В чем конфликт катерины с темным царством. Образ катерины кабановой в пьесе "гроза", конфликт героини с "темным царством". Что такое кульминация

Накануне реформы 1861 года пьеса «Гроза» стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского - народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнета неподвижного «темного царства» и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды. Все это было ново по сравнению с «натуральной школой». В каждой талантливой написанной драме есть основной конфликт - то главное противоречие, которое ведет действие, проявляется так или иначе во всех событиях, в столкновениях взглядов и чувств, страстей и характеров.

Именно в конфликтах между людьми, в столкновении разных взглядов, убеждений, нравственных представлений и в конфликтах «внутренних», когда в сознании человека борются противоречивые мысли и чувства, полнее всего раскрываются человек и общество, в котором он живет. Каков же основной конфликт в «Грозе»? Может быть, это противоречие между самодурством и приниженностью? Нет. В пьесе превосходно показано, что насилие поддерживается покорностью: робость Тихона, безответственность Бориса, терпеливая деликатность Кулигина словно бы придают духу Кабанихе и Дикому, позволяют им куражиться как только вздумается.

Острое, непримиримое противоречие возникает в «Грозе» тогда, когда среди придавленных тиранством, среди тоскующих, холопствующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, в силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении.

Конфликт «Грозы» своеобразен. Его можно рассматривать двояко. Сам Островский определил свое произведение как драму, но это дань традиции. Действительно, с одной стороны, «Гроза» - это социально-бытовая драма, но с другой - трагедия. Как для драмы, для этого произведения характерно особое внимание к быту, стремление передать его «плотность». Писатель подробно обрисовывает город Калинов. Это собирательный образ поволжских городов России. Город расположен на берегу Волги, всегда символизирующей Россию. Вот почему немаловажную роль в произведении играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одни герои видят окружающую красоту. Например, Кулигин восклицает: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!».

Другие герои пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, картина ночного гуляния молодежи, песни, рассказы Катерины о детстве - все это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает ее с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царят грубость и бедность, здесь «честным трудом никогда не заработать» «насущного хлеба», здесь купцы «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти», здесь приказные потеряли человеческий облик, научившись за деньги строчить кляузы. Жители не видят нового, не знают о нем, да и не хотят знать. Все сведения здесь получают от невежественных странниц, которые убеждают людей, что именно Калинов - земля обетованная.

Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира - кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Она сгущается к концу первого действия: даже природа, как в народной десне, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой.

В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.

В центре этого замкнутого «темного царства» стоит грубая и невежественная купчиха - Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит все новое, поэтому никак не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» - паровоз. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению.

Даже странницы в доме Кабановых другие, из числа тех ханжей, что «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассуждают-то они о «последних временах», о близкой кончине мира. Здесь царит фанатическая религиозность, которая на руку столпам общества, злым ворчанием встречающим живую жизнь. Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины - «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бориса, муки ее совести Добролюбов счел «невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования». Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены «предрассудками», «искусственными комбинациями», «условными наставлениями старой морали», «старой ветошью». Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис.

Возникает вопрос, чем же отличается тогда Катерина от других героинь Островского, таких как, например, Липочка из «Своих людей…»: «Мне мужа надобно!… Сыщите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку». Вот уж для кого «условные наступления морали» действительно не имеют никакого нравственного авторитета. Эта девушка грозы не испугается, сама геенна огненная таким «протестанткам» нипочем!

Говоря о том, как «понят и выражен сильный русский характер в «Грозе», Добролюбов в статье «Луч света в темное царстве» справедливо подметил «сосредоточенную решительность» Катерины. Однако в определении ее истоков он полностью ушел от духа и буквы трагедии Островского. Разве можно согласиться, что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей» ?

Нетрудно заметить в «Грозе» трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной. Конфликт «Грозы» вбирает в себя тысячелетнюю историю России, в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувстия национального драматурга.

Когда свершилось падение Катерины, она становится смела до дерзости. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она. Эта фраза предрешает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Отсутствие надежды на прощение и толкает ее на самоубийство, грех еще больший с точки зрения христианской морали. Но для Катерины уже нет никакой разницы, все равно она уже душу погубила. Не почувствовав первозданной свежести внутреннего мира Катерины, нельзя понять жизненной силы и мощи ее характера. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.

Героиня Островского - поистине луч света в «темном царстве». В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты - вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.

В образе Катерины Добролюбов видел воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. «…Конец этот кажется нам отрадным, - пишет критик, - легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами». В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, «доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…» В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась «великая народная идея» - идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта - Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим - останавливается у первой станции железной дороги…».

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился главный конфликт эпохи - конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом, подавляющим эту личность. Этот конфликт - главный конфликт середины девятнадцатого века - отразился в драме в виде столкновения Катерины с «темным царством». Сущность этого конфликта очень точно охарактеризовал Н.А. Добролюбов: «В... личности мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни». Столкновение личности и общества было неизбежно накануне коренных реформ, потрясших все русское общество, и Островский был первым из русских писателей, показавших всю трагичность этого столкновения.
Всех героев драмы можно разделить на две группы: это хозяева «темного царства» и их жертвы. К первой группе относятся Дикой и Кабаниха, ко второй - практически все остальные персонажи драмы.
Неизбежность конфликта между ними ощущается уже в самом начале пьесы. Мы видим, как Кулигин восхищается красотой великолепного пейзажа, открывающегося с высокого берега Волги, и тут же слышим, как бранит за что- то своего племянника Дикой и «пилит» своих домашних Кабаниха. Гармония природы как бы противопоставлена «жестоким нравам», царящим в человеческом обществе.
Савел Прокофьич Дикой, богатый купец, чувствует себя хозяином в городе. Его власть основана на силе денег, поэтому он может даже городничего снисходительно похлопать по плечу. Дикой чувствует свою силу, свою безнаказанность в мире «темного царства» и поэтому вдоволь куражится над теми, кто зависит от него: над своими домашними, Борисом, мужиками. Его можно охарактеризовать одним словом - «самодур». Но гораздо страшнее Дикого, как мне кажется, Марфа Игнатьевна Кабанова - Кабаниха. Это тип домашнего тирана, она «как ржа железо» точит своего сына Тихона, дочь Варвару, сноху Катерину. Больше всего на свете она боится потерять власть над ними, боится, что они прекрасно смогут жить и без ее мелочной опеки. Кабанова и Дикой олицетворяют в драме те темные силы, которые подавляли личность, унижали достоинство человека, превращали замужнюю женщину в безответную, забитую домашнюю рабыню.
Жертвами «темного царства» являются Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Но разрушающее влияние этой мертвящей среды сказалось на них по-разному. Тихон находится в полном подчинении у своей маменьки; он не смеет возразить ей, не смеет заступиться за Катерину, хотя понимает, что мать относится к ней несправедливо. И лишь гибель Катерины породила на мгновение протест в его сердце, но это был «бунт на коленях», а потом все пойдет по-старому. Борис, в отличие от Тихона, вырос в другой среде (в Москве); ему дико видеть местные обычаи и нравы. Он искренне полюбил Катерину; но он же ее и предал, отказавшись взять с собой в Сибирь. Его предательство стало последним толчком, подтолкнувшим героиню к самоубийству. Кудряш, как и Тихон, вырос в Ка- линове. Он давно понял, что в этом городе ценится только сила, и он умеет постоять за себя. Кудряш слывет в городе грубияном, и даже Дикой его побаивается. Кудряш сумел отстоять свою любовь - он бежит с Варварой. Варвара также смогла приспособиться к этой жизни. Она знает, что все в доме ее матери держится на лицемерии и обмане, и она научилась лгать. «Я тоже раньше не обманщица была, да выучилась, когда надо стало», - говорит она Катерине. Ее принцип - делай все, что хочешь, лишь бы все было «шито да крыто». Но, когда обман раскрывается, она вынуждена тайно бежать с Кудряшом - ведь Кабаниха никогда не согласится выдать ее замуж за конторщика Кудряша. Поступок Варвары нельзя считать протестом против удушающих порядков «темного царства»; это лишь способ сохранения своей минимальной свободы и своей личности.
«Темному царству» противостоит в драме Катерина. Хотя она происходит из той же купеческой среды и воспитывалась в тех же условиях, что и Варвара с Тихоном, но сама атмосфера в семье Катерины была другой. Это была атмосфера любви, взаимопонимания, и поэтому, попав в дом Кабановой, в атмосферу страха и обмана, она чувствует себя как птица, попавшая в клетку. Образ птицы вообще не случайно связан с образом Катерины. Она говорит Варваре: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но Катерина не может вырваться из клетки кабановского дома. Катерина не принимает атмосферу лжи и обмана дома Кабановых, и поэтому героиня мучается из-за того, что вынуждена обманывать мужа, любить тайно, скрывать свои чувства. Но Катерина наделена не только чувствительной душой, но и сильным, решительным характером. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Героиня Островского сильно страдает из-за того, что ее лишили права любить и быть любимой. Тихон сам отталкивает от себя Катерину, и у нее, к сожалению, нет детей, ради которых она стерпела бы все. Поэтому Катерина так откликнулась на любовь Бориса, но эта любовь, кроме непродолжительного счастья, принесла Катерине новые страдания. Ей не нужна «ворованная» любовь. Во время страшной грозы Катерина, боясь быть внезапно убитой и поэтому страшась предстать перед богом непричащенной, во всех своих грехах признается мужу, кается перед ним и перед людьми. Но после этого признания жизнь героини становится еще более невыносимой. Тихон простил ее, но никогда не простит ее Кабаниха за то, что Катерина призналась прилюдно, «опозорила» семью. Для героини есть только один выход - бежать с Борисом, но он малодушно предает ее, советует ей «терпеть». И тогда для Катерины остается только один путь - броситься в Волгу, потому что вернуться домой еще страшнее, страшнее смерти, это значит обречь себя на медленную, мучительную смерть.
Н.А. Добролюбов написал в статье «Луч света в темном царстве», что гибель Катерины - это «страшный вызов само дурной силе». Критик видит в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности». Героиня пьесы Островского осмелилась бросить вызов всему «темному царству», и в столкновении с ним она погибает. В этом и заключается трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме «Гроза».

Гибель главной героини показана драматургом как следствие безвыходного положения в «темном царстве». Конфликт в пьесе построен на столкновении свободолюбивой Катерины с миром диких и кабановых, с законами, основанными на унижении и издевательстве.

Молодая женщина пошла против самодурства с сознанием права на жизнь, счастье, любовь. В порыве борьбы она готова умереть, если дух мракобесия не удастся сломить.

Романтическую мечтательность выработала в Катерине та обстановка, в которой она воспитывалась в детстве. Чувствительность и религиозность героини стали толчком к свершившейся трагедии.

Это одновременно и любящая, и страдающая женщина. Родившееся в ее мечтательной душе чувство к племяннику Дикого Борису явилось для нее величайшим потрясением, охватившим всю душу. Катерина понимает «греховность» своей страсти. Сначала она пытается подавить ее. Когда женщина просит мужа забрать ее с собой или взять с нее «страшную клятву», это борьба с собой, искренняя попытка спастись от греха. Катерина готова нарушить все устои и уклады «темного царства» ради любви и свободы, она целиком отдается естественному порыву.

После мучительных колебаний рождается решение последовать велению сердца. В душе героини побеждает страсть, которая одновременно и приводит к трагедии, и раскрывает богатство внутреннего мира Катерины. Любовь же Бориса испытаний не выдерживает: он уезжает по приказу дяди в Сибирь, оставляя Катерину на муки в доме свекрови. Героиня как-то успокаивается, просветляется в момент, когда самозабвенно выкрикивает слова признания в грехе. Это степень последнего отчаяния… Юная женщина, не имеющая ни в ком поддержки, очень одинокая в мире, где ее естественные потребности не могут быть удовлетворены, погибает. Своим поступком она не только попирает кабановские понятия о нравственности. Катерина открыто протестует против религиозных догматов, осуждающих самоубийство, утверждающих нерушимость церковного брака.

Мне кажется, что трагедия Катерины Кабановой - в ее обостренной совести, в какой-то святости, которые так не подходят для мира, в котором она живет. Смерть ее - печальный выход, потому как жить по совести, быть счастливой и свободной, как птица, не представляется возможным.

6. Проблема жанровой интерпретации пьесы «Гроза» (трагедия или драма).

Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” - спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы.

Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом. Варвара убеждена, что можно делать все, что душа пожелает, лишь бы все “шито да крыто” было. Катерине же скрыть свою любовь к Борису не позволяют угрызения совести, и она прилюдно признается во всем своему мужу. И даже Борис, которого Катерина полюбила именно за то, что, как она думала, он не такой, как остальные, признает над собой законы “темного царства” и не пытается ему противостоять. Он безропотно терпит издевательства Дикого ради получения наследства, хотя прекрасно понимает, что тот сначала “надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость”.

Помимо внешнего конфликта существует еще конфликт внутренний, конфликт между страстью и долгом. Особенно ярко он проявляется в сцене с ключом, когда Катерина произносит свой монолог. Она разрывается между необходимостью бросить ключ и сильнейшим желанием не делать этого. Почти с самого начала пьесы становится ясно, что героиня обречена на гибель. Мотив смерти звучит на протяжении всего действия. Катерина говорит Варваре: “Я умру скоро”.

Катарсис также связан с образом Катерины, причем ее гибель потрясает не только зрителя, она заставляет иначе заговорить и героев, которые доселе избегали конфликтов с сильными мира сего.

По силе и масштабности личности с Катериной может сравниться только Кабаниха. Она - главный антагонист героини. Кабаниха все силы кладет на отстаивание старого уклада жизни. Внешний конфликт выходит за рамки бытового и принимает форму общественного конфликта. Судьбу Катерины определило столкновение двух эпох - эпохи устойчивого патриархального уклада и новой эпохи. Так конфликт предстает в своем трагическом обличье.

Но в пьесе присутствуют черты и драмы. Точность социальных характеристик: общественное положение каждого героя точно определено, во многом объясняет характер и поведение героя в разных ситуациях. Можно вслед за Добролюбовым разделить персонажей пьесы на самодуров и их жертв. Каждое лицо в пьесе получает долю значимости и участия в событиях, даже если оно не связано напрямую с центральной любовной интригой. Подробно описана ежедневная жизнь маленького приволжского городка. “На первом плане у меня всегда обстановка жизни”, - говорил Островский.

В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в Грозе удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове. В русской трагедии Островского сталкиваются, порождая мощный грозовой разряд, две противостоящие друг другу культуры – сельская и городская, а противостояние между ними уходит в многовековую толщу российской истории. Гроза в такой же мере устремлена в будущее, в какой обращена и в глубь веков. Для ее понимания нужно освободиться от существующей путаницы, берущей свое начало с добролюбовских времен. Обычно Домострой с его жесткими религиозно-нравственными предписаниями смешивают с нравами народной, крестьянской Руси.

Домостроевские порядки приписывают семье, сельской общине. Это глубочайшее заблуждение. Домострой и народно-крестьянская нравственная культура – начала во многом противоположные.

За их противостоянием скрывается глубокий исторический конфликт земского (народного) и государственного начал, конфликт сельской общины с централизующей, формальной силой государства с великокняжеским двором и городом. Обращаясь к русской истории, А. С.

Хомяков писал, что областная земская жизнь, покоясь на старине и предании, двигалась в кругу сочувствий простых, живых и, так сказать, осязаемых, состоя из стихии цельной и однородной, отличалась особенною теплотою чувства, богатством слова и фантазии поэтической, верностью тому бытовому источнику, от которого брала свое начало. И наоборот: дружина и стихии, стремящиеся к единению государственному, двигаясь в кругу понятий отвлеченных…

или выгод личных и принимая в себя беспрестанный прилив иноземный, были более склонны к развитию сухому и рассудочному, к мертвой формальности, к принятию римского Византийства в праве и всего чужестранного в обычае. Домострой, частью отредактированный, а в значительной (*60) части написанный духовным наставником Ивана Грозного Сильверстом, был плодом не крестьянской, а боярской культуры и близких к ней высших кругов духовенства. В XIX веке он спустился отсюда в богатые городские слои купечества. Нетрудно заметить в Грозе трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной.

Конфликт Грозы вбирает в себя тысячелетнюю историю России, а в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувствия национального драматурга. Случайно ли живая сельская жизнь приносит в Калинов запахи с цветущих заволжских лугов? Случайно ли к этой встречной волне освежающего простора протягивает Катерина свои изнеможенные руки? Обратим внимание на жизненные истоки цельности Катерины, на культурную почву, которая ее питает. Без них характер Катерины увядает, как подкошенная трава.

А уже коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. А. Островский На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал са­мобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом «самодурной» Силе и предвещала наступление конца «темного царства». Добролюбов назвал Ка­терину, главную героиню драмы «Гроза», характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве». Светлой, но глубоко страдающей предстает перед нами Катерина. Счастливым и безоблачным было ее детство. Мать в ней «души не чаяла». Окруженная лаской и заботой, привольно жила она в родительском доме. «Таково хорошо было», - вспо­минает она. Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли: «Я жила... точно птичка на воле». Она любила посещать церковные богослужения: там как будто ангелы летают и поют. «Рано утром в сад уйду... упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу», - рассказывает Катерина. Она не терпит обид и отвечает на них пылко и решительно: «Такая уж я зароди­лась, горячая! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбе­жала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега». И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время реши­тельная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина оказывается в обстановке, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Грубая и властная свекровь точит ее своей мелкой придирчивостью на каждом шагу: «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны». Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока терпится», или: «Я уйду, да и была такова». И совсем завяла бы Катерина, если бы в ней не родилось чувство протеста против такой жизни: «В окно выброшусь, в Волгу ки­нусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины растет чувство оскорбленного достоинства. Весь разговор с Тихо­ном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаян­ная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять ее с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Кате­рина в отчаянии. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встретился человек, не похожий на всех остальных. Она готова на все для любимого человека. Не может она лгать, обманывать: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Недолго продолжались радость и счастье любви. Катерина не хочет и не может таить своего «греха» и кается перед мужем. Но не о слабости Катерины говорит это признание. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась; она увидела Бориса; потом услышала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза да­ром не пройдет»; затем пророчество барыни. И, наконец, самое страшное для Кате­рины, когда она видит изображение геенны огненной. Катерина с надеждой обращается к Борису, но он не может ей помочь и отступа­ет от нее. Смириться, терпеть постоянные истязания и издевательства Кабанихи она не может: «Куда теперь? Мне что домой, что в могилу - все равно». В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства - страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают да вернут домой «насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны. Протестуя, но не сдаваясь, уходит она из жизни. «Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет», - пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». В Катерине он видел «русский, сильный характер», который выдерживает себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Вверх