Вопросы и задания к анализу произведений о Великой Отечественной войне. Методические вопросы для обсуждения прочитанных книг на военную тему с детьми Вопросы к рассказам с алексеева

Литературная викторина с ответами по рассказам С.П.Алексеева о маршалах Советской Армии (Жукове и Коневе) для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание материала Данный материал можно использовать учителям начальной школы и учителям литературы в среднем звене на уроках внеклассного чтения, на внеклассных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне.
Цель Формирование чувство патриотизма и активной гражданской позиции, общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи:
- Привить детям любовь к своей Родине, к своему Отечеству.
- Воспитывать чувство гордости за героическую историю нашей страны
- Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, о мужестве советского народа, о военачальниках Советской Армии.
Подготовка Прочитать рассказы С.П.Алексеева о Великой Отечественной войне "Чрезвычайные полномочия", "Белгород", "Новые погоны", "Разведка боем", "Нет на войне безопасных мест","Прага", "Новый командующий", "Орден Суворова".

Ход викторины

Учитель
Читая рассказы о Великой Отечественной войне, хочется выделить рассказы Сергея Петровича Алексеева.


Рассказы, в которых героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне поведан не сухим, казенным языком фактов, но многоголосьем реальных людей, переживших славные и страшные годы 1941–1945.
Какими они были, – люди, отстоявшие свободу и независимость, и уничтожившие фашистскую чуму?
Талант известного писателя Сергея Алексеева позволяет нам увидеть их, как живых, и запомнить навсегда.
Сегодня мы поговорим о тех, которые вели нашу армию в бой. Это маршалы нашей армии Георгий Жуков и Иван Конев.
Георгий Жуков - великий военачальник, маршал, Министр обороны СССР


Родился 19 ноября 1896 года в деревне Стрелковке Калужской области в семье крестьянина. Окончив три класса церковноприходской школы, Жуков поступил в ученики в скорняжную мастерскую в Москве. 20 августа 1915 года 18-летний скорняжный подмастерье Жуков был призван в армию. Пройдя краткий курс обучения, стал унтер-офицером Нижегородского драгунского полка. Далее колея его жизни пролегла через несколько войн. Первая мировая отметила унтер-офицера Георгия Жукова двумя Георгиевскими крестами. Гражданскую он завершил, командуя эскадроном, с орденом Красного Знамени на груди.
Военная карьера Георгия Жукова развивалась стремительно.
Жуков в октябре 1941 года был назначен командующим Западным фронтом и ответственным за оборону Москвы. Никому другому Сталин не мог в тот момент доверить судьбу столицы и всей страны. Никому, даже самому себе - только Жукову, который побил немцев под Ельней и отстоял Ленинград. Жуков на тот момент казался (и был на самом деле) единственным военачальником, способным остановить роковое наступление вермахта.Благодаря дару Жукова в какой-то мере и была одержана Победа над фашистской Германией.
Людмила Клепикова.
Памяти Георгия Константиновича Жукова
Знавала Русь богатырей немало,
Жестоких битв, раздоров, пепелищ,
В защиту Родины святая рать вставала.
За счастье мирных дней и за тепло жилищ.
Жуков призван был самой судьбою
Продолжить ратный подвиг дедов и отцов.
Сражался смело он, идя путём героя
Победоносной воинской стезёй.
От храброго солдата до седого маршала
Шлейф мифов окружал его, и доблестная слава овевала.
Побед героя нам не счесть,
На веки память сохранит
Стратега воинскую честь!
Конев Иван Степанович- маршал Советского Союза

Родился 28 декабря 1897 года в деревне Лодейно в Вологодской губернии в семье крестьянина. Мать Евдокия Степановна умерла после родов дочери Марии, мальчика воспитывала тетка Клавдия Ивановна Мергасова.
В 1912 году Иван Степанович окончил Николо-Пушемское земское училище в соседнем селе Щеткино. В мае 1916 года он был досрочно призван в царскую армию.
Начало Великой отечественной войны застало Ивана Степановича в Ростове. Он сразу вылетел в свою 19-ю армию в составе Северо-Кавказского округа, которая затем была брошена на Западный фронт.
В июле 1943 года Конев был назначен командующим войсками Степного фронта.
С мая 1944-го года и до самого конца войны Конев командовал 1-м Украинским фронтом.Победа застала Конева в Праге. Родным он рассказывал, что тогда - впервые за годы войны - он услышал тишину и пение птиц. "Все цвело, вокруг была сирень, которую папа обожал. И к нему вернулась способность чувствовать природу, которой в дни войны для него не существовало.
Сергей Тивон
В далеком сорок пятом, отгремела война.
Но о Маршале Коневе, не забыла страна.
Как можно забыть, такого воина героя.
Который был мужественным во время боя.

Храбрым и верным маршалом он был.
Всегда по военному, он говорил и жил.
Маршал Конев, своего воина уважал.
И каждый воин, ему честь отдавал.

Он дважды герой советской державы
Достоин он всегда чисти и славы
Он твердо верил в боевую армию свою.
Да, надеялся что она не дрогнет в бою.

И его героическая и смелая армия не подвела.
До самого Берлина, она с боями дошла.
Благодаря Коневу, она не отступила назад.
И вместе с ним получила много наград.
Вопросы викторины
1.Когда Конев попал в Калинин, что приказал принести в свой кабинет?
(Койку, хотел отдохнуть с дороги)


2.Что поняли горожане, если прибывший генерал лёг спать?
(Значит, нет для города большой угрозы).
3.Какой фронт был специально создан с севера Москвы для ее обороны?
(Калининский)
4.Почему город называется Белгород?
(Рядом с городом находятся большие залежи мела)


5.Что протянул сержант разведчик Коневу?
(Мелок)


6.Сколько раз приказывал Конев нанести по фашистам артиллерийский удар?
(3 раза)


7.В честь победы над фашистами в какой битве Сталин отдал приказ произвести в Москве артиллерийский салют?
(В Курской битве)


8.Как обратился к Коневу Сталин после Корсунь-Шевченковской битвы?
(Маршал Конев)


9.Что привез летчик от Жукова Коневу в пакете?
(Погоны-новенькие, маршальские)


10.К какому заученному плану боя привыкли фашисты?
(К разведке боем)


11.Какой приказ отдал Конев военным инженерам и летчикам, чтобы создать темноту над Нейсе?
(Поставить дымовую завесу)


12. Какой приказ получил Конев в начале мая 1945 года?
(Идти на помощь восставшей Праге)


13.Почему оборвалась связь с Прагой и никто из посыльных не возвращался в ставку Конева?
(Их не отпускали освобожденные жители Праги)


14.Кого назначили командующим Западным фронтом осенью 1941 года?
(Г.Жукова)
15.Как описали его внешность офицеры?
(Роста невысокого. Коренаст. Плечист.Голова большая. Глаза острые)


16.Где побывал Жуков перед тем, как прибыть в штаб?
(И под Юхновым, и под Медынью, и под Калугой)


17. Куда устремились фашисты, разбитые под Москвой?
(Устремились к Кавказу и к Волге, к городу Сталинграду)
18. Что понимали солдаты, когда Жуков прибыл под Сталинград?
(Что-то большое должно свершиться)
19. Кто, кроме Жукова прибыл под Сталинград?
(Василевский)

20.Что определили генералы во главе с Жуковым?
(Определили место, где лучше всего ударить по фашистам)


21.Сколько дней громили Советские Армии фашистов под Сталинградом?
(4 дня)
Сталинград! Сталинград!
Бой и ночью, и днём,
Всюду дым, всюду гарь,
Полыхает огнём
Сорок третьего года январь!
Но ни шагу назад,
Повернём время вспять,
Дорогой Сталинград,
Будем насмерть стоять
За тебя, за тебя,
За тебя, Сталинград!

Ты наш друг, ты наш брат,

И сегодня мы навеки с тобой,
Город-памятник, город-герой!

Сталинград! Сталинград!
Смерть оделась в гранит,
Пули лижут сапог,
Но победу хранит
Под разрывами бомб с нами Бог!
Каждый камень живой,
Каждый камень горит,
Продолжается бой,
С домом дом говорит,
Защитим, защитим,
Защитим Сталинград!

Ты наш друг, ты наш брат,
Город вечной победы святой Сталинград,
И сегодня мы навеки с тобой,
Город-памятник, город-герой!
(В. Марахин)


22.Как звали командующего генерал-фельдмаршала немецкой армии, который сдался со своей армией?
(Паулюс)



23. Каким орденом был награжден Г.К.Жуков после Сталинградской битвы?
(Орденом Суворова)

Вопросы и задания к анализу произведений

о Великой Отечественной войне.

В.Распутин «Живи и помни»

1. Изложите историю Андрея Гуськова, передайте его психологическое состояние в разные моменты жизни. Один из эпизодов перескажите близко к тексту с использованием художественных деталей, имеющих психологический смысл (отпугивание волка, похищение бычка и др.). Проследите за эпизодами, связанными с топором. В чем его символический смысл?

2. Опишите образ Настены, ее переживания. Чем и когда подготавливалась ее трагедия. Какова роль снов в повести? Какие художественные средства (композиционные и изобразительно-выразительные) использует писатель, предрешая трагическую развязку?

3. Как в повести (во взглядах, намерениях и судьбах героев) отражена тема дома, семьи, рода?

Г.Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние»

1. Определить тему повести и ее основную мысль

2. Как раскрывается характер лейтенанта Третьякова по пути следования в Ясеневку?

4. Как философские размышления вводятся в текст повести? Как они соотносятся с нашими сегодняшними проблемами?

5. Какие мысли одолевают Третьякова в госпитале? К какой главной мысли приводит автор своего героя? Как она соотносится с идеей повести «Навеки –девятнадцатилетние»

В. Гроссман «Жизнь и судьба»

    Что такое фашизм (по роману-эпопее Гроссмана)? «Главный враг фашизма - человек» (гл. 19,42,43 ч.)

    Смысл параллельного изображения двух концлагерей – сталинского и немецкого (гл. 1-4, 39,69-71, ч.1, гл.15,ч.2)

    Идейно-композиционная роль гл. 11,12,32,44 ч.2

    Почему вслед за рассказом о фашистских газовых камерах идут главы, посвященные травле советского ученого Штурма, еврея, в Советском же Союзе (гл.52 и др., ч.2)

    Рассуждения о свободе ученого Чепыжина (гл. 25, ч.3). Образ этого героя, его судьба. Смысл противопоставления свободы (жизни) и рабства («неживой материи»0. А в гл.37, ч.3. – «человеческого» и «государственного».

    Кто же из героев сохранил в себе свободу, а значит – человеческое? Софья Осиповна Левинтон (гл. 57, ч.2) меньшевик Дрелинг (гл. 6 ч.3), Иконников (гл.69, ч.1). А Греков? Его дом – отдельное государство, построенное по другим, нежели советские, принципам. Но система отомстила ему посмертно.

    Образ Кати Венгровой, ее судьба (гл. 58 ч.1). Роль художественной детали – маленького парализованного котенка (гл.59 ч.1)

    Что такое «судьба» в понимании Гроссмана? Гл. 44, ч.2, гл.51, ч2, гл.4, ч.3, гл.61, ч.3

Ю.Бондарев «Горячий снег»

Роман Ю.Бондарева «Горячий снег» (1969) посвящен истории одного из больших сражений Великой Отечественной войны.

    Какова композиция произведения?

    Найдите экспозицию и развязку в развитии действия.

    Как четкость и простота в построении романа содействуют драматизации повествования, позволяют показать испытание возможностей человеческого духа в критической ситуации

    С каких точек зрения ведется повествование?

    Как сочетаются в произведении картины, изображающие общий разворот событий, монументальные сцены, и исследование психологии отдельного участника событий?

    Как соотносится в романе изображение боевых действий артиллерийской бригады, командного пункта армии, ставки?

В.Астафьев «Где-то гремит война»

    В описании избы Дарьи Михайловны есть такая деталь: керосиновая лампа, всю ночь горящая на подоконнике. Раскройте символический смысл этой художественной детали в повести

    В приведенном выше высказывании критика взрыв ярости героя с сцене охоты на коз назван «гневом мирного человека, вынужденного убивать врага». Объясните поведение героя в этой сцене. Какова Роль этой сцены в повести?

    Герой-рассказчик в повести произносит такие слова: «Этой ночью я стал взрослым». Как автор повести объясняет в ней, что значит стать взрослым, с чего начинается взросление человека?

    Повесть В.Астафьева «Перевал» завершается следующим фразой: «Если в жизни будет трудно. Если случится беда, надо бежать не от людей, а к людям». Как эта мысль писателя воплотилась и в повести «Где-то гремит война».

В.Быков «Сотников»

Повесть «Сотников» также о выборе, который делает человек в критической ситуации. Кульминация повести – момент, когда два партизана, посланных, чтобы добыть продукты, силою обстоятельств оказываются в плену.

    Как они ведут себя перед лицом смерти.

    Как ведет себя перед лицом смерти Сотников? Как ведет себя Рыбак?

    В чем подвиг Сотникова? В чем падение Рыбака? Повесть написана ради этого кульминационного момента. Цель ее – объяснить мотивы поведения Сотникова и Рыбака. В создании их образов большую роль играет не только развитие действия, но и психологический анализ.

    Какие формы психологического анализа использует В.Быков?

    Проследите, как герои ведут себя в критических ситуациях? Какие это ситуации? Какова линия поведения Рыбака?

    Что открывает в Рыбаке обращение к его внутреннему миру?

    Как с помощью приема несобственно-прямой речи В.Быков показывает падение героя и вершит над ним суд?

    Что Быков открывает нам с помощью психологического анализа в Сотникове?

    В чем он видит истоки его героизма?

В.Быков «Дожить до рассвета»

    Почему Ивановский сам вызвался уничтожить вражеский склад? Виноват ли в неудаче задуманной им операции?

    В одной из статей писатель так оценивает своего героя: «Ивановский, разумеется, был побежден и погиб на своем маленьком поле боя, не но если он из тех людей, о которых сказано, что их можно убить, но нельзя победить, то его поражение явственно превращается в иное, противоположное качество» Почему писатель считает гибель Ивановского и его поражением, и его победой? Согласны ли вы с этой оценкой героя автором повести?

    Как связаны с нашим временем повести В.Быкова, рассказывающие о событиях военных лет? Как объяснена эта связь в приведенных выше материалах о творчестве писателя?

А. Лиханов «Последние холода»

1. От чьего имени ведется рассказ в повести?

2. Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему он привык, живя в своем доме?

3. С какого момента изменяются взгляды мальчика на жизнь, когда он начинает ощущать по-настоящему беду?

4.Что помогло Вадику и Маше выстоять, выжить? Какие качества характера спасли их?

5.Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

6.Почему повесть называется «Последние холода»?

7.В чем сходство героев повести Астафьева «Где-то гремит война» и героев повести «Последние холода»? В чем своеобразие этих произведений в постановке вопроса о взрослении человека?

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

1. А.Приставкин и судьба его книги.

2. Война и дети. Трагический мир военного, голодного, бездомного детства в повести.

3. Война лишила многих детства. Но только ли война?

4. Как складываются в нечеловеческих условиях судьбы братьев-близнецов Кузьминичной?

    Братство Кольки и чечена Алхузура – символично ли оно?

    Почему повесть названа «Ночевала тучка золотая»?

    О чем заставила задуматься вас эта книга?

Темы рефератов

    Тема исторической правды в повестях К.Воробьева «Убиты под Москвой» и «Это мы, Господи!»

    Суровая правда войны.

    «У войны не женское лицо» (По произведениям Б.Васильева, С.Алексиевич, Ю.Друниной)

    Нравственный выбор героев в произведениях о Великой Отечественной войне.

    Роман В.Астафьева «Прокляты и убиты» - суровая правда о войне.

    Тема войны и нравственности в произведениях русских писателей.

    Традиции классической литературы в современной военной прозе.

    Тема исторической правды в произведениях фронтовой прозы II половины XX века.

    Образ молодого солдата в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне (Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»,

В.Кондратьев «Сашка», М.Карим «Помилование», В.Астафьев «Прокляты и убиты»).

10. Художественное исследование духовных истоков массового героизма

народа в защите Отечества. (По произведениям русских писателей о

Великой Отечественной войне).

Темы сочинений

1. Остаться человеком в пламени войны (По 1-2 произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне).

    Изображение ратного подвига в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне.

    «Фронт и тыл – родные братья» (А.Т.Твардовский) (По одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войне).

    «Устарела» ли военная тема в литературе? (сочинение-размышление).

    «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». (А.С.Пушкин).

    «Сапогами не вытоптать душу!» (По произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне)

Литературная викторина с ответами по рассказам С.П.Алексеева о Великой Отечественной войне для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание материала Данный материал можно использовать учителям начальной школы и учителям литературы в среднем звене на уроках внеклассного чтения, на внеклассных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне.
Цель Формирование чувство патриотизма и активной гражданской позиции, общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи
- Привить детям любовь к своей Родине, к своему Отечеству.
- Воспитывать чувство гордости за героическую историю нашей страны
- Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, о мужестве советского народа.
Предварительная работа Прочитать рассказы С.П.Алексеева о Великой Отечественной войне "Мишка", "Подвиг у Дубосеково", "Ленинградская походка", "Шуба" , "Дивизия", "Победа" "Монблан и Вавилов", "Победа".

Ход викторины


Учитель
-Дорогие ребята! Близится праздничный день 9 мая. Этот праздник для нашей страны священен. И мы каждый день все больше и больше узнаем о тех далеких страшных временах, когда наши прадеды шли в бой за мирное небо над нашей головой. Мы узнаем из рассказов самих ветеранов, из фильмов. И конечно же из рассказов писателей. Одним из таких писателей является Сергей Петрович Алексеев.


"Мои книги для тех, кто любит родную историю, кто гордится нашим великим прошлым, кто, став взрослым, и сам не пожалеет своих сил для создания на нашей древней земле богатого и справедливого государства."
С.П. Алексеев
Cергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года на Украине, в городке Плискове недалеко от г. Винницы.
В школе Сергей Алексеев был старательным учеником, особенно увлекала его история. По своему характеру он просто не умел быть в стороне от школьных дел: касалось ли дело спорта, учебы, выпуска стенной газеты или организации школьного вечера.
«Я долго не мог определить, что из этого «история или авиация» мне интереснее.
Это - как две руки человека, как два крыла у птицы, наверное».
С.П. Алексеев

Родители Сергея хотели, чтобы их сын стал врачом. Самого же юношу, как и многих его сверстников, привлекала авиация, романтика неба. Получив удостоверение об окончании аэроклуба, Сергей Алексеев поступает в авиационное училище в городе Поставы Западной Белоруссии.
Летом 1941 года курсанты авиационного училища выехали в полевой учебный лагерь. Граница была совсем близко.
22 июня 1941 года фашистские войска перешли границу, и лагерь курсантов подвергся бомбёжке и обстрелу. Многие лётчики погибли, даже не успев поднять самолёты в небо. Алексеев с уцелевшими товарищами получил приказ отступать.
Алексеев просился на фронт, но был оставлен в училище - учить других лётчиков. Так Сергей Петрович начал свою военную службу - в запасном учебном авиационном полку.Во время очередного учебного полёта отказал мотор, Алексееву чудом удалось посадить самолёт. С тяжёлыми травмами он попадает в госпиталь. Врачи вынесли приговор - с авиацией придётся расстаться навсегда.
В январе 1946 года Алексеев возвратился в Москву. Здесь он начал работать редактором в Государственном издательстве детской литературы («Детгизе»), Эта работа увлекла его, стала его судьбой, началом дела всей последующей жизни.
Среди книг Сергея Алексеева особо место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Главные битвы, рассказы о полководцах-маршалах Георгии Константиновиче Жукове, Константине Константиновиче Рокоссовском, героях на фронте и в тылу - все ключевые моменты этой войны отражены в книгах С.П. Алексеева. Это настоящая энциклопедия знаний, написанная правдиво и увлекательно.
Произведения Сергея Алексеева выдержали огромное количество изданий и переизданий и были переведены на многие языки мира.

Я… напишу, я напишу,
я – напишу! О вас, солдаты.
Я напишу за вас, солдаты.
За сорок первый, сорок пятый.
Я напишу про вас, ребята –
Строкою вечной напишу.
Я всем об этом расскажу.
О том, о чем молчат курганы,
Поля, прикрытые травой…
Я напишу во имя славы
Твоей – великий РЯДОВОЙ!
1.Как попал мишка в одну из сибирских дивизий?
(Подарили земляки)(Рассказ "Мишка")


2. Как помог Топтыгин нашим бойцам в боях под Харьковым?
(Наши бойцы попали в окружение, Топтыгин зарычал на фашистов, пошёл прямо на них. Те испугались, разбежались в стороны, а наши вырвались из окружения)

3.Что получил Топтыгин в награду за помощь солдатам?
(Тарелку душистого мёда)
4.Что случилось с мишкой, когда бойцы отпустили его на волю в Беловежской пуще?
(Он пошёл в лес, наступил на фашистскую мину и взорвался. Погиб.)
5.Где находится разъезд Дубосеково?
(118 км от Москвы)


6.Солдаты дивизии какого генерала преградили путь фашистам к Москве?
(Генерала Панфилова)


7. Сколько всего было наших бойцов?
(28)
8.Кто был во главе этих бойцов?
(Политрук Клочков)


9.Какие слова произнес Клочков, когда на наших солдат пошли 30 танков?
(Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.)
10. Как закончился бой для Клочкова?
(Он со связкой гранат бросился под вражеский танк и погиб, но фашисты не прошли)


(Мемориал панфиловцам у Дубосеково)
11.Какая походка выработалась у ленинградцев?
(Особая, неповторимая)
12.Какая причина такой походки?
(Голод и холод. Сил у людей меньше, люди стали ходить тише, шаг размеренный, движения плавные)
13.Как ходили дети в Блокадном Ленинграде?
(Как маленькие старички- чинно идут по улицам)


14.Как трудились ленинградцы на заводах во время Блокады?
(Планы выполняли в срок, даже перевыполняли)


15.Что сказал о ленинградской походке московский специалист?
(Нормальная, отличная походка-Ленинградский надёжный шаг)
16.Кого вывозили из осажденного фашистами Ленинграда "Дорогой жизни"?
(Группу ленинградских детей)


17.Как звали шофера полуторки?
(Коряков)
18. На что были похожи дети в машине?
(На сосульки. Сильно замерзли)
19.Почему шофер остановил машину и вышел из нее?
(Он вышел, чтобы снять свой полушубок и отдал греться детям)


20.Как звали бойцов, которым доверили почетное задание: установить боевое знамя на здании Рейхстага?
(Сержант Егоров, младший сержант Кантария)


21.Как солдаты называли ледяную гору на учебном задании?
(Монблан-самая высокая вершина в Альпийских горах,Казбек- - одна из вершин Кавказа)
22.Для чего тренировали солдат на ледяной горе?
(Немцы обливали невские кручи ледяной водой, чтобы наши бойцы не смогли преодолеть их. Вот наши командиры и создали специальные отряды(в помощь штурмующим)
23.Когда вспомнил Вавилов Монблан?
(Когда сумел преодолеть невские кручи)
24.Какой слух ходил среди фашистов под Ленинградом с зимы 1941 года?
(Что на Волховский фронт прибыла дивизия охотников)
25.О чём шептались фашистские солдаты?
(Что охотники со ста метров белке в глаз попадают! Они в полёте сбивают муху)
26. Кем был Егор Петров в этой дивизии?
(Снайпером)


27. Сколько фашистов он уничтожил?
(Более 100)
28. Как солдаты говорили о Егоре Петрове?
(Что он один как целая дивизия)
Весной победною согрета,
Ликует майская весна,
И гимнастерочного цвета –
Трава… Земля – жива!
Ты слышишь,
Как поле боя мирно дышит?
Ушла проклятая война.
Ромашки, маки, васильки –
То всходят тысячи мальчишек…
Василии, Романы, Мишки –
Встают до неба в полный рост…
Пусть будет мир – без передышки,
Нам хватит для медалей звезд!

Все небо – отдано героям.
Для неизвестного бойца –
Не по приказу – а с любовью

Файл взят отсюда Акция «Читаем детям книги о войне»

Акция «Читаем детям книги о войне» проходит в детских учреждениях нашей страны. Основная идея: чтение произведений о наиболее ярких эпизодах войны детям в возрасте от 5 до 14 лет.

В рамках акции «Читаем детям книги о войне» могут быть прочитаны как целые произведения, так и отрывки из книг. Рекомендуется провести вступительную беседу, а после чтения – задать вопросы, побеседовать о прочитанном. Для облегчения работы по поиску и обработке материала приводим примеры художественных произведений о Великой Отечественной войне с возможными вариантами вопросов. Обращаем ваше внимание на то, что и список книг, и вопросы по произведениям носят исключительно рекомендательный характер. Данное пособие не претендует на абсолютную полноту.

Вопросы для вступительной беседы:
Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?
Дата начала Великой Отечественной войны?
Дата окончания Великой Отечественной войны?
Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?
Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?
Почему люди до сих пор помнят эту войну?
Почему наш народ одержал победу над фашизмом?
Что есть Родина для каждого из нас?

Адамович А. М. Хатынская повесть

Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга

Айтматов Ч. Т. Ранние журавли

Алексин А. Г. В тылу как в тылу

Алексин А. Г. Сигнальщики и горнисты

Бакланов Г. Я. Навеки – девятнадцатилетние

Бакланов Г. Я. Пядь земли

Бек А. А. Волоколамское шоссе

Бирюков Н. З. Чайка

Быков В. Альпийская баллада

Васильев Б. Л. А зори здесь тихие...

Васильев Б. Л. В списках не значился

Воинов А. Отважные

Воробьев К. Убиты под Москвой. Это мы, Господи!. Крик

Горбатов Б. Л. Непокоренные

Дольд-Михайлик Ю. И один в поле воин

Драгунский В. Ю. Он упал на траву…

Дубровин В. Б. Мальчишки в сорок первом

Думбадзе Н. В. Я вижу солнце

Закруткин В. А. Матерь человеческая

Каверин В. Два капитана

Казакевич Э. Г. Звезда

Кирносов А. А. Ни дня без победы

Кобец-Филимонова Е. Г. Жаворонки над Хатынью

Кожевников В. М. Март – апрель

Колесов К. П. Самоходка номер 120

Кондратьев В. Л. Сашка

Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре

Костерина Н. Дневник Нины Костериной

Кошевая Е. Н. Повесть о сыне

Курочкин В. А. На войне как на войне

Левин Ю. А. Комбат

Лиханов А. А. Крутые горы. Мой генерал. Последние холода

Медведев Д. Сильные духом

Митяев А. В. Подвиг солдата

Мусатов А. И. Клава Назарова

Никитин С. К. Падучая звезда

Носов Е. Красное вино Победы

Первенцев А. Огненная земля

Пикуль В. Мальчики с бантиками

Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке

Поликарпова Т. Н. Листья будущего лета

Приставкин А. А. Ночевала тучка золотая

Резник Я. Наш уральский танковый

Рождественский Р. Реквием

Румянцев Б. Побратимы Гастелло

Самсонов С. Н. По ту сторону

Симонов К. Третий адъютант

Степанов В. А. Рота почетного караула

Сухачев М. П. Дети блокады

Твардовский А. Т. Василий Тёркин

Трофимов А. И. Повесть о лейтенанте Пятницком

Уварова Л. З. Теперь или никогда!

Фадеев А. А. Молодая гвардия

Чуковский Н. К. Морской охотник

Шолохов М. А. Судьба человека

Добрый день, друзья!

И взрослые, и дети знают книги этого писателя. Особенно те, кто любит историю.

1 апреля исполнилось 95 лет со дня рождения Сергея Петровича Алексеева.

«Рассказать детям о том великом, что было в истории их страны, рассказать не откладывая, сегодня – в этом я вижу своё призвание, свою обязанность, свой долг писателя….» С.П. Алексеев

На презентации книг Сергея Петровича Алексеева побывали гимназисты 5/4 и 6/2 классов.

Данилова Ольга Викторовна, заведующая библиотекой им. Чернышевского рассказала ребятам, как Сергей Петрович стал писателем, о его большой любви к истории нашей страны. В своих книгах он писал о разных периодах российской истории, о полководцах России, о её царях. Особое место в его творчестве занимают рассказы о войне. Вот о них был особый разговор. Ребята услышали отрывки из рассказов «Данко», узнали о нелёгком детстве мальчика по имени «Геннадий Сталинградович»…

В нашей библиотеке немало книг С.П. Алексеева. Познакомьтесь с ними и почитайте. Возможно, один из рассказов вы выберете для чтения в акции «Читаем детям о войне» .
Писатель создал целую библиотеку книг по отечественной истории, адресованную школьникам. В своих произведениях он не только отражает основные вехи истории нашей родины, но и описывает повседневную жизнь людей на фоне великих исторических событий. Именно благодаря этому повествование становится объёмным и художественно правдивым. "Сергей Петрович Алексеев рисует живые картины истории различных её периодов так, как будто он сам жил во все времена, которым посвящает свои книги", - пишет Т.Д. Полозова. Книги писателя удачно сочетают в себе научно-познавательный материал и высокохудожественную прозу. Его повести и рассказы близки к народному сказу, для них характерна напевность народной речи, нередко написаны ритмической прозой. Всё это делает произведения С.П. Алексеева легко узнаваемыми.

«Смелый автор, смелое издательство! — подумалось мне, когда я раскрыл книжку Сергея Алексеева «Небывалое бывает», — Пётр!.. Исполинская личность русской истории. И вдруг — для ребят, да ещё «младшего школьного»! Посмотрим, посмотрим!.. И — зачитался...»

Алексей ЮГОВ


«Я тоже зачитался историческими повестями Сергея Алексеева. Зачитался, как мальчишка. И спасибо за это автору!»

Сергей МИХАЛКОВ

Первая книга Сергея Петровича Алексеева — «Небывалое бывает» — вышла в Детгизе в 1958 году. Это было увлекательное повествование об эпохе петровских преобразований, времени, когда Россия совершала героические усилия, чтобы «ногою твёрдой стать при море» (А. Пушкин).

В центре книги — образ Петра Великого, рассказ о четырёх годах петровского правления: от 1700 года — разгрома шведами русских под Нарвой — до взятия Нарвы войсками Петра I и выхода русских к берегу Балтийского моря в 1704 году.

Книга сразу полюбилась юным читателям, как и множество других рассказов и повестей, раскрывающих события четырех веков российской истории — с середины XVI до середины XX века.

Писатель создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь. Одна за другой выходят книги Сергея Петровича Алексеева:


«Сын великана» — о событиях, которые происходили в нашей стране весной, летом и осенью 1917 года, о судьбе петроградского мальчика Леши Митина, свидетеля и участника революционных событий.


«Рассказы о Суворове и русских солдатах» — о славных победах великого полководца Александра Васильевича Суворова и героизме русских солдат — «чудо-богатырей» Читать

«Птица-слава» — рассказы об Отечественной войне 1812 года
Читать

«Лебединый крик» (в соавторстве с Валентиной Алексеевой) — о монголо-татарском нашествии и Куликовской битве; о смутном времени.


«Велика наша Родина. Много сложного и нелегкого было в её истории. Много прекрасного и великого. У нас есть что вспомнить и чем гордиться. Перед вами рассказы о том, что было. О нашем Отечестве и народе».

С. Алексеев

О крепостном праве вы узнаете из повести «История крепостного мальчика». Вы познакомитесь с Митей Мышкиным — мальчиком, которого продали, — с его удивительной необычной судьбой. Вместе с ним вы побываете у барыни Мавры Ермолаевны; попадете к графу Гущину, познакомитесь с девочкой Дашей, поедете на войну.

"Рассказы о русских царях"
Эта книга познакомит маленького читателя с личностями великих русских царей: Ивана Грозного, Петра Великого, Екатерины Великой и Александра Освободителя. Для младшего школьного возраста





Среди книг Сергея Алексеева особое место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

"Рассказы о полководцах" - книжка полководцах Великой Отечественной войны Георгии Константиновиче Жукове, Константине Константиновиче Рокоссовском, Иване Степановиче Коневе

«Трудным был путь к победе. Вся страна сражалась с фашистами. Шли бои на земле, в небе, на море…Мне очень хотелось написать книгу для детей о войне с фашистами…Писал книгу долго, мучительно. Годами и годами. Рассказ за рассказом.Каждый рассказ — ещё один штрих войны.
Ещё одна боль.Ещё одна радость наших военных успехов.
Ещё один поклон победителям.
Итак, перед вами книги о бессмертном подвиге нашего народа. Переверните страницу, и вы уже на полях сражений, среди битв и героев великой войны с фашистами»


Приложение к журналу "Школьная библиотека". Вып.3. 2011. - 8 л. цв. ил.
Текстовая часть выпуска содержит:
  • краткую биографическую справку;
  • методические материалы для работы с книгами С.П. Алексеева: - сценарий мероприятия "Гроза двенадцатого года": путешествие по страницам книги С. Алексеева "Птица-слава"; - викторину "История в лицах"; - кроссворды "25 рассказов из русской истории" и "Рассказы Алексеева"; - Алексеевские чтения "По страницам истории" (Цикл бесед по книгам "Грозный век", "Небывалое - бывает", "Великая Екатерина"); - схемы книжных выставок "История близкая и далёкая", "Чтобы дети знать могли о делах родной земли", "Из истории родной земли: читаем исторические книги";
  • библиографию книг и статей о писателе.


Вверх