Три типа речи в русском. Типы речи в русском языке

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи , имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение .
Описание изображается какое-либо явление действительности путем перечисления егопостоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Например:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

Повествование - это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности ; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
Например:
И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)



Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны) , а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Например:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Г. Паустовский)

Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

дения языком и уровня культуры речи и пр. (Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел»). Обратная связь осуществляется в виде ответа – нового высказывания либо в виде дей-

ствий, поведения, определяемого первым высказыванием.

Типы речи (текста)

В зависимости от целей высказывания и от его содержания в античной риторике разграничивали повествование, описание и рассуждение; в наши дни введено также понятие смешанного (контаминированного) текста.

В п о в е с тв о в а н и и излагается последовательность событий, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Повествование – самый подвижный, динамичный тип речи, считается, что он наиболее доступен детям.

В о п и с а н и и нет событий, сюжета, изображаются картины природы, ландшафта, отдельные явления, предметы, портреты; представляет интерес также сравнительное описание, описание картины и пр. Примеры тем описаний: «Гроза», «Лес в сентябре», «Колокольчики», «Рожь» – картина Шишкина». Описание может быть художественным, образным и строгим, научным, «деловым».

Р а с с у жд е н и е м называется такой тип речи (и текст), в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры, чьи-то мнения, доказательства; в итоге автор делает вывод. Модель рассуждения:

Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип речи. В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям; объяснение причинно-следственных связей явлений: доказательство с помощью примеров, собственных наблюдений и пр.; построения умозаключений; работа над обобщениями и выводами. Примеры тем для рассуждений: «Лучшая профессия», «Почему надо беречь птиц?», «Как стать сильным и умелым?», «Кем быть или каким быть?».

Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».

Начальная школа делает первые шаги и в сторону стилистической дифференциации текстов: дети уже в I классе начинают понимать, что домашняя манера говорить, детская лексика, диалектная и просторечная в школе звучать не должны. Они различают также раз-

говорно-бытовую и литературно-разговорную речь. В письменных изложениях и сочинениях они учатся дифференцировать две стилевые разновидности: эмоционально-образный стиль и научный, «деловой». Так, в школе проводится сочинение «Береза» в научном ключе (ствол, ветви, листья, семена, березовый лес, древесина и пр.) и художественное сочинение о березе в зимнем наряде, в осеннем золоте, в весеннем кипении. Так у детей формируются умения коммуникативного выбора синонимических средств языка.

Теории строения текста

В 50–60-е годы интенсивно развивалась лингвистика текста. В ее основе признание того факта, что текст, как и предложение, тоже имеет регулярно воспроизводимые типы связей и, следовательно, свои единицы текста – «сложное синтаксическое целое» (ССЦ). Эти компоненты текста в графическом оформлении обычно совпадают с абзацем, но деление текста на абзацы произвольно, индивидуально, а ССЦ подчинены системе. Систему создают типы связей, они здесь проиллюстрированы примерами (см. также: Лосева Л. M. Как строится текст. М., 1980):

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолча ли, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданныйкустик и стал глядеть кругом (И. С. Тургенев. Бежин луг).

Слова я, мальчики изаблудился связывают данное ССЦ с предыдущим текстом: из него читатель узнал, кто я, кто такиемальчики и почему сказанозаблудился. Они во втором предложении – это местоимение, оно связывает второе предложение с первым(мальчики – они). Такую же роль выполняют местоименияменя, я, мы.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески.

Огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они еще долго не могли примириться с моим присутствием.

Упоминание собак связывает весь компонент текста с предыдущими его частями. И далее у Тургенева:

Всего мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)

2. Логические связи. Мальчики, узнав, что ночной гость – помещик, помолчали, посторонились. Читатель с самого начала знал, что я – барин, а мальчики узнали только в указанный момент.

3. Лексические связи. Повторяются слова мальчики, круглое красноватое отражение

и за черту круга.

4. Синонимические связи: огни, пламя.

Антонимические отношения: они легко прослеживаются в дальнейших описаниях мальчиков: разговорчивый – молчаливый.

5. Местоименные замены – их в данном тексте много.

6. Наречные замены – около костра итам.

7. Союзы, связывающие предложения.

8. Частицы в роли средств связи: далее, бы, ли, не.

9. Интонационные связи, которые на письме частично передаются пунктуацией: вопросительным знаком, многоточием, восклицательным знаком.

10. Связующим средством в ССЦ может служить и тип связи между предложениями. Цепная связь:

Сверкнул ослепительный зигзаг молнии. И сразу же, почти в то же мгновение, раскололось небо над головой. Дрогнули стены, задребезжали окна...

Последовательное развитие событий:

Цепная связь: возврат к прошлому:

Иван Иванович едет на Дальний Восток. Побывать в Уссурийской тайге – его давняя мечта. Ко

гда то он с упоением зачитывался книгами В. К. Арсеньева...

11. Параллельная связь:

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Первое предложение задает общую тему, три последующих, параллельные друг другу, раскрывают ее.

В основе компонента текста лежит противопоставление, оно связывает текст в единстве противоположностей (тоже параллельная связь):

Есть люди активные и общительные, искренне почитающие себя альтруистами, благодетеля ми и знатоками других людей. Они дают советы, поучают... Они не подозревают, что не видят людей, с которыми общаются. Они думают, что любят, но не умеют любить.

Есть и другой тип. Представители его чаще всего люди тихие и незаметные, робкие и застен чивые. Они рады бы осчастливить мир, но убеждены, что он, такой большой и сложный, их благо деяний не примет, отвергнет и посмеется. Они пассивны, ибо боятся, что активность их причинит другим людям лишь неприятности.

12. Связующую роль выполняют вводные слова и предложения, обобщающие конструкции, выводы в итоге рассуждения, парадоксальные, неожиданные суждения.

Недаром текст называют «связным»: действительно, средств связи множество, но пишущий и тем более говорящий не всегда осознают и прогнозируют их.

Факторы речевого развития человека

Для понимания процесса речевого развития человека, особенно движущих сил этого развития (факторов), очень много дает исследование первых его шагов, т. е. речи ребенка в самом начале овладения языком.

Психолог Н. И. Жинкин показал, каков механизм усвоения языка ребенка. Впрочем, модель этого механизма годится и взрослым: «При передаче сообщения вводится (в мозг человека. – М. Л .) два вида информации – а) о предметах и явлениях действительности и б) о правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь» (Жинкин Н. И. Коммуникативная система человека И развитие речи в школе// Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4–8 классах. М., 1969. С. 104). Слушая речь окружающих, ребенок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливает а н а л о г и и и в языке, связывает аналогии значений с аналогиями форм. Так, уже на ранних ступенях развития ребенок не только пользуется уменьшительно-ласкательными формами, но с помощью встречавшихся суффиксов оценки сам образует их. По аналогии со словамияблоня, вишня он образует «грушня». Услышав названиягрибовподберезовик, подосиновик, онспрашивает: «Акакназываетсягрибподелкой?»

Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речь взрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрыв позволяет практически, на уровне «внутренних обобщений» усвоить простейшие правила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.

Из сказанного вытекает вывод о роли р е ч е в о й (я з ы к о в о й) с р е д ы в овладении речью и языком и, следовательно, в развитии речи. Но это не единственный фактор нормального речевого развития человека; можно назвать и прокомментировать и другие факторы, не менее важные:

– п о т р е б н о с т ь к о н т а к т а с близким человеком, сначала эмоционального

Функционально-смысловые типы речи — такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание, ,

Описание как функционально-смысловой тип — определение, предмет и цель

Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

Тип речи — описание (определение)

Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.

Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.

Цель описания

Цель описания д ать адресату наиболее полное представление о предмете.

Особенности описания

Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное.

Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.

Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.

Определение

Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).

При определении понятия можно использовать пример-иллюстрацию

(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).

Объяснение

Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,

Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.

Характеристика

Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Типы речи - разграничение речи по обобщенному значению на повествование, описание, рассуждение.

Повествование - тип речи, в котором излагаются события в определённой последовательности.

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:

  • экспозиция
  • завязка
  • развитие действия
  • кульминация
  • развязка

Произведения повествовательного типа речи могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом - о самом действии.

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Повествованию свойственны:

  • сообщение о развивающихся событиях, действиях или состояниях;
  • динамичность;
  • ведущая часть речи - глагол или слова со значение движения.

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.

М.Ю. Лермонтов

Описание - тип речи, где описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

  • общее представление о предмете;
  • описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
  • авторская оценка, вывод, заключение.

В описании широко используются:

  • слова, обозначающие качества, свойства п редметов;
  • глаголы в форме прошедшего времени несовершенного вида, а для особой наглядности, изобразительности - в форме настоящего времени;
  • согласованные и несогласованные определени я;
  • назывные и неполные предложения.

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

И.А. Бунин

Рассуждение - тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой.

Рассуждение может выступать в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога и др.

Рассуждение строится по следующему плану:

  • тезис (высказывается какая-то мысль);
  • аргументы, доказывающие его;
  • вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

Странная это вещь - книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание - и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.

Да, странная вещь - книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

(Н. Морозова)

Список литературы

  1. Шуваева А.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Речь. Текст. - М.: Астрель, 2008.
  2. Уроки развития речи 5, 6, 7 кл. Методическое пособие для учителей. Под редакцией. Канакиной Г.И, Пранцовой Г.В. - М.:Владос, 2000.
  3. Уроки русского языка (собрание материала) ().
  4. Теория. Тесты ().
  5. Повествование ().

Презентация «Типы речи»» ().

Домашнее задание

Определить тип речи.

1 вариант

(1) Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (2) Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (3) Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (4) А главное, каждому признаку надо помочь развиться.

2 вариант

1. Рассуждение. 2. Повествование. 3. Описание.

(1) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру. (2) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (3) И нет уже писателя. (4) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (5) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством.

3 вариант

1. Рассуждение. 2. Повествование, 3. Описание 4. Рассуждение и описание.

(1) Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2) Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города - от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4) Но в первую очередь, и небольшие деревеньки, и сёла с вётлами, колодцами, баньками, тропинками, садами, резными наличниками, пастушьими рожками, соломенными крышами, маленькими единоличными полями (В. Солоухин).

4 вариант

1. Рассуждение. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание.

(1) Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (2) Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук матери мальчик в синей кофточке. (3) Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (4) Я улыбнулся. (5) Молодая мать усадила его на место.

5 вариант

1. Рассуждение и повествование. 2. Описание. 3. Повествование и описание. 4. Рассуждение и описание.

(1) Дуэль! (2) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (3) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (4) Самое позднее - завтра утром. (5) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (6) Сплетник вынужден был осторожничать. (7) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (8) А как же Пушкин? (9) Какая непоправимая, и бессмысленная гибель… (10) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (11) Да, «невольник чести», но ведь чести!

Типы речи - разграничение речи по обобщённому (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение.

Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временн́ой последовательности.

Повествовательные тексты включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). При этом в повествовании может нарушаться последовательность этих компонентов, что часто бывает представлено в художественных произведениях (например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

«Новым» в предложениях повествовательного текста является сообщение о сменяющих друг друга событиях.

Повествование может быть изобразительное и информативное. В повествовательном тексте часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность действий (потом, тогда, через некоторое время), глаголы обычно употребляются в прошедшем времени.

В качестве примера приведём отрывок из рассказа А. П. Чехова «Живой товар»:

Наполнив карманы и бумажник, Бугров спрятал бланки в стол и, выпив полграфина воды, выскочил на улицу.

Ночью, в половине двенадцатого, он подкатил к подъезду гостиницы «Париж». С шумом вошёл он вверх по лестнице и постучался в номер, в котором жил Грохольский. Его впустили. Грохольский укладывал свои вещи в чемоданы. Лиза сидела за столом и примеряла браслеты. Оба они испугались, когда вошёл к ним Бугров.

Описание изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета.

Для описательного текста характерно использование прилагательных, глаголов в настоящем времени.

Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и в художественном.

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными, например: Жираф (жирафа), жвачное млекопитающее. Длина тела 3-4 метра (1/3 составляет шея), высота до темени 4,5-5,8 м, длина хвоста около 1 м, масса 550-750 кг. Обитает в саваннах Африки. Из-за охоты (ради мяса и шкуры) численность невелика. Хорошо размножаются в неволе. Живут до 20-30 лет.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. В качестве примера приведём начало рассказа А. П. Чехова «Барон»:

Барон - маленький, худенький старикашка лет шестидесяти. Его шея даёт с позвоночником тупой угол, который скоро станет прямым. У него большая угловатая голова, кислые глаза, нос шишкой и лиловатый подбородок.

Рассуждение описывает причины свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением (разница - в степени категоричности суждений). В рассуждении обычно присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы и вывод. Приведём два примера рассуждений, используемых в разных стилях речи:

1. На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

2. Исходя из необходимости мобилизации и размещения людских ресурсов, перед разворачиванием строительства инженерных сооружений следует предусмотреть возведение благоустроенного временного жилого городка, в том числе систем энергоснабжения, связи, водоподготовки, канализации, рекреационных и спортивных сооружений.

Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. В качестве примера приведём отрывок из повести К. Паустовского «Золотая роза»:

Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.

На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы - двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы - столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

В представленном отрывке последовательно сменяют друг друга все типы речи - повествование, описание и рассуждение.

Проблемами речи и текста занимается стилистика - раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.



Вверх