Внеклассное мероприятие "4 ноября День народного единства". Открытый урок ко Дню народного единства: Минин и Пожарский - примеры для подражания План урока посвященный дню народного единства

Цели : формировать уважительное отношение и любовь к своей Родине; вызвать интерес к осознанию себя частью страны.

Люблю тебя, моя Россия,

За яркий свет твоих очей,

Учитель. Велика и красива наша Родина. Богата событиями её история. Совсем недавно в календаре появился новый праздник. Какой же это праздник, ребята?

Учащиеся . Праздник народного единства.

Учитель . Давайте разберемся, что это за праздник и какова его история.

Учащиеся . Этот праздник был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.

Учитель . Да, ребята, страшное время тогда пришло для Руси. Изменники бояре впустили в Москву иноземцев- захватчиков и главой Русского государства провозгласили польского королевича Владислава.

Москвичи стали сопротивляться, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришёл конец. Но народ рассудил иначе.

1-й ученик. Он начал освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавил ее посадский староста Из города Нижнего Новгорода Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Козьма Минин был нижегородским посадским человеком. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде призвал народ собрать ополчение и освободить Москву. Он привлёк князя Д. Пожарского в качестве военоначальника.

2-й ученик . На церковном крыльце купец Козьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом: «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами, и Бог даст, мы прогоним врагов».

Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди принесли Минину все свое имущество и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Наняли войско и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, славного и храброго полководца.

3-й ученик. Под Москвой встретили русские поляков, была тут жестокая битва! Но в Москве был голод. Русские со стороны Пожарского начали вести подкоп к Китай-городу. Осаждённые, заметив это, ворвались в подкоп, перебили, кого нашли, взяли в плен и возвратились в Кремль. Кремль окружили со всех сторон. Там начался голод и поляки в конце концов изнемогли и сдались.

4-й ученик . В Москве на Красной площади героям поставлен бронзовый памятник. Справа - князь Пожарский. Он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришел к нему как к опытному полководцу.

Учитель показывает изображение памятника.

Учитель . Ребята, а как вы понимаете, что это такое - единство? Давайте с вами создадим цветок единства.

У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.

Дети.

Единство - это объединение всех людей.

Единство - это согласие народа.

Единство - это когда есть общая надежда.

Единство - это мир и дружба.

Единство - это доброта, понимание и прощение.

На доске появляется цветок единства.

Учитель . А где мы впервые встретились с проявлением согласия и единства?

Учащийся. В сказке «Репка». Именно благодаря согласию герои этой сказки оказались способными вытащить из земли огромную репку. В этой сказке, которую знают даже самые маленькие, заложена мудрость: общая надежда достигается при общем согласии.

Учитель . А сейчас послушайте басню.

Учитель читает басню «Отец и сыновья».

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит...

Учитель. А как вы думаете, что сказал отец?

Учащиеся предполагают, что он сказал. Учитель дочитывает басню.

Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз, когда беда подступала к нашей Родине.

В 1812 г. - русский народ объединился в борьбе с французами и победил.

В 1941 г. - в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу поднялся весь народ от мала до велика.

И прозвучали слова:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

Учащиеся приводят примеры из истории Великой Отечественной войны.

Учитель. В русском языке много пословиц о согласии. Давайте вспомним их.

Дети. «Согласие да лад - для общего дела клад», «Согласному стаду и волк не страшен».

Учитель . А если не было согласия и единства, наступала беда. Об этом мудро написал И. А. Крылов. Что он говорил?

Ученик.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело - только мука.

Учитель . Вы ещё дети. Но все-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.

Дети . Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы - это маленькое общество.

Учитель. Да, настоящая дружба крепка и нерушима. В одной старинной книге сказано: «Друг верный - прибежище и утешение». Как вы это понимаете? (Дети отвечают.)

Учитель . О верной школьной дружбе прекрасно написал А. С. Пушкин.

Ученик (читает стихотворение).

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен...

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Учитель . Дружба для поэта - это прекрасный союз, он неразделим и свободен. А что такое для вас дружба?

Учащиеся отвечают.

Учитель . Праздник единства - новый молодой праздник, но, как и каждый праздник, он имеет свои отличительные признаки. Давайте представим, что мы попали на праздничное шествие. Встанем в круг, положим ладони на ладони и скажем, что мы можем услышать.

Дети передают по кругу: радостный смех, крики «ура», песни, музыку и так далее.

Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?

Дети.

1. Я желаю людям нашей Родины дружбы и красоты.

2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.

3. Я желаю жить в согласии со своей совестью.

4. Я желаю единомыслия, толерантности.

5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.

Учитель. А теперь, ребята, я хочу высказать свои пожелания каждому из вас.

Живи красиво, весело и просто,

Люби людей светло и простодушно,

Ищи свою дорогу с малых лет.

Уверенно иди вперед сквозь годы.

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы.

Дети в круге поют песню.

Я, ты, он, она -

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» сто тысяч я -

Босоногих, озорных,

Белых, черных и цветных,

Шумных и веселых

В городах и селах.

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название работы: Открытый урок по теме: «День народного единства»

Предметная область: Обществознание. История. МХК

Аннотация: Открытый урок преследует следующие цели: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание и история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Участники: учащиеся групп СПО/НПО (16-19 лет)

Методическая разработка открытого урока

по теме:

«День народного единства»

Москва

2014

Пояснительная записка

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Тип урока: комбинированный (интегрированный) урок с элементами игры.

Оборудование: Конституция РФ, персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация Microsoft Power Point по данной теме.

Цели и задачи урока:

1.Углубить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века;

2.Содействовать усилению чувства гордости за Родину;

3.Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года;

4.Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Подготовка мероприятия : заранее подготовить презентацию по заданной теме, раздать учащимся темы и материал для подготовки сообщений.

Этапы урока:

I . Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя

Слайд№1

Рассказ учителя:

4 ноября в России отмечается государственный праздник - День народного единства. Научное сообщество, средства массовой информации, общественные и политические деятели сделали немало, чтобы донести до общественного сознания смысл этого праздника.

Этот праздник замечательно запечатлен в стихах:

Выступление учащегося:

День народного единства

Отмечает каждый год

Кто России патриот.

Любит кто отчизну нашу,

Нет ее милей и краше!

И в ноябрьский денек

Грянет звонко поздравок,

В честь народа ополченья,

Родины освобожденья.

От поляков-интервентов,

На столицу претендентов.

Слава храброму народу,

За российскую свободу!

(http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-narodnogo-edinstva/8.htm )

III. Изучение нового материала

Слайд№2

День 4 ноября вошёл в отечественную историю как день освобождения в 1612 году Москвы от польско-литовских захватчиков.

История возникновения этого праздника отнюдь не проста, и до сих пор значительная часть россиян, как показывают данные социологических опросов, затрудняется с ответом на вопрос, какие события послужили поводом для учреждения нового государственного праздника.

Вопрос учителя, как же появился в нашем календаре новый праздничный день ?

Выступление ученика, который рассказывает об истории появлении праздника Дня народного единства.

Слайд№3

Изначально предполагалось, что 4 ноября станет одним из дней воинской славы России наряду с такими событиями, как Невская битва, Ледовое побоище и сражение на Куликовом поле.

Слайд№4

Позже внимание российских политиков сосредоточилось только на годовщине освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Далеко не последнюю роль, сыграло намерение правительства исключить из числа государственных праздников 7 ноября, который первоначально именовался «Годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции», а с 1996 года - «Днём согласия и примирения».

Слайд№5

Политики неоднократно заявляли, что 7 ноября ассоциируется не с согласием и примирением, а с расколом российского общества, вылившимся в кровопролитную гражданскую войну.

Слайд№6

В сентябре 2004 года с инициативой введения нового государственного праздника выступил Межрелигиозный совет России и московская патриархия, затем - думская фракция партии «Единая Россия». В соответствии с принятым законом были внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации: празднование 7 ноября было отменено, а 4 ноября как День народного единства и согласия провозглашён праздничным (нерабочим) днём и в 2005 году был широко отпразднован в стране.

Слайд№7

Именно с этого года установилась традиция, согласно которой Президент Российской Федерации как глава государства возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади.

Чему же посвящен этот самый молодой из государственных праздников современной России?

Рассказ учителя:

Слайд№8

На протяжении нескольких лет Россия была охвачена чередой тяжелейших потрясений, которые современники метко именовали «Смутным временем», «Смутой», а нынешние историки все чаще характеризуют как первую в истории нашей страны гражданскую войну.

Слайд№9 Слайд№10

После пресечения царской династии Рюриковичей, правившей страной более семи столетий, на престол впервые вступил избранный на Земском соборе правитель - царь Борис Фёдорович Годунов.

Смена царской династии происходила в самых неблагоприятных условиях: страна была охвачена затяжным экономическим кризисом, который в первые, годы XVII века. Неудивительно, что в народе воспринимали происходящее как божью кару за грехи общества, а главным грешником считали недавно избранного царя Бориса.

Слайд№11 Слайд№12

Слайд№13

В стране циркулировали слухи о злодеяниях Бориса Годунова, ему приписывали захват власти обманным путём и даже убийство младшего сына царя Ивана Грозного - царевича Дмитрия.

Слайд№14 Слайд№15

Вскоре в соседнем с Россией государстве - Речи Посполитой - появился самозванец, выдававший себя за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия.

Ослабление России было в интересах польских правящих кругов, которые тайно профинансировали сбор самозванцем наёмных войск на территории Речи Посполитой. На исходе 1604 года небольшое войско Лжедмитрия вторглось на территорию России, на сторону самозванца переходили многие россияне, недовольные царём Борисом Годуновым. В самый разгар противостояния, весной 1605 года, царь Борис скончался, и это предопределило успех его соперника: всего через два месяца Лжедмитрий вступил в Москву и был венчан на царство.

Однако самозванец удержался на престоле менее года - среди боярства росло недовольство его властью, а в народе раздражение вызывало засилье в царском окружении иноземцев (преимущественно - выходцев из Речи Посполитой).

Слайд№16 Слайд№17

В мае 1606 года боярам удалось осуществить государственный переворот, в ходе которого Лжедмитрий был убит, а царский венец перешел в руки главы заговорщиков - боярина Василия Ивановича Шуйского .

Четыре года его царствования сопровождались непрерывными бедствиями и потрясениями.

Ходили слухи о том, что «законный царь Дмитрий Иванович» спасся, и сражавшееся за него повстанческое войско под руководством бывшего холопа Ивана Болотникова уже к концу 1606 года подступило к Москве.

С немалым трудом повстанческая армия была отброшена от столицы и разгромлена, но к этому времени на западных рубежах России появился новый самозванец - Лжедмитрий II.

Слайд№18

Его разношерстное войско (в котором было немало как подданных Речи Посполитой, так и русских людей) летом 1608 года разбило свой лагерь в подмосковном селе Тушино; многие города присягнули «чудесно спасшемуся царю», не желая служить «царю-самовенечнику». Отчаявшись справиться с противником собственными силами, царь Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции, получив ненадёжное наемное войско в обмен на территориальные уступки на северо-западных рубежах. Однако появление на территории страны шведских отрядов послужило сигналом к вторжению в Россию армии польского короля, вознамерившегося добиться как шведской, так и российской короны.

Слайд№19

Мужество и героизм россиян, решительно боровшихся против иноземных войск и русских сторонников самозванца, достойны благодарной памяти потомства: 20 месяцев героически сопротивлялся польским войскам гарнизон Смоленской крепости, 16 месяцев держал оборону от людей Лжедмитрия II и так и не покорился врагу Троице-Сергиев монастырь.

Слайд№16 Слайд№17

Летом 1610 г. непопулярный в народе царь Василий Шуйский был низложен и насильно пострижен в монахи; к концу того же года жертвой предательства пал и его соперник - Лжедмитрий II. Московские бояре заявили о своей готовности передать российский престол сыну польского короля - королевичу Владиславу.

Этот шаг сразу превратил недавних союзников России - шведских наёмников - в не менее алчных, чем войска польского короля Сигизмунда III, захватчиков.

Избрание на престол иноземного принца не принесло стране спокойствия. Польско-литовский отряд, вступивший в Московский Кремль с разрешения бояр, быстро превратился в оккупационный гарнизон, диктовавший москвичам все более и более неприемлемые условия проживания в их родном городе.

Между тем и королевич Владислав не торопился принять предлагаемый ему царский венец, отказываясь принять и главное условие российской стороны - перейти в православную веру.

Слайд№20 Слайд№21

В провинциальных городах уже в начале 1611 года стали формироваться вооружённые отряды, слившиеся к весне в Первое народное ополчение, вождями которого стали рязанский дворянин Прокофий Ляпунов и недавние сторонники Лжедмитрия II - боярин князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий.

Слайд№22

Выступившие к Москве ополченцы, однако, не успели освободить Москву: москвичи в марте 1611 года подняли против оккупантов восстание, которое было жестоко подавлено, а сам город был предан огню. Как ни прискорбно, но мысль поджечь город была подсказана неприятелю самими же русскими людьми, державшими сторону неприятеля.

Пламя пощадило лишь Кремль и Китай-город, где и заняли оборону польско-литовские отряды. Подступившие к пепелищу столицы войска Первого народного ополчения начали было осаду города и даже успели добиться первых успехов.

Но отсутствие в рядах ополченцев единомыслия и доверия друг к другу погубило общее дело. Европейские современники уже предрекали Российскому государству скорую и неминуемую гибель. Поживиться за счёт русских земель планировали даже на противоположном конце Европы - в Англии и Испании.

Слайд№23 Слайд№24

В этот момент, когда, казалось, спасения ждать было уже не от кого, в Нижнем Новгороде началось формирование Второго народного ополчения.

Слайд№25

События того времени замечательно отражены в стихах Ирины Крымов ой

Выступление учащегося:

Очнулась Русь от тяжкой дрёмы,

Народной волей Русь сильна.

Воззванья церкви столь весомы:

За православие, страна!

На волжских берегах волненье.

Народный гнев даёт ростки.

Готовит Минин ополченье,

Пожарский поведёт полки.

Инициатива его создания исходила от нижегородского земского старосты Кузьмы Минина, среднего достатка торговца мясом. Именно он обратился к жителям Нижнего Новгорода с воззванием жертвовать ради спасения Отечества своим имуществом. Сам Кузьма Минин подал пример, пожертвовав на народное дело большую часть своего имущества.

Однако формирующемуся ополчению нужны были не только денежные средства и продовольствие. Не менее важен был предводитель, имеющий серьезный боевой опыт, и, вместе с тем, заслуживший у соотечественников высокий моральный авторитет. Военное руководство формирующимся ополчением было предложено князю Дмитрию Пожарскому. В свои 33 года он имел за спиной немалый воеводский опыт и, что было особенно важно, не был замечен ни в каких изменах, которыми так изобиловала тогдашняя эпоха

В начале 1612 года нижегородская рать отправилась в путь и весной расположилось в городе Ярославле. В Ярославле было получено известие о том, что к осаждённой Москве на выручку польскому гарнизону движется сильный отряд под командой гетмана Ходкевича с большим продовольственным обозом, Пожарский и Минин выступили на помощь остаткам Первого ополчения, которым командовал князь Дмитрий Трубецкой.

Слайд№26

Выступление ученика (стихи Ирины Крымовой )

Ходкевич войско из поляков,

Литовцев, венгров вёл к Москве

На помощь гарнизону шляхты,

Засела что в самом Кремле.

Пожарский дал в Москве сраженье

За Русь святую не в цепях.

И победило ополченье

В кровопролитных тех боях.

А вскоре гарнизон, что в сердце

Страны сидел, как острый нож,

Осадой взяли ополченцы.

Воспрянула Русь духом вновь.

Герои тех времён далёких –

Пожарский, Минин – на века!

О славном подвиге высоком

Звучит народная строка.

Силы Второго ополчения подоспели к стенам столицы как раз вовремя, чтобы преградить путь войску гетмана Ходкевича. Совместными усилиями ополчения Трубецкого и Пожарского в конце августа 1612 года смогли отразить попытку неприятеля прорваться в Кремль.

Слайд№27

Объединение усилий вскоре дало свои плоды: 22 октября 1612 года ополченцы выбили неприятеля из Китай-города, а 26 октября остатки польско-литовского гарнизона в Кремле капитулировали. Столица была освобождена от иноземного владычества, и это означало крупнейшую победу на пути преодоления Смуты.

Слайд№28

Лишь обретя единство, наши предки смогли 400 лет назад отстоять независимость Отечества, подтвердив тем самым евангельскую мудрость: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом. разделившийся сам в себе, не устоит».

IV. Викторина:

Слайд№29

Методика: на проекторе показываются слайды, которые содержат фрагменты архитектурных сооружений Москвы, задача учеников, узнать, какое архитектурное сооружение показано на слайде. Первому ученику, давшему правильный ответ вручается приз.

Слайд №30

Вопрос:

Слайд №31

Ответ: Государственный исторический музей – один из лучших музеев Москвы, находится в самом центре столицы на Красной площади. Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Слайд №32

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №33

Ответ: Спа́сская башня - самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота.

Слайд №34

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №35

Ответ: Храм Василия Блаженного, который также широко известен как Покровский собор или храм Покрова Божией Матери, – один из самых красивых и древних храмов Москвы, самое главное украшение Красной площади.

Слайд №36

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №37

Ответ:

ГУМ - магазин, расположенный прямо на Красной площади, сочетающий имперский размах с советским шиком.

Сюда приходят не только за покупками, но и окунуться в историю, пробежаться по знаменитым мостикам, поглазеть на фонтаны и всячески насладиться процессом закупок, который в ГУМе всегда приятен, нескучен и по-хорошему нетороплив.

Слайд №38

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №39

Ответ:

Государственный Кремлевский Дворец - главная сцена страны - одна из лучших и престижных театрально-концертных площадок России.

На сцене Государственного Кремлевского Дворца проходят мероприятия всех жанров и направлений. Среди них эстрадные концерты, показы мод, кинопремьеры, балеты, оперы, форумы, цирковые представления и т. д. Здесь выступают российские и мировые звезды первой величины.

В Государственном Кремлевском Дворце проходят около 300 мероприятий в год.

Слайд №40

Вопрос: как называется сегодня это место Москвы, которое вы видите на слайде?

Слайд №41

Ответ:

Охотный ряд - одна из старейших улиц Москвы. Она проходит от Манежной площади до Театральной, параллельно Георгиевскому переулку и Никольской улице. Свое название улица получила в XVII веке, так как являлась маленькой частью большого московского рынка, где можно было торговать дичью. На протяжении веков торговая площадь несколько раз переносилась в другие части города, а название улицы прижилось.

Слайд №42

V. Закрепление пройденного материала

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины

Литература для подготовки к уроку:

  1. Mosmetod.ru - Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока, посвящённому Дню народного единства.
  2. http://ru.wikipedia.org -
  3. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» - М., 1981.
  4. Зайцев Ю. В. История России: От глубокой древности до династии Романовых.- М., 2002.
  5. Морозова Л.Е. Смута: её герои, ученики, жертвы / Л.Е. Морозова. - М.: АСТ [и др.], 2004.

Сценарий праздника "Россия-Родина моя" для учащихся начальных классов на День народного единства

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню народного единства, для детей младшего школьного возраста

Фимина Екатерина Борисовна, воспитатель ГПД МОУ-СОШ с. Лебедёвка, Краснокутского района Саратовской области
Описание работы : Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Материал будет полезен воспитателям ДОУ, педагогам начальных классов, воспитателям ГПД. Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Применение в учебно-воспитательной работе.
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи: Способствовать формированию правильного отношения детей к своей стране. Воспитывать уважение к культурному прошлому России. Закреплять у детей знания о государственной символике страны.

Ход мероприятия:

Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас. Сегодня у нас праздник, который посвящён нашей Родине. Совсем скоро, 4 ноября, вся Россия отмечает праздник «День народного единства».

Этот праздник совсем молодой, ему всего 9 лет. Но это не вновь придуманный, а восстановленный праздник. У него очень древняя история.
Послушайте одну историю. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались предатели- бояре (знатные богачи). Они хотели стать ещё богаче, продав свою Родину врагам (полякам). Поляки захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
В Нижнем Новгороде в это время жил торговец Минин. Он был честным и добропорядочным человеком и люди выбрали его старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». Жители Нижнего Новгорода начали собираться вместе и решали, откуда взять людей и средства для борьбы с врагами. По совету Минина люди стали давать «третью деньгу», т.е. третью часть имущества, для снаряжения войска. По его же совету выбрали вождем войска князя Дмитрия Пожарского.


Скоро и другие города примкнули к Новгородцам. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей и в октябре 1612г. была Москва очищена от поляков. Люди восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть.

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны
.

Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Ребёнок:
Люди, нация, народ -
Праздник светлый у ворот!
С Днём единства поздравляем
И от всей души желаем
Заодно быть, сильным,
Единым, неделимым,
Свято чтить историю,
И луга просторные,
Реки, сёла, города -
Мы - великая страна!

1.Ребёнок:
С историей не спорят, с историей живут.
Она объединяет на подвиг и на труд.
2.Ребёнок:
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд
3.Ребёнок:
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
4.Ребёнок:
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой!
Исполняется хором песня «Моя Россия».

Ведущий:
Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. «Что же такое Родина? » И об этом нам расскажут ребята в своих стихах.

Родина

1.Ребёнок:
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2.Ребёнок:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
3.Ребёнок:
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Ведущий:
Продолжим разговор о нашей Родине. Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой? Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. Символы страны- это отличительные знаки с помощью которых можно понять принадлежность к стране. Назовите основные символы нашей страны (дети называют) (герб, флаг, гимн).
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. На нашем Российском гербе изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Александр Трифонов)

Ведущий:
Ребята, что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монете - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Ведущий:
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.
Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага? Есть разные версии.
1 версия -это единство моря, земли и неба.
2 версия – это содружество трёх славянских народов.
3 версия –белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
4 версия- белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.


О Флаге Российской Федерации
Красно - сине - белый флаг,
Ты – страны родимой стяг.
Гордо веешь до небес,
Что мы знаем о тебе?
Сила жизни – красный цвет,
Цвет сражений и побед.
Проливалась красным цветом
Кровь погибших в войнах дедов.
Синий цвет – вселяет веру
В Отчизну, в правильное дело.
В нём – народа постоянство,
Дружба, неразрывность, братство.
Самый верхний – белый цвет –
Неба чистого привет.
Пусть над нами будет ясно!
Каждый день будет прекрасным!

Ведущий:
Гимн Российской Федерации– символ нашего государства. А кто автор слов и музыки?
Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы их хорошо знаете (дети вспоминают произведения С.В. Михалкова: “Дядя Стёпа”, “А у вас?”, “Фома”, “Мы с приятелем” и др.).
Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев. - Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях).
А сейчас мы послушаем Гимн – торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Звучит отрывок Гимна.

Гимн России и я
Я обожаю Гимн России.
Я с ним родилась и расту.
В нём моя гордость, моя сила,
С ним часовой я на посту.

Я с ним страну обозреваю,
Её просторы, красоту,
И сердце гордость наполняет:
Я здесь родилась и расту.

Мне по душе леса и реки,
Поля, озёра и луга.
Я с ними связана навеки,
Мне так Россия дорога.

Я не сменю на заграничье
Природы нашей чистоту.
Меня поддержат стаи птичьи -
Я здесь родилась и расту.
(Рудольф Доронов)

Ведущий:
У каждой страны есть кроме символов и главный город- столица. Назовите столицу России (Москва).

Москва
Россия - необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но очень много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!

Ведущий:
В каждой стране есть главный человек- президент. Назовите нашего Российского президента.


Ведущий:
Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне. Но у каждого из нас есть ещё одна родина, малая, то место (город, село) где родился каждый из нас.


Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

Ведущий:
О нашей Родине написано очень много произведений, сложено стихов, песен, нарисовано картин. И мы с вами тоже, как умеем, рисуем свою родину.


Рисунок
На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке Мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.

На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.
(П. Синявский)

Ведущий:
Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли русские земли, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски.
Танец в русских нарядах «Светит месяц, светит ясный»


Методическая разработка урока для учащихся начальных классов.
Автор: Елизарова Мария Алексеевна, учитель начальных классов, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Россия, Свердловская область, Камышловский район, село Галкинское, 2016г.
Класс: 1-4
Тема: «День народного единства».
Форма проведения: Урок-путешествие
Цель: Формирование знаний учащихся об истории праздника День народного единства, посредством беседы с проблемными вопросами.
Задачи:
Сформировать общее представление о событиях, связанных с 1612 г.;
развивать умение анализировать исторические факты, сопоставлять, делать выводы; формировать навыки самоконтроля;
воспитывать чувство гордости за Родину на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского.
Планируемый результат:
Личностный: проявляют любовь и уважительное отношение к Родине,понимают роль сплочения и единства в жизни человека.
Метапредметный: обучающихся проявляют личностные УУД(осуществляют самоопределение к теме классного часа, оценивают усваиваемое содержание; осуществляют самооценку); регулятивные УУД(саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; обучающиеся осуществляют самоконтроль.); коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли, умеют работать в коллективе); познавательные УУД (формулируют цель, анализируют, сравнивают предложенную информацию, осуществляют поиск и выделение информации, формулируют проблему)
Предметный: демонстрируют знания об истории праздника «День народного единства», понимают значение единства в жизни человека.
План урока:
Организационный момент 2 минуты
Мотивационно-целевой этап. Остановка «Целевая». 5 минут
Основной этап. Изучение нового материала. Остановка «Толковая». 5 минут
Физ.Минутка. 3 минуты
Продолжение изучения нового материала. Остановка «Историческая». 10 минут
Закрепление полученных знаний. Остановка «Знатоки» 5 минут.
Остановка «Печатная машинка» 5 минут
Подведение итогов. 5 минут
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «День народного единства».
Ход занятия:
Орг. Момент
(слайд 1)
Учитель читает стихотворение.
С историей не спорят, С историей живут,Она объединяетНа подвиг и на трудЕдино государство,Когда един народ,Когда великой силойОн движется вперед.Врага он побеждает,Объединившись в бой,И Русь освобождает,И жертвует собой.Во славу тех героевЖивем одной судьбой,Сегодня День единстваМы празднуем с тобой!
Мотивационно-целевой этап
- Для каждого из нас очень важно знать историю своей Родины. Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
(слайд 2)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени в прошлое. Но для того, чтобы нам вернуться обратно в настоящее время, нам будет необходимо посетить все остановки нашей машины.
- В путь? (ДА)
- Закрываем глаза, садимся поудобнее и отсчитываем 10 волшебных секунд в прошлое: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1… Вот мы прибыли.
(слайд 3)
1) Остановка «Целевая».
- Первая остановка «Целевая». На ней нам необходимо определить цель нашего прибытия сюда.
(слайд 3: щелчок мыши)
- Посмотрите, на машине времени появилась надпись. Прочитайте её. (День Народного Единства).
- Что же это? Может быть какой-то праздник?
- Сформулируйте тему и цель нашей деятельности? (Тема: праздник День народного единства. Цель: узнать историю праздника, значение слова «единство») - Молодцы, едем дальше….
3. Основной этап. Изучение нового материала.
2) Остановка «Толковая».
(слайд 4)
- Следующая остановка «Толковая». Нам необходимо узнать значение слова «единство».
- Что же такое единство? (мнения детей)
- Где мы можем узнать значение этого слова? (В толковом словаре).
- Давайте заглянем в толковый словарь.
1. Общность, полное сходство. единство взглядов.
2. Цельность, сплочённость. единство. нации,
3. Неразрывность, взаимная связь. единство теории и практики.
(слайд 5)
- Как вы думаете, к чему же тогда призывает нас праздник День народного единства? (К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России).- Скажите, а в наше время едины ли люди? Все ли они дружны?
- К сожалению нет. Сейчас в мире происходят конфликты и войны: Украина, США, Франция, Сирия, вам в пример. Всё это из-за разногласии, неуважения и борьбы за власть. Что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов и войн? (Мнения детей).
- Верно, нужно уважать друг друга, быть дружными, уметь находить компромисс, оставаться всегда Человеком.
- Молодцы, продолжаем наше путешествие…
4. Физ.минутка.
(слайд 6)
- Но мы не можем двигаться дальше. У нашей машины заканчивается энергия. Давайте её зарядим. Попрыгаем, побегаем, похлопаем, потопаем. Наша машина заряжена, едем дальше…
(слад 7)
5. Продолжение изучение нового материала. Беседа об истории праздника.
3) Остановка «Историческая».
(слайд 8)
- Перед нами остановка «Историческая». Здесь, вы внимательно послушаете историю становления праздника, ведь следующая остановка «Знатоки», где нам предстоит ответить на вопросы.
- На этой остановке так темно и мрачно. Что же здесь произошло? (Мнения детей). Давайте узнаем.
- Сейчас мы находимся в 1612 году, в это время в России началась Смута Великая.
- Скажите, на сколько лет назад мы вернулись, если сейчас 2016 год? Посчитаем? Верно, на 404 года назад.(слайд 9)
- А что же это за время – Смута? Так называли беспокойное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве, столице нашей Родины. Над государством нависла смертельная угроза. Польские войска выжигали государство Русское, опустошали, людей убивали. Вздохи и рыдания раздавались вокруг.Тогда и наступил конец терпению нашего народа. Русский народ решил слиться в одно единое для изгнания с родной земли противников.(слайд 10)
Именно 4 ноября народное ополчение – вооруженные силы страны, во главе нижегородского воеводы – воинского начальника – Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало (атаковало) Китай-город – район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию, т.е.отказаться от предстоящей борьбы, признать своё поражение.
(слайд 11)
Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках.
(слайд 12)
Именно она, как свято верили на Руси, и помогла отстоять Государство Московское от польского нашествия.
(слайд 13)
В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими захватчиками, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства.
(слайд 14)
В 2005 году центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
(слайд 15: просмотр отрывка фильма)
В 2007 году Владимир Хотинеко, российский кинорежиссер, снял исторический фильм «1612», где показаны жизнь и судьбы событий Смуты – времён мятежей, беспорядков, волнений.
(слайд 16)
В этот день 4 ноября обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России.
(слайд 17)
Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее – это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.
Посмотрите вокруг, всё посветлело, посвежело. Мы продолжаем наше путешествие.
6. Закрепление полученных знаний
- А проверим, как внимательно вы слушали.
(слайд 18)
4) Остановка «Знатоки».
В каком году началась Смута Великая? (1612)
Какой народ враждовал с русским народом? (Поляки)
Во главе, с какими воеводами русский народ штурмовал Китай-город? (Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский)
С какой иконой вступил в освобожденный город Дмитрий Пожарский? (икона Казанской Божьей Матери)
В каком году президент РФ Путин В.В. подписал указ об учреждении праздника День народного единства в России? (2005)
В каком городе в 2005 году был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому? (Нижний Новгород)
Как называется фильм российского кинорежиссера, посвященный событиям времен Смуты? (1612)
Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
(слайд 19)
5) Остановка «Печатная машинка».
Нам вскоре предстоит вернуться в наше время, однако у нас осталась ещё одна остановка «Печатная машинка».
Учитель даёт буквы каждому ребенку. Буквы, составляют фразу «Сплочен и един, наш народ непобедим». Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
- Посмотрите, только общими усилиями, когда мы объединились, сплотились, мы смогли пройти эту остановку. Молодцы! А что же значит, фраза, которую вы произносили? (Мнения детей).
- Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, что наша сила – в нашем единстве, в нашей сплоченности. Абсолютно не важно, какую фамилию носит тот или иной человек, какой он национальности, важно, чтобы все мы относились друг к другу уважительно, ведь только вместе мы способны на большее, чем в одиночку.
7.Завершение деятельности.
Рефлексия.
- Мы проехали все остановки, выполнили все задания. Пора возвращаться в наше время. Закрываем глаза, беремся за руки и считаем 10 волшебных секунд вперед: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
(слайд 20)
- Вот мы и вернулись в 2016 год. Давайте подведем итог. Какую цель мы поставили перед собой?
- Как вы считаете, мы достигли цели?
(слайд 21)
- Какой вывод мы с вами можем сделать? Какую роль играют сплоченность и единство в жизни человека?
-Я надеюсь, что теперь вы будете уважать друг друга, выслушивать и помогать.
(слайд 22)
- Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!



Вверх