Великие истории любви: «Юнона и Авось. История любви на века. Юнона и Авось

Подробности

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОМСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

А. Рыбников

„ЮНОНА" И „АВОСЬ"

Ритм-балет в 2-х действиях
Либретто А. Дементьева по мотивам поэмы А. Вознесенского «Авось!»

Балетмейстер-постановщик-засл. арт. РСФСР А. Дементьев
Художник - засл. деят. иск. РСФСР А. Крюков
Художник по костюмам - Э. Покровская
Балетмейстер-ассистент - Л. Фарбер

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

МОРЯКИ, ПРИХОЖАНЕ - артисты балета

Спектакль идет под фонограмму

Звукооператоры - М. Ионов, А. Паркулевич
Спектакль ведут: Б. И. Бобров, Г. П. Хворостяная
Зав. литературной частью - засл. раб. культуры РСФСР Е. Н. Злотина
Зав. труппой - Н. В. Куценко
И. о. зав. художественно-постановочной частью - Ю. Н. Орлов

Техника спектакля:

Главный дирижер театра - лаурат Государственной премии Удм. АССР Э. В. РОЗЕН
Главный режиссер театра- Л. В. КОГАН

Цена 10 коп.

Ом, обл. тип. 1985 г. 3. 3633, т. 10000

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА

Пролог

Во время церковной службы Юродивый рассказывает о тяжелой доле народа.

Действие первое

Граф Резанов просит разрешения на первую экспедицию к берегам Америки на кораблях «Юнона» и «Авось», чтобы наладить торговые и политические отношения двух стран, способствовать процветанию России.

Скорбя о смерти жены, Резанов обращается к иконе Богоматери. Ему кажется, что изображение оживает, становясь прекрасной женщиной, и утешает его...

Набрав команду моряков, Резанов отправляется в плавание. Юродивый оберегает его в опасном путешествии. Наконец первопроходцы достигают берегов Калифорнии.

Губернатор Сан-Франциско дает бал в честь гостей из России. Здесь Резанов встречает дочь губернатора Кончитту. Он поражен: девушка напоминает тот образ иконописной красоты...

Кончитта одна. Она понимает, что полюбила русского моряка. Появляется Резанов и клянется ей в вечной любви...

Действие второе

Различие в вероисповедании становится препятствием на пути возлюбленных. Резанов отправляется в Россию за разрешением на брак с католичкой.

По пути в Петербург Резанов погибает. Умирая, он думает о любимой...

Моряки скорбят о гибели командира...

Кончитта ждет его возвращения. Проходят десятилетия. Так и не узнав о кончине Резанова, Кончитта умирает...

Эпилог

Влюбленные погибли, но Любовь бессмертна.

Жители двадцатого столетья,
Ваш к концу идет двадцатый век...
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласья человек?..
Аллилуйя возлюбленной паре!
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали...
Аллилуйя любви, аллилуйя!

Тип. «Ом. пр.», 1985 г. 3. 8694. Т. 5000.

Отправной точкой для сюжета балета послужила поэма Андрея Вознесенского «Авось!», посвященная Николаю Резанову, «действительному камергеру, создателю японского словаря, мечтательному коллеге и знакомцу Державина и Дмитриева», храбрецу, возглавившему первое кругосветное путешествие россиян.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Резанов Николай Петрович (1764-1807) - выдающийся русский путешественник и госу-дарственный деятель. Один из учредителей Российско-американской торговой компании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб- гвардии Измайловского полка. Позднее занимал должность управляющего Главного правления Российско-американской компании. В 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-американской компанией и испанскими колонистами. На обратном пути в Россию умер в Красноярске.
Но не ищите в нашем спектакле исторически точного портрета Николая Резанова, хотя, по словам Вознесенского, Алексей Рыбников «завороженно оркестровал историю России, вечную и нынешнюю». Авторы балета выбрали из судьбы Резанова яркую и драматичную повесть его любви к дочери губернатора Сан-Франциско Кончитте Аргуэльо.

Из интервью Алексея РЫБНИКОВА

«Меня давно мучила мысль о какой-то неполноценности нашей рок-музыки, об отсутствии в ней национальных русских мотивов. Хотелось создать нечто на русской основе, найти форму и сюжет, в которых отразился бы русский характер. И вот поэма Андрея Вознесенского «Авось!». История русского путешественника Николая Резанова. Мы взяли всего три факта из его биографии, олицетворяющие Мечту, Любовь и Смерть: отплытие парусников «Юнона» и «Авось» к далеким берегам, обручение с 16-летней Кончиттой и смерть на обратном пути в Россию.

Раньше я считал, что стихи А. Вознесенского на музыку не ложатся. Лишь со временем открыл для себя, что к этой поэзии необходимо найти свой музыкальный ключ. В «Юноне» и «Авось» я опирался на старинный романс, русскую романтическую музыку. И все это должно было звучать современно, сочетаться с возможностями электронной музыки».

(Журнал «Студенческий меридиан»)

Из статей народного артиста СССР композитора Родиона ЩЕДРИНА:

«Прежде всего нужно сказать об Андрее Вознесенском... «Авось!». Здесь и историческая достоверность, и беспечная моцартовская фантазия, и отсветы приключенческого романа. В поэме есть юмор, море лирики, возвышенные пронзительные раздумья. Есть и какая-то ибсеновская грусть по женщинам, всю жизнь - словно Сольвейг,- прождавшим своих возлюбленных. Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в истории... Во всем этом - и оценка былого, и перекличка с беспокойными поисками нравственности сегодня...

Музыка Алексея Рыбникова ярко помечена знаком таланта. Мелодическая броскость «Юноны» и «Авось» очевидна с пер вого же прослушивания. Каждая мелодия - это то, что мы на зываем шлягер в добром разумении слова. То есть мелодия сидит в вас и после того, как вы выходите из театра, ...возникая в вашем слуховом сознании весьма долгое время.

Партитура написана человеком, по-настоящему профессионально оснащенным... Рыбников - ученик Арама Ильича Хачатуряна. За ним - подлинная музыкальная культура, эрудиция.

Особое место в партитуре занимают хоровые эпизоды. Осно ванные на подлинной древнерусской музыке, они обретают бла годаря современным способам звукозаписи не традиционно культовое звучание, а воспринимаются как музыкальный образ видений, фантазий Резанова - человека, жившего в начале XIX века и не мыслившего себе мира вне связи с высшими мистиче скими силами.

Работа Рыбникова, созданная на таком уровне философского осмысления темы, на таком уровне музыкальной эрудиции и таланта, поможет аудитории обрести большую степень доверия к поискам серьезной современной музыки».

данная рок-опера я так полагаю в представлении не нуждается. всем известные песни-Я тебя никогда не забуду, и «Аллилуйя» безумно хотелось увидить реальную постановку и жаль. что уже не с такими актерами как Александр. Абдулов.и Николай Караченнцев- он жив и Дай Бог ему долгих лет. с ним эта опера наиболее сильна духом и эмоциональна.

В основу сюжета Юноны и Авось легла правдивая романтическая история любви русского графа Николая Резанова и Кончиты Аргуэлло. Как гласит история, в 1806 году Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях Юнона и Авось с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке. Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско дочь местного губернатора, но их стремительно развивавшийся роман был прерван срочным отъездом графа в Россию. Не сумев добиться скорого разрешения на брак с католичкой, православный Резанов провел в его ожидании несколько лет и умер под Красноярском. Кончита ждала его 35 лет до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего удалилась в монастырь...

История любви, которая тревожила сердца людей на протяжении двадцати лет, возвращается. Кажется, что такая музыка не может устареть, и на протяжении многих лет эти мелодии будут заставлять сердца людей сжиматься, а из глаз будут течь слезы.

За 13 лет до появления , Алексей Рыбников впервые соединил церковные хоры и эмбиент музыку на синтезаторе. Наш соотечественник впервые открыл миру новое измерение мистической музыки.

В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею Вознесенскому (это была их первая встреча), однако тот эту идею не поддержал:

Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!“ о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор.

В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970) , хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. Поскольку слово «рок-опера» в то время были запрещены (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера». Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене.

В отличие от предшествующей рок-оперы Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия отклоняла 11 раз, новый спектакль был разрешён сразу. При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров поехал с ним на такси в Елоховский собор, где они поставили свечки у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере).

Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова , на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам:

Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка — это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться. А. Рыбников

Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Голландии и других странах. Впоследствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее.

Рок опера - Юнона и Авось

Год выхода: 1980 | Страна: СССР | Жанр: Рок опера | Качество: mp3/320 Kbps
Композитор: Алексей Рыбников


«Юнона и Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.

Треклист:
1. 01 - Пролог
2. 02 - Отпевание
3. 03 - Романс "Я тебя никогда не забуду"
4. 04 - Ария Резанова "Душой я бешено устал"
5. 05 - Сцена в церкви, молитва
6. 06 - Ария Пресвятой Девы
7. 07 - Песня моряков "Авось"
8. 08 - Плавание
9. 09 - Прибытие в Америку
10. 10 - Сцена на балу
11. 11 - Белый шиповник
12. 12 - Ночь в спальне Кончиты
13. 13 - Ария Резанова "Ангел, стань человеком"
14. 14 - Дуэль с Федерико
15. 15 - Помолвка
16. 16 - Монолог Резанова "Принесите мне карты открытий"
17. 17 - Хор и сцена "Воздайте Господу..."
18. 18 - Сцена в келье. Ожидание Кончиты
19. 19 - Финал
20. 20 - Эпилог "Аллилуйя"

Скачать альбом "Юнона и Авось" (159 МБ):

Либретто: Андрея Вознесенского.
Действующие лица и исполнители: Резанов - Г.Трофимов; Кончита - А.Рыбникова; Федерико - П.Тилс; Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий - Ф.Иванов; Голос Богоматери - Ж.Рождественская; Солист в прологе - Р.Филиппов; Давыдов - К.Кужалиев; Хосе Дарио Аргуэльо - А.Самойлов; Молящаяся женщина - Р.Дмитренко; Молящаяся девочка - О.Ро

трясающая и эмоциональная постановка Марка Захарова с великими актерами

Режиссёр: Марк Захаров. В ролях: Александр Абдулов, Николай Караченцов, Елена Шанина, Павел Смеян, Александр Ширяев, Радий Овчинников, Владимир Белоусов, Сергей Греков.
Как много сказано прекрасных слов о любви, а всё кажется, что недостаточно! Этот фильм -- ещё один чудесный гимн любви.
Сюжет известный и совсем не оригинальный: немолодой русский граф и юная дочь губернатора Сан-Франциско влюбились друг в друга. Однако им не дано было соединить свои судьбы. Граф, думая, что покидает свою возлюбленную на краткий срок, так и не смог вернуться к ней. А она до последних дней своей жизни осталась верной их любви: «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду...». Сколько в этой истории нежности, искренности, свежести и чистоты!

Также входит в репертуар Иркутского областного музыкального театра имени Н. М. Загурского, Красноярского музыкального театра и Ростовского музыкального театра, Алтайского краевого театра музыкальной комедии, Оренбургского областного театра музыкальной комедии , Харьковского академического театра музыкальной комедии .

В названии спектакля использованы имена двух парусников , «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола , в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Фернандо). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам:

    Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка - это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться.

    Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра «Ленком » в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке , затем в Германии, Нидерландах и других странах.

    31 декабря 1985 года на сцене ДК им. Капранова в Санкт-Петербурге состоялась премьера рок-оперы в исполнении ВИА «Поющие гитары» (впоследствии ставшего Санкт-Петербургским театром «Рок-опера»). Данная сценическая версия отличалась от постановки «Ленкома». В частности, режиссёр Владимир Подгородинский ввёл в спектакль нового персонажа - Звонаря, фактически «овеществлённую» душу Николая Резанова. Звонарь практически лишён слов и лишь сложнейшей пластикой и эмоциональным настроем передаёт метания души главного героя. По воспоминаниям, Алексей Рыбников , присутствовавший на премьере, признал, что «Поющие гитары» более точно воплотили идею создателей оперы, сохранив авторский жанр оперы-мистерии и оригинальную драматургию Вознесенского. Летом 2010 года в Санкт-Петербурге состоялось двухтысячное исполнение «Юноны и Авось» в исполнении театра «Рок-опера» .

    Опера также была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее, Украине и других странах.

    Летом 2009 года во Франции Государственный театр под руководством Народного артиста России композитора Алексея Рыбникова представил новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось». Главный акцент в ней сделан на музыкальную составляющую спектакля. Вокальные номера поставлены заслуженной артисткой РФ Жанной Рождественской , хореографические номера - Жанной Шмаковой. Главным режиссёром спектакля является Александр Рыхлов. На сайте А. Рыбникова отмечается:

    Полная авторская версия... является серьёзной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов. В новой версии оперы соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора.

    Первоисточник сюжета

    Сюжет поэмы «Юнона и Авось» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо , дочерью коменданта Сан-Франциско .

    По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере , когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

    Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске . Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург , чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764-1807). Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания , а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее , где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году .

    А спустя ещё полтора века, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша , где похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова «Я тебя никогда не забуду», а на другой - «Я тебя никогда не увижу».

    Ни поэма, ни опера - не документальные хроники. Так говорит об этом сам Вознесенский:

    Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных...

    В 1810-1812 годах опубликованы записки Давыдова Г. И. «Двукратное путешествие в Америку...» в которых изложена история капитанов легендарных судов «Юнона» и «Авось» .

    Аналогичная история произошла с будущим декабристом Д. И. Завалишиным во время его участия в кругосветной экспедиции под командой М.Лазарева (1822-24) (См. Вопросы истории, 1998, № 8)

    Сюжет

    Список музыкальных тем

    • Резанов - Г. Трофимов
    • Кончита - А. Рыбникова
    • Федерико - П. Тилс
    • Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий - Ф. Иванов
    • Голос Богоматери - Ж. Рождественская
    • Солист в прологе - Р. Филиппов
    • Давыдов, второй солист - К. Кужалиев
    • Хосе Дарио Аргуэльо - А. Самойлов
    • Молящаяся женщина, солистка в эпилоге - Р. Дмитренко
    • Молящаяся девочка - О. Рождественская
    • Моряк - В. Ротарь
    • Группа молящихся - А. Садо, О. Рождественский, А. Паранин
    • Юродивый – А. Рыбников

    Юнона и Авось. Авторская версия

    В 2009 г. специально для фестиваля Пьера Кардена в Лакосте композитор Алексей Рыбников и Театр Алексея Рыбникова создали сценическую версию «Юноны и Авось» в авторской версии, которая существенно отличается от спектакля Ленкома. Режиссёром постановки выступил Александр Рыхлов.

    Спектакль в нумизматике

    Примечания

    1. "Юнона и Авось" (12+) (неопр.) . orenmuzcom.ru. Проверено 2 февраля 2017.
    2. «ЮНОНА» И «АВОСЬ» на сайте ХАТМК (неопр.) .
    3. Марк Захаров: к 70-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности в «Ленкоме» - Театральная Афиша (неопр.) .

    На стихи поэта Андрея Вознесенского . Премьера состоялась 9 июля на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров , постановка танцев Владимира Васильева , художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.

    В названии спектакля использованы имена двух парусников , «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова .

    История создания

    Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке , затем в Германии, Нидерландах и других странах. Впоследствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее.

    Первоисточник сюжета

    По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере , когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

    А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо , привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду , а на другой - Я тебя никогда не увижу .

    Естественно, и поэма, и опера - не документальные хроники. Как говорит об этом сам Вознесенский:

    Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных. Да и трагедия евангельской женщины, затоптанной высшей догмой, - недоказуема, хотя и несомненна. Ибо не права идея, поправшая живую жизнь и чувство.

    Сюжет

    Юбилейные спектакли

    Спектакль Дата Резанов Кончитта Фернандо
    1-й 20.10.1981 Николай Караченцов Елена Шанина Александр Абдулов
    700-й 25.02.1999 Николай Караченцов Инна Пиварс Виктор Раков
    800-й 03.02.2002 Николай Караченцов Анна Большова Виктор Раков
    1000-й 10.09.2008 Дмитрий Певцов Алла Юганова Станислав Рядинский

    Спектакль в нумизматике

    Примечания

    См. также

    Ссылки

    • "Резанов и Кончита - история любви в памяти поколений" О. Николаева

    «Юнона и Авось» - самая известная и до сих пор популярная отечественная рок-опера. Премьера спектакля состоялась в 1981 году в Московском театре имени Ленинского Комсомола, на сцене которого он идёт по сей день.

    Композитор

    Автор музыки к спектаклю - А. Л. Рыбников. Он родился в Москве 17 июля 1945 г. Его родители были людьми творческих профессий: мать - художником-дизайнером, а отец - скрипачом. Писать музыку Алексей Львович начал в 8 лет. Первыми его сочинениями были пьесы для фортепиано, а в 11 лет он написал балет «Кот в сапогах». А. Л. Рыбников окончил консерваторию по классу композиции, его педагогом был Арам Хачатурян.

    Кроме произведения «Юноны и Авось» Алексей Львович написал ещё одну легендарную рок-оперу - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Он является автором музыки к мистерии «Литургия оглашенных», к музыкальной драме «Маэстро Массимо», к современной опере «Война и мир», к таким фильмам, как: "Остров сокровищ", "Тот самый Мюнхгаузен", "Сказка о Звёздном мальчике", "Андерсен - Жизнь без любви", "Приключения Буратино", "Красная Шапочка", "Братья Карамазовы" и др., а также к мультфильмам: "Волк и семеро козлят на новый лад", "Чёрная курица", серия "Муми-Тролль" и т. д. Помимо этого, А. Л. Рыбников пишет симфоническую, камерную и хоровую музыку. И несомненно, что присвоение ему звания Народного артиста в 1999 году вполне справедливо.

    Сюжет

    Самым знаменитым произведением композитора А. Л. Рыбникова была и остаётся рок-опера «Юнона и Авось». Краткое содержание спектакля будет представлено в данной статье. В основе сюжета одноимённая поэма, написанная Андреем Вознесенским. Она знакомит нас с подлинной историей, случившейся в начале 19-го столетия. Русский государственный деятель Николай Петрович Резанов в 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где произошла его встреча с Кончитой - дочерью коменданта Сан-Франциско.

    Итак, «Юнона и Авось» (краткое содержание оперы будет описано далее в деталях) - это повествование о том, как Николай Резанов в составе экспедиции, которой он руководил, по пути на Аляску останавливается в Калифорнии. На балу он знакомится с шестнадцатилетней Кончитой, которая влюбляется в него. После обручения с нею, Николай Резанов вынужден продолжить экспедицию и оставить невесту в Калифорнии. По пути в Санкт-Петербург, куда он ехал, чтобы хлопотать о разрешении на брак с Кончитой, поскольку она католичка, Николай Петрович заболевает и умирает. Кончита ждала его много лет и не верила в то, что он умер, а получив подтверждение его кончины, постриглась в монахини и дала обет молчания.

    Пролог

    Рок-опера «Юнона и Авось» (краткое содержание идет "нога в ногу" с самим произведением) начинается с пролога. Николай Петрович молится, взывая к Господу и к Родине. После чего выходит на сцену пророк, который предсказывает России, что скоро грядёт тяжёлый 1812 год.

    Первое действие рок-оперы "Юнона и Авось"

    Краткое содержание первой части таково: после отпевания в церкви жены Резанов подаёт прошение графу Румянцеву о том, чтобы тот оказал поддержку его проекту - первому в истории России кругосветному путешествию, которое он намеревается возглавить, дабы наладить дружественные отношения с Америкой, что сулит России большие блага. Получив добро от Румянцева, Н. П. Резанов отправляется в плаванье.

    Второе действие

    Рок-оперы «Юнона и Авось» краткое содержание (вторая часть) повествует о том, что происходит с героями уже в Америке. Сцена начинается с того, что Николай Петрович пишет письмо А. Н. Румянцеву о том, в каком состоянии его экспедиция прибыла к берегам Калифорнии, и как их встретили местные жители. Далее действие переносится в бальную залу. Здесь и происходит знакомство Н. П. Резанова с Кончитой, в честь 16-летия которой был дан бал. Николай Петрович преподносит дочери коменданта подарок - золотую диадему из коллекции императрицы Екатерины. После бала Резанов проникает в спальню Кончиты и соблазняет её. Девушка влюбляется в него, а он испытывает лишь раскаяние. На исповеди девушка рассказывает всё своему духовнику, о чём тот доносит её отцу, который настаивает на помолвке, чтобы скрыть бесчестье дочери. Резанов и Кончита обручаются, после чего он уплывает, но вернуться к ней ему уже не суждено. Тридцать лет Кончита ждала возвращения Н. П. Резанова, не веря слухам о его смерти.



Вверх