"Война и мир": персонажи. "Война и мир": характеристики главных героев. Главные герои романа «Война и мир Семьи в войне и мире схема

Илья Репин " Портрет писателя Льва Толстого" 1887 г.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость

Л. Н. Толс той



Учебный проект

"Создание схем опорных положений по содержанию романа "Война и мир"

Цель: через создание опорных положений осмыслить многоплановое содержание романа-эпопеи "Война и мир Л. Н. Толстого"

Консультация

Как составляется схема опорных положений

Схема опорных положений - это приемы "свертывания " знаний, т. е. материал дается в предельно сжатой форме для более прочного запоминания, а затем, когда потребуется, для воспроизведения в "развернутом" виде. Схема не только "свертывает" информацию, но и показывает наглядно последовательность и логическую "сцепляемость" мыслей.

Основой для создания схемы опорных положений является материал плана - основные черты персонажей. Путем рассуждений необходимо определить связи и зависимости между лицами произведения, увидеть в них частное и общее, сделать выводы о роли и значении в идейно-тематическом содержании произведения. Эти рассуждения (или, как говорят, "движение мысли") и фиксируются в виде схемы.

Когда опорные положения составлены,т наступает, пожалуй, самый ответственный момент: их графическое (в схеме) оформление, в котором главное - наглядно показать последовательность и логические связи между отдельными этапами, так и "внутри" их - в "расстановке" самих опорных положений.

А в этом вам предоставляется полная свобода фантазии.

"Война и мир"

(1863-1869)


Вывод " Я старался писать историю народа"

1857 - после встречи с декабристами задуман роман об одном из них

1825 - "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя"

1812 - "Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812"

1805 - "Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама"

Вывод. Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг., и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

Роман состоит из 4 томов, 17 частей, 361 главы. В нем действуют свыше 500 героев.

Задание

Почему замысел произведения возник у Толстого именно в 1856?

Почему именно в 60-е годы Л. Н. Толстой берется за произведение, в котором хочет постичь законы человеческой жизни? Может быть, в ответе на этот вопрос вам помогут слова писателя, взятые из эпилога "Войны и мира": "Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки..."

Смысл названия

Задание

Сопоставьте трактовки смысла названия произведения. Какая из них кажется вам наиболее убедительной? Дайте ответ на этот вопрос сейчас и когда закончите изучение романа, а затем сравните свои мнения.

Э. Е. Зайденшнур: "Одно из понятий слова "мир" - это все люди, весь свет, весь народ. Можно допустить, что, давая название произведению, главным героем которого является народ, Толстой имел в виду не "мир" - как противопоставление войне, а вкладывал в него понятие общей жизни всех людей, всего народа... Название "Война и Мiръ", то есть "Война и народ" , больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь".

С. А. Бочаров: "Мир оказывается не только темой, но он разворачивается как многозначная художественная идея такой полноты и емкости, какая не может быть передана на другом языке"

Один из исследователей говорит о том, что в слове "мир" есть множество смыслов и в романе обыграны по крайней мере три его значения: "в миру" - то есть в повседневной, обычной, мирной жизни; "в мире" - во всем мире, то есть в целом свете; "миром" - общностью, всем народом.

Консультация

"Война и мир" - произведение объемное, многоплановое, сложное. Перечитать все его четыре тома сразу удается немногим; чаще всего читают с перерывами... А ведь мысль Толстого развивается в сложном диалектическом единстве целого и частного. Как же охватить общее содержание и не "запутаться" в частных, но таких важных для целого эпизодах и сценах?

Предлагаем два варианта чтения-наблюдения для последующего изучения произведения

Первый вариант - комментированная запись содержания (от тома к тому, от главы к главе)

Например, основные события I тома

Изображение высшего света

Семья Ростовых

Семья Болконских, Петербург, Лысые горы

Пьер Безухов, Петербург,Москва

Война 1805-1807 гг. Австрия

Петербург.

Салон Анны Шерер, ее гости: князь Василий Курагин, его дети: Анатоль и Ипполит; Анна Михайловна Друбецкая с сыном.

Высокомерие, равнодушие.

Борьба за завещание графа Безухова.

Женитьба Пьера на Элен.

Сватовство Анатоля к княжне Марье Болконской.

Именины дочери и матери.

Гостеприимство, хлебосольство, открытость

Счастье, свобода детей в семье.

Николай, Соня и Наташа.

Граф Илья Ростов.

Графиня помогает своей подруге А. М. Друбецкой.

Старый князь Николай Андреевич Болконский.

Воспитание и образование детей.

"Князь Андрей все знал, все читал, обо всем имел понятие"

Взгляды кн. Андрея на Наполеона.

Почему князь Андрей идет на войну?

Естественность, искренность Пьера, неуместные в салоне А. Шерер

Преклонение, восхищение перед князем Андреем.

Кутежи и попойки в обществе повес, безволие Пьера.

Пьер- богатый наследник (40000 душ).

Изменения отношения к нему в обществе.

Пьер "под руководством" князя Василия - женитьба на Элен.

Смотр при Бранау, отсутствие согласованности в союзнических действиях.

Шенграбенское сражение. Батарея капитана Тушина.

Первый бой Николая Ростова, его любовь к царю Александру I.

какие проблемы в романе "Война и мир" и получил лучший ответ

Ответ от Ђатьяна*******[гуру]
Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве Л. Н. Толстого.
Проблема поиска смысла жизни. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог - утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев) , Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.
Одна из философских проблем романа - это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.
Источник: http://m.seznaika.ru/russkiy/ege/3912-2011-06-17-05-03-53

Ответ от Владислав Бессараб [новичек]
Проблема настоящей жизни.
Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается «на круги своя».
Проблема великого человека
В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе - главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.
Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.
Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.
Проблема истинного и ложного патриотизма.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.

  • #1

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам!Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю!

  • #5

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку, ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Огромное спасибо.

  • #24

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10 )

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28
  • #29

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Шикарно! Низкий поклон

  • #33

    Спасибо большое за кропотливый труд и вдохновение!

  • #34

    Огромное спасибо Вам за Ваш тщательно отобранный и систематизированный материал

  • #35

    Огромное Вам спасибо! Не устаю удивляться Вашей энергии, трудолюбию, таланту!

  • #36

    Огромное спасибо!

  • #37

    Какая Вы молодец! Я абсолютно с Вами согласна, что нужно подробное изучение романа. Спасибо Вам за готовый материал.

  • #38

    Спасибо огромное за ценный материал!

  • #39

    Спасибо большое!

  • #40

    Инесса Николаевна, спасибо Вам за огромный труд и такую помощь нам, учителям. Будьте здоровы, творческих успехов и неиссякаемой энергии.

  • #41

    Присоединяюсь ко всем словам благодарности! Ценнее материала не встречала!

  • #42

    Огромная благодарность Вам, Инесса Николаевна, за ценнейшую работу по изучению романа "Война и мир", здоровья, успехов.

  • #43

    Спасибо Вам!!!

  • #44

    Инесса Николаевна, все же какую роль играет "рука" в ролике, по вашему мнению? Спасибо.

  • #45

    Уважаемая Юлия!
    Тут нет единого ответа на вопрос, в том-то и дело, что возможно интерпретация, как при разборе любого произведения искусства. Я выслушиваю мнения детей, они часто бывают интересные и неожиданные. Для меня это так: С. Бондарчук показывает с помощью этой детали, что всё это люди, но как же по-разному они себя ведут! Какие разные цели в их жизни, как по-разному руки людей себя ведут. Когда-то Лев Толстой рассказывал, что он будто бы помнил себя, когда его купали, и осознал своё тельце. Заметил свою плоть, ручки, ножки. Возможно! (Только возможно), что режиссёр это читал и обратил внимание на эту деталь, ведь рука ведёт себя бессознательно. Человек может лгать устами, глазами, но руки никогда не лгут. Вот рука Долохова. Посмотрите, как он цепляется за жизнь. Казалось бы: бретёр, гуляка, сорви-голова, но его волнение видно по этой руке. А вот рука умирающего графа Безухова, она тоже цепляется за жизнь. Всего достиг человек, но тленности своей преодолеть не смог. А вот рука графа Ростова, он танцует, в этом вся Ростовская натура. А вот руки тех, кто воюет за "мозаиковый портфель". Они жадные и стяжающие, уже не скрывающие суть людей. Руки характеризуют бессознательное и вместе с тем показывают, какими разными могут быть люди.
    Ну вот как-то так. Это мои мысли. У детей они могут быть гораздо интереснее.

  • #46

    Спасибо огромное за такую помощь при подготовке к урокам!

В своем романе Толстой изобразил целый ряд героев. Автором не зря представлена подробная характеристика персонажей. "Война и мир" - роман, в котором составляющие целые дворянские роды, являют читателю отражение людей, живших во времена войны с Наполеоном. В "Войне и мире" мы видим русский дух, черты исторические события, характерные для периода конца 18 - начала 19 века. Величие русской души показывается на фоне этих событий.

Если составить список персонажей ("Война и мир"), получится всего около 550-600 героев. Однако они не все одинаково важны для повествования. "Война и мир" - роман, героев которого можно поделить на три основные группы: главные, второстепенные персонажи и просто упомянутые в тексте. Имеются среди них как вымышленные, так и исторические личности, а также герои, которые имеют прототипы среди окружения писателя. В этой статье будут представлены основные персонажи. "Война и мир" - произведение, в котором подробно описана семья Ростовых. Поэтому начнем с нее.

Илья Андреевич Ростов

Это граф, у которого было четверо детей: Петя, Николай, Вера и Наташа. Илья Андреевич - весьма щедрый и добронравный человек, который любил жизнь. В итоге его непомерная щедрость привела к расточительности. Ростов - любящий отец и муж. Он хороший организатор приемов и балов. Но жизнь на широкую ногу, а также бескорыстная помощь раненым солдатам и выезд из Москвы русских нанесли по его состоянию роковые удары. Совесть все время мучила Илью Андреевича из-за приближающейся нищеты его родных, однако он не мог ничего поделать с собой. После гибели Пети, младшего сына, граф оказался сломлен, но оживился, готовя свадьбу Пьера Безухова и Наташи. Граф Ростов умирает через несколько месяцев после того, как поженились эти персонажи. "Война и мир" (Толстой) - произведение, в котором прототипом этого героя является Илья Андреевич, дед Толстого.

Наталья Ростова (жена Ильи Андреевича)

Эта 45-летняя женщина, жена Ростова и мать четверых детей, имела некоторые восточные Окружающими расценивалось средоточие степенности и медлительности в ней как солидность, а также высокая значимость ее для семьи. Однако истинная причина этих манер кроется в слабом и изнуренном физическом состоянии из-за родов и сил, отданных на воспитание детей. Наталья очень любит семью, детей, поэтому ее чуть не свело с ума известие о гибели Пети. Графиня Ростова, как и Илья Андреевич, любила роскошь и требовала от всех выполнения своих приказаний. В ней можно найти черты бабушки Толстого - Пелагеи Николаевны.

Николай Ростов

Этот герой - сын Ильи Андреевича. Он является любящим сыном и братом, почитает семью, но в то же время преданно служит в армии, что является весьма важной и значимой чертой в его характеристике. Он часто видел даже в своих однополчанах вторую семью. Хоть Николай и был влюблен долгое время в Соню, свою кузину, все же женится в конце романа на Марье Болконской. Николай Ростов - очень энергичный человек, с "открытым и курчавыми волосами. Его любовь к русскому императору и патриотизм не иссякали никогда. Пройдя через тяготы войны, Николай становится храбрым и отважным гусаром. Он выходит в отставку после смерти Ильи Андреевича для того, чтобы поправить денежное положение семьи, оплатить долги и стать наконец-то хорошим мужем для своей супруги. Толстому этот герой представляется как прототип его собственного отца. Как вы уже, вероятно, заметили, наличием прототипов у многих героев характеризуется система персонажей. "Война и мир" - произведение, в котором нравы дворянства представлены через черты семьи Толстого, который был графом.

Наташа Ростова

Это дочь Ростовых. Очень эмоциональная и энергичная девушка, которая считалась некрасивой, однако привлекательной и живой. Наташа не очень умна, но при этом интуитивна, так как могла хорошо "угадывать людей", их черты характера и настроение. Эта героиня весьма порывиста, склонна к самопожертвованию. Она красиво танцует и поет, что было в то время важной характеристикой девушки, принадлежащей к светскому обществу. Лев Толстой неоднократно подчеркивает основное качество Наташи - близость к русскому народу. Она впитала в себя нации и русскую культуру. Наташа живет в атмосфере любви, счастья и добра, однако через некоторое время девушка сталкивается с суровой реальностью. Удары судьбы, а также сердечные переживания делают эту героиню взрослой и в итоге дарят ей настоящую любовь к мужу, Пьеру Безухову. История перерождения души Наташи заслуживает особого уважения. Она начала посещать церковь после того, как стала жертвой лживого обольстителя. Наташа - это собирательный образ, прототипом которого выступила невестка Толстого, Татьяна Андреевна Кузьминская, а также сестра ее (жена автора) - Софья Андреевна.

Вера Ростова

Эта героиня - дочь Ростовых ("Война и мир"). Портреты персонажей, созданные автором, отличаются многообразием характеров. Вера, например, славилась своим строгим нравом, а также неуместными, хотя и справедливыми замечаниями, которые она делала в обществе. Мать ее, неизвестно почему, не очень любила, и это остро ощущала Вера, часто идя поэтому наперекор всем. Эта девушка стала впоследствии женой Бориса Друбецкого. Прототип героини - Льва Николаевича (Елизавета Берс).

Петр Ростов

Сын Ростовых, совсем еще мальчик. Петя, подросший, порывался юношей идти на войну, и родители его удержать никак не могли. Он вырвался из-под их опеки и определился в полк Денисова. В первом же бою погибает Петя, не успев еще повоевать. Очень подкосила семью гибель любимого сына.

Соня

Этой героиней мы заканчиваем описание персонажей ("Война и мир"), относящихся к семейству Ростовых. Соня, славная миниатюрная девушка, приходилась родной племянницей Илье Андреевичу и прожила всю жизнь под его крышей. Любовь к Николаю стала роковой для нее, так как ей не удалось выйти за него замуж. Наталья Ростова, старая графиня, была против этого брака, поскольку возлюбленные были кузенами. Соня поступила благородно, отказав Долохову и решившись любить всю жизнь лишь Николая, освобождая его при этом от обещания, данного ей. Она проводит всю оставшуюся жизнь на попечении Николая Ростова, при старой графине.

Прототип этой героини - Татьяна Александровна Ергольская, троюродная тетя писателя.

Не только Ростовы в произведении - главные персонажи. "Война и мир" - роман, в котором большую роль играет также семья Болконских.

Николай Андреевич Болконский

Это отец Андрея Болконского, генерал-аншеф в прошлом, в настоящем же - князь, заслуживший прозвище в русском светском обществе "прусский король". Он социально деятелен, строг как отец, педантичен, является мудрым хозяином имения. Внешне это худощавый старик с густыми бровями, которые нависали над умными и проницательными глазами, в напудренном белом паричке. Николай Андреевич не любит проявлять своих чувств даже к любимой дочери и сыну. Он изводит Марью постоянными придирками. Князь Николай, сидя в своем имении, следит за событиями, происходящими в стране, и лишь перед смертью теряет представление о масштабности войны русских с Наполеоном. Николай Сергеевич Волконский, дед писателя, был прототипом этого князя.

Андрей Болконский

Это сын Николая Андреевича. Он честолюбив, как и отец, в проявлении чувств сдержан, однако очень любит свою сестру и отца. Андрей женат на Лизе, "маленькой княгине". Он сделал успешную военную карьеру. Андрей много философствует о смысле жизни, состоянии его духа. Он находится в постоянных поисках. В Наташе Ростовой после смерти жены он нашел надежду для себя, так как увидел настоящую, а не фальшивую, как в светском обществе, девушку, поэтому и влюбился в нее. Сделав этой героине предложение, он был вынужден отправиться лечиться за границу, что стало испытанием их чувств. Свадьба в итоге сорвалась. Андрей отправился на войну с Наполеоном, где был тяжело ранен, в результате чего скончался. До конца его дней Наташа ухаживала преданно за ним.

Марья Болконская

Это сестра Андрея, дочь князя Николая. Она очень кроткая, некрасивая, однако добра душой и к тому же очень богата. Ее преданность религии многим служит примером кротости и добронравия. Марья любит незабвенно своего отца, часто донимающего ее своими укорами и насмешками. Эта девушка любит также своего брата. Она приняла не сразу Наташу как будущую невестку, так как она ей казалась чересчур легкомысленной для Андрея. Марья после всех невзгод выходит замуж за Николая Ростова.

Ее прототипом является Мария Николаевна Волконская, мать Толстого.

Пьер Безухов (Петр Кириллович)

Главные персонажи романа "Война и мир" были бы перечислены не полностью, если не упомянуть Пьера Безухова. Этот герой играет в произведении одну из важнейших ролей. Он пережил много боли и душевных травм, обладает благородным и добрым нравом. Очень любит Пьера сам Лев Николаевич. Безухов, как друг Андрея Болконского, весьма отзывчив и предан. Несмотря на интриги, плетущиеся у него под носом, Пьер не утратил к людям доверия, не озлобился. Женившись на Наташе, он обрел наконец счастье и благодать, которых ему не хватало с первой женой, Элен. В конце произведения заметно его стремление изменить в России политические устои, даже можно угадать издалека декабристские настроения Пьера.

Таковы основные персонажи. "Война и мир" - роман, в котором большая роль отводится таким историческим лицам, как Кутузов и Наполеон, а также некоторым другим главнокомандующим. Представлены и другие социальные группы, кроме дворянства (купечество, мещане, крестьянство, армия). Список персонажей ("Война и мир") весьма внушительный. Однако наша задача - рассмотреть лишь главных героев.

Материалы для учеников 10 класса для составления таблицы к уроку по теме "Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова". В таблице должно быть четыре столбца: основной период (он назван и отмечен римской цифрой), описание действий Андрея Болконского в это время (отмечено "АБ") и Пьера Безухова (отмечено "ПБ"). Четвертый столбец таблицы - краткие цитаты, примеры эпизодов, иллюстрирующих соответствующие пункты таблицы (искать их следует в указанных главах).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие

периоды

Жизненный путь Болконского. "Дорога чести"

Пьера Безухова. "...видите, какой я добрый и славный малый"

I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу

Андрей Болконский:

Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь "чужой"? (т. 1. ч. 1. гл. III--IV)

Пьер Безухов:

Происхождение. Вечер у А. П. Ше.рер. Отношение к ок.ружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II--V)

Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями

II. Жизненные ошибки -- ошибочные мечтания и поступки – кризис:

АБ:

Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).

Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.

Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что "все это не то" (т. 1. ч. 2. гл. XXI).

Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI--XIX)

ПБ:

Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I--II. т. 2. ч. 1. гл. IV--VI.)

Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)

Портрет. Речь. Поведение.

III. Духовный кризис

АБ:

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).

ПБ:

Духовный кризис.

На распутье

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стрем.ление быть по.лез.ным Отечеству.

АБ:

Новое разочарование, кризис

Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).

Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I--III).

Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV--VI, XVIII).

Любовь к Наташе и разрыв с ней

ПБ:

Постепенное "пробуждение" от кризиса.

Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII).

Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X).

Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)

V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.

Пьер и война 1812 года.

АБ:

Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).

Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли "наш князь". Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV--V, XIX--XXXVI)

ПБ:

Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского -- наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют "наш барин"? Роль Бородина в жизни Пьера.

Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI--XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII--XXXV)

VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова

АБ:

Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале -- прощение. Встреча с Наташей -- прощение.

Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX--XXXII)

ПБ:

Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X--XIII)

Диалог, внутренний монолог, портрет, сопоставление с другими пленными

VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).

АБ:

Сын Андрея Болконского -- Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII

ПБ:

Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи.љ Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.




Вверх