В чем смысл сравнений мцыри жизни. В чем для мцыри смысл жизни. М. Ю Лермонтов “Мцыри”

1. Цель жизни каждого человека.

У каждого человека есть своя цель
жизни, цель, в которой он видит смысл
своего существования на земле. Чем
ближе человек к обществу, чем больше
он находится в среде умных, благород -
ных людей, тем светлее, возвышеннее
становится его цель. Но у всех они
очень разные. Одни мечтают покорять
чужие миры, другие желают, чтобы
люди были всегда здоровые и жизне -
радостные, третьи - чтобы наша Роди -
на процветала... была красивее и сильнее,
чем прежде, четвёртые -, чтобы был мир
во всём мире.

2. В чём видит Мцыри смысл жизни.
1. Заветная мечта Мцыри.
И у Мцыри, - героя одноимённой поэмы
М.Ю. Лермонтова, была заветная мечта
...
Попасть на Родину, в горы "где в тучах
прячутся скалы, где люди вольны, как
орлы", и увидеть своих близких, вот
в чём заключась.
2. Воспоминания о народе.
Мечта эта не давала ему покоя.
Он вспоминал родной...дом, мать,...
семью, а отец, как живой стоял в его
памяти, в кольчуге, с оружием и
с гордым неприклонным взором.

3. Попытка к осуществлению плана.
С возрастом стремление на Родину,
любовь к своему народу не покидают
Мцыри. Его мечта всё глубже и глуб -
же закрадывалась к нему вд... в душу, и
он не вси... в силах сдержать влечения
к свободе - убегает.
4. Силы и 4 способности Мцыри, убитые
условиями монастырской жизни.

Но...жизнь в монастыре, которая
заключалась в бессмысленной зубрёш -
ке и чтении молитв, не подготови -
ла юношу к суровым законам жиз -
ни. На пути у него встречается мно -
го препятся... Преодолевание
препят... подрывает его здоровье
5. Преодоление препятствий Мцыри
ведь преград было очень много. За -
росли мешали

Трёх дней побега Мцыри
опять оказывается у монасты -
ря. Тут его и находят в бес -
сознательном состоянии.

6. Последняя просьба Мцыри.
Не... Не в силах перенести
этот тяжёлый удар, М... юноша
умирает потому, что незачем
жить, ведь он с горечью понял,
что на Родину ему не попасть.
...И всё он... Мцыри умирает с
мыслью о Родине. В последней
своей просьбе он просит, чтобы
после смерти его положили".
"Ты перенесть меня вели в наш
сад, в то место, где цвели
акаций белых два куста...
Трава меж ними так густа,
и свежий воздух так душист,
и так прозрачно-зоо...лотист [золотист],
играющий на солнце лист!
Сияньем голубого дня упьюся я
в последний раз, оттуда ви -
ден и Кавказ! Быть может он с своих
высот привет прощальный мне
пришлёт, пришлёт с прохлад -
ным ветерком!!.

III. Мои мысли о Мцыри.

Я никогда не был вдали
от родителей, от своего дома.
У меня не было причины сильно тос -
ковать, по... также, как тосковал
Мцыри. Но всё равно мне нетруд -
но понять его, отчасти потому,
что М.Ю. Лермонтов очень правдиво
изобразил переживания Мцыри. В
поэме есть такие ле... места, где очень
достоверно описано событие, что...чи -
татель преставляет его... себе так
хорошо, что будто ты... он сам это
видел.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

С детства оторванный от родины, дома, друзей и родных, он лелеет в своем сердце “одну, но пламенную страсть”: вырваться из сумрачного монастыря, “от келий душных и молитв” на волю:
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Рабской покорности и смирению монахов Мцыри противопоставляет не только вольных и гордых горцев, но и саму природу, которая неподвластна никому. Несмотря на то, что “после к плену от привык”, и монастырь успел наложить свой отпечаток на душу юного послушника, надежда на освобождение не покидает Мцыри, наполняя смыслом всю его жизнь.
Совершив побег из монастыря, юноша обретает долгожданную свободу. С радостью и удивлением он впитывает в себя звуки и краски природы. Он научился угадывать “думы” скал и цветов, словно всегда жил на воле, а не среди людей. Причудливые горные хребты, бег облаков, вид “седого, незыблемого Кавказа” будят в его сердце давнюю память о родине, и Мцыри ощущает неудержимую тягу в места своего детства:
Я цель одну -
Пройти в родимую страну -
Имел в душе.
Однако трагедия Мцыри в том, что, вырванный в детстве из привычного окружения, лишенный прямого общения с природой, он не может теперь найти обратной дороги. Заключенный в монастыре, Мцыри только сейчас знакомится с вольными просторами, на протяжении многих лет бывшими в непосредственной близости к нему. Юноше не хватает знаний и умений для самостоятельной жизни в гармонии с природой, поэтому он с горечью сравнивает себя с тепличным цветком, вынесенным доброй рукой в сад:
Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
Чувство горького разочарования ожидает Мцыри, едва успевшего узнать полноту жизни во всей ее красе. Во время героической схватки с барсом юноша проявил свои лучшие бойцовские качества. Упоенный победой, он не замечает ран. Заблудившись, потеряв дорогу и выйдя обратно к монастырю, Мцыри понимает,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
Свободолюбивое сердце Мцыри не может вынести повторного заключения в душных стенах “темницы”. Он предпочитает умереть от смертельных ран, полученных в бою, чем провести всю жизнь в монастыре, в ненавистной неволе.
Уже умирая, Мцыри просит монаха перенести его в сад, в густую траву, где “свежий воздух так душист”. В единстве с природой он хочет провести последние минуты жизни. К тому же “оттуда виден и Кавказ!” Мцыри умирает с мыслью “про милую страну”, такой же одинокий, как и раньше, но гордый и непокоренный.

Навигация по записям

В чем для Мцыри смысл жизни? М. Ю Лермонтов “Мцыри”

В чем для Мцыри смысл жизни? М. Ю. Лермонтов за все время своей творческой деятельности успел создать множество ярких и запоминающихся образов. Среди них меня больше всех привлекает романтический герой Мцыри из одноименной поэмы.

Кавказ с ранних лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести, как родина благородных и возвышенных стремлений. Пребывая на Кавказе, поэт собирает материалы для одной из лучших своих поэм - «Мцыри». Она построена как монолог-исповедь главного героя Мцыри, где он не кается в грехах перед свя­щенником, а открывает ему свои мысли, взгляды. И здесь мы сталкиваемся с двумя различными точками зрения, двумя взглядами на жизнь - монаха из монастыря и Мцыри.

Мцыри - на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде послуш­ника. Попав в обитель шестилетним ребенком, Мцыри долго не мог привыкнуть к монастырю, который для него, сына гор, был сродни тюрьме. Он не мог привыкнуть к тихой обители, где все, казалось, желали ему только добра. Монахи вылечили его, научили понимать чужой язык. Здесь он нашел теплый кров, пищу и одежду. И уже готовился стать священнослужителем, дать монашеский обет, но бежал из монастыря, однако сбился с пути. Обессиленного, полуживого его нашли монахи и опять возвратили в монастырь - его «тюрьму».

Монах, пришедший исповедовать Мцыри перед смертью, недоумевает: почему юно­ша так поступил? Ведь впереди у него была тихая, смиренная, спокойная и размеренная жизнь, посвященная служению Богу. Именно так он сам прожил свою долгую жизнь, таков, по мнению монаха, был ее смысл, и к такой жизни он готовил Мцыри. Но для юноши смысл жизни - свобода.

Я мало жил, и жил в плену, Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Я знал одной лишь силы власть, Одну, но пламенную страсть...

Всеми силами своей души он стремится обрести свободу, попасть на родину, туда, «где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мцыри упрекает монаха за то, что тот спас его от смерти.

Зачем?.. Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах.

Сколько горя и несчастий принесла ему эта тихая обитель! Он «никому не могска- затьсвященныхслов «отец» и «мать», не слышал звуков родной речи, не мог любоваться красотами родного Кавказа. Бежав из монастыря, Мцыри целых три дня был свободен. Но эти три дня стоили всей предыдущей его жизни. Общаясь с природой, он вспомнил родной край, отца, мать, сестер, свое недолгое счастливое детство в родном краю. Монах, не разделяя взглядов Мцыри, пытается узнать, что же делал он вне стен монастыря, на воле? И удивился, когда услыхал:

Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

И приходит к выводу: конечно, для воли! И пусть она была недолгой - всего три дня, - пусть даже жестокой - юноша получил в схватке с барсом тяжелые смертельные ранения, - но это была свобода.

Увы! за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял.

Всю свою недолгую жизнь Мцыри стремился уйти «от келий душных и молитв в... чудный мир тревог и битв», но мечте его не суждено было сбыться.

Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз, Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет.

Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить стремление человека к свободе, к свету, не остановят стремление познать мир. И подтверждение тому - жизнь Мцыри.

Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал.
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
М. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов в юности отдает дань романтизму, создавая в своих произведениях образы стойких и смелых, решительных и несгибаемых бойцов. По большей части они гибнут, но не изменяют себе, своему идеалу.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди

Вольны, как орлы.
Я ату страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской.
Таков герой поэмы “Мцыри”. Он мечтает вырваться из монастыря, который воспринимает как тюрьму. Жизнь для Мцыри – это борьба, а не спокойное сытое существование вдали от тягот и тревог. Размеренный и спокойный быт монастыря не убил в герое мечту вырваться на свободу, попасть в привычную с детства обстановку полубивуачной жизни. Мцыри – дитя природы, он прекрасно понимает ее звуки, чувствует свою кровную связь с окружающим миром свободы и красоты.
Кругом меня цвел божий сад;
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.
Но сильнее любви к природе, к женщине звучит в Мцыри жажда обрести потерянную родину. Он готов терпеть Любые лишения ради заветной цели:
В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
Хотелось мне… но я туда
Взойти не смел. Я цель одну –
Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог Страданье голода как мог.
Не вина, а беда героя, что не суждено ему вырваться на родину, осуществить свою заветную мечту, взлелеянную “слезами и тоской”. Герой понимает, что на нем “печать свою тюрьма оставила… ” Так и незачем жить, если не вырваться на волю. В монастыре-тюрьме Мцыри больше не может и не хочет находиться, предпочитая смерть прозябанию. Но умирая, герой хочет видеть свою далекую, недосягаемую родину. Умирает тело, но не сломлен дух.
Там положить вели меня.”
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Стану думать я, что друг
Брат, склонившись надо мной.-что
вполголоса поет мне про милую страну…


Главным героем поэмы Михаила Лермонтова « » является мальчик, который был пленен русским генералом и оставлен в одном из грузинских монастырей по причине серьезной болезни. Умирающего мальчика выходил один из монахов. Позже мальчика крестили и дали имя Мцыри. Всю свою жизнь Мцыри провел в монастыре. Он уже начал забывать свою родину, культуру, обычаи и традиции, ведь другой жизни не знал и не видел. И вот, в один из дней, когда Мцыри готовили к принятию монашеского обряда, мальчик решается на побег. Он воспользовался страшной грозой, которая обрушилась на город и под покровом грома и молний бежит из монастыря.

Мцыри искали около трех дней, но так и не нашли. Только по счастливой случайности его окровавленное тело было найдено в степи около монастыря. Монахи принесли его обратно в монастырь. Мцыри отказывался говорить с кем-либо. Только старому монаху, который однажды уже спас ему жизнь мальчик открыл свою душу. В место исповеди старец услышал рассказ о том, как жил Мцыри эти три дня.

В первый день своего путешествия Мцыри ощущал единение с природой. Он любовался крутыми склонами и заливными равнинами. Все это было для мальчика новым, неизведанным. Поэтому каждый миг, проведенный на свободе, приносил Мцыри наслаждение.

Второй день принес Мцыри встречу с прекрасной грузинской девушкой. Он был очарован женской красотой. Мальчик задумывался даже остаться с ней, но тогда нужно было предать свою мечту – увидеть родину, поэтому Мцыри решает идти дальше.

В третий день мальчик сбился с пути. Теперь он не знал, куда идти дальше. Мцыри отчаянно пытался найти нужную дорогу, пока на его пути не стал барс. Вооружившись палкой, мальчик вступает в неравный бой с лесным животным. Мцыри удается сокрушить страшного зверя, но победа достается ему огромной ценой. Его тело было изрезано острыми когтями барса. Мцыри из последних сил продолжал свой путь, пока не вышел к аулу. Казалось, что он дошел до своей цели, но звон монастырского колокола известил мальчика о том, что тот вернулся назад. Мцыри сделал огромный круг и вернулся туда, откуда сбежал.

Умирая, мальчик просит лишь об одном, чтобы его похоронили в том месте, откуда видны родные горы Кавказа. Может показаться, что все проделанное Мцыри было зря, но это не так. Хоть на три дня мальчик стал ближе к реализации своей детской клятвы – возвращение на родину. Он совершил подвиг, во имя которого отдал свою жизнь. Мцыри верил, что если не в этой, то в следующей жизни он обязательно вернется домой.



Вверх