Трагедия татьяны шмыги. Труппа Шмыга где

Татьяну Ивановну Шмыгу часто называют «королевой оперетты», вкладывая в это понятие гармоничное сочетание ее уникального актерского таланта и природной музыкальности, целеустремленности художника и добросердечия человеческой личности, самоотверженного труда и преданного служения единственному в ее жизни театру – Театру оперетты. Имя Шмыги уважаемо и авторитетно в музыкальном мире. Оно давно стало своеобразным брэндом искусства оперетты, а звания, титулы и награды, которых она по праву удостоена, составляют внушительный список.

За без малого шестьдесят лет она стала единственной в истории жанра оперетты народной артисткой СССР (1978 г.), лауреатом государственной премии им. М.Глинки (1974 г.), лауреатом Премии Президента РФ (2001 г.), была награждена Благодарностью Президента РФ (2004 г.), медалями «Ветеран труда» (1983 г.), «50 лет Победы в ВОВ» - (1995 г.), «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), орденами «Знак Почета» (1967 г.), «Трудового Красного Знамени» (1986 г.), «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1998 г.), «За заслуги перед Отечеством III степени» (2008г.)

Её творческая биография на сцене началась в 1953 году. Проучившись сначала на вокальном отделении музыкального училища, а затем в ГИТИСе, молодая Татьяна Шмыга вместе с несколькими выпускниками была приглашена мастером курса Иосифом Михайловичем Тумановым в руководимый им Московский театр оперетты для участия в спектаклях современного репертуара. Но дебютировала она в спектакле классического репертуара – в роли Виолетты в оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра», которую поставил легендарный Григорий Ярон. «Нет у меня никакой биографии», – сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна: «Родилась, училась, теперь работаю». И, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография». Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится напрямую к искусству. В ролях не только биография самой актрисы – в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества. За годы работы в театре из молодой, богато одаренной артистки с редким по красоте голосом, выразительной пластикой, изяществом и грацией, Татьяна Шмыга превратилась в блистательную примадонну оперетты. Но произошло это не само собой, а благодаря упорному труду, высочайшей требовательности и стремлению неустанно совершенствовать свое мастерство.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современниц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях – «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой. В свою работу она вкладывала нечто большее, чем просто профессионализм – глубину психологического содержания образа, интересное толкование роли, свои раздумья о жизни и людях. Она привнесла на опереточную сцену свой особый драматический стиль, основанный на полутонах, нюансах и парадоксе, что превратило заданные схемы в живых людей со всеми их достоинствами и недостатками.

Творческий путь Т.И. Шмыги – это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них – Виолетта («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1954 г.), Тоня Чумакова («Белая акация» И. Дунаевского, 1955 г.), Чана («Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина, 1956 г.), Дези («Бал в Савойе» Абрахама, 1957 г.), Лидочка («Москва-Черемушки» Д. Шостаковича, 1958 г.), Оля («Простая девушка» К. Хачатуряна, 1959 г.), Глория Розетти («Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, 1960 г.), Анжель («Граф Люксембург» Ф. Легара г.), Любаша Толмачева («Севастопольский вальс» К. Листова, 1961 г.), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса, 1962 г.), Делия («Куба – любовь моя» Р. Гаджиева, 1963 г.), Элиза Дулитл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, 1964 г.), Мария («Вестсайдская история» Л. Бернстайна, 1965 г.), Галя («Настоящий мужчина» М. Зива, 1966 г.), Мери Ив («Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, 1967 г.), Галя Смирнова («Конкурс красоты» А. Долуханяна, 1967 г.), Дарья Ланская («Белая ночь» Т. Хренникова, 1968 г.), Нинон («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1969 г.), Вера («Нет меня счастливей» А. Эшпая, 1970 г.), Марфа («Девичий переполох» Ю. Милютина, 1971 г.), Зоя-Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана, 1976 г.), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» Ильина, 1977 г.), Диана-актриса («Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» А. Кремера, 1977 г.), Роксана («Неистовый гасконец» Кара-Караева, 1978 г.), Сашенька («Господа артисты» М. Зива, 1981 г.), а также главные роли в опереттах: «Катрин» А.Кремера (1984 г.), «Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха (1988 г.), «Джулия Ламберт» А. Кремера (1993 г.) и «Джейн» А. Кремера (1998 г.)… Перечислить даже самые известные роли, сыгранные Татьяной Ивановной на сцене театра оперетты, нет возможности, ибо репертуар ее огромен и охватывает собой целую эпоху в истории жанра. Татьяна Шмыга была частым и желанным гостем радио и телевидения. После выхода на экраны фильма Э.Рязанова «Гусарская баллада», где она сыграла французскую актрису мадемуазель Жермон, число ее поклонников возросло во много раз, а песенка Жермон, блистательно исполненная Шмыгой, стала одним из эстрадных «хитов».

Народная артистка СССР Татьяна Шмыга была, несомненно, главной актрисой не только Московской оперетты, но и самого жанра в целом. Ее великолепное мастерство, блистательная игра служат примером для подражания. В течение ряда лет она преподавала в ГИТИСе, готовя новое поколение актеров жанра, которому она отдала свое сердце.

Т.атьяна Шмыга относилась к той категории театральных артистов, которые никогда не останавливаются на достигнутом. До самого последнего времени она много и активно выступала на сцене. Величайшая актриса Англии Джулия Ламберт из мюзикла А.Кремера «Джулия Ламберт» или преданная любви и своему сержанту Лефевру Катрин из оперетты «Катрин» А.Кремера, роскошная вдова промышленника Джейн Фаулер из мюзикла «Джейн», специально написанного композитором А.Кремером для Татьяны Шмыги, все эти героини, виртуозно сыгранные замечательной артисткой уже вошли в историю музыкального театра. А исполнение в «Большом канкане» вместе с Герардом Васильевым дуэта Сильвы и Эдвина из оперетты И.Кальмана «Сильва» может служить ярким примером виртуозного владения вокальной техникой, вне зависимости от возраста.

Татьяна Шмыга попробовала свои силы в драматическом театре – явление достаточно редкое в театральной практике, актеры музыкального театра нечасто играют в драматических спектаклях. Поставленный народным артистом СССР Владимиром Андреевым на сцене театра им. Ермоловой спектакль «Перекресток» («Варшавская мелодия – 98») по пьесе Л.Зорина стал заметным театральным событием в Москве. В нем раскрылся замечательный драматический талант актрисы оперетты, причем Т.атьяна Шмыга, также как и в спектаклях Московской оперетты, играла свою роль без дублеров.

В одном из интервью режиссер Роман Виктюк на вопрос, кто для него является «ангелом» в оперетте, сказал: «Конечно, Татьяна Шмыга! Я помню Шмыгу в ее первых ролях. Для меня она была почти религиозным мостом между жизнью и театром с ее невероятной любовью к жизни, которая не угасла по сей день». Яркий, самобытный талант замечательной актрисы, ее огромный вклад в развитие не только жанра оперетты, но и всего российского театра в целом не раз отмечался высокими правительственными наградами. Но для актрисы всегда самым важным мерилом успеха была любовь зрителей, признание ими ее таланта, ее богатой и неподражаемой творческой жизни в искусстве.

Татьяна Ивановна Шмыга (31 декабря 1928, Москва - 3 февраля 2011, там же) - советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Единственная в СССР актриса оперетты, удостоенная звания Народная артистка СССР (1978).

Биография

Детство

Родилась в Москве. Отец - Иван Артемьевич Шмыга (1899-1982). Мать - Зинаида Григорьевна Шмыга (1908-1975).

Семья отца Татьяны Ивановны, поляка по национальности, бежала из Польши в Россию в 1915 году от наступавших немцев. Её дед по линии отца носил фамилию Мицкевич. Но дед рано умер, когда отцу Татьяны Ивановны было всего шесть лет, и её бабушка вторично вышла замуж, сын получил фамилию Шмыга

Детство артистки было благополучным. Родители Татьяны любили театр, слушали П. К. Лещенко и Л. О. Утёсова, вечерами устраивали домашние балы.

В детстве Шмыга мечтала стать юристом, однако позже начала брать уроки пения.

Карьера

В 1947 году Шмыга поступила в музыкально-театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. В 1953 году с красным дипломом окончила ГИТИС имени А. В. Луначарского по классам пения у Д. Б. Белявской и актёрского мастерства у И. М. Туманова.

Сразу же после окончания института её приняли в труппу Московского театра оперетты. Первой её ролью была Виолетта в «Фиалке Монмартра», с первой же роли талант певицы был замечен.

В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки…», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы. В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу по пьесе Б. Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Элизы Дулитл.

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кинофильме, это был фильм «Гусарская баллада». Она сыграла эпизодическую роль французской актрисы Луизы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей «в снегах», в гуще войны.

На протяжении всего творческого пути актрисы, наряду с работой в театре, проходила её концертная и гастрольная деятельность. В репертуаре Татьяны Шмыги были партии Мариетты («Баядера» И.Кальмана), Сильвы («Сильва» И.Кальмана), Ганны Главари («Весёлая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли» Дж. Хермана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и другие. Многие годы её постоянным партнёром в концертной и гастрольной деятельности был заслуженный артист РСФСР, солист Московского театра оперетты Анатолий Васильевич Пиневич.

В 2001 году в издательстве «Вагриус» в серии «Мой 20 век» вышла книга воспоминаний Татьяны Шмыги «Счастье мне улыбалось».

Семья

  • Первый муж: Рудольф Борецкий (1930-2012) - профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодёжного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость» и др.).
  • Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в Московской оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964). Вместе они прожили 20 лет, как сообщила Татьяна Шмыга в передаче Бермана и Жандарёва «На ночь глядя» 21 августа 2007 года.
  • Последний супруг: Анатолий Кремер (1933-2015) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Татьяны, некоторые с успехом шли в Московской оперетте. Они были вместе 35 лет.

Детей у Татьяны Ивановны не было.

Последние годы

Последние годы жизни актриса страдала от болей в ногах, но до осени 2009 года выходила на сцену Театра оперетты в спектаклях «Джейн» и «Катрин».

В апреле 2010 года, когда боли стали невыносимыми, Татьяна Ивановна обратилась к врачам и была госпитализирована в Боткинскую больницу, где у неё диагностировали серьёзные проблемы с сосудами (плохую проходимость, тромбоз). Медикаментозное лечение, серия хирургических операций (включая шунтирование сосудов) не дали ожидаемого эффекта. Осенью 2010 года врачи вынуждены были ампутировать ей ногу. Несмотря на предпринятые усилия, последние недели жизни актриса провела в больнице в крайне тяжёлом состоянии, осложнённом ишемической болезнью сердца и заболеванием крови.

] (31.12.1928 года [Москва]- 03.02.2011 года [Москва])

"Нет уменя никакой биографии, - сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. - Родилась, училась, теперь работаю". И, подумав, добавила: "В ролях вся моя биография...".
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Татьяна Ивановна Шмыга родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве.
Ещё детстве она начала брать частные уроки пения, а впервые вышла на сцену солисткой хора при Министерстве кинематографии.
В 1947 году Татьяна Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.Туманова и С.Штейна. В 1953 году Т.Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра"

Очень скоро Татьяна Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После роли Виолетты последовали роли в спектаклях "Летучая мышь" (Адель), "Веселая вдова" (Валентина), "Граф Люксембург" (Анжель).
В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

Оперетта была ее территорией, там она властвовала безраздельно: в этом жанре всегда было много актрис красивых, талантливых и блестящих, но только Шмыга имела такой абсолютный на него слух, только ей одной он был так послушен.
Ее судьба вместила все парадоксы и трансформации жанра, который по недоразумению назвали "легким". Она в самой себе соединила традиции таких опереточных легенд, как Ярон или Володин, и сумела без потерь донести их до самых роковых для жанра времен, когда на сцены опереточных театров вторгся мюзикл. Не растерялась и тут, с таким же увлечением погрузилась в этот новый музыкальный мир, став первой в СССР исполнительницей роли Элизы Дулиттл в "Моей прекрасной леди"

В 1962 г. Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. В "Гусарской балладе" Эльдара Рязанова она сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию.
Шмыга стала непревзойденной исполнительницей ролей героинь в советских музыкальных комедиях - таких как "Белая акация" (1955), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Цирк зажигает огни" (1960), "Севастопольский вальс" (1961), "Конкурс красоты"(1967).
Творческий путь Татьяны Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них - Дези ("Бал в Савойе" Пауля Абрахама, 1957), Лидочка ("Москва - Черемушки" Дмитрия Шостаковича, 1958), Оля ("Простая девушка" Карэна Хачатуряна, 1959), Делия ("Куба - любовь моя" Рауфа Гаджиева, 1963), Мария ("Вестсайдская история" Леонарда Бернстайна, 1965), Галя ("Настоящий мужчина" Михаила Зива, 1966), Мери Ив ("Девушка с голубыми глазами" Вано Мурадели, 1967), Дарья Ланская ("Белая ночь" Тихона Хренникова, 1968), Вера ("Нет меня счастливей" Андрея Эшпая, 1970), Марфа ("Девичий переполох" Юрия Милютина, 1971), Зоя-Зюка ("Пусть гитара играет" Оскара Фельцмана, 1976), Сашенька ("Господа артисты" Михаила Зива, 1981), а также главные роли в опереттах: "Великая герцогиня Герольштейнская" Жака Оффенбаха (1988), "Джулия Ламберт" Анатолия Кремера (1993) и др.

Татьяна Шмыга была влюблена в сцену, и до последнего не покидала ее. Несмотря на пожилой возраст, меломаны и ценители прекрасного могли увидеть ее, в специально поставленных, оперетте «Катрин» Антона Кремера и его же мюзикле «Джейн», созданном по мотивам произведений Моэма..
Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" и удостоенная Государственной премии России им. М.И.Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Певица и актриса Татьяна Ивановна, как человек обладала потрясающей скромностью, невзирая на все свои регалии и звания. Актриса не считала себя примадонной и смущалась на улице, когда ее узнавали. На вопрос как такая красивая, удачная актриса и певица не заболела «звездной болезнью» Татьяна Ивановна объясняла, что она «просто всю жизнь вкалывала». Но никогда не жалела потраченных сил. Ведь оперетта, по ее выражению, это - » шампанское, которое греет кровь, будоражит сердца, исцеляет душу, делая молодых дерзкими, а людей в возрасте молодыми «.
У нее был очень красивый голос, и сама она была красавица, сохранив красоту до последнего дня

Татьяну Ивановну давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы брали свое, и в конце прошлого года состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.
В конце января актриса попала в реанимацию Боткинской больницы в отделение сосудистой хирургии.
О смерти известной артистки сообщили 3 февраля в Союзе театральных деятелей.

источники -сайт - .kino-teatr.ru

Татьяна Шмыга – известная актриса опереточного жанра, удостоенная многочисленных государственных наград, звания заслуженной артистки РСФСР и народной артистки опереточного жанра.

В 1928 году 31 декабря в семье польского мигранта Ивана Артемьевича Шмыги родилась дочка Таня. Папа Тани был далеким от творчества человеком. Он занимал должность заместителя директора завода в Москве. Деятельность мамы тоже никак не была связана с творчеством. Поэтому трудно было представить, что в этой образованной, интеллигентной, но далекой от творчества семье вырастет звезда, талант которой будет восхищать не одно десятилетие широкую аудиторию.

Хотя утверждать, что семья никак не интересовалось творчеством, было бы тоже неправильно, так как известно, что папа с мамой Тани были почитателями бальных танцев.

Детство

С детства серьезная и задумчивая девочка мечтала о юридической карьере. Однако интерес к песням и танцам, приобретенный в школьный период, постепенно взял верх — неожиданно обнаруженное лирическое сопрано подтолкнуло маму предложить дочери частные уроки, которые помогли бы развить талант. Таня охотно согласилась. Так, мечта девочки о юридической деятельности сменилась желанием превратиться в камерную певицу. Именно поэтому учеба после школы сменилась курсами в музучилище при консерватории. Скоро талант в Тане заметили в Комитете кинематографов, поэтому девушка сразу же была приглашена туда солисткой хора.

Юность

В музыкальное училище им. А. Глазунова Татьяна была принята в 1947 году и в скорости перешла на отделение музыкальной комедии в ГИТИС. Впоследствии звезда рассказывала, что добиться сценических успехов ей помогли вокальные уроки и драматическая школа.


Фото: Татьяна Шмыга в молодости

Рост певицы шел под чутким руководством Иосифа Туманова, Сергея Штейна, Николая Титушина и Аркадия Вовси. Но были в жизни будущей певицы и сложные моменты, когда Таня приняла решение покинуть училище из-за потери на 4 курсе голоса. Видя потрясающий талант Татьяны, педагог Константин Михайлов сделал все возможное, чтобы не позволить девушке сделать неправильный поступок. Со временем Таня вспоминала, что именно благодаря поддержке преподавателей, она смогла и дальше идти вперед, развивая свой талант.

Начало карьеры

Окончив ГИТИС, талантливая молодая девушка была приглашена И. Тумановым в Московский театр оперетты. Творческая биография Татьяны началась в оперетте «Фиалка Монмартра», с чудесно исполненной ролью Виолетты. Работая в коллективе людей, обожающих оперетту и принявших молодую актрису с радушием и теплом, Татьяна Шмыга познала настоящее творческое счастье.

Удачно сложилась и личная жизнь актрисы оперетты. Несмотря на неудачное первое замужество с Рудольфом Борецким, которое было поспешным и необдуманным, в 1954 году произошла встреча Татьяны с новой любовью — Владимиром Канделаки. Он стал не только мужем талантливой начинающей звезды, но и ее главным наставником.

Вспоминая годы, когда ее муж руководил Театром, Татьяна рассказывала, что работать было хоть и трудно, но и очень интересно. Супруга главного режиссера не имела права отказываться от предлагаемых ролей, поэтому на «советской сцене» ей приходилось исполнять все главные опереточные роли.

Было много завистников, которые ничего не могли сказать режиссеру театра, но ей высказывали колкости, упрекая в браке по расчету. Но, что могла сказать жена, искренне любившая своего мужа? Актрисе многие завидовали, так как именно ей доставались великолепные роли Сильвы, Веселой вдовы, Принцессы Цирка. А сложный репертуар, с которым Татьяна работала, заставлял актрису постигать новые высоты, осваивая новые краски драматургии.

Творчество артистки РСФСР

Талант великой актрисы проявлялся во всех ролях, за исполнение которых она бралась. В 1957 году на VI Всемирном фестивале молодых исполнителей Театр оперетты представил новую постановку «Поцелуй Чаниты», где Татьяна великолепно вошла в главный образ. Одной из лучших ее ролей также считается роль Глории Розетти в спектакле-оперетте «Цирк зажигает огни».

Театральная карьера актрисы развивалась стремительно и довольно успешно. Хотя ей не раз приходилось сокрушаться о малом количестве сыгранных классических ролей. Зритель по достоинству ценил талант Т. Шмыги, на всех спектаклях с ее участием в зале не находилось свободных мест. Превосходно были сыграны роли Анжель («Граф Люксембург»), Адель («Летучая мышь»), Валентины («Веселая вдова»). За огромный творческий труд в 1961 году Т. Шмыга была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.

Через четыре года любители опереточного жанра с волнением смотрели премьеру музыкального спектакля «Моя прекрасная леди», в основу которого легла пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион». В главной роли Элизы Дулитл предстала Т. Шмыга. В дальнейшем последовала роль Нинон из «Фиалки Монмартра». Хорошо известные слова Нинон из песни «Карамболина», выполненные актрисой, стали ее знаменитой визитной карточкой.

Звание народной артистки опереточного жанра было присвоено Татьяне в 1969 году. Превосходно сохранив свой чудесный голос, уникальное женское обаяние и юношескую фигуру, актриса продолжала удивлять своего зрителя и в зрелые годы.

Прожив 20 лет с Владимиром Канделаки, актриса нашла свое новое счастье в семейном союзе с композитором Анатолием Кремером. Впервые они встретились в 1957 году, однако любовь их посетила гораздо позже. Этот брак стал для звезды оперетты последним и самым счастливым. Полюбив мужчину в 48 лет, Татьяна поняла, что это тот самый единственный и родной человек. Развод Канделаки сразу воспринял в штыки. С течением времени страсти остыли, но Канделаки так и остался один. Прожив с А. Кремером счастливо тридцать пять лет, знаменитая актриса в интервью рассказывала, что жизнь ей сделала подарок, соединив с Анатолием. Несмотря на то, что они были разными людьми с разными характерами, супруги никогда не пытались переделать друг друга. Для желанной жены композитор написал оперетты «Джейн», «Эспаньола», «Катрина» и «Джулия Ламберт». В них актриса, разумеется, выступала в главных ролях.

В 2011 году 3 февраля после продолжительной болезни прекратило биться сердце великой актрисы, которая получала славу не только в нашей стране, но и в Украине, Чехии, Словении, Грузии, Казахстане, Болгарии, Узбекистане, Бразилии и США.

Вспоминая последний год жизни певицы, Анатолий Кремер рассказывал, что проблемы и сильные страдания из-за сосудов у жены начались годом раньше. Татьяне пришлось пережить несколько тяжелых операций. Самая последняя привела к ампутации ноги. Последние месяцы актриса находилась в очень тяжелом состоянии и лечилась в Боткинской больнице в отделении сосудистой хирургии. К сожалению, тогда судьба талантливой звезды была предрешена, поэтому лечение результатов не дало.

Рассказывая о жене после ее смерти, А. Кремер вспоминал, что Татьяна жутко не любила пиара и переживала, когда о ней что-то писали в газетных изданиях. Отдавая всю свою жизнь творчеству, певица даже не знала, в каком месте в доме хранятся ее многочисленные награды, дипломы, звания и ордена. Татьяна Ивановна была сильным и волевым человеком. Она не любила жаловаться на свои проблемы со здоровьем. Даже когда-то пошутила, назвав себя холоднокровненькой, когда температура у нее по причине болезни была 35,5.

Вспоминая актрису, подчеркнул, что Татьяна Шмыга была удивительным человеком, образцом совести и добра. Будучи кристально чистой, актриса не могла понять, почему современный мир одолевает ужас, пошлость и бездарность. Ее внутренний датчик всегда был настроен на свет и чистоту.

Татьяна старательно скрывала свою болезнь, поэтому кроме родных на улице никто не мог догадаться, как тяжело жизнерадостной певице скрывать свою боль. Татьяна хотела, чтобы зрители запомнили ее красивой, обаятельной и талантливой актрисой, грациозно отплясывающей танец Карамболины.

Последний выход к зрителям на сцену состоялся на юбилейном вечере в ее родном Театре оперетты. А в день ее смерти телевизионные каналы транслировали финальную сцену актрисы, где в спектакле «Джулия Ламберт» она пела слова: «Пусть проходят года. Не кончается жизнь никогда».

Краткая биография Имя: Татьяна
Фамилия: Шмыга
Дата рождения: 31 декабря 1928 | 82 года
Дата смерти: 3 февраля 2011
Место рождения: СССР
Пол: Женский
Семья: Рудольф Борецкий (развод), Владимир Канделаки (развод), Анатолий Кремер
Карьера: Актриса , дубляж , певица
Биография

Татьяна Ивановна Шмыга (1928 – 2011) - советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино. Татьяна Шмыга – единственная в России актриса оперетты, получившая звание Народной артистки СССР.

Родилась 31 декабря 1928 года в Москве.
В 1962 году певица впервые снялась в кино - в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». На сцене и экране Татьяна Ивановна сыграла более 60 ролей. Среди них - Чанита в оперетте «Поцелуй Чаниты» и Глория Розетти в спектакле «Цирк зажигает огни», Любаша в «Севастопольском вальсе» и Виолетта в «Фиалке Монмартра.

Семья. Ранние годы

Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899–1982). Мать - Зинаида Григорьевна Шмыга (1908–1975). Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец – инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. «Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории». Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, «боевое крещение», состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась 4 года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.М. Туманова и С. Штейна.

Театра Оперетты

В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность «артистка музыкального театра». Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в «Фиалке Монмартра» в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.

К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина «Поцелуй Чаниты». Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После «Поцелуя Чаниты» роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина «Цирк зажигает огни».

Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Веселой вдове», Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 г. Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки...», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965 г. в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Э.Дулитл.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Они в то время считались «буржуазными» и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современиц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

В последние годы ее можно было увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте «Катрин» (А.Кремер) и его же мюзикле «Джейн Ламберт», созданном по мотивам произведений С.Моэма. В театре «Московская оперетта» также шёл спектакль «Оперетта, оперетта».

Карьера в кино

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актёрами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме «Гусарская баллада». Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Сочетание изумительного, неповторимого голоса, подобного прозрачному, струящемуся ручейку, неземного обаяния, удивительной пластичности и танцевальности создавало творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной, но и драматической актрисы позволял ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. А её манера исполнения - грация, женственность и лёгкое кокетство сделали её неподражаемой.

Творческий путь Т.И.Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране.
В концертном репертуаре актрисы - Мариетта («Баядера» И.Кальмана), Сильва («Сильва» И.Кальмана), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф.Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли»), Марица («Марица» И.Кальмана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и др.
В ноябре 1969г. Т.И.Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т.Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Личная жизнь

Татьяна Шмыга обладала удивительной скромностью: она всегда смущалась, когда ее узнавали на улице, и не считала себя примадонной. А на вопрос, как она сумела не заболеть «звездной болезнью», отвечала, что «просто всю жизнь вкалывала».

Продолжалась и ее гастрольная деятельность. Т.Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знали и любили не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.
В свободное время Татьяна Шмыга любила читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любила живопись, балет.

Первый муж: Рудольф Борецкий (род. 1930) - Профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; доктор филологических наук. Один из создателей научно-популярного, информационного и молодежного телевидения («Теленовости», программы «Знание», «В эфире - молодость» и др.).

Второй муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Последний, третий супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Вместе они прожили более 30 лет.

Скончалась Татьяна Ивановна после долгой, продолжительной болезни. Шмыга попала в реанимацию Боткинской больницы в январе 2011 г. из-за серьезных проблем с сосудами. Ранее, по той же причине, Шмыга потеряла ногу.



Вверх