.

Говоря о том, какими бывают стили музыки, нельзя пройти мимо национальных особенностей.

Национальный стиль

Основой национального музыкального стиля является фольклорное начало. Многие великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения. Некоторые произведения даже имеют соответствующие названия (например, венгерские рапсодии Ф. Листа, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано» Э. Грига, «Арагонская хота» М.И. Глинки). В других народные мотивы становятся ведущими темами (например, «Во поле берёза стояла» в финале Четвертой симфонии П. И. Чайковского).

Если подойти к вопросу о том, какие бывают стили музыки, с точки зрения композиторских школ, отдельных композиторов и музыкантов, то можно выделить ещё несколько музыкальных стилей.

Стиль объединения композиторов

Если композиторской школе свойственна высокая степень общности художественных приёмов, то логично выделить и стиль, присущий этой школе.

Можно говорить о стилях полифонических школ эпохи Ренессанса, о стилях различных итальянских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ XVII–XVIII веков.

В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение композиторов – знаменитая «Могучая кучка». Стилевая общность у входящих в эту группу композиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на русский музыкальный фольклор.

Стиль отдельного композитора

Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще конкретизировать, ведь творчество любого композитора ограничено сравнительно небольшим временным периодом и определёнными тенденциями музыкальной эпохи. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Россини.

Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется, и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но какие-то стилевые черты всё равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной карточкой» автора.

Исполнительский стиль

Исполнительское искусство основано на индивидуальной манере исполнения музыканта, который по-своему интерпретирует замысел композитора. Исполнительский стиль проявляется в эмоциональной окрашенности исполнения произведений того или иного автора.

Яркими примерами здесь являются те композиторы, которые были вдобавок и музыкантами-виртуозами. Это и Никколо Паганини, который изумлял слушателей безупречной техникой и необычными приёмами игры на скрипке, и блестящий пианист Сергей Рахманинов, истинный рыцарь музыки, который подчинял мелодическую канву строгому ритмическому рисунку.

Вот какие бывают стили музыки. Этот список, конечно, можно дополнить классификацией и по другим основаниям, так как мировое музыкальное наследие велико и разнообразно.

Музыкальные жанры.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. Μούσα - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыка́льный жанр - род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений. В музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это, прежде всего, разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр).

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения . Это две большие группы:

инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);

вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения . Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

1.Обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей.

Псало́м (греч. «хвалебная песнь») - гимны иудейской и христианской религиозной поэзии и молитвы из Ветхого Завета.

Ме́сса - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов

Ре́квием (лат. «упокой») - заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви.

2. Массово-бытовые жанры (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

3. Концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;

Орато́рия - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты - бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Сона́та (итал. звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Кварте́т - музыкальный ансамбль из 4 музыкантов, вокалистов или инструменталистов.

Симфо́ния (греч. «созвучие», «благозвучие») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

Наро́дная му́зыка , музыка́льный фолькло́р, или фолк-му́зыка (англ. folk music) - музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.

Духо́вная му́зыка - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.

Классическая музыка (от лат. сlassicus – образцовый) - образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем. Музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

Латиноамерика́нская му́зыка (исп. música latinoamericana) - обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США).

Блюз - это музыкальный стиль, который создали чернокожие музыканты проживающие в Соединенных Штатах Америки. Впервые блюз начали играть в конце девятнадцатого века в южных штатах, в окрестностях дельты реки Миссисипи. Музыка этого стиля очень разнообразна, многие музыканты создали свою собственную манеру исполнения.

Джаз (англ. jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Ка́нтри (англ. сountry от country music - сельская музыка) - наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке.

Романс в музыке - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Электро́нная му́зыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») - широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ).

Рок-му́зыка (англ. Rock music) - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» - (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение.

Ре́гги (англ. reggae; другой вариант написания - «реггей») - ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х.

Поп-му́зыка (англ. pop-music от popular music) - направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки, а именно, легко запоминающаяся песня.

Эта музыка исполняется поколением музыкантов, выросшим на джазе, фанке и хип-хопе, и использует элементы всех трех направлений. Такие черты Acid Jazz, как насыщенность перкуссионными, а также преимущественно живое исполнение ставит этот стиль ближе к джазу и афро-кубинской музыке, чем к другим танцевальным направлениям. C другой стороны, подчеркнутый грув сближает Acid Jazz с фанком и хип-хопом. Сам термин впервые появился в 1988, причем одновременно как название американского звукозаписывающего лейбла и английской серии сборников, на которых была перевыпущена jazz и Funk музыка 70-х годов и которую до этого британцы называли rare groove. В конце 80-х – начале 90-х появилось много исполнителей Acid Jazz, которые представляли собой как “живые” команды – Stereo MC’s, James Taylor Quartet, the Brand New Heavies, Groove Collective, Galliano, Jamiroquai, так и студийные проекты – PALm Skin Productions, Mondo GroSSO, Outside, и United Future Organization.

В большинстве своем, жанр Alternative характеризуется теми же особенностями, что всегда были свойственны Heavy Metal (мощные, громкие гитары и молотящие риффы), но одновременно альтернативное направление обогатило жанр панк-концепцией. Вместо того чтобы четко придерживаться традиционно несерьезных тем, которые доминировали в мейнстрим- Heavy Metal, группы, принадлежащие к Alternative Metal, пытались браться в своем творчестве за более глубокие проблемы, почти также, как это делала Metallica, но только без их безрассудно быстрого темпа, замысловатых гитарных соло и хриплого, ревущего вокала.
Собственно в музыке альтернативщики-металисты изначально придерживались более атональных (негармоничных) мелодий, нежели традиционные металические группы. Однако после Великого Прорыва, совершенного Nirvana в начале 90-х годов, когда Grunge стал доминировать в хард-роке, все характерные черты Альтернативного Метала стали более размытыми: данный жанр стал простираться от молотящих, диссонирующих Helmet до важных, величавых риффов Stone Temple Pilots… Вскоре уже большинство новых металических коллективов воспринимались исключительно как альтернативные, хотя кроме концертных представлений и характерного fuzzy distortion звучания их мало что отличало от традиционных металистов.

Ambient был создан на базе экспериментов с синтезом электронной музыки, таких музыкантов как Brian Eno и Kraftwerk и танцевального trance techno в 80-х годах 20 века. Ambient использует электронную реверберацию и пространственную технологию звука, здесь важную роль играет сама текстура звучания, а не написание текстов и музыки. Музыка меняется медленно, имеет повторяющуюся природу, поэтому для неискушенного слушателя может показаться одинаковой. Хотя содержание и тембр композиций эмбиент-исполнителей имеет большие различия между собой. Стиль ambient стал популярной, культовой музыкой в начале 90-х голов, благодаря ambient-techno музыкантам the Orb и Aphex Twin. Ambient буквально значит окружение, обволакивание, погружение. Существует легенда о возникновении этого стиля, согласно которой Ambient был придуман одним из величайших саунд-продюсеров конца XX века Брайаном Ино (Brian Eno). Попав в больницу и пролежав прикованным к постели долгое время, Ино стал прислушиваться к звукам, доносящимся из окна его палаты, искать в них их внутреннюю мелодику. Затем он начал записывать шумы окружающей среды и составлять из них целые треки. Потом он выпустил все это в нескольких дисках под общим названием Ambient. Разумеется, сейчас нужно отличать Ambient оригинальный и электронный. Электронный ambient это мягкая, тягучая музыка, в которой нет ярко выраженного бита. Это спокойная музыка, в которой в качестве фона используются шумовые лупы, а главная мелодия играет ненавязчиво и как правило бывает очень длинной. В ambient часто используются обрывки фраз, кусочки звука из старых фильмов, хайтековские звуки и самое главное очень много реверберации и эхо. Сейчас можно встретить очень мало ambientа в чистом виде. Элементы ambient присутствуют сейчас почти во всех стилях от хауса до хип-хопа, так что этот стиль протек во все остальные и уходить обратно в забвение, из которого его вытащил Ино, не собирается. Наиболее известными Ambient-музыкантами считаются Pete Namlook, Aphex Twin, Seefeel, The Future Sound of London, The Orb, Delerium.

Берет свое начало из плодотворной танц-сцены в Miami (Freestyle) и Детройте (Electro) в середине 80-х, Bass Music привела Funky-Breaks из эстетическиех 70-х в цифровой век с частотными драмм-машинами способными задавать такой бешеный и басистый ритм, что большинство автомобильной или клубной аккустики, тех времен, не выдерживало. Первыми Miami пионерами были 2 Live Crew и DJ Magic Mike – они вытолкнули этот стиль в характерную и одержимую публику, а Детройтскими первоиспытателями были DJ Assault, DJ Godfather и DJ Bone которые все выше перечисленное смешали с Techno, чтобы создать чрезвычайно быструю, по темпу, музыку. Bass Music даже вошла во многие дэнс-чарты в начале 90-х. Такие команды как 95 South’s и 69 Boyz’ и их песни “Whoot (There It Is)” и “Tootsee Roll” не только попали в чарты, но и получили статус “Мульти-платиновые”.

Blues (англ. blues от blue devils - меланхолия, уныние) – отдельно взятая композиция блюза или жанр музыки, получивший широкое распространение в 20х годах XX века. Является одним из достижений афроамериканской культуры. Сложился из таких этнических музыкальных направлений черного афроамериканского общества как “рабочая песня” (англ. Work song), “спиричуэлс” (англ. Spirituals) и холер (англ. Holler). Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как “Поп” (англ. Popular music), “Джаз” (англ. Jazz), “Рок’н’ролл” (англ. Rock’n’roll). Преобладающая форма блюза ¾, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 – на субдоминанте и тонике и по 2 – на доминанте и тонике. Характерной особенностью блюза являются “блю ноутс”. Часто музыка строится по структуре «вопрос – ответ», выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный “каркас”, который обыгрывают солирующие инструменты. Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, вознbкающих на пути каждого чёрного человека.

Breaks Несмотpя на свои “чеpные” коpни, к началу девяностых House музыка pитмически очень упpостилась и потеpяла изначальную энеpгетику негpитянского гетто. Именно тогда появился Breaks, в котоpом использовалось звучание хип-хопа, pегги, pеже pага.

Breakbeat – (“сломанный” бит) стиль, а если быть точнее, целое направление, образовалось в начале 90-ых, стилистически окончательно сформировалось в 1994 году. Местом его рождения принято считать Великобританию, а основными городами, где этот стиль первоначально получил наибольшее распространение, являются Лондон и Бристоль. Название стиля вполне отражает его суть: никакой прямоты и нежности. Часто термином “брейкбит” называют совершенно конкретную агрессивную музыку в темпе около 130-140 bpm, с плотным гитарным звучанием, с чёткими барабанными акцентами на 2 и 4 долю и вознёй в районе 3-ей. Основным критерием для определения “брэйкбита” являются чистые, практически ничем не обработанные барабаны и перкуссия (за исключением разве что компрессии) и стандартный ритм 4/4. Целеустремлённость звучания подчёркивается ощутимыми басовыми партиями, с использованием аналоговых устройств типа “Roland TB-303″. Иногда, для окончательного пафоса, используются духовые инструменты или симфонический оркестр.

Chillout (от англ. Chillout, Chill out music) - стиль электронной музыки, название которого произошло от английского сленгового слова, означающего «расслабление».

Зародившись в начале 1990-х годов, тогдашний чил-аут был относительно выдержанным и медленным. В это время было выпущено несколько основополагающих альбомов с приставкой «Chill Out» в названии. Эти альбомы были тесно связаны также со стилями даунтемпо, трип-хоп, медленными вариантами хаус-музыки, ню-джаза, псибиента и лаунжа. На этот музыкальный стиль также повлиял транс, эмбиент и стиль творческой танцевальной музыки (IDM). Термин «чил-аут» в основном используется для описания тональной, «расслабляющей» музыки или, по крайней мере, не такой напряжённой, как в вышеозначенных предшественниках. К чил-ауту неверно относить различного рода гипнотические ритмы. Иногда вместо чил-аута используют название «софт-техно».
В последнее время Чил-аут стал популярен среди прогрессив-транс и прогрессив-хаус музыкантов, делая их творчество более разнообразным. Поэтому иногда этот жанр называют Ibiza Trance/Balearic House - по имени острова Ибица так же, как и Гоа-транс по названию Гоа, Индия. Эта музыка отражает атмосферу острова Ибица, и, как говорят поклонники жанра, слушая эту эйфористическую и духовно поднимающую музыку, вы можете ярко представить себе средиземноморский закат. Этот эффект достигается за счет использования синтезированных звуков струнных инструментов, звуков волн, мандолин и гитар, а также «шепчушего» вокала.
Чил-аутом также называют отдельный танцпол на достаточно крупных концертах (вечеринках) в стиле гоа-транс и его производных или вообще зону отдыха в танцевальных клубах. В чил-ауте обычно играют расслабляющую музыку вышеупомянутых стилей, танцующие на основном танцполе приходят туда отдыхать. Наиболее крупные пси-мероприятия оборудуются также специальным «дарк»-танцполом, где играют dark psytrance - своеобразную противоположность чил-ауту.

Му́зыка (от др.-греч. μουσική - искусство муз) - искусство интонации; музыкальное произведение. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал (звук музыкальный) - отдельные звуки или звуковые комплексы (гармонические последовательности, ритмические фигуры, мелодические интервалы, лады, тональности, сонорные эффекты и т. п.), организуемый в высотном, временно́м, тембровом, громкостном и др. отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренние переживания человека со слуховыми впечатлениями (художественный образ).

Рок-му́зыка (англ. Rock music) - обобщающее название многих направлений музыки, существующих с середины 1950-х годов. Слово «rock» - качать - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров – дэт-метала и грайнда. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе», хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансируют на грани между ними.

Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры - рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени - в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки - с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х - начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок, пшеничный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала - дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).
Основные центры развития рок-музыки - США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен - на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960-1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.

Club/Dance музыка входит во многие другие стили от Disco до Hip-Hop’a. В истории имеется множество различных танцев, которые исполняются под различную танцевальную музыку к их числу относится и Club/Dance. Музыка Club/Dance становится самостоятельным стилем в середине 70-х, когда Soul видоизменился в Disco и целые клубы посвящались дансингу. В 75-77 годах, дэнс-клубы играли только Disco, но к концу десятилетия, оно видоизменилось и перешло в другие стилевые формы. Все эти формы собирались под один термин “Club/Dance”, под эту гребенку попали Dance-Pop, Hip-Hop, House и Techno и многие другие стили. Все вместе эти стили связывало и связывает только одно – ритм — в каждом танцевальном стиле, ритм остается самым главным условием.

Club House это ответвление пришло в начале 90-х, когда волна коммерческой музыки захлестнула Европу. Также как в 80-х диско называли типично клубной музыкой, в 90-х сформировалось направление, единственной целью которого было заставить людей танцевать. Говоря проще, основа осталась хаусовской, однако были удалены все неблагозвучные мелодические сочетание, вокал сделался более “сладким”, “сложные” для восприятия рядового слушателя синкопы также были отброшены. В результате получилась простенькая и доступная музыка с незатейливым ритмом и простой аранжировкой. Hекоторые разновидности такой музыки еще называют handbag (название пошло от своего рода танца, который исполняют на танцполе маленькие девочки). Hаиболее интересной формой клубного хауса можно считать- Mellow House, в котором используется чистый релаксационный бит и соответствующие звуки.

Hip-Hop/Trip-Hop

В терминологии Rap музыки, Hip-Hop обычно относят к культуре – рисующей на стенах домов, танцующей breakdance и крутящей “винил” в дополнение к рэповым рифмовкам – окружающей музыку. Как музыкальный стиль, однако, Hip-Hop относится к типу музыки, которая создается, принимая во нимание все эти атрибуты. Так как направление вращалось на музыкальной сцене достаточно давно, чтобы иметь историю своего развития, то Hip-Hop команды стали оглядываться на творчество таких old-school мастеров, как MCs Kurtis Blow и Whodini, а также DJs Grandmaster Flash и Afrika Bambaataa. На самом деле последний всплеск популярности (Zulu Nation) произошел в конце 80-х годов вокруг двух самых известных Hip-Hop исполнителей – De La Soul и A Tribe Called Quest. В 90-е годы, когда произошел настоящий прорыв в Rap музыке, десятки Hip-Hop музыкантов стали возвращаться к истокам old school (“старой школы”), включая таких андерграунд рэперов как Mos Def и Pharoahe Monch.

В основе своей Hip-Hop – это ритмическое сопровождение к рэп-текстам, исполняемое в довольно неспешной манере. В ней наблюдается минималистский подход к использованию сэмплов, лупов и характерной игры на “вертушке” проигрывателя. Основная нагрузка ложится на бас и на плотное звучание ударных. Такие группы, как Public Enemy и др. использовали ритмы Hip-Hop, добавляя к ним рэп-тексты социального характера.

Еще один представитель в длинной веренице направлений, прилепившихся к танцевальной культуре Великобритании на этапе post-acid house и быстро изменяющих постоянно экспериментирующий андеграунд. Trip-Hop был создан британскими музыкальными изданиями с целью охарактеризовать новый стиль, состоящий из downtempo, jazz-, funk- и experimental breakbeat музыки, которая начала появляться в 1993г. при участии таких звукозаписывающих компаний, как Mo’Wax, Ninja Tune, Cup of Tea и Wall of Sound. Похожий (хотя в большинстве без вокальных партий) на American hip-hop в использовании сэмплированных барабанных брейков, этот стиль был более экспериментальным явлением, вдохновляемым большим количеством элементов ambient и психотропной атмосферой. Таким образом, термин “trip” быстро укоренился и использовался для описания всего от Portishead и Tricky до DJ Shadow и U.N.K.L.E., Coldcut, Wagon Christ и Depth Charge к большому сожалению многих из этих музыкантов, которые видели свою музыку, как расширение границ обычного hip-hop, а не его новым ответвлением, используемым для создания шумихи. Одним из первых коммерчески значимых гибридом на базе танцевальной музыки, – полные версии альбомов в стиле trip-hop, стали постоянными лидерами альтернативных чартов в Великобритании, и по мнению музыкантов, таких как Shadow, Tricky, Morcheeba, the Sneaker Pimps и Massive Attack, этот стиль обеспечил проникновение значительной части музыки первой волны “electronica” в Америку.

D`n`B Intelligence

DRUM’N’BASS – одно из воплощений концепции “брейкбита”. Сформировался к началу 90-ых как стиль, где сочетается басовая линия в темпе 80 bpm и обилие различных барабанов в темпе 160 bpm. Больше ничего. Из-за темперамента барабанов этот стиль воспринимается как танцевальный, из-за более медленной (часто с реггийным характером) линии баса его можно принимать как расслабляющую музыку. Постепенно к этому стилю стали добавляться красивые, иногда меланхоличные мелодии. Короче говоря, к середине 90-ых “Drum’n’bass” медленно, но уверенно трансформировался в интеллиджент джангл.
INTELLIGENT – музыка с такой характеристикой предназначается скорее для прослушивания и спокойного времяпрепровождения, чем для использования на вечеринках, особенно в качестве оформления танцпола. Существуют интеллиджент-варианты “джангла”, “техно”. По сравнению с чистыми стилями их разумные версии более мелодичные, атмосферные, там можно отследить тему, зачастую очень даже симпатичную.

Disco (англ. Disco, букв. «дискотека») - жанр танцевальной музыки, возникший в начале 1970-x годов. Диско почти одновременно разрабатывалось в США и Европе. Для американского диско характерно звучание, близкое к фанку и соулу. Европейское диско тесно переплеталось с традиционной эстрадой и общими тенденциями поп-музыки. Одним из первых диско-хитов в Европе стала песня «J’attendrai» в исполнении Далиды (1975). В США первыми хитами стиля считаются вышедшие в 1974 «Rock The Boat» Корпорации Хьюз (американский хит № 1 года), «Rock You Baby» Джорджа Маккрея и «Love’s Theme» Лав Анлимитед Оркестра (тема из к/ф «Жара»). Общая формула диско-композиции выглядит следующим образом: танцевальный ритм в темпе около 120 ударов в минуту и «живые» мелодии, часто сильно оркестрованные.

Downtempo (англ. downtempo - заниженный темп) или даунбит (downbeat) - стиль в современной электронной музыке. Музыка характеризуется медленным ритмом, чаще всего ломаным. Близка к трип-хопу, но менее давящая и депрессивная. Близка к амбиенту, однако имеет ритмическую структуру, зачастую состоящую из лупов, обладающих “гипнотическим” эффектом. Отличается постоянным стремлением к инновациям.

Easy Listening (Easy Listening) – не особое направление в музыке, а отношение к ней слушателей. Но все равно мы в этой статье будем называть Easy Listening определённым стилем. Easy Listening – музыка, которая легко воспринимается и не требует особого вникания в ритм и мелодию. История этого стиля начинается с 50-х годов, когда знаменитый музыкант Henry Manchini написал саунд трэк к первым сериям мультфильма “Розовая пантера” и многим фильмам 50-60-х годов. Пресса уже с тех пор начала проявлять истерический интерес к этому направлению. Крупнейшие звукозаписывающие компании буквально заваливают Easy Listening музыкантов предложениями о выпусках их альбомов. Кроме этого различные компании занимаются ещё и переизданием классики в стиле Easy Listening Сейчас эту музыку мы можем услышать в саунд трэках к различным фильмам таким как “От заката до рассвета”, “Криминальное чтиво”, “Четыре комнаты”, “Поколение Х”, “Ромео + (и) Джульета” и т. п.

Electroclash - жанр популярной музыки, вбирающий в себя элементы новой волны, панка и танцевальной электроники. Электроклэшевые музыканты используют: традиции звука 80-х годов (синтезаторы, зачастую ранние аналоговые, драм машины), ретро звучание, музыкальный минимализм, совмещая это с визуальными образами 70-80-х, винтажной эстетикой диско и панка. Прототипы электроклэш эстетики можно увидеть в культовом фильме «Жидкое небо». Одними из основателей электроклэша считаются Suicide. Электроклэш набрал популярность в конце 90-ых в Нью-Йорке и Детройте. Официальным местом рождения считается клуб Лакс в Вилльямсбурге, где устраивал вечеринки Ларри Ти, человек, придумавший слово «электроклэш» и владеющий правами на него. Истоки названия находятся в стыках влияний, испытываемых рядом европейских и американских групп, работающих в этом ключе. Тексты песен в основном заимствуют темы панка, зачастую агрессивные и больше внимания уделяют эмоциям, нежели технике исполнения.

Electronic – музыкальная школа ориентированная в первую очередь на изучение и применение возможностей звукосинтеза, создание абсолютно новых, ранее не слышанных, искусственных тембров. Исторически почва для возникновения электронной музыки была подготовлена развитием сонорной трактовки звука в произведениях композиторов первой половины ХХ века. Электронная музыка возникла в Германии и впервые заявила о себе в 1951 году, когда на Летних курсах современной музыки в Дармштадте В. Майер-Эпплером был продемонстрирован образец монтажа “электрозвуков”. Крупнейшие представители электронной школы – немцы Херберт Аймерт, Карлхайнц Штокхаузен, Ханс Вернер Хенце, французы Анри Пуссёр, Пьер Булез, итальянцы Бруно Мадерна, Лучано Берио, японец Тосиро Маюдзуми и др.

Представители электронной школы оперируют со звуком на уровне его праосновы – то есть обертонового ряда. Достижения электронной школы сильно повлияли на поп-, рок- и современную танцевальную музыку.

Folktronica или Electrofolk – жанр музыки, включающей различные элементы народной музыки и электроники. Термин folktronica, которым отныне «клеймится» электронная музыка с элементами эмбиента, фолка, джаза, классики и хип-хопа, в создании которой используются преимущественно аналоговые синтезаторы.

Funk (англ. funk) - одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также - стиль танца под эту музыку. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун и Джордж Клинтон. Название стиля произошло от слова «funky», что на жаргоне джазистов обозначает «причудливая, замысловатая манера исполнения».

Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на басу» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в рифах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока. Последователем фанка в новом веке стал стиль синти-фанк.

Фактически Fusion (от английского “сплавление”, “слияние”) – это слияние двух или более музыкальных стилей (например, английский Арт-рок, в котором “сплавлены” элементы классической музыки и рок-аранжировки инструментальных партий). Однако, большинство групп, которых классифицируют как исполнителей Fusion, играют синтез джаза и рока, основоположником которого является джазовый трубач Майлз Дэвис: он был первым, кто в середине 60-х стал использовать электроинструменты и ритмы рока в длинных джазовых импровизациях. Многочисленные последователи Дэвиса – Джон Маклафлин, Тони Уильямс, Билли Кобхэм, Чик Кориа, Джозеф Зауинул и Уэйн Шортер – несколько видоизменили “сплав” джаза и рока, переместив акценты на рок, что обеспечило стилю успех в молодежной аудитории. Для этого направления стали характерными сложные фортепианные и гитарные аккорды, виртуозные инструментальные соло. В конце 70-х джазовый саксофонист Орнетт Коулмен, известный как виртуоз фри-джаза, сделал Джаз-рок Fusion более мощным, динамичным и назвал свой вариант “гармонический Fusion”.

Pop (англ. Pop-music от Popular music) - направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Это не просто популярная музыка, а ещё и основывающаяся на традиционных для западного мира поп-ритмах. В различных регионах мира она базируется на западных поп-ритмах, но только с отдельными элементами региональных разновидностей местной традиционной музыки. Поп-музыка может мимикрировать под разные музыкальные стили, наиболее популярные в данный момент, но ритмическая основа изменяется мало. Поэтому поп-музыка слабо влияет на музыку разных жанров и стилей.

Этот стиль появился в середине 80-х в Чикаго. В эпоху безраздельного властвования диско, этот стиль был весьма вычурным и, безусловно, ультрамодным в весьма узких прогрессивных кругах. Стиль house был создан исключительно для танцев и создавался исключительно с помощью электронных музыкальных инструментов драм-машин и синтезаторов. Существует несколько версий происхождения названия этого стиля. Одна из них гласит, что House назвали так в честь имени клуба Warehouse, в котором местные ди-джеи впервые начали микшировать музыку Kraftwerk с прямыми битами, сделанными на драм-машине. Хаус-музыка с тех пор сильно изменилась, в 90-х она стала наиболее актуальной и модной, на основе хауса родились десятки новых стилей, а хаус-композиции заняли свои лидирующие места в хит-парадах. Хаус несомненно, главный стиль 90-х. Вам не нужно объяснять, как звучит хаус. Хаус-музыка не очень быстрая, порядка 130-140BPM, сопровождаемая абсолютно прямым битом (на каждый второй удар бочки наложен хлопок или snare), на каждой шестнадцатой доле звучит хэт. Вот и весь хаус. Современный хаус вернулся к корням и начал использовать множество элементов диско, так что под конец девяностых произошло настоящее возрождение этого стиля. Впрочем, оно стало не слишком торжественным из-за того, что в поп-культуре окончательно укоренился хип-хоп, а хаус ныне относится уже к стилю прошлого века.

Сложный термин, предназначенный для обозначения электронной музыки 90-х годов, которая может одинаково удобно использоваться на танцполе и в домашних условиях. Со временем стиль IDM (Intelligent Dance Music) в значительной степени приобрел негативную известность среди танцевальных музыкантов и фанатов, которыми руководил только один вопрос, играют ли они бессмысленную танцевальную музыку или нет. Зародившись в конце 80-х годов, этот звук вырос из сочетания тяжелого dance, раздававшегося в основном с рейверских вечеринок и крупномасштабных клубных событий, плюс downtempo.Такие DJs, как Mixmaster Morris и Dr. Alex Paterson соединяли Chicago house, мягкий синтезированный pop/new wave с ambient, поощряя появление новой волны музыкантов, вдохновляемых большим разнообразием музыкальных источников. (В эти годы многие DJs и музыканта также протестовали против растущей чартовой ориентации британской танцевальной музыки на примере новых хитов “Pump Up the Jam” от команды Technotronic и “Sesame’s Treat” от Smart E’s.) Звукозаписывающая компания Sheffield’s Warp Records работала с лучшими представителями этого жанра на самом деле продуктивный сборник от студии Warp под названием Artificial Intelligence познакомил слушателей по всему миру с пол дюжиной центровых исполнителей в этом стиле: Aphex Twin, the Orb, Plastikman, Autechre, Black Dog Productions и B12. Другие крупные звукозаписывающие компании Rising High, GPR, R&S, Rephlex, Fat Cat, Astralwerks также делали релизы качественного IDM, хотя к середине 90-х годов большинство музыки в стиле electronica, записываемой для слушателей, подтолкнуло студии к дальнейшим экспериментам и битовой ориентации. При отсутствии центральной, коммерческой сцены, Северная Америка стала самой благодатной и гостеприимной почвой для IDM, и к концу 90-х годов десятки солидных студий открыли свои двери для работы с музыкантами в этом стиле, включая Beat, Isophlux, Suction, Schematic и Cytrax. Несмотря на частые попытки переименовать стиль (студия Warp предлагала термин “electronic listening music” , а Aphex Twin остановился на “braindance”), стиль IDM оставался реальным способом для фанатов высказать свои обычно сбивчивые предпочтения.

“Независимый” рок. Обычно, под определение “инди-групп” (и, соответственно, “инди-рока”) попадают коллективы и исполнители, работающие вне сферы интересов крупных фирм грамзаписи и записывающиеся на так называемых “инди”- или “независимых” фирмах. Часто “независимость” этих фирм означает малобюджетность, еще чаще – желание играть и пропагандировать музыку, которая интересует очень ограниченный круг слушателей, то есть коммерчески бесперспективной. Английская и американская музыкальная пресса склонны рассматривать инди-рок как искусство снобов, хотя в некоторых случаях “независимые” группы создают действительно талантливые произведения, для которых широкая публика оказывается недостаточно подготовленной. Как правило, стиль инди-групп никак не связан с их “независимостью” – это могут хардроковые группы или же психоделические, главное, что их объединяет – стремление к некоей художественной целостности и декларации о “непродажности искусства”. С начала 90-х годов понятия “инди” и “альтернативный рок” стали синонимами. Типичные представители: Nirvana, Jesus Lizard, Porno For Pyros, Sonic Youth и др.

Культура, задуманная и созданная как антимузыка, просуществовала не долго. Музыка шумов действительно стала восприниматься как музыка, она вполне продается-покупается и “ласкает” уши сотней людей по всему миру. К миру электронной музыки это безусловно имеет отношение, хотя бы потому что одним боком у истоков всего этого стояли сами Kraftwerk.
Стили Industrial различают на: Percussion Industrial, Improve Industrial, Industrial Noise, Musique Concrete, Electro Body Music, Aggro-industrial и Darkwave.

Эта диссонирующая, резко звучащая музыка появилась из экспериментов с электроникой и звукозаписью таких групп середины 70-х, как Cabaret Voltaire и Throbbing Gristle (название лейбла второй из них – Industrial Records – дало имя новому стилю). Эта музыка была насыщена электроникой, дисторшном и являлась слишком авангардной для рока того периода. После этих первоначальных образцов, в середине 80-х возникли группы Industrial Dance, такие как Ministry, Front 242, Nitzer Ebb, Skinny Puppy. В течение следующего десятилетия Industrial стал тяжелометалическим, посредством таких исполнителей, как Nine Inch Nails, White Zombie, Marilyn Manson, приобретшим широкую популярность.

Jazz (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Latin (исп. música latinoamericana) - обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США). В разговорной речи часто используется сокращённое название «латинская музыка» (исп. música latina).
Латиноамериканская музыка, роль которой в повседневной жизни Латинской Америки весьма высока, является сплавом многих музыкальных культур, однако основу её составляют три компонента: испанская (либо португальская), африканская и индейская музыкальные культуры. Как правило, латиноамериканские песни исполняются на испанском или португальском языках, реже - на французском. Латиноамериканские исполнители, живущие в США, обычно двуязычны и нередко используют тексты на английском языке.

Испанская и португальская музыка не относится к латиноамериканской, будучи, однако, тесно связана с последней большим количеством связей; причём влияние испанской и португальской музыки на латиноамериканскую обоюдно.

Lo-Fi (англ. Lo-fi) - направление в музыке, для которого характерно низкое качество записи звука. Многие лоу-фай группы записывают свою музыку на дешевые кассетные рекордеры. Это своеобразная форма протеста, который присущ альтернативному року.Лоу-фай движение началось довольно давно. Все ранние рок-н-ролльные записи (Бадди Холли, The Beach Boys, Beatles), гаражный рок 1960-х, альбомы The Velvet Underground, панк-рок конца 1970-х можно отнести к лоу-фаю. Однако, как отдельный жанр, лоу-фай выделился в альтернативном роке 1980-х. Тогдашние инди-рокеры предпочитали записываться на непрофессиональных четырёхдорожечных магнитофонах.Лоу-фай приобрёл широкую известность лишь в 1990-х благодаря таким группам, как Beck, Sebadoh и Pavement. На сегодняшний день многие релизные группы mp3 сцены используют термин Lo-Fi, помещая его в ID3 тэги жанра музыки, чтобы обозначить принадлежность того или иного mp3 релиза к стилю тихой, спокойной и красивой музыки с медленным ритмом: chill out, lounge, downtempo, trip hop, acid jazz и т.п.

Lounge (также лаундж) (англ. lounge music) - термин в популярной музыке для обозначения лёгкой, фоновой музыки, которая первоначально часто звучала в холлах (отсюда и название - англ. lounge - холл, гостиная, салон) гостиниц, магазинов, в кафе, в лифтах. В отличие от более общего термина «лёгкая музыка», для лаунжа характерны большее джазовое влияние, камерность и импровизация. Несмотря на то, что существует специально записанная музыка для подобных целей, термин «лаунж» охватывает обширный спектр исполнителей различных жанров - от джаза, боссановы до электроники. Общей характеристикой являются лёгкие, успокаивающие композиции. Буквально исполнителем лаунжа может считаться любой музыкант, играющий для публики при ресторанах и магазинах. С музыкой лаунж ассоциируются вечеринки с непременным мартини. В музыкальной индустрии США с лаунжем пересекается так называемая музыка холостяцких гостиных - ещё один формат, отличающийся наличием экспериментально-китчевых исполнителей.

Часто встречается мнение, что нойз это практически тоже самое, что и Dark Ambient и это, наверное, правильно. Так же, как и эмбиент, pure noise, характерен отсутствием четко выраженных мелодии и ритма, однако отличается большей тяжестью и мрачностью звучания и, как правило, очень грязным звуком. Для нойза характерны индустриальные шумы и игра на случайных совпадениях звуков. Также выделяют такие направления, как rhytm & noise (также иногда употребляется термин Power Electronics), т.е. ритмический нойз (Master/Slave Relationship, Hunting Lodge, Esplendor Geometrico, P.A.L., Blackhouse, Allerseelen) и japanoise (Aube, Merzbow, Masonna), т.е. японский нойз, наиболее радикальная форма нойза, композиции в которой, как правило, представляют из себя однотоновые агрессивные шумы.

История стиля Гоа весьма замысловата. Несколько десятилетий назад этим термином называли стиль музыки, которую исполняли в местечке Гоа в Индии. Европейские музыканты, вдохновленные индийской философией, культурой и эстетикой, попытались выразить свои чувства в музыке и назвали стиль так же Гоа. Постепенно понятие Гоа-Транса несколько расплылось многие музыканты, берущие в качестве эталона сделанные последователями индийской культуры Гоа-транс треками, начали ваять собственные творения, ни на дюйм не пытаясь углубиться в корни настоящей Гоа-музыки. Гоа-трансом стали называть музыку, произведенную кем попало. Постепенно стили все-таки разделили из всей этой псевдо-Гоа музыки выделили отдельный пласт под названием Psychedelic Trance. Происхождение Psychedelic Trance Британские острова, впоследствии этот стиль распространился в Германию, Голландию, Данию и остальные страны Западной Европы. Что такое Гоа-Транс? Это мягкий стиль. Здесь нет жесткого бита. Основа Гоа мелодика и гармония. Psychedelic включает в себя также замысловатые синтезаторные линии, трансформирующиеся, порой острые и яркие, звуки, ассоциирующиеся с hi-tech/space стилистикой. В обоих стилях нет тяжелого баса, хотя встречаются добавки из пульсирующего сверхнизкого баса. Под эту музыку можно медитировать, можно танцевать, можно размышлять. Goa/Psychedelic Trance это не чистый танцевальный стиль, это сложная компиляция из разных стилей и концепций, из эзотерики. Традиционные индийские инструменты, такие как ситар и садор (или их электронные аналоги) часто использовались при создании музыки в сочетании с сильным, гипнотическим синтезатором, которым всегда славился trance. Это стиль значительно меньше подходит для работы ди-джеев и виниловых пластинок, чем другие электронные танцевальные стили (вместо винила часто использовался DAT). Поэтому стиль Goa до конца 90-х годов располагал сравнительно небольшим количеством DJs, пропагандировавших его по всему миру. Такие звукозаписывающие компании как Dragonfly, Blue Room Released, Flying Rhino, Platipus и Paul Oakenfold’s Perfecto Fluoro стали важным источником появления нового музыкального материала. Самый популярный английский DJ Oakenfold, наконец, обеспечил Goa trance большим числом поклонников, которых так не хватало на протяжении нескольких лет. Он раскрутил эту музыку в радио эфире и в клубах по всей стране. В Британии (Return to the Source) Goa trance также был хорошо принят, студия выпустила три сборника лучшей trance музыки. Лейблы: Perfecto Fluoro, Tip Records, Symbiosis Records, Flying Rhino, Blue Room, Transient.

Rap (англ. rap, rapping) - ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэпером, или более общим термином MC.

Рэп - один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия Хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители drum and bass используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок и альтернативный рэп. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.
Слово «рэп» произошло от английского rap - стук, удар (намек на ритмичность рэпа). To rap также означает «говорить», «разговаривать».
Позднее возникли ошибочные теории-бэкронимы, по которым слово рэп - якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythm and Poetry» (Ритм и Поэзия), «Rhytmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical ameriсan Poetry» (Радикальная американская поэзия), и т.п.. Впервые рэп появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские ди-джеи. Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу в основном ди-джеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории. Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чернокожих кварталов. Кроме того, устраивались т. н. «баттлы» - словесные поединки, в которых два рэппера переругивались, сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему.

Жанр и культура хип-хоп, основной частью которого является рэп, достиг пика популярности в 1990-х годах. Также рэп оказал серьезное влияние на R’n’B-музыку.

R&B – (Rhythm and blues), блюзовый вокально-инструментальный стиль негритянской музыки 1930-х гг., возникший под влиянием свинга. Впоследствии коммерциализировался. Считается одной из ранних форм негритянской рок-музыки. К коммерческим его модификациям, созданным белыми музыкантами, относятся “рок-н-ролл” и “твист”.

Музыка реггей родилась на Ямайке в начале 60-х годов, ее истоки-притоки многочисленны: Ska, Rock-Steady, calypso (музыка Тринидад и Тобаго), Zouk (музыка Антильских островов), Soul и, конечно же Джаз. В середине нашего века карибские музыкальные стили Ska и calypso стали модными в среде британских колонистов на Ямайке, распространились по всему Новому Свету и стали популярны среди европейцев. На Ямайке в это время происходили бурные социально-политические события, и пришло время музыке отразить социальный контекст. Чернокожим ямайкцам нужно было такое звучание, которое бы передавало исключительно их настроение и отношение к происходящему в их жизни. Новая музыка прозвучала с “безработной улицы”. Это было замедленное сочетание Ska и Rock-Steady c усиленной басовой линией. Центрами общения молодежи обоих полов была “дискотека” – Dance hall или dances и всякого рода “напряги” в многолюдной городской туссовке люмпенов постоянно имели место на “танцах” . Тогда, в одной из первых песен Боба Марли “грубиянам” (rude boys) предлагалось “поостыть” – песни приобрели социальную осмысленность. Приезд в 1966 на Ямайку году Его Императорского Величества Хайле Селассие I вызвал необычайный духовный подъем у большинства ямайкцев. Для растафарианцев это стало событием айсключительной важности. Его именем и верой в Господа айсенено все самое лучшее в реггей. Когда на хорошую танцевальную музыку легли душевные слова, родились гимны. Боб Марли, Питер Тош и Бани Уэйлер – революционеры с гитарами, их призыв – восстание духа, через осознание Его реальности, а также через намерение сбросить оковы рабской привычки следовать путям вавилона. Их глобальное послание всем угнетенным нашло глобальный же отклик: “Вставай! Восстань! Восстань за свои права!” Ясно, что получив возможность записывать и издавать собственную музыку, африканцы обратились к своей традиции и обнаружили там звучание, которое так и называется: “рутс” и выдали “на гора” музыкальную продукцию под общим названием: “реггей”. Надо сказать, что движение “Растафарай” развивается независимо от реггей, но очень многие музыканты воздают в своих песнях хвалу Вседержителю.

Tango(исп. tango) - 1. Старинный испанский народный танец. Парный бальный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом. 2. Музыка к такому танцу. Изначально получил развитие и распространение в Аргентине и Уругвае, затем стал популярен во всем мире. Ранее танго был известен как танго criollo, или просто танго. Сегодня существует много танцевальных стилей танго, в том числе аргентинское танго, уругвайское танго, бальное танго (американского и международного стиля), финское танго и старинное танго. Аргентинское танго зачастую рассматривается как «аутентичное» танго, поскольку оно ближе к изначально танцевавшемуся в Аргентине и Уругвае.
Музыка и танцевальные элементы танго популярны в деятельности, связанной с танцами, гимнастикой, фигурным катанием на коньках, синхронным плаванием и др.

Techno берет начало от электронной house музыки, развитой в Детройте в середине 80-х годов. Там, где house до сих пор имеет явную связь с disco, даже тогда, когда этот стиль был полностью механическим, направление techno всегда относилось к строго электронной музыке, предназначенной специально для определенной небольшой аудитории. Первые музыканты и DJs в стиле techno Kevin Saunderson, Juan Atkins и Derrick May делали основной акцент на электронный, синтезированный бит исполнителей electro-funk, таких как Afrika Bambaataa и работающих в направлении synth-rock, как Kraftwerk. В США techno был только андеграудным явлением, но в Великобритании оно вырвалось на основную музыкальную арену страны в конце 80-х. В начале 90-х годов techno начало распадаться на множество субжанров, включая hardcore, ambient и jungle. В стиле hardcore techno, количество ударов в минуту в каждой композиции было увеличено до смешных и невозможных для танца уровней это было сделано для того, чтобы охладить и оттолкнуть широкие массы поклонников. В случае со стилем Ambient все случилось наоборот, – произошло уменьшение ритма и появление пространственных электронных текстур он использовался в качестве расслабляющей музыки, когда рейверам и клубной молодежи была нужна передышка от acid house и hardcore techno. Jungle был почти также агрессивен, как hardcore, сочетал в себе энергичные techno биты с breakbeats и танцевальным регги. Все субжанры techno изначально предназначались для использования в клубах, где их микшируют DJs. Вследствие этого большая часть музыки была доступна на 12-дюймовых синглах или сборниках различных музыкантов, где композиции были довольно долгими, что давало DJ большое количество материала для миксов. В середине 90-х годов, появился новый тип музыкантов в стиле techno в основном это были ambient исполнители, такие как the Orb и Aphex Twin, но также и предпочитающие более тяжелый стиль, как the Prodigy и Goldie они начали создавать альбомы с композициями, которые не содержали сырого материала для ди-джейских миксов. Не удивительно, что эти музыканты особенно the Prodigy стали звездами мирового techno.

Этот стиль вырвался на свободу в начале 90-х годов, оставив позади немецкое techno и hardcore. Trance базируется на бесконечных повторениях коротких сэмплов синтезатора на протяжении всего трека, при этом допускаются минимальные изменения ритма и частотных характеристик синтезатора, чтобы иметь возможность различать композиции. Эффект от такой музыки состоит в том, что слушатели погружаются в состояние транса, сходное с религиозным. Несмотря на снижение интереса к музыке в середине 90-х, trance снова вернулся, но уже ближе к концу века, вытеснив с мировой музыкальной арены стиль house, как самый популярный стиль альтернативной танцевальной музыки. Благодаря влиянию acid house и Detroit techno, развитие trance совпало с открытием студий звукозаписи R&S Records (Ghent, Бельгия) и Harthouse/Eye Q Records (Франкфурт, Германия). R&S определила формат с такими синглами как “Energy Flash” (Joey Beltram), “The Ravesignal” (CJ Bolland) и другими композициями от Robert Leiner, Sun Electric и Aphex Twin. Студия Harthouse была открыта в 1992 Sven Vath совместно с Heinz Roth & Matthias Hoffman. Она оказала значительное влияние на само звучание trance, благодаря композициям от Hardfloor (“Hardtrance Acperience”) и собственному сочинению Vath (“L’Esperanza”), плюс ко всему релизы команд Arpeggiators, Spicelab и Barbarella. Такие музыканты, как Sven Vath, Bolland, Leiner и многие другие начали играть музыку в полном объеме (без сокращений), хотя это не произвело особых поворотов в области мировой музыки. Несмотря на долгий период становления и развития, стиль trance полностью исчез с мировой арены, завершив свое влияние на британскую музыкальную культуру в конце 90-х, его заменил breakbeat dance (trip-hop и jungle). Классическое немецкое звучание всё-таки внесло свои изменения, поэтому появился термин “progressive” trance, используемый для описания влияния со стороны мягких форм house и Euro dance. К 1998г., большинство известных DJs такие как Paul Oakenfold, Pete Tong, Tony De Vit, Danny Rampling, Sasha, Judge Jules играли trance в самых престижных британских клубах. Даже США обратила внимание (наконец-то) на этот стиль во главе с отличными DJs, включая Christopher Lawrence и Kimball Collins.

Вначале был бит… Прежде всякой музыки был ритм. Наш далёкий предок миллионы лет назад колотил палкой по пню – и получал от этого удовольствие. Вполне эстетическое, не менее утончённое, чем то, которое испытывают наш современник, сидя в мягком кресле консерватории. Ни о какой музыке, и уж тем паче о стилях музыки речь о ту пору идти не могла. Говорят, не было у наших предшественников даже абстрактного мышления, которое помогло бы им назвать звуки и вибрации музыкой да ещё и разделять её на стили… Прошло время. Много времени прошло…И вот, из импульсивного и неструктурированного стука по пню родилась музыка. Кто из читателей «Портала Субкультура» слышал о таком чудесном стиле музыки, как азербайджанский джаз? Удивлены?? А он есть!

Ну, дойдём и до экзотики. А пока наши знатоки готовы рассказать тебе о таких исполнителях стилей музыки, как панк-рок, метал во всем его многограньи, рэп и трэп (что бы это ни значило) и джент (порождение соития человека и машины). Если вчера ты услышал от кого-то термин «сайбер-кор» - знай: тебя обманули. Такого стиля нет! Но очень может быть, что на страницах «Портала Субкультура» ты найдёшь рассказ и о нём. А прямо сию секунду эксперты «Портала Субкультура» специально для тебя откапывают сведения об таких диковинных исполнителей жанров музыки как witchhouse и electroclash…
Заглядывай в нашу рубрику «Стили музыки список» и узнавай то, что не знают твои друзья! Блесни чешуёй!

Музыка постоянно присутствует в жизни человека. Без нее не обходится ни одно торжественное мероприятие, с ее помощью люди расслабляются после трудового дня. Однако не все знают, какая бывает музыка – она нам просто нравится.

О том, какие бывают направления в музыке, тоже знают не все. Музыкальные мотивы бывают разнообразными - от мелодичного звучания до жесткого, с высокой тональностью. Выбранная нами музыка приносит умиротворение, поднимает настроение. Прослушивание мелодий подобно искусству. Она объединяет и соединяет воедино.

Когда речь заходит о том, какие виды музыки бывают, даже представить сложно, в каком разнообразии она представлена. Поэтому каждый человек на Земле может выбрать ту мелодию, которая наиболее характеризует его человеческую душу и характер. Итак, сегодня максимально подробно рассмотрим, какие бывают музыкальные направления.

Классификация стилей

Существует множество направлений, которые позволяют индивидуально подобрать репертуар прослушивания и исполнения. Стили музыки бывают следующими.

Классическая

Мотивы из прошлого века, произошедшие от талантливых композиторов: Баха, Шуберта, Чайковского, Шмидта. Классическими именуются композиции, в основу которых положен глубокий смысл и содержательность с совершенством формы. Классика в настоящий период может относиться к произведению, созданному в далеком прошлом, но она может присутствовать в современных композициях.

Поп стиль

Музыка популярна среди молодежи, так как имеет веселый мотив, незамысловатый сюжет. Предназначена для торжественного случая, где требуются танцы.

Поп-музыка характеризуется подвижным ритмом, в общей композиции акцентируют голос и текст. Часто попса создается на переживаниях любовного характера. Исполнители попсы имеют множество поклонников, благодаря которым долгое время остаются востребованными на эстраде.

Хип-хоп

Стиль состоит из разных музыкальных направлений, в его основе рэп и R’n’B. Наиболее подходит для исполнения таких танцевальных номеров, как брейк-данс и граффити. Такое направление музыки пользуется популярностью среди подростков, желающих выделиться среди толпы сверстников.

Рэп создали темнокожие парни, предпочитающие широкие джинсы с низко опущенной талией и массивные кроссовки. Такая одежда позволяет свободно двигаться и создавать новые танцевальные импровизации. Рэп характеризуется текстами, в которых отражается жизненная ситуация в борьбе с несправедливостью.

Рок-музыка

Такого рода стиль характеризуется высокими нотами со сложным текстом. Главным отличием от других направлений музыки является одежда исполнителей: кеды, джинсы, футболка, бейсболка (часто черного цвета) с массивными украшениями в виде черепа, крестов.

Музыканты рок стиля почти всегда имеют татуировки или с пирсинг. Для исполнения рока необходимо, чтобы в составе группы был голосистый вокалист и люди, умеющие владеть электронными инструментами. Акцент рок направления делается на звуковоспроизведении и голосе исполнителя. Смысл песен может быть самый примитивный или же философски глубокий.

Электронная

Воспроизводятся композиции на специальном усилительном инструменте - синтезаторе. В качестве дополнения участвуют электронные гитары. Музыка такого направления передает синтез звуков, имеющих разную тональность.

Стиль предназначен для использования на дискотеках, вечеринках. Электронная музыка воспроизводиться с помощью аппаратуры, живого исполнения в ней нет. На сегодняшнее время данное направление служит для создания ремиксов с известных композиций прошлых годов.

Джаз

Исполняется на саксофоне, трубе и нечасто на пианино, барабанах, гитаре. Джаз рассчитан на узкую аудиторию поклонников.

Блюз

В основе воспроизведения лежит один инструмент, под который подстраиваются иные, чтобы в целом выдать единое звучание импровизационного характера.

Кантри

Музыкальное направление, которое было взято у североамериканского народа. Данное направление включает фольклорный сюжет американцев и ковбойские былины Дикого Запада. Воспроизведение кантри музыки возможно на гитаре, банджо, скрипке.

Альтернативная

Данный музыкальный тип исполнения основан субкультурами разных стран. Стиль включает хип-хоп, хардкор.

Вокал

Исполнение одного солиста или целого хора без музыкального сопровождения. Также возможно пение под разный тип инструментов, начиная от скрипки и заканчивая гитарой. Под вокалом подразумевают камерное исполнение, оперное, в хоре.

Металл

Музыка, воспроизводимая на ударных инструментах, издающих высокую тональность звуков. Часто она тяжелая для прослушивания.

Исполнители такого стиля носят характерную одежду и имеют особый внешний вид, который подчеркивает индивидуальность выбранного жанра. Предназначена для определенной аудитории.

Нью-эйдж

Стиль сочетает в себе электронную и этническую музыку. Подобные мелодии оказывают расслабляющее действие, они поднимают настроение, заряжают позитивом. В нью-эйдж исполнители обращаются к теме живой природы, национальной культуры, самопознания. Однако религиозной эту музыку называть нельзя – к религии она не имеет никакого отношения.

Панк

Музыкальное направление было основано в начале 70-х годов, и имело название - социально-музыкальный протест. Панк направление является основой для формирования таких стилей, как хардкор, трэш и грандж.

Романс

Мелодичное звучание композиций, имеющее замысловатый сюжет. Исполняется под рояльный аккомпанемент или скрипку. Романс классифицируется такими направлениями, как баллады, элегии, баркаролы.

Русская бардовская песня

Стиль состоит из совокупности камерного произведения, включая романс и шансон. Бардовское направление часто имеет единую тематику уголовного смысла.

Регги

Афро-карибский стиль, исполняемый низким баритоном. В основу композиций входит религиозно-философское учение.

Фолк

Объединяет народный поэтический фольклор с ритмами танца. Исполняется в хоровом кружке. Смысл такого направления заключается в передаче традиций предков современному народу.

Шансон

В современном мире объединяет бардовскую и блатную песню.

Авангард

Стиль индивидуального смысла, который часто заключается в экспериментах над музыкальными направлениями.

Авторская песня

Музыкальный стиль, в котором исполняющий сам себе подыгрывает на гитаре. Композиции также исполняются авторские, любительские. Такая песня не требует предварительного обучения вокалу.

Инструментальная

Композиции создаются с помощью муз инструментов без сольного выступления.

Транс

Музыка, издающая ряд звуковых вибраций, начиная от тихого звучания и заканчивая более усиленными тонами. Цель музыкального направления транс - передать звук в отметке "150 bpm".

Рассмотрев, какие форматы музыки бывают, можно отметить, что все они чем-то схожи, но по своим отличительным особенностям имеют разное определение.



Вверх