"Война и мир": история создания, своеобразие презентация к уроку по литературе на тему. История создания романа " война и мир" История создания романа война и мир презентация

Л.Н. Толстой «Война и мир». История создания

Подготовила: преподаватель литературы Хританкова Н.Ю.

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»


История создания

Роман создавался шесть лет (1863 - 1869) и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».


ОСНОВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ - АНТИТЕЗА

АНТИТЕЗА – противопоставление. Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805-1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые)


«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ»

Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной. В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах конкретных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частицы народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.


«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ»

Тема семьи – одна из самых важных в романе. Автор убежден, что только в семье человек получает все то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.


Толстой не только писатель, но и великий гуманист. Его гуманизм проявляется в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире, отрицании войны как противного человеческому разуму явления – и даже в его заблуждениях. Писатель глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно некоторых способов, с помощью которых человек должен изменить мир.


НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ОТРАЖАЕТ ГЛУБОКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ; ОНО МНОГОЗНАЧНО.


Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Весь свет, Вселенная.

Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий.

Ближайшее окружение человека.

Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мировоззрение, круг идей героев романа.

Это жизнь.


ВОЙНА

Военные действия враждующих армий.

Воинственная враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.

Зло, насилие, кровопролитие.

Разъединение людей, непонимание, эгоизм.

Конфликт человека с самим собой.

Все, что разрушает гармонию.

Это смерть.


ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Л.Н. Толстой отказался дать жанровое определение своему произведению: «Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

В литературоведении это произведение определено как роман-эпопея .


РОМАН-ЭПОПЕЯ

Отражены крупные исторические события, охватывающие большой отрезок времени (1805-1821).

Введено более 200 действующих лиц. Среди них – реальные исторические личности: Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион.

Показаны все социальные слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство.


Герои испытываются исключительно обстоятельствами. Раскрываются необыкновенные способности человека, его душевных сил. Развиваются одновременно несколько сюжетных линий.

Отсутствуют границы между художественным вымыслом и документальным описанием всемирно-исторических событий.


ПРОБЛЕМАТИКА

Роман-эпопея не является обычным литературным произведением – это художественное изложение определенной философии жизни.

Писатель пытается понять законы, которые управляют миром; он противопоставляет историю и жизнь отдельного человека, считая, что основы бытия (рождение, смерть, любовь, ненависть, стремление к духовному преображению) не зависят от тех ситуаций, в которые ставит человека война или любое другое историческое событие.


Толстой доказывает читателю, что нравственность всегда торжествует над грубой силой. (Поэтому Наполеон и Кутузов изображены субъективно: Наполеон – в комическом образе, а Кутузов – как спаситель России).

Решаются глобальные вопросы. Какая сила движет народами? Может ли человек воздействовать на свою судьбу и судьбу истории? Толстой пришел к выводу, с которым многие не согласны: на ход истории не влияют даже выдающиеся исторические личности – историей управляет «роевое движение масс».



ПЕРСОНАЖИ РОМАНА

В романе более 200 действующих лиц (среди вымышленных много реальных). В изображении главных персонажей используются приемы антитезы (противопоставления) и психологического анализа (Н.Г. Чернышевский назвал этот прием «диалектикой души»).


Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных». Толстой убежден, что нельзя назвать человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество».

Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся .


ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО

Эти герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья – меняются, и мы наблюдаем их эволюцию. Они способны к нравственному самоусовершенствованию, к духовным исканиям. Им свойствен самоанализ.



НЕЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ ТОЛСТОГО

Эти герои – Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня – статичны. Они красивы внешне, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев писатель использует повторяющиеся детали: много раз перед нами проходят, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен Курагиной.



Использованные источники

Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы[Текст]/В.А.Крутецкая. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011. – 288 с.

Слайд 2

  • 1863–1869 работа над романом
  • 1868–1869 первое издание
  • 1886 пятое прижизненное издание (последнее)
  • Слайд 3

    ЗАМЫСЕЛ РОМАНА

    • 1856 г.– « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию»
    • 1825 г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
    • 1812 г. – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года»
    • 1805-1807 гг. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама»
    • «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805, я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856»
  • Слайд 4

    • современность глазами декабриста
    • эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста
    • эпоха народного торжества
    • эпоха неудач и поражений
    • от истории героя к судьбе народа
  • Слайд 5

    ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ

    • «Три поры»
    • «1805 год»
    • «Все хорошо, что хорошо кончается»
  • Слайд 6

    • МИР
  • Слайд 7

    МiРЪ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка.

    Слайд 8

    • МiРЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская община
    • МИРЪ – отсутствие войны, согласие, тишина, покой противостояние войны и мира (антитеза) война вторгается в жизнь мира участие в войне крестьянского мира
  • Слайд 9

    Художественные особенности романа

    Слайд 10

    О ЖАНРЕ

    Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн.

    Слайд 11

    РОМАН - ЭПОПЕЯ

    ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации.

    Для эпопеи характерны:

    • широкий географический охват
    • отражение жизни и быта всех слоев общества
    • народность содержания
  • Слайд 12

    Картины истории:

    • Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение

    Общественная и политическая жизнь:

    • Массонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов

    Огромные пространства:

    • Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино
  • Слайд 13

    « В романе принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические »

    С. Бочаров

    Изображение жизни всех слоев общества:

    • Дворянство, чиновники, армия, крестьяне

    Широкая панорама бытовых сцен:

    • Балы, приемы, обеды, охота, посещение театра и т.д.
  • Слайд 14

    ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА

    • I том 1805 год
    • II том 1806-1811гг
    • III том 1812 год
    • IV том 1812-1813гг
    • Эпилог 1820 год
  • Слайд 15

    «Каждый исторический факт надо объяснять человечески» Л. Н. Толстой
    Для историка... есть герои; для художника... должны быть люди.
    Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Но художник... должен руководствоваться, как и историк, историческими материалами.
    «Предмет истории есть жизнь народов и человечества …
    Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии …»

    Роман-эпопея «Война и мир»

    Все страсти, все моменты человеческой жизни… все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине!

    Критик Н.Страхов


    • История создания романа.
    • Историческая основа и проблематика.
    • Смысл названия романа, герои и композиция.
    • Начало романа. Знакомство с основными героями.

    История создания романа

    «Война и мир»

    1863 - 1869

    Годы работы над романом

    Встреча с Пущиным и Волконским; повесть «Декабристы»

    1857

    Восстание на Сенатской площади, «эпоха заблуждений и несчастий… героя»

    1825

    Отечественная война, «славная для России эпоха»; роман «Три поры»

    1812

    Война с Наполеоном в союзе с Австрией; первые главы – «1805 год»

    1805


    Историческая основа романа

    Три этапа борьбы России с бонапартистской Францией

    1805 г. – война на территории Австрии

    I том

    1812 – 1813 гг. – Отечественная война

    III - IV тома

    1806 – 1811 гг. – война в Пруссии II том

    1820 г. – время создания тайных обществ

    Эпилог


    • Причины военных неудач 1805 – 1806 гг.
    • Роль отдельных личностей в истории.
    • Роль русского народа в войне с Наполеоном.
    • Роль дворянства в государстве.
    • Личность истинного гражданина России.
    • Крестьянский вопрос.
    • Женский вопрос.

    Смысл названия романа, герои и композиция

    • В романе свыше 550 действующих лиц.

    Не только кровопролитные битвы, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда, непонимание, эгоистический расчёт.

    Не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

    • «Война» и «мир» - , которая определяет группировку образов в романе.
    • «Война»
    • «Мир»

    антитеза


    Распределите героев по группам

    «Люди мира»

    «Люди войны»

    Андрей Болконский

    Василий Курагин

    Пьер Безухов

    Старый князь Болконский

    Анатоль Курагин

    Александр I

    Наполеон

    Наташа Ростова

    Княжна Марья

    А.П.Шерер



    «Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе XIX в. книг, к которой по праву прилагается наименование роман-эпопея . События большого исторического масштаба. Жизнь общая (а не частная) составляет основу её содержания; в ней раскрыт исторический процесс , достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех её слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц , в частности персонажей из народной среды; в ней показан русский народный быт » (Л.Д.Опульская.)


    Верно – неверно (т. 1, ч. 1 – 3)

    • С Пьером и Андреем мы знакомимся в салоне А.П.Шерер. ДА
    • Пьер – незаконнорожденный сын графа. ДА
    • Наташа Ростова на своём дне рождения танцевала с князем Андреем. НЕТ
    • Пьер сделал предложение Элен выйти за него замуж. НЕТ
    • Княжна Марья приняла предложение Анатоля Курагина. НЕТ
    • В I томе описаны два больших сражения – Аустерлицкое и Шенграбенское. ДА
    • Н.Ростов был ранен в Аустерлицком сражении НЕТ
    • Князь Андрей был ранен в Аустерлицком сражении. ДА

    Герои романа (т.1, ч. 1., гл. 1 – 5)


    • Естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни.
    • Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений.
    • Выделение во внешнем виде героя 1 – 2 постоянных примет, которые подчёркивают характер персонажа.

    Улыбка – зеркало души

    Герои

    Метафоры улыбок

    Князь Василий

    Князь Ипполит

    Элен Курагина

    Княгиня Лиза

    Княгиня Друбецкая

    Князь Андрей

    Пьер Безухов

    маска

    оружие кокетки

    гримаса

    ширма

    антиулыбка

    белочка с усиками

    История создания романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

    Слайд 2

    1863–1869 работа над романом 1868–1869 первое издание 1886 пятое прижизненное издание(последнее)

    Слайд 3

    ЗАМЫСЕЛ РОМАНА 1856г. – « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию» 1825г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя» 1812г. – « Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года» 1805-1807гг – « Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» « Итак, от 1856 года возвратившись к 1805, я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856»

    Слайд 4

    1856 современность глазами декабриста эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста эпоха народного торжества эпоха неудач и поражений 1825 1812 1805 от истории героя к судьбе народа

    Слайд 5

    «Три поры» «1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается» ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ

    Слайд 6

    МИР М I РЪ МИРЪ

    Слайд 7

    ВОЙНА И МИРЪ ВОЙНА И М I РЪ М i РЪ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка. В. Даль

    Слайд 8

    М i РЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская община МИРЪ – отсутствие войны, согласие, тишина, покой противостояние войны и мира (антитеза) война вторгается в жизнь мира участие в войне крестьянского мира

    Слайд 9

    Художественные особенности романа

    10

    Слайд 10

    Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн. О ЖАНРЕ

    11

    Слайд 11

    РОМАН - ЭПОПЕЯ ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны: широкий географический охват отражение жизни и быта всех слоев общества народность содержания

    12

    Слайд 12

    Картины истории Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение Общественная и политическая жизнь Массонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов Огромные пространства Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

    13

    Слайд 13

    «В романе принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические » С. Бочаров Изображение жизни всех слоев общества Дворянство, чиновники, армия, крестьяне Широкая панорама бытовых сцен Балы, приемы, обеды, охота, посещение театра и т.д.

    14

    Слайд 14

    ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА I том 1805 год II том 1806-1811гг III том 1812 год IV том 1812-1813гг Эпилог 1820 год

    15

    Слайд 15

    «Каждый исторический факт надо объяснять человечески» Л. Н. Толстой Для историка... есть герои; для художника... должны быть люди. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Но художник... должен руководствоваться, как и историк, историческими материалами. «Предмет истории есть жизнь народов и человечества … Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии …» Л. Н. Толстой «Война и мир»


    История создания работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля) Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист Затем - Петр Кириллович Безухов, 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»; 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.


    Количество действующих лиц: более 600 Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год) События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой) История создания




    Смысл названия В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность


    МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др. МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина ВОЙНА: Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства; Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо В современном русском языке: Смысл названия


    Понимание - непонимание Любовь - неприязнь Доброта - холодность Искренность - лживость Жизнь - смерть Разрушение - созидание Гармония - диссонанс Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей Жизнь народа без войны, общность, единение людей Смысл названия «Война и мир»


    Проблематика романа Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная» Два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона); борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)


    «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось» Л. Н. Толстой Жанр и композиция романа В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально- психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары


    Жанр и композиция романа Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю): 1.Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала») 2.Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния («Тихий Дон» М. Шолохова, «Живые и мертвые» К. М. Симонова)


    «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки: совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей. описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века. имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях. в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени. совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п. Жанр и композиция романа


    Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов) Жанр и композиция романа Роман построен по принципу «сцеплений»: сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению


    Историческая основа романа В романе описываются три этапа войны России с Францией. В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории. Во втором – гг., российские войска находились в Пруссии; Третий и четвертый тома посвящены Отечественной войне 1812 г. в России. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Жанр и композиция романа


    Жанр и композиция романа Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных) Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия: Отношение к Родине и родному народу. Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.


    Жанр и композиция романа Важнейшие художественные приемы в романе: основной прием – антитеза; приемы «отстранения», авторской характеристики; диалоги, монологи, внутренние монологи; художественная деталь, образы-символы Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе



  • Вверх